PDA

Просмотр полной версии : травма, программа, инграмма ...


Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
15.06.2015, 09:42
..............

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
15.06.2015, 09:43
Психологические травмы - какие они?

Статьи (http://www.b17.ru/article/) / Саморазвитие (http://www.b17.ru/article/?razdel=17)
От автора: Человек не всегда может разделять себя и ситуацию, которая привела к психотравме, Он словно сливается и не может от нее дистанцироваться, посмотреть ,как бы со стороны.Возможно, зная о том, в каких ситуациях чаще всего возникает опасность получения травмы , появятся и больше возможности ей противостоять .
В этой статье я бы хотела кратко описать наиболее часто встречающиеся виды психологических травм,с которыми может столкнуться человек в своей жизни.
1. Шоковая травма
В результате внезапных событий, угрожающих жизни человека или жизни близких ему людей. Сюда можно отнести и внезапную потерю значимого человека ( друга, детей, родителей) , которая была совершенно неожиданной.

2. Острая травма
Кратковременные воздействия - вытекает из предшествующих негативных событий. Сюда можно ,в качестве примера, отнести тяжело переживаемый конфликт,разрыв длительных отношений,социальное унижение и многое другое.

3.Хроническая травма
Длительное нахождение в эмоционально неблагоприятной ситуации. Примером могут быть проживание ребенка в неблагополучной семье,длительная тяжелая жизненная ситуация, проживание в браке,приносящим моральное и физическое насилие и унижение.
Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, от степени его психологической устойчивости к стрессу и к неблагоприятным событиям, от умения справляться с жизненными проблемами и наличия поддержки в его окружении и своевременной помощи.
Теперь ,давайте рассмотрим, что же может являться источниками этих травм.
1. Семейные конфликты
-тяжелая болезнь,смерть,гибель членов семьи
-развод родителей
-гипер опека со стороны авторитетных людей ( родители,бабушки,дедушки)
-эмоциональная холодность и отчуждение внутри семьи
- материально-бытовая неустроенность

2. Неудавшаяся семейная жизнь
-неудачная Любовь ,или дружба
-измена,ревность
-сексуальные проблемы
-одиночество
-неудовлетворение каких либо личных потребностей и запросов
- отсутствие возможности самоутверждения и самовыражения

3. Супружеские конфликты в семье
- борьба за лидерство
- измена,ревность
-развод
-сексуальная неудовлетворенность
-несовместимость характеров
-интеллектуальная и духовная несовместимость
-тяжелая болезнь, смерть или гибель одного из супругов
- конфликты на почве пристрастия к спиртному

4. Конфликтные отношения с детьми
-систематические конфликты
-отчуждение
-патологические пристрастия
- асоциальное поведение

5. Служебные психотравмирующие обстоятельства
-непривлекательность работы ,ее непристижность
- неравномерность,напряженность, необъективность в нагрузках
- конфликт с руководством
-конфликт с сотрудниками
-неудовлетворенность зарплатой
- неожиданное увольнение,сокращение ,страх безработицы

6. Эмоционально-шоковые потрясения
-сильный испуг
-насилие, избиение, угроза со стороны кого то
- ограбление и нападение
- сексуальное надругательство
-аварии, ДТП, катастрофы, стихийные бедствия
-пожар

7. Прочие психотравмирующие обстоятельства
-сексуальные неудачи
-фиксация на случайных сбоях в функционировании органов и систем
- экзамены, конкурсные собеседования,защита диссертаций и тревожное
ожидание результатов



Бекежанова Ботагоз Искракызы

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
15.06.2015, 11:50
Психологическая травма, психотравма

Сохранить (http://vk.com/share.php?url=http%3A%2F%2Fwww.psychologos.ru%2Far ticles%2Fview%2Fpsihologicheskaya_travmazpt_psihot ravma)
7
(http://vk.com/share.php?url=http%3A%2F%2Fwww.psychologos.ru%2Far ticles%2Fview%2Fpsihologicheskaya_travmazpt_psihot ravma)

Автор: Н.И. Козлов (http://www.psychologos.ru/articles/view/kozlovzpt_nikolay_ivanovich)
















http://www.psychologos.ru/images/zachem_obschatsya_kadr_-_360_1400254620.jpg








Жизнь этой женщины - постоянное обращение к проблемному прошлому. Это психотравма или дурная привычка одинокой женщины, склонной к алкоголизму?

Фильм "Амели" Скачать видео




http://www.psychologos.ru/images/snimok_ekrana_2013-12-30_v_23.21.53_1388433643.png




00:00

00:00
Так сложилось, что сегодня психологической травмой люди готовы оправдать почти все что угодно.

Фильм "О чем еще говорят мужчины" Скачать видео



http://www.psychologos.ru/images/thumb/b/bf/Detskaya_psihologicheskaya_travma_Frame_-_1773.jpg/400px-Detskaya_psihologicheskaya_travma_Frame_-_1773.jpg







Такое высмеивание может оказаться причиной психотравмы. А может и не оказаться...

Фильм "Управление гневом" Скачать видео


Психологическая (душевная) травма, или психотравма - теоретический конструкт и эмоционально нагруженное бытовое псевдопонятие (http://www.psychologos.ru/articles/view/psevdoponyatiya) с неопределенным содержанием, отвечающее идеологическим, педагогическим, психотерапевтическим и коммуникативным потребностям людей. Предположительно, психотравма - это вред, нанесенный душевному здоровью (http://www.psychologos.ru/articles/view/dushevnoe_zdorove) человека неблагоприятными обстоятельствами или действиями людей.
Точнее, психологическая травма - гипотетическая причина неадекватного поведения при здоровой психике, связанная с происшедшими в жизни человека трудными, болезненными событиями. Или - погружение в душевное нездоровье по причинам, которые окружающими воспринимаются как уважительные.

http://www.psychologos.ru/images/thumb/d/d9/Chuvstvo_viny_Frame_-_1571.jpg/400px-Chuvstvo_viny_Frame_-_1571.jpg







Вы не сможете уволиться - этим вы создадите чувство вины у своей дочери. Вы ведь знаете, что такое чувство вины?

Фильм "Испанский-английский" Скачать видео


Важно: психическая и психологическая травма - это не одно и то же. Психическая травма - это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. Человек перестает узнавать близких, внимание плавает, речь со странностями, в памяти пробелы, мышление становится спутанным… При психологической травме нарушений функций психики - нет, у человека остаются возможности быть адекватным и успешно адаптироваться к среде.​
Основная претензия к "понятию" психотравма - отсутствие как строго определения, так и каких-либо критериев наличия или отсутствия психотравмы. В медицинской литературе понятие психотравма отсутствует. Наблюдаемых признаков наличия психотравмы - нет. Критериев нанесения психотравмы - нет. Возникновение любого сильного чувства негативного плана может быть интерпретировано как психотравма, нанесенная людьми или обстоятельствами. Соответственно практически любая Маша может обвинить какого-нибудь Васю в нанесении ей психотравмы, если после разговора с ним у нее испортилось настроение, тем более надолго. Ведь вред ее душевному здоровью - нанесен?
При том, что четких, наблюдаемых критериев психотравмы нет, вместо критериев нередко указывают на признаки психотравмы. Насколько основательны эти признаки, предоставим составить свое мнение уважаемому читателю. Итак,
Наличие события, которое оценивается как сильный удар. Неожиданная потеря очень дорогого человека, изнасилование, для ребенка - неожиданный развод родителей (при наличии очень тесных эмоциональных связей с обоими).
Кажется разумным, однако объективным этот критерий признан быть не может, поскольку значимость события - дело очень субъективное, зависящее от культуры местной и конкретного человека. Мудрые люди готовы ко всему (Смотри Душевная страховка (http://www.psychologos.ru/articles/view/dushevnaya_strahovka)), а человек-ребенок (http://www.psychologos.ru/articles/view/chelovek-rebenok) готов устраивать искренние истерики из-за любой мелочи. Что касается детей, то всякий ли ребенок будет воспринимать как удар изнасилование или развод родителей? Оказывается, нет: данные говорят, что восприятие этого очень индивидуально и в больше степени зависит от тех сценариев, которые подсказываются ребенку окружением.
Навязчивость воспоминаний. Среднее время угасания навязчивых воспоминаний у здорового человека - три дня. Если же человек возвращается к пережитому снова и снова, спустя неделю, месяц, а то и годы, причем все новые (да и прошлые события) видятся теперь сквозь призму негатива полученной травмы - это важный признак психотравмы.
Также кажется разумным, однако снова объективным критерием признан быть не может. Длительная навязчивость воспоминаний может говорить не о психотравме, а о дурной привычке человека жить негативными переживаниями и воспоминаниями. Таких людей немало, люди с привычкой к негативному мировосприятию все воспринимают через призму негатива без всяких психотравм, а если они еще не знают, чем себя занять, то для них это естественный образ жизни, и они постоянно занимают себя тяжелыми воспоминаниями: смотри фрагмент из фильма "Амели".
Вовлеченность. Человек не разделяет себя и ситуацию, которая привела к психотравме, не может от нее дистанцироваться, посмотреть на происшедшее спокойно, со стороны. Воспринимает все лично, думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией.
При этом - многие живут так постоянно, у них в принципе нет привычки рассматривать ситуацию, со стороны. Любую мелочь они будут воспринимать - лично. Не умение отделить себя от происшедшего говорит чаще не о психотравме, а о недостаточном уровне развития субъекта.
Серьезные затруднения в обычном душевном функционировании, остановка развития личности.
Активное развитие личности (http://www.psychologos.ru/articles/view/razvitie_lichnosti_kak_avtorskie_deystviya) в принципе характеризует не многих, пассивный личностный рост (http://www.psychologos.ru/articles/view/passivnyy_lichnostnyy_rost) идет всегда в зависимости от внешних обстоятельств, а склонных переживать по любому поводу (переживать так, что "все из рук валится") - всегда достаточно.
Склонность реализовывать жизненные сценарии, направленные на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действиям).
Таких людей вообще достаточно по жизни, и без всяких психотравм.
Мода на психотравмы

http://www.psychologos.ru/images/3/3a/Opyatq_dvoyka.JPG (http://www.psychologos.ru/images/3/3a/Opyatq_dvoyka.JPG) Опять двойка... Наверное, мальчика нужно пожалеть: ведь это типичная психотравма!


В конце 19 века всякая порядочная девушка хотя бы раз в несколько лет обязательно падала в обморок от переживаний. Сегодня такой моды нет. В начале 20 века все психиатры изучали истерические припадки с судорогами, сегодня эта мода канула в историю (http://www.psychologos.ru/articles/view/perezhivaniya_kak_moda). Сегодня на дворе новая мода, мода на психотравмы.
До 80-х годов никто о психотравмах не знал и не говорил, психотравм никто не боялся. С развитием кризисной психологии (http://www.psychologos.ru/articles/view/krizisnaya_psihologiya) понятие "психотравма" стало популярным, психотравмами детей теперь пугают родителей, смышленые дети и сообразительные родители угрозой возможной психотравмы активно манипулируют.
У нас в классе уже у всех есть мобильники! Если ты не купишь мне мобильник, надо мной будут все смеяться, и у меня возникнет психотравма!
Раньше говорили: "Пришел в дурном расположении духа", "Вернулся злой и расстроенный". Теперь говорят солиднее: "Осторожнее, у него психотравма!"
В результате массированного воздействия разговоров об опасностях психотравм многие читатели психологической литературы отравлены мыслью, буд­то вся наша жизнь обусловлена на­шими детскими травмами. Наши родители действительно играют оп­ределяющую роль в нашем развитии, родители отвечают за наше воспитание, но они не ответственны за то, чем мы являемся сейчас. Сегодня я уже взрослый человек, и то, что происходит со мной, уже на моей ответственности. Только приняв на себя эту ответственность, человек способен повзрослеть (http://www.psychologos.ru/articles/view/za_chto_otvechayut_roditeli).
Можно согласиться, что есть люди, предрасположенные к психотравмам, ведущие такой образ жизни и имеющие такие склонности, что на них психотравмы просто липнут. Это - человек-ребенок (http://www.psychologos.ru/articles/view/chelovek-rebenok) (человек, часто проявляющий черты детской позиции в мышлении, эмоциональных реакциях и поведении), еще чаще - переживательная личность (http://www.psychologos.ru/articles/view/perezhivatelnaya_lichnost) (сложение особенностей невротика и человека-ребенка). Что касается личности истероидного плана, то сочинить себе психотравму по любому поводу, для них не просто - просто, а настоящая радость.
Как предупреждать реальные и мнимые психотравмы?
Рецепты просты: снятие анатомического негатива (http://www.psychologos.ru/articles/view/anatomicheskiy_negativ), здоровый образ жизни (http://www.psychologos.ru/articles/view/zdorovyy_obraz_zhizni), развитие позитивного мировосприятия (http://www.psychologos.ru/articles/view/pozitivnoe_mirovospriyatie), развитие взрослости, куда в первую очередь входит ответственность, привычка и умение быть нужным.
Работать ли с психотравмами в психотерапии? Вопрос кажется странным, на самом деле он очень важен. Психотравма вполне может быть реальностью (обстоятельства: стихийное бедствие, массовая гибель людей, в том числе гибель детей, и все происходит на глазах матери), и тогда работа с психотравмой может быть необходимой и оправданной. Однако нередки случаи, когда психотравму ищут (и находят) там, где ее нет, к полной радости как клиента (он оправдывает свою беспомощность), так и психотерапевта (он получил долгого клиента). Как это предупреждать? Смотри Порядок работы с внутренними проблемами (http://www.psychologos.ru/articles/view/poryadok_raboty_s_vnutrennimi_problemami).

Диагноз "психотравма" должен ставиться только в тех случаях, когда других разумных предположений нет.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
15.06.2015, 11:51
Психологическая травма

Дмитрий Борисович Глазков (психолог консультант, администратор) (http://www.eltuicia.ru/author/admin) 08/10/2010 Статьи по психологии (http://www.eltuicia.ru/stati/stati-po-psixologii) Один комментарий (http://www.eltuicia.ru/psixologicheskaya-travma.html#comments)

Психологическая (душевная) травма, или психотравма — вред, нанесенный душевному здоровью человека неблагоприятными обстоятельствами или действиями людей. Погружение в душевное нездоровье по причинам, которые окружающими воспринимаются как уважительные.
Психологическая и психическая травма
Психическая травма — это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. При психологической травме нарушений функций психики — нет, у человека остаются возможности быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. И если возникают экстремальные обстоятельства (пожар, потоп, землетрясение), на время этих событий все травмированные спасают себя с той же бодростью, что и не травмированные. Но как только эти события завершаются, травмированные вспоминают о своих проблемах и возвращаются в свое проблемное состояние. В случае новой игрушки ребенок увлечен позитивом, в случае психологической травмы человек увлечен своим негативом.
Критерии?
В медицинской литературе понятие психотравма отсутствует. Критериев нанесения психотравмы — нет. Возникновение любого сильного чувства негативного плана может быть интерпретировано как психотравма, нанесенная людьми или обстоятельствами. Соответственно практически любая Маша может обвинить какого-нибудь Васю в нанесении ей психотравмы, если после разговора с ним у нее испортилось настроение, тем более надолго. Ведь вред ее душевному здоровью — нанесен?
Признаки психотравмы
Четких критериев психотравмы нет, о признаках говорить можно.
Это:
• Наличие события, которое оценивается как сильный удар. Неожиданная потеря очень дорогого человека, изнасилование, для ребенка — неожиданный развод родителей (при наличии очень тесных эмоциональных связей с обоими). При этом — мудрые люди готовы ко всему, человек-ребенок готов устраивать искренние истерики из-за любой мелочи.
• Навязчивость воспоминаний. Человек, получивший психотравму вновь и вновь возвращается к пережитому, не может об этом не думать, это вспоминается снова и снова. Как следствие, все новые (да и прошлые события) видятся теперь сквозь призму негатива полученной травмы. При этом — люди, не знающие, чем себя занять, постоянно занимают себя воспоминаниями, для них это естественный образ жизни… А люди с привычкой к негативному мировосприятию все воспринимают через призма негатива без всяких психотравм.
• Вовлеченность. Человек не разделяет себя и ситуацию, которая привела к психотравме, не может от нее дистанцироваться, посмотреть на происшедшее спокойно, со стороны. Воспринимает все лично, думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. При этом — многие живут так постоянно, у них в принципе нет привычки рассматривать ситуацию, со стороны. Любую мелочь они будут воспринимать — лично.
• Серьезные затруднения в обычном душевном функционировании, остановка развития личности. При этом — развитие личности в принципе характеризует не многих, а склонных переживать по любому поводу (переживать так, что "все из рук валится" — всегда достаточно.
• Склонность реализовывать жизненные сценарии, направленные на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действиям). Таких людей вообще достаточно по жизни, и без всяких психотравм.
Кому и зачем это надо?
До 80-х годов никто о психотравмах не знал и не говорил, психотравм никто не боялся. С развитием кризисной психологии понятие "психотравма" стало популярным, психотравмами детей теперь пугают родителей, смышленые дети и сообразительные родители угрозой возможной психотравмы активно манипулируют. У нас в классе уже у всех есть мобильники! Если ты не купишь мне мобильник, надо мной будут все смеяться, и у меня возникнет психотравма! Раньше говорили: "Пришел в дурном расположении духа", "Вернулся злой и расстроенный". Теперь говорят солиднее: "Осторожнее, у него психотравма!" Склонность к психотравмам и устойчивость к психотравмам Определенно, есть люди, предрасположенные к психотравмам, ведущие такой образ жизни, что на них психотравмы просто липнут. Это — человек-ребенок (человек, часто проявляющий черты детской позиции в мышлении, эмоциональных реакциях и поведении), еще чаще — переживательная личность (сложение особенностей невротика и человека-ребенка).
http://www.psychologov.net/view_post.php?id=1530 (http://www.eltuicia.ru/goto/http://www.psychologov.net/view_post.php?id=1530)

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
15.06.2015, 11:53
Энграмма (греч. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D 0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA) έν — пребывание в каком-либо состоянии или действии + греч. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D 0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA) γράμμα - все написанное, запись) — термин, введённый в оборот немецким зоологом и биологом (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3) Ричардом Симоном (https://en.wikipedia.org/wiki/Richard_Semon) в начале XX века. В теории мнемизма (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0% B7%D0%BC&action=edit&redlink=1) энграмма — это физическая привычка или след памяти на протоплазме (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D 0%B7%D0%BC%D0%B0)[1] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%ED%E3%F0%E0%EC%EC%E0#cite_note-1) организма, оставленный повторным воздействием раздражителя.

Этимология

Буквально с греческого слово «энграмма» означает «внутренняя запись». Этим словом древние греки обозначали восковые таблички для записи значения различных знаков.[2] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%ED%E3%F0%E0%EC%EC%E0#cite_note-2)
Общие сведения

Стимулы (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%BB) или раздражители оставляют чёткие следы (энграммы) на протоплазме животного или растения. Когда действие этого раздражителя регулярно повторяется, это создает привычку, которая остаётся в протоплазме после прекращения действия раздражителя.
Гипотетический след памяти. По содержанию различают два вида энграмм: образы (отображение статической структуры объекта) и модели действий (программы).
По иерархическим уровням сложности различают первичные энграммы, ассоциации энграмм (две взаимосвязанные энграммы) и ассоциативные сети энграмм.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
15.06.2015, 11:54
Инграммы Инграмма - это полная, вплоть до мельчайшей подробности, запись каждого ощущения, имевшегося в момент полной или частичной бессознательности, вызывающая в дальнейшем отключение от рационального мышления или поведения (аберрацию) у человека. Инграммы составляют основу многих психосоматических и психических заболеваний. В подсознании человека может одновременно находиться множество инграмм. Они, словно мины замедленного действия, выплывают под влиянием ассоциативных обстоятельств и вызывают болезненное состояние организма. Инграммы можно разделить на следующие группы: 1. Кармические инграммы (КИ). Этот вид инграмм наследуется из предыдущих воплощений человека. Они записываются на клеточном уровне при зарождении человека и делают соответствующие «отметки» на кармической оболочке. Неотработка этих поврежденийв настоящем воплощении может привести к кармическим болезням. Методом радиэстензии можно определить, из какого воплощения и сколько инграмм было унаследовано в текущее воплощение. 2. Инграммы пренатального периода (ИПП). Этот вид инграмм записывается в инграммный банк эмбриона в процессе внутриутробного развития. Повреждения, возникающие в пренатальном периоде развития, вызывают образование блоков информации в подсознании (инграммном банке данных) ребенка. Все, что слышит и чувствует мать будущего ребенка, все что происходит в окружении беременной женщины, может быть записано в виде соответствующей инграммы, и оказывать влияние в дальнейшем на здоровье и судьбу ребенка. У зародыша осуществляется запись всех его собственных ощущений, ощущений его матери и фона, сопровождающего эти ощущения. Так например, токсикоз во время беременности, ссоры и скандалы в семье, насилие и иные физические действия над беременными женщинами, грубые слова, болезненные ощущения, нежелание иметь этого ребенка - все это создает отрицательные стрессовые ситуации и лежит в основе образования инграмм пренатального периода. К этой группе относятся: • родовая травма • предродовая травма • ненавидит супруга (супругу) • чувствует себя в глупом положении • ненавидит отца (мать) • соитие • не ценит себя так же высоко, как других • неверие, безбожие • повреждение мозга • вера в Бога изнуряет • чувствует отвращение, антипатию • нуждается в любви • чувствует себя виновным • чувствует себя мертвым • видит бога вне себя • верит в то, что он лишь тело • ребенок нежелателен для родственников • страх перед будущим • стыд • нежелание прощать • порицает Бога • кровосмешение • ненавидит Бога • кармическая болезнь • боится смерти • несдержанность • надоедание, приставание • голод • изнасилование • порка детей • ревность • любовь без взаимности • выкидыш, аборт • убийство • отсутствие чувства принадлежности к какому либо полу 3. Инграммы момента родов (ИМР). Роды представляют собой самый важный, ответственный и часто трагичный для ребенка момент. Такие явления, как кислородная недостаточность, родовые травмы, инфекции у матери, ощущение матерью безмерной боли, страха, ужаса, недоброжелательные высказывания или переживания акушеров - все это может записаться в инграммный банк младенца и послужить причиной многих расстройств в организме ребенка. А далее при возникновении ассоциативных обстоятельств эти инграммы всплывают и являются причиной появления психических и психосоматических болезней уже во взрослом состоянии человека. К инграммам момента родов можно отнести: • Медикаменты • Наложение швов • Резус-конфликт • Преждевременные роды • Запоздалые роды • Маловодие • Плотные кости черепа, швы • Преждевременные воды • Гипоксия плода • Предлежание • Стремительные роды • Быстрые роды • Стимуляция • Наложение щипцов • Рассечение промежности • Вакуум-экстракция • Кесарево-сечение • Реанимация плода • Признаки блокад • Признаки травм Возможны и другие виды инграмм момента родов. 4. Инграммы младенческого и подросткового периода (ИМПП). Маленький человечек вступает в конфликт с окружающей его действительностью - он должен приспосабливаться к социуму, к порядкам и правилам окружающей его жизни. Это может привести к возникновению различных психических травм, и развитию комплексов, которые, в дальнейшем, могут привести человека к психическим и психосоматическим заболеваниям. Существует несколько основных причин возникновения комплексов у ребенка: 1. Конфликт (противоречие). У человека имеется желание, но общество, в котором он воспитывался, или с годами установившиеся принципы запрещают ему это. 2. Побуждение (мотивы). Очень часто можно заметить, что чувство жалости к ребенку его успокаивает. Иной раз, вызывая к себе чувство жалости, ребенок добивается того, что однажды ему разрешают не ходить в школу. Далее, чтобы вызвать жалость к себе, он притворяется больным, и в дальнейшем становится больным на самом деле. 3. Эффект предложения (внушение). Например, ребенку постоянно твердят: «Ты плохо учишься, потому что ты - глупый». Постепенно ребенок начинает в верить ВТО, что он глупый. Он постоянно думает об этом, и позже это приводит его к психосоматическим расстройствам. 4. Штампы (иносказательный язык). Выражения: «Меня начинает тошнить от тебя», «голова от тебя раскалывается» и т.п., повторяемые постоянно социально значимыми взрослыми, в подсознании переводятся в условный язык, вызывающий инграмму и, как следствие, болезнь. 5. Идентификация (идентичность, похожесть). Ребенку часто повторяют: «Ты такой же, как твой отец (мать)». У ребенка начинает бессознательно формироваться черты характера, и даже болезни родителей, часто такие же манеры и комплекция. 6. Мазохизм (самонаказание). За какие-то вещи подсознание решает себя наказать, причем, наказание проводится за каждую мелочь. Слишком перегруженная совесть может преувеличить наказание вплоть до самоуничтожения или привести к тяжелой эмоциональной болезни, нередко приводящей на операционный стол, хотя человек это в себе не замечает. 7. Прошлый опыт. Прошлые события могут стать причиной неврастении: какие-то идеи, травматические события, сильные испуги, шоки, смерть любимых людей, животных и т.п. Воспоминания о подобных событиях подавляются нашим сознанием, но всплывают при адекватных ситуациях и могут привести к тяжелым заболеваниям, например, заиканию. 8. Отрицание женственности (мужественности). Этот комплекс возникает тогда, когда родители мечтают, чтобы родился мальчик, а рождается девочка, и наоборот. Как правило, девочки впоследствии имеют гинекологические заболевания, приводящие к бесплодию, а у мальчиков возникают проблемы, связанные с половым воспитанием. 9. Комплекс неполноценности. Он может возникнуть у ребенка, если ему внушают (даже шутя), что он уродлив, нескладен, непривлекателен и т.д. Или в том случае, когда родители (при наличии нескольких детей) уделяют внимание больше какому-нибудь одному (лучше одевают, подчеркивают его превосходство перед другими и т.д.), то есть остальные дети чувствуют себя нелюбимыми. Это может привести к инграмме «нуждается в любви», впоследствии создавая многие неадекватные реакции ревности и т.д. К основным инграммам младенческого и подросткового периода относятся: • Идентификация • Штампы • Внушение • Отрицание женственности • Отрицание мужественности • Мотивация • Чувство неполноценности • Конфликт • Мазохизм • Болезненный опыт прошлого 5. Инграммы настоящего момента времени (ИНМВ). Это повреждения, носящие инграммный характер и возникающие на всем оставшемся отрезке жизненного пространства человека. Яркие события, особенно носящие трагический или травматический характер, могут быть записаны в виде инграммы. Это могут быть перенесенная операция, развод, смерть близкого человека, пожар или иное пережитое стихийное бедствие, потеря любимого животного и т.п. Потрясения, вызывающие отключение от рационального мышления или поведения у человека, можно представить в виде гирлянды, в начале которой лежит ключевая инграмма, а за нею нанизываются остальные инграммы и эмоциональные шлаки. На траке времени жизненного пространства каждого человека может быть множество различных инграмм. Все инграммы можно разделить на две группы: "ментальные" и "астральные". Ментальные инграммы – это инграммы с ярко выраженной словесной реакцией, а астральные инграммы – это инграммы, которые связаны с записью ощущений при травмирующих обстоятельствах без словесной реакции. Первая группа инграмм (ИНМВМ) характеризуется условно дискретным спектром излучений, которым можно описать болезненное ощущение, возникающее при травмирующих обстоятельствах, то есть организм реагирует на определенные слова-ключи, которые вскрывают инграммный банк данных. По статистическим данным Хаббарда* эти слова ключи укладываются в ряд, * Лафайет Рональд Хаббард (1911—1986) - американский исследователь, разработчик дианетики (науки о человеческом разуме) и саентологии (практической духовной философии) состоящий всего из нескольких десятков слов. Они могут принадлежать любому жизненному периоду человека и достаточно легко могут быть обнаружены методом радиэстезии и ликвидированы. Однако, как показала радиэстезическая практика обнаружения слов-ключей, не все слова-ключи можно найти в ряду Хаббарда. Персональный ряд каждого человека намного шире, и связан с его индивидуальным лексиконом. Замечено, что слова-ключи часто содержатся в лексиконе пациента. Организм как бы стремится "выбросить" их, и тем самым очистить подсознание от повреждения. Иногда слова-ключи маскируются под названия больного органа. Например, человек глохнет. При обследовании обнаруживается, что звенья уха (молоточек, наковальня, стремя) вышли из строя. Оказывается, у больного отец работал кузнецом и часто повторял эти слова, когда ребенок находился в пренатальном периоде. Вторая группа инграмм - "астральные" инграммы (ИНМВА). Пример: человек падает в колодец. Ощущение ужаса. В этом случае нет слов-ключей, в инграммном банке содержится запись ощущения ужаса. Если провести спектральный анализ этой записи, то спектр здесь не будет содержать дискретных частот, связанных с отдельными вибрациями слов, а представляет собой, скорее, непрерывный спектр. Поэтому разрядить такой инграммный банк данных произнесением каких-то слов, как в предыдущем случае, не удается. Как избавиться от инграмм? Ликвидировать инграммы довольно просто можно с помощью вибрационных рядов. 1. Идентифицируем инграммы. На этом этапе надо найти сколько инграмм и каких именно существует у конкретного человека и вызывают болезненное состояние его организма. Для этого лучше всего использовать следующую сводную таблицу, в которой можно указать сколько инграмм какого вида и какие именно инграммы обнаружены при диагностике у исследуемого человека: № КИ ИПП ИМР ИМПП ИНМВМ ИНМВА 1 2 ... 2. По каждой выявленной инграмме необходимо определить, что именно и на каких уровнях она повредила. 3. Если есть возможность, определяем уникальный цифровой код инграммы. 4. Составляем вибрационный ряд, стрирающий инграмму. На каждую найденную инграмму составляется отдельный ряд. 5. Составляем необходимое количество вибрационных рядов, восстанавливающих все повреждения, которые вызвали обнаруженные инграммы. 6. Активируем ряды, проверяем их эффективность и запускаем в работу. 7. После отработки рядов, проверяем, сколько инграмм осталось у человека, и при необходимости повторяем процедуру. Автор: Олег Румянцев При написании статьи использованы материалы, найденные в свободном доступе в сети Интернет, книги Л.Г. Пучко, лекции по энергоинформационной медицине и личный практический опыт автора в этой области.

Источник: http://telo.by/vibromedicine/ingrammi/ © Telo.by

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
15.06.2015, 11:57
Программы психики

...Что такое тип? Вдумаемся, из чего мы состоим? Из каких кирпичиков складывается наша жизнь и наш характер?...
Кто-нибудь знает, что такое тип? Как мы пользуемся типологией личности (соционикой, к примеру…) если не понимаем, что это такое и к чему это нас ведет? Слепые котята идут на слух и на запах… на запах того, что сильнее взбудоражит их инстинкты… Стоит приоткрыть глаза, хотя бы один, чтобы не стало слишком страшно и удивительно. Чтобы вовремя успеть закрыть его и уснуть в реальную жизнь. Реaльную жизнь кого-то, кто уже живет с обоими открытыми глазами…..
"...Программы влияют на наши выборы, пока мы не начинаем быть хозяином программ. Людьми, знающими свои сильные и слабые функции и применяющими их на благо себе, своему здоровью, отношениям и процветанию…"
Что такое тип в целом? «Единица расчленения изучаемой реальности». (сие есть официальное определение, данное в Википедии.) Что имеется в виду? Очень важно понимать, что за этим стоит — посколько это влияет на наше восприятие типологий.
Перед нами 100 выбранных произвольно товарищей лет тридцати. Они сидят в большом зале. Организатор подходит к каждому из них и раздает левой половине красные флажки. А правой — синие флажки. Представили? Затем еще раз проходит по всем участникам и половине тех, кто к нему сидит ближе, вручает по рыжему шарфу. А те, кто сидит дальше — получает по желтому шарфу.
Вот с таким абсурдным набором атрибутов мы получили классификацию людей:
* люди с красными флажками и рыжими шарфами
* люди с красными флажками и желтыми шарфами
* люди с синими флажками и желтыми шарфами
* люди с синими флажками и рыжими шарфами
Это — не типология. Это классификация.
Такое «внешнее» деление людей. Потом одним дадут одни задания, другим — другие, третьим — третьи и т д. И потом у каждого класса будет появляться что-то общее, отличающее его от других классов.Но в начале они все равны. И «извне» их поделили. И без труда деловитый молодой парень с красным флажком может обменять оный на синий — и перейти в другой «класс». Почему? Не захотят отдавать? Деловитый — поторгуется. Не согласятся переводить? Почему же: «класс» он не испортил, а стал таким же, как и все, с синим флажком. Он может стать другим, потому что индивидуального ничего в этой классификации нет, исключитально внешний атрибут.
А вот с типами все иначе. Тип — это прямо-таки сюжет, который некогда был в жизни — а после осел на психике и в жизни иногда повторяется.
Программа

Представьте себе, что Вы стоите в своем доме на своем этаже, рядом с лестницей. Смотрите вниз — видите cвои родные 15 ступенек. А Вы стоите сверху и в руках у Вас красный мячик. И Вы его аккуратно кладете на пол, на верхнюю ступеньку и легонько толкаете вниз.
И где-то в тот момент, когда он уже на середине лестницы — Вы думаете… «а мне ж за ним сейчас спускаться! зря бросил!» или другое «Из лифта выходят люди! Сейчас мячик в них попадет! Остановить бы его»!. Но Вы знаете, что Вам сиюминутно его не остановить.
Допустим, человек — это мячик. Он покатился и на середине понял, что ему не остановиться, а неплохо бы. Что ему делать? Катиться до конца, либо за ним подойдет все же его хозяин. Либо его поймает сосед, вышедший из лифта, либо он все же докатится до ближайшей стеночки, ударится чуть о поверхность и отскочит. Есть сюжет. Неделимый — в том смысле, что мгновенно из него не выйти. И все же Вы — не мячик. Вы - человек, у которого есть мячики с разными исходными свойствами, которые определяют его сюжеты. И Вы выбираете когда их кидать, куда, и где ловить.
Что такое программа в нашем понимании? Программа психики — это неосознаваемый ею сюжет. Это черта, которую мы не вполне в себе замечаем. Это что-то, с чем мы глобально себя идентифицируем. (Имя — это программа. Тип в соционике — программа. Я-этик — это программа. Я — мужчина — это программа). Но как только мы видим, что «это» — программа — начинается парадокс! Оно перестает быть программой.
Мячик останавливается на середине лестницы и возвращается наверх или еще куда-то, куда сочтет нужным. Замечали, что есть люди, у которых ссоры происходят по одному и тому же шаблону? Чуть разные причины, но одни и те же обвинения, потом практически схожее каждый раз примирение. Мы часто попадаем в ситуации, где чувствуем себя глупо (и если проанализировать — по одним и тем же причинам) Выбираем в партнеры похожих людей и удивляемся, почему же опять проблемы с этим человеком? Это программа.
А вспоминаем мячик! Мы внутри. На этот раз. Мы внутри мячика. А он катится по ступенькам вниз. Что мы знаем про свою сущность? Мы видим лишь границы мячика изнутри и больше ничего. Мы не знаем даже, что это мячик. Мы знаем, что он круглый, темный, красноватый, что в нем тесновато, но мы привыкли и уже успели адаптироваться. А все очень просто — два основных варианта 1) иначе быть не может — ведь наш мир — это мячик 2) с понедельника начнем худеть — и биться будет не так болезненно. Или устроимся работать — отвлечемся.
А решить проблему можно только извне, в то время, как ковыряние внутри мячика несет только один смысл — поиск выхода вовне.
Вот для этого мы изучаем типологии: чтобы узнать, какие программы мы проживаем и как нам на них влиять, а также, как нам создавать собой новые собственные программы.
Автор: Юлия Колесниченко
http://sociocentre.ru/other/Programmy_psihiki.htm

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
24.06.2016, 08:04
О психологической травме

Наша сегодняшняя тема - травма. Это очень болезненная часть человеческой реальности. Мы можем переживать любовь, радость, удовольствие, но также и депрессию, зависимость. А также боль. И это - именно то, о чем я буду говорить.

Начнём с повседневной реальности. Травма - греческое слово, означающее повреждение. Они происходят каждый день.

Когда травма происходит, мы цепенеем и все ставится под вопрос - отношения, в которых нас не приняли в всерьёз, травля на работе или в детстве, когда нам предпочитали брата или сестру. У кого-то - напряжённые отношения с родителями, и их оставляют без наследства. А ещё есть семейное насилие. Самая ужасная форма травмы - война.

Источником травмы могут быть не только люди, но судьба - землетрясения, катастрофы, смертельные диагнозы. Вся эта информация травматична, она приводит нас в ужас и шок. В наиболее тяжёлых случаях могут пошатнуться наши убеждения о том, как устроена жизнь. И мы говорим: «Я не представлял свою жизнь такой».

Таким образом, травма сталкивает нас с основами существования. Любая травма - трагедия. Мы переживаем ограничение в средствах, чувствуем себя ранимыми. И возникает вопрос, как это пережить и остаться людьми. Как мы можем остаться собой, сохранять ощущение себя и отношения.

МЕХАНИЗМЫ ТРАВМЫ

Мы все переживали физические повреждения - получали порез или ломали ногу. Но что такое повреждение? Это насильственное разрушение целого.

С феноменологической точки зрения, когда я резал хлеб и порезался, со мной происходит то же, что с хлебом. Но хлеб не плачет, а я - да.

Нож нарушает мои границы, границы моей кожи. Нож разрывает целостность кожи, потому что она недостаточно прочна, чтобы противостоять ему. Такова природа любой травмы. И любую силу, разрывающую границы целостности, мы называем насилием.

Объективно насилие присутствует не обязательно. Если я слаб или в депрессии, то почувствую себя раненым, даже если особых усилий не было.

Последствия травмы - потеря функциональности: например, со сломанной ногой не походишь. И ещё - теряется что-то собственное. Например, моя кровь растекается по столу, хотя природой так не предусмотрено. И ещё приходит боль.

Она выходит на первый план сознания, застилает весь мир, мы теряем работоспособность. Хотя сама по себе боль - это просто сигнал.

Боль бывает разной, но вся она вызывает чувство жертвы. Жертва чувствует себя обнажённой - это основа экзистенциального анализа. Когда мне больно, я чувствую себя обнажённым перед миром.

Боль говорит: «Сделай с этим что-то, это первостепенно. Займи позицию, найди причину, устрани боль». Если мы это делаем, у нас есть шанс избежать большей боли.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА - МЕЖАНИЗМ ТОТ ЖЕ. ЭЛЬЗА

На психологическом уровне происходит нечто, аналогичное физическому уровню: вторжение в границы, потеря собственного и утрата функциональности.

У меня была пациентка. Её травма происходила от отвержения.

Эльзе было сорок шесть, она страдала депрессией с двадцати лет, в последние два года особенно сильно. Отдельным испытанием для неё были праздники – Рождество или дни рождения. Тогда она не могла даже двигаться и передавала работу по дому другим.

Её основное чувство было: «Я ничего не стою». Она замучила семью своими сомнениями и подозрениями, достала детей своими расспросами.

Мы обнаружили тревогу, которую она не осознавала, а также связь тревоги с основными чувствами и проговорили вопрос: «Достаточно ли я ценна для своих детей». Потом мы вышли на вопрос: «Когда они не отвечают мне, куда идут вечером, я чувствую себя недостаточно любимой».

Тогда ей захотелось кричать и плакать, но плакать она давно прекратила - слёзы действовали на нервы её мужу. Она чувствовала себя не в праве кричать и жаловаться, поскольку думала, что это неважно для остальных, а значит – неважно и для неё.

Мы начали искать, откуда происходило это чувство отсутствия ценности, и обнаружили, что в её семье был обычай забирать без спросу её вещи. Однажды в детстве у неё забрали любимую сумочку и отдали кузине, чтобы та лучше смотрелась на семейной фотографии. Это – мелочь, но и она прочно откладывается в сознании ребёнка, если похожее повторяется. В жизни Эльзы отвержение повторялось постоянно.

Мать постоянно сравнивала её с братом, и брат был лучше. Её честность наказывалась. Ей пришлось бороться за мужа, потом тяжело работать. О ней сплетничала вся деревня.

Единственным, кто её любил, защищал и гордился ею, был отец. Это спасло её от более серьёзного личностного расстройства, но от всех значимых людей она слышала только критику. Ей говорили, что у неё нет прав, что она хуже, что она ничего не стоит.

Когда она заговорила об этом, ей снова стало плохо. Теперь это был не только спазм в горле, боль, которая распространилась на плечи.

«Поначалу от высказываний родственников я приходила в ярость, — сказала она, — но потом меня выгнал зять. Он рассказал моим родственникам, что я спала с его братом. Мать обозвала меня проституткой и выгнала. За меня не заступился даже будущий муж, который тогда крутил романы с другими женщинами».

Она смогла заплакать обо всём этом только на сеансе терапии. Но при этом она не могла оставаться одна – в одиночестве мысли начинали мучить её особенно сильно.

Осознание боли, причинённой окружающими, её чувств и тоски, в конце концов, привели к тому, что за год терапии Эльза смогла справиться с депрессией.

Спасибо Богу, что депрессия, в конце концов, стала настолько сильной, что женщина не смогла ее игнорировать.

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА. ЧТО ПРОИСХОДИТ? СХЕМА

Боль – это сигнал, который заставляет нас взглянуть на проблему. Но основной вопрос, который возникает у жертвы: «Чего я действительно стою, если со мной так обращаются? Почему я? За что это мне?»

Неожиданная травма не подходит нашей картине реальности. Наши ценности разрушаются, и каждое повреждение ставит под вопрос будущее. Каждое повреждение приносит ощущение, что происходящего слишком много. Под этой волной оказывается наше эго.

Экзистенциальная психология рассматривает человека в четырёх измерениях – в его связи с миром, жизнью, собственным я и будущим. При серьёзной травме, как правило, ослабляются все четыре измерения, но наиболее повреждается отношение с собой. Структура экзистенции трещит по швам, а силы преодолеть ситуацию угасают.

В центре процесса находится человеческое Я. Именно оно должно распознать происходящее и решить, что делать дальше, но у человека нет сил, и тогда ему нужна помощь других.

Травма в чистом виде – это неожиданная встреча со смертью или с серьёзными повреждением. Травма происходит со мной, но иногда для этого не нужно, чтобы угрожали именно мне. Достаточно увидеть, как нечто угрожает другому – и тогда человек тоже испытывает шок.

Более половины людей испытывали такую реакцию хотя бы однажды в жизни, и около 10% затем демонстрировали признаки посттравматического синдрома – с возвращениями в травмирующее состояние, нервозностью и прочим.

Травма воздействует на глубочайшие слои экзистенции, но более всего страдает базовое доверие миру. Например, когда людей спасают после землетрясения или цунами, они чувствуют себя так, как будто в мире их больше ничего не держит.

ТРАВМА И ДОСТОИНСТВО. КАК ЧЕЛОВЕК ОПУСКАЕТСЯ

Особенно тяжело травма переносится в силу своей неизбежности. Мы сталкиваемся с обстоятельствами, с которыми надо смириться. Это судьба, разрушающая сила, над которой у меня нет контроля.

Переживание такой ситуации означает: мы переживаем нечто, что в принципе не считали возможным. Мы теряем веру даже в науку и технику. Нам-то уже казалось, что мы приручили мир, и вот мы – как дети, которые играли в песочнице, и наш замок разрушен. Как же во всём этом остаться человеком?

Виктор Франкл два с половиной года прожил в концентрационном лагере, потерял всю семью, чудом избежал смерти, постоянно переживал обесценивания, но при этом не сломался, а даже духовно вырос. Да, при этом были и повреждения, которые остались до конца его жизни: даже в возрасте за восемьдесят ему иногда снились кошмары, и он плакал по ночам.

В книге «Человек в поисках смысла» он описывает ужас по прибытии в концлагерь. Как психолог он выделил четыре основных элемента. В глазах у всех был страх, реальность была невероятна. Но особенно их шокировала борьба всех против всех. Они потеряли будущее и достоинство. Это соотносится с четырьмя фундаментальными мотивациями, которые тогда не были известны.

Узники были потеряны, постепенно приходило осознание, что под прошлой жизнью можно подвести черту. Наступила апатия, началось постепенное психическое умирание – из чувств оставалась только боль от несправедливости отношения, унижения.

Вторым последствием было изъятие себя из жизни, люди опустились до примитивного существования, все думали только о еде, месте, где согреться и выспаться –остальные интересы ушли. Кто-то скажет, что это нормально: сначала еда, потом мораль. Но Франкл показал, что это не так.

Третье – не было чувства личности и свободы. Он пишет: «Мы больше не были людьми, но частью хаоса. Жизнь превратилась в бытие в стаде.

Четвёртое – исчезло чувство будущего. Настоящее не мыслилось происходящим на самом деле, будущего не было. Всё вокруг теряло смысл.

Подобные симптомы можно наблюдать в любых травмах. Жертвы изнасилований, солдаты, возвращающиеся с войны, переживают кризис фундаментальных мотиваций. Все они ощущают, что не могут более никому доверять.

Подобное состояние требует специальной терапии по восстановлению базового доверия миру. Это требует огромных усилий, времени и очень аккуратной работы.

СВОБОДА И СМЫСЛ. СЕКРЕТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ ВИКТОРА ФРАНКЛА

Всякая травма задаёт вопрос о смысле. Он очень человечен, потому что сама травма – бессмысленна. Было бы онтологическим противоречием сказать, что мы видим смысл в травмах, в убийстве. Мы можем испытывать надежду на то, что всё в руках Господа. Но этот вопрос – очень личный.

Виктор Франкл поднимал вопрос, что мы должны совершить экзистенциальный поворот: травма может стать осмысленной через наши собственные действия. «За что это мне?» – вопрос бессмысленный. Но «могу ли я что-то вынести из этого, стать глубже?» – придаёт травме смысл.

БОРОТЬСЯ, НО НЕ МСТИТЬ. КАК?

Зацикливание же на вопросе «за что?» делает нас особенно беззащитными. Мы страдаем от чего-то, что бессмысленно само по себе – это нас разрушает. Травма разрушает наши границы, приводит к потере себя, потере достоинства. Травма, которая происходит через насилие над другими, приводит к унижению. Насмешка над другими, унижение жертв – это обесчеловечивание. Поэтому наша ответная реакция – мы боремся за смысл и достоинство.

Это происходит не только тогда, когда мы травмированы сами, но когда страдают люди, с которыми мы себя идентифицируем. Чечня и Сирия, мировые войны и другие события приводят к суицидальным попыткам даже тех людей, которые не были травмированы сами.

Например, юным палестинцам показывают фильмы о несправедливом отношении израильских солдат. И они пытаются восстановить справедливое отношение к жертвам и причинить боль виновным. Травматизированное состояние может быть вынесено на расстояние. В возвращённом виде это встречается при злокачественном нарциссизме. Подобные люди испытывают удовольствие, глядя на страдания других.

Возникает вопрос, как бороться с этим средствами, отличными от мести и самоубийства. В экзистенциальной психологии применяем метод «встать рядом с собой».

Есть два автора, отчасти оппозиционные друг другу – Камю и Франкл. В книге о Сизифе Камю призывает сделать страдание осознанным, придать смысл собственному сопротивлению богам. Франкл известен девизом «принять жизнь, несмотря ни на что».

Француз Камю предлагает черпать энергию из собственного достоинства. Австриец Франкл – в том, что должно быть нечто большее. Отношения с собой, другими людьми и Богом.

О СИЛЕ ЦВЕТКА И СВОБОДЕ ВЗГЛЯДА

Травма – это внутренний диалог. Очень важно при травме не дать себе остановиться. Нужно принять то, что случилось в мире, но не прекращать внутреннюю жизнь, сохранять внутреннее пространство. В концлагере сохранять внутренний смысл помогали простые вещи: смотреть на закат и восход, форму облаков, случайно выраставший цветок или горы.

Сложно поверить, что такие простые вещи могут напитать нас, обычно мы ждём большего. Но цветок был подтверждением того, что красота ещё существует. Иногда они толкали друг друга и показывали знаками, как прекрасен мир. И тогда они чувствовали, что жизнь так ценна, что она пересиливает все обстоятельства. Мы в экзистенциальном анализе называем это фундаментальной ценностью.

Ещё одним средством преодолеть террор были хорошие отношения. Для Франкла – желание снова увидеть жену и семью.

Внутренний диалог также позволял создать дистанцию с происходящим. Франкл думал о том, что он когда-нибудь напишет книгу, начинал анализировать – и это отдаляло его от происходящего.

Третье – даже при ограничении внешней свободы у них оставались внутренние ресурсы, чтобы выстроить образ жизни. Франкл писал: «У человека можно забрать всё, кроме возможности занять позицию».

Возможность сказать соседу «Доброе утро» и заглянуть ему в глаза была не необходима, но она означала, что у человека всё ещё есть минимум свободы.

Положение паралитика, прикованного к постели, предполагает самый минимум свободы, но и его нужно уметь прожить. Тогда ты чувствуешь, что ты всё ещё человек, а не объект, и у тебя есть достоинство. И ещё у них оставалась вера.

Знаменитый экзистенциальный поворот Франкла состоит в том, что вопрос «за что это мне?» он обернул в «чего это ждёт от меня?» такой поворот означает, что у меня всё ещё есть свобода, а значит достоинство. А значит, мы можем внести что-то своё даже в онтологический смысл.

Виктор Франкл писал: «То, чего мы искали, имели такой глубокий смысл, что он придавал значение не только смерти, но также умиранию и страданиям. Борьба может быть скромной и незаметной, необязательно громкой».

Австрийский психолог выжил, вернулся домой, но он понял, что разучился чему-то радоваться, и он учился этому заново. И это был ещё один эксперимент. Он сам не мог понять, как они всё это пережили. И, постигая это, он понял, что больше ничего не боится, кроме Бога.

Подводя итог, я очень надеюсь, что эта лекция будет вам хоть немного полезна.

Маленькие ценности есть всегда, если мы не слишком горды, чтобы их увидеть. А слова приветствия, сказанные нашему компаньону, могут вполне стать проявлением нашей свободы, придающей существованию смысл. И тогда мы сможем ощущать себя людьми.

Автор: А. Лэнгле