PDA

Просмотр полной версии : Виды психотерапии


АллатРа
20.01.2016, 16:00
Практическая психология (в XIX веке — опытная ) — раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний.

Самостоятельными областями практической психологии являются:
психологическое консультирование,
психологическое тестирование,
психологическая коррекция.
Практическая психология передаёт свои знания в форме рекомендаций профессиональным психологам, которые относятся к влиянию на психику и деятельность людей. Методы могут быть индивидуальными и групповыми.
Индивидуальные методы (психоанализ, аутотренинг, логотерапия) используются при работе наедине с клиентом.
Групповые методы — с группой людей. К методам, позволяющим работать с группой, относятся: аутотренинг, гештальтгруппы, группы встреч, группы телесной терапии, группы терапии искусством, логотерапия, психоанализ, психодрама, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое тестирование, Т-группы.

Психотерапи́я (от др.-греч. ψυχή — «душа», «дух» + θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик. Однако, такое определение не является полным.



???? Не понятно до конца соотношение практической психологии и психотерапии (одно и то же или...?)

На данный момент существует большое количество направлений психотерапии. Нередко их пытаются классифицировать по каким-либо признакам, выделяя большие группы:

По количеству участников:
Индивидуальная психотерапия
Групповая психотерапия
По задачам:
Поисковая психотерапия
Корректирующая психотерапия
По целям:
Процессуальная психотерапия
Целеориентированная психотерапия
По степени теоретического обобщения:
Аналитическая психотерапия
Феноменологическая психотерапия
По роли, которую занимает терапевт:
Директивная психотерапия
Недирективная психотерапия
По отношению решаемой проблемы к медицинским (в том числе психопатологическим) понятиям:
Клиническая психотерапия
Неклиническая психотерапия

Существуют и другие деления.

АллатРа
20.01.2016, 16:01
Некоторые из направлений психотерапии (список не претендует на полноту):

Арт-терапия
Гештальттерапия
Гипноз
Зоотерапия
Игротерапия
Интерперсональная психотерапия
Кинезиология
Клиент-центрированная терапия
Когнитивная психотерапия
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
Метафорическая психотерапия
Морита-терапия
Мультимодальная психотерапия
Нарративная психотерапия
Недирективный (Эриксоновский) гипноз
Нейролингвистическое программирование (НЛП)
Песочная терапия
Позитивная психотерапия
Процессуально-ориентированная психотерапия
Психоанализ
Психодрама
Психосинтез
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия
Стресс-анализ
Системная семейная психотерапия
Сказкотерапия
Схемная терапия
Телесно-ориентированная психотерапия
Трансакционный анализ
Трансперсональная психотерапия
Холистическая психотерапия
Холодинамика
Экзистенциальная психотерапия
Эмоционально-образная терапия

АллатРа
20.01.2016, 16:06
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация

В 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположники арт-терапии - американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М.Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.

Виды арт-терапии

Арт-терапия имеет большое разнообразие методов. По сути, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии доступно всем желающим.
- рисование,
- цветотерапия,
- сказкотерапия,
- музыкотерапия,
- песочная терапия,
- маскотерапия,
- мандалотерапия,
- библиотерапия,
- кинотерапия,
- игротерапия,
- танцевальная терапия,
- фототерапия,
- куклотерапия,
- оригами
- лепка из глины и др.

По мнению Бурно М.Е. "В многолетней практике сложились следующие методики:

1) терапия созданием творческих произведений (художественных и научных);

2) терапия творческим общением с природой;

3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой;

4) терапия творческим коллекционированием;

5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое;

6) терапия ведением дневника и записных книжек;

7) терапия домашней перепиской с врачом;

8) терапия творческими путешествиями;

9) терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном.

АллатРа
20.01.2016, 22:22
Гешта́льт-терапи́я (от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») — гуманистическое направление в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение, начиная с 1960-х. В отличие от психоанализа, гештальт-терапевт не занимается интерпретацией подсознания пациента, а помогает пациенту развить самоосознавание, и исполняет при этом роль не пассивного стороннего наблюдателя, как это предполагает психоанализ, а активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход.

Гештальт-терапия не является прикладным приложением гештальтпсихологии, хотя и вобрала в себя некоторые идеи последней.

Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком (Фрицем) Перлзом, его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом
Фриц Перлз совместно с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлином в 1951 году пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности»

Основные концепции и процесс терапии
Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе терапии пациенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены.

В качестве эксперимента пациенту может быть предложено, например, рассказать о каком-то событии своей жизни, о какой-то своей проблеме, просто поговорить на произвольную тему или представить и описать некую гипотетическую ситуацию, и как бы пациент в ней себя повёл. Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама (ещё называемая «метод пустого стула»): пациенту предлагается представить, что на пустом стуле рядом сидит какой-то важный для него человек (или он сам), и начать разговаривать с ним (с собой) вслух. Терапевт может вмешиваться в ход эксперимента: направлять его, задавать вопросы, акцентировать на чем-то внимание. Продолжительность эксперимента заранее не устанавливается. Перед началом терапевт инструктирует пациента внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать феномены.

В качестве феноменов могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона, дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение, жар, холод, «мурашки») и т. д. Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями (включая чувства и мысли по поводу прошлых событий), а не теми, что были в момент прошедших событий.

Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии.

После завершения эксперимента феномены обсуждаются с терапевтом. В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий пациента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от пациента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей. Терапевт указывает на феномены, упущенные пациентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания. По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии, терапевт анализирует феномены совместно с пациентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям пациента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, давая при необходимости личные оценки, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни. По этой причине личные качества терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии. Между пациентом и терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии.

Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа (гештальта) личности пациента. Посредством осознавания и самоанализа пациент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности. Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей.

АллатРа
21.01.2016, 23:13
Эриксоновский гипноз — по имени Милтона Эриксона (1901—1980), американского врача психиатра и психотерапевта.

Его метод гипноза отличается от классического своей недирективностью: терапевт не даёт клиенту инструкций и указаний, а помогает ему войти в особое состояние — транс, когда человек бодрствует и может активно общаться с терапевтом. В более поверхностное состояние можно ввести практически любого человека (если он не страдает рядом заболеваний — поражениями ЦНС, психическими расстройствами и т. д.). В этом состоянии человек смещает фокус внимания из внешней среды «внутрь себя», концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время перестаёт воспринимать окружающую реальность. Внешне это выглядит так, будто он «находится не здесь»: взгляд обращён «внутрь себя», дыхание замедлено, тело расслаблено. Эриксон считал транс естественным состоянием человека, необходимым ему для обработки внутреннего опыта.
В детстве Милтон был достаточно необычным ребенком — например, говорить он начал только в четыре года. Впоследствии, будучи подростком, он перенёс полиомиелит и оказался прикованным к инвалидному креслу. Не желая всю жизнь провести в таком состоянии, он выработал собственную систему, позволившую ему полностью выздороветь. Именно методы, которые он использовал, избавляясь от собственного недуга, позволили создать новое направление в психотерапии — эриксоновский гипноз, основанный на погружении в транс и использовании особого гипнотического языка, отличающегося яркостью и образностью.

Милтон Эриксон основал и стал первым президентом Американского Общества клинического гипноза (American Society for Clinical Hypnosis). Подход М. Эриксона, как и множество других американских психотехнологий, завоевал чрезвычайную популярность в мире в 1970—1980-е годы и считался одним из самых прогрессивных подходов в психотерапии.

Суггестивная психотерапия
Суггестивная психотерапия объединяет группу методов, в основе которых в качестве ведущего лечебного фактора выступает внушение или самовнушение. Внушение реализуется в состоянии бодрствования, гипнотического сна (гипнотерапия), наркотического сна.

Гипнодрама
В 1950 году Якоб Леви Морено совместно с Джеймсом М. Эннейсом впервые связал гипноз и психодраму в своем санатории психодрамы Бикон недалеко от Нью-Йорка. Пациенты принимали участие в гипнотическом трансе во время психодраматического лечения или переживали глубокий катарсис путем постгипнотических внушений. В Германии данную концепцию впервые начал применять с 1976 г. Ханс-Вернер Гессманн в Психотерапевтическом институте Бергерхаузен. Ханс-Вернер Гессманн и Хелен Зингер Каплан использовали её для лечения сексуальных расстройств, модифицировав в соответствии с гуманистической концепцией.


Альтернативный взгляд на феномен гипноза
Помимо теории, утверждающей, что гипноз — особое состояние сознания (Хилгард), существует ещё и альтернативный взгляд. Николас Спанос вслед за Р. У. Уайтом, С. Т. Сарбином , М. Т. Орном и Т. К. Барбером утверждал, что гипноза как физиологического состояния нет; гипноз — всего лишь поведение, вызванное повышенной мотивацией. По его мнению, загипнотизированный, желая удостовериться в эффективности гипноза и убедить в этом окружающих, начинает поддаваться влиянию гипнотизёра и интерпретирует свои действия как навязанные извне. В серии экспериментов Спанос показал, что состояние гипноза зависит от ожиданий и мотивированности объекта воздействия. Спанос выступал против Гильгарда (Хилгарда) и других убеждённых в том, что гипноз является изменённым состоянием сознания или состоянием диссоциации сознания. Другими словами, Спанос утверждает, что гипноза нет.

АллатРа
22.01.2016, 17:45
Зоотерапия

Пет-терапия (англ. pet therapy, от англ. pet — обобщённое название домашних животных, дословно «любимое животное») — метод лечения пациентов с помощью домашних животных (собак, лошадей, дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.). В России пет-терапия больше известна под названием зоотерапия или анималотерапия. Широкое распространение пет-терапия нашла в западных странах. В США существует международная организация терапии животными. Единой общепринятой терминологии у пет-терапии пока нет.

История канистерапии (собаки) уходит корнями в 1796 год, когда в английском графстве Йоркшир Обществом Друзей была основана больница для душевнобольных «Ретрит». Основатель больницы Уильям Тьюк и его сподвижники заменили традиционный для того времени метод лечения душевнобольных при помощи смирительных рубашек и лекарств на христианские принципы сострадания, любви, понимания и доверия, в лечении стали применять собак. Врачи больницы отмечали положительное влияние животных на больных, у них снизилась агрессия и частота приступов.

Также американский детский психиатр Борис Левинсон заметил, как его маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приёмной во время сеанса лечения, впоследствии и предложил использовать этих животных для лечения психических расстройств. Он впервые употребил в 1969 году термин «пет-терапия».

Учёные выявили благотворное действие на человека при общении с животными, а также возможности использования сенсорных свойств (обоняние) собак для диагностики недугов человека. На сегодняшний день проводится множество различных исследований, посвящённых изучению влияния животных на людей. К. Аллен, исследователь Университета Штата Нью-Йорк в Буффало, изучает пользу приносимую животными на состояние здоровья человека. К. Аллен отмечает, собаки могут помогать людям справиться со стрессом, хотя до сих пор никто не может объяснить механизм, благодаря которому это происходит.

Также С. Баркер и Кэтрин Доусон из медицинского факультета в Университете Вирджинии изучали влияние собак-терапевтов на уровень тревожности госпитализированных психиатрических больных, имевших широкий круг диагнозов. В ходе эксперимента выяснилось, что анималотерапия более эффективна, нежели традиционная психотерапия. Почти все пациенты продемонстрировали значительное снижение уровня тревожности благодаря животным. Исключение составили люди с сильно выраженными степенями зависимости.

В той или иной мере положительное воздействие терапия с использованием животных оказывает при следующих заболеваниях:

Повышенная тревожность.
Эпилепсия.
Рассеянный склероз.
ДЦП.
Различные виды деменции.
В реабилитации после травм, инсультов.
При оказании паллиативной помощи неизлечимо больным. В 2011 году почти 60 процентов американских хосписов, использовавших комплементарную медицину, использовали для лечения животных.

АллатРа
08.02.2016, 23:33
Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее.

Таким образом, можно сказать, что западный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся у нас термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети.

Виды игровой психотерапии
Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

Психоаналитическое (психодинамическое) направление, в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному.

Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого.
Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки.
В эту же категорию можно отнести и песочную терапию, как ответвление Юнгианской школы психоанализа.

Недирективная игровая психотерапия, воплощающая подходы гуманистической психологии К. Р. Роджерса. Как метод была разработана Вирджинией Экслайн и Гарри Л. Лэндретом. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.
Поведенческая игровая психотерапия, основанная на теориях Б. Ф. Скиннера и А. Бандуры. Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.
«Освобождающая» игровая психотерапия, представляющая собой терапию отреагированием. Разработана в 1930-х годах Д. М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет больному освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.
Структурированная игровая психотерапия — развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т. п.)
Игровая психотерапия построения отношений, основанная на идеях Отто Ранка, Тафта и Ф. Оллена. Акцентируется на отношениях между терапевтом и клиентом «здесь и теперь», без попыток объяснять их прошлый опыт.
Интегративно-эклектическое направление игровой психотерапии, включающее более или менее гармонично сочетающиеся элементы предыдущих; практически встречается чаще других

АллатРа
08.02.2016, 23:37
Интерперсональная (межличностная) психотерапия (ИПТ) — психотерапия, являющаяся краткосрочной, высокоструктурированной, конкретно сфокусированной психотерапией, основанной на рабочем принципе «здесь и сейчас» и направленная на разрешение проблем текущих межличностных взаимоотношений пациентов, страдающих психическими расстройствами. Основные положения психотерапевтического подхода ИПТ разработаны в 70-х годах ХХ века группой ученых Йельского университета под руководством Джеральда Клермана и Мирны Вайсман.Продолжительность курса лечения при проведении интерперсональной психотерапия составляет 12-20 сессий. Психотерапевтические сессии проводятся раз в неделю. Проблемы межличностной сферы пациента рассматриваются в 4-х различных фокусах: отягощенное переживание скорби, межличностные ролевые конфликты, ролевой переход и дефицит межличностных отношений. Интерперсональная психотерапия считается эффективным методом психотерапевтического лечения депрессивного расстройства

Концепция психических расстройств в ИПТ
Концепция интерперсональной психотерапии признает многофакторность этиологии психических расстройств и не предполагает, что психопатология возникает исключительно вследствие проблем межличностного функционирования индивида. Однако, отмечая роль генетических, биохимических, личностных факторов и особенностей психического развития, концепция интерперсональной психотерапии подчеркивает, что психопатология также возникает в контексте текущих межличностных отношений индивида со значимыми людьми в его жизни. Не фокусируясь на других этиологических факторах, психотерапевтические вмешательства ИПТ направлены на этот текущий межличностный контекст. В теоретической концепции ИПТ психическая патология характеризуются как совокупность трех следующих основных компонентов:

1. Симптоматика. Симптомы психических расстройств
2. Социальное и межличностное функционирование. Взаимодействие пациента со значимыми людьми в его жизни (члены семьи, друзья, коллеги по работе и т. д.).
3. Личностные особенности. Они включают устойчивые паттерны жизненного функционирования индивида. Эти личностные
характеристики могут также способствовать развитию психической патологии.

Проблемные фокусы

Интерперсональная терапия применяется, когда развитие психопатологических симптомов пациента связано с одной из нижеуказанных проблем, возникающих в его социальной среде:

Отягощенное переживание скорби
Отягощенное переживание скорби в ИПТ определяется как «утрата в связи со смертью». В то время как в других видах психотерапий скорбь может определяться в рамках различных переживаний утраты (например, утрата каких-либо функциональных способностей или потеря социального положения), в ИПТ это определение относится только к эмоциональной реакции в связи со смертью близкого человека.

Межличностные ролевые конфликты
В интерперсональной психотерапии межличностные ролевые конфликты определяются как ситуации, в которых пациент и значимые люди в его жизни имеют различные ожидания от их взаимоотношений и этот конфликт значителен настолько, что он вызывает состояние выраженного психологического дистресса у пациента.

Ролевой переход
Ролевой переход — это реальные или ожидаемые жизненные ситуации, к которым пациент должен адаптироваться. В новых обстоятельствах индивиду необходимо освоить незнакомую для него социальную роль — осуществить ролевой переход.

Дефицит межличностных отношений
Дефицит межличностных отношений диагностируется, когда пациент отмечает бедность межличностных отношений (утерянных, либо никогда не имевшихся ранее). Межличностный дефицит пациента отмечается как в качественном, так и в количественном аспекте.

Структура психотерапевтического процесса

Психотерапевтический курс ИПТ обычно состоит из 12-16 терапевтических сессий, проводимых раз в неделю. Продолжительность этих сессий составляет от 50 минут до 1 часа. Психотерапия делится на три стадии лечения: начальную, среднюю и завершающую. Каждая из этих стадий имеет свои специфические задачи. По завершении активного этапа лечения может быть назначен курс менее интенсивной поддерживающей психотерапии.

АллатРа
10.02.2016, 15:35
«Прикладна́я кинезиоло́гия» — вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году Джорджем Гудхартом в США. Представляет собой хиропрактический метод диагностики и терапии, декларирующий связи мышечного напряжения (тонуса) с состоянием внутренних органов и систем организма и предлагающий способы корректирующего немедикаментозного воздействия на них. Из-за отсутствия научных теоретических и практических основ часто характеризуется как псевдонаука и шарлатанство.

Существуют также разновидности прикладной кинезиологии, заявляющие о связи мышечного напряжения (тонуса) с психоэмоциональным состоянием человека, с уровнем переживаемого стресса и предлагающие способы корректирующего воздействия. Эти разновидности соотносятся с психокоррекцией и телесно-ориентированной психотерапией. Их развивали ученики и последователи Дж. Гудхарта. Например, таковы направления кинезиологии «Единый Мозг / Концепция Три в Одном», «Целебное прикосновение», «Образовательная кинезиология» («Edu—K») и другие.

Псевдонаучные методы диагностики и лечения, имеющие в своём названии слово «кинезиология», не следует смешивать с кинезиологией — наукой о движении живых существ, изучающей механику, физиологию и психологию движения.

АллатРа
10.02.2016, 15:37
Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом в качестве альтернативы психоанализу и бихевиоральной психотерапии. Он разрабатывался автором на протяжении нескольких лет, постоянно развиваясь и пополняясь новыми практическими методами. Первоначально подход Роджерса к терапии назывался недирективным, что отражало интерес ее автора к методам, которые способны изменить поведение. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним.

Позже Карл Роджерс акцентировал свое внимание на тех методах, которые позволяют терапевту лучше разобраться с тем, что происходит с пациентом в процессе лечения. Впоследствии данный подход был переименован в «клиент-центрированный», что подчеркнуло его основную идею — понять самовосприятие клиента.

Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.
Терапевтические условия

Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий. Рассмотрим их подробней.

1. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Роджерс постулировал, что не состоится позитивного изменения в личности пациента, если нет взаимоотношений его с психотерапевтом.
2. Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Это объясняется Роджерсом как несоответствие между действительным переживанием человека и его Я-концепцией относительно этого переживания.
3. Психотерапевт гармоничен или интегрирован. Это означает, что психотерапевт должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Психотерапевт должен быть открытым для всех переживаний человека.
4. Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту. Он не дает оценок его переживаниям и чувствам, хвалит за те конструктивные изменения, которые происходят с клиентом. Он относится к нему с теплом и уважением. Сеансы терапии должны проходить в спокойной атмосфере. У клиента же должна создаться уверенность в том, что его понимают и принимают.
5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Терапевт должен испытывать эмпатию по отношению к клиенту, что свидетельствует о том, что терапевт чувствует внутренний мир переживаний, так, как будто это его переживания и чувства.
6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Это говорит о том, что клиент также должен относиться к психотерапевту, ведь именно он ответственен за свой личностный рост, а психотерапевт только способствует этому росту.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
01.07.2017, 12:16
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ.

Кроме методов, основанных исключительно на разговоре психолога и пациента, в психотерапии есть техники, предназначенные для работы с телом Чтобы вы могли ориентироваться в этих методах, мы разделили их на пять групп.

ДЫШАТЬ, ПЕТЬ И СЛУШАТЬ
Дыхание, пение и музыка всегда использовались в терапевтических целях. Гармонизация души и тела рассматривалась как способ постижения духовной истины. Всем известны дыхательные упражнения в йоге, особый тембр в исполнении индуистских и буддистских мантр, дурманящая музыка шаманов… Не так давно специалисты стали заново открывать для себя (и для нас) эти методики.

РЕБЕФИНГ
Название происходит от английского rebirthing – «рождение заново». Американский психотерапевт Леонард Орр (Leonard Orr) разработал эту методику в начале 1970-х годов, заложив в основу технику «связного» дыхания – когда между вдохом и выдохом нет паузы. Задача: полностью расслабить тело, чтобы сначала восстановить негативные переживания (в частности те, которые испытало тело во время рождения), а затем освободиться от них. Метод позволяет вскрыть и устранить очаги подавленных переживаний, освободить энергию, получить заряд активности, радости и наслаждения.

ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ
Один из создателей трансперсональной психологии, американский психиатр Станислав Гроф (Stanislav Grof) разработал методику, сочетающую интенсивное дыхание, приводящее к гипервентиляции легких, специально подобранные упражнения и музыку. Метод помогает снять биоэнергетические и эмоциональные блоки. Как правило, его практикуют на групповых занятиях, где участники объединяются в пары и по очереди выступают в роли дышащего и «наблюдателя». Во время сессии они рисуют мандалы, в которых выражают свои переживания. А затем в небольших группах рассказывают о своем опыте погружения в бессознательное. В мире к методике относятся с настороженностью. В России ее практикуют лишь несколько сертифицированных специалистов.

ХАКОМИ-МЕТОД
Создатель хакоми-терапии – телесноориентированный терапевт Рон Курц (Ron Kurtz), специалист по распознаванию психологического состояния по строению, позам и движениям тела. Его методику называют откликом Запада на духовную мудрость Востока: хакоми-метод во многом созвучен буддизму и даосизму с их мягкостью, состраданием и следованием природе вещей. Для проработки проблем терапевты работают с тремя состояниями: осознанностью, сильными эмоциями и детской непосредственностью.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ
В западной культуре лечебная сила музыки была признана в середине ХХ века. Сегодня музыка – часть лечения детского аутизма, депрессии и многих психических заболеваний. В ходе сеансов музыкотерапии уделяется внимание не только слуху, но и физическим ощущениям, дыханию, движениям. Наш организм и сам подобен оркестру: если ритмы внешней жизни агрессивны, его работа нарушается, если же соответствуют нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию. С этим связан успокаивающий эффект мелодий для релаксации: интенсивность работы мозга замедляется настолько, что мы можем погрузиться в глубокий сон.\

ГОЛОС
Большой успех имеют тренинги ораторского мастерства, искусство управления голосом, пение. Работа с голосом помогает расслабиться или, наоборот, взбодриться. Она позволяет постичь глубины собственного «Я», вступить в диалог с окружающими.

МЕТОД ТОМАТИСА
В 1960-е годы отоларинголог Альфред Томатис (Alfred Tomatis) выяснил: прослушивание высокочастотных звуков – 5000–8000 Гц – активизирует мозговую деятельность и улучшает память. Вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и тело, возникает ощущение защищенности, цельности и благополучия. Метод Томатиса эффективен при нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.

ПОНИМАТЬ ТЕЛО
Наше тело помнит: в нем «записывается» все, что с нами происходит. Работая с телом, мы можем справиться с последствиями душевных травм из далекого или недавнего прошлого.

ВЕГЕТОТЕРАПИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙХА
Психоаналитик Вильгельм Райх первым обратил внимание на то, что вытесненная эмоция влечет за собой мышечный зажим. Хронические напряжения Райх называл «мышечным панцирем» или «панцирем характера», поскольку они также отображают психику человека. После этого открытия он отошел от психоанализа и создал вегетотерапию, основанную на свободной циркуляции жизненной (вегетативной) энергии.

ИНТЕГРАТИВНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ
Как и другие методы телесноориентированной психотерапии, кинезиология работает с запечатленными в нашем теле переживаниями. Метод направлен в первую очередь на работу с последствиями психологической травмы. Специальные упражнения «убирают» автоматическую реакцию, которая мешает осознавать ситуацию и действовать адекватно. Пациент учится прислушиваться к телесным ощущениям, осознавать импульсивные реакции и отличать их от подлинных чувств.

ТАНАТОТЕРАПИЯ
В 1980-е годы этот метод был создан психотерапевтом Владимиром Баскаковым. Танатотерапия рассматривает смерть (танатос) как состояние полного расслабления и покоя. Во время занятий создаются особые условия для глубокого расслабления. Работа с телом помогает справиться с четырьмя видами проблем: избытком контроля (в телесной проекции это голова), нарушением контактов (область груди и рук), сексуальными трудностями (область паха), проблемой устойчивости (ноги и ступни).

БОДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Датский психотерапевт Лизбет Марчер (Lisbeth Marcher) разработала этот метод в 70-е годы ХХ века. Пациентам рекомендуются специальные упражнения для расслаб-ления, а тем, кто слишком расслаб-лен, – наоборот, способы привести мышцы в тонус.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
21.12.2017, 11:07
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ.

Кроме методов, основанных исключительно на разговоре психолога и пациента, в психотерапии есть техники, предназначенные для работы с телом Чтобы вы могли ориентироваться в этих методах, мы разделили их на пять групп.

ДЫШАТЬ, ПЕТЬ И СЛУШАТЬ
Дыхание, пение и музыка всегда использовались в терапевтических целях. Гармонизация души и тела рассматривалась как способ постижения духовной истины. Всем известны дыхательные упражнения в йоге, особый тембр в исполнении индуистских и буддистских мантр, дурманящая музыка шаманов… Не так давно специалисты стали заново открывать для себя (и для нас) эти методики.

РЕБЕФИНГ
Название происходит от английского rebirthing – «рождение заново». Американский психотерапевт Леонард Орр (Leonard Orr) разработал эту методику в начале 1970-х годов, заложив в основу технику «связного» дыхания – когда между вдохом и выдохом нет паузы. Задача: полностью расслабить тело, чтобы сначала восстановить негативные переживания (в частности те, которые испытало тело во время рождения), а затем освободиться от них. Метод позволяет вскрыть и устранить очаги подавленных переживаний, освободить энергию, получить заряд активности, радости и наслаждения.

ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ
Один из создателей трансперсональной психологии, американский психиатр Станислав Гроф (Stanislav Grof) разработал методику, сочетающую интенсивное дыхание, приводящее к гипервентиляции легких, специально подобранные упражнения и музыку. Метод помогает снять биоэнергетические и эмоциональные блоки. Как правило, его практикуют на групповых занятиях, где участники объединяются в пары и по очереди выступают в роли дышащего и «наблюдателя». Во время сессии они рисуют мандалы, в которых выражают свои переживания. А затем в небольших группах рассказывают о своем опыте погружения в бессознательное. В мире к методике относятся с настороженностью. В России ее практикуют лишь несколько сертифицированных специалистов.

ХАКОМИ-МЕТОД
Создатель хакоми-терапии – телесноориентированный терапевт Рон Курц (Ron Kurtz), специалист по распознаванию психологического состояния по строению, позам и движениям тела. Его методику называют откликом Запада на духовную мудрость Востока: хакоми-метод во многом созвучен буддизму и даосизму с их мягкостью, состраданием и следованием природе вещей. Для проработки проблем терапевты работают с тремя состояниями: осознанностью, сильными эмоциями и детской непосредственностью.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ
В западной культуре лечебная сила музыки была признана в середине ХХ века. Сегодня музыка – часть лечения детского аутизма, депрессии и многих психических заболеваний. В ходе сеансов музыкотерапии уделяется внимание не только слуху, но и физическим ощущениям, дыханию, движениям. Наш организм и сам подобен оркестру: если ритмы внешней жизни агрессивны, его работа нарушается, если же соответствуют нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию. С этим связан успокаивающий эффект мелодий для релаксации: интенсивность работы мозга замедляется настолько, что мы можем погрузиться в глубокий сон.\

ГОЛОС
Большой успех имеют тренинги ораторского мастерства, искусство управления голосом, пение. Работа с голосом помогает расслабиться или, наоборот, взбодриться. Она позволяет постичь глубины собственного «Я», вступить в диалог с окружающими.

МЕТОД ТОМАТИСА
В 1960-е годы отоларинголог Альфред Томатис (Alfred Tomatis) выяснил: прослушивание высокочастотных звуков – 5000–8000 Гц – активизирует мозговую деятельность и улучшает память. Вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и тело, возникает ощущение защищенности, цельности и благополучия. Метод Томатиса эффективен при нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.

ПОНИМАТЬ ТЕЛО
Наше тело помнит: в нем «записывается» все, что с нами происходит. Работая с телом, мы можем справиться с последствиями душевных травм из далекого или недавнего прошлого.

ВЕГЕТОТЕРАПИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙХА
Психоаналитик Вильгельм Райх первым обратил внимание на то, что вытесненная эмоция влечет за собой мышечный зажим. Хронические напряжения Райх называл «мышечным панцирем» или «панцирем характера», поскольку они также отображают психику человека. После этого открытия он отошел от психоанализа и создал вегетотерапию, основанную на свободной циркуляции жизненной (вегетативной) энергии.

ИНТЕГРАТИВНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ
Как и другие методы телесноориентированной психотерапии, кинезиология работает с запечатленными в нашем теле переживаниями. Метод направлен в первую очередь на работу с последствиями психологической травмы. Специальные упражнения «убирают» автоматическую реакцию, которая мешает осознавать ситуацию и действовать адекватно. Пациент учится прислушиваться к телесным ощущениям, осознавать импульсивные реакции и отличать их от подлинных чувств.

ТАНАТОТЕРАПИЯ
В 1980-е годы этот метод был создан психотерапевтом Владимиром Баскаковым. Танатотерапия рассматривает смерть (танатос) как состояние полного расслабления и покоя. Во время занятий создаются особые условия для глубокого расслабления. Работа с телом помогает справиться с четырьмя видами проблем: избытком контроля (в телесной проекции это голова), нарушением контактов (область груди и рук), сексуальными трудностями (область паха), проблемой устойчивости (ноги и ступни).

БОДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Датский психотерапевт Лизбет Марчер (Lisbeth Marcher) разработала этот метод в 70-е годы ХХ века. Пациентам рекомендуются специальные упражнения для расслаб-ления, а тем, кто слишком расслаб-лен, – наоборот, способы привести мышцы в тонус.

АллатРа
02.02.2018, 19:55
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний[2]
Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства[3][4][5];
Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы[6][7].

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.[источник не указан 2085 дней]
История развития

Одним из первых людей, утверждавшим значительное влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческих ученый и философ Пифагор. Как видно из труда Ямвлиха "О пифагорейской жизни", если некто "слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил"[8]. Армянский врачеватель XII века Мхитар Гераци также указал на значительную положительную роль музыкотерапии.

В XIX столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.[источник не указан 2085 дней]

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.[источник не указан 2085 дней]

Во многих странах Западной Европы и США возникли и приобрели популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии — Österreichische Gesellschaft zur Förderung der Musiktherapie, Швейцарии — Schweizer Forum für Musiktherapie, Германии — Bundesarbeitsgemeinschaft-Musiktherapie (BAG Musiktherapie)[9], куда входит 10 членов.
Направления музыкальной терапии

В музыкотерапии в XX веке сформировалось несколько школ.

Шведская школа (основоположник — А. Понтвик) — выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания.[источник не указан 2085 дней]
Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учётом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.[источник не указан 2085 дней]
Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств[9].
Швейцарская школа музыкотерапии (Институт майевтики им. Дж. Мастропаоло) использует преимущественно вокалотерапию и коллективную игру на флейтах. Дж. Мастропаоло отдаёт предпочтение этому инструменту из-за сильнейшего его воздействия на эмоциональную сферу благодаря тесситуре, а также из-за включённости дыхания в процесс терапии. Дж. Мастропаоло придерживается фрейдистской теории личности. [источник не указан 1112 дней]
В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен.[источник не указан 2085 дней] Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва)[10]. Его практический опыт синтезирует известные древние методики и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В.Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека[9].

Формы музыкальной терапии

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения[1].
Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение[1].
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.[источник не указан 2085 дней]
Современная музыкотерапия представляет собой технологию разрешения медицинских, реабилитационных, развивающих, коррекционных, и воспитательных задач. Исследования в этой области направлены на изучение возможности влияния на личность человека посредством соединения медицинских, педагогических, психотерапевтических методов с управляемым музыкальным воздействием.[источник не указан 2085 дней]

Первые исследования оздоровительного воздействия музыки на организм человека начались в конце XIX века. В 1899 г. невропатолог Джеймс Л. Корнинг провел впервые исследования с использованием музыки для лечения пациентов. Первые научные труды, исследующие механизм влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение, газообмен.[источник не указан 2085 дней]

На смену эмпирическому этапу использования музыки пришёл этап экспериментально-физиологических исследований. Под руководством В. М. Бехтерева в 1913 г. в России было основано «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены». Первое упоминание о применении музыкальной терапии в журнале Американской музыкальной ассоциации датировано 1914 годом.

В 1918 Колумбийский университет (США) разработал первый курс «Музыкотерапии», который вела Маргарет Андерсен, музыкант из Великобритании. Постепенно была осознана необходимость разработки академических программ подготовки профессиональных музыкотерапевтов. Первая учебная программа по музыкотерапии была разработана в Великобритании в 1961, а в 1975 в Лондоне был основан Центр музыкальной терапии. Учебные музыкотерапевтические программы были разработаны в других странах Европы.

Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму её влияния существенно возрос.

Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; индивидуальное влияние отдельных произведений композиторов; влияние на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений; перинатальная музыкотерапия.

В начале XXI века А.С. Клюев (Санкт-Петербург), занимаясь вопросами музыкотерапии, утвердил статус музыкотерапии как лечения музыкой в человеке человеческого начала (опираясь на исконное понимание терапии – см.: терапевты). Имея в виду утверждённый статус, предложил применение музыкотерапии в качестве метода музыкальной педагогики.
Примеры музыкотерапевтического воздействия

Согласно нескольким научным исследованиям, прослушивание сонаты ре-мажор для фортепиано Моцарта помогает снизить количество приступов эпилепсии у больных (так называемый «Эффект Моцарта» (англ.))[11]. Однако достоверность результатов данного исследования подвергается сомнению, в связи с наложенными на него ограничениями и невозможности воспроизвести результаты в дальнейших исследованиях[12].
Некоторые медики[кто?] считают, что музыка способствует расслаблению мускулов, особенно при ускоренной ходьбе и беге, и может применяться в качестве дополнительной реабилитационной терапии для поддержания хорошей физической формы сердечников и людей, страдающих от ожирения. Кроме того, музыка обладает стимулирующим действием на настроение и эмоции, позволяя поддерживать спортивный дух и тем самым долгосрочно влияя на фитнес-достижения[13].
Прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированными с сердечно-сосудистым ритмом.[14].
Практикующие музыкотерапевты-психологи утверждают, что правильно подобранные мелодии, произведения, импровизации являются удобным средством для работы с памятью и бессознательным. Музыка структурирует процессы мышления и памяти. Звуки взаимодействуют с ассоциативными структурами, "вытаскивая" на поверхность, в сознание актуальные воспоминания и переживания. Даже то, что музыкой назвать сложно - диссонансы и откровенно "некрасивые, уродливые" мелодии, способны оказывать воздействие на память и сознание, а, следовательно, и благотворно влиять на общее состояние.
википедия

АллатРа
02.02.2018, 19:57
Одно из самых многочисленных на данный момент в Германии объединение музыкотерапевтов – Немецкое общество музыкотерапии – дает следующее определение:

«Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент дол¬жен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности».

То есть, музыка может быть использована и активно используется для улучшения здоровья.

Музыкотерапия является одним из направлений современной арт-терапии. По сути, это даже не совсем лечение, а, скорее всего, природный, мягкий способ исцеления души, приводящий к гармонизации личности.
Немного из истории музыкотерапии

Одним из первооткрывателей музыкотерапии, вернее, тем, кто первым заметил и заявил о лечебных свойствах музыки, был всем известный Пифагор. Именно он обосновал научно целебный эффект музыки. В частности, он утверждал, что музыка подчиняется математике как высшему закону, и восстанавливает в теле человека утраченную гармонию.

Создатель основных канонов медицины Гиппократ с помощью музыки лечил эпилепсию и бессонницу. А уже в начале XX века изучением влияния музыки на организм человека занялся академик В.М. Бехтерев. Он пришел к выводу, что музыка может заряжать человека энергией, снимать усталость, оказывать положительное влияние на дыхательную и кровеносную системы.

В наше время методы музыкотерапии активно используются в практике лечения больных, имеющих определенные соматические и психологические проблемы.
Как «работает» музыкотерапия?
Музыкотерапия

Как утверждают ученые, прослушивание или исполнение музыки помогает создавать связи между левым и правым полушариями головного мозга. При этом, музыка воспринимается двумя полушариями одновременно: правое ощущает тембр и мелодию, а левое – ритм.

Именно ритм оказывает на организм человека наиболее сильное воздействие. Музыкальный ритм 2,2-4 колебаний в секунду очень близок к частоте сердцебиения и дыхания человека. Слушая такую музыку, организм будто бы подстраивается под нее. Тело и музыка звучат в одном ритме, и из-за этого повышается настроение, трудоспособность, улучшается сон, снижается чувствительность к боли, стабилизируется дыхание и работа сердца.

Что интересно, ученые доказали благоприятное влияние музыки не только на людей, но и на других представителей живого мира природы: животных и растений. Вот уж действительно универсальное средство!

Музыкотерапия как метод психотерапии использует музыку в качестве средства коррекции психического состояния человека, при работе со страхами, эмоциональными отклонениями. Активно используют ее в социальной реабилитации наркозависимых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья, и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

При этом методики музыкотерапии могут использоваться и как основной способ воздействия, и как дополнительный – музыкальное сопровождение других приемов коррекции с целью повышения из эффективности.

По мнению ученых, музыка способна проникать в глубинные слои личности.

Если говорить о физиологии, то и нервная система, и мускулатура человека способны усваивать ритм. Музыка, являясь ритмическим раздражителем, воздействует на мозг, а тот регулирует биоритмы. Происходит стимуляция физиологических процессов организма. Поэтому мы замечаем, что музыка нас синхронизирует и активирует.

Но разные музыкальные произведения могут действовать на организм человека по-разному. Они могут успокаивать и возбуждать, расслаблять и побуждать к действиям. Наверняка, вы замечали, что в фитнес – залах для активных тренировок используется заводная, энергичная музыка, а в ресторанах, выставочных залах обычно играют плавные медленные мелодии.

Также специалисты утверждают, что занятия музыкой помогают развитию креативности и интеллекта. Из-за этого с этим людям, связанным с музыкой, проще учить языки, у них лучше развивается память.
Формы и виды музыкотерапии

Музыкотерапия используется в двух основных формах: активной и рецептивной, или пассивной.

Активная музыкотерапия – это воспроизведение музыки с помощью музыкальных инструментов или собственного голоса.

Рецептивная музыкотерапия – это процесс слушания, восприятия музыки с психотерапевтической целью.

Кроме того, музыкотерапия может быть двух видов: индивидуальная и групповая.

Соответственно, при индивидуальной музыкотерапии сеанс происходит непосредственно между клиентом и психотерапевтом, а при групповой – в группе. Последняя используется в случаях, когда необходимо работать с коммуникативным поведением человека.
Музыкотерапия дома
Музыкотерапия

Но, помимо того, что музыкотерапия активно используется в практике специалистов-психотерапевтов, получить свои «бонусы» с помощью музыки можно и в домашних условиях.

Для этого прислушайтесь к простым советам:

1. Создайте благоприятную атмосферу. Чтобы расслабиться и восстановить силы, выберите время, когда никто и ничто не будет вам мешать. Лучше всего, если никого кроме вас не будет дома, или если вы попросите близких не отвлекать вас в течение 10-30 минут.

Можно совместить сразу несколько приятных моментов – например, медленную успокаивающую музыку и расслабляющую ванну с морской солью.

2. При выборе музыки доверьтесь своей интуиции. Мелодия должна вам нравиться. Даже если музыка, рекомендованная вам другими и помогающая им, лично у вас отнимает силы, не стоит ее слушать. Найдите себе то, что вам по душе.

3. Выберите для себя удобное положение. Лучше всего слушать музыку с закрытыми глазами, якобы пропуская ее через себя. Позвольте мелодии заполнить ваше сознание, ваши мысли. В такие минуты не существует ничего постороннего – только музыка и вы. А весь мир пусть подождет.

4. Следите за громкостью звука. Даже самую полезную музыку не надо включать на всю катушку – пользы для организма это не принесет. Поэтому регулируйте звук так, чтоб это было для вас максимально комфортно.

5. Не переборщите. Начинать сеансы музыкотерапии рекомендуют с 10 минут, и доводить максимум до получаса. Прослушивание, например, Бетховена на протяжении часа и больше вместо желаемого расслабления принесет обратный эффект – раздражение и усталость. Поэтому не забывайте, что все хорошо в меру.
Лечение музыкой: что и когда слушать?
Музыкотерапия

Итак, мы уже разобрались, как правильно заниматься музыкотерапией. Сейчас самое время узнать, а что же именно слушать в тех или иных случаях?

Существуют уже проверенные многими людьми музыкальные «рецепты»:

1. Чтобы поднять себе настроение, слушайте:

Моцарт «Рондо в турецком стиле»;
«Хабанера» из оперы «Кармен» Жоржа Бизе;
«Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида».

2. Для уменьшения тревожности и чувства неуверенности рекомендуют:

«Мазурка» Шопена;
«Вальсы» Штрауса;
«Мелодия» Рубинштейна.

3. Для уменьшения раздражительности и избавления от неврозов помогут:

Бетховен «Лунная соната»;
Бах «Кантата №2»;
Гайдн «Симфония»;
Бетховен «Симфония ля-минор»;
Бах «Итальянский концерт».

4. Для общего успокоения и умиротворения подходят:

«Колыбельная» Брамса;
Шопен «Ноктюрн соль-минор»;
Шуберт «Аве Мария»;
Дебюсси «Свет луны»;
Бетховен «Симфония № 6», 2-я часть;
вальсы Штрауса.

5. Для легкого утреннего пробуждения рекомендуют:

концерты и сонаты Вивальди;
серенады Шуберта;
«Утро» Штрауса;
«Утреннее расположение духа» Грига;
«Море» Дебюсси;
«Пробуждение птиц» Мессиана.

6. При нарушениях сна помогают:

«Пер Гюнт» Грига;
Шуман «Грезы»;
Сибелиус «Грустный вальс»;
пьесы Чайковского;
«Мелодия» Глюка.

7. При гипертонии рекомендуют слушать:

Бах «Кантата № 21», «Концерт ре-минор» для скрипки;
Мендельсон «Свадебный марш»;
Барток «Соната для фортепиано»;
Шопен «Ноктюрн ре-минор»;
Брукнер «Месса ля-минор».

8. Для лечения алкогольной зависимости и курения подойдут:

Шуберт «Аве Мария»;
Бетховен «Лунная соната»;
Свиридов «Метель»;
Сен-Санс «Лебедь».

9. При гастрите рекомендуют слушать Бетховена «Соната № 7».

10. От эпилепсии поможет Моцарт «Соната K448».

11. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки рекомендуют:

Чайковский «Вальс цветов»;
музыка Моцарта.

12. При мигрени послушайте:

«Юморески» Дворжака и Гершвина;
«Весенняя песня» Мендельсона.

13. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональной перегрузкой, помогут:

Хачатурян «Маскарад»;
Лист «Венгерская рапсодия»;
Моцарт «Дон Жуан»;
Бетховен «Фиделио»;
Огинский «Полонез».

14. При переутомлении можно послушать диски Луи Армстронга, Элвиса Пресли, Дюка Веллингтона.

15. Чтобы забыть о проблемах и неприятностях, послушайте:

«Аве Мария» Шуберта;
«Колыбельная» Брамса.

Также ученые заметили, что улучшить самочувствие человека могут не только конкретные мелодии, но и конкретные инструменты. Например, звуки барабана лечат кровеносную систему и нормализуют сердечный ритм. Также гармонично влиять на сердечную работу способна арфа. Звуки скрипки помогают человеку на пути познания себя и лечат его душу. Флейта помогает работе легких. Пианино благотворно влияет на щитовидную железу. А вот саксофон способен активизировать сексуальную энергию человека.

Король музыкальных инструментов – орган – помогает навести порядок в мыслях и способствует правильной работе позвоночника. Не зря, наверное, этот благородный инструмент играл преимущественно в храмах и церквях, и это помогало людям прояснить и очистить сознание и мысли.

http://f-journal.ru/muzykoterapiya/

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
01.10.2018, 20:03
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ.

Кроме методов, основанных исключительно на разговоре психолога и пациента, в психотерапии есть техники, предназначенные для работы с телом Чтобы вы могли ориентироваться в этих методах, мы разделили их на пять групп.

ДЫШАТЬ, ПЕТЬ И СЛУШАТЬ
Дыхание, пение и музыка всегда использовались в терапевтических целях. Гармонизация души и тела рассматривалась как способ постижения духовной истины. Всем известны дыхательные упражнения в йоге, особый тембр в исполнении индуистских и буддистских мантр, дурманящая музыка шаманов… Не так давно специалисты стали заново открывать для себя (и для нас) эти методики.

РЕБЕФИНГ
Название происходит от английского rebirthing – «рождение заново». Американский психотерапевт Леонард Орр (Leonard Orr) разработал эту методику в начале 1970-х годов, заложив в основу технику «связного» дыхания – когда между вдохом и выдохом нет паузы. Задача: полностью расслабить тело, чтобы сначала восстановить негативные переживания (в частности те, которые испытало тело во время рождения), а затем освободиться от них. Метод позволяет вскрыть и устранить очаги подавленных переживаний, освободить энергию, получить заряд активности, радости и наслаждения.

ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ
Один из создателей трансперсональной психологии, американский психиатр Станислав Гроф (Stanislav Grof) разработал методику, сочетающую интенсивное дыхание, приводящее к гипервентиляции легких, специально подобранные упражнения и музыку. Метод помогает снять биоэнергетические и эмоциональные блоки. Как правило, его практикуют на групповых занятиях, где участники объединяются в пары и по очереди выступают в роли дышащего и «наблюдателя». Во время сессии они рисуют мандалы, в которых выражают свои переживания. А затем в небольших группах рассказывают о своем опыте погружения в бессознательное. В мире к методике относятся с настороженностью. В России ее практикуют лишь несколько сертифицированных специалистов.

ХАКОМИ-МЕТОД
Создатель хакоми-терапии – телесноориентированный терапевт Рон Курц (Ron Kurtz), специалист по распознаванию психологического состояния по строению, позам и движениям тела. Его методику называют откликом Запада на духовную мудрость Востока: хакоми-метод во многом созвучен буддизму и даосизму с их мягкостью, состраданием и следованием природе вещей. Для проработки проблем терапевты работают с тремя состояниями: осознанностью, сильными эмоциями и детской непосредственностью.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ
В западной культуре лечебная сила музыки была признана в середине ХХ века. Сегодня музыка – часть лечения детского аутизма, депрессии и многих психических заболеваний. В ходе сеансов музыкотерапии уделяется внимание не только слуху, но и физическим ощущениям, дыханию, движениям. Наш организм и сам подобен оркестру: если ритмы внешней жизни агрессивны, его работа нарушается, если же соответствуют нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию. С этим связан успокаивающий эффект мелодий для релаксации: интенсивность работы мозга замедляется настолько, что мы можем погрузиться в глубокий сон.\

ГОЛОС
Большой успех имеют тренинги ораторского мастерства, искусство управления голосом, пение. Работа с голосом помогает расслабиться или, наоборот, взбодриться. Она позволяет постичь глубины собственного «Я», вступить в диалог с окружающими.

МЕТОД ТОМАТИСА
В 1960-е годы отоларинголог Альфред Томатис (Alfred Tomatis) выяснил: прослушивание высокочастотных звуков – 5000–8000 Гц – активизирует мозговую деятельность и улучшает память. Вибрации словно питают наш мозг, а вместе с ним и тело, возникает ощущение защищенности, цельности и благополучия. Метод Томатиса эффективен при нарушениях концентрации внимания, расстройствах речи, а также при депрессиях у взрослых.

ПОНИМАТЬ ТЕЛО
Наше тело помнит: в нем «записывается» все, что с нами происходит. Работая с телом, мы можем справиться с последствиями душевных травм из далекого или недавнего прошлого.

ВЕГЕТОТЕРАПИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙХА
Психоаналитик Вильгельм Райх первым обратил внимание на то, что вытесненная эмоция влечет за собой мышечный зажим. Хронические напряжения Райх называл «мышечным панцирем» или «панцирем характера», поскольку они также отображают психику человека. После этого открытия он отошел от психоанализа и создал вегетотерапию, основанную на свободной циркуляции жизненной (вегетативной) энергии.

ИНТЕГРАТИВНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ
Как и другие методы телесноориентированной психотерапии, кинезиология работает с запечатленными в нашем теле переживаниями. Метод направлен в первую очередь на работу с последствиями психологической травмы. Специальные упражнения «убирают» автоматическую реакцию, которая мешает осознавать ситуацию и действовать адекватно. Пациент учится прислушиваться к телесным ощущениям, осознавать импульсивные реакции и отличать их от подлинных чувств.

ТАНАТОТЕРАПИЯ
В 1980-е годы этот метод был создан психотерапевтом Владимиром Баскаковым. Танатотерапия рассматривает смерть (танатос) как состояние полного расслабления и покоя. Во время занятий создаются особые условия для глубокого расслабления. Работа с телом помогает справиться с четырьмя видами проблем: избытком контроля (в телесной проекции это голова), нарушением контактов (область груди и рук), сексуальными трудностями (область паха), проблемой устойчивости (ноги и ступни).

БОДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Датский психотерапевт Лизбет Марчер (Lisbeth Marcher) разработала этот метод в 70-е годы ХХ века. Пациентам рекомендуются специальные упражнения для расслаб-ления, а тем, кто слишком расслаб-лен, – наоборот, способы привести мышцы в тонус.

Источник: https://vk.cc/8hxwNR (https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fvk.cc%2F8hxwNR&post=-63485629_67147&cc_key=)

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
21.04.2019, 09:55
https://super-ego.info/