PDA

Просмотр полной версии : пионер. пионерия. детские организации.


Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
16.06.2016, 09:16
Ска́утское движе́ние (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, дух (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E4%F3%F5)овным и умственным развитие (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F0%E0%E7%E2%E8%F2%E8%E5)м молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с упором на занятия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима.

Слово скаут (англ. scout) переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством[1]. Международные и междугородние скаутские слёты проводятся раз в 3-4 года и носят название «Джамбори».

История мирового скаутинга

Основателем движения скаутов считается сэр Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл. В 1899 году полковник Баден-Пауэлл был назначен комендантом крепости Мафекинг в Южной Африке, которая после начала англо-бурской войны была осаждена армией буров. В гарнизоне было чуть больше тысячи солдат, и полковник организовал вспомогательную воинскую часть из местных мальчишек, которые взяли на себя в том числе разведку и доставку донесений через позиции врага. Полковник был поражен, что мальчики воевали не хуже взрослых, отличались отвагой, хитроумием, исполнительностью. Благодаря своим кадетам Баден-Пауэллу удалось продержаться с крошечным гарнизоном 207 дней, пока не подошло подкрепление.[1] С этого момента полковник пришел к выводу, что начинать готовить военных разведчиков надо с детства. Став генералом и возвратившись в Англию, Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. В 1907 году был проведен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys».[2]

Новаторство скаутинга было в том, что в нем соединили детей и взрослых в одной организации, в процессе совместной деятельности, общей длительной игры в разведчиков, в стремлении быть полезными другим людям, природе (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%E5) и миру в целом. У Баден-Пауэлла отношения между взрослыми и детьми строились как равноправные, где взрослый и ребенок играли каждый свою роль, ребенок добровольно соглашался с позицией и ролью взрослого, как старшего товарища, более знающего, более умелого. Взрослый вел за собой младшего. Так в скаутской организации отчасти была решена проблема антагонизма между взрослыми и детьми. Баден-Пауэлл понял стремление детей и подростков к неформальному общению, он уловил их желание (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E6%E5%EB%E0%ED%E8%E5) объединиться между собой для реализации своих интересов и потребностей. Универсальность системы скаутинг заключается в её саморазвитии. Она соединяла подростков и взрослых в одну организацию независимо от религиозных конфессий, различных рас и этносов, не только католической Европы, но и православных народов, мусульманского мира.[2][3] Фактически скаутинг заложил основы педагогики нового типа, которая впоследствии в СССР получила название неформальная педагогика [4] в противовес формальному (обязательному) школьному образованию.

Однако изобретение самой идеи принадлежит не Баден-Пауэллу, а писателю и художнику Эрнесту Сэтону-Томпсону, создавшему первый в мире детский отряд «Woodcraft indiens» - «лесных индейцев». Историю создания отряда Сэтон-Томпосон красочно описал в своей биографии, в главе «Знатоки леса»[3] В 1906 году Сэтон-Томпсон отправил свои записки Баден-Пауэллу, который во многом основывался на опыте писателя, создавая скаутов. Баден-Пауэлл создал совершенно новую общественную молодежную организацию, за эти заслуги был возведён королём Англии Георгом V в звание барона с титулом "ЛОРД БАДЕН-ПАУЭЛЛ оф ГИЛВЕЛЛ" . Изначально скаутинг был задуман для подготовки мальчиков к службе в английской армии, и военные разных стран во многом приняли его систему. В первое время скаутинг как метод воспитания молодежи допризывного возраста распространялся среди стран-участниц Антанты, но затем он вышел за эти рамки, получил более широкое распространение среди стран мира из-за своей универсальности. К 1909 году в Англии уже насчитывалось 14 000 скаутов. В 1910 году возникла "параллельная" бойскаутам организация девочек и девушек – "гёрл-гайдов".[2]

Большой вклад в движение скаутов внес художник Пьер Жубер (Pierre Joubert), сам ставший скаутом в 14 лет. В течение десятилетий он создавал великолепные иллюстрации к книгам и журналам о скаутах.[4]

На развитие (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F0%E0%E7%E2%E8%F2%E8%E5) скаутского движения оказали влияние также работы Дэниела Картера Бёрда.

Скаутинг в России

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского (и далее советского) скаутского движения — полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В следующем году в 1-й Петербургской мужской гимназии возникает «легион юных разведчиков», организованный преподавателем латыни В. Г. Янчевецким (известным впоследствии как детский писатель Ян). Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь — Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической), отряд был создан из числа её учеников.

Книга Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» (англ. Scouting for boys) была получена Николаем II в 1910 году от одного из приближённых к нему лиц, проживавших в Англии, и вызвала живейший интерес царя, так как оказалась созвучной с его собственными мыслями о необходимости допризывной подготовки молодёжи, особенно сельской. По приказанию царя, книга была переведена на русский язык и издана в типографии Главного штаба. Однако первые официальные попытки в этом направлении оказались неудачны, так как строились на «фельдфебельских» (выражение Пантюхова) принципах, полностью исключавших игровой элемент. Таковыми было прежде всего движение с петровским названием «потешных» — организованные по приказанию «сверху» детские отряды, в которых дети проходили строевую и начальную военную подготовку. Это движение, против которого активно выступал Пантюхов, вскоре потерпело провал. Одновременно штабс-ротмистр А. Г. Захарченко был по царскому приказу командирован в Англию для изучения опыта скаутизма, после чего создал в Москве скаутскую дружину. Однако дружина Захарченко, в которой обучение скаутов было поручено юнкерам, была по сути комбинацией скаутизма с движением «потешных» и также потерпела провал. Реальным основателем московского скаутизма является редактор журнала «Вокруг света» В. А. Попов. В Киеве зачинателем скаутизма был гимназический преподаватель А. К. Анохин, впоследствии (1915 г.) организовавший первый отряд герл-скаутов.


Обозначившийся провал движения «потешных» склонил «сферы» в сторону поддержки чистого скаутизма, и в августе 1914 года организуется «Общество содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут». Председателем общества стал вице-адмирал Иван Бострем (ранее курировавший «потешных»), вице-председателем — Пантюхов.

С началом Первой мировой войны один из основателей движения скаутов в России полковник О. И. Пантюхов отправился на фронт и Царскосельский отряд скаутов (впоследствии переименованных на русский манер в «юные разведчики») возглавляет Эраст Платонович Цытович. Штаб-квартира Царскосельской дружины помещалась в стенах реального училища, директором которого он и являлся.

В 1915 году Цытович привлек к движению скаутов великого князя Георгия Константиновича и, по распоряжению Императора Николая II, записал в Царскосельский отряд Цесаревича Алексея[5].

С 1915 года Цытович становится председателем Царскосельского военно-спортивного комитета и членом комитета общества «Русский скаут» председателем которого был вице-адмирал Бострем И. Ф. Деятельное участие в обществе принимала также сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
16.06.2016, 09:17
В декабре 1915 году Цытович принял активное участие в организации Первого Всероссийского съезда по скаутизму, прошедшего в Петрограде. На съезде он прочитал несколько основополагающих докладов, посвященных скаутскому движению: «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» и «Этические основы скаутизма», в вышеупомянутом докладе, Э. П. Цытович произнес несколько лозунгов, который впоследствии переняли пионерские организации СССР, вот что он писал[6]:

Будем же надеяться на то, … что зажегшаяся звезда скаутизма над русской молодёжью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: «Будьте готовы!» будут стройно, бодро и весело отвечать: «Всегда готовы!».

В 1915 году происходит первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику и т. п. русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

В 1915 г. Николаем Адуевым был написан гимн скаутов — «Будь готов!», положенный на музыку редактором журнала «Вокруг света» Владимиром Поповым, являвшимся начальником Московской дружины скаутов[7] (последнему также принадлежат слова и музыка популярной скаутской песни «Картошка», известной в СССР под видом пионерской песни). В том же 1915 г. Попов создал первый в мире музей скаутинга, а в следующем году организовал отряд речных скаутов.

После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья) — то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова, «юкистское» движение — «юных коммунистов-скаутов», принявших галстуки красного цвета, городской клуб «Красный скаут»). Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» — следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона. Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну[источник не указан 2047 дней]. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением (подробно см. в статье «Пионерское движение»). Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга.


Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошёл последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.

Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например, «Братство костра», члены которого пели[8][9]:

Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.
На фото вверху: полковник Сулин и разведчики Старицкий, Грушецкий, Никонов, Бек, Олимпиев, Пухляков и Ромашов из Национальной организации русских скаутов разведчиков под покровительством великой княгини Ксении Александровны во главе с полковником П. Н. Бог (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%C1%EE%E3)дановичем. Франция, Капбретон, 1931

В результате в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова[9]. Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.

В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.

Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA). Сейчас в России нет единой скаутской организации. Одними из самых крупных российских организаций можно назвать: Организация Российских Юных Разведчиков, Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков, Русский союз скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов, Братство Православных Следопытов.

Скаутский метод

Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:

Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно — осознание (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EE%F1%EE%E7%ED%E0%ED%E8%E5) своего долга перед Бог (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%C1%EE%E3)ом, гражданского долга и долга перед самим собой.
Патрульная система или система микрогрупп.
Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) — специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F0%E0%E7%E2%E8%F2%E8%E5), выполнение гражданского и дух (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E4%F3%F5)овного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.
Деятельность на природе (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%E5). Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%E5), при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга — исследовательской деятельности.
Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
«Обучение через дело» — метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

Девиз скаутов — «будь готов!» (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B.P.).

Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля 1908 в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет.»

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
16.06.2016, 09:17
пионерский устав.
Беру выписку из википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D 0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1 %81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0% BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%B C%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%92._%D0%98._%D0%9B%D0%B5%D 0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0):

Редакция 1922 года



1. Юный пионер верен рабочему классу;
2. Честен, скромен, правдив и не ленив;
3. Друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу;
4. Исполнителен;
5. Трудолюбив, весел и никогда не падает духом;
6. Бережлив и уважает общеполезный труд[9] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D 0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1 %81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0% BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%B C%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%92._%D0%98._%D0%9B%D0%B5%D 0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0#cite_note-9)

Редакция 1967 года



Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
Пионер — товарищ и вожак октябрят.
Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Редакция 1986 года



Пионер — юный строитель коммунизма — трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.
Пионер — активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F%D1%82%D 0%B0).
Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
Пионер — надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совест (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F1%EE%E2%E5%F1%F2)и и чести.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
16.06.2016, 09:20
социальное неравенство и потребительская психология могут стать серьезным препятствием для объединения. Одно дело, когда объединяются "лесные братья" с целью защиты природы (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%FB), и совсем другое, как строители (чего?). Т.е. куды идем на государственном уровне?) К чему?
Идеи коммунизма (пионер - строитель коммунизма), как ни странно очень красиво звучат. Вот «Моральный кодекс строителя коммунизма»:

— преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
— добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
— забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
— высокое сознание (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F1%EE%E7%ED%E0%ED%E8%E5) общественного долга; нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
— коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
— гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA) человек (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)у, друг, товарищ и брат;
— честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
— взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
— непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
— дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
— непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
— братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Очень ведь в сущности хорошие "заповеди", только как такое реализовать в настоящее время?

(ТриЕдиная Практика)