Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
23.12.2017, 13:08
Идеал достижений РЕЛИГИИ - животная идиллия
17 ФАКТОВ О ЖИЗНИ СТАРОВЕРОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
В мае этого года мне посчастливилось пожить несколько дней в закрытой общине староверов, которая располагается в 1000 км от Хабаровcка, и в 300 км от г.Комсомольск-на-Амуре.
Места красивейшие! Природа суровая, но благодатная и щедрая.
Мы, с моим другом Николаем приехали в давно известный ему поселок, в дружественную семью староверов, переехавших сюда 23 года назад на пустое место. Нас приняла семья дяди Вани. Дядя Ваня – радушный, бородатый мужик в русской рубашке-косовортке с пронзительно голубыми глазами, добрыми, как у щенка. Ему около 60 лет, его жене Аннушке около 55. Аннушка с первого взгляда располагает своим обаянием, за которым интуитивно чувствуется сила и мудрость. У них просторный деревянный дом с печью, окруженный пасекой и огородами.
Итак, по факту:
Факт 1
Жизненный уклад староверов практически не менялся уже более 400 лет.
Дядя Ваня рассказывает нам «прошел собор староверческий и решили: водку не пить, одежду мирскую не носить, женщина заплетает 2 косы, не подрезает волосы, закрывает их платком, мужчина не бреет и не подрезает бороду …» И это лишь малая часть.
Основательность и жизнестойкость этих людей потрясает. Убери сейчас у них машины или электричество, они не сильно пожалеют: ведь есть печка, есть дрова, есть вода из колодца, есть щедрый лес, река с тоннами рыбы, запасы еды на год вперед и опытные рабочие руки.
Мне посчастливилось побывать на застолье по случаю приезда дочери. Картина маслом. Стол ломится, есть все, что недоступно в городских супермаркетах. Я такое видел только на картинках в учабниках истории: сидят бородатые мужики в рубашках-косоворотках с подвязанными поясами, шутят, смеются во весь голос, часто даже не понимаешь о чем они шутят (к староверческому диалекту еще надо привыкнуть), но радостно от одного настроения, царящего за этим столом. И это, при том, что я непьющий. Старорусское застолье во всей красе.
Факт 2
Живя на земле, их заработки превышают заработки горожан.
“Городские там напрягаются гораздо больше, чем я зесь” – говорит дядя Ваня, «я работаю в свое удовольствие». В поселении почти у каждого старовера во дворе стоит Toyota Land Cruiser, просторные деревянные дома, от 150 м2 на каждого взрослого члена семьи, земля, огороды, техника, домашний скот, заготовки и запасы... Они рассуждают категориями миллионов “на одной только пасеке я поднял 2,5 миллиона рублей” – откровенничает дядя Ваня. “У нас нет нужды ни в чем, все что нам надо – купим. Но много ли нам надо здесь? Это в городе все что заработал уходит на продукты, а у нас тут они сами растут”.
“Вот приехала сюда семья племянницы из Боливии, продали там технику, землю, привезли с собой 1,5 миллиона долларов. Они земледельцы. Купили 800 га пахоных земель в Приморском крае. Сейчас живет там. Все рады, все живут в достатке”.
Вот после этого и думаешь, а так ли продвинута наша городская цивиллизация?
Факт 3
Централизованного управления в общине не было и нет.
«В общине мне не кто не может указать что мне делать. Наше согласие называется «часовенное». Мы объединяемся, живем поселками и на службу вместе собираемся. Но если мне это не понравится, то я не пойду и все. Буду дома молиться» - говорит дядя Ваня.
Встречается община по праздникам, которые проводятся по уставу: 12 главных праздников в году.
«У нас не церкви, есть молильный дом. Там есть избираемый старший. Избирается он по талантам. Он организует службу, рождение, крещение, похороны, отпевание. Кроме того, не каждый отец может растолковать своему сыну почему одно можно делать, а другое нельзя. Этот человек должен иметь и такие знания: способность убеждать, способность разъяснять».
Факт 4
Вера – формирующая основа общины.
Община регулярно встречается не в магазине или в пивнушке, а на молитве.
Праздничная, пасхальная служба, к примеру, длится с 12 ночи до 9 утра. Дядя Ваня, пришедший утром с пасхальной молитвы рассказывает “кости ломит, стоять конечно трудно всю ночь, но сейчас такая благодать на душе, столько сил… не передать”. Его голубые глаза искрятся и горят жизнью.
Я представил себя после такого мероприятия, и понял, что упал бы и спал еще 3 суток. А у дяди Вани сегодня следующая служба: с 2 до 9 утра. Обычной службой называется та, которая длится с 3 до 9 утра. Проводится она регулярно, каждую неделю.
“Без попа”, как говорит дядя Ваня. “У нас все учавствуют: читают и поют все” – добавляет Аннушка.
“Разница в чем от соверменной Церкви, если кратко сказать: там управление народом идет централизованное, даже на духовном уровне (что царь с партархом решили – дойдет до самого низа народа). А у нас каждый свое мнение высказывает. И никто меня не заставит. Это должно меня убедить, мне это должно быть надо. Любые вопросы решаются соборно, а не централлизовано. Все остальные различия – мелочи и частности, которым отвлекают и обманывают народ”.
Вот как. Что бы я ни читал про староверов, об это действительно практически не говорится. Скромно умалчивая главное: люди сами принимают решения, а не церковь за них. Вот в чем их главное отличие!
Факт 5
Семья – это основа жизни.
И здесь это понимаешь на все 100%.
Средняя численность семьи составляет 8 детей.
У Дяди Вани семья небольшая - всего 5 детей: Леонид, Виктор, Александр. Ирина и Катерина, самому старшему 33, младшему 14. А вокруг роится просто несчиляемое количество внуков.
«На 34 дома в нашем поселении более 100 детей. Просто еще молодые семьи, они еще больше будут рождать детей» - говорит дядя Ваня.
Детей воспитывают всем родом, они с малых лет помогают в хозяйстве.
Большие семьи здесь не тяготят, как в тесной городской квартире, а дают возможность опоры, помощи родителям и развития всему роду.
Опираясь на семью и род, эти люди решают все вопросы жизни.
“У нас в каждом староверческом поселении обязательно есть родственик”.
Родственник – понятие очень объемное для старовера: это, как минимум, группа поселений, включающая несколько деревень. А, чаще, и гораздо больше.
Ведь, чтобы крови не смешивались, молодым староверам приходится искать себе пару в самых отдаленных уголках нашего мира.
Факт 6
Поселения староверов есть по всему миру: в Америке, Канаде, Китае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Румынии, Австралии, Новой Зеландии и даже на Аляске.
Сотни лет староверы уходили от гонений и раскулачиваний, которые им устроили на Родине.
«Срывали крестики. Заставляли бросить все. И наши бросили. Дедам приходилось по 3-4 раза в год переезжать с места на место. Возьмут иконы, посуду, детей и уезжают” – делится дядя Ваня.
«И уезжали по миру. А там их никто не притеснял. Они жили как русские: носили свои одежды, свой язык, свою культуру, свою работу…»
“А прирастают староверы к землей с корнями. Как мне взять, все бросить и уехать – не представляю. Выдирать придется только с кровью. Сильные были наши деды”
Теперь ездят староверы по миру друг к другу в гости, знакомят детей, делятся чистыми семенами для огорода, новостями и опытом.
Там, где староверы – там начинает плодоносить земля, которую местные считали не плодородной, развивается хозяйство, зарыбливаются водоемы. Посмотрите ролики на youtube, если не верите. Просто потому, что эти люде не сетуют на жизнь, а берут и делают свое дело изо дня в день, помаленьку.
Те кто далеко от России - тоскуют по Родине, кто то возвращается, кто то нет.
Факт 7
Староверы свободолюбивы.
“Начнут притеснять, говорить как мне жить, я просто собрал детей и умотал отсюда.
В случае необходимости, нам помогают восстановиться всей родней, и русские и американцы: наша родня из Америки. Они больше сохранили, и высылают оттуда нам уже более 20 лет все, чтобы мы восстанавливали свой уклад».
К слову, именно в Америке до сих пор у староверов сохранился уникальный диалект 30х годов прошлого века.
Жизнь била и колотила этих людей, при этом поражает то жизнелюбие и радушие, с которым они встречают жизнь и нас, мирских людей.
Факт 8
Трудолюбие “от души”.
Староверы работают с 5 утра и до позднего вечера.
При этом, никто не выглядит замученным или уставшим. Скорее, выглядят удовлетворенными, после очередного прожитого дня.
Все чем богаты эти люди – они создали, вырастили, смастерили в буквальном смысле своими руками. В магазинах из еды, к примеру, покупается сахар. Хотя и в нем большой надобности у них нет: есть мед.
“Здесь мужики живут, не имея ни образования, ни престижной профессии, а зарабатывают достаточно, на Крузаках ездят. А заработал на речке, на ягоде, на грибах…вот и все. Он просто не ленивый” – говорит дядя Ваня.
Если что то не работает и не служит развитию – то оно не для жизни старовера.
Все жизненно и просто.
Факт 9
Помощь друг другу – это норма жизни старовера.
«При строительстве дома мужики могут собраться всем поселком, чтобы помочь на начальном этапе. А потом вечером, я организовал стол, чтобы посидеть. Или одинокой женщине, у которой мужа нет, мужики соберутся и накосят сено.
Пожар случился – сбегаемся все на помощь.
Тут просто все: я не приду сегодня – завтра ко мне не придут» - делится дядя Ваня.
Факт 10
Воспитание детей.
Детей воспитывают в ежедневных естественных работах.
Уже с 3х лет дочка начинает помогать маме у плиты, мыть полы.
А сын помогает отцу по дворовому хозяйству, по стройке.
«Сын принеси мне молоток», говорил дядя Ваня своему 3х летнему сыну и тот с радостью бежал исполнять просьбу отца. Происходит это легко и естественно: без принуждения или особых развивающих городских методик.
В малолетстве такие дети познают жизнь и радуются ей больше любой городской игрушки.
В школах дети староверов учатся среди «мирских» детей.
В институты не идут, хотя мальчики в обязательном порядке служат в армии.
Факт 11
Свадьба – 1 раз и на всю жизнь.
Возвращаясь из армии, сын начинает задумываться о своей семье.
Происходит это по велению сердца.
“Вот вошла Аннушка в дом, где мы готовились к празднику, и я сразу понял – это мое” – рассказывает дядя Ваня. “И пошел я свататься к ней в семью”.
“В мае мы познакомились с Аннушкой – в июне уже сыграли свадьбу. И я не представляю себе жизни без нее. Мне спокойно и хорошо, когда я знаю моя жена постоянно рядом со мной”.
Единожды выбрав жену, или мужа староверы связывают себя с ними на всю жизнь. Речи о разводе быть не может.
“Жена дается по карме, как говорится” – смеется дядя Ваня.
Они не выбирают долго друг друга, не сравнивают, не живут гражданским браком, их сердца с многовековым опытом помогают им определить “единственного” на всю жизнь.
17 ФАКТОВ О ЖИЗНИ СТАРОВЕРОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
В мае этого года мне посчастливилось пожить несколько дней в закрытой общине староверов, которая располагается в 1000 км от Хабаровcка, и в 300 км от г.Комсомольск-на-Амуре.
Места красивейшие! Природа суровая, но благодатная и щедрая.
Мы, с моим другом Николаем приехали в давно известный ему поселок, в дружественную семью староверов, переехавших сюда 23 года назад на пустое место. Нас приняла семья дяди Вани. Дядя Ваня – радушный, бородатый мужик в русской рубашке-косовортке с пронзительно голубыми глазами, добрыми, как у щенка. Ему около 60 лет, его жене Аннушке около 55. Аннушка с первого взгляда располагает своим обаянием, за которым интуитивно чувствуется сила и мудрость. У них просторный деревянный дом с печью, окруженный пасекой и огородами.
Итак, по факту:
Факт 1
Жизненный уклад староверов практически не менялся уже более 400 лет.
Дядя Ваня рассказывает нам «прошел собор староверческий и решили: водку не пить, одежду мирскую не носить, женщина заплетает 2 косы, не подрезает волосы, закрывает их платком, мужчина не бреет и не подрезает бороду …» И это лишь малая часть.
Основательность и жизнестойкость этих людей потрясает. Убери сейчас у них машины или электричество, они не сильно пожалеют: ведь есть печка, есть дрова, есть вода из колодца, есть щедрый лес, река с тоннами рыбы, запасы еды на год вперед и опытные рабочие руки.
Мне посчастливилось побывать на застолье по случаю приезда дочери. Картина маслом. Стол ломится, есть все, что недоступно в городских супермаркетах. Я такое видел только на картинках в учабниках истории: сидят бородатые мужики в рубашках-косоворотках с подвязанными поясами, шутят, смеются во весь голос, часто даже не понимаешь о чем они шутят (к староверческому диалекту еще надо привыкнуть), но радостно от одного настроения, царящего за этим столом. И это, при том, что я непьющий. Старорусское застолье во всей красе.
Факт 2
Живя на земле, их заработки превышают заработки горожан.
“Городские там напрягаются гораздо больше, чем я зесь” – говорит дядя Ваня, «я работаю в свое удовольствие». В поселении почти у каждого старовера во дворе стоит Toyota Land Cruiser, просторные деревянные дома, от 150 м2 на каждого взрослого члена семьи, земля, огороды, техника, домашний скот, заготовки и запасы... Они рассуждают категориями миллионов “на одной только пасеке я поднял 2,5 миллиона рублей” – откровенничает дядя Ваня. “У нас нет нужды ни в чем, все что нам надо – купим. Но много ли нам надо здесь? Это в городе все что заработал уходит на продукты, а у нас тут они сами растут”.
“Вот приехала сюда семья племянницы из Боливии, продали там технику, землю, привезли с собой 1,5 миллиона долларов. Они земледельцы. Купили 800 га пахоных земель в Приморском крае. Сейчас живет там. Все рады, все живут в достатке”.
Вот после этого и думаешь, а так ли продвинута наша городская цивиллизация?
Факт 3
Централизованного управления в общине не было и нет.
«В общине мне не кто не может указать что мне делать. Наше согласие называется «часовенное». Мы объединяемся, живем поселками и на службу вместе собираемся. Но если мне это не понравится, то я не пойду и все. Буду дома молиться» - говорит дядя Ваня.
Встречается община по праздникам, которые проводятся по уставу: 12 главных праздников в году.
«У нас не церкви, есть молильный дом. Там есть избираемый старший. Избирается он по талантам. Он организует службу, рождение, крещение, похороны, отпевание. Кроме того, не каждый отец может растолковать своему сыну почему одно можно делать, а другое нельзя. Этот человек должен иметь и такие знания: способность убеждать, способность разъяснять».
Факт 4
Вера – формирующая основа общины.
Община регулярно встречается не в магазине или в пивнушке, а на молитве.
Праздничная, пасхальная служба, к примеру, длится с 12 ночи до 9 утра. Дядя Ваня, пришедший утром с пасхальной молитвы рассказывает “кости ломит, стоять конечно трудно всю ночь, но сейчас такая благодать на душе, столько сил… не передать”. Его голубые глаза искрятся и горят жизнью.
Я представил себя после такого мероприятия, и понял, что упал бы и спал еще 3 суток. А у дяди Вани сегодня следующая служба: с 2 до 9 утра. Обычной службой называется та, которая длится с 3 до 9 утра. Проводится она регулярно, каждую неделю.
“Без попа”, как говорит дядя Ваня. “У нас все учавствуют: читают и поют все” – добавляет Аннушка.
“Разница в чем от соверменной Церкви, если кратко сказать: там управление народом идет централизованное, даже на духовном уровне (что царь с партархом решили – дойдет до самого низа народа). А у нас каждый свое мнение высказывает. И никто меня не заставит. Это должно меня убедить, мне это должно быть надо. Любые вопросы решаются соборно, а не централлизовано. Все остальные различия – мелочи и частности, которым отвлекают и обманывают народ”.
Вот как. Что бы я ни читал про староверов, об это действительно практически не говорится. Скромно умалчивая главное: люди сами принимают решения, а не церковь за них. Вот в чем их главное отличие!
Факт 5
Семья – это основа жизни.
И здесь это понимаешь на все 100%.
Средняя численность семьи составляет 8 детей.
У Дяди Вани семья небольшая - всего 5 детей: Леонид, Виктор, Александр. Ирина и Катерина, самому старшему 33, младшему 14. А вокруг роится просто несчиляемое количество внуков.
«На 34 дома в нашем поселении более 100 детей. Просто еще молодые семьи, они еще больше будут рождать детей» - говорит дядя Ваня.
Детей воспитывают всем родом, они с малых лет помогают в хозяйстве.
Большие семьи здесь не тяготят, как в тесной городской квартире, а дают возможность опоры, помощи родителям и развития всему роду.
Опираясь на семью и род, эти люди решают все вопросы жизни.
“У нас в каждом староверческом поселении обязательно есть родственик”.
Родственник – понятие очень объемное для старовера: это, как минимум, группа поселений, включающая несколько деревень. А, чаще, и гораздо больше.
Ведь, чтобы крови не смешивались, молодым староверам приходится искать себе пару в самых отдаленных уголках нашего мира.
Факт 6
Поселения староверов есть по всему миру: в Америке, Канаде, Китае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Румынии, Австралии, Новой Зеландии и даже на Аляске.
Сотни лет староверы уходили от гонений и раскулачиваний, которые им устроили на Родине.
«Срывали крестики. Заставляли бросить все. И наши бросили. Дедам приходилось по 3-4 раза в год переезжать с места на место. Возьмут иконы, посуду, детей и уезжают” – делится дядя Ваня.
«И уезжали по миру. А там их никто не притеснял. Они жили как русские: носили свои одежды, свой язык, свою культуру, свою работу…»
“А прирастают староверы к землей с корнями. Как мне взять, все бросить и уехать – не представляю. Выдирать придется только с кровью. Сильные были наши деды”
Теперь ездят староверы по миру друг к другу в гости, знакомят детей, делятся чистыми семенами для огорода, новостями и опытом.
Там, где староверы – там начинает плодоносить земля, которую местные считали не плодородной, развивается хозяйство, зарыбливаются водоемы. Посмотрите ролики на youtube, если не верите. Просто потому, что эти люде не сетуют на жизнь, а берут и делают свое дело изо дня в день, помаленьку.
Те кто далеко от России - тоскуют по Родине, кто то возвращается, кто то нет.
Факт 7
Староверы свободолюбивы.
“Начнут притеснять, говорить как мне жить, я просто собрал детей и умотал отсюда.
В случае необходимости, нам помогают восстановиться всей родней, и русские и американцы: наша родня из Америки. Они больше сохранили, и высылают оттуда нам уже более 20 лет все, чтобы мы восстанавливали свой уклад».
К слову, именно в Америке до сих пор у староверов сохранился уникальный диалект 30х годов прошлого века.
Жизнь била и колотила этих людей, при этом поражает то жизнелюбие и радушие, с которым они встречают жизнь и нас, мирских людей.
Факт 8
Трудолюбие “от души”.
Староверы работают с 5 утра и до позднего вечера.
При этом, никто не выглядит замученным или уставшим. Скорее, выглядят удовлетворенными, после очередного прожитого дня.
Все чем богаты эти люди – они создали, вырастили, смастерили в буквальном смысле своими руками. В магазинах из еды, к примеру, покупается сахар. Хотя и в нем большой надобности у них нет: есть мед.
“Здесь мужики живут, не имея ни образования, ни престижной профессии, а зарабатывают достаточно, на Крузаках ездят. А заработал на речке, на ягоде, на грибах…вот и все. Он просто не ленивый” – говорит дядя Ваня.
Если что то не работает и не служит развитию – то оно не для жизни старовера.
Все жизненно и просто.
Факт 9
Помощь друг другу – это норма жизни старовера.
«При строительстве дома мужики могут собраться всем поселком, чтобы помочь на начальном этапе. А потом вечером, я организовал стол, чтобы посидеть. Или одинокой женщине, у которой мужа нет, мужики соберутся и накосят сено.
Пожар случился – сбегаемся все на помощь.
Тут просто все: я не приду сегодня – завтра ко мне не придут» - делится дядя Ваня.
Факт 10
Воспитание детей.
Детей воспитывают в ежедневных естественных работах.
Уже с 3х лет дочка начинает помогать маме у плиты, мыть полы.
А сын помогает отцу по дворовому хозяйству, по стройке.
«Сын принеси мне молоток», говорил дядя Ваня своему 3х летнему сыну и тот с радостью бежал исполнять просьбу отца. Происходит это легко и естественно: без принуждения или особых развивающих городских методик.
В малолетстве такие дети познают жизнь и радуются ей больше любой городской игрушки.
В школах дети староверов учатся среди «мирских» детей.
В институты не идут, хотя мальчики в обязательном порядке служат в армии.
Факт 11
Свадьба – 1 раз и на всю жизнь.
Возвращаясь из армии, сын начинает задумываться о своей семье.
Происходит это по велению сердца.
“Вот вошла Аннушка в дом, где мы готовились к празднику, и я сразу понял – это мое” – рассказывает дядя Ваня. “И пошел я свататься к ней в семью”.
“В мае мы познакомились с Аннушкой – в июне уже сыграли свадьбу. И я не представляю себе жизни без нее. Мне спокойно и хорошо, когда я знаю моя жена постоянно рядом со мной”.
Единожды выбрав жену, или мужа староверы связывают себя с ними на всю жизнь. Речи о разводе быть не может.
“Жена дается по карме, как говорится” – смеется дядя Ваня.
Они не выбирают долго друг друга, не сравнивают, не живут гражданским браком, их сердца с многовековым опытом помогают им определить “единственного” на всю жизнь.