Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
14.04.2018, 09:16
как правильно проводить мозговой штурм, который взят из курса «Когнитивистика: развитие мышления (http://email.mailm.4brain.ru/c/eJw9zs2KwyAQwPGnMcegURM9eChp8wJ72GMx6iaCGvGDdt9-bUkXhmH4MYe_FkojzsbOigEiBgkikEKCpx71EM10XviMb-MNwgsCBHppne_JmqQNfaqdz5vV4vsL0TvqnNhLiRngCxiWNv9v 7XZBt22DNs8-7hHgRa0AX9WxgWGsxd_zUZMyjR5O-Zzyyd5oW33jYp7lNHWEYkJ54RE_Jn2UdgsN3y1JbNW5h_zVJp3 dr95dKIgHhEeONWM_elKconViiho5MQL5-gcMbVUQ)». Многие люди считают, что метод мозгового штурма – это простой прием, который связан с небольшой встречей людей и обсуждением способов решения какой-либо проблемы. Однако те, кто уже проводил мозговые штурмы, наверняка сталкивались с тем, что после них часто возникает мысль «лучше бы сам взял листок бумаги и за 5 минут набросал бы больше интересных идей, чем получилось после это болтовни».
Действительно, обыкновенное собрание людей и обсуждение какой-либо проблемы часто заканчивается потерей времени. Всё дело в том, что использование когнитивных техник нескольких людей подразумевает не только наличие 2-3 умных человек в обсуждении, но и правильную организацию процесса обсуждения. Ведь в коллективе помимо мыслительных процессов начинают действовать процессы социальные, которые часто и мешают продуктивности встреч.
Именно для того, чтобы научиться делать социальные процессы полезными для когнитивных и был придуман метод мозгового штурма с его специальными правилами.
Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения.
Этапы мозгового штурма
Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.
1 этап. Постановка проблемы. Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую предварительную формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.
2 этап. Генерация идея. Это и есть процесс непосредственного поиска решений проблемы, в результате которого создается множество предложений в соответствии с определенными правилами, о которых будет сказано далее. Главная задача – найти как можно больше идей, не отсекая ничего критикой.
3 этап. Отбор, систематизация и оценка идей. Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.
Правила мозгового штурма
Чтобы процесс поиска идей и дальнейшего отбора был максимально продуктивен, рекомендуется применять ряд правил.
1
Наличие модератора
Наличие модератора – важный элемент, который часто упускается. Достаточно большая группа людей не может себя организовать, а даже если находится один человек - неформальный модератор, эта неформальность снижает его чувство ответственности. Именно в руках модератора будет соблюдение всех правил, о которых будет сказано далее.
2
Не менее 5-7 участников
Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём не менее 5-7 человек. Однако есть и ограничение по максимальному количеству участников. Часто это 15 человек, так как если их будет больше, то людей будет сложнее организовать и всех выслушать.
3
Предварительная подготовка
Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
4
Уточнение поставленной задачи
Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
5
Записи
На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Данную задачу может выполнять только ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Поэтому записывать может каждый участник. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
6
Никакой критики
Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
7
Максимальная генерация идей
Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
8
Дать высказаться каждому достаточное время
Неопытные участники могут стесняться мыслей, не озвучивая их. Хотя именно они часто, способны на свежие идеи. Поэтому важно дать возможность высказаться каждому. Это задача ведущего.
9
Модификация идей
Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
Действительно, обыкновенное собрание людей и обсуждение какой-либо проблемы часто заканчивается потерей времени. Всё дело в том, что использование когнитивных техник нескольких людей подразумевает не только наличие 2-3 умных человек в обсуждении, но и правильную организацию процесса обсуждения. Ведь в коллективе помимо мыслительных процессов начинают действовать процессы социальные, которые часто и мешают продуктивности встреч.
Именно для того, чтобы научиться делать социальные процессы полезными для когнитивных и был придуман метод мозгового штурма с его специальными правилами.
Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения.
Этапы мозгового штурма
Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.
1 этап. Постановка проблемы. Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую предварительную формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.
2 этап. Генерация идея. Это и есть процесс непосредственного поиска решений проблемы, в результате которого создается множество предложений в соответствии с определенными правилами, о которых будет сказано далее. Главная задача – найти как можно больше идей, не отсекая ничего критикой.
3 этап. Отбор, систематизация и оценка идей. Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.
Правила мозгового штурма
Чтобы процесс поиска идей и дальнейшего отбора был максимально продуктивен, рекомендуется применять ряд правил.
1
Наличие модератора
Наличие модератора – важный элемент, который часто упускается. Достаточно большая группа людей не может себя организовать, а даже если находится один человек - неформальный модератор, эта неформальность снижает его чувство ответственности. Именно в руках модератора будет соблюдение всех правил, о которых будет сказано далее.
2
Не менее 5-7 участников
Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём не менее 5-7 человек. Однако есть и ограничение по максимальному количеству участников. Часто это 15 человек, так как если их будет больше, то людей будет сложнее организовать и всех выслушать.
3
Предварительная подготовка
Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
4
Уточнение поставленной задачи
Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
5
Записи
На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Данную задачу может выполнять только ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Поэтому записывать может каждый участник. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
6
Никакой критики
Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
7
Максимальная генерация идей
Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
8
Дать высказаться каждому достаточное время
Неопытные участники могут стесняться мыслей, не озвучивая их. Хотя именно они часто, способны на свежие идеи. Поэтому важно дать возможность высказаться каждому. Это задача ведущего.
9
Модификация идей
Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.