Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
26.10.2020, 00:06
Мотивы «плохого» поведения детей
Когда маленький ребенок вырастает и становится более или менее самостоятельным, родители сталкиваются с тем, что в нем появляются черты, которые мамам с папами меньше всего хотелось бы видеть, поведение, которое меньше всего хотелось бы наблюдать. Нельзя сказать, что дети, которые ведут себя недружелюбно, не подчиняются правилам и обижают окружающих, происходят из неблагополучных семей. Знакомство с родителями показывает, что дети любимы, а взрослые сами не знают, как им справиться с неожиданно трудным характером своего сына или дочки. Детей, которые постоянно ведут себя агрессивно, навязчиво, демонстративно, любить непросто, но именно им наше внимание и наша позитивная в них заинтересованность нужны более всего.
Что нужно знать, чтобы принимать и понимать неадекватное, «плохое» поведение детей? Как справиться с собственными эмоциями, вызываемыми этим поведением: раздражением, гневом, обидой, растерянностью? Как себя вести, чтоб предотвратить появление такого поведения?
И, в конечном итоге, что нужно сделать, чтоб сформировать у взрослого более глубокое, и, отсюда — более сострадательное, сочувствующее видение ребенка, когда за симптомом «плохого» поведения становится видимой боль детской души.
http://materinstvo.ru/content/article_images/articles_10801/roditeli-rugaun-rebenka.jpg
Нарушая дисциплину, ребенок - дошкольник чаще всего понимает, что ведет себя неправильно, но не осознает, что за этим нарушением стоит мотив, преследуется какая-то цель. Выделяют четыре мотива «плохого» поведения.
1. Привлечение внимания — некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая взрослому заниматься своими делами, другим детям играть, и т. д.
2. Власть — некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над родителями, воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный порядок.
3. Месть — для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».
4. Избегание неудачи — некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют чрезмерно завышенным требованиям воспитателя, родителей или своим собственным. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими ухищрениями взрослых.
Классификация, положенная в основу этого практичного подхода, разработана ученым- педагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом, который стал разработчиком практической методики выявления причин «плохого» поведения детей и исправления такого поведения без применения наказаний и вознаграждений. Свою теорию, опыт он изложил в книгах «Манифест счастливого детства», «Счастье вашего ребенка».
Рассмотрим поближе мотивы «плохого» поведения.
Мотив поведения - привлечение внимания
Одна из причин «плохого» поведения у детей — потребность в особом внимании к себе. Объясним термин «особое внимание». Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом», мы хотим быть в диалоге с людьми и с миром — это естественная человеческая потребность. Одиночество, изоляция от других — это неестественная форма существования. Особенно для ребенка, у которого пока ещё нет внутреннего собеседника — собственного Я, для того, чтобы выдерживать одиночество и наслаждаться им, как это умеет делать взрослый человек.
Для ребёнка важно быть с кем-то, быть в группе, к которой он себя причисляет. Однако есть дети, которые своим поведением всё время стремятся привлечь внимание. Им нужно больше и больше, им кажется, что внимания им уделяется недостаточно. Ощущая недостаток внимания, такие дети придумывают сотни способов обратить его на себя, при этом они совсем неразборчивы в средствах, не чувствуют уместность своего поведения, не думают о чувствах и интересах других. Поэтому часто получают отрицательную обратную связь и даже агрессию со стороны не только детей, но и взрослых, и всё же продолжают придумывать новые и новые выходки, суть которых — демонстративность.
https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQudqak0KD08T0fXKqb3wS7sww5-PJbYcWHBucp3arP977MvXYMeCMxTxY (http://www.google.ru/url?url=http://edu.convdocs.org/docs/5094/index-21702.html&rct=j&frm=1&q=&esrc=s&sa=U&ved=0CCkQwW4wCTgoahUKEwi3qKTK95fJAhUlo3IKHcG4An0&usg=AFQjCNEQXm_yRuo5BmJ5-lDAed5OXM6w1Q)
Причины возникновения:
Сердитое внимание лучше, чем никакого.
Как рёбенок научится получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо себя ведет? «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом со мной, я должен сделать что-то, что они делать запрещают! И тогда они обратят на меня внимание» — вот что «усвоил» ребенок.
Демонстративным, привлекающим внимание ребёнок становится и тогда, когда он получает слишком много внимания, когда он становится кумиром семьи, им любуются и восхищаются, но при этом никто из взрослых не видит в действительности его нужд, желаний, боли, не понимает его.
2. Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере, когда он нуждается в нем. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то, как они должны вести себя, когда они «психологически голодны»?
3. Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания, в детском саду, а позже — в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Что ты ел сегодня в саду?», «Гулять ходили?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением не избежать.
Дети, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с взрослым, но не знают, как.
Мотив поведения – борьба за власть
Властолюбивые дети также очень демонстративны, но в них помимо привлечения внимания есть еще что-то дополнительное. Властолюбивые дети постоянно задевают других, бросают им вызов. С помощью слов и действий они как будто атакуют,провоцируют взрослых.
Им явно недостаточно небольшого внимания, они хотят поединка, конфликта. Кажется, что только конфликтуя, они могут себя хорошо чувствовать. Их любимое слово — «нет». Они могут делать то, что их просят, но очень медленно, не доделывать работу, специально мешать. Иногда они недовольно бормочут, когда их о чём-то просят, жуют жвачку, допускают в речи ругательства. Они часто просто не считаются с вашими требованиями или, соглашаясь подчиниться и сделать что-то, явно обижаются.
Такие дети провоцируют взрослых, и взрослые чувствуют, что, если проиграют эту публичную схватку, то в глазах других останутся с ярлыком «проигравший».
http://static9.depositphotos.com/1292351/1189/v/450/depositphotos_11892430-Cartoon-evil-looking-child-king-holding-a-scepter.jpg
Модели такого властолюбивого поведения повсюду вокруг нас. Детей, которые нуждаются в утверждении себя через власть, становится всё больше. И здесь есть две причины.
1.Современные социальные отношения.
Если раньше вертикальные, иерархические отношения были понятными и обоснованными экономически, то при либерализации общества все захотели равных прав. Завоёванные равные права приводят к тому, что подчинение правилам и авторитетам не представлено теперь в глазах ребёнка отчетливо и ясно. Фактически, в нашем обществе нет ни одной конструктивной модели безусловного подчинения авторитету. Поэтому дети и не умеют подчиняться. А если к этому добавляется подавление или унижение ребёнка в семье кем-то из взрослых, тогда ребенок может демонстрировать такое властолюбивое поведение вне дома.
2.Мода на «сильную личность».
Сильная личность, победитель, индивидуальность, борец — герои сегодняшнего дня. Родители растят детей для конкурентного общества и требуют от них быть победителями любой ценой. Давать сдачи, не проигрывать, отстаивать свои интересы. Родители и педагоги большое внимание уделяют развитию индивидуальности, способностей, делают акцент на достижениях. Отсюда новая ценность — личностная сила. Но дети зачастую путают смыслы. Понятие «сильная личность» для них может означать не столько власть, равную контролю над собственной личностью (характером, слабостями и т.д.), сколько власть над другими людьми. Они утверждают себя, таким образом, не в отношениях с самим собой, а в отношениях с окружающими.
Властолюбивое поведение имеет и свои сильные стороны. Многие дети, демонстрирующие такое поведение, — особенно в активной речевой форме — интересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способностями, честолюбием, склонностью к самоутверждению, независимым мышлением.
Такие ребята, скорее всего, не станут безвольным орудием в руках других, будут самостоятельно мыслить, принимать решения и контролировать свои собственные жизни.
Когда маленький ребенок вырастает и становится более или менее самостоятельным, родители сталкиваются с тем, что в нем появляются черты, которые мамам с папами меньше всего хотелось бы видеть, поведение, которое меньше всего хотелось бы наблюдать. Нельзя сказать, что дети, которые ведут себя недружелюбно, не подчиняются правилам и обижают окружающих, происходят из неблагополучных семей. Знакомство с родителями показывает, что дети любимы, а взрослые сами не знают, как им справиться с неожиданно трудным характером своего сына или дочки. Детей, которые постоянно ведут себя агрессивно, навязчиво, демонстративно, любить непросто, но именно им наше внимание и наша позитивная в них заинтересованность нужны более всего.
Что нужно знать, чтобы принимать и понимать неадекватное, «плохое» поведение детей? Как справиться с собственными эмоциями, вызываемыми этим поведением: раздражением, гневом, обидой, растерянностью? Как себя вести, чтоб предотвратить появление такого поведения?
И, в конечном итоге, что нужно сделать, чтоб сформировать у взрослого более глубокое, и, отсюда — более сострадательное, сочувствующее видение ребенка, когда за симптомом «плохого» поведения становится видимой боль детской души.
http://materinstvo.ru/content/article_images/articles_10801/roditeli-rugaun-rebenka.jpg
Нарушая дисциплину, ребенок - дошкольник чаще всего понимает, что ведет себя неправильно, но не осознает, что за этим нарушением стоит мотив, преследуется какая-то цель. Выделяют четыре мотива «плохого» поведения.
1. Привлечение внимания — некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая взрослому заниматься своими делами, другим детям играть, и т. д.
2. Власть — некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над родителями, воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный порядок.
3. Месть — для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».
4. Избегание неудачи — некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют чрезмерно завышенным требованиям воспитателя, родителей или своим собственным. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими ухищрениями взрослых.
Классификация, положенная в основу этого практичного подхода, разработана ученым- педагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом, который стал разработчиком практической методики выявления причин «плохого» поведения детей и исправления такого поведения без применения наказаний и вознаграждений. Свою теорию, опыт он изложил в книгах «Манифест счастливого детства», «Счастье вашего ребенка».
Рассмотрим поближе мотивы «плохого» поведения.
Мотив поведения - привлечение внимания
Одна из причин «плохого» поведения у детей — потребность в особом внимании к себе. Объясним термин «особое внимание». Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом», мы хотим быть в диалоге с людьми и с миром — это естественная человеческая потребность. Одиночество, изоляция от других — это неестественная форма существования. Особенно для ребенка, у которого пока ещё нет внутреннего собеседника — собственного Я, для того, чтобы выдерживать одиночество и наслаждаться им, как это умеет делать взрослый человек.
Для ребёнка важно быть с кем-то, быть в группе, к которой он себя причисляет. Однако есть дети, которые своим поведением всё время стремятся привлечь внимание. Им нужно больше и больше, им кажется, что внимания им уделяется недостаточно. Ощущая недостаток внимания, такие дети придумывают сотни способов обратить его на себя, при этом они совсем неразборчивы в средствах, не чувствуют уместность своего поведения, не думают о чувствах и интересах других. Поэтому часто получают отрицательную обратную связь и даже агрессию со стороны не только детей, но и взрослых, и всё же продолжают придумывать новые и новые выходки, суть которых — демонстративность.
https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQudqak0KD08T0fXKqb3wS7sww5-PJbYcWHBucp3arP977MvXYMeCMxTxY (http://www.google.ru/url?url=http://edu.convdocs.org/docs/5094/index-21702.html&rct=j&frm=1&q=&esrc=s&sa=U&ved=0CCkQwW4wCTgoahUKEwi3qKTK95fJAhUlo3IKHcG4An0&usg=AFQjCNEQXm_yRuo5BmJ5-lDAed5OXM6w1Q)
Причины возникновения:
Сердитое внимание лучше, чем никакого.
Как рёбенок научится получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо себя ведет? «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом со мной, я должен сделать что-то, что они делать запрещают! И тогда они обратят на меня внимание» — вот что «усвоил» ребенок.
Демонстративным, привлекающим внимание ребёнок становится и тогда, когда он получает слишком много внимания, когда он становится кумиром семьи, им любуются и восхищаются, но при этом никто из взрослых не видит в действительности его нужд, желаний, боли, не понимает его.
2. Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере, когда он нуждается в нем. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то, как они должны вести себя, когда они «психологически голодны»?
3. Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания, в детском саду, а позже — в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Что ты ел сегодня в саду?», «Гулять ходили?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением не избежать.
Дети, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с взрослым, но не знают, как.
Мотив поведения – борьба за власть
Властолюбивые дети также очень демонстративны, но в них помимо привлечения внимания есть еще что-то дополнительное. Властолюбивые дети постоянно задевают других, бросают им вызов. С помощью слов и действий они как будто атакуют,провоцируют взрослых.
Им явно недостаточно небольшого внимания, они хотят поединка, конфликта. Кажется, что только конфликтуя, они могут себя хорошо чувствовать. Их любимое слово — «нет». Они могут делать то, что их просят, но очень медленно, не доделывать работу, специально мешать. Иногда они недовольно бормочут, когда их о чём-то просят, жуют жвачку, допускают в речи ругательства. Они часто просто не считаются с вашими требованиями или, соглашаясь подчиниться и сделать что-то, явно обижаются.
Такие дети провоцируют взрослых, и взрослые чувствуют, что, если проиграют эту публичную схватку, то в глазах других останутся с ярлыком «проигравший».
http://static9.depositphotos.com/1292351/1189/v/450/depositphotos_11892430-Cartoon-evil-looking-child-king-holding-a-scepter.jpg
Модели такого властолюбивого поведения повсюду вокруг нас. Детей, которые нуждаются в утверждении себя через власть, становится всё больше. И здесь есть две причины.
1.Современные социальные отношения.
Если раньше вертикальные, иерархические отношения были понятными и обоснованными экономически, то при либерализации общества все захотели равных прав. Завоёванные равные права приводят к тому, что подчинение правилам и авторитетам не представлено теперь в глазах ребёнка отчетливо и ясно. Фактически, в нашем обществе нет ни одной конструктивной модели безусловного подчинения авторитету. Поэтому дети и не умеют подчиняться. А если к этому добавляется подавление или унижение ребёнка в семье кем-то из взрослых, тогда ребенок может демонстрировать такое властолюбивое поведение вне дома.
2.Мода на «сильную личность».
Сильная личность, победитель, индивидуальность, борец — герои сегодняшнего дня. Родители растят детей для конкурентного общества и требуют от них быть победителями любой ценой. Давать сдачи, не проигрывать, отстаивать свои интересы. Родители и педагоги большое внимание уделяют развитию индивидуальности, способностей, делают акцент на достижениях. Отсюда новая ценность — личностная сила. Но дети зачастую путают смыслы. Понятие «сильная личность» для них может означать не столько власть, равную контролю над собственной личностью (характером, слабостями и т.д.), сколько власть над другими людьми. Они утверждают себя, таким образом, не в отношениях с самим собой, а в отношениях с окружающими.
Властолюбивое поведение имеет и свои сильные стороны. Многие дети, демонстрирующие такое поведение, — особенно в активной речевой форме — интересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способностями, честолюбием, склонностью к самоутверждению, независимым мышлением.
Такие ребята, скорее всего, не станут безвольным орудием в руках других, будут самостоятельно мыслить, принимать решения и контролировать свои собственные жизни.