Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
14.02.2024, 14:34
https://dzen.ru/a/ZO2qSpsSwxajO_LT
На тёмной стороне силы: чем омрачена доблесть Геракла и как на его поведение повлиял выбор оружия
Подвиги Геракла хорошо известны по мифам, античной драме, сюжетам на керамике, живописи, фильмам. Он убил немейского льва и лернейскую гидру, догнал керинейскую лань, укротил критского быка... И в Аид спустится, и с гигантами поборется, и конюшни почистит. Храбрец и силач, который не боится грязной работы. Экипирован тоже достойно: шкура льва вместо брони, палица, меч и лук со стрелами (выбор оружия зависел от обстоятельств). В общем, герой. Но что-то мешает безусловному восхищению Гераклом. Возможно, его взрывной характер и инфантильность? Не затмил ли блеск его славы — его же преступления? И почему лук со стрелами в руках сына Зевса — не всегда символ воинской доблести? IQ.HSE разобрался с помощью статьи (https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/850680095.pdf) профессора Виктории Пичугиной (https://www.hse.ru/org/persons/463480750) из Института образования НИУ ВШЭ.
Enfant terrible: отважен, но гневлив и безрассуден
Античные мифы предлагают множество образцов для подражания: храбрый Ахиллес, благородный Гектор, хитроумный Одиссей, самоотверженный Прометей. Геракл, конечно, тоже весьма яркий персонаж. Его популярность прошла сквозь века. И всё-таки за его подвигами мы порой наблюдаем с холодным любопытством. Если странствия гибкого и проницательного Одиссея вызывают живой отклик, то с Гераклом ситуация немного другая.
Царь Итаки многограннее — сын Зевса проще, но дело не только в этом. Геракл — в целом, кстати, более добродушный и не делавший зла из корысти (в отличие от Одиссея, изощренного манипулятора) — слишком часто социально опасен и всегда страшен в гневе. Он часто действует несообразно возрасту. В детстве он ведёт себя как маленький взрослый, а в зрелости — как большой ребёнок. Иногда это воплощение вседозволенности, грубой силы, импульсивности. У Геракла явные проблемы с саморегуляцией, как будто с ним не работали воспитатели.
Между тем, этому герою старались дать приличное образование (https://ioe.hse.ru/news/839012761.html). Отчим Амфитрион (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BC%D1%84%D0%B8%D1%82%D1% 80%D0%B8%D0%BE%D0%BD&stable=1) хотел, чтобы пасынок был не только отличным воином (стрелял из лука, владел мечом, метал копье, управлял колесницей), но и просвещенным человеком, знал толк в науках и искусствах. Мальчика наставляли учителя. Но Геракл не отличался прилежностью. Страдали от этого педагоги. Оружие или другой тяжёлый предмет в его руках могли быть направлены против наставников. Так, однажды мальчик, разъярившись, кифарой или стулом (версии разные) убил своего учителя музыки.
Геракл душит змей, подосланных Герой Wikimedia Commons
Впоследствии погиб и другой педагог Зевсова наследника, кентавр Хирон (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD&stable=1) (учивший (https://skillbox.ru/media/education/knizhnaya-novinka-kurrikulum-dlya-geroya-viktoriya-pichugina-i-anna-zhirnova/) многих героев и мудрецов, в их числе — Ахилл, Ясон (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%81%D0%BE%D0%BD) и Асклепий (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B9)) . Версии истории разные, но все связаны со стрелами Геракла. Правда тут речь, скорее, о трагической случайности.
Сын Зевса и Алкмены неоднократно совершал «случайные» убийства. Так, в приступе безумия напал на жену и детей. На пиру ударил человека, подносившего воду для мытья рук, — и тот умер на месте.
Когда Геракл захотел жениться на дочери своего друга и наставника, царя Эхалии Еврита, и получил отказ, он убил сына Еврита — Ифита. Самого царя — тоже уничтожил.
Хирон обучает Ахилла игре на лире, фреска из Геркуланума Wikimedia Commons
В общем, обладая недюжинной силой, наследник Зевса часто применял её безрассудно. Какую роль играло в этом оружие и чем различалось поведение Геракла-лучника и Геракла-гоплита, вооруженного копьем и мечом, исследовала (https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/850680095.pdf) Виктория Пичугина. Она рассмотрела образы героя в текстах античных авторов и на керамике VII–IV вв. до н.э., позволяющие увидеть изменения понимания воинской доблести через противопоставление лучников и гоплитов. Из корпуса источников исключены тексты и изображения Геракла, совершающего подвиги (о Геракле-герое мы знаем больше, чем о Геракле-ученике).
Традиция веками связывала полубожественного персонажа с луком, который трактуется то как символ арете (доблести), то как орудие труса. Одобрение или порицание героя за выбор этого вида оружия — следствие многих факторов. Здесь и развитие древнегреческого военного дела, и переосмысление воинской доблести Гомером и другими античными авторами, и острые переживания военных конфликтов. Так или иначе, фигура Геракла изначально была неоднозначной — при всём его героизме и великих подвигах.
Лучник с колыбели до Аида
Фигура Геракла с львиной шкурой и дубиной или луком была узнаваемой на протяжении всей античности. Легко меняя один тип оружия на другой, сын Зевса на века стал «арбитром между лучником и гоплитом, противопоставление которых отражало особенности понимания воинской добродетели», пишет исследовательница.
В истории древнегреческого военного дела лучники были (https://openlibrary.org/books/OL5197958M/War_in_the_ancient_world) значимой категорией примерно до VIII в. до н.э., затем их роль была (https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-hellenic-studies/article/abs/hoplites-and-heroes-spartas-contribution-to-the-technique-of-ancient-warfare/4AAC9E5F461E7F47FB7597A7D7907DBD) оспорена гоплитами. Но в историографии античных военных конфликтов всё не так просто: лук и копье то разводили, то примиряли.
Изображение гоплитов на вазе 650 года до н.э. Wikimedia Commons
Геродот (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0% BE%D1%82&stable=1), рассуждая о битве при Платеях (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_ %D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%8F%D1%85) (479 г. до н.э., крупное сражение греко-персидских войн), писал, что персы проиграли её, поскольку сражались легким оружием, включая луки, против тяжеловооруженных гоплитов. В этом случае «отец истории» характеризовал лук как наступательное оружие, а копье — как оборонительное и подчёркивал силу воинов, использующих оба вида оружия. С тех пор гоплит и лучник в древнегреческих текстах начали биться насмерть. Важную роль в этом бою играл образ Геракла — с его младенчества до послесмертия.
В «Илиаде» есть эпизод, когда малыш Геракл стреляет из лука в Геру (откровенно не любившую его). Некоторые древние авторы связывали это с эпизодом, когда жена Зевса оттолкнула его «внебрачного» сына от груди при кормлении. Так появляется яркий образ ребёнка, который умеет обращаться с луком и не боится напасть с ним на богов. В царстве мёртвых Геракл тоже держит «выгнутый лук» и готов к нападению (это видит Одиссей).
Между младенчеством и бессмертием Геракл, соответственно, совершает подвиги, причём нередко используя лук. Вопрос здесь в контексте его применения и скрытом символизме.
Проблематичная мужественность
Античные авторы пишут о предпочтении Гераклом именно лука. Так, драматург Эсхил (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%85%D0%B8%D0%BB) в трагедии «Прометей прикованный» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_% D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0 %BD%D1%8B%D0%B9) говорит о рождении «отважного стрелка из лука» и продолжает эту линию в «Прометее освобождённом» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_% D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0 %B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B9), где Геракл поражает из лука орла, истязающего Прометея. Софокл (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BA%D0%BB) в «Трахинянках» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D 0%BA%D0%B8_(%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BA%D0%BB)) называет сына Зевса «безупречным стрелком». Аполлодор (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0% BE%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%8 1%D0%BA%D0%B8%D0%B9&stable=1) же описывает всё снаряжение Геракла: он «<...> получил от Гермеса меч, от Аполлона — лук и стрелы, от Гефеста — золотой панцирь, от Афины — плащ; дубину же он сам вырубил себе в Немейском лесу».
Диодор Сицилийский (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B8% D1%86%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0 %B9) указывает, что подношение Афины — пеплос (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%81) (πέπλος) — было первым из божественных даров. Странный подарок от воительницы: ведь пеплос — женская одежда из лёгкой ткани. Каков контраст с львиной шкурой — привычным облачением Геракла! Однако, по мифу, он и правда будет носить женское платье — по прихоти своей любовницы, лидийской царицы Омфалы, которая к тому же заставляла его прясть (чисто женская работа).
Геракл и Афина, около 520-510 годов до н. э. Wikimedia Commons
Кстати, комедиограф Аристофан (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B0%D 0%BD) в «Птицах» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B_(%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F)) намекает на эту деятельность Геракла при дворе Омфалы. А у Овидия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B9) Деянира, жена Геракла, заявляет, что он утратил мужественность, поскольку разрешил Омфале забрать у него львиную шкуру, дубину, лук и стрелы и облачиться в его амуницию. Любопытно, что лук и стрелы (вернее, их отсутствие) спровоцировали обвинения Геракла в недостаточной мужественности.
Лучник, убивающий своего «тренера»
По словам Феокрита (https://antiquites.academic.ru/2011/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82), у Геракла было шесть наставников: стрельбе из лука его научил Еврит, борьбе — сын Гермеса Гарпалик, управлению колесницей — Амфитрион, ратному искусству — Кастор, музыке — Евмолп, а чтению — Лин (версия Аполлодора немного отличается). Как было сказано выше, Еврит в итоге падёт жертвой Геракла.
Согласно Аполлодору, царь Эхалии устроил состязание по стрельбе из лука и обещал победителю руку и сердце своей дочери Иолы. Геракл превзошёл всех, но в женитьбе на красавице ему было отказано. В итоге разъярённый герой угнал лошадей Еврита, а позднее убил его сыновей и самого правителя.
На тёмной стороне силы: чем омрачена доблесть Геракла и как на его поведение повлиял выбор оружия
Подвиги Геракла хорошо известны по мифам, античной драме, сюжетам на керамике, живописи, фильмам. Он убил немейского льва и лернейскую гидру, догнал керинейскую лань, укротил критского быка... И в Аид спустится, и с гигантами поборется, и конюшни почистит. Храбрец и силач, который не боится грязной работы. Экипирован тоже достойно: шкура льва вместо брони, палица, меч и лук со стрелами (выбор оружия зависел от обстоятельств). В общем, герой. Но что-то мешает безусловному восхищению Гераклом. Возможно, его взрывной характер и инфантильность? Не затмил ли блеск его славы — его же преступления? И почему лук со стрелами в руках сына Зевса — не всегда символ воинской доблести? IQ.HSE разобрался с помощью статьи (https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/850680095.pdf) профессора Виктории Пичугиной (https://www.hse.ru/org/persons/463480750) из Института образования НИУ ВШЭ.
Enfant terrible: отважен, но гневлив и безрассуден
Античные мифы предлагают множество образцов для подражания: храбрый Ахиллес, благородный Гектор, хитроумный Одиссей, самоотверженный Прометей. Геракл, конечно, тоже весьма яркий персонаж. Его популярность прошла сквозь века. И всё-таки за его подвигами мы порой наблюдаем с холодным любопытством. Если странствия гибкого и проницательного Одиссея вызывают живой отклик, то с Гераклом ситуация немного другая.
Царь Итаки многограннее — сын Зевса проще, но дело не только в этом. Геракл — в целом, кстати, более добродушный и не делавший зла из корысти (в отличие от Одиссея, изощренного манипулятора) — слишком часто социально опасен и всегда страшен в гневе. Он часто действует несообразно возрасту. В детстве он ведёт себя как маленький взрослый, а в зрелости — как большой ребёнок. Иногда это воплощение вседозволенности, грубой силы, импульсивности. У Геракла явные проблемы с саморегуляцией, как будто с ним не работали воспитатели.
Между тем, этому герою старались дать приличное образование (https://ioe.hse.ru/news/839012761.html). Отчим Амфитрион (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BC%D1%84%D0%B8%D1%82%D1% 80%D0%B8%D0%BE%D0%BD&stable=1) хотел, чтобы пасынок был не только отличным воином (стрелял из лука, владел мечом, метал копье, управлял колесницей), но и просвещенным человеком, знал толк в науках и искусствах. Мальчика наставляли учителя. Но Геракл не отличался прилежностью. Страдали от этого педагоги. Оружие или другой тяжёлый предмет в его руках могли быть направлены против наставников. Так, однажды мальчик, разъярившись, кифарой или стулом (версии разные) убил своего учителя музыки.
Геракл душит змей, подосланных Герой Wikimedia Commons
Впоследствии погиб и другой педагог Зевсова наследника, кентавр Хирон (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD&stable=1) (учивший (https://skillbox.ru/media/education/knizhnaya-novinka-kurrikulum-dlya-geroya-viktoriya-pichugina-i-anna-zhirnova/) многих героев и мудрецов, в их числе — Ахилл, Ясон (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%81%D0%BE%D0%BD) и Асклепий (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B9)) . Версии истории разные, но все связаны со стрелами Геракла. Правда тут речь, скорее, о трагической случайности.
Сын Зевса и Алкмены неоднократно совершал «случайные» убийства. Так, в приступе безумия напал на жену и детей. На пиру ударил человека, подносившего воду для мытья рук, — и тот умер на месте.
Когда Геракл захотел жениться на дочери своего друга и наставника, царя Эхалии Еврита, и получил отказ, он убил сына Еврита — Ифита. Самого царя — тоже уничтожил.
Хирон обучает Ахилла игре на лире, фреска из Геркуланума Wikimedia Commons
В общем, обладая недюжинной силой, наследник Зевса часто применял её безрассудно. Какую роль играло в этом оружие и чем различалось поведение Геракла-лучника и Геракла-гоплита, вооруженного копьем и мечом, исследовала (https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/850680095.pdf) Виктория Пичугина. Она рассмотрела образы героя в текстах античных авторов и на керамике VII–IV вв. до н.э., позволяющие увидеть изменения понимания воинской доблести через противопоставление лучников и гоплитов. Из корпуса источников исключены тексты и изображения Геракла, совершающего подвиги (о Геракле-герое мы знаем больше, чем о Геракле-ученике).
Традиция веками связывала полубожественного персонажа с луком, который трактуется то как символ арете (доблести), то как орудие труса. Одобрение или порицание героя за выбор этого вида оружия — следствие многих факторов. Здесь и развитие древнегреческого военного дела, и переосмысление воинской доблести Гомером и другими античными авторами, и острые переживания военных конфликтов. Так или иначе, фигура Геракла изначально была неоднозначной — при всём его героизме и великих подвигах.
Лучник с колыбели до Аида
Фигура Геракла с львиной шкурой и дубиной или луком была узнаваемой на протяжении всей античности. Легко меняя один тип оружия на другой, сын Зевса на века стал «арбитром между лучником и гоплитом, противопоставление которых отражало особенности понимания воинской добродетели», пишет исследовательница.
В истории древнегреческого военного дела лучники были (https://openlibrary.org/books/OL5197958M/War_in_the_ancient_world) значимой категорией примерно до VIII в. до н.э., затем их роль была (https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-hellenic-studies/article/abs/hoplites-and-heroes-spartas-contribution-to-the-technique-of-ancient-warfare/4AAC9E5F461E7F47FB7597A7D7907DBD) оспорена гоплитами. Но в историографии античных военных конфликтов всё не так просто: лук и копье то разводили, то примиряли.
Изображение гоплитов на вазе 650 года до н.э. Wikimedia Commons
Геродот (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0% BE%D1%82&stable=1), рассуждая о битве при Платеях (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_ %D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%8F%D1%85) (479 г. до н.э., крупное сражение греко-персидских войн), писал, что персы проиграли её, поскольку сражались легким оружием, включая луки, против тяжеловооруженных гоплитов. В этом случае «отец истории» характеризовал лук как наступательное оружие, а копье — как оборонительное и подчёркивал силу воинов, использующих оба вида оружия. С тех пор гоплит и лучник в древнегреческих текстах начали биться насмерть. Важную роль в этом бою играл образ Геракла — с его младенчества до послесмертия.
В «Илиаде» есть эпизод, когда малыш Геракл стреляет из лука в Геру (откровенно не любившую его). Некоторые древние авторы связывали это с эпизодом, когда жена Зевса оттолкнула его «внебрачного» сына от груди при кормлении. Так появляется яркий образ ребёнка, который умеет обращаться с луком и не боится напасть с ним на богов. В царстве мёртвых Геракл тоже держит «выгнутый лук» и готов к нападению (это видит Одиссей).
Между младенчеством и бессмертием Геракл, соответственно, совершает подвиги, причём нередко используя лук. Вопрос здесь в контексте его применения и скрытом символизме.
Проблематичная мужественность
Античные авторы пишут о предпочтении Гераклом именно лука. Так, драматург Эсхил (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%85%D0%B8%D0%BB) в трагедии «Прометей прикованный» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_% D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0 %BD%D1%8B%D0%B9) говорит о рождении «отважного стрелка из лука» и продолжает эту линию в «Прометее освобождённом» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_% D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0 %B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B9), где Геракл поражает из лука орла, истязающего Прометея. Софокл (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BA%D0%BB) в «Трахинянках» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D 0%BA%D0%B8_(%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BA%D0%BB)) называет сына Зевса «безупречным стрелком». Аполлодор (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0% BE%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%8 1%D0%BA%D0%B8%D0%B9&stable=1) же описывает всё снаряжение Геракла: он «<...> получил от Гермеса меч, от Аполлона — лук и стрелы, от Гефеста — золотой панцирь, от Афины — плащ; дубину же он сам вырубил себе в Немейском лесу».
Диодор Сицилийский (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B8% D1%86%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0 %B9) указывает, что подношение Афины — пеплос (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%81) (πέπλος) — было первым из божественных даров. Странный подарок от воительницы: ведь пеплос — женская одежда из лёгкой ткани. Каков контраст с львиной шкурой — привычным облачением Геракла! Однако, по мифу, он и правда будет носить женское платье — по прихоти своей любовницы, лидийской царицы Омфалы, которая к тому же заставляла его прясть (чисто женская работа).
Геракл и Афина, около 520-510 годов до н. э. Wikimedia Commons
Кстати, комедиограф Аристофан (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B0%D 0%BD) в «Птицах» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B_(%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F)) намекает на эту деятельность Геракла при дворе Омфалы. А у Овидия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B9) Деянира, жена Геракла, заявляет, что он утратил мужественность, поскольку разрешил Омфале забрать у него львиную шкуру, дубину, лук и стрелы и облачиться в его амуницию. Любопытно, что лук и стрелы (вернее, их отсутствие) спровоцировали обвинения Геракла в недостаточной мужественности.
Лучник, убивающий своего «тренера»
По словам Феокрита (https://antiquites.academic.ru/2011/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82), у Геракла было шесть наставников: стрельбе из лука его научил Еврит, борьбе — сын Гермеса Гарпалик, управлению колесницей — Амфитрион, ратному искусству — Кастор, музыке — Евмолп, а чтению — Лин (версия Аполлодора немного отличается). Как было сказано выше, Еврит в итоге падёт жертвой Геракла.
Согласно Аполлодору, царь Эхалии устроил состязание по стрельбе из лука и обещал победителю руку и сердце своей дочери Иолы. Геракл превзошёл всех, но в женитьбе на красавице ему было отказано. В итоге разъярённый герой угнал лошадей Еврита, а позднее убил его сыновей и самого правителя.