PDA

Просмотр полной версии : мифы греции, рима


Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
14.02.2024, 14:34
https://dzen.ru/a/ZO2qSpsSwxajO_LT
На тёмной стороне силы: чем омрачена доблесть Геракла и как на его поведение повлиял выбор оружия

Подвиги Геракла хорошо известны по мифам, античной драме, сюжетам на керамике, живописи, фильмам. Он убил немейского льва и лернейскую гидру, догнал керинейскую лань, укротил критского быка... И в Аид спустится, и с гигантами поборется, и конюшни почистит. Храбрец и силач, который не боится грязной работы. Экипирован тоже достойно: шкура льва вместо брони, палица, меч и лук со стрелами (выбор оружия зависел от обстоятельств). В общем, герой. Но что-то мешает безусловному восхищению Гераклом. Возможно, его взрывной характер и инфантильность? Не затмил ли блеск его славы — его же преступления? И почему лук со стрелами в руках сына Зевса — не всегда символ воинской доблести? IQ.HSE разобрался с помощью статьи (https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/850680095.pdf) профессора Виктории Пичугиной (https://www.hse.ru/org/persons/463480750) из Института образования НИУ ВШЭ.
Enfant terrible: отважен, но гневлив и безрассуден

Античные мифы предлагают множество образцов для подражания: храбрый Ахиллес, благородный Гектор, хитроумный Одиссей, самоотверженный Прометей. Геракл, конечно, тоже весьма яркий персонаж. Его популярность прошла сквозь века. И всё-таки за его подвигами мы порой наблюдаем с холодным любопытством. Если странствия гибкого и проницательного Одиссея вызывают живой отклик, то с Гераклом ситуация немного другая.
Царь Итаки многограннее — сын Зевса проще, но дело не только в этом. Геракл — в целом, кстати, более добродушный и не делавший зла из корысти (в отличие от Одиссея, изощренного манипулятора) — слишком часто социально опасен и всегда страшен в гневе. Он часто действует несообразно возрасту. В детстве он ведёт себя как маленький взрослый, а в зрелости — как большой ребёнок. Иногда это воплощение вседозволенности, грубой силы, импульсивности. У Геракла явные проблемы с саморегуляцией, как будто с ним не работали воспитатели.
Между тем, этому герою старались дать приличное образование (https://ioe.hse.ru/news/839012761.html). Отчим Амфитрион (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BC%D1%84%D0%B8%D1%82%D1% 80%D0%B8%D0%BE%D0%BD&stable=1) хотел, чтобы пасынок был не только отличным воином (стрелял из лука, владел мечом, метал копье, управлял колесницей), но и просвещенным человеком, знал толк в науках и искусствах. Мальчика наставляли учителя. Но Геракл не отличался прилежностью. Страдали от этого педагоги. Оружие или другой тяжёлый предмет в его руках могли быть направлены против наставников. Так, однажды мальчик, разъярившись, кифарой или стулом (версии разные) убил своего учителя музыки.


Геракл душит змей, подосланных Герой Wikimedia Commons

Впоследствии погиб и другой педагог Зевсова наследника, кентавр Хирон (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD&stable=1) (учивший (https://skillbox.ru/media/education/knizhnaya-novinka-kurrikulum-dlya-geroya-viktoriya-pichugina-i-anna-zhirnova/) многих героев и мудрецов, в их числе — Ахилл, Ясон (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%81%D0%BE%D0%BD) и Асклепий (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B9)) . Версии истории разные, но все связаны со стрелами Геракла. Правда тут речь, скорее, о трагической случайности.
Сын Зевса и Алкмены неоднократно совершал «случайные» убийства. Так, в приступе безумия напал на жену и детей. На пиру ударил человека, подносившего воду для мытья рук, — и тот умер на месте.
Когда Геракл захотел жениться на дочери своего друга и наставника, царя Эхалии Еврита, и получил отказ, он убил сына Еврита — Ифита. Самого царя — тоже уничтожил.


Хирон обучает Ахилла игре на лире, фреска из Геркуланума Wikimedia Commons

В общем, обладая недюжинной силой, наследник Зевса часто применял её безрассудно. Какую роль играло в этом оружие и чем различалось поведение Геракла-лучника и Геракла-гоплита, вооруженного копьем и мечом, исследовала (https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/850680095.pdf) Виктория Пичугина. Она рассмотрела образы героя в текстах античных авторов и на керамике VII–IV вв. до н.э., позволяющие увидеть изменения понимания воинской доблести через противопоставление лучников и гоплитов. Из корпуса источников исключены тексты и изображения Геракла, совершающего подвиги (о Геракле-герое мы знаем больше, чем о Геракле-ученике).
Традиция веками связывала полубожественного персонажа с луком, который трактуется то как символ арете (доблести), то как орудие труса. Одобрение или порицание героя за выбор этого вида оружия — следствие многих факторов. Здесь и развитие древнегреческого военного дела, и переосмысление воинской доблести Гомером и другими античными авторами, и острые переживания военных конфликтов. Так или иначе, фигура Геракла изначально была неоднозначной — при всём его героизме и великих подвигах.
Лучник с колыбели до Аида

Фигура Геракла с львиной шкурой и дубиной или луком была узнаваемой на протяжении всей античности. Легко меняя один тип оружия на другой, сын Зевса на века стал «арбитром между лучником и гоплитом, противопоставление которых отражало особенности понимания воинской добродетели», пишет исследовательница.
В истории древнегреческого военного дела лучники были (https://openlibrary.org/books/OL5197958M/War_in_the_ancient_world) значимой категорией примерно до VIII в. до н.э., затем их роль была (https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-hellenic-studies/article/abs/hoplites-and-heroes-spartas-contribution-to-the-technique-of-ancient-warfare/4AAC9E5F461E7F47FB7597A7D7907DBD) оспорена гоплитами. Но в историографии античных военных конфликтов всё не так просто: лук и копье то разводили, то примиряли.


Изображение гоплитов на вазе 650 года до н.э. Wikimedia Commons

Геродот (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0% BE%D1%82&stable=1), рассуждая о битве при Платеях (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_ %D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%8F%D1%85) (479 г. до н.э., крупное сражение греко-персидских войн), писал, что персы проиграли её, поскольку сражались легким оружием, включая луки, против тяжеловооруженных гоплитов. В этом случае «отец истории» характеризовал лук как наступательное оружие, а копье — как оборонительное и подчёркивал силу воинов, использующих оба вида оружия. С тех пор гоплит и лучник в древнегреческих текстах начали биться насмерть. Важную роль в этом бою играл образ Геракла — с его младенчества до послесмертия.
В «Илиаде» есть эпизод, когда малыш Геракл стреляет из лука в Геру (откровенно не любившую его). Некоторые древние авторы связывали это с эпизодом, когда жена Зевса оттолкнула его «внебрачного» сына от груди при кормлении. Так появляется яркий образ ребёнка, который умеет обращаться с луком и не боится напасть с ним на богов. В царстве мёртвых Геракл тоже держит «выгнутый лук» и готов к нападению (это видит Одиссей).
Между младенчеством и бессмертием Геракл, соответственно, совершает подвиги, причём нередко используя лук. Вопрос здесь в контексте его применения и скрытом символизме.
Проблематичная мужественность

Античные авторы пишут о предпочтении Гераклом именно лука. Так, драматург Эсхил (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%85%D0%B8%D0%BB) в трагедии «Прометей прикованный» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_% D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0 %BD%D1%8B%D0%B9) говорит о рождении «отважного стрелка из лука» и продолжает эту линию в «Прометее освобождённом» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_% D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0 %B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B9), где Геракл поражает из лука орла, истязающего Прометея. Софокл (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BA%D0%BB) в «Трахинянках» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D 0%BA%D0%B8_(%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BA%D0%BB)) называет сына Зевса «безупречным стрелком». Аполлодор (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0% BE%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%8 1%D0%BA%D0%B8%D0%B9&stable=1) же описывает всё снаряжение Геракла: он «<...> получил от Гермеса меч, от Аполлона — лук и стрелы, от Гефеста — золотой панцирь, от Афины — плащ; дубину же он сам вырубил себе в Немейском лесу».
Диодор Сицилийский (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B8% D1%86%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0 %B9) указывает, что подношение Афины — пеплос (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%81) (πέπλος) — было первым из божественных даров. Странный подарок от воительницы: ведь пеплос — женская одежда из лёгкой ткани. Каков контраст с львиной шкурой — привычным облачением Геракла! Однако, по мифу, он и правда будет носить женское платье — по прихоти своей любовницы, лидийской царицы Омфалы, которая к тому же заставляла его прясть (чисто женская работа).


Геракл и Афина, около 520-510 годов до н. э. Wikimedia Commons

Кстати, комедиограф Аристофан (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B0%D 0%BD) в «Птицах» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B_(%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F)) намекает на эту деятельность Геракла при дворе Омфалы. А у Овидия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B9) Деянира, жена Геракла, заявляет, что он утратил мужественность, поскольку разрешил Омфале забрать у него львиную шкуру, дубину, лук и стрелы и облачиться в его амуницию. Любопытно, что лук и стрелы (вернее, их отсутствие) спровоцировали обвинения Геракла в недостаточной мужественности.
Лучник, убивающий своего «тренера»

По словам Феокрита (https://antiquites.academic.ru/2011/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82), у Геракла было шесть наставников: стрельбе из лука его научил Еврит, борьбе — сын Гермеса Гарпалик, управлению колесницей — Амфитрион, ратному искусству — Кастор, музыке — Евмолп, а чтению — Лин (версия Аполлодора немного отличается). Как было сказано выше, Еврит в итоге падёт жертвой Геракла.
Согласно Аполлодору, царь Эхалии устроил состязание по стрельбе из лука и обещал победителю руку и сердце своей дочери Иолы. Геракл превзошёл всех, но в женитьбе на красавице ему было отказано. В итоге разъярённый герой угнал лошадей Еврита, а позднее убил его сыновей и самого правителя.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
14.02.2024, 14:35
Битва Геракла с Евритом и его сыновьями hellenicaworld.com

Софокл в «Трахинянках» иначе излагает эту историю. Трагедия начинается с речи Деяниры, сетующей, что её семья вынуждена жить в изгнании после того, как Гераклом «сражен Ифит могучий». Вестник Геракла Лихас поясняет Деянире, что её муж отправился в поход на Эхалию, поскольку считал Еврита виновником своих бед. Выясняется, что, когда Геракл гостил у своего учителя, тот оскорбил его, назвав «рабом», и заявил, что его ученик в стрельбе уступает его сыновьям, а потом вытолкнул «хмельного» гостя из дома. В ответ Геракл подкараулил и застрелил сына Еврита, Ифита, из лука — и за это вероломство был наказан Зевсом.
Если у Софокла Еврит грубо нарушил законы гостеприимства, то у Гомера, напротив, это сделал Геракл, убив Ифита в его собственном доме ради его лошадей. Поэты указывают на разные причины конфликта Геракла с Евритом и Ифитом, однако в обоих случаях Геракл «опасно склонен к беззаконию (https://www.cambridge.org/core/journals/greece-and-rome/article/abs/intertextuality-as-irony-heracles-in-epic-and-in-sophocles/AE68B059BBD029D657ADCB025907C4C1)».
Противостояние учителя и ученика отражено и в вазописи. На одной из чернофигурных (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B3%D 1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0 %BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C) амфор изображен Геракл, который уже убил двух сыновей Еврита и целится из лука в метку рядом с Иолой, а царь и его дочь пытаются его остановить.
Кентавр под прицелом

У Хирона в «школе для героев» (или «школе воина») обучались многие герои мифов. Вазопись связывает кентавра с копьем: он часто изображен со стволом дерева на плече — основой для будущего копья. Это оружие ученик Хирона Ахилл будет держать при себе всю троянскую кампанию. Сделал ли кентавр копейщиком и Геракла — мы не знаем, но погиб Хирон по вине своего ученика.
Эта смерть, вероятно, тоже стала следствием нарушения законов гостеприимства. Как пишет Аполлодор, Геракл потребовал от кентавра Фола открыть для него принадлежавшую всем кентаврам бочку вина. Когда кентавры сбежались к пещере Фола, вооружившись камнями и стволами деревьев, Геракл стал в одних метать горящие головни, а других — поражать из лука.
Фол и Хирон пострадали от ядовитых стрел гостя: «Целясь из лука в кентавров, столпившихся вокруг Хирона, Геракл выпустил стрелу, но она, пронзив плечо кентавра Элата, засела в колене Хирона. Глубоко огорченный этим, Геракл подбежал и, вытащив стрелу, приложил к ране лекарство, которое дал ему Хирон. Но рана была неизлечимой… <...> Фол, вытащив из трупа стрелу, стал удивляться, как такой маленький предмет мог погубить таких огромных кентавров. Но стрела выскользнула у него из рук, упала на ногу и ранила его, отчего он немедленно скончался».


Геракл, Фол и Хирон Wikimedia Commons

У Овидия — своя версия гибели Хирона. Совершив много подвигов, Геракл пришёл в пещеру к кентавру, где его радушно встретили Хирон и Ахилл. Они стали изучать экипировку гостя. Старик-наставник разбирал отравленные стрелы, и одна из них неожиданно вонзилась ему в ногу.
Любопытно, что само искусство врачевания (а Хирон обучал молодёжь и этому) Геракл презирает. В «Разговорах богов» Лукиана (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0%B0%D0%BD) он заносчиво заявляет Асклепию: «Я <...> совершил столько подвигов, очищая мир от чудовищ <...>! А ты что? Знахарь и бродяга! Быть может, ты и сумеешь помочь больному <...>, но совершить подвиг, достойный мужа, — этим ты не можешь похвастаться».
Как бы то ни было, Геракл часто использовал лук и стрелы. При этом его склонность к насилию, проявляющуюся с детства, «оказались бессильны изменить все окружающие», в том числе, наставники, отмечает Виктория Пичугина.
Геракл и Одиссей — такие разные стрелки

По словам одного из исследователей, сын Зевса предстаёт у Гомера как «отрицательное зеркальное отражение Одиссея: постоянные неудачи в стрельбе из лука будут уравновешены убийством женихов, которое совершит (https://www.cambridge.org/core/journals/greece-and-rome/article/abs/intertextuality-as-irony-heracles-in-epic-and-in-sophocles/AE68B059BBD029D657ADCB025907C4C1) Одиссей из лука» — того самого, который был оставлен Евритом в наследство Ифиту, а тот подарил его царю Итаки. В ответ Одиссей преподнес Ифиту меч и копье. Гомер подчёркивает, что правитель Итаки бережно хранил дар Ифита.


Одиссей убивает женихов Пенелопы Wikimedia Commons

Гомеровские Одиссей и Геракл — лучники с разной судьбой. Если первому «удаётся восстановить (https://www.cambridge.org/core/journals/greece-and-rome/article/abs/intertextuality-as-irony-heracles-in-epic-and-in-sophocles/AE68B059BBD029D657ADCB025907C4C1) цивилизованный порядок» благодаря искусной стрельбе, то второй, напротив, нарушает этот порядок. История лука связывает героев, указывая на «негативную сторону триумфа Одиссея». Обратим внимание, что царь Итаки не использует лук во время Троянской войны — то есть выступает как герой, который хочет обрести воинскую славу копьем и мечом.
Сила слабости

Лук в «Илиаде» использовали и ахейцы, и троянцы. Но отношение к нему было двойственным: лук был почетным оружием в руках богов, но в руках людей противоречил кодексу героя. Показательно, что те, кто использовал лук, уступали тем, кто этого не делал, например, Парис — брату Гектору.
В целом «Илиада» не описывает ни войну гоплитов, ни войну лучников. И всё же вторые менее уважаемы. Так, Диомед (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4) уподобляет Париса женщине или ребёнку, когда тот стреляет из укрытия. Для Диомеда открытый бой намного почетнее, чем стрельба во врага из лука. Кстати, Плутарх (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%85) также говорит о «слабости» Париса — правда, в контексте того, что иногда и «слабые» убивают «сильных» (Парис — Ахилла).
Начиная с Гомера оценка доблести воина-лучника не была однозначной, подчёркивает исследовательница: «Одни определяли лук как оружие мудрых и умеющих наносить раны, сохраняя при этом собственную жизнь, а другие это оспаривали».
«Трусливый» Геракл

Софокл в «Трахинянках» напоминает, что Геракл вероломно убил из лука Ифита. Однако воспитатель героя Амфитрион в трагедии Еврипида (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D0%B4) «Геракл» (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0% BB_(%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D0%B4)&stable=1) отстаивал достоинства лука и стрел. Показателен конфликт двух позиций. Враг Геракла Лик называет его «трусливым воином» и обвиняет Геракла-лучника в том, что тот обладает лишь видимостью взрослого воина. Сам Лик предпочитает копье. Между тем, Амфитрион восхваляет искусство лучников. Если гоплит — «в вечном рабстве у своих доспехов» (копье сломается в битве — и воин беззащитен), то владелец лука «может смело разить врагов»: у него в запасе — «всегда довольно стрел».
Использование лука считалось несовместимым (https://openlibrary.org/books/OL5197958M/War_in_the_ancient_world) с ценностями гоплитов. Амфитрион, защищая Геракла, усиливает антитезу лучника и гоплита.
Отметим и другой момент в речи Амфитриона. Он говорит, что такие, как Лик, уповают на благородство стоящих рядом товарищей-гоплитов, а такие, как Геракл, привыкли надеяться только на себя.
И, тем не менее, Лику удается «поставить под сомнение (https://www.cambridge.org/core/books/heracles-and-euripidean-tragedy/2F3F020CED31A920AEE1B61312497C14)» доблесть сына Зевса. По мнению Лика, лук — оружие труса, который всегда готов убежать, «никогда не оказывается в пределах досягаемости копья и не вступает в отношения взаимного видения с противником». Такая позиция стала (https://online.ucpress.edu/ca/article-abstract/27/2/231/25684/Euripides-Heracles-in-the-Flesh?redirectedFrom=fulltext) следствием греко-персидских войн, поясняет исследовательница.
В то же время, лук со стрелами часто используют боги, причём как им заблагорассудится. Так, Аполлон сражает Патрокла (https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0% BA%D0%BB&stable=1) сзади, со спины. Иногда лишь боги решают, когда смертным можно стрелять из лука. Тем самым, использование лука выглядит как «недопустимое подражание богам» и потому имеет отрицательные коннотации.


Чаша с изображением Ахилла, перевязывающего руку Патрокла Wikimedia Commons

У Еврипида полубожественный герой Геракл уже не может быть безоговорочно отнесён к тем, кто, как и Аполлон, всегда может выбрать любой способ боя. С одной стороны, лук — символ доблести Геракла, с другой — основное орудие, направленное ни много ни мало на жену и детей.
С луком Геракл совершал как подвиги, так и постыдные преступления. «Полубожественная природа Геракла создавала сложности в оценке его желания делать выбор в пользу лука: божественное начало позволяло ему утверждаться в статусе героя с этим оружием, а человеческое начало — запрещало», — поясняет Виктория Пичугина.
Микс лучника и гоплита: преемник Геракла

Внимания заслуживает друг Геракла Филоктет (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/1242/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%82), заглавный герой трагедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%82_( %D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BA%D0%BB)) Софокла, «владелец Гераклова оружия» (его и изображают часто с луком / колчаном). На одном из краснофигурных (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D 0%B3%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B0%D0 %B7%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C) кратеров (вид сосуда) изображена Афина, вручающая колчан Филоктету. Причём одет он как гоплит — в шлеме и доспехах, держит щит и копье. За ними наблюдает «герой 12 подвигов» с дубиной в руке. Перед нами не что иное, как передача Филоктету оружия его друга — сюжет, соотносящийся с пьесой Софокла.
Любопытно, что эта сцена как будто примиряет гоплита и лучника: Филоктет, совершивший много славных дел в снаряжении гоплита, получает лук, чтобы продолжать подвиги.
Существует и изображение на псиктере (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80) (сосуде в форме гриба), где Геракл на костре передаёт свой лук и колчан юноше — видимо, Филоктету. Эта сцена связана с сюжетом «Трахинянок» Софокла и отражает значимость лука для Геракла — тот на пороге смерти завещает любимое оружие другу.



Лук играет в трагедии важную роль, даже когда Филоктет использует это легендарное оружие для охоты. Он в любом случае хочет действовать как воин — в отличие от другого лучника, Одиссея, который поступает как политик, наводя порядок с помощью лука со стрелами. Добавим, что Филоктет готов побеждать с оружием Геракла в руках.
«Трудный» герой

Умение Геракла стрелять из лука стало приносить страдания окружающим с его младенчества. Среди его преступлений — убийства наставников и других людей. Причём речь идёт, в том числе, о вероломном насилии.


Геракл и Афина, около 480—470 годов до н. э. Wikimedia Commons

По сути, образ Геракла — не просто двойственный у античных авторов, он представляет (https://www.cambridge.org/core/journals/greece-and-rome/article/abs/intertextuality-as-irony-heracles-in-epic-and-in-sophocles/AE68B059BBD029D657ADCB025907C4C1) собой калейдоскоп. Перед нами то полубожественный бесстрашный воитель, то честолюбец и гордец, готовый убить любого, кто усомнится в его первенстве, то подкаблучник, покорный воле любовницы, то верный друг, то безрассудный носитель грубой силы.
Оружие в его руках отнюдь не всегда символ восстановления порядка. Оно сеет массу внезапных смертей. Именно поэтому Геракла сложно воспринимать с однозначным уважением — при всём его величии. Он далеко не всегда воплощение воинской доблести (впрочем, равно как и многие другие «образцовые» персонажи мифов). И далеко не всегда — разумный, благородный и мужественный герой.
IQ
Автор исследования:
Виктория Пичугина (https://www.hse.ru/org/persons/463480750), профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста: Ольга Соболевская (https://www.hse.ru/org/persons/77765590)

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
02.04.2024, 16:27
https://dzen.ru/a/ZS_GNNYQD3pv6ZKT
Как Кронос обманул Рею и полюбил Филиру: сенсационные подробности древнегреческого скандала

18 октября 2023
44K прочитали




Когда-то давно, когда титаны были хозяевами мира, их самым сильным и величественным правителем был Кронос, повелитель времени. Ему безмерно нравились свои обязанности, потому что у него была полная власть над Временем: он мог его замораживать или ускорять, возвращать назад или перемещать вперед. Он любил путешествовать по разным временным периодам и созерцать жизнь людей и других существ: ведь Время было ему покорно.




Этторе Форти. Праздник кентавров. Холст, масло. 66х116. 1880-1920. Частное собрание.

Однажды Кронос решил посетить Древнюю Грецию. Он прилетел на своем золотом колесе времени и приземлился на горе Пелион. Величественный титан огляделся и увидел бескрайний лес с цветущими полянами, покрытый зеленью и наполненный звонким щебетанием птиц. От приятного лесного аромата у повелителя времени закружилась голова. И тут он услышал нежный чарующий голос. Владыка титанов повернул голову и увидел нимфу Филиру, которая пела и собирала цветы.
Кронос тут же влюбился в нее. Впрочем, влюблялся он достаточно часто. Но тут! Его обуяла необузданная жгучая страсть. Он подумал: «Какая восхитительная и манящая прелесть! Я хочу ее!»


The Loves of the Centaurs. Peter Paul Rubens (Питер Пауль Рубенс «Любовь кентавров») https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/29/The_Loves_of_the_Centaurs_Peter_Paul_Rubens.jpg

Ну разве могла Филира устоять перед обаянием Кроноса и его неукротимой атакой на ее скромность и целомудрие? Ведь это был не какой-нибудь там сатир или тритон, а Повелитель и Владыка времени! Само собой разумеется, что она согласилась встречаться с ним. Их свидания проходили втайне от посторонних глаз в неких укромных местах мироздания.
Но однажды, в самый неподходящий момент, когда Кронос и Филира наслаждались друг другом, совершенно внезапно, как всегда в таких случаях, появилась Рея – сестра Кроноса и по совместительству его же супруга. Рея вышла из себя от гнева и ревности, когда увидела их в тесных и жарких объятиях. Ее ярость была мощной, свирепой и сокрушительной!
Самый могущественный титан и повелитель от испуга и неожиданности попытался скрыться, скоренько натянув на себя облик другого существа: выбирать не приходилось – схватил первое, что под руку попалось. И вот, с мощным заревом и вспышкой света, Кронос превратился в прекрасного белого коня. Что испытала бедная Филира в этот момент? Только что занималась любовью с владыкой и вдруг – конь!


Кронос и Филира. Борис Валледжо. Арт. Фэнтези. Эротика.

В тот миг, когда Кронос принял такое неожиданное обличие, эта романтическая пара обрела единство, и Филира забеременела. Нимфа со страхом и ужасом ожидала рождения младенца, потому что не знала, что может родиться от такого необычного союза. И была права: на свет появился получеловек-полуконь. Это существо назвали кентавром. И этому первому кентавру дали имя Хирон.
Филира не могла полюбить своего сына. Она отвергла его и попросила богов превратить ее в другое дерево. Боги исполнили ее просьбу и превратили ее в липу. Кронос тоже не заботился о своем сыне. Он забыл о Филире и вернулся к своей жене Рее.
Зато кентавра Хирона полюбил Аполлон – бог света и мудрости. Он нашел малыша в лесу и взял его к себе на воспитание. Аполлон обучил его всем видам знаний: медицине, музыке, астрономии, поэзии и другим. Хирон стал самым мудрым и добрым из всех кентавров. Он поселился на горе Пелион и обучил многих героев древнегреческой мифологии: Ахилла, Геракла, Ясона, Асклепия и других.


Воспитание Ахилла. Эжен Делакруа, около 1862 г.

Однажды Хирон был случайно ранен отравленной стрелой Геракла. Стрела была пропитана кровью гидры – самой ядовитой змеи. Рана кентавра была неизлечима и причиняла ему страшные мучения. А Хирон был бессмертным – он не мог умереть ни от яда, ни от болезни, ни от старости. Но он так страдал от боли, что хотел умереть. Тогда Хирон попросил Зевса освободить его от бессмертия. Зевс выполнил просьбу, но вознес его на небо в виде созвездия Кентавр.
Эта невероятная история о Кроносе, Филире и рождении Хирона напоминает нам о том, что иногда любовь и превращения могут привести к самым необычным и удивительным событиям в мире мифологии.


https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5308396/pub_639000712749534baa2bed55_63900239daa89f7caddee 27f/scale_360




Деянира! Ну нельзя же быть такой простодушной!
История Тут7 декабря 2022

(https://dzen.ru/a/Y5AAcSdJU0uqK-1V)



https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9367654/pub_64bb3d84fb114c65ec9c71c2_64bb3e1b2a802f58ebfdc e0f/scale_360




За что Арес превратил своего слугу Алектриона в петуха
История Тут22 июля 2023

(https://dzen.ru/a/ZLs9hPsRTGXsnHHC)



https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9618280/pub_649d49cfed6b31314f67dc1d_649d4c609ffcde3d45549 e3b/scale_360




Как бог леса влюбился в богиню луны: история запретной страсти
История Тут29 июня 2023

(https://dzen.ru/a/ZJ1Jz-1rMTFPZ9wd)

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
14.07.2024, 16:28
https://www.youtube.com/watch?v=Zyp77q4h_rU

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
15.08.2024, 09:19
За что был наказан Сизиф?

https://dzen.ru/a/ZO8oItYgyR1w32UQ
Сложно поверить, но некоторым историям, дошедшим до наших дней уже более 2000 лет. Но если они до стих пор пересказываются, значит не потеряли своей актуальности и в современном мире. Примером тому является выражение «Сизифов труд».
Принято считать, что всё должно иметь своё начало и свой конец, в том числе и работа. А венцом её служит результат. Ведь иначе зачем тратить силы понапрасну? Вот именно в этом и заключается всю поучительность истории, связанная с неким Сизифом.
А начать следует с того, что боги Олимпа считали себя самыми могущественными, великими и умными. И совершенно не любили, если вдруг кому-то удавалось их обойти удачей или изворотливостью. Герой истории смог проверить это на собственной шкуре. Узнать подробности легенды можно из «Одиссеи», в которой известный Гомер так удачно её изложил. А я для вас изложу краткий пересказ.




Тициан "Сизиф", 1549 год

Легенда о Сезифе

И так, Сизиф жил в городе под названием Коринф. Он являлся не обычным смертным, а правителем. Поэтому мог безнаказанно устраивать различные розыгрыши над жителями. Этот царь славился не своей справедливостью, не мудростью, а изворотливостью. Но он зашёл слишком далеко, посчитав, что таким образом может вести себя и с богами. Возможно, что самоуверенность ему предавало происхождение. Поскольку согласно легенде, Сизиф являлся сыном бога ветров. Отсюда и его изменчивый нрав.
Одним словом жизнь царя протекала прекрасно в веселье и достатке, и из всего этот ловкач мог извлечь для себя выгоду. Даже когда Зевс решил похитить дочь бога реки, то Сизиф узнал о месте нахождения пленницы и удачно продал свой секрет. Договорившись с отцом о том, что за свободу девушки тот проведёт в славный город «водопровод». Таким образом жители получили свежую речную воду. Вот только такое положение дел совершенно не понравилось Зевсу, у которого были на юную красавицу иные планы.


Фердинанд Боль,"Эгина в ожидании Зевса", XVII век

За такую хитрость и наглость со стороны Сизифа, он послал к нему бога смерти. Но Танатос и сам угодил в коварные сети и оказался закованным в кандалы. И случилось невероятное, поскольку теперь он не мог выполнять свои прямые обязанности, люди просто перестали умирать. Получалось так, что своим непослушанием Сизиф не только нарушал планы богов, но и сеял хаос.
Пришлось Зевсу снова вмешиваться, и теперь герой истории был отправлен в царство мёртвых. Но. Вероятно, богам и в самом деле было чему у него поучиться, потому, что из Аида Сизифу удалось бежать! А совершить это он смог благодаря жене. Та по его научению не проела необходимый обряд погребения, а значит, позволила мужу снова вернуться к живым.
Она не преподнесла богу смерти и его супруге надлежащие дары, напрасно они теряли время в ожидании. А лукавый Сизиф объяснил эту ситуацию тем, что его супруга довольна жадна, поэтому и не желает расставаться с богатствами.


Антонио Занки "Сизиф" 1660-1665 года

Теперь уже и женщина, по мнению «справедливых» богов, заслуживала наказание и для расправы с ней был отправлен сам герой. Ведь он пообещал разобраться с благоверной. Но о нём не зря сложена легенда и вместо того, чтобы исполнить миссию, Сизиф остался в царстве живых и стал преспокойно наслаждаться всеми дарами. Ведь именно этот план он и придумал изначально.
Вот тут терпению богов и в самом деле пришёл конец. Они силой вернули изворотливого царя в Аид. И заставили его катить тяжелый камень. Который в несколько раз превышал в размерах самого Сизифа. При этом камень необходимо было толкать не по прямой линии, а в гору. И для чего? Для того, чтобы он снова скатился обратно. И наказанному богами приходилось заново выполнять порученное дело. И так снова и снова и снова… В этом бессмысленном труде и заключалось наказание для того, кто посмел поставить себя выше богов.



Своим примером он должен был внушить уважение остальным и показать им что будет с каждым, кто ослушается обитателей, Олимпа. Образ этого героя достаточно любим деятелями искусства и всё благодаря его образности и выразительности.
И сейчас под фразой «Сизифов труд» мы понимает напрасные старания, которые не приведут к цели и не принесут результат, но полностью измотают того, кто их совершает. При этом действия по какой-то причине вынуждены повторяться долго, практически до бесконечности. Такую работу можно назвать наказанием, чем она и являлась для того, кому была придумана и послана разгневанными богами.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
13.12.2024, 18:42
https://dzen.ru/a/Z1BkaR4QOC2-dGY4
Конец Геракла: как умер легендарный герой?


4 минуты
68 тыс прочтений
6 декабря


Двенадцать подвигов Геракла известны практически каждому (ссылки на статьи про его подвиги вы найдете в конце), но мало кто знает о том, какими были последние дни легендарного героя...



"Геракл у ног Омфалы". Картина Гюстава Куртуа, 1912 год.

Напомню, что Геракл был полубогом - его отцом был Зевс, а матерью - смертная женщина по имени Алкмена. Законная супруга Зевса, богиня Гера, была известна своей ревнивой натурой. Она люто ненавидела Геракла и всячески пыталась испортить ему жизнь...
Несмотря на свою могучую силу, Геракл, все же, был наполовину смертным, и в один день ему было суждено умереть из-за того, что ему не повезло в любви...


Лукас Кранах Старший, "Геракл и эриманфский вепрь".

От первой жены у Геракла было двое детей. Казалось бы, в их семье царила идиллия, но Гера была недовольна счастьем Геракла. Богиня настолько ненавидела внебрачного сына Зевса, что решила разрушить его семью. Гера наслала на Геракла безумие и он убил свою жену и детей. Трудно представить, с каким чувством вины герой жил долгое время...


Геракл и Мегара.

Прошло время, и однажды Геракл влюбился вновь. Его возлюбленной стала Деянира - дочь калидонского царя Энея и Алфеи. Истинным отцом Деяниры, по некоторым данным, был бог виноделия Дионис, который разделил ложе с Алфеей, когда гостил в Калидоне.
Геракл женился на Деянире и решил взять ее с собой в Тиринф. На пути им встретилась полноводная река Эвена. Герой остановился в нерешительности: один бы он с легкостью перешел ее, но как перенести новоиспеченную супругу?


Эвелин де Морган, "Деянира".

На помощь им пришел кентавр по имени Несс - за плату он перевозил путников через реку. Деянира села к нему на спину, а Геракл пустился вплавь. Но вдруг он услышал громкие крики жены, звавшей на помощь, и увидел, что кентавр, плененный красотой Деяниры, хочет ее похитить...


Энрике Симоне, "Несс и Деянира".

Геракл быстро выбрался на берег, натянул лук и пустил смертоносную стрелу, которая была смочена в яде лернейской гидры. Стрела вонзилась в спину кентавра и тот упал на колени. Однако Несс не желал умирать неотомщенным. Собрав последние силы, он обратился к Деянире:
“О, прекрасная дочь Ойнея! Виноват я перед тобой, но хочу искупить вину. Возьми мою кровь и храни ее! Если разлюбит тебя когда-нибудь Геракл, натри этой кровью его одежду и снова станешь ему дороже всех женщин на свете!”.
Деянира собрала кровь в небольшой сосуд и спрятала про запас, Гераклу же ничего не сказала...


Гвидо Рени, "Похищение Деяниры".

Прошли годы. Геракл и Деянира жили счастливо, у них родился сын по имени Гилл, и вырос он сильным и красивым.
Однажды Геракл отправился в поход против царя Эврита. Давным-давно, еще до женитьбы на Деянире, Геракл хотел взять в жены его дочь, Иолу. Тогда он победил в состязании всех женихов, но Эврит отказался отдавать ему дочь. Геракл разгневался и поклялся отомстить... И вот теперь он покорил город, убил царя Эврита и его сыновей, захватил много пленных, среди которых была и прекрасная Иола...


Геркулес и Иола. Иллюстрация к немецкому переводу Боккаччо, 1474 год.

Ревность пленила сердце Деяниры и вспомнила она о предсмертном подарке Несса. Она натерла кровью и положила в небольшой ящик роскошный плащ, который выткала для мужа, позвала слугу и сказала:
“Спеши к Гераклу и передай мой подарок. Пусть наденет его, когда будет приносить жертву великому Зевсу, а до этого на плащ не должен упасть ни один луч светлого Гелиоса”.


Геракл и Деянира с умирающим Центаром Нессом", С. Риччи.

Но вскоре мрачные предчувствия охватили Деяниру. Она взглянула на то место, куда бросила смоченную кровью кентавра шерстяную тряпку, которой натирала плащ, и увидела, что та обратилась в пепел, а на полу выступила кровавая пена. Поняла Деянира, что гибель везет Гераклу ее посланник, но было поздно!
Геракл страшно обрадовался, получив подарок от супруги! Надел он плащ, и тут же покрылось тело героя потом, и вдруг почувствовал он, как прилипает к телу отравленная ткань! Закричал Геракл от невыносимой боли, упал на землю, начал срывать с себя проклятую одежду, но лишь сильнее и сильнее прилипал плащ к телу...


Веронезе, "Геркулес, Деянира и кентавр Несс".

На носилках принесли Геракла в родной дом, узнал он там всю правду о подарке и воскликнул:
“Вот, значит, как исполнилось предсказание моего отца Зевса! Ведь было мне предсказано, чтобы я не страшился живых врагов, что от козней мертвеца сойду я в мрачное царство Аида!”.


Франсиско де Сурбаран, "Смерть Геракла".

Тяжелы были страдания героя, и в ужас пришла Деянира, узнав о них. Не в силах перенести содеянного, пронзила она себе сердце острым мечом. Геракл же повелел своему сыну отнести его на высокую гору Эту.
На вершине сложили огромный погребальный костер и положили на него величайшего из героев. Все сильнее становились страдания Геракла... Смерть в пламени легче таких мучений! Но никто не решался поджечь погребальный костер. Наконец пришел на гору герой по имени Филоктет, и обратился к нему Геракл: “Избавь меня от страданий, друг! Подожги костер, а мой тугой лук и смертоносные стрелы возьми себе!”.


Гвидо Рени, "Самосожжение Геракла на горе Эте".

Тот согласился. Ярко вспыхнуло пламя костра, но еще ярче заблестели молнии великого Зевса. На золотой колеснице принеслись к костру Афина Паллада с Гермесом, подхватили величайшего из героев и вознесли его на Олимп. Встретили его там боги.
Забыла Гера былую ненависть к Гераклу и отдала ему в жены свою дочь, вечно юную богиню Гебу. Живет с тех пор Геракл на светлом Олимпе вместе с бессмертными богами — так наградил его Зевс за земные подвиги и страдания...


Геба привозит Геракла на Олимп. Античная гидрия 530-х годов до н. э.