Просмотр полной версии : Миндел, процессуальная психология.
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
25.10.2024, 23:27
https://simplepsychology.ru/article/1450761/
Процессуально-ориентированная психология Арнольда Минделла
Мой блог (https://simplepsychology.ru/article/) / Просмотр публикации
Процессуально-ориентированная психология, также называемая процессуальной работой – это подход, который во многом лег в основу трансцендентальной психологии и базирующийся, по заявлениям его представителей, на идеях юнгианского анализа, физики и теории информации.
Создателем процессуально-ориентированной психотерапии является последователь Карла Густава Юнга Арнольд Минделл (1940).
Свою концепцию он основывал на работе с умирающими пациентами. Как вы знаете, антинаучные концепции психоанализа предполагают в том числе и то, что наши телесные симптомы несут в себе те или иные глубинные значения. Сам Минделл обнаружил, что физические симптомы, если их усилить и раскрыть, отражают те же образы, что проявляются и в сновидениях. Отсюда он сделал вывод, что тело и сон – это просто два разных канала одного и того же глубинного процесса, который пытается обратить на себя наше внимание. Собственно, так и появилось понятие процесса.
Со временем Минделл включил в этот бессознательный процесс еще и грезы наяву, непроизвольные вербальные и невербальные сигналы, а также убеждения, идеи и модели восприятия, с которыми человек себя не идентифицирует.
Сама же процессуально-ориентированная психология начала применяться не только в работе с психически больными людьми, но и в работе со сложными физическими состояниями типа комы, а также при формировании лидерства в организациях.
Понятие процесса
Центральным для процесс-ориентированной психологии является понятие процесса, который выступает как поток сигналов в различных каналах. Отсюда выделяется два вида процесса, что в принципе является аналогом моделей структуры психики в других направлениях.
Первичный процесс. Это переживания, которые индивидуум способен ассимилировать, и с которыми может себя идентифицировать. По сути, этот процесс тождественен нашему опыту, который мы наблюдаем в сознании.
Вторичный процесс. Это переживания, с которыми человек не хочет себя ассоциировать и которые он вытесняет, они находятся в фоне, однако все время пытаются выйти на передний план осознания. Этот процесс тождественен нашему бессознательному опыту.
Цель терапии состоит в переводе вторичного процесса в первичный, а когда человек находится на пересечении между этими процессами – это зовется «Краем». Именно находясь на краю, терапевт способен больше узнать о подсознательной жизни клиента и о мотивах отрицания своего опыта, которые обычно состоят либо в родительских установках, либо в травмах прошлого.
Сам Минделл описывает четыре типа препятствий, которые не дают человеку познать себя.
Персональные. Здесь наблюдаются личные убеждения человека, которые мешают его самопринятию. Например, умный человек может считать себя глупым, а худой – толстым.
Семейные. Семейные границы предполагают, что именно семейный модели поведения не дают человеку познать себя. Например, если в семье ценился лишь тяжелый труд, человек может начать отказывать себе в отдыхе и развлечениях.
Социальные. Такие границы предполагают, ограничения, наложенные на нас социальными нормами. Например, если в обществе принято, что мужчины не должны плакать или выражать других чувств, скорее всего, человек будет эти самые чувства в себе подавлять.
Общечеловеческий. На этом уровне человек принимает только общечеловеческие переживания, а любые чувства, выходящие за рамки человеческой природы, он считает бесчеловечными, неестественными и животными.
Эти препятствия подавляют проявления нашего подсознания, которые, по классической психодинамической схеме, все равно стремятся выйти наружу, и делают это в виде симптома. Все эти края и препятствия рассматриваются как факторы, которые тормозят процесс саморазвития и самопринятия индивида, а терапия направлена на их преодоление и познание вторичного процесса.
Уровни сознания
Минделл стремился не только найти способ для людей интегрировать свои бессознательные процессы, но и пытался понять, откуда эти самые процессы исходят и как они формируются.
Конечно, он решил поискать ответ в религиях и шаманизме, заявив, что про источник бессознательного люди знали всегда: кто-то называл это Дао, кто-то называл его Богом, а кто-то – Основой Мироздания и т.д. Так и появилась на свет теория о трех уровнях сознания.
Уровень консенсуса. Этот уровень предполагает описание реальности, относительно которого согласно большинство людей. Это описание в рамках категорий и понятий, когда окружающую нас среду мы разделяем на различные объекты и даём этим объектам однозначные оценки.
Сновидческий уровень (страна сновидений). Далее идет сновидческий уровень, который Минделл также называл страной сновидений. Она представляет собой содержание личного и коллективного бессознательного и проявляет себя через «сновидящее тело». Минделл определяет тело сновидения как «высокоэнергичное намерение поля, паттернированый опыт без определенной пространственной или временной размерности» (и если вы поняли, что это означает, то возможно вы заслуживаете нобелевской премии). По факту, через этот термин Минделл описывает любые проявления символического бессознательного, например, те же сны, образы, метафоры, грезы или структуру тонкого тела. По мнению Минделла все зависит от ситуации, больной будет воспринимать тело сновидения как симптом, а танцор – как творческий порыв.
Сущностный уровень. Наконец, сущностный уровень имеет дело с ощущением тенденций и намерений. Здесь вы замечаете глубинные переживания, чувства, на которые вы обычно не обращаете внимания, и ощущения, еще не оформленные в виде осмысленных образов, звуков и т.п.
Процессуально-ориентированная психотерапия
Основная задача процессуально-ориентированной психотерапии – это исследовать края и препятствия на пути к самопознанию и помогать клиенту принимать элементы вторичного процесса.
При этом вместо понятия «терапевт» в процессуальной работе используется понятие «фасилитатор», т.е. специалист, который наблюдает и раскрывает процессы клиента для самого клиента. Фасилитатору необходимо обладать некоторыми ключевыми навыками.
Наблюдение за процессами. Первый навык и техника состоит в наблюдении за процессами клиента. Терапевт должен видеть какие процессы происходят у клиента и четко разделять какие из них первичные, а какие вторичные.
Интуиция. Второй навык состоит в умении следовать за своими ощущениями. Это мистическая часть терапии, которая предполагает, что ответ не всегда дается в виде рационального осмысления, но может прийти и в виде ощущений.
Прозрачность или непредвзятость. Терапевт должен стремится оставаться прозрачным. Это означает, что он должен быть непредвзят и не привносить ничего от себя в процессе терапии.
Осознания себя на трех уровнях реальности. Терапевт должен осознавать себя на всех уровнях реальности, и чтобы этого достичь, он вполне может пребывать в легком трансе при общении с клиентом.
Проще говоря, на практике, данная терапия представляет из себя типичный психоанализ, с его направленными ассоциациями и интерпретациями.
Процесс процессуальной психологии также опирается на принцип так называемой «глубинной демократии», который предполагает, что в отличии от обычной демократии, терапевт должен прислушиваться и серьезно относится даже к голосу меньшинства. Проще говоря, он должен позитивно воспринимать, любые минимальные послания от бессознательного клиента.
Позже этот принцип Минделл приложил и к более широкой социальной сфере, назвав его мировой работой. В этом смысле, при рассмотрении любого конфликта, мы также стремимся учесть и воспринимать позитивные мнение разных сторон этого конфликта.
Эффективность и критика
Как ни странно, но процессуально-ориентированная психотерапия являлась объектом ряда исследований. Например, швейцарских лонгитюдных исследований нетрадиционных методов лечения[1], а также исследования методов работы с психическими расстройствами[2] и методов заботы о пожилых людях с деменцией[3]. И, очевидно, что подобные исследования говорят в пользу метода.
Это и неудивительно, ведь в основе подобных методов обычно лежит рациональная и классическая теория психотерапии, такая как теория диссоциации, а работа в самом методе также мало чем отличается от работы классического психотерапевта.
То, что Минделл по своему разумению назвал «вторичный» процесс, в целом давно исследовалось психологами и практически каждый глубинный психолог точно также будет направлять ваше внимание на вашу невербальную систему и другие проявления бессознательного и будет пытаться интерпретировать их значение.
Другой вопрос, что большинство видов психотерапии опираются на рациональные теории, в то время как здесь на рациональное зерно навешиваются идеи коллективного бессознательного, сверхвозможностей человека, а также символизма психосоматики и общения с людьми в коме, которые мало кому пойдут на пользу.
И именно из-за этого в основном и критикуют Минделла. Из-за его чрезмерной позитивизации физических болезней, в стиле «все болезни – это просто позитивный сигнал вашего бессознательного, направляющий вас к росту»[4].
Большая же часть ученых вообще сравнивает терапию Манделла с лечением верой[5], которая опирается на магические и мистические знания[6].
В 2001 году одна из крупнейших школ процессуально-ориентированной терапии подверглась расследованию из-за сообщения о том, что преподаватели в школе делились личной информацией студентов и не соблюдали сексуальные границы. А большая часть других школ в это время функционировала нелегально[7].
В заключении стоит сказать, что данное направление не имеет под собой никаких реальных научных оснований и, по большому счету, продает старые техники в новой – более благовидной обертке, опираясь на чрезмерно позитивную трактовку симптомов и не веру людей в сверхъестественное.
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
25.10.2024, 23:29
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F
Процесс-ориентированная психология
Процессуально-ориентированная психология, также называемая процессуальной работой, это междисциплинарный целостный подход к пониманию человеческого поведения, опирающийся на идеи юнгианской психологии, физики (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0) и теории информации (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BD% D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8). Этот подход был создан юнгианским аналитиком Арнольдом Минделлом в 1970х годах. Минделл значительно расширил понятие «бессознательное (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D 1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5)», включив в него сны, грезы наяву, непреднамеренные вербальные и невербальные сигналы, а также убеждения, восприятия и идеи, с которыми человек не отождествляет себя.
В 1980-х Минделл привнес концептуальную основу, которую он использовал в работе с семьями, парами и отдельными лицами в работу с организациями, сообществами и другими большими группами людей.
Содержание
1 История (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#История)
2 Связь процессуальной работы с другими подходами (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#Связь_процессуальной_работы_с_другими_подходами)
3 Ключевые понятия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#Ключевые_понятия)
3.1 Процесс (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#Процесс)
3.2 Край и краевые убеждения (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#Край_и_краевые_убеждения)
3.3 Тело сновидения (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#Тело_сновидения)
3.4 Уровни сознания (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#Уровни_сознания)
3.5 Мировая работа и глубинная демократия (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#Мировая_работа_и_глубинная_демократия)
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
25.10.2024, 23:30
История
Процессуально-ориентированная психология была создана в 1970-х годах Арнольдом Минделлом (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BB,_%D0%90 %D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4), американским юнгианским аналитиком (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D 0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1 %85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F), жившим в то время в Швейцарии.[1] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-автоссылка1-1) Работая с умирающими пациентами, он обнаружил, что физические симптомы (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%82%D0%BE%D0%BC), если их усилить и раскрыть, отражают образы из сновидений. Тело и взятый из сна образ — это два канала одного и того же глубинного процесса, который пытается обратить на себя наше внимание.[2] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-multiple-2) Минделл ввел понятие «тела сновидения», которое расширило анализ сновидений (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D 0%B8%D0%B5), включив в него работу с телесными симптомами и телесными переживаниями.[3] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-3)
В дальнейшем развивая процессуальный подход Минделл разработал теорию и метод работы с измененными состояниями сознания (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%91%D0%BD%D0%BD%D 0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0 %BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0% BD%D0%B8%D1%8F), включая предсмертные состояния и кому (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B0),[4] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-4) а так же с экстремальными (психотическими) состояниями сознания.[5] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-5)
Так же процессуальная психология работает с разрешением конфликтов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82) и вопросами лидерства (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D 0%BE) в группах и организациях.[6] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-6). Предложенные Минделлом концепции «глубинной демократии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D 0%B8%D1%8F)» и «мировой работы» являются важными инструментами для трансформационных изменений, которые поддерживают коллективное управление.[7] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-автоссылка2-7)
Связь процессуальной работы с другими подходами
Юнгианский аналитик Джун Сингер отметила, что работа Минделла «расширяет рамки психологии Юнга (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BD%D0%B3,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%9 3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2), включая не только психику, но и тело, отношения и окружающую среду в целом».[8] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-8)
Фанни Брюстер в своем исследовании, посвященном юнгианской психологии и афроамериканцам (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D 0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B) утверждает, что «подход Минделла к работе со сновидениями, делающий упор на исцеление тела совпадает с африканскими системам целительства, включающими в процесс тело и разум (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC)».[9] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-9)
Станислав Гроф называет Арнольда Минделла одним из «пионеров трансперсональной психологии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D 1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1% 8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B 3%D0%B8%D1%8F)».[10] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-10)
Процессуальная работа признана как один из подходов телесной психотерапии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B F%D0%B8%D1%8F) и соматической психологии[11] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-11) с упором на движение и ощущение тела. Минделл был одним из пяти человек, удостоенных в 2012 году награды Pioneer Award от Ассоциации телесной психотерапии США.
Подход Минделла делает акцент на внимании к неизвестным аспектам опыта, что сближает его с «фокусингом» Юджина Джендлина[1] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-автоссылка1-1)
«Процессуальная работа… стремится встретиться с неизвестной и иррациональной стороной жизни… оценивает симптомы и нарушения любого рода не как патологии, которые нужно исцелить, преодолеть или каким-то образом избавиться, а как выражение того, что нам нужно для нашего дальнейшего роста, счастья или просветления»[12] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-12).
Процессуальный подход считается примером современной западной адаптации шаманизма (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC)[13] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-13). Процессуально-ориентированная психология так же связана с альтернативными духовными (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D1%8C) учениями. Книга Минделла «Тело сновидения», опубликованная в 1982 году, приобрела «мировое признание в области холистического (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC) целительства», хотя и оставалась малоизвестной в «традиционных психологических кругах».[14] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-14)
Ключевые понятия
Процесс
Центральным понятием процессуально ориентированной психологии является процесс (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81), который Минделл определяет как «поток сигналов в каналах в течение коротких промежутков времени, и меняющиеся переживания самоотождествлений в течение всей жизни»[15] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-15).
Процесс можно наблюдать и отслеживать с помощью непреднамеренных сигналов (например, невербального общения (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D 1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0 %BD%D0%B8%D0%B5), телесных симптомов, снов, несчастных случаев, конфликтов).[16] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-16)
Важное концептуальное различие для процессно-ориентированной психологии проводится между «первичными» (преднамеренными) и «вторичными» (непреднамеренными) аспектами данного поведения или опыта. "Люди в любой данный момент переживают «первичный процесс» — аспекты нашего опыта, с которыми мы отождествляемся, — и «вторичный процесс» — аспекты, с которыми нам трудно отождествиться и которые настойчиво пытаются проникнуть в наше сознание (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5).[17] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-17)
Край и краевые убеждения
Краем Минделл называет границу между первичным и вторичным процессами, «граница между нашим известным миром и непознанным»[2] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-multiple-2). Края определяют границы нашей самотождественности, «предел того, что мы, по нашему мнению, можем делать»[18] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-18). «По одну сторону границы находится наш обычный способ отождествления, а по другую сторону — все нуминозные (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D 0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C), таинственные, и непознанные аспекты наших переживаний и потенциальных возможностей» [Минделл А. Квантовый ум — М. Беловодье, 2011]
«Если клиент остается на краю, то терапевт может больше узнать о том, что удерживает клиента от пересечения края»[2] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-multiple-2). Как правило, этим удерживающим убеждением является некая сформированная в результате жизненного опыта установка (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D 0%B0_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D 0%B3%D0%B8%D1%8F)) — например, интроецированные вербальные или невербальные родительские послания или решение, сознательно или бессознательно принятое в результате воздействия травмирующего события (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D 0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%BC%D0%B0). Эти установки (убеждения) формируют край как «опыт неспособности что-либо делать, ограничений или препятствий в осуществлении чего-либо, в мышлении (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5), или в общении»[19] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-19).
Минделл классифицирует края на личные (границы личной самотождественности) и культуральные (общепринятые границы, предписанные «нормальным» позициям и поведению в данной культуре). Работа с психологическим миром клиента невозможна без знания культуры системы, в которой он живёт.
Так же края подразделяются на сильные и слабые. Слабый край — это край, который человек пересекает без большого труда, просто находя его неприятным, смущающим, или слегка пугающим.
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
25.10.2024, 23:30
Интеграция нового опыта из бессознательного (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D 1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5) в этом случае не предполагает большого психического напряжения и подъёма большого количества сопротивления первичного процесса (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D 0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D 1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7)). В отличие от этого, работа с сильным краем — это, как правило, работа с глубоко укоренившимися ядерными убеждениями, стоящими за хроническими симптомами, повторяющимися детскими сновидениями, уходом в зависимости (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F) и изменённые или экстремальные состояния сознания. Сильный край предполагает защиту самотождественности на уровне ощущения жизни и смерти (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C), полное отрицание каких-либо аспектов собственной психики (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BA%D0%B0) за пределами этого края.
Сильный край — это разновидность отсутствия восприятия чего бы то ни было по другую сторону края. Оно побуждает нас к самым диким и эксцентричным реакциям, которые только можно вообразить.
Тело сновидения
В своей первой книге Минделл определяет тело сновидения как «высокоэнергичное намерение поля, паттернированый опыт без определенной пространственной или временной размерности» (highly energetic field intensity, that is a patterned experience without definit spatial or temporal dimentions).
«На практике конкретная природа тела сновидения проявляется в зависимости от конкретных условий. Например, для спящего оно проявляет себя в образах сна… танцор переживает тело сновидения как творческий импульс, стоящий за движением, медитатор — как внутреннюю структуру тонкого тела со специфическими центрами… больной — как симптомы заболевания, а умирающий — как внетелесный опыт. Практическая работа с телом сновидения зависит от того, каким образом оно проявляется.»[20] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-20)
«Сновидящее тело — это термин для обозначения совокупной, многоканальной личности (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C). Часть вас, которая пытается расти и развиваться в этой жизни»[21] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-21).
Если мы работаем в процессуальном подходе с какой-то конкретной проблемой (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0), то должны быть готовы, что она может проявиться сразу несколькими из перечисленных способов. И с каким бы из этих проявлений мы ни работали, мы выйдем на общую тему, отражающую наиболее актуальный, близкий к осознанию материал из нашего бессознательного. Если, например, бессознательный материал проявляется через телесные симптомы, то «сновидящее тело обычно переживается как помеха реальному телу, и первоначально осознается в форме симптомов»[22] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-22).
Уровни сознания
В процессуально-ориентированном подходе Арнольд Минделл вводит понятие трёх уровней реальности: консенсусный уровень, сновидческий уровень и сущностный уровень, а также рассматривает взаимосвязь между ними.
Консенсусный уровень — (в русском переводе также употребляется как общепринятая, или обусловленная реальность) — это реальность (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1%82%D1%8C), в отношении которой в данной культуре существует молчаливое согласие, это общепринятое представление о том, что «реально»; то, что можно «объективно» наблюдать в терминах пространства, времени (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D 1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0 %BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%B2%D1%80%D0 %B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8), материи (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D1%84 %D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)) и энергии[23] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-23)
Сновидческий уровень (который Минделл иногда называет «Страной сновидений») представляет собой содержание личного и коллективного бессознательного и проявляет себя через «сновидящее тело». Субъективные переживания феноменов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD) консенсусного уровня и стоящие за ними энергии, их глубинный личностный смысл — имеют отношение к сновидческому уровню.
Сущностный уровень (который Минделл иногда называет «Сновидение») — это тенденция (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D 1%8F), предшествующая всем мыслям и ощущениям, которые можно четко выразить.
«Я буду использовать слово Сновидение с заглавной буквы „С“, имея в виду использование наших чувственных способностей для распознания возникновения опыта еще до того, как он сформируется… „Сновидение“ проявляется в повседневной жизни сперва в виде мимолетных несловесных ощущений, настроений и наитий. Позднее оно проявляется в виде устойчивых сигналов, идей и восприятий, а также снов и видений, которые можно выразить с помощью повседневного языка»[24] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-24).
Мировая работа и глубинная демократия
Мировая работа — это приложение процессуальной психологии в областях, связанных с социальными и групповыми проблемами, конфликтами и лидерством[25] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-25)
Мировая работа направлена на осознание более широкой картины и сострадание (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D 0%B8%D0%B5) ко всем сторонам конфликта[26] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-26). Процессуально-ориентированный подход предлагает позитивную модель конфликта — в нем конфликт рассматривается как возможность для роста; Минделл предполагает, что более эффективное решение личных конфликтов может привести к глобальным изменениям. Модель разрешения конфликта включает в себя определение сторон конфликта как ролей (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D 0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C) и экспериментирование конфликтующих сторон с выражением всех ролей, сменой ролей и так далее, до тех пор, пока не будет достигнуто большее взаимопонимание.[27] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-27) Конфликт рассматривается, как признак того, что по крайней мере одна точка зрения или опыт в группе не представлены должным образом, и процессная работа направлена на то, чтобы привести этих «призраков» к осознанию и диалогу.[28] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-28)
Эта работа базируется на идее глубинной демократии — «веры в неотъемлемую важность всех частей нас самих и всех точек зрения на окружающий мир». Она направлена на то, чтобы расширить представление о демократии, включив в него не только когнитивные (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5), рациональные точки зрения, но также эмоциональные переживания и интуицию: «Глубинная демократия приветствует внутренние голоса и использует разнообразие и существующие противоречия для доступа к субъективному опыту, более глубокому видению и ощутимым результатам»[7] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-автоссылка2-7)
«Глубинная демократия — это вневременное чувство общего сострадания ко всем живым существам. Это чувство ценности и важности целого, включая, в особенности, нашу личную реальность. Глубиннодемократичные люди ценят каждый орган своего тела, а также свои внутренние чувства, потребности, желания, мысли и мечты.»[29] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-29)
«Глубинная демократия была разработана как средство подхода к отношениям между индивидуальными, организационными и социальными трансформационными изменениями, которые поддерживают коллективное управление. Структура мировой работы Эми и Арнольда Минделла опирается на концепции относительности из физики… Центральной концепцией является рассмотрение субъективного внутреннего и наблюдаемого внешнего опыта как двух сторон одной медали.»[7] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-автоссылка2-7)
Мировая работа описана в таких книгах Минделла как «Сидя в огне»[30] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-30) и «Лидер как мастер единоборства»[31] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1 %81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8 F#cite_note-31).
Организации
Процессуально-ориентированная психология, представлена профессиональной организацией под названием Международная Ассоциация Процессуально-Ориентированной Психологии (IAPOP). Ассоциация выступает в качестве контролирующего органа по обучению, аккредитации и сертификации процессуально-ориентированных психологов во всем мире. Она признает более 25 учебных центров по всему миру, включая Великобританию, Австралию и Новую Зеландию, Польшу, Швейцарию, Словакию, Ирландию, Японию, Индию, Грецию, Израиль, Палестину, Россию, Украину и США. Первая обучающая организация была основана в Цюрихе в 1982 году и теперь известна как Институт Процессуальной Работы (Institut für Prozessarbeit IPA), аккредитованный учебный институт психотерапии в Швейцарии. Обучающая программа Исследовательского Общества Процессуально-Ориентированной Психологии в Великобритании (RSPOPUK) аккредитована Советом по Психотерапии Соединенного Королевства в рамках секции гуманистической и интегративной психотерапии. В США первый учебный центр был создан в 1989 году в Портленде, штат Орегон, теперь известный как Институт Процессуальной Работы (Process Work Institute). Та же в 2006 году был основан Институт Глубинной Демократии (Deep Democracy Institute), а в 2018 — Немецкий Институт Процессуальной Работы (Institut für Prozessarbeit Deutschland). В России обучение процесс-ориентированной психологии проводят несколько организаций, в том числе создан Международный Институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии (МИПОПП).
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
25.10.2024, 23:31
file:///F:/%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%94%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%AF/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0/Processwork-psy.pdf
https://www.b17.ru/article/134382/?ysclid=m2p4gi3mfm837485532
Введение в процессуальную психологию для клиентов
Статьи (https://www.b17.ru/article/) / Психологическое просвещение (https://www.b17.ru/article/?razdel_new=96)
От автора: Чтобы получать пользу от процессуальных консультаций, вам совсем не нужно знать теорию и как это устроено. Но если вы хотите больше понимать процессуальную кухню, короткая статья ниже для вас.
Process-oriented psychology — так звучит на английском оригинальное название этого подхода. В русском языке мы используем названия процессуальная психология, процессуально- или процесс-ориентированная психология, процессуальная работа. Это направление с конца 1970-х годов разрабатывает Арнольд Минделл (род. 1940 году), а в Россию метод попал благодаря Владимиру Майкову, который во время визита в Эсален в Калифорнии в 90-х годах был так впечатлён работой Арнольда и его жены и партнёра Эми, что решил привезти их в Россию. Кстати, в апреле 2019 года они в очередной раз посетят Россию с двухдневным семинаром, что большая удача — дедушке Минделлу уже 78 лет.
Так как это краткое введение для клиентов, то я не буду подробно останавливаться на деталях жизни Арнольда Минделла и начале зарождения процессуального подхода. Скажу лишь, что корни процессуальной работы лежат в юнгианском психоанализе и работе со сновидениями, в шаманизме австралийских аборигенов и др. традиционных культур, а также в даосизме и идеях квантовой физики. Минделл проходил анализ и учился в Цюрихе в Институте К.Г. Юнга, ездил по миру, болел, лечился у шаманов, работал с клиентами, и постепенно стал разрабатывать свой стиль работы, который позднее получил название «процессуально-ориентированная психология».
Эми Минделл в своей статье об эволюции процессуального подхода выделяет три больших волны в развитии метода:
— с конца 1970-х до 2000-х, когда появились представления о сновидящем теле, о связи снов и телесных симптомов, о двух уровнях реальности (общепринятой и сновидческой), первичном и вторичном процессах;
— с начала 1990-х до 2008, тогда родились представления о сущностном (недуальном) уровне сознания, флиртах, нелокальности, появилась концепция глубинной демократии для работы с группами;
— с 2008 года: вектора, большое U, чувство Земли, процессуальный ум, метакоммуникатор, энергии X и u, пространственно-временное сновидение, первый и второй тренинг.
Как видите, здесь очень много интересного, что можно исследовать. Больше вы можете найти в книгах, видео, с теорией и практикой процессуальной работы можно познакомиться на сертификационных и дипломных обучающих программах.
Здесь же я хочу дать самые основы, которые помогут вам понимать, что происходит, когда вы работаете со мной или другим процессуальным терапевтом, хотя эти идеи текучи и могут не выдерживаться в отдельных случаях.
Две основные концепции, которые вам помогут лучше понимать процессуальную работу, это представления о трёх уровнях сознания и о структуре процесса.
Начнём с трёх уровней сознания
Первый уровень — общепринятая, или консенсусная, реальность (англ. consensus reality). Это весь опыт, который мы определяем как реальный, общепринятый в этом обществе или культуре. Например, когда вы приходите ко мне с трудностями в отношениях, аэрофобией или телесным симптомом, вы описываете их с точки зрения консенсусной западной реальности — есть вы и есть проблема, плюс и минус. Проблема так-то на вас влияет, приносит вот такой дискомфорт, врач, если это телесный симптом, ставит такой-то диагноз и предлагает такое-то лечение.
На этом уровне явления обычно строго дуальны — мы точно определяем одно как положительное, другое как отрицательное, стремимся к первому и избегаем второго.
Уровень сновидения (англ. dreamland) — уровень субъективного переживания, который лежит за гранью общепринятой реальности. Это более тонкий опыт, с которым мы встречаемся не только ночью, когда видим сны, но и днём.
Например, у вас болит желудок. На уровне общепринятой реальности доктор скажет, что это функциональная диспепсия или гастроэзофагит или поставит ещё какой-то диагноз. А на уровне сновидения вы можете обнаружить, что этот дискомфорт переживается как извергающийся вулкан, который собирается сжечь все препятствия на своём пути (и даже покажете движение руками, как вулкан это сделает).
Уровень сновидения также содержит дуальные полярности, но в более стёртой и текучей форме. И мы можем получать к полярностям доступ. В примере с больным желудком на уровне сновидения вы можете обнаружить что вулкану противостоит какая-то ваша более привычная мягкая и стеснительная часть, больше похожая на поляну с цветами, которая не привыкла так горячо и яростно проявлять себя. Эта склонность быть мягкой приводит к подавлению горячей силы, которая тоже является вашей. И если вы не замечаете её чувственно, не замечаете её в своих снах, то она поднимается на уровень выше и проявляется как телесный симптом, который вы уже не можете игнорировать.
https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1551606774_92642.jpg
Три уровня сознания, А. МинделлТаким образом мы добираемся до послания симптома — в данном случае он говорит что-то типа «проявись горячо!». Симптом становится союзником, у которого есть очень точный совет по поводу ваших отношений. Когда вы понимаете послание симптома и интегрируете его сновидческую энергию, привнося её в жизнь на уровне консенсусной реальности, он может заметно облегчиться или совсем пропасть.
Итак, если вы обращаетесь ко мне с запросом, то обычно мы пробуем исследовать, какой конфликт на сновидческом уровне создаёт вашу проблему. Мы рисуем полярности, которые участвуют в конфликте, даём им пространство и возможность выразить себя.
Но иногда это не так просто. Иногда решение на сновидческом уровне не находится или не существует. И тогда мы пробуем последовать за этой невозможностью и погрузиться глубже, на третий уровень сознания, который Минделл называет уровнем основы. Основа, или сущность, это то пространство, из которого возникают и в котором разворачиваются сновидческие тенденции, проявляясь впоследствии на уровне реальности. Это земля, из которой растёт сновидение. Это Дао, которое нельзя описать. Также Минделл говорит об этом уровне как нашем глубочайшем процессуальном уме, как о создателе сновидений. Переживание уровня основы трудно описать словами, чаще его можно выразить движением или звучанием.
В отличие от первых двух уровней это пространство недуально. Из контакта с уровнем основы может возникнуть спонтанное естественное решение для тех дуальностей, которые трудно разрешить на уровнях сновидения и консенсусной реальности. Можно пофантазировать, что в примере с болью в желудке движение на уровень основы позволило бы вам осознать себя как обширное пространство, для которого проявлять силу — это нормально, как и быть поляной с цветами. Послание уровня основы — про текучесть и изменчивость, про доступ к разным энергиям и способам проявляться.
Структура процесса
Теперь схема трёх уровней сознания поможет нам более чётко понять то, что происходит на консультации у процессуального терапевта — структуру процесса. Структура включает первичный процесс, вторичный процесс и край.
То состояние, которое для вас более привычно, Минделл называет первичным процессом. В примере с желудком первичный процесс клиента можно описать, например, как «быть подавленным и расстроенным своей болью».
Вторичный процесс — это также ваше состояние, но менее для вас привычное, даже немного тайное. Оно проявляется в ваших телесных симптомах, снах, двойных сигналах, в некоторых отношениях или фазах отношений. В примере с желудком вторичный процесс клиента — быть сильным и проявленным, как извергающийся вулкан. Или, если мы пошли дальше и получили доступ к уровню основы, то вторичный процесс можно описать как «быть обширным пространством, в котором есть место и вулканам, и полянам с цветами».
https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1551606799_92642.jpg
Структура процесса: первичный процесс, вторичный процесс, крайЧем глубже вторичный процесс, тем лучше? Не всегда. Например, может быть, что самое лучшее на сегодня для клиента — две минуты побыть вулканом, а потом месяц с этим состоянием осваиваться. Для него большим открытием станет вообще возможность быть таким. А может быть иначе — у клиента есть доступ и к состоянию вулкану, и к поляне с цветами, но он никак не может соединить их в дневной жизни, получая доступ к одному из них только с помощью алкоголя. И, возможно, процесс развернётся в уровень основы, туда, где эти две полярности интегрированы (или, вернее, ещё не разделились).
Край — это то, что разделяет первичный и вторичный процесс. Края делят нас на более привычных и менее. Как это получается? Например, мы можем узнать, что у клиента с болью в желудке папа по своей энергии был похож на тот вулкан. Клиент видел, как страдала от этого мама, и иногда ему было действительно страшно. С тех пор у него появился край на то, чтобы горячо проявляться, ведь так можно сделать кому-то больно.
Общая идея процессуального подхода заключается в том, что мы не тянем клиента через край. Когда клиент готов, он сам через него переходит, это происходит естественно и на энергии клиента, а не терапевта. Минделл шутя объясняет это тем, что он слишком ленив, чтобы тащить клиента через край, но, скорее, так мы избегаем ситуации причинения добра. Никто не знает лучше клиента, нужно ли ему переходить через край или нет. Вернее, никто не знает лучше процессуального ума — глубинной мудрой части клиента, в пространстве которой разворачивается процесс.
Собственно, поэтому это направление и называется процессуальной психологией, так как мы следуем за процессом, каким бы он ни был и как бы ни разворачивался, несмотря на все наши идеи, концепции и психологическую мудрость. Иногда говорят, что задача терапевта — не мешать клиенту, и это самое сложное.
Итак, вот что происходит на консультации: вместе с клиентом мы осознаём его первичный и вторичный процессы и пробуем двигаться из первого во второй. На этом пути мы можем встретиться с краем и пройти или не пройти через него. Мы можем двигаться от одной полярности к другой, исследуя их, предлагая им пообщаться. Мы даём место краевым фигурам и пробуем услышать их послание.
https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1551606809_92642.gif
Шаги процессаЭто движение можно схематично представить в виде шагов начиная от прояснения полярностей на уровне общепринятой реальности (шаг 1) и заканчивая привнесением опыта основы в жизнь (шаг 9).
В итоге ваша осознанность расширяется от ограниченной части в консенсусной реальности до контакта со всем спектром сознания.
https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1551606821_92642.jpg
Рост осознанностиНадеюсь, этот небольшой обзор помог вам лучше понять, как работает процессуальный подход и что происходит на консультациях. Если вы захотите узнать о методе больше, то хорошим введением является книга «Вскачь задом наперёд» — это запись семинара, который проводили Арнольд и Эми Минделл в Эсалене. Если вы хотите больше узнать об уровне основы как своём глубочайшем процессуальном уме, обратитесь к книгам «Процессуальный ум» и «Ученик создателя сновидений» с большим числом техник и упражнений.
Наконец, вот некоторые направления процессуальной работы:
— телесные симптомы, сны, личные отношения,
— зависимости, травмы, депрессии, панические атаки, потеря души,
— глубинные стили лидерства, призвания, работа с критикой, публичные выступления,
— кома, умирание, экстремальные состояния сознания и психотические расстройства,
— конфликты в группах до нескольких тысяч человек (используется «мировая работа» и метод открытых форумов),
— творчество, движение, телесность,
— и др.
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
25.10.2024, 23:47
https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/670/55670742_Kray_2.jpg
https://royallib.com/zip_emu/br/354/354865/i_007.png
https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/k/KHjf3Um8tZXYRrhQwqLSVzIGlTdWy92OuiNnA1sokE/slide-8.jpg
https://skazka-arkhyz.ru/wp-content/uploads/a/4/9/a49720b70f4a5518595b9ab39b270c7d.gif
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5234524/pub_62026d19eab89631dba773ae_620272be8abc6e2904c48 73b/scale_1200https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5234524/pub_62026d19eab89631dba773ae_620272be8abc6e2904c48 73b/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1591494/pub_5e1374503d5f6900b6bfb104_5e1374550ce57b00acf13 76a/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1637352/pub_64f70e909635437878a67d7e_64f70f037365ef18dcb4d 5f6/scale_1200
https://sun9-67.userapi.com/impf/c850632/v850632962/3370/cwe1UYD8Qro.jpg?size=604x410&quality=96&sign=1e7a8699c7897b3f3e108898b48a741f&type=album
http://wayofheart.ru/wp-content/uploads/2017/07/vnutrennie-konflikty-i-treugolnik-processualnoj-psixoterapii-2.jpg
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3680683/pub_60532f1a02cae334c82f0300_605331ed29a80b6fd22dd f8e/scale_1200
https://royallib.com/zip_emu/br/361/361507/i_002.jpg
https://econet.kz/uploads/pictures/430881/content_realnost2_1.png
https://itexts.net/files/online_html/137993/i_078.jpg
https://itexts.net/files/online_html/137993/i_050.jpg
https://present5.com/presentation/1/23070960_449118714.pdf-img/23070960_449118714.pdf-14.jpg
https://itexts.net/files/online_html/137993/i_076.jpg
https://sun1-90.userapi.com/c851228/v851228384/1aee2e/m9hLIJT9qas.jpg
vBulletin® v3.7.3, Copyright ©2000-2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot