PDA

Просмотр полной версии : Что такое Личность? СубЛичности в ней.


hunter
09.07.2006, 21:32
Личность. Тот, кто усвоил основные жизненные уроки и хорошо знает свои сильные стороны.
Человек, имеющий твердую жизненную позицию и знающий, как относиться к тем или иным жизненным ситуациям.Тот, кто уже не ищет себя в хаотичном переборе, а идет четко выбранным курсом, не сбиваясь на крики и гомон окрест. Человек, нашедший ответы на основные жизненные вопросы. Кто ты, зачем ты существуешь, каковы твои цели в жизни.
С одной стороны, такая жесткость и закостенелость кажется неправильной. Но с другой стороны, для того, чтобы выйти за грани жестких форм, сначала нужно эти жесткие формы увидеть и создать. Так и для того, чтобы выйти за пределы личности, нужно сначала эту личность увидеть в себе в предельно жесткой форме.
А так и получается, что пока остаются не до конца проработанные аспекты формирования системы представлений, в какой-то момент на них и застреваешь, поскольку пройти их можно, лишь от них оттолкнувшись, а они отсутствуют..

Так что это важный момент.
1. Формирование личности - это осознание себя в качестве центра вселенной, последней инстанции, уверенность в себе, наличие своего мнения, отсутствие авторитетов, абсолютная невнушаемость, самостоятельность в принятии важных решений,

Какие аспекты, кроме состояния исследовательского поиска можно со стороны увидеть как указатели на отсутствие личности?
Человек, не являющийся профессионалом в какой-то сфере, но лезущий в нее и реально выглядящий там профаном - соответственно не Личность в тот момент, а профессионал в свое профессиональной зоне - Личность?
Можно тогда еще упростить. Личность - очевидно сильный человек, вызывающий уважение.
Личность связана с Силой?

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
10.07.2006, 00:12
Небольшие коррекции понятым определениям и свойствам

Личность. Тот, кто усвоил основные жизненные уроки и хорошо знает свои сильные стороны.

не усвоил уроки, а реализовал программы обособления себя в социуме, выделения и утверждения, зная что своё и что не своё.

У-РОКи постигаются при О-Со-Знанном отношении, и Сила и Слабость О-Со-Знаётся тоже.
А это, чаще всего, лишь при уже дёрганиях дальше второй фазы.


Человек, имеющий твердую жизненную позицию и знающий, как относиться к тем или иным жизненным ситуациям.Тот, кто уже не ищет себя в хаотичном переборе, а идет четко выбранным курсом, не сбиваясь на крики и гомон окрест. Человек, нашедший ответы на основные жизненные вопросы. Кто ты, зачем ты существуешь, каковы твои цели в жизни.

Не Знает, а знает - рефлекс, программа работает за него, а Со-Знание спит МЁРТВЫМ сном, как правило.
Не на Жизненные вопросы ответы, а рефлексы в вопросах прагматики и отдыха, суета деловая, лишь бы не успеть задуматься об ИНОМ.


1. Формирование личности - это осознание себя в качестве центра вселенной, последней инстанции, уверенность в себе, наличие своего мнения, отсутствие авторитетов, абсолютная невнушаемость, самостоятельность в принятии важных решений,

авторитеты есть как раз, но лишь те, кто такие же программы несут и опытнее.
ВСЕГДА есть прототипы программ старше, и те, кого нужно программировать на то же.
Но остальное, да, ИГНОРИРУЕТСЯ.


Какие аспекты, кроме состояния исследовательского поиска можно со стороны увидеть как указатели на отсутствие личности?

состояние исследовательского поиска - первая и третья фазы.
вторая, личность - утверждает себя, свои представления жёстко и во всех направлениях.


Человек, не являющийся профессионалом в какой-то сфере, но лезущий в нее и реально выглядящий там профаном - соответственно не Личность в тот момент, а профессионал в свое профессиональной зоне - Личность?
Можно тогда еще упростить. Личность - очевидно сильный человек, вызывающий уважение.
Личность связана с Силой?

Он может быть не профи, но это его зона, и он там быстро реализуется, и сразу видно ... личность, схватывает.
В другой зоне, не схватывает, но не комплексует, а чётко себя держит в своём ключе, чего комплексовать то, он знает, что ОН может, а это не его и незачем,..

Просто профи может НЕ БЫТЬ личностью, имея лишь ролевую личность в данном деле.

Но, личность - сила в своём, игнорируящая не своё, а поэтому, и не имеющая слабостей якобы.

Я всё показал в контексте НЕ О-Со-Знанного развития личности.

Drakosha
10.07.2006, 13:44
Я всё показал в контексте НЕ О-Со-Знанного развития личности.

Так в чём же ключевое отличие О-Со-Знанной Личности от неО-Со-Знанной? Кроме, собственно, О-Со-Знанности. Есть какие-то внешние признаки, позволяющие при взгляде со стороны сказать - это вот Личность О-Со-Знанная, это неО-Со-Знанная, а это вообще не Личность?


Просто профи может НЕ БЫТЬ личностью, имея лишь ролевую личность в данном деле.

И снова здорОво... :(
Что понимается под Ролевой личностью, не являющейся Личностью?


не усвоил уроки, а реализовал программы обособления себя в социуме, выделения и утверждения, зная что своё и что не своё.

У-РОКи постигаются при О-Со-Знанном отношении, и Сила и Слабость О-Со-Знаётся тоже.
А это, чаще всего, лишь при уже дёрганиях дальше второй фазы.

Значит ли это, что О-Со-Знанно проходить 1-ю и 2-ю фазы, можно лишь проскочив через них галопом, кое как, и начав дёргаться в третью?

И как следствие, получается, что в О-Со-Знанном варианте реализовать первую и вторую фазы можно лишь имея проблески О-Со-Знания третьей фазы.


состояние исследовательского поиска - первая и третья фазы.
вторая, личность - утверждает себя, свои представления жёстко и во всех направлениях.

Фраза "утверждение во всех направлениях" звучит довольно экстравертно. Обязательно ли для Личности именно утверждение вовне, или достаточно интровертной упёртости, непокобелимости в своих взглядах? Это к вопросу о проявлении Личностном. И в чём отличие психотипической упёртости (Габенской, например, или жёсткости ЛСП у Рационалов) от проявления утверждающейся личности?

Вообще, утверждение личности - выглядит больше как переход от РЭ к РИ фазе, что-то вроде процесса застывания бетона, тогда как Утвердившаяся личность - бетон уже застывший, монолит, который не свернуть и не подвинуть...


Личность связана с Силой?
У Личности должна быть сила, чтобы отстаивать себя. И думается что от величины этой силы будет зависеть и проявление личности. Я хочу сказать, что человек с низким уровнем личной силы даже находясь глубоко в РИ фазе может не выглядеть Личностью, если сравнивать его с другим человеком, у которого Личной силы больше...?

Или, скорее не так...

Скорее человек в РИ будет выглядть личностью в любом случае, вне зависимости от величины ЛС. А от величины ЛС будет зависеть насколько сильна будет эта личность, и насколько сложно её сломать. По той же аналогии - застывший бетон, он и есть застывший бетон - в любом случае жёсткий, но в зависимости от марки, он может быть более или менее прочным.

hunter
10.07.2006, 23:52
Не Знает, а знает - рефлекс, программа работает за него, а Со-Знание спит МЁРТВЫМ сном, как правило.
Не на Жизненные вопросы ответы, а рефлексы в вопросах прагматики и отдыха, суета деловая, лишь бы не успеть задуматься об ИНОМ.

Формирование Личности - обязательный этап Развития, необходимый фундамент. Не может быть Осознанности без Личности. Программы есть у всех, и у каждого есть та или иная зона комфорта, Своя зона. У кого-то больше, у кого-то меньше, но есть у каждого. Так где и в какой момент происходит возникновение Личности - или это переход количества реализованных программ в качество?




состояние исследовательского поиска - первая и третья фазы.
вторая, личность - утверждает себя, свои представления жёстко и во всех направлениях.



С этими фазами не все до конца понятно. Прости, я не полностью прочел твои книги, спрашиваю потому.
Как мне кажется, вторая фаза не может быть пройдена, пока не закрыта предыдущая - первая.


Дракоша: У Личности должна быть сила, чтобы отстаивать себя. И думается что от величины этой силы будет зависеть и проявление личности. Я хочу сказать, что человек с низким уровнем личной силы даже находясь глубоко в РИ фазе может не выглядеть Личностью, если сравнивать его с другим человеком, у которого Личной силы больше...?

А что такое <величина личной силы>?
Что-то типа уровня жизненной энергии?

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.07.2006, 17:09
1 Именно О-Со-Знанностью ... Открытостью и Целостностью, даже, при действии больше в контексте непроработанных программ.
Цели несколько другие, посвящение действия другому.
2 Не путай Ролевой Личностный Комплекс, с которым рождается КАЖДЫЙ и который, будучи проявленным и есть Личность, и роли, принимаемые "снаружи". Ребёнок много ролей принимает, но это не он - не его личность пока. "Плохой" "взрослый" может весьма заиграться в чужих ролях, причём весьма профессионально внешне с растущим чувством неудовлетворения внутри, ибо не его Личность.
3 Намерение и АВ Живут по Себе, по некоему колебанию Духа внутри ...
Если Дух спит, а он спит, чаще всего, то, до конца второй фазы ВСЁ детерминировано влачится.
Если Дух проснулся, то проснулся, оказавшись НАД первыми двумя фазами, и О-Со-Знанно старается и с ними работать.
4 КАЖДЫЙ ПсихоТип утверждается по своему. Утверждение здесь используется не в смысле подростковой петушистости, а в смысле несения себя по миру как зрелую личность, знающую что и как.
5 Личная Сила лишь определяет масштаб личной деятельности, средства, используемые ею.


1 Личностью в этом смысле обладает КАЖДЫЙ от рождения, чтобы приподняться НАД нею в О-Со-Знанность.
Зрелость проявленности личности может отставать, что будет уменьшать и способности О-Со-Знанности, побуждая её дорабатывать и зрелость личности.
2 Полноценно не может быть пройдена, а вообще, может.
Возрастные особенности, к тому же, включаются.
С 20 до 40 ВСЕ начинают проявляться как зрелые личности, даже, если не овладели ею.
3 Про Личную Силу тоже мог прочитать у Меня. Это технический термин, обозначающий пройденность ступеней, каким потенциалом ЦНД Овладел, средствами каких "тел" уже владеешь Легко.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
08.12.2007, 21:44
Для начала о субличностях - вариант:
http://www.wholeworld.ru/article2_1.php

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
12.01.2008, 19:21
http://www.solium.ru/forum/showthread.php?p=21694#post21694

интересно про личность:

Личность это пакет воспоминаний.
Если кто- то не согласен с этим то пусть этот кто- то обратит внимание на новорождённых младенцев чья память пуста и вследствии этой пустоты памяти новорождённые младенци не обладают личностью, но в процессе жизни память заполняеться воспоминаниями и в итоге появляеться и развиваеться личность.
А также пусть этот кто- то обратит внимание на различных маугли, то есть ,,людей,, выращенных различными животными,- память этих ,,людей,, оказалась заполненной воспоминаниями не относящимися к человеческой личности и в итоге эти ,,люди,, являються людьми только биологически, но отнюдь не являються людьми личностно, а также пусть этот кто- то обратит внимание на больных находящихся на конечной стадии болезни Альцгеймера, то есть ,,людей,, с полностью разрушенной памятью.
Полагаю после этих примеров все возражения которые хотел сделать этот кто- то отпадут сами.
Память представляет из себя 5-ти ступенчатый процесс;
1) запись(запоминание).
2) структурирование.
3) хранение.
4) стирание(забывание).
5) воспроизведение(вспоминание).
Стёртые(забытые) воспоминания стираються(забываються) не до конца и вследствии этого поддаються воспроизведению(вспоминанию), что прекрасно подтверждаеться различными мнемотехниками, регрессивным гипнозом и различными психофармакологическими препаратами активизирующими способность к воспроизведению(вспоминанию) стёртых(забытых) воспоминаний.
По сути память можно назвать формой существования воспоминаний, а воспоминания можно назвать содержанием памяти.
Также я решил привести сюда технологию волевого вспоминания(мнеморегрессию).
Людям практикующим мнеморегрессию сеансы волевого вспоминания необходимо начинать не с тех воспоминаний которые они плохо помнят, а с самых ярких своих воспоминаний, люди практикующие мнеморегрессию должны выбирать и уточнять в первую очередь самые яркие свои воспоминания.
Если забытые воспоминания всплывут сразу то хорошо, если временно забытые воспоминания не будут всплывать то тоже ничего страшного ибо как только мнеморегрессия активизирует способность к волевому вспоминанию так сразу же различные воспоминания буквально хлынут неудержимым потоком.
Это может произойти через неделю использования мнеморегрессии или через месяц использования мнеморегрессии, но вне всяких сомнений это произойдёт обязательно и произойдёт это вскорости после начала использования мнеморегрессии и произойдёт это внезапно, то есть во время одного из сеансов мнеморегрессии или во время какого либо другого занятия произойдёт то, что я именую взрывом памяти, то есть одновременным вспоминанием сразу очень многих однотемных или разнотемных воспоминаний и после этого события процесс дальнейшего развития способности к волевому вспоминанию примет необратимый характер.
Во время сеансов мнеморегрессии погружаться в воспоминания нужно очень глубоко, то есть нужно вспоминать не только различные события, но и свои мысли во время этих событий и свои эмоции во время этих событий и свои ощущения во время этих событий.
Можно сказать, что мнеморегрессия являеться технологией трансформации воспоминаний.
Воспоминания деляться на яркие воспоминания, обычные воспоминания и забытые воспоминания, технология волевого вспоминания представляет из себя технологию трансформации забытых воспоминаний в обычные воспоминания, а обычных воспоминаний в яркие воспоминания, то есть когда человек практикующий мнеморегрессию занимаеться уточнением ярких воспоминаний он заряжает этой яркостью обычные воспоминания связанные с уточняемыми яркими воспоминаниями и вследствии этого обычные воспоминания связанные с уточняемыми яркими воспоминаниями сами становяться яркими воспоминаниями, а забытые воспоминания связанные с обычными воспоминаниями которые стали яркими воспоминаниями вследствии этого становяться обычными воспоминаниями.
Приступаю к изложению выводов;
1) где храниться информация полученная в процессе жизнедеятельности? В памяти.
2) где храниться жизненный опыт? В памяти.
3) где храняться многочисленные знания и умения? В памяти.
4) где храниться информация об обучении и информация о многих пробах и ошибках? В памяти.
5) где храниться информация о свойствах предметного окружения? В памяти. Где храниться информация о разнообразных ассоциативных и логических связях и схемах? В памяти.
6) где храниться пакет определённых установок, жизненных принципов.и.т.д.? В памяти.
7) как называеться информация хранящаяся в памяти? Какой статус имеет информация хранящаясяся в памяти? Информация хранящаяся в памяти называеться воспоминаниями. Информация хранящаяся в памяти имеет статус воспоминаний.
8) из всего вышеизложенного следует то, что человеческая личность являеться комплексом памяти и воспоминаний.
9) можно сказать, что память являеться оболочкой воспоминаний, а воспоминания являються содержимым памяти, а вместе память и воспоминания являються человеческой личностью.
10) подсознание это забытые воспоминания которые можно вспомнить с помощью технологии трансформации воспоминаний.
Личность это пакет воспоминаний хранящийся в памяти, то есть не память являеться личностью, а пакет воспоминаний хранящийся в памяти являеться личностью.
То есть память это оболочка пакета воспоминаний, а пакет воспоминаний это содержимое памяти.
Насчёт умения человека мыслить определённым образом и того, что именно это умение отличает человека от животного,- именно так, но где содержиться это умение мыслить определённым образом? В памяти. А как именуеться любая информация которая содержиться в памяти? Воспоминаниями.
А поскольку умение мыслить определённым образом содержиться в памяти то умение мыслить определённым образом являеться воспоминаниями.
Да вы сами посудите,- скажем новорождённые младенци не обладают пакетами воспоминаний и вследствии этого не обладают личностями, в том числе не обладают умением мыслить определённым образом, но в процессе жизни их память заполняеться воспоминаниями, они получают пакеты воспоминаний и вследствии этого обретают личности в том числе умение мыслить определённым образом.
Или возьмите различные маугли, они обрели пакеты не человеческих, а животных воспоминаний и вследствии этого людьми они являються чисто биологически, а вот личностно они являються животными.
Или возьмите больных болезнью Альцгеймера на конечной стадии этого заболевания, их память оказалась разрушена вследствии чего оказались разрушеными ихние пакеты воспоминаний и в итоге мы получаем аналоги новорождённых младенцев.
И примеров таких можно привести очень много.
Кстати, среди простого народа уже очень давно подметили тот факт, что память являеться оболочкой пакета воспоминаний, а пакет воспоминаний являеться содержимым памяти.
Об этом свидетельствуют поговорки вроде;
1) у него крепкая память(говориться о человеке с качественной оболочкой памяти).
2) у него дырявай память(говориться о человеке с дефективной оболочкой памяти).
Пакет воспоминаний делиться на три подпакета, а именно;
1) яркие воспоминания.
2) обычные воспоминания.
3) забытые воспоминания.
Также воспоминания содержащиеся в этих подпакетах воспоминаний деляться на личные воспоминания(автобиографические воспоминания) и безличные воспоминания(знания).
Все воспоминания необходимо сделать яркими.
Тем более, что пакет воспоминаний это не рюкзак с центнером камней который нужно носить на себе, пакет воспоминаний это личность и по этому чем больше воспоминаний содержиться в пакете воспоминаний и чем ярче эти воспоминания тем незауряднее личность.
Подумайте о том почему даже люди с гипермнезией(аномальное усиление памяти) не могут вспомнить себя в младенческом возрасте и не могут вспомнить момент своего рождения, а ведь момент рождения это совершенно грандиозное событие в жизни каждого человека, а вспомнить этот момент не получаеться, а почему не получаеться? А не получаеться потому, что на момент рождения пакет воспоминаний практически пуст и по этому новорождённый младенец не может себя осознавать ибо самоосознание невозможно без того, чтобы помнить себя, пусть отрывочно, не качественно, смутно, но помнить себя, а вот новорождённый младенец не может помнить себя ибо ему нечего помнить ибо его пакет воспоминаний практически пуст и именно потому, что новорождённый младенец не может помнить себя новорождённый младенец и осознавать себя не может.
Многие убеждены в том, что в самой своей основе процесс функционирование личности не допускает осознанных изменений, что осознанные изменения процесса функционирования личности подобны тушению огня бензином.
Должен сказать, что это в корне не верно, а именно,- не допускает методами современной ущербной психологии и именно по этому я и создал собственную психологию воспоминаний, первоначально я создал её для себя и под себя, а именно,- первоначально появилась технология трансформации воспоминаний(мнеморегрессия) и появилась она когда я был ребёнком, я тогда ещё не знал таких слов и словосочетаний как трансформация воспоминаний и мнеморегрессия и называл это прогулками внутри своей головы.
В процессе этих прогулок я полностью терял связи с реальностью и уже тогда овладел тем, что я сейчас именую ассоциативными взрывами.
Ловите моё размышление на эту тему из моей личной переписки.
В случае моей мнеморегрессии ассоциативные цепи используються во всю(когда ты уточняешь яркие воспоминания и таким образом заряжаешь этой яркостью обычные воспоминания и забытые воспоминания связанные с уточняемыми яркими воспоминаниями) в это время происходит форменный ассоциативный взрыв, ощущения просто потрясающие, ты как будто не то, что раздваиваешься, а разсотняешься, а то и растысячеряешься и после такого ассоциативного взрыва воспоминаний человек уже никогда не становиться прежним, он/она просто не могут стать прежними даже если очень этого захотят и не могут остановиться в использовании мнеморегрессии, то есть после этого не человек использует мнеморегрессию, а мнеморегрессия использует человека и показывает ему(человеку) такие горизонты которые он даже и представить себе не мог.
Насчёт негативных и позитивных переживаний? Они суть одно и тоже, понимаешь негатив это всего лишь обратная сторона позитива, а позитив это всего лишь обратная сторона негатива и именно по этому необходимо не устранять негатив чем занимаеться современная психология, а учить человека управлять негативом при помощи связывания негатива с позитивом и подчинения всех этих связей мнеморегрессии.
А также уже тогда я овладел множественными воспоминаниями(процесс когда находясь в своём воспоминании ты вспоминаешь то воспоминание которое ты вспоминал когда это твоё воспоминание ещё не было воспоминанием.и.т.д. в таком роде).

фразеомант
26.03.2009, 02:16
Субъективность представима следующей схемой.
Схема субъективности:
В <-> П <-> М
Где:
В - восприятие.
П - память.
М - мышление.
<-> - связи между ними.
Как видно из этой схемы память является системообразующим фактором субъективности ибо в отличии от восприятия и мышления которые связаны друг с другом опосредованно(посредством памяти), память напрямую связана и с восприятием и с мышлением.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать закономерный вывод о том что если мы хотим изменить субъективность то начинать желательно с изменения памяти ибо изменив память мы практически одновременно изменим и восприятие и мышление ибо память связана с ними напрямую.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
29.08.2013, 17:52
РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭРИК БЕРН
С самых первых месяцев ребенка учат не только что делать, но и также что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. А кроме того, ему говорят, быть ли ему победителем или проигравшим, и как кончится его жизнь. Все эти инструкции запрограммированы в его уме и его мозге так же прочно, как если бы они были перфокартами, заложенными в память компьютера.
В более поздние годы то, о чем он думает как о своей независимости или своей автономии, является просто свободой выбирать определенные карточки, но по большей части на них остаются те же самые отверстия, которые были нанесены на них вначале. Некоторые люди получают оживляющее чувство свободы, восставая, что обычно означает одно из двух:
1) либо они вытаскивают пачку карточек, напечатанных в раннем детстве, которую они еще не использовали никогда раньше
2) либо они переворачивают некоторые карточки наоборот и делают противоположное тому, о чем они говорят.

. Часто это просто сводится к следованию инструкции на особой карточке, которая гласит: «Когда тебе стукнет 18 (или 40), воспользуйся этой новой пачкой карточек, или переверни следующие карточки задом наперед». Другой тип восстания следует инструкции: «Когда тебе стукнет 18 (или 40), выбрось подальше все карточки из серии А и оставь вакуум». Тогда этот вакуум должен быть заполнен так быстро, как только возможно новыми мгновенными программами, которые можно получить из наркотиков или от революционного лидера. Так, в своих стараниях избежать превращения в пустоголовых или яйцеголовых, эти люди кончают тем, что становятся кисло-головыми или злобно-головыми.
В любом случае каждый человек послушно кончает в возрасте пяти или шести – да, кончает в возрасте пяти или шести – свой сценарий или жизненный план, в большей части продиктованный его родителями. Он говорит ему, как он будет проводить свою жизнь, и как он закончит ее, победитель, не победитель, или проигравший. Будет ли это в большой комнате в окружении любимых людей, или на кровати, затолканной в коридор городского госпиталя, или упадет как подстреленная птица в холодную неспокойную воду пролива Золотые ворота? В пять или шесть он не знает всего этого, но он знает о побеждающих львах и пустынных коридорах и мертвой рыбе в холодной воде. И он также знает достаточно, чтобы входить первым или вторым, как его отец или папочка, или входить последним как его дед, Это свободная страна, но не пяль глаза. У нас свобода слова, поэтому слушай меня. Если ты не будешь осторожным сам, никто не будет осторожным за тебя, но (а) нет, нет, не пачкай и не трогай, или (б) или (с) ты собираешься вырасти вором или кем?

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
21.09.2015, 20:41
Эго, Персона и Тень: 3 увлекательных психологических факта о том, кто прячется в вашей голове Подписаться

Попробуйте спросить себя: «Кто я в отрыве от своей социальной и семейной роли? В чём состоит моя индивидуальность? Или я — всего лишь набор стандартных моделей поведения, которые мне навязало общество?» Это очень, очень тяжёлые вопросы, от которых люди бегут, как тараканы от дихлофоса. Поделиться21
Твитнуть17
12

3

http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2015/08/1136-730x485.jpg
В общем, давайте уже наконец потихоньку разбираться в себе.
Итак, в психике человека существуют ряд любопытнейших архетипических структур.
Сегодня мы поговорим о трёх из них — об Эго, Персоне и Тени.
1. Эго

Что такое Эго, думаю, никому объяснять не надо. Это центр нашей сознательной психики, наше неповторимое «Я». Это герой-одиночка, который создан для того, чтобы денно и нощно сражаться за нашу индивидуальность. Сражаться со страхами и неврозами, с животными инстинктами, с давлением общества, с влиянием СМИ, с попытками окружающих подавить и изменить нас.
Эго чаще всего предаёт свою индивидуальность ради того, чтобы стать стандартным винтиком в общественной системе

Эго — как одинокий персонаж на последнем уровне компьютерной игры, где монстры неумолимо прут ТЫСЯЧАМИ. И этот неравный бой выдерживают далеко не все. А точнее — почти никто. Большинство выбирают простой и лёгкий путь — меняют свою индивидуальность на стандартную социальную роль. Золото на стекляшки.
Образно говоря, вместо того, чтобы сражаться с драконами, Эго прикидывается мячиком, в который эти драконы будут играть как им вздумается. Ведь так спокойнее, правда? Как все сходил на работу, потом как все посмотрел сериалы, как все поиграл в «Мафию» на выходных, как все съездил в Анталию летом. Так и жизнь прошла, можно спокойно ложиться в гроб.
Иными словами, Эго чаще всего ПРЕДАЁТ свою индивидуальность ради того, чтобы стать стандартным винтиком в общественной системе. Рождённый богами гордый Герой превращается в суетливую шестёрку, и у этой шестёрки есть название — «Персона».
2. Персона

Персона — это маска, которую мы надеваем для взаимодействия с обществом; своеобразный КОМПРОМИСС между Эго и социумом. Но нужно чётко понимать, что этот компромисс неравноправен. Мы просто принимаем условия игры, которые диктует нам общество. Оно нас нагибает, а мы делаем вид, что это обалдеть какая выгодная сделка и именно этого мы всю жизнь и хотели.
Персона представляет собой субличность, обладающую набором характеристик, которые поощряет социум. Этот набор включает в себя как отдельные качества («в любой ситуации делать вид, что всё хорошо», «стремиться к тому же, что и все» и т. д.), так и целые готовые КОМПЛЕКТЫ качеств — в частности, профессию и роль в семье.
Проблема в том, что в подавляющем большинстве случаев Персона неумолимо и незаметно ПОГЛОЩАЕТ наше Эго, и нам начинает казаться, что Персона — это и есть наше истинное «я». Мы трусливо закрываем глаза на тот факт, что в таком липовом «я» нет ни капли индивидуальности.
Образно говоря, Эго — это Человек, проглоченный Китом-Персоной и уснувший в его тёплой утробе. Этот сон отупляет и обездвиживает Эго, и оно медленно умирает — вместо того, чтобы взрезать брюхо толстомясому чудовищу и выбраться наружу, на СВЕТ.
Попробуйте спросить себя: «Кто я в отрыве от своей социальной и семейной роли? В чём состоит моя индивидуальность? Или я — всего лишь набор стандартных моделей поведения, которые мне навязало общество?»
Это очень, ОЧЕНЬ тяжёлые вопросы, от которых люди бегут, как тараканы от дихлофоса.
Но именно с этих вопросов и, соответственно, с отделения Эго от Персоны начинается путь к себе каждого человека.
3. Тень

В младенческие годы вы проявляли себя незамутненно и непосредственно, не заморачиваясь внутренней цензурой: вы с равным удовольствием пробовали и обнимать маму, и бить её по носу своим розовым детским кулачком, вежливо просились в туалет и молча срали посреди комнаты, дерзко отнимали у других детей игрушки и делились с ними своими, мечтали быть и министром, и дворником.
Тень — это обратная, тёмная сторона вас, она концентрирует в себе всё то, что вы отвергаете и считаете недопустимым

За какие-то из этих действий вы получали от своего окружения (сначала родителей, а потом и всего социума) конфетки, а за какие-то — пендали и подзатыльники. В итоге схемы «правильных», поощряемых обществом действий остались в вашем арсенале, а из «неправильных» и «нехороших» в вашем личном бессознательном сформировался некий образ, воплощающий животные инстинкты, нарушение социальных норм и прочее вытесненное неприемлемое поведение. Этот образ называется ТЕНЬЮ. Тень — это обратная, ТЁМНАЯ сторона вас, она концентрирует в себе всё то, что вы отвергаете и считаете недопустимым.
Обычно человека раздражают качества его Тени в других людях (особенно своего пола). Например, если вы девушка и вас трясёт от женщин, которые врут как дышат, не любят размышлять над проблемами бытия и упиваются нарциссизмом — можете быть уверены, что ваша Тень такая же как они — лживая, поверхностная и самовлюбленная. Вы ПРОЕЦИРУЕТЕ свое вытесненное внутреннее содержание на внешний объект, поэтому он у вас вызывает такую резко отрицательную, можно сказать, АФФЕКТИВНУЮ реакцию.
Важный нюанс заключается в том, что, вытесняя неприемлемые содержания, мы вместе с водой частенько выплескиваем ребенка. Т. е. если, например, у человека вытеснено в Тень такое качество как САМОУВЕРЕННОСТЬ, то в сознательной жизни он всеми силами ИЗБЕГАЕТ самоуверенного поведения — даже в тех случаях, когда оно реально необходимо (например, считает стыдным и недопустимым предложить свою кандидатуру на какую-то козырную вакансию, т. к. «это слишком самоуверенно, а самоуверенность — признак хамов, быдла и сволочей»).
Ещё более печально, что в Тень часто бывают вытеснены наши лучшие таланты и способности. Например, вы в детстве были невероятно артистичны, но родители были от этого в ужасе и убедили вас, что «кривляются только избалованные и плохие дети»; с тех пор вы считаете, что артисты — это извращенцы и дармоеды, а ваш талант, соответственно, вы наглухо загнали в Тень.
Поэтому важнейший шаг на пути самосовершенствования — перестать шарахаться от Тени, вступить с ней в диалог и не спеша разобраться, какие её черты можно взять на вооружение, ОБОГАТИВ таким образом свою личность. Это ещё более трудный шаг, чем отделение Эго от Персоны, но столь же необходимый.

АллатРа
24.08.2016, 00:30
Основные теории личности в психологии



Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1. Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности — сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.
Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность — это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.
Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.

Теория личности фрейда

Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Личность как триединство. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного ('Сверх-Я'), предсознательного ('Я') и бессознательного ('Оно'), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности - 'Оно', которая фактически является энергетической основой личности. 'Оно' - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В 'Оно' содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание. Вторая структура личности - 'Я' по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое 'Я', хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание 'Оно' расширяется, то содержание 'Я', наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с 'океаническим чувством я', включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое 'Я' до своего тела, сужая таким образом объем 'Я'. Третья структура личности - 'Сверх-Я' не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием 'Сверх-Я'. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в 'Оно' стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. 'Сверх-Я', в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом 'Я' становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются 'Оно' и 'Сверх-Я'. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между 'Оно' и 'Сверх-Я'.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть и направил ее по определенному пути развития.

Ролевая теория личности

Ролевая теория личности — это подход к рассмотрению личности человека, согласно которому личность описывается с помощью усвоенных и принятых ею или вынужденно исполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, которые вытекают из ее социального положения в данном обществе или социальной группе. Главные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый заострял внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в ходе межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй же обратил особой внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены такие феномены как: ролевой конфликт — переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со позиции различных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности — следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений. Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности. Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств. Роль чаще всего понимается как социальная функция, способ поведения, объективно заданная социальной позицией личности в рамках общественных или межличностных отношений. Выполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих людей вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

АллатРа
24.08.2016, 00:34
Психология личности человека

Проблема личности – одна из центральных в психологии. Личностью (от лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо, личность)в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, общении и характеризующее уровень представленности общественных отношений в индивиде. Взаимоотношение между индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Важнейшие характеристики личности:

1. Личность – категория общественно-историческая. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность и социальные функции. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется и проявляет себя как личность. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т. д.

2. Личность – не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Важнейшей характеристикой личности является активность. Под активностью личности понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Наиболее общая характеристика активности личности – активная жизненная позиция, выражающаяся в ее идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

3. Устойчивость свойств личности. При всей изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

4. Единство личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности.

Понятие личности в психологии

В понимании личности наука психология исходит из представления о ней как о системном объекте, интегрирующим в себе большое количество разнообразных черт и качеств. Личность в психологии изучается как: - индивид, конкретный человек, представитель рода homo sapiens (это понятие фиксирует отличие человек от других биологических видов); - индивидуальность (учитываются особенности, отличающие одного индивида от другого); - субъект (активно действующее существо);

- носитель социальных ролей, статусов; - "я-образ" (система самооценок, уровень притязаний, мотиваций деятельности, процессов рефлексии). Психология рассматривает личность, опираясь на концепцию неразрывного единства в ней физических, биологических и социальных компонентов, при этом биологическая составляющая в человеке понимается не только как продукт естественного развития, но и результат исторического, социального развития. Биологическое в человеке всегда опосредовано социальным, переплетено с ним. Более того, многие физические свойства, способности появляются только в процессе социализации личности. Когда мы говорим, что тот или иной процесс является физическим или социальным актом, подразумевается лишь то, что та или иная сторона (физическая или социальная) в данном процессе доминирует, преобладает. Так, к естественно-биологическим признакам личности можно отнести пол, возраст, темперамент, конституцию тела, однако и они в процессе функционирования и развития приобретают социальную окраску, социально обусловленные формы, модифицируются под воздействием общественной среды. Неразрывное переплетение биологического и социального наблюдается в таких психологических процессах, как способности, воля, характер, эмоции, память, мышление. В формировании по преимуществу социальных свойств личности, таких, как идеалы, убеждения, знания, навыки и пр. всегда имеется природой заданное, биологическое основание. Формируясь и развиваясь как социальное существо, будучи зависимой от влияния семьи, школы, общества в целом, личность в психологии одновременно рассматривается как существо относительно автономное, независимое, обладающее способностью к самоосознанию и самосовершенствованию. Переплетение разных компонентов личности обнаруживается в многочисленных концепциях, описывающих структуру личности.

Теории личности в психологии

Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности. В зарубежной психологии активно развиваются несколько теорий личности, наиболее значимыми из которых называют следующие пять: психодинамическая, феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная.

Психодинамические теории личности. Основные принципы психодинамической теории личности были сформулированы З. Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ». По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты, энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно – принцип удовольствия, Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно – Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго – это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям. Важным этапом в истории психодинамического направления стало появления нескольких новых теорий, авторы которых, каждый по-своему, пытались пересмотреть классическую теорию Фрейда. Наиболее яркими представителями психоаналитического движения, которые критиковали Фрейда и создали свои собственные теории личности, были А. Адлер и К. Г. Юнг. А. Адлер подчеркивал целостность, креативность и самоопределяющуюся сущность человека, движущей силой развития которого является стремление к превосходству, к компенсации чувства неполноценности, пережитого в детстве. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению своих жизненных целей. Чтобы понять человека необходимо понять его стиль жизни. Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, но и как часть большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, – принадлежность к которой определяется его социальным интересом. В отличие от Фрейда К. Г. Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту. В личности Юнг выделял три структуры: эго, личное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, а также скопления комплексов, представляющих собой связки мыслей и чувств. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов – архетипов, в которых заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что происходит с человеком.
Феноменологическая теория личности. Феноменологическое направление подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Этот подход исходит из того, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Другой важный тезис, лежащий в основе данного подхода, заключается в том, что человек способен сам определять свою судьбу, он свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет. Третье положение феноменологического подхода отражает позитивную природу человека и его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию. Наиболее последовательно феноменологический подход прослеживается во взглядах американского психолога К. Роджерса. Он считал, что люди – это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно Роджерсу, – тенденция к актуализации, т. е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.
Диспозициональная теория личности. Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт. Наиболее влиятельными представителями данного направления считают Гордона Олпорта (1897–1967), Ганса Айзенка (1916–1997) и Раймонда Кэттэлла (1905–1998).
Поведенческие теории личности. Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис – утверждение о том, что личность – это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж. Уотсона и Б. Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S?R. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления – Альберт Бандура и Джулиан Роттер.
Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж. Келли (1905–1967). Он считал, что человек – это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность – это организованная система важных конструктов, т. е. личность – это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.

Все перечисленные выше теории личности пытаются ответить, пожалуй, на самый сложный вопрос современной науки: что такое человек, каковы его сущность и движущие силы его развития и т. д. И каждая из них представляет свое видение, свой фрагмент общей картины того сложного и целостного, что называется личностью.

АллатРа
24.08.2016, 00:34
Структура личности в психологии

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности: 1) направленность Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится? - проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения; 2) знания, умения, навыки Что человек может? - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности; 3) индивидуально – типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? - проявляются в темпераменте, характере, способностях. Наиболее обособленную и развернутую структуру личности предложил К. К. Платонов. В структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур. Ведущим компонентом структуры личности является направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами; склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Направленность – это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая избирательность отношений и активности человека.

Проблема личности в психологии

Человек – самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н. Леонтьева.

1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т. е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии. Человек как индивид – это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т. д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А. Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек – есть принципиальная новизна в природе. Тело человека – культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

2. Личность – одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Первый, наиболее очевидный смысл – несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет. Второй – социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям. Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т. д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т. е. выступать в разных ролях. Однако личность – это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность – это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей. Несмотря на то что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты: 1) личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; 2) личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т. к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; 3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору; 4) личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

3. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое) – высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.
http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3595

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
16.03.2018, 09:19
СУБЛИЧНОСТИ ТРАВМАТИКОВ.

Мое наблюдение такое: у травматиков субличности, как правило, образуются вследствие раскола психики на части в результате травмы. В норме, так сказать, у человека должен быть Взрослый, Родитель и Ребенок. У травматика получается так: Взрослого нет, роль Родителя берет на себя Критик, который разрастается до чудовищных размеров, а Ребенков образуется несколько. Даже если такому человеку приходится выполнять взрослые роли вроде "Начальник", "Подчиненный", "Политик", они выполняются одним из Ребенков со всеми вытекающими из этого последствиями. Наверняка большинство из вас встречали начальников, которые вели себя как трехлетки. Главный признак ситуации, где ребенок вынужден заниматься взрослой ролью - это ощущение непосильности обязанностей, особенно, если обязанности связаны с властью, влиянием, заботой о ком-то. Ближайший пример - роль родителя для своего ребенка (не внутреннего, а обычного). Для подлинно взрослого человека эти обязанности - по плечу и по уровню развития, поэтому даются органично и без постоянного ощущения усталости и загнанности.

Я при работе со своими субличностями обнаружила интересную вещь: я в отношении своих внутренних детей переживала те же бессилие, фрустрацию и беспомощность, какую ощущали мои родители в отношении своих детей. Также я заметила, что в отношении внутренних детей по умолчанию использую те же стартегии, что использовались в отношении меня, когда мои родители чувствовали бессилие - запугивание, приказы или же впадение в состояние жертвы "боже мой, я не могу с ними справиться, я им даю, даю, даю, а им все мало!". Так что работа с субличностями - это также возможность прожить тот же опыт, что и собственные родители, и пойти дальше, сделав то, что собственные родители не смогли: научиться быть настоящим Хорошим Родителем себе в лице своих субличностей.

На "стать Хорошим Родителем себе в лице своих субличностей" у меня много лет был болезненный затык. Как ребенок, на которого ни у кого не было времени (все замучаны на работе и поглощены своими травмами и депрессиями), я и так всю жизнь пыталась как-то справляться самостоятельно. У меня до сих пор есть идущая с детства фобия состояния паники и бессилия, которое возникает, когда задача в разы превышает твои способности с ней справиться. "Стать себе Родителем" звучало как плевок в душу, как оскорбление, как обесценивание моего опыта одиночества, потому что никогда, ни в каких мечтах я не желала становиться сама себе режиссером, родителем, папой-мамой-бабушкой-и-дедушкой-Дзинзиля. Я мечтала о Родителе, который меня полюбит и вырастит, а не об этом всем. Кроме того, у меня было (и до сих пор в какой-то степени присутствует) убеждение, что как только ты покажешь миру, что справляешься самостоятельно, он тебе перестанет помогать вообще. Типа, ну она сама там как-то, и ладно, баба с возу - кобыле легче. Из-за этого убеждения я много лет отказывалась как от содействия внутреннему росту, так и самому внутреннему росту. Я также отказывалась улучшать свою жизнь, делать ее хоть немного комфортнее или легче, все по тем же причинам: если ты не страдаешь, и если ты справляешься сам - Мама не придет никогда, а если ты рыдаешь в грязных пеленках, весь убогий, слабый, голодный и завшивленный, то она сжалится и наконец-то придет.

Но мама не пришла, сколько бы я ни пыталась призвать ее своей болью и несчастной жизнью. И тем более она не пришла, когда я стала сама себя приводить в чувство, кормить, заботиться, организовывать свою жизнь, защищать себя, добывать себе ресурсы. Для меня это до сих пор один из самых горьких моментов в терапии.

Чисто насчет помощи моя тер говорит, что люди охотнее помогают тем, кто хотя бы пытается справляться самостоятельно, в отличие от тех, кого надо тащить на себе целиком. Причина: мало у кого есть лишний ресурс тащить на себе целиком другого взрослого человека.

Я это все к тому, что работа с субличностями - это не просто пересчитать всех, дать им имена и найти способ раздать шарики так, чтобы никому обидно не было. Это работа, которая поднимет на поверхность и родительский опыт ваших собственных родителей (в том виде, в котором он отпечатался внутри), и ваше собственное отношение к родительству и "само-родительству". По поводу второго - для кого-то вроде меня это болезненная тема, имеющая непосредственное отношение к моей травме, а для кого-то осознание, что он может все сам себе додать, дает ощущение свободы и ресурсности. Если тема болезненная - то надо отнести это на терапию.

Лично мне принять роль Хорошего Родителя для своих внутренних частей помогло сочувствие к ним, затравленным, уставшим, голодным, потерявшим всякую веру. И осознание, что игнорируя их, отказываясь о них заботиться, я таким образом являюсь посредником травмы - продолжаю ее дело собственными руками в отношении себя же.

У Само-родительства есть плюшки, которые повкуснее просто улучшения своей жизни и своих отношений. Одна из них - это ощущение "я у себя есть", также выраженное в форме "мои внутренние дети - не сироты, потому что я у них есть". На мой личный взгляд, это большая внутренняя ценность, и она дает ни с чем не сравнимое чувство победы и удовольствия. Еще одна плюшка - это возврат себе оторванных травмой ресурсов и талантов. Словами не описать, какое удовлетворение приносит само ощущение, что ты вернул себе свое, и дыры на его месте внутри больше нет. Например, если травмой оторвало способность петь, и ты ее себе вернула вместе с той субличностью, у которой она осталась, и ты наконец-то исполняешь любимую песню, чувствуя себя, наконец-то, в своей тарелке, делающей то, что тебе было предназначено природой - это просто нечто!

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
22.03.2021, 19:53
СУБЛИЧНОСТИ ТРАВМАТИКОВ.

Мое наблюдение такое: у травматиков субличности, как правило, образуются вследствие раскола психики на части в результате травмы. В норме, так сказать, у человека должен быть Взрослый, Родитель и Ребенок. У травматика получается так: Взрослого нет, роль Родителя берет на себя Критик, который разрастается до чудовищных размеров, а Ребенков образуется несколько. Даже если такому человеку приходится выполнять взрослые роли вроде "Начальник", "Подчиненный", "Политик", они выполняются одним из Ребенков со всеми вытекающими из этого последствиями. Наверняка большинство из вас встречали начальников, которые вели себя как трехлетки. Главный признак ситуации, где ребенок вынужден заниматься взрослой ролью - это ощущение непосильности обязанностей, особенно, если обязанности связаны с властью, влиянием, заботой о ком-то. Ближайший пример - роль родителя для своего ребенка (не внутреннего, а обычного). Для подлинно взрослого человека эти обязанности - по плечу и по уровню развития, поэтому даются органично и без постоянного ощущения усталости и загнанности.

Я при работе со своими субличностями обнаружила интересную вещь: я в отношении своих внутренних детей переживала те же бессилие, фрустрацию и беспомощность, какую ощущали мои родители в отношении своих детей. Также я заметила, что в отношении внутренних детей по умолчанию использую те же стартегии, что использовались в отношении меня, когда мои родители чувствовали бессилие - запугивание, приказы или же впадение в состояние жертвы "боже мой, я не могу с ними справиться, я им даю, даю, даю, а им все мало!". Так что работа с субличностями - это также возможность прожить тот же опыт, что и собственные родители, и пойти дальше, сделав то, что собственные родители не смогли: научиться быть настоящим Хорошим Родителем себе в лице своих субличностей.

На "стать Хорошим Родителем себе в лице своих субличностей" у меня много лет был болезненный затык. Как ребенок, на которого ни у кого не было времени (все замучаны на работе и поглощены своими травмами и депрессиями), я и так всю жизнь пыталась как-то справляться самостоятельно. У меня до сих пор есть идущая с детства фобия состояния паники и бессилия, которое возникает, когда задача в разы превышает твои способности с ней справиться. "Стать себе Родителем" звучало как плевок в душу, как оскорбление, как обесценивание моего опыта одиночества, потому что никогда, ни в каких мечтах я не желала становиться сама себе режиссером, родителем, папой-мамой-бабушкой-и-дедушкой-Дзинзиля. Я мечтала о Родителе, который меня полюбит и вырастит, а не об этом всем. Кроме того, у меня было (и до сих пор в какой-то степени присутствует) убеждение, что как только ты покажешь миру, что справляешься самостоятельно, он тебе перестанет помогать вообще. Типа, ну она сама там как-то, и ладно, баба с возу - кобыле легче. Из-за этого убеждения я много лет отказывалась как от содействия внутреннему росту, так и самому внутреннему росту. Я также отказывалась улучшать свою жизнь, делать ее хоть немного комфортнее или легче, все по тем же причинам: если ты не страдаешь, и если ты справляешься сам - Мама не придет никогда, а если ты рыдаешь в грязных пеленках, весь убогий, слабый, голодный и завшивленный, то она сжалится и наконец-то придет.

Но мама не пришла, сколько бы я ни пыталась призвать ее своей болью и несчастной жизнью. И тем более она не пришла, когда я стала сама себя приводить в чувство, кормить, заботиться, организовывать свою жизнь, защищать себя, добывать себе ресурсы. Для меня это до сих пор один из самых горьких моментов в терапии.

Чисто насчет помощи моя тер говорит, что люди охотнее помогают тем, кто хотя бы пытается справляться самостоятельно, в отличие от тех, кого надо тащить на себе целиком. Причина: мало у кого есть лишний ресурс тащить на себе целиком другого взрослого человека.

Я это все к тому, что работа с субличностями - это не просто пересчитать всех, дать им имена и найти способ раздать шарики так, чтобы никому обидно не было. Это работа, которая поднимет на поверхность и родительский опыт ваших собственных родителей (в том виде, в котором он отпечатался внутри), и ваше собственное отношение к родительству и "само-родительству". По поводу второго - для кого-то вроде меня это болезненная тема, имеющая непосредственное отношение к моей травме, а для кого-то осознание, что он может все сам себе додать, дает ощущение свободы и ресурсности. Если тема болезненная - то надо отнести это на терапию.

Лично мне принять роль Хорошего Родителя для своих внутренних частей помогло сочувствие к ним, затравленным, уставшим, голодным, потерявшим всякую веру. И осознание, что игнорируя их, отказываясь о них заботиться, я таким образом являюсь посредником травмы - продолжаю ее дело собственными руками в отношении себя же.

У Само-родительства есть плюшки, которые повкуснее просто улучшения своей жизни и своих отношений. Одна из них - это ощущение "я у себя есть", также выраженное в форме "мои внутренние дети - не сироты, потому что я у них есть". На мой личный взгляд, это большая внутренняя ценность, и она дает ни с чем не сравнимое чувство победы и удовольствия. Еще одна плюшка - это возврат себе оторванных травмой ресурсов и талантов. Словами не описать, какое удовлетворение приносит само ощущение, что ты вернул себе свое, и дыры на его месте внутри больше нет. Например, если травмой оторвало способность петь, и ты ее себе вернула вместе с той субличностью, у которой она осталась, и ты наконец-то исполняешь любимую песню, чувствуя себя, наконец-то, в своей тарелке, делающей то, что тебе было предназначено природой - это просто нечто!

Источник: https://vk.cc/8yCptm (https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fvk.cc%2F8yCptm&post=-63485629_282725&cc_key=)