PDA

Просмотр полной версии : О Болевых по обыденному из разных источников


Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
25.01.2007, 15:55
http://www.socionik.com/thread/2264.html

Эта статья написана мною по результатам чтения форума «Виртуальное типирование». Как замечено, очень часто человек колеблется между 2-3 типами и не может выбрать, к которому же он относится. Данная работа призвана решить все подобные проблемы, если у кого они возникают.

Каждый из 16-ти типов личности имеет свои сильные стороны по отношению к другим типам. Большинство способов определить тип (тесты-опросники, описания и т.п.) строятся на выявлении именно этих сильных сторон. Но также каждый тип имеет и свои слабые стороны. Эта статья описывает слабые стороны разных типов, что также может помочь определить тип.

Среди слабых сторон каждого типа кроется т.н. больная функция. Это одна из слабых сторон типа, её особенность заключается в том, что она сильно влияет на самооценку человека. Чем сильнее человек развил в себе эту слабую от природы сторону, тем выше он будет оценивать себя. И наоборот, любые неудачи в области с ней связанной воспринимаются очень болезненно, сильно нарушают психологический комфорт.

Пример из жизни. Некому человеку нужен был файл, лежащий на компьютере в соседней комнате. Он обошёл весь офис в поисках дискетки, чтобы перенести этот файл на свой компьютер. И наконец, другой добрый человек напомнил ему, что в конторе есть внутренняя сеть и дискетка вовсе не нужна, а можно переписать файл по сети. В момент, когда тот осознал всю глупость ситуации, он был сконфужен, шокирован и подавлен. Он ещё долго ругал себя и весь мир за то, что тот постоянно заставляет людей напрягаться.

Из этого примера видно, что такой пустяк сильно деморализовал человека. Это потому что в данном эпизоде он показал свою несостоятельность в области своей больной функции. Только те типы, у которых данная функция больная, воспринимают неудачи, связанные с ней, болезненно. Представители других типов, у которых данная сторона относится к сильным, могут сделать те же самые ошибки, но ничуть не сконфузятся – просто исправят ситуацию и пойдут дальше.

Представители каждого типа по отношению к своей больной функции делятся на две группы. Первые – это те, кто развил в себе соответствующую слабую сторону. Объективно она всё равно слабее, чем у типов, у которых она сильна от природы. Однако, они искренне считают её своим сильным качеством – при заполнении психологических тестов это, как правило, выходит их сильная сторона.

Вот ещё пример. В одном НИИ работала некая мадам, которая была ответственна за организацию международных научных проектов. Дело это весьма хлопотное – организовывать поездки, выбивать финансирование, оформлять бумаги, перевозка аппаратуры через границу и т.д. Больную функцию её типа личности можно кратко охарактеризовать как «настойчивость, умение добиваться своего». И вот она, имея богатый опыт подобной деятельности, считала себя человеком настойчивым и умеющим добиваться своего. Во всех разговорах вела себя очень неуступчиво. Со стороны же все её действия выглядели очень жалко – много суеты, нервов, а отдачи мало. Занимался бы этим кто-нибудь более приспособленный по своему типу, пользы бы было намного больше.

К противоположной группе причисляются люди, которые не стали развивать свою больную функцию. Для себя и окружающих мотивируют они это по-разному: «Меня это сильно напрягает и я не хочу этим заниматься»; «Может и занялся бы, да мне это не нужно незачем»; «Ну, это очень сложно и мало кому дано, я не из числа этих немногих»; «Да это вообще плохо, занимаются этим только всякие уроды, а я хороший человек».

Ещё один пример. В одном летнем лагере была такая тётушка – повариха. Она относилась к типу, у которого больной функцией было «физиологические ощущения». И вот она настолько наплевала на свои слабые стороны, что смешивала продукты в самых невероятных сочетаниях. Под ёё руководством как-то была приготовлена такая разварившаяся фасоль, обильно залитая растительным маслом. Народ предпочёл остаться без ужина, чем есть это. А тётушка жевала своя фасоль, уговаривала всех, что это вкусно, и возмущалась, почему народ не ест – это же даже невоспитанно.

Теперь переходим к основной части этой статьи. Ниже даны описания больных функций для всех 16-ти типов личности. Надо сказать, что больная функция – это такая штука, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Это означает, что если Вы прочитали описание одной из больных функций и колеблетесь, а Ваша ли это больная функция, то значит это ещё не Ваша. При чтении помните, что люди бывают развивающие свою слабую сторону и её игнорирующие – Вы можете принадлежать и к одним, и к другим. В любом из этих двух случаев область больной функции всегда вызывает у человека сильный психологический дискомфорт.



СЕНСОРИКА ОЩУЩЕНИЙ – болевая функция Джека и Гамлета.

Люди с сильной этой функцией характеризуются тем, что наиболее плотно воспринимают окружающий мир – замечают все мелочи и различают малейшие оттенки физиологических ощущений. Но более того, всё что они видят перед глазами вызывает в них сильные ощущения. Если они видят что-то красивое, то это вызывает в них приятное эстетическое ощущение. Если видят что-то ужасное, то резкое неприятное ощущение, способное даже вызвать озноб или тошноту (например, представители этих типов часто не переносят вид крови). То что они различают малейшие оттенки физиологических ощущений, делает их гурманами вкуса или дегустаторами ценных вин, а иногда просто обжорами и алкоголиками.

Людей с этой функцией больной деморализует то, что относится к эстетическому впечатлению (впечатлению от увиденного) и что относится к чувству собственного тела. Как сказано выше, больная функция может проявляться двумя способами – либо человек чрезмерно о ней печётся, либо полностью её игнорирует. Например, представитель этого типа может идти к врачу только когда окончательно валится с ног или наоборот посещает врача при малейшем недомогании. Если из-за болезни подведёт кого-нибудь, то может чувствовать себя виноватым. Представителям этого типа не приятны разговоры на медицинские и связанные со здоровьем темы. К чувству тела также относится приготовление пищи (см выше пример про фасоль в масле). К самочувствию относится и секс – для представителей этого типа остро стоит вопрос «а интеллигентно ли я это делаю». Абсолютно не понимают людей, которые не могут устоять перед соблазном съесть или выпить что-нибудь вкусное. Что касается эстетического чувства, то это прежде всего одежда – представители этого типа либо одеваются как попало, либо наоборот считают красиво одеться своим долгом. Если вы видите толпу просто (в хорошем смысле) одетых людей, а кто-то один одет слишком хорошо и с гордо поднятой головой, то скорее всего у него больная сенсорика ощущений. Тоже самое относится к внешнему виду вообще, например, чтобы не растолстеть готовы изнурять себя жёсткими диетами. Не любят работать руками, ремонтировать вещи т.к. боятся, что результат их трудов произведёт неприятное впечатление. Представители этого типа часто демонстрируют чрезмерную брезгливость, боятся, что их обвинят в неразборчивости. Не любят и не понимают разговоров на темы что и почём где можно купить т.к. на бытовом уровне вопрос цены предмета – это вопрос насколько положительные ощущения он производит.



ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА – болевая функция Робеспьера и Достоевского.

Люди с сильной этой функцией характеризуются тем, что также плотно воспринимают окружающий мир. Но он в них не вызывает каких-то значимых ощущений. Зато они, как губки, впитывают всю воспринимаемую информацию об окружающей действительности – с накоплением подобного опыта становятся большими знатоками что и как делается, что бывает, а чего не бывает. Это позволяет им во многих ситуациях находить решения, которые кратчайшим путём ведут их к цели. Цели бывают разные – у кого-то цель украсть миллион, у кого-то – построить космическую ракету. Если лучше всего подраться, значит подерусь. Если лучше всего убежать, значит убегу. Самое простое решение в данной ситуации и есть самое правильное.

Людей с этой функцией больной деморализует то, что относится к достижению своих целей (умению добиться своего в противостоянии с другими) и к собственной воле (не растеряться в нужный момент). В случае чрезмерного развития болевой функции это может проявляться в чрезмерной и ненужной неуступчивости – человек боится уступить что-нибудь важное, оказаться в глазах окружающих слишком мягким и потому берёт за правило не сдавать вообще ничего. Если кто-нибудь у них что-нибудь отбирает (или заставляет) неправедным по их мнению путём, то для них дело чести вступить в открытое противостояние даже с противником значительно превосходящим по силам – в «простых» коллективах это проявляется в виде обыкновенной драки, в более «цивилизованной» среде они могут начать с яростью созывать общее собрание, организовывать общественное мнение. Представителя этого типа легко «взять на слабо не испугаться». В стремлении добиться своего решают, что раз уж действовать, то не брезговать никакими методами и могут дойти до циничного прагматизма, но пути чаще выбирают не самые оптимальные, а потому всё выглядит очень жалко (см пример выше про суетливую мадам). Вместе с тем у них проявляется некая нерешительность, долгие раздумья и взвешивания шансов – это связано с боязнью утратить свои позиции, потерять что уже имеют, боязнью попасть в зависимость. В противоположном случае, когда больная функция игнорируется, человек полностью устраняется из социальной жизни т.к. боится, что с ним что-нибудь сделают против его воли. Любые противостояния обзываются детской вознёй, недостойной серьёзного человека. Наиболее эффективные, но силовые решения, называются нецивилизованными: «Бог им судья!» - и всё такое. Таких людей раздражает назойливость – потому что это один из способов добиться своего и потому приходится напрягаться чтобы противостоять. Может раздражать в других людях стремление «получить своё» любыми способами, вопреки действующих норм и правил.



ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ – болевая функция Штирлица и Гюго.

Люди с сильной этой функцией характеризуются тем, что обладают богатым воображением, способным конструировать невиданные ранее картины. Но более того, эти картины вызывают у человека сильные ощущения. Если человек представит какое-то событие, то у него возникает ощущение вероятности (или не вероятности) наступления данного события. Если он представит себе какое-то дело, то ощущение подскажет ему долго ли или быстро это дело будет выполняться. Представители этих типов часто воображают картины просто так – они испытывают удовольствие от вызываемых ими ощущений (это называется мечтать).

Людей с этой функцией больной деморализует то, что относится к времени, будущему, а также мечтам. У каждого типа личности своя фобия, у этого типа – боязнь опоздать (опоздать придти куда-либо или сделать что-либо). Представители этого типа часто даже передвигаются быстрым шагом или бегом. Если на работе стоят условия, когда жёстко определены сроки окончания каждого проекта и каждого этапа, то это будет их сильно напрягать. Если где-то не успеют уложиться в сроки – будет сильным моральным испытанием. Если такой человек становится руководителем, то постоянно подгоняет подчинённых: «Лишь бы уложиться!». Тоже относится и к прогнозированию будущего. Им тяжело делать какие-либо прогнозы. Могут раздражаться, когда кто-то предлагает работать на перспективу или решать проблемы, которые ещё не назрели. Считают должным решать только возникшие проблемы – а потом, может, марсиане прилетят и всего ожидаемого не будет. Если представитель такого типа не предусмотрел что-либо – это для него также суровое моральное испытание. Не хотят считаться с тем, что для каждого дела есть время, когда его сделать лучше всего: либо делаю сейчас то что лучше сделать погодя, либо не делают сейчас то что нужно делать прямо сейчас – раздражаются, если попытаться им объяснить, что время выбрано плохо. Очень не любят, когда их торопят. Абсолютно не понимают, как можно получать сильное удовольствие мечтая: «Что это вообще за занятие такое!» Как и у других типов, функция времени у них либо чрезмерно актуальна, либо незаслуженно игнорируется.



ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – болевая функция Максима и Драйзера.

Люди с сильной этой функцией характеризуются тем, что также обладают крайне богатым воображением. Но их воображение не порождает каких-либо значимых ощущений. Однако представляемые картины имеют такую чёткость и насыщенность, что значимы не менее окружающей реальности. Если такой человек занимается конструкторской работой, то он способен в голове нарисовать план разрабатываемой системы, заранее увидеть на нём проблемы и устранить их. Если же такой человек работает психологом, то с пары слов может представить коллектив со всеми его проблемами, увидеть и устранить их корень. Нужно заметить, что интуиция противоположна сенсорике, из двух возможно лишь одно – любой человек либо плотно всё воспринимает, либо богато воображает.

Людей с этой функцией больной деморализует то, что относится к сообразительности и проницательности. Если такой человек развивает свои слабые стороны, то он признаёт важность данной черты, старается её развить, применять по мере сил. Возможно, он будет злиться на себя, что обделён такой способностью, и завидовать другим. В противоположном случае, когда больная функция игнорируется, любые её проявления вызывают раздражение: «Откуда ты вообще можешь знать, как сделать лучше!». Вызывает раздражение, когда сообразительность и изобретательность ставится в заслуги кому-либо: «Что, самый умный нашёлся!» Представители этого типа избегают проявлять инициативу, если ситуация не вынуждает их т.к. им тяжело заранее выбрать лучший (более перспективный) путь. Самым страшным проступком считают провалившуюся инициативу. Люди с больной интуицией возможностей опасаются всего нового т.к. неизвестно к чему может привести, а может это вообще затевается чтобы обмануть меня. Если им делают необычное выгодное предложение, то могут отказаться т.к. испугаются, что их обманут, поимеют что-нибудь за их счёт, а они сами окажутся в дураках. Очень болезненно воспринимают если их доверие используют, даже в мелочах. Не понимают стремления других к новым идеям и интересным ситуациям – считают, что это всё из каких-то корыстных побуждений или страстей. Часто раздражает ход мысли людей с богатым воображением – вот пример из жизни: В одной крупной организации, в некоторый отдел заявки надо было направлять по e-mail и принимал их человек с больной интуицией возможностей. Однажды выключился внешний Интернет и кое-кто стал посылать заявки по факсу (предположив, что и внутренняя почта ходить перестала) – получателя заявок это привело в состояние близкое к бешенству: «Ну вот почему, почему они стали слать по факсу!»



ДЕЛОВАЯ ЛОГИКА – болевая функция Дюма и Есенина.

Люди с сильной этой функцией характеризуются тем, что наиболее отчётливо воспринимают материальную действительность – будь то отдельные части изготавливаемого платья, детали мотора автомобиля или деловые договора и юридические обязательства. Они хорошо знают, что будет если в телевизоре заменить транзистор одной модели на другую или подать определённое ходатайство в ходе судебного процесса. Стихия таких людей – это окружающий мир, перед нашими глазами. Замечу также, что если логика совмещена с сенсорикой, то материальный мир человек лучше изучает и аккумулирует эти знания. Если же логика совмещена с интуицией, то такой человек оперирует с материальными объектами в своём воображении.

Людей с этой функцией больной деморализует то, что относится к работе с объектами материального мира. Под материальным миром понимается то, что надо видеть – не надо чувствовать, не духовный мир. Если больная функция развивается, то человек берётся за такую работу, чтобы доказать себе и окружающим, что он чего-то стоит. Если всё сделано хорошо и вовремя, то это вызывает глубокое моральное удовлетворение. Даже мелкие неудачи воспринимаются глубоко и болезненно, происходят, как правило, из-за того что не знал чего-то простого или не увидел очевидных вещей (см выше пример про дискету). Свою работу предпочитает заранее обдумать, а потом только делать. Сильно раздражает ситуация когда без должного обдумывания, наскоком, быстрее-быстрее, нужно что-то делать, а потом переделывать. Если же больная функция игнорируется, то представитель этого типа старается всячески избежать работы. Во-первых, избежать потому что это заставляет проявлять слабые качества, для которых нужна высокая концентрация, сильно изнуряющая. Во-вторых, потому что любая работа подразумевает ответственность. Человек сильно боится, что у него не получится, что с него спросят за проваленное дело: «А что будет, если у меня не выйдет!» Типичным страхом является, что надо будет что-то делать, а тут вдруг выяснилось, что он этого делать не умеет. Присутствует устойчивая боязнь незнакомых и нештатных ситуаций, когда всё пошло не по плану. Не любят, когда контролируют каждый их шаг – заглядывают через плечо.



СТРУКТУРНАЯ ЛОГИКА – болевая функция Наполеона и Гексли.

Люди с сильной этой функцией характеризуются тем, что также способны хорошо воспринимать материальную действительность. Но более того, все объекты и закономерности мира вызывают у них устойчивые ощущения. Отличие этой структурной логики от логики деловой в чём-то подобно отличию интуиции возможностей (без ощущений) от интуиции времени (с ощущениями). Авиаконструктор Туполев говорил: «Хорошо летать может только красивый самолёт» – под красотой имелось ввиду возникающее ощущение гармоничности его конструкции, позволяющей достигать лучших результатов. Учёные говорят, что «красота – это блеск истины», т.е. все истинные теории вызывают соответствующие ощущения при их осознании. Общественное устройство тоже должно вызывать ощущение гармонии. Нарушение этого ощущения колет, как иголкой в бок.

Людей с этой функцией больной деморализует то, что относится к пониманию сложных технических систем и философских концепций. Если больная функция развивается, то разобраться в чём-нибудь умном будет для них вызовом, не принять который означает показать свою глупость. В качестве примера можно привести одну студентку, принадлежащую к типу с больной структурной логикой, которая специально распределилась на кафедру математической физики (сложная специальность), чтобы доказать, что она не глупее других. Вместе с тем люди с больной структурной логикой вовсе не рвутся к высоко-интеллектуальной среде т.к. это будет требовать постоянного проявления определённых качеств и сильно испытывать их самооценку. Представители этого типа не любят, когда им персонально что-либо доходчиво объясняют, разжёвывают и раскладывают по полочкам – им кажется, что их принимают за не очень умных людей. Если же больная функция игнорируется, то это также приводит к определённому стилю поведения. Например, они не любят длинных фраз – длинную фразу надо дослушать до конца и понять, что она значила целиком. А чтоб понять, надо напрягаться и понять-то выйдет не всегда, а если показать всем, что не понял – будет неприятный конфуз. Лучше в самом начале перебить каким-нибудь вопросом – авось оратор потом не вернётся к этой мутатени (если вернётся, то это будет раздражать: «Ну, что оно ему сдалось!») Не любят, когда у них пытаются что-то выспросить во всех подробностях: «Ну, чего вообще привязался!» - потому что надо концентрироваться, чтобы всё обстоятельно рассказать. Если кто-то пытается проанализировать их действия – раздражает: «Что он суётся не в свои дела!» Не любят, когда человеческую жизнь загоняют в какие-то правила и графики, по которым надо жить, т.к. это тоже разновидность системы. Не любят когда ставят условия, напоминают о данных обещаниях, занудствуют прочим образом. Представителям этого типа тяжело признавать себя неправым.



ЭТИКА ЭМОЦИЙ – болевая функция Габена и Бальзака.

Люди с сильной этой функцией характеризуются тем, что наиболее отчётливо воспринимают эмоциональную составляющую жизни – они отчётливо воспринимают эмоции других людей. Воспринимают их тем, что буквально кожей чувствуют ощущения, вызываемые в них наблюдаемыми людьми. Для человека с сильной этой функцией каждый другой человек – это или пышущий жаром костёр, или веющая холодом глыба льда, или клубок колючих иголок. Представители этого типа чувствуют, как меняются ощущения от каждого человека в той или иной ситуации. Например в одном человеке при виде другого разгорелся жаркий костёр – это называется, что они любят друг друга. Или наоборот, появились колючие иглы – это называется, что он его ненавидит. Благодаря тому, что для представителей этого типа открыты эмоции других людей, они хорошо знают (в силу этой богатой своей практики) что надо сказать, чтобы улучшить или ухудшить эмоциональное состояние человека. Нужно заметить, что этика противоположна логике, из двух возможно лишь одно – любой человек либо отчётливо воспринимает видимый глазами мир, либо ощущает чувственную составляющую жизни.

Людей с этой функцией больной деморализует то, что относится к страстям и эмоциям. Человек, погруженный в обстановку, где эмоции накалены должен как-то адекватно ситуации себя в ней вести – отчётливо воспринимать чужие эмоции, должным образом на них реагировать. Представителя данного типа это всё сильно напрягает – вдруг восприму не верно или отреагирую не должным образом, а все выразят мне своё презрение. Ситуация, когда надо как-то повлиять на эмоции другого человека, например приободрить кого-то раскисшего, для них сложная – теряются, не всегда знают что говорить. Если получится нехорошо – в следующий раз может и не возьмутся. Очень не любят, когда начинают ковыряться в их собственных эмоциях – вызывать на разговор по душам. Для них будет сильным ударом, если их эмоциональные приоритеты произведут негативный эффект. Стараются вообще свои эмоции скрыть – не выражать их на лице, прикладывают усилия для сохранения ровных интонаций голоса. От них тяжело бывает добиться смеха. Очередного желающего вступить с ними в эмоциональный контакт принимают в штыки. Сторонятся людей, которые явно выражают свои эмоции – чрезмерную весёлость, встревоженность, возмущённость. Такие люди их настораживают. В крайних случаях даже не могут терпеть, когда кто-то сюсюкается с кошкой. Вместе с тем, если они считают, что эмоции являются неотъемлемой частью нашей жизни, то они развивают свою больную функцию – стараются как-то обозначить себя в компании, пообщаться с собравшимися людьми (если не долго, то это может быть даже приятно). Довольны собой, когда им удаётся произвести должный эмоциональный эффект.



ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ – болевая функция Жукова и Дон Кихота.

Люди с сильной этой функцией характеризуются тем, что также отчётливо воспринимают эмоциональную составляющую жизни. Но более того, все люди с их эмоциональным отношением друг к другу вызывают в них сильные ощущения. Этика отношений отличается от этики эмоций тем же, чем структурная логика отличается от логики деловой. Наблюдаемое отношение одного человека к другому может вызывать либо противные ощущения (например, при наблюдении подхалимства), либо приятные (например, при наблюдении чистой любви). Сам человек по поводу своих эмоциональных отношений к другим людям может вызывать либо ощущение симпатии (например, очень жизнерадостный), либо ощущение отвращения (например, часто проявляет чувство зависти). Замечу также, что если этика совмещена с сенсорикой, то человек накапливает информацию об окружающем эмоциональном мире. Если же этика совмещена с интуицией, то такой человек имеет эмоциональную картину мира в своём воображении.

Людей с этой функцией больной деморализует то, что относится к морали и нравственности. Если они начинают развивать в себе больную функцию, то поднимают этическую планку слишком высоко. Например, один школьник утверждал, что у девочек домашние задания списывать не хорошо т.к. это мальчики должны девочкам помогать, а не наоборот. Некий человек этого типа сам, вместо уборщицы, выносил урну в гостинице, потому что считал это показателем нравственности. В противоположном случае, когда больная функция игнорируется, могут доходить до абсолютно хамского поведения. В этом случае объяснение у них примерно такое: «Я человек простой, мне эта ваша мораль непонятна». Среди прочих типов личности есть такие, которые всегда замечают всякие «нехорошие» поступки и стараются на них указать – да ещё и на глазах у других, да сказать так, чтобы пробрало до глубины души (чтоб впредь такого не сделал). В лучшем случае человек с больной этикой отношений сам сочтёт это невежливым (вроде как, не вежливо человеку указывать на его проступки), а в худшем случае дело может дойти до рукоприкладства.



В заключении скажу ещё вот что. Как было показано, для одной и той же функции (для одной и той же области жизни) существуют люди, у которых она является наиболее сильной, и наоборот существуют люди, у которых она является болевой. Это ключ к пониманию интертипных отношений – отношений, возникающих между представителями различных типов. Если взять любую функцию и у одного человека она будет сильной, а у другого – больной, то первый будет напрягать и раздражать второго. Хороших отношений тут не будет, как ни верти.

Чу-До
27.01.2007, 01:53
Судя по этим описаниям, у меня больная - интуиция возможностей (а не времени) - опять нижнее кольцо, кстати, и структурная логика

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.03.2007, 12:47
http://www.socionik.com/thread/6400.html
Идея хорошая, хотя и недоработана

Самые честные это Жуковы и Дон Кихоты. Болевая [RRR] .
Самые большие философы: Бальзаки и Габены [EEE] . На не заморачиваются, а смотрят в корень проблемы.
Самые оптимистичные Наполеоны и Гексли. Болевая [LLL] . "Во многой мудрости много печали".
Самые душевные Есенины и Дюмы. Болевая [PPP] не дает относится к людям меркантильно.
Самые добрые Достоевские и Робеспьеры. Болевая [FFF] . (По-моему исторический Робеспьер был другого ТИМа).
Самые красивые Гамлеты и Джеки [SSS] . Современная красота - это стройная (очень стройная фигура). болевая [SSS] позоляет годами на диете сидеть. Пословицу "красота требует жертв" наверное выдумали Гамлеты.
Самые верные Максимы и Драйзеры. болевая [III] , не видят других вариантов.
Самые работящие Штирлицы и Гюги. Болевая [TTT] , не ясно сколько времени работа займет.

В общем все мы хороши по-своему!

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
05.06.2007, 11:57
о болевой с системной соционики
http://www.socionicasys.info/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=499
и ещё
http://www.socionicasys.info/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=517
Карпенко О.Б.
Международный институт соционики
Журнал "Соционика, ментология и психология личности", N 4, 1999.
Несколько слов о четвертой функции

Рассматривается специфика четвертой функции модели А, особенности проявления различных типов информационного метаболизма по этой функции. Подчеркивается, что четвертая функция должна рассматриваться не только как самая слабая, но, прежде всего, как функция накопления индивидуального опыта человека. Осознание и проработка этого опыта, понимание механизмов действия четвертой функции могут стать эффективным инструментом личностного роста.
Ключевые слова: соционика, модель информационного метаболизма, четвертая функция, блок СуперЭго, блок Эго, тип информационного метаболизма, воспитание, передача опыта

Жизнь так коротка, едва успеваешь сделать все свои ошибки — где уж тут повторять чужие?!
Станислав Ежи Лец

Четвертая функция в модели А традиционно называется слабой, самой слабой, уязвимой, местом наименьшего сопротивления, болевой и т. п. Не стану оспаривать эти определения, но предлагаю взглянуть на эту функцию не с позиций жалости и сожаления, а в поисках смысла и целесообразности.
Системные принципы предполагают наличие в любой системе "слабого звена" и "чувствительного элемента". Того самого элемента, который первым будет откликаться на внешнее воздействие, который это внешнее воздействие проигнорировать не сможет, который этому внешнему воздействию будет сопротивляться с наименьшей силой. Именно этот элемент может быть назван местом наименьшего сопротивления.
"Слабой" четвертая функция является лишь постольку, поскольку степень контроля человеком своих реакций по соответствующему аспекту слабее, чем для 1–3 функций. Но ее чувствительность к внешнему воздействию намного выше, реактивность с положительной обратной связью — сильнее. Именно поэтому негативная оценка, данная человеку, его деятельности или личностным качествам по аспекту четвертой функции, воспринимается им так болезненно. Интересно, что характер реакции человека на такую оценку по 4-й функции зависит от его установки по Берну [2]. Реакция вообще может быть двух видов: накопительная и оборонительная:
1. Накопление дальнейшего специфического опыта: если я плохо лазаю по канату, то буду это делать до тех пор, пока не научусь (F); если я не умею, не знаю, то буду прилагать усилия, чтобы суметь, узнать (P). Такая реакция свойственна скорее людям с установкой Я–Ты+;
2. Оборонительно-игноративная реакция: да, двойка по математике (L), но зато какой удар в левый верхний угол ворот! (F) Такая реакция свойственна скорее людям с установкой Я+Ты–.
Возможны, конечно, все промежуточные и смешанные варианты.
Корректнее, видимо, использовать такое название для этой функции — функция индивидуального опыта. Действительно, из четырех информационных векторов (определенных А. В. Букаловым): вектора глобальности, ситуации, норм и , формирующих аспектное пространство функции, в четвертой присутствует лишь один — вектор личного опыта [3]. Это означает, что по данному аспекту человек не может опереться ни на социальные нормы (вектор норм) — они ему в полном объеме и не известны. Не станет для него подспорьем видение и анализ сложившейся ситуации — она не простирается для него дальше его личных проблем, более широкий взгляд на ситуацию ему недоступен, поле зрения — намного у-же. Точно так же и никакие аспекты глобальности, ни мировые законы, ни гармонии, ни музыка сфер непосредственно этой функцией не воспринимаются. Только личный опыт. Поэтому и отношение к этому личному опыту соответствующее: бережное, аккуратное, педантичное, трепетное, нежное. Все тщательно собирается, складируется, инвентаризируется, проветривается и пересыпается нафталином.
В.Д.Ермак называет эту функцию — "функция социального опыта" [5]. Но с моей точки зрения это не вполне корректно. Хотя индивидуальный опыт и приобретается в том числе и в социальных контактах, но значение и ценность этого опыта прежде всего индивидуальны. Он не имеет общезначимой социальной ценности. Такую ценность могут приобрести только законченные "высказывания" по этой функции, то есть выражение человеком своей индивидуальности по соответствующему аспекту.
Та информация, которая усвоена по аспекту четвертой функции, — усвоена наиболее полно. Она прочувствована до самых мелочей, потому что продвижение в деятельности по этому аспекту возможно лишь самыми мелкими шагами.
Эта информация наиболее полно вербализуема. Ни одна другая функция не дает такой полной вербализации. Для функций витального кольца всегда остается часть недоосознанной информации, часть автоматизмов, непроизвольных реакций. Для функций ментального кольца — от первой до третьей — часть информации настолько плотно спрессована, упакована, сжата, что с трудом поддается описанию — невыразимо, за пределами слов остается еще очень и очень много — тем больше, чем выше информационная мерность функции. Для четвертой же, напротив, почти все , весь опыт, все навыки могут быть вербализованы, облечены в слова, высказаны. Но высказывания эти — краткие, не распространенные, довольно узкие, и нередко окружающими, типы которых имеют большую размерность по этому аспекту, воспринимаются как банальные.
Соответствующие действия (алгоритмы) также максимально детализированы и, по возможности, неизменны: "Я (моя мама, бабушка...) всегда делала так...". — "Попробуй иначе!". — "Зачем? Еще, чего доброго, не получится!..". Это нежелание менять привычные приемы действия и стереотипы поведения обусловлено трудностью и длительностью их усвоения. Но если уж человек ставит себе задачу научиться какому-то приему или способу, то посвящает этому значительные усилия и проявляет при этом завидную настойчивость.
Ни по какой другой функции человек не стремится к такой однозначности и точности, как по четвертой. Главное — определенность! Определенность разного рода, от "ты меня любишь?" (R) до "правильно я говорю?" (L). Ответ на такой вопрос принимается только однозначным: "да!" и никаких "но.." и "если". Конкретность здесь прежде всего. Человека интересует не обзор экономического состояния мировых рынков, а ответ на вопрос "где моя зарплата?" (P). Но потребовать по своей четвертой функции от окружающих ничего нельзя — не удается. Любое обсуждение выдвигаемых по этому аспекту требований неизбежно уводит от желаемой цели: настройка сбивается, волевого импульса не хватает.
Столь же однозначны, одномерны и реакции. Именно потому они производят впечатление несколько судорожных, внезапных, неожиданных, что возникают действительно внезапно и прорываются неудержимо. Так, если TP (ИЛИ) "довели" до эмоционального всплеска, то он будет весьма резким и неприятным для окружающих, реакция сенсорного отпора "загнанного в угол" LI (ЛИИ) способна удивить давно знающих его людей. Но и более спокойные проявления этой функции носят характер кратковременных всплесков. Например, мужчина IL (ИЛЭ), который усвоил правило хорошего тона, определяющее поведение на лестнице сопровождающего даму мужчины (а из многочисленных правил это для данного типа наиболее понятно, потому что имеет логическое обоснование: "мужчина должен находиться ниже дамы по лестнице, чтобы в случае необходимости поддержать ее", прочие правила воспринимаются этим типом скорее как странные условности), такой IL (ИЛЭ) регулярно "сбивается с ноги" при приближении к любым ступеням: "надо вспомнить, как себя вести".
Информационная одномерность четвертой функции связана с числом Миллера 7±2, являющимся первым членом "магического ряда" А.В.Букалова [4]. Отсутствие "глубины" в восприятии по этой одномерной функции приводит к тому, что соответствующие многомерные стимулы сужаются, "усекаются" и, в конечном итоге, воспринимаются как однородные (одномерные). Невозможность построить психологически значимую иерархию таких стимулов приводит к ограничению объема восприятия и памяти. По аспекту четвертой функции человеку зачастую не удается выделить приоритеты, отделить главное от второстепенного. Любой вопрос рассматривается одновременно как уникальный, требующий особого подхода, никогда и никем не решавшийся прежде (несмотря на то, что множество людей сталкиваются с подобными ситуациями и находят выходы из них), и в то же время этому вопросу придается общественная, глобальная значимость, требуется универсальное, общезначимое решение для него.
Специфика четвертой функции состоит не только в том, что для носителя определенного типа очень трудно игнорировать оценки своих действий по этому аспекту со стороны окружающих, но и в том, что от необходимости накопления соответствующей информации человеку не удается отстраниться. Конечно, потребность эта проявляется по-разному, но PT (ЛИЭ) устремляется к опасным, экстремальным видам спорта по той же причине, какая толкает IL (ИЛЭ) в соционику, ET (ЭИЭ) в изобразительное искусство, TE (ИЭИ) в программирование, а SE (СЭИ) в бухгалтерию.
Для PT (ЛИЭ) многочисленные сенсорные ощущения и переживания, получаемые в альпинизме, при погружении с аквалангом, прыжках с парашютом и прочих опасных занятиях, являются бесценной информацией по +S. Именно широта и многообразие этих ощущений, их апелляция к четвертой функции, столь жадной к накоплению опыта, приковывают PT (ЛИЭ) к себе. И если в спортивную секцию приходит довольно много молодежи иных типов, не PT, а, например, FL (СЛЭ), SP (СЛИ), то они со временем, "насытившись" этой специфической "белосенсорной" информацией, оставляют это занятие и переходят к другим. Для PT (ЛИЭ) же очень трудно освободиться от такого "подстегивания", в этом образе жизни и образе восприятия он находит все новые и новые грани.
На основании сравнения четвертой функции PT (ЛИЭ) и ET (ЭИЭ) можно проследить отличие семантики функции в зависимости от знака: +S и –S. Условно говоря, +S — это стремление к многообразию ощущений (ощущения должны быть всякими: и приятными, и нет, главное, чтобы соблюдался некий баланс между ними). –S — это уход от неприятных ощущений, стремление к комфорту, к созданию вокруг такой обстановки, которая несла бы ощущения, соответствующие потребностям человека. Именно отличие в знаке первой функции приводит к тому, что SE (СЭИ) "вписываются в складки местности", устраиваются и приспосабливаются, прилагая минимум усилий и производя минимум действий. SP (СЛИ), напротив, более настойчивы и деятельны в создании и обеспечении комфорта и удобства, причем не только своего собственного, — отсюда стремление к рационализаторству.
Подобное отличие можно проследить и в четвертой функции: ET (ЭИЭ) стремится создать в своем окружении определенную эстетику, привести его в соответствие со своими эстетическими потребностями, представлениями о приятных ощущениях, приятных сенсорных стимулах. Выражается это как творчество в области дизайна, изобразительного искусства. PT (ЛИЭ) же стремится воспринять и прочувствовать как можно больше сенсорных стимулов, различных по силе, интенсивности, окраске.
Стремление человека к реализации именно по аспекту четвертой функции обусловлено высокой значимостью для него этой стороны жизни. Пример с ET (ЭИЭ), среди которых мы находим многих творцов новой эстетики, не единичен. И теория интертипных отношений А.Аугустинавичюте [1] (все же — отношений, взаимодействий между людьми) тоже возникла из устремления IL (ИЛЭ) с четвертой функций отношений — R. Нередко TE (ИЭИ) "находит себя" в программировании и электронике, SE (СЭИ) обнаруживает, что "всегда мечтал стать главным бухгалтером", SP (СЛИ) становится актером. Именно об этой ситуации писал К.Г.Юнг: "легко может быть, что среди запущенных функций скрыты индивидуальные ценности неизмеримо высшие, которые, если для коллектива и не имеют большого значения, то для индивидуальной жизни являются драгоценнейшим кладом, жизненной ценностью, доставляющей единичному человеку чрезвычайную интенсивность и красоту жизни-" [7].
Творческое самораскрытие индивидуальности возможно через любой из восьми информационных каналов — аспектов информационного метаболизма. В том случае, когда этот аспект соответствует четвертой функции, творчество приобретает особые, специфические черты. Поскольку эта функция информационно одномерна и через нее транслируется индивидуалный опыт человека, то творчество проявляется прежде всего как оригинальный, во многом неожиданный и самобытный взгляд на мир. Таким образом выражается индивидуальное видение этого мира и проявляются те специфические, индивидуальные черты, которые присущи творческой личности.
Особое значение принимает четвертая функция в сфере воспитания, передачи личного опыта. Накопленный опыт передается детям как самое ценное, важное, полезное. Причем, поскольку информация по соответствующему аспекту хорошо организована, структурирована, "тщательно прожевана", эта передача происходит наиболее полно, без потерь. Единственная сложность порождается "конечностью", ограниченностью этого опыта. Поэтому, если у ребенка аспект, соответствующий четвертой функции родителя, оказывается сильным, многомерным — например, содержится в блоке Эго,- то ребенок довольно быстро перерастает родительский опыт, его видение мира в этой области оказывается более широким и полным. Отсюда недалеко до возникновения "проблемы отцов и детей" . И в этой ситуации совет родителю может быть таков: не стоит фиксироваться на ценности этой информации.
Этот совет применим ко всем конфликтам, возникающим в тех ситуациях, где задействована четвертая функция. Да, она весьма чувствительна, человека легко обидеть, задеть по этому аспекту. И знающему соционику следует быть осторожным в своих действиях и высказываниях, которые могут задеть четвертую функцию собеседника, партнера. Но ему также следует быть снисходительным к собственным реакциям и суждениям по своей четвертой функции, поскольку для многих других людей (иных типов) реальность, открывающаяся по этому аспекту, значительно отличается от того, что воспринимается им самим.
В целом люди уважительно относятся к чужому опыту и с пользой для себя выслушивают сообщения от четвертой функции. Люди — социальные существа, они активно делятся своим опытом с социумом. И дети тоже активно усваивают родительский опыт, пока не перерастут его.
Что же происходит с детьми гениев — теми, на ком "отдыхает природа"? Родитель, увлеченный и поглощенный деятельностью своего Эго (если речь идет о человеке, реализующемся через функции блока Эго), существенно меньше внимания уделяет наполнению четвертой функции и, что особенно важно, передаче подобной информации своим детям. Поэтому они не могут опереться на родительский опыт, а вынуждены совершать свои ошибки (см. эпиграф).
Мы рассматривали четвертую функцию преимущественно с точки зрения информационной мерности, оставив в стороне энергетическую мерность. А энергетически эта функция четырехмерна [3], и поэтому ее благополучие имеет большое значения для психического и соматического здоровья человека.
Когда наиболее значимыми для человека становятся проблемы, описание которых может быть дано в семантике его четвертой функции, возникает особая ситуация. Информационная одномерность этой функции не дает возможности разрешить эти проблемы единым, универсальным способом, воспринять их как часть более глобальных проблем и задач. Человеку сложно использовать нормированные, принятые в обществе способы решения подобных проблем — с его точки зрения его ситуация отличается от всех ранее случавшихся и эти способы для него непригодны. Но от так же не может вычленить несколько ситуативных положений и построить свое поведение вариативно, в соответствии с ними. Информационная одномерность вынуждает каждую возникающую трудность рассматривать как уникальную. Но поскольку энергетически функция четырехмерна, то поиск решения представляется остро необходимым, жизненно важным, индивидуально ценным. Благодаря притеканию большого потока энергии либидо к этой функции, на поверхность поднимаются содержания бессознательного, вплоть до содержаний коллективного бессознательного. И таким образом проблемы индивидуальности приобретают общезначимый характер не в их постановке и формулировке, а в способах их разрешения.
Изучение специфики действия своей четвертой функции является особенно ценным для саморазвития человека. Те комплексы, те затруднения, те сложности, которые он может осознать, познавая и анализируя специфику своего типа и своей четвертой функции, могут стать мощным толчком для психического и духовного совершенствования. Освобождаясь от них, он таким образом освобождается и от оков своего типа, учится на просто "жить в этой шкуре", а использовать ТИМ как инструмент познания мира, обнаруживает равно и ограниченность этого инструментария, и возможность преодолеть эту ограниченность.
Итак, объективно четвертая функция — орган, который подвержен управлению со стороны внешнего мира. Субъективно — это центр накопления индивидуального опыта. Подчеркну еще раз — индивидуального, своего собственного. То, каким образом он добыт, — в непосредственном столкновении с жизненными обстоятельствами или через призму опыта других людей (из общения с ними или из литературы и пр.) — не столь важно. Принципиально, что этот опыт пережит, прочувствован, проверен. Стоит прислушиваться к тому, что говорит человек со своей четвертой функции. Это — объективно, до тех пор, пока он говорит "я понял", "я умею". Личный опыт — объективен, обобщения — субъективны.
Л и т е р а т у р а:
1. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. //Соционика, ментология и психология личности. NN 1-5, 1997.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб.: Лениздат. 1992. — 400 с.
3. Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма. //Соционика, ментология и психология личности. - N 2. 1995.
4. Букалов А.В. Феномен структурирования психоинформационного пространства: иерархия объемов человеческого внимания, памяти и мышления. //Соционика, ментология и психология личности. - N 2, 1999.
5. Ермак В.Д., Росланкина Ю.В. Описание моделей ТИМа психики. //Соционика, ментология и психология личности. NN 2-5. 1999.
6. Карпенко О.Б. Несколько слов о четвертой функции. — Доклад на XIV Международной конференции по соционике, К., 1998.
7. Юнг К.Г. Психологические типы. Под общ. ред. В. Зеленского. — СПб.: "Ювента", М.: "Прогресс Универс". 1995.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
08.11.2007, 01:42
Аушра описывала "зов о помощи", идущий с 4 функции, говоря, что она отличается и повышенной консервативностью и вязкостью мышления и поведения, неспособной будучи на "повороты" без помощи авторитетов, без их СоГласия и напутствия, с опаской смотря на тех, кто творчески здесь играется (2ф):
[LLL] я ещё глупее, чем вы думаете, и не стараюсь быть иным
[RRR] я ещё хуже и бестактнее, чем вы думаете. и никто мне не нужен.
[SSS] я ещё более слабый и больной, чем вы думаете, и не стараюсь быть иным (заболевания параноидального или истероидного типа)
[TTT] мне ещё более страшно от всего того, что может произойти, но я ничего не предприму для изменения положения.
[PPP] я не только не знаю, что и как делать, но не могу и не хочу знать.
[EEE] а у меня вообще нет и не было никаких эмоций. эмоции других мне тем более не нужны.
[FFF] я не только не красив и не элегантен, но мне это и не нужно. не имею жизненных целей (или объектов любви), да они мне и не нужны.
[III] кому какое дело до того, что во мне? не хочу и не стесняюсь быть ни сильным, ни разумным (честным, благородным).

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
08.11.2007, 16:59
по 3 это звучало бы приблизительно так:
[LLL] я боюсь наук, прихожу в ужас от попытки понять системное знание, и поэтому, ведь нужно же как то вписываться, хотя бы азы просечь, чтоб сойти за умного.
[RRR] я боюсь отношений, прихожу в ужас от близости, открытости душевной, но, нужно же вписываться, поэтому, найти бы хотя бы свою ограниченную компанию, где не затопят душевностью, будет обладать стабильностью, чтоб не искать и не решать вновь проблем отношений.
[SSS] я боюсь за своё здоровье, надо бы иметь минимальный хотя бы комфорт, условия для стабилизации удобств.
[TTT] я боюсь неопределённости будущего, надо бы примазаться к какому то процессу, который имеет свои перспективы, и лучше б этим не грузиться, и пусть попроще перспективы.
[PPP] боюсь ставить цели, в ужас прихожу от того, что не знаю КАК их достичь, поэтому надо бы попроще, попримитивнее цели с очевидной выгодой и ... да пусть другие их мне обеспечивают.
[EEE] я боюсь эмоций, неуверен в том какую эмоцию я излучаю, поэтому, поиметь бы стандартный набор эмоциональных масок, ролевых состояний, и больше в этом направлении не дёргаться.
[FFF] я боюсь силовых проявлений, экспансии, агрессивности, иметь бы свою нишу, за которую отвечаю, отгородившись от остального и хорошо бы.
[III] я боюсь быть непонятым и не понимаю возможностей в ситуации, поэтому, проще владеть теми очевидными возможностями, что есть ...

И поэтому, если АВ ...если 3 сталкивается с границами и сопротивление включилось, то
[III] старается выглядеть понимающим, проявляя интеллектуализм, видя кругом заумничающих людей или тупарей ...
[FFF] старается выглядеть сильным, лидером, проявляя агрессивность восприятия, чувство жития среди агрессивных людей ...или слабаков.
[EEE] старается выглядеть эмоциональным, неся маску радости, видя кругом упадок эмоциональный, безэмоциональность, некую безжизненность ...
[PPP] старается выглядеть деловым, видя кругом безделие или суперсуету, по факту суету или безделие и задавая.
[TTT] старается выглядеть чувствующим время, знающим перспективы, видя кругом недальновидность или глупые прогнозы ...
[SSS] старается выглядеть здоровым, гармоничным, пропорциональным, слаженным, видя кругом дисгармонию, нездоровье ...
[RRR] старается иметь стабильные отношения, видя кругом нестабильность отношений ... следуя морали своей, видя кругом аморальность.
[LLL] старается выглядеть знающим, видя кругом незнание, системные нарушения ...