PDA

Просмотр полной версии : Соционика и Берновские ипостали ролевые


Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
16.07.2007, 19:16
http://www.socioforum.ru/viewtopic.php?t=335

Сегодня вашему вниманию я хочу предложить отрывок из книги "Формы человеческих отношений" известного и популярного в России американского психотерапевта Эрика Берна. Многим хорошо знакомы его книги "Игры, в которые играют люди" и "Люди, которые играют в игры".
Э. Берн - основатель трансакционного метода, представитель школы психоанализа. Основаная тема его исследования - межличностные отношения, скрытые смыслы и манипуляции межличностных взаимодействий. В своей концепции Э. Берн использовал модель личности З. Фрейда. Эго - Взрослый, Суперэго - Родитель, Ид - Ребенок. Эти названия, на мой взгляд более наглядно демонстрируют функции каждого из аспектов личности. Напомню так же, что в соционике:
Эго, Взрослый - целевая и творческая функции (1 и 2)
Суперэго, Родитель - ролевая и КНС (3 и 4)
Ид, Ребенок - суггестивная и референтная (5 и 6)

Интимность - наиболее близкая и искренняя форма человеческих отношений, проявление экзистенциальных (сущностных) потребностей человека. В дуальности ее проявить проще всего. Но этому может помешать излишнее, дисгармонизирующее влияние привычки ограничивать отношения позициями Взрослого и Родителя. И Ребенок, привычно отвечающий себе "нет!", предпочитающий навязаные ему долженствования. Надеюсь, глава из книги Э.Берна поможет осознать важность присутствия Ребенка для создания близких отношений.




Интимность

Чем ближе становятся люди, тем более независимыми и
самостоятельными становятся их отношения. Поэтому о самых
близких отношениях мы знаем меньше всего. Люди, например,
пытались определить интимность в течении 5000 лет вплоть до
современности с незначительным успехом. Однако я думаю, что
используя идею эго-состояний, мы можем сказать о ней больше,
чем кто бы то ни было раньше.
Интимность -- это искреннее отношение на уровне
Ребенок-Ребенок без игр и взаимной эксплуатации. Они
устанавливаются Взрослыми эго-состояниями обеих сторон так, что
они очень хорошо понимают совместные контракты и обязательства
друг перед другом, причем иногда не сказав об этом ни одного
слова. По мере того, как это понимание становится более ясным,
Взрослый постепенное покидает сцену, и, если Родитель не
мешает, Ребенок становится все более и более раскованным и
более и более свободным. Действительные интимные трансакции
происходят между двумя Детскими эго-состояниями. Взрослый,
однако, по-прежнему остается на заднем плане как наблюдатель
для того, чтобы быть уверенным, что обязательства и ограничения
выполняются. Взрослый также имеет задание удерживать Родителя
от вторжения и разрушения ситуации. Действительно, способность
к интимности зависит от способности Взрослого и Ребенка не
допускать Родителя когда нужно, но еще лучше, если Родитель
благожелательно дает разрешение, или, самое лучшее, поощряет к
продолжению отношений. Поддержка Родителя помогает Ребенку
избавиться от страха перед интимностью и гарантирует, что его
не будет сдерживать бремя или угроза вины.
Реальность этого диалога между тремя эго-состояниями может
быть проверена любым внимательным человеком, который близок к
тому, чтобы вступить в интимные отношения. Если он внимательно
прислушается к голосам в его голове, он услышит Ребенка, с
энтузиазмом высказывающего желание идти вперед и познакомиться
с человеком лучше, Взрослого, говорящего: "Я думаю, ты нашел
правильного человека", и Родителя, либо ворчащего о каких-либо
вопросах типа социального устройства или религии, либо
вставляющего самые одобрительные комментарии типа: "Ты заслужил
право хорошо провести время в свой отпуск, но когда вернешься
обратно, будешь старательно работать", на что Ребенок с
готовностью кивает и обещает так и сделать.
Поскольку Ребенок свободен от Взрослой осторожности и
Родительского критицизма, он испытывает чувство подъема и
осведомленности. Он начинает видеть и слышать, и чувствовать
так, как это ему действительно хочется, так, как с самого
начала чувствовал прежде, чем он был испорчен его живыми
родителями. В этом автономном состоянии ему больше не требуется
ни давать вещам имена, как этого обычно добивался Взрослый, ни
отчитываться в своем поведении, как этого требовал Родитель. Он
свободен отвечать прямо и спонтанно на то, что он видит, и
слышит, и чувствует. Поскольку обе стороны доверяют друг другу,
они свободно открывают друг другу свой тайный мир восприятия,
опыта, поведения, не спрашивая ничего взамен, кроме наслаждения
открываться без страха.
Для того, чтобы иметь этот вид отношений, Ребенок должен
освободиться от внутреннего Родителя по той же самой причине,
по какой он должен отделиться от реальных родителей.
Беззаботное сексуальное удовольствие и интимность, например,
будут почти невозможны, если один из его живых родителей будет
стоять позади него, и те же трудности возникнут, если станет активным внутренний Родитель как призрак в спальне. Он также
должен освободиться от его Взрослого, поскольку его Взрослый
ждет от него поисков смысла. Поиски смысла -- один из первых
способов, каким родители портят своих детей. К примеру, они не
долго дают им слушать с чистым и спонтанным удовольствием. Рано
или поздно, в момент, когда ребенок слушает песню птицы, отец и
мать скажут "Птичка, птичка", и ребенок должен повторить
"Птичка, птичка". Позднее ему может быть придется научиться
называть разницу между воробьем и сойкой. Эта Взрослая
деятельность отвлекает Ребенка от слушания. Конечно, такое
обучение необходимо и ценно, и ребенок не мог бы выжить без
него в свои взрослые годы. Что оказывается неверным в
большинстве случаев, это то, что человек уже никогда не
оказывается снова способным приостановить это Взрослое
функционирование, так что после раннего детства большинство
людей никогда больше по-настоящему не слышат птичьего пения.
То же происходит с тем, как люди смотрят. Родители учат
детей тому, что им не разрешается пристально смотреть на людей
потому, что это грубо, за исключением случаев, когда они делают
это для специальной цели, возможно в профессиональной
деятельности, такой как парикмахер, дерматолог или психиатр.
Результат таков, что большинство людей никогда по-настоящему не
видят другого человека после возраста пяти лет. В отношениях
близости каждая сторона возвращается к исходному наивному
Детскому эго-состоянию, в котором она свободна от подобных
Родительских запретов и Взрослых требований и может видеть,
слышать и пробовать на вкус то, что предлагает ей мир, в самом
чистом виде. Эта свобода Ребенка является неотъемлемой чертой
близости, и она превращает вселенную, включая солнце, луну и
звезды в золотое яблоко, которым могут наслаждаться обе
стороны.
Бывает и такая вещь, как односторонняя близость, в которой
одна сторона готова к близости, а другая сопротивляется. Это
нечто вроде типичной Бальзаковской ситуации, в которой одна
сторона готова к любви и любит, в то время как другая сторона
лишь разрешает себе быть любимой. Такая расстановка может
эксплуатироваться недобросовестными людьми для своих
собственных преимуществ. Многие проститутки и куртизанки знают
как освобождать открытого и интимного Ребенка в мужчинах без
ослабления собственной бдительности, а сводники и хищники среди
мужчин могут эксплуатировать подобным образом женщин.
................
Главным препятствием для близости похо-
же, является критический Родитель, а после него нечестный Ребе-
нок. Это поучительно, поскольку это работает, но требуются
дальнейшие исследования, прежде чем твердые выводы будут сдела-
ны.
Однако, чтобы быть справедливым в отношении родителей,
следует сказать, что среди них много таких, кто успешно учит
своих детей видеть и слышать больше и лучше, быть открытым для
близости, и отличать ее от сексуальности.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
08.09.2007, 13:20
http://www.socionik.com/thread/7347-last.html
чуть ли не самост вар соционики и берна чуть в комплексе:

1. Состояния животного сознания разделяются по первому параметру на субъектные, или интровертные, и объектные, или экстравертные. В первом случае деятельность определяется внутренними интенциями, во втором - реакцией на внешние причины.

По второму параметру состояния разделяются на сенсорные и интуитивные. Сенсорные состояния исходят из отдельных моментов содержания сознания, независимо от того, получено это содержание извне или изнутри. Отдельные моменты, вызывающие эмоциональную реакцию, непосредственно проявляются в действии, сознание эмоционально и импульсивно реагирует на каждый возникающий элемент содержания. Интуитивные состояния сначала интуитивно объединяют разрозненные эмоциональные моменты в некие концепты, интегрируют в себе множество импульсов и только затем совершают действия, имеющие взвешенный характер.

Два параметра определяют 4 основных типа состояний. Сенсорно-интровертивный тип (00) представляет собой состояние Естественного Ребенка (ЕД), хаотично и эмоционально проявляющего свои внутренние интенции и игнорирующего объективные процессы вокруг себя. ЕД стремится непосредственно удовлетворять свои сиюминутные желания и отключается, обижаясь на весь мир, сталкиваясь с препятствием, которое он даже не думает исследовать и обходить. В состоянии эйфории или злости он лезет напролом, думая только о непосредственном удовольствии от реализации своего желания.

Сенсорно-экстравертивный тип (01) называется состоянием Адаптивного Ребенка (АД). В этом состоянии человек ищет сенсорных впечатлений и эмоционально реагирует на них, легко поддается внешнему влиянию и готов следовать за интересным содержанием или сильным человеком куда угодно, не задумываясь о последствиях. Постоянная потребность в ином вызывает сильное чувство неуверенности в самом себе.

Интуитивно-интровертивный тип (10) называется состоянием Родителя (Р). В этом состоянии человек образует интегральное мнение о предмете, его свойствах и возможностях, которое становится для него важнее самого предмета. Через свое мнение Родитель владеет предметом и пытается удержать его в рамках своего мировоззрения, принимая за него решения и используя в своих целях. Закрываясь от объективности своими предвзятыми мнениями, человек ощущает полную уверенность в себе и не имеет сомнений в своих действиях, заставляя других подчиняться себе. С другой стороны, столкнувшись с неповиновением, он теряется и оказывается неспособным находить компромиссы.

Интуитивно-экстравертивный тип (11) называется состоянием Взрослого (В). Здесь человек объективно оценивает среду и определяет себя относительно нее. Учитывая множество факторов, он интуитивно находит оптимальное решение в любой ситуации. Хорошо развитое чувство приспособления к иному лишает его творческой энергии субъективности, ему трудно принимать решения в отсутствие давления среды. Он не любит выходить на первый план, командовать или подчиняться, а предпочитает держаться в тени, являясь "человеком за сценой". Конфликтные ситуации он пытается разрешать при помощи рассуждений и анализа своего положения. Он любит ставить себе цели и последовательно добивается их осуществления.

2. При взаимодействии друг с другом оба партнера находятся в определенных состояниях, которые могут быть совместимыми или несовместимыми, что является причиной многих конфликтов и недопониманий. Если один последовательно осуществляет какую-то цель, ограничивая се6я ради ее достижения, а другой в это время балуется и дурачится или думает о чем-то своем, то они не находят общего языка. Необходимо сначала добиться совместимых состояний, что осуществляется сменой состояния одного из партнеров. Если другой находится в состоянии Естественного Ребенка (ЕД), то с ним можно адекватно взаимодействовать, только находясь в том же состоянии.

При общении двух ЕД один находится в активной позиции и пытается удержать ее, непрестанно помыкая другим. Другой находится в пассивной позиции вынужденного безусловного подчинения, являясь марионеткой и игрушкой в руках первого, стремясь при этом перейти в активную позицию.

Два АД могут совместно эмоционально реагировать на внешнее содержание. При этом когда один активно реагирует, то второй воспринимает эту реакцию как самостоятельное внешнее содержание, требующее собственного реагирования. Реагирование заключается в эмоциональном воспроизведении выделенного момента или просто в эмоциональной реакции, когда ее предмет очевиден ("Ух, здорово!"; "Ах, какая жалость!"; "Бедненький!"; "Повезло же ему!"; "Как это прекрасно!"; "Верно сказано!"; "Безобразие!"; "Какой ты злой!"). Контроль состояния проявляется в разумном объяснении причин данной эмоции. Воин всегда способен выразить в словах, что конкретно и почему ему понравилось или не понравилось. Вообще одна из главных задач разума - познать душу, раскрыть внутренний смысл чисто эмоциональных и интуитивных реакций. Это не значит, что воин не имеет эмоций или подавляет их в себе. Эмоции возникают как удивление от встречи с непонятным. Если т/сб движется по замкнутым орбитам, то сознание закрыто. Открытый человек не замкнут в своих орбитах, и его т/сб постоянно встречает новое содержание. Воин стремится быть максимально открытым, и чем больше он знает, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. Рассудочная адаптация закрывает сознание, разум и путь воина открывают его. Подавление эмоций связано с наличием других, более сильных эмоций, застывших и принявших форму комплексов и фобий. Выслеживая себя, воин вскрывает эмоциональные противоречия и снимает их, освобождая сознание.

Два Родителя обмениваются своими мнениями относительно данного предмета. Если этим предметом является один из Родителей, то возникают конкурентные отношения, в которых один навязывает свое мнение другому, а другой отстаивает своим поведением собственное мнение, что тоже является формой обмена мнениями.

Два Взрослых своими действиями и словами обсуждают различные методы и последовательность достижения общей цели. При этом, когда один действует, другой воспринимает это как элемент среды, требующий включения в интуитивный анализ.

3. При любом взаимодействии в каждый момент времени один находится в активной позиции, другой - в пассивной.

При взаимодействии активного ЕД и пассивного АД возникает условная совместимость, при которой каждый оценивает другого как находящегося в том же состоянии. Это недопонимание вызывает конфликты, которые сглаживаются тем, что один из участников взаимодействия переходит в усл/с другого.

На практике действительные состояния часто скрываются за условными. Например человек делает вид, что находится в состоянии В, а на самом деле транслирует состояние Р: Р(В)=10(11). Делая вид, что его интересует достижение какой-то цели, он на самом деле высказывает свои устоявшиеся мнения об окружающих, критикуя и одобряя их. Действительное состояние В воспринимает объекты как данность и думает об оптимальном движении в их поле, не рассматривая вопроса о том, насколько хороши эти объекты. Состояние Р, наоборот, больше интересует соответствие объекта своему представлению о нем.

АД по своей воле выбирает, чему ему следовать, и не терпит насилия. Р на первый взгляд желает блага своему предмету, но его забота определяется собственным мнением о том, что лучше для другого, поэтому отношения с АД также сопровождаются конфликтами, причем эти конфликты труднопреодолимы, т. к. не существует простого усл/с, которое связывало бы Р и АД. Им приходится находить взаимопонимание на нейтральной почве 1-го или 4-го состояний.

В отношениях Р и ЕД Родителю не нравится безответственность и непоследовательность ЕД, а ЕД возмущает занудство Р и его знание того, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно.

В отношениях ЕД и АД последнему не нравится насилие над собой, а ЕД считает АД скучным и неинтересным.

Родителю не нравится во Взрослом его беспринципность, а Взрослому - то, что Р не замечает очевиднейших вещей и спорит с камнем, вместо того чтобы обойти его.

Отношения между ЕД и В вообще не находят точек соприкосновения. Взрослому не нравится в АД его несамостоятельность, разбросанность и способность увлекаться отдельными аспектами в ущерб другим. АД не нравится, что В часто отвлекает его от интересных вещей и вынуждает заниматься скучными: я хочу посмотреть интересную передачу, а он говорит, что сначала нужно сделать уроки.

Бывает, что усл/с совпадают, а действительные различаются. Такая ситуация возникает, когда сталкиваются несовместимые состояния (1-4, 2-3), в этом случае они встречаются на нейтральной территории. Формально они не могут предъявить претензий друг к другу, но оба чувствуют противоположность мотивов и внутреннюю несовместимость друг с другом. ЕД и В, формально уступая друг другу, могут находить почву для мнимого примирения в состоянии АД или Р, но от этого противоречия, убранные с поверхности, не становятся менее жесткими. Два других врага - АД и Р - надевают маски ЕД или В с тем же успехом.

Если два человека длительное время осуществляют скрытые несовместимые трансакции, то у них вырабатывается стойкое неприятие друг друга.

Общение в разных состояниях должно естественным образом переходить в общение в одном состоянии, но для этого один из партнеров должен уступить.

Нежелание уступать обусловливается привязанностью людей к определенным состояниям. АД не может быть чистым состоянием подчинения другому, так же как Р не может быть состоянием безусловной власти в заботе о другом. Оба состояния, как принадлежащие животному сознанию, отображают определенные виды животных, которые должны уметь общаться между собой в пределах своего вида. АД есть состояние свободного следования за сильной личностью, имеющей власть и побеждающей других, подражание ему и приобретение его сильности. Едва сильная личность начинает указывать, что АД должен делать, как у того возникает протест.

Идеальным партнером для АД является сильная личность в состоянии АД, просто позволяющая быть рядом, но не обращающая на него внимания. Понимание АД и Р как состояний рабства и господства является недостаточно правильным, подчинение присутствует в той или иной форме во всех состояниях животного сознания.

Порождающая схема, основанная на независимом поведении (ЕД), рабстве (АД), господстве (Р) и размышлении (В), не отражает специфики состояний индивидуальных отношений. Независимое поведение находится просто вне отношений с другим, а размышление присуще любому состоянию как форма разумного контроля той или иной ступени.

4. Любой человек может находиться в каждом из 4 состояний, в зависимости от сложившейся ситуации. При слабом внешнем давлении человек входит в привычное состояние, которое является для него наиболее комфортным. Предпочтительность состояния определяется прежними успешными пребываниями в нем.

Успешное и удовлетворительное пребывание в данном состоянии зависит, при прочих равных условиях, от врожденного состояния. В детстве человек стремится реализовать свое врожденное состояние во всех случаях. Затем он замечает его неадекватность в большинстве ситуаций, и у него возникает чувство неполноценности. Для его компенсации сознание выдвигает альтернативное состояние, отличающееся всеми двумя параметрами, - состояние, в котором сознание чувствует себя наиболее неуверенно. Это альтернативное состояние становится психологической целью, достижение которой позволит расширить спектр успешных состояний и избавиться от комплекса неполноценности.

Для осуществления этой цели человек совершенствует свой характер, овладевая дополнительными состояниями, согласно общей схеме усл/состояний. Сначала он может овладеть двумя состояниями, отличающимися от врожденного одним параметром, затем на их основе овладеть альтернативным состоянием, отличающимся двумя параметрами.

Выбор пути скорейшего достижения альт/с зависит как от внешней среды, так и от внутренней установки сознания. Внутренняя установка определяется желанием скорейшего достижения альт/с, поэтому сознание предпочитает сначала овладеть состоянием, отличающимся первым параметром, как наиболее заметным.

Врожденное состояние вместе с путем достижения альт/с образует так называемый тип души. Все четыре состояния выступают как каналы связи с реальностью.

Первый канал (основной) - самый мощный, в наибольшей степени определяющий психологический тип человека. В этом состоянии человек наиболее уверен в себе, легко ориентируется, спокойно переносит критику и шутки в свой адрес. По этому каналу он получает наиболее полную и объективную информацию о мире.

Во втором канале (суггестивном) человек чувствует себя настолько неуверенно, что позволяет внешним воздействиям влиять на состояние. Здесь сознание неустойчиво в себе и легко поддается внушениям и советам.

Третий канал (альтернативный) наиболее важен для сознания, оно уделяет ему повышенное внимание и, подражая успешным реализациям этого состояния у других, настойчиво и жестко держится за него, считая пребывание в нем своим достижением.

Оставшееся состояние образует дополнительный (творческий) канал. Он чаще всего включается в критической обстановке при угрозе потери контроля над ситуацией, как первая форма самозащиты. Человек чувствует себя в этом состоянии относительно уверенно, но, вместе с тем недостаточно понимая его отдельные моменты, творчески интерпретирует их, варьируя и приспосабливая к ситуации.

5. Будем называть время одного состояния солнечной неделей, а цикл, состоящий из 4 состояний, - солнечным месяцем. Первые типы рождаются в первые недели каждого солнечного месяца, и так далее.

1 тип 2 тип

22.12-1.1 00000 2.1-12.1 00001

4.2-14.2 00100 15.2-25.2 00101

21.3-31.3 01000 1.4-11.4 01001

5.5-16.5 01100 17.5-28.5 01101

22.6-3.7 10000 4.7-15.7 10001

9.8-19.8 10100 20.8-31.8 10101

23.9-4.10 11000 5.10-15.10 11001

8.11-18.11 11100 19.11-29.11 11101

3 тип 4 тип

13.1-23.1 00010 24.1-3.2 00011

26.2-9.3 00110 10.3-20.3 00111

12.4-23.4 01010 24.4-4.5 01011

29.5-9.6 01110 10.6-21.6 01111

16.7-27.7 10010 28.7-8.8 10011

1.9-11.9 10110 12.9-22.9 10111

16.10-26.10 11010 27.10-7.11 11011

30.11-10.12 11110 11.12-21.12 11111

Примерами людей 1-го типа являются Рубенс, Гоголь, Гессе, Декарт, Лейбниц, Фихте. 2-й тип: Дюрер, Ницше, Вагнер, Гете, Энгельс, Локк, Милль, Лотце. 3-й тип: Фейербах, Пушкин, Кант, Конт, Бэкон, Байрон, Ленин, Гитлер, Горбачев. 4-й тип: Шеллинг, Маркс, Спенсер, Пикассо, Сталин.

1 тип - человек настроения, легкий, увлекающийся, с подвижным сознанием, любит непосредственные удовольствия, любит поесть, особенно сладкое; п/в выше нормы и, как правило, не удовлетворяется одним половым партнером; такой человек ищет впечатлений и возможности проявлять эмоции.

2 тип - легко подчиняется необходимости, имеет склонность к логическому мышлению, хороший исполнитель, но при наличии нескольких сильных влияний - разбросан, непоследователен и ненадежен; хорошо чувствует предмет, погружается в него полностью, теряя из виду другие предметы; неуверен в себе, но, при однозначной ситуации, напорист и безжалостен, склонен к интригам.

3 тип - уверен в себе, легко высказывает свои мнения и суждения об окружающих, хорошо управляет другими и структурирует время, имеет развитое эстетическое чувство и хороший вкус.

4 тип - хорошо чувствует ситуацию и приспосабливается к любой обстановке, последователен, целеустремлен, надежен, имеет развитое чувство долга, спокоен, уравновешен, несколько угрюм, хладнокровен, склонен к ремеслу, любит порядок, неуютно чувствует себя без занятия и дела; не любит пустой болтовни и обмена впечатлениями, хорошо сотрудничает с другими при выполнении какого-нибудь дела.

6. По третьему параметру каждый из четырех типов распадается на рациональный и иррациональный. Поведение рационального типа определяется ясно видимыми причинами непосредственно наблюдаемых свойств предмета. Поведение иррационального типа зависит в первую очередь от непосредственно не наблюдаемых системных форм целостности предмета. Рациональный тип всегда отделяет предмет от самого себя, в то время как для иррационального типа предмет находится в органическом единстве с субъектом и не поддается механическому анализу и абстрактному рассмотрению: здесь предметом является общность, включающая меня и предмет противопоставления. Рациональный тип имеет механистическую логику мышления в представлениях, где определенность каждого представления совпадает с его местом в суждении и предмете. Иррациональный тип имеет органическую логику символического мышления, где определенность, кроме своего реального отношения, имеет существенные мнимые отношения с предметом рассмотрения, в результате чего поступок не имеет прямого рационального объяснения, а требует привлечения таких структурных единиц значимости, как благо семьи и общества, соблюдение моральных принципов и норм поведения.

По четвертому параметру каждый из 8 типов распадается на этический и логический. Для этика отношение к предмету определяется чувством и не зависит от поведения предмета. Для логика отношение к предмету определяется поведением предмета. Для этика первое впечатление или принятое решение является устойчивым и доминирующим в развитии отношений с предметом. Отношение логика к предмету постоянно меняется в зависимости от поведения предмета. Половые и семейные отношения находятся в сфере этики, а индивидуальные и общественные отношения - в сфере логики. При анализе ситуации для этика важны отношения между людьми, а для логика более важными являются свойства характера людей и их реакции.

Обозначим 16 типов животного сознания именами персонажей "Трех мушкетеров":

0000 этико-рациональный сенсорный интроверт

(ЭРСИ) - Миледи;

0001 этико-рациональный сенсорный экстраверт

(ЭРСЭ) - г-н Бонасье;

0010 этико-рациональный интуитивный интроверт (ЭРИИ) - герцог Бэкингем;

0011 этико-рациональный интуитивный экстраверт (ЭРИЭ) - граф де Рошфор;

0100 этико-иррациональный сенсорный интроверт (ЭИСИ) - Констанция;

0101 ЭИСЭ - королева Анна;

0110 ЭИИИ - Людовик XIII;

0111 ЭИИЭ - Ришелье;

1000 логико-рациональный сенсорный интроверт (ЛРСИ) - Мушкетон;

1001 ЛРСЭ - Базен;

1010 ЛРИИ - Планше;

1011 ЛРИЭ - Гримо;

1100 ЛИСИ - Портос;

1101 ЛИСЭ - Арамис;

1110 ЛИИИ - д'Артаньян;

1111 ЛИИЭ - Атос.

Единичка имеет некоторое условное преимущество над нулем. Тип души, имеющий те же единички, что и исходный, имеет психологическое преимущество над ним.

Над Миледи все имеют психологическое преимущество. Над Бонасье - Рошфор, Анна, Ришелье и т. д. - все экстраверты. Над Бэкингемом - Рошфор, Людовик, Ришелье, Планше, Гримо, д'Артаньян, Атос. Над Рошфором - Ришелье, Гримо, Атос. Над Констанцией - Анна, Людовик, Ришелье, Портос, Арамис, д'Артаньян, Атос. Над Анной - Ришелье, Арамис, Атос. Над Людовиком - Ришелье, д'Артаньян, Атос. Над Ришелье - Атос. Над Мушкетоном - все мушкетеры и их слуги. Над Базеном - Гримо, Арамис и Атос. Над Планше - д'Артаньян и Атос. Над Гримо - Атос. Над Портосом - все мушкетеры. Над Арамисом - Атос. Над д'Артаньяном - Атос. Над Атосом никто не имеет психологического преимущества.

Ноль более энергетичен, чем единица. Миледи самая энергетичная. Среди мушкетеров Портос энергетичнее всех, Атос наименее энергетичен. Схема энергетического преимущества обратна схеме психологического преимущества.

7. Самым важным для характеристики состояний является первый параметр; второй параметр проявляется в два раза слабее, третий - в четыре раза слабее первого, и т. д.

На примере п/в рассмотрим важность данного состояния для всех типов души. Если обозначить силу проявления п/в для Атоса (1111) за единицу, то для Ришелье (0111) она составит 1+2=3, для Гримо (1011): 1+4=5, для Арамиса (1101): 1+8=9, для д'Артаньяна (1110): 1+16=17. Тогда у Миледи (0000) п/в достигает максимума: 1+2+4+8+16=31.

Можно считать, что у типов души с индексом п/в от 1 до 10 п/в ниже нормы, у типов с индексом от 11 до 21 - в норме, а у типов с 22 до 31 - выше нормы.

Перечислим типы с п/в выше нормы: 0000 (31), 0100 (27), 1000 (29), 1100 (25), 0010 (23), т. е. это все первые типы души (00) и этико-рациональный третий тип.

Типы с пониженным п/в: 1111 (1), 0111 (3), 1011 (5), 0011 (7), 1101 (9), т. е. все четвертые типы (11) и логико-иррациональный второй тип.

Остальные 6 типов условно попадают в норму: 0001 (15), 0101 (11), 1001 (13), 0110 (19), 1110 (17), 1010 (21). Аналогичным образом можно рассчитать силу проявления любого другого состояния. Например, организаторские способности выше нормы у следующих типов: д'Артаньян 1110 (31), 0110 (29), 1010 (27), 0010 (25), 1100 (23), 0100 (21). Надежность и чувство долга выше нормы у следующих типов: Атос 1111 (31), 0111 (29), 1011 (27), 0011 (25), 1101 (23), 0101 (21).

Вместо абсолютных цифр можно использовать проценты. Например, д'Артаньян имеет организаторских способностей на 100%, чувства долга - на 48%, а п/в - на 55%.

8. Характеризовать типы можно перечисляя качества основного состояния, а затем - качества остальных состояний, с указанием степени их проявленности. Тогда применительно к каждому типу придется перечислять качества всех состояний. Проще характеризовать только основное состояние и указать его вес у других типов.

Покажем процедуру определения значения качеств данного состояния на примере Миледи. Основное состояние 0000. Тип души, отличающийся только 4-м параметром, имеет эти качества на 94% (1000). Отличающийся третьим параметром - на 87% (0100). Отличающийся 3-м и 4-м параметрами - на 81% (1100). Отличающийся вторым параметром - на 74% (0010), и т. д.: 2-м и 4-м - 68% (1010), 2-м и 3-м - 61% (0110), 2-м, 3-м и 4-м - 55% (1110). Остальные 8 типов, отличающиеся 1-м параметром, имеют проявления ниже среднего, т. е., скорее, имеют противоположные качества: отличие по параметру 1 - 48% (0001), по параметрам 1 и 4 - 42% (1001), 1 и 3 - 35% (0101), 1, 3 и 4 - 29% (1101), 1 и 2 - 23% (0011), 1, 2 и 4

- 16% (1011), 1, 2 и 3 - 10% (0111), 1, 2, 3 и 4 - 3% (1111).

0000 Миледи. Для основного состояния этого типа души характерны непосредственные формы п/в, обольщение и соблазнение. Не обладая достаточным чувством меры взаимодействия между людьми, этот тип игнорирует условности, идя к осуществлению своих желаний прямым путем. Максимальная энергетичность, не имеющая собственной определенной направленности и проявляющаяся, когда прижимают к стенке, в стремлении к выживанию. Не признает ограничений, впадает в неистовство и мстит, не зная меры. Подвижная, неустойчивая психика; такой человек быстро пьянеет и впадает в транс.

0001 Бонасье. Впечатлительная натура, хаотически меняет свои мнения под воздействием внешних влияний. Легко поддается внушениям и ожесточенно их отстаивает. Стремится компенсировать неуверенность в себе внешними факторами благополучия.

0010 Бэкингем. Имеет обо всем собственные суждения, привязан к ним и ограничен ими. Большое внимание уделяет внешнему виду предмета и себя, любит красивые вещи, имеет хороший художественный вкус. Властен, к поставленной цели идет напролом, не приспосабливаясь к обстоятельствам.

0011 Рошфор. Хорошо чувствует обстановку, легко приспосабливается к среде. Турист, любит путешествовать и везде создает себе комфорт из подручных средств, довольствуясь малым.

0100 Констанция. Существенным являются близкие, семейные отношения с другими. Близким людям готова всемерно помогать, чужих людей боится. У нее трудно завоевать доверие, но, добившись его хорошим и ласковым обращением, можно рассчитывать на ее участие и сочувствие, которое, однако, не имеет конкретных деловых форм реализации. Готова помочь всем, чем угодно, но не знает - как лучше. Требует от других такого же безусловного, не ограниченного ни чем сочувствия и помощи. Не отделяет себя от другого в личном контакте, легко забывает обещания при выходе из контакта, и может обещать прямо противоположное при личном контакте с другим человеком. В момент сочувствия и отождествления она искренне готова на все, но легко меняет настроение и забывает обещанное.

0101 Анна. Семья стоит на первом плане. Верная жена, считает своим долгом блюсти семейные обязательства. Не терпит в себе и других невыполнения того, что человек должен был сделать. Любит распределять обязанности и придерживается этого распределения до новых событий, которые могут легко изменить обязанности. Гибко реагирует на складывающиеся обстоятельства и, в силу этого, не отличается последовательностью, Любое решение стремится обосновать, легко поддается логике другого.

0110 Людовик. Любит принимать решения за других, указывать - что кому надо делать. Жестко придерживается принятых решений, но если вскрываются новые обстоятельства дела, может пересмотреть прежнее решение, при этом сердится на тех, кто его дезинформировал. Мстителен, но отходчив, если видит раскаяние и готовность подчиняться. Занят повседневными делами, мало думает о прошлом или будущем.

0111 Ришелье. Предпочитает держаться в тени, но контролировать ситуацию. Любит брать на себя дополнительные трудновыполнимые обязанности и через них ставить в зависимость от себя других и управлять ими. Легко находит и старается контролировать ключевые моменты реальности, могущие оказать переломное влияние на развитие ситуации. Держит в руках все нити, но не выставляет себя на первый план лидерской позиции. Говорит мало и взвешено, воздерживается от скоропалительных суждений. Слабо подвержен влиянию настроения.

1000 Мушкетон. Раскрепощенный, уверенный в себе человек, которому нет дела до окружающих. Любит болтать и высказывать свои суждения по любому поводу. Мнения носят импульсивный и непоследовательный характер. Любит свою персону и старается всячески ублажить ее. Потакает себе во всем и индульгирует. Веселый остроумный собеседник, не внимателен к другим.

1001 Базен. Мнителен и неуверен в себе. Ценит силу и ловкость, стремится подражать удачливым людям, перенимая у них все хорошее. Критерием правильности является результат, успех. Склонен сомневаться и подвергать критическому анализу различные возможности. Тяжело дается самостоятельное принятие решений. Хороший ученик, любит образование и ученость, занимается самообразованием.

1010 Планше. Самоуверенный, склонный опредмечивать других и принимать за них решения, которые, с его т/зр, будут лучше для них, чем их собственные решения. Заботится об окружающих, об их благе. Любит давать советы и указывать что делать. Советы носят общий, "философский" характер, в конкретных ситуациях часто путается и совершает опрометчивые поступки. Не любит людей, относится к ним снисходительно, часто - нарочито дружелюбно и запросто. Хороший руководитель, замечает все достоинства и недостатки своих подчиненных и использует их в соответствии с их возможностями. Успешно управляет небольшим коллективом, всех членов которого знает лично. При руководстве большим обществом зависит от преподносимой информации со стороны ближайшего окружения.

Примеры людей этого типа: Ленин, Гитлер, Горбачев.

1011 Гримо. Целеустремленный, работоспособный. Хорошо находит контакт в совместной деятельности. Идеальный партнер. Стремится постоянно быть занятым, не любит бесцельного времяпрепровождения и состояния прострации. Увлекается ремеслом, хобби, предан поставленной цели. Трудно входит в контакт вне общей деятельности. Спокоен, молчалив, несколько угрюм, но раскрывается в работе.

1100 Портос. Стремится достичь признания со стороны окружающих. Добр, незлобив, мягок, тяжело переносит недостаточное уважение к себе. Уважает право каждого на собственное мнение. Часто высказывает свои мнения невпопад, вне контекста ситуации. Готов помогать всем и в ответ ожидает поддержки со стороны. Неловко чувствует себя в среде недоверия, но становится блистателен, остроумен и дерзок в обществе признания.

1101 Арамис. Старается выглядеть хорошо в глазах общественного мнения, уделяет большое внимание манерам и нравам данного общества. Некоторую неуверенность в себе компенсирует карьерой и успехами в общественном положении. Скрытен, не склонен показывать своих истинных намерений, предпочитает двигаться к поставленной цели осторожно. Склонен к интригам, часто притворяется и надевает маски различных манер поведения. Полностью отождествляет себя с обществом, не видит возможности жить вне его.

1110 Д'Артаньян. Владеет ситуацией, открыт, честен. Ведет Свою Игру и структурирует общество, направляя его на выполнение поставленной задачи. При руководстве он предпочитает давать не конкретные указания, а задавать функции, распределять роли и определять области деятельности. Прекрасный тактик, хорошо разрешает любые конфликты, первым находит выход из трудного положения. Внимание к повседневным задачам заслоняет перспективу, плохой стратег, с трудом придумывает и проводит многоходовые комбинации.

1111 Атос. Существенным является данная структура общества и его место в ней. Хорошо видит взаимодействие классов, слоев и групп общества, которое для него важнее персоналий. Отождествляя себя с группой общества, соблюдает ее интересы и несет ответственность за все общество в любых ситуациях, даже не касающихся его лично. Хороший стратег, успешно прогнозирует развитие глобальных процессов в обществе. Трудно даются индивидуальные контакты, бескомпромиссен, ставит общественное благо выше личного как для себя, так и для других. Предан долгу в работе и в общественных отношениях, надежен, верен данному слову.

8. Будем называть основное состояние данного типа души базисным состоянием, а состояние, в котором совпадают первые два параметра - основными. В зависимости от вида отношений, человек легко входит и естественно себя чувствует в одном из основных состояний. Четыре состояния, отличающиеся от основных первым параметром, называются суггестивными, вторым параметром - творческими, а первым и вторым - альтернативными.

В процессе психосоциальной адаптации вырабатывается стойкая привычка находиться в альтернативных состояниях, поведение в которых характерно заметной нарочитостью. Первые типы, иначе называемые южными, осваивают альтернативные состояния четвертых типов и т.д.

Два человека взаимоальтернативных типов хорошо дополняют друг друга и могут противостоять сильным внешним влияниям, но их отношения неустойчивы в отсутствии давления среды. Пара взаимоосновных типов, наоборот, устойчива сама по себе, но слаба в борьбе с внешними силами. Взаимосуггестивные типы порождают много проблем и вязнут в них, не в силах самостоятельно найти выход. Интересным является вариант взаимотворческих типов, примером чего служат пары Портос - Д'Артаньян и Арамис - Атос. Им не скучно наедине и они способны самостоятельно разрешать порождаемые ими проблемы.

В произвольной паре лидером становится тот, кто ближе к состоянию Д'Артаньяна (1110). Например, в паре Арамис - Атос лидером является Атос. В половых парах некоторую неудовлетворенность и недостаточность секса испытывает партнер с большим индексом п/в. Порядок больше любит партнер, который ближе к Рошфору (0011). Манерность определяется близостью к Арамису (1101), впечатлительность - к Бонасье (0001) и т.д.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
14.09.2007, 10:53
http://www.socionik.com/thread/7374-last.html

Если прислушаться, то достаточно часто можно услышать выражения типа «Он будет прекрасным отцом», «Она идеальная мать», «Да он просто ещё не вырос» и «Какой же вы ещё ребёнок». Исходя из этого можно предположить, что вне зависимости от анатомического возраста внутреннему самоощущению и внешнему поведению человека можно определить некоторый возрастной период. Конечно, можно это опровергнуть, сославшись на частные случаи и конкретные условия, но есть и другое мнение. Классифицировать надо в квадре как полноценной ячейке..
1 Интроверт - рационал это самый взрослый тип, окружающие считают его обременённым опытом и мудрость, и несколько недоумевают, если такой человек что-то не знает. Таких людей принято считать эталонном родителя в первобытно-общинном обществе такой тип людей состоит в должности старейшины, жреца либо шамана.
2 Экстраверт – рационал несколько более молод и озабочен скорее карьерой и работой чем семейным очагом этакий бизнесмен-буржуа.
3 Экстраверт – иррационал находится в переходном возрасте, он амбициозен, демонстративен постоянно лезет в драку.
4 Интроверт – иррационал это ребёнок до 10 лет он сильно уважает родителя, побаивается бизнесмена и идёт на поводу у подростка.
Если учесть что характеристика логик и этик является мужской и женской чертой соответственно, то можно разделить все типы по следующему возрастному типу:

1.Дон Кихот - мальчик, подросток
2.Дюма - девочка, ребёнок
3.Гюго - девочка, бизнесвумен
4.Робеспьер - мальчик, родитель
5.Гамлет - девочка, бизнесвумен
6.Максим Горький - мальчик, родитель
7.Жуков - мальчик, подросток
8.Есенин - девочка, ребёнок
9.Джек Лондон - мальчик, бизнесмен
10.Драйзер - девочка, родитель
11.Наполеон - девочка, подросток
12.Бальзак - мальчик, ребёнок
13.Штирлиц - мальчик, бизнесмен
14.Достоевский - девочка, родитель
15.Габен - мальчик, ребёнок
16.Гексли - девочка, подросток

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
02.11.2007, 15:34
В более строгом соответствии Берну, ТранзАктному Анализу:
Верхнее кольцо первое - Ребёнок (в комплексе негативных и позитивных ипостасей).
Нижнее кольцо второе - Родитель (в комплексе нагативных и позитивных ипостасей).
Нижнее кольцо третье - Взрослый
Верхнее кольцо четвёртое - Свободное Существо, Творец и Хозяин.

Родитель и Взрослый пересекаются в нижнем кольце.

Родителя игра во Взрослого отличается от Реальности Взрослого тем, что
Родитель действует в СВОЕЙ ЛСП, и не Видит Других, лишь СВОИ проекции на них.
Принятие у него, это попытка подогнать всех под некие "объективные закономерности" отношений, которые соответствуют его ЛСП.
Взрослый же Реально Видит ИНАКовость Других, Принимает Свои и Их слабости и силы, Реально работает над СоГласованием и ВзаимоОбучением, Беря Ответственность на Себя за Свой Индивидуальный вклад ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от обстоятельств и Других людей, вернее, с учётом их Реальных Заказов, Давая тем, кто Сам прикладывает У-СИЛия взять НОВОЕ, и не навязываясь тем, кто не берёт или хочет брать для потребления ...
Взрослость Реально начинает формироваться уже на пересечении ГТ и ПТ в формирующемся ИТ.
ИТ - показатель Взрослости.

Между свободой ребёнка и Свободой Творца и Хозяина, Открывшего в Себе Бога, РасКрывшемуся Единой СамоОрганизующейся Реальности через Себя, тонка, и мудитанты её путают, продолжая играться по детски в духовные игры.
За ЛЮБЫМ Нстоящим Хозяинои и Творцом - СОЦИОНный Организм.
ЛЮБАЯ СамоДостаточность УЖЕ раскрыла СИСТЕМУ ОТНОШЕНИЙ, в которой она и Необходимый элемент.
Аналог этому можно наблюдать в прагматизированном варианте, для полностью социализировавшегося человека, проработавшего свои программы РацЭкстр и РацИнтр и ....нашедшего СВОЁ место в неком социальном коллективе, что и его устраивает и другим его вклад необходим.
В рамках социальных задач, целей и потребностей он СВОБОДЕН.

http://arhum.ru/forum/viewtopic.php?t=989

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
05.12.2007, 13:22
из инета:

Соционика, как способ моделирования информационного метаболизма, есть инструмент, причем очень многофункциональный инструмент. Что с ним делать, каждый выбирает сам. К сожалению, зачастую выбор делается в направлении оправдания своей беспомощности и описания своих проблемных зон: «Здесь у меня болевая – не наступите. А тут меня надо поощрить, а тут просуггестировать. И вообще с моим ТИМом так тяжело в нынешних условиях, хорошо вон тому…». И соответственно необходимо найти костыли – поддержку дуала, поддержку квадры.

Мне хотелось бы обратить внимание на другую сторону соционики. Показать соционику, как инструмент совершенствования личности, а модель – как идеальную систему, способную быть вполне самостоятельной. Потому что каждый человек, независимо от ТИМа, имеет ВСЕ ресурсы для решения собственных задач. Ему необходимо только одно: захотеть стать Личностью.



Одним из способов регулирования работы модели в индивидуальной работе с человеком может стать применение техник НЛП, позволяющих точно и быстро внести изменения в ментальные и витальные программы.

НЛП – нейро-лингвистическое программирование. Это набор техник и методов для выявления стратегий мышления и поведения с целью получить более эффективную коммуникацию. НЛП дает возможность изменять программу поведения, чувствовать связь с внешним миром.

Применение НЛП-технологий позволяет сделать модель А не просто моделью наблюдения, но и моделью для совершенствования механизма передачи управления между блоками и функциями, обрабатывающими информацию.

Пример. Женщина жаловалась на психологический дискомфорт при общении с коллегой, которая регулярно третировала ее по СуперЭго. Применение техники НЛП позволило создать для нее новое состояние, которое расширяло область реагирования и помогало перейти из области некомпетентности в зону уверенности (Эго). Изменение психологического состояния последовало мгновенно. Это было видно и по невербальным реакциям и по уверенному ответу с сильных функций.
К слову, техника срабатывает даже если человек ничего не знает о модели. Достаточно знаний и наблюдений специалиста.

Для развития НЛП применение знаний соционики также очень важно. Соционика помогает более точно определять направление развития личности, особенно в индивидуальной работе. Для того, чтобы более точно применять техники НЛП по изменению убеждений и поведенческих реакций, чтобы понимать какие именно способности стоит развивать, а какие только лишь вызовут напряжение, специалисту желательно иметь представление, человек какого социотипа перед ним находится.

Пример. К нам на занятия попал мужчина, который всю жизнь нарабатывал в себе волевые качества с помощью различных методик. При этом как раз данный аспект для него обрабатывается 4-й функцией модели, не терпящей "перекачки". Как результат, он накопил такое напряжение внутри, что на семинаре (в процессе рождения на ребёфинге) он буквально «взорвался», разбрасывая все вокруг себя. После он сказал, что почувствовал как всю жизнь жил со сжатой пружиной внутри. И только теперь начал понимать, что можно наслаждаться жизнью просто так, без напряжения и рвущихся жил. Объяснение особенностей работы его модели (ЛИИ) помогло ему понять приоритеты собственной личности.


В НЛП есть понятие субличности, которое используется во многих техниках.
Субличность - это часть личности, выполняющая определенную задачу (функцию).

Исходя из этого определения, функции модели А также можно считать субличностями. Это позволяет применять техники работы с субличностями для проведения диалога между функциями и отладки внутренних коммуникаций.

На практическом семинаре по работе с моделью я проводила технику структурной расстановки функций (синтез системной расстановки (1,2), НЛП и модели А), как субличностей человека.

Для участников семинара поведение их функций и конфликты между ними были настолько узнаваемы, что они просто видели себя со стороны. В процессе тренингов происходил поиск решения конфликтных ситуаций и налаживание взаимодействий внутри модели. Таким образом, решалось сразу несколько задач. Во-первых, изучение модели. Во-вторых, осознание человеком своих проявлений и реакций в свете соционической модели. В-третьих, просмотр реального наполнения функций каждого конкретного участника. В-четвертых, гармонизация личности.


Практическая работа с функциями модели А самых разных людей показала, что нет функций «слабых» и «сильных». Все они важны, хотя имеют определенную систему взаимодействий и структурную иерархию. Система гармонична тогда, когда работа всех ее частей согласована.

Также получилось обобщить назначение блоков модели, полученное путем прямого считывания информации в техниках системной расстановки (опыт расстановки более 40 человек):

Эго (Знаю): действия во внешнем пространстве, принятие самостоятельных решений, уверенность, осознанность информации, внутренний Взрослый.
СуперЭго (Надо): контроль, наблюдение, внутренний Родитель.
СуперИд (Хочу): внутренний Ребенок, источник желаний, точка отсчета/включения, зона приятия.
Ид (Могу): внутренняя сила, поддержка, устойчивость системы, Сила рода.

Эффективна работа модели, когда наиболее ярко проявляется линия СуперИд – Эго. Это линия исполнения желаний. Когда «Взрослый» может исполнить желание «Ребенка», мы получаем самодостаточную систему. При этом СуперЭго осуществляет наблюдение за экологичностью желаний и действий в социальной среде. Ид в норме работает фоново, постоянно поддерживая систему, придавая устойчивость.

На основе данной схемы эффективной работы модели А мной была разработана техника исполнения желаний, использующая приёмы НЛП (стратегия достижения успеха (5)). В процессе техники человек в определенной последовательности входит в разные состояния: ВКЛЮЧЕНИЕ (зарождение мечты, желания) – РЕАЛИЗАЦИЯ (как этого достичь) – НАБЛЮДЕНИЕ (что надо предусмотреть) – РЕСУРС (поддержка и наполнение необходимым ресурсом любого из вышеперечисленных состояний).

Эта техника позволяет в индивидуальной работе с человеком значительно повысить его эффективность при достижении целей. Кроме того, она позволяет проверить, насколько важна для человека та или иная цель, включить его в творческий процесс, придать уверенности и осознанности в мыслях и поступках.
При наличии некоторых навыков, при соответствующей тренировке, данную технику можно проводить для себя самостоятельно.
Препятствием к успешному проведению техники может стать наличие тяжелых незавершенных событий в роду человека. В этом случае необходима предварительная системная расстановка.
(Подробнее о технике расстановки в предыдущей статье http://www.socionik.com/thread/4255.html, а также http://www.zelinsky.info/modules.php?name=FAQ).


Есть еще один момент, на котором хотелось бы остановиться. Это глубинный смысл 4-й функции модели, которую несправедливо называют «болевой».
Меня удивляет встречающееся в соционической среде отношение к этой функции, как к чему-то неловкому, болезненному, тому, что нужно "прикрывать", защищать.
Да, при перекосе в работе этой функции (равно как и других), там могут развиваться комплексы. Человек может дергаться, обижаться, нервничать при одном упоминании информации по ней. Это угнетает как его, так и окружающих.

Из системных законов (3) ясно, что любая система должна иметь развивающую часть и стабилизирующую. И обе они важны в равной степени. Нельзя давить на газ, имея слабые тормоза. Но нигде в соционике я не встречала механизма отладки этих самых тормозов.

Фактически, стабилизирует систему 3-я функция (как противоположность базовой), а каковы задачи 4-й и что с ней делать? Перегружать информацией бессмысленно, но как ее развивать, чтобы не быть однобоким? Обычно ответ такой: развивать не нужно, лучше не трогать. В итоге временами эта часть модели похожа на некое пугало, страшилку, фетиш. "Не тронь мою болевую"- делают замечание друг другу соционики. Это странно, поскольку если мы стремимся развиваться, то почему это надо делать частями? Ясно одно, просто эта часть имеет другой механизм и развиваться должна по-другому. Но чтобы что-то с этим сделать, нужно понять смысл этого механизма.

Во-первых, эта функция является энергетическим ресурсом человека. Таким стратегическим запасом на случай кризисной ситуации.
Во-вторых, она тесно связана с базовой. Её задача - усиливать работу базовой функции, повышать ее эффективность.
Кроме того, она является распознавателем наших жизненных задач. Она помогает человеку не сбиться "с курса", следовать базовым ценностям. Т.е., по сути, направляет на путь его миссии.
Следовательно, нельзя игнорировать болевую функцию, не обращать на нее внимание, ибо это чревато невыполнением чего-то важного. Потом эти задачи вернутся к нам снова, но в более явной форме, превращаясь в проблемы - чтобы уж мимо не прошли.

Получается, что 4-я функция является мобилизующей. Это название использует Стратиевская(4) и оно, на мой взгляд, отражает суть данной функции.

Работа 4-й функции - это очень тонкая и гибкая работа. Она должна распознавать задачу на начальном этапе, давать сигнал и четко переключать управление, но не глушить нас при этом сиреной, т.е. не вызывать комплексов, обид, истерик и других неэффективных реакций. Чем-то напомнил мне этот механизм работу иммунной системы.

Отсюда реально возможно разработать комплекс упражнений и тренингов, развивающих гибкость этой функции. Если она вместо нормального рабочего переключения закатывает истерику, или пытается взять на себя слишком много (перегрузиться), то можно научить ее правильным реакциям. Здесь можно работать с комплексом техник НЛП (взмах, рефрейминг, смена убеждений, виртуальный ключ), настроив их именно для этой работы.
Так мы можем получить точечное попадание. Развитие гибкости реагирования именно там, где она больше всего нужна, а не там, где это делать проще. Снятие излишнего напряжения при решении задач, значительное повышение эффективности всей системы. Убирание "крючка" болезненного реагирования или, наоборот, показной "глухоты" к внешним воздействиям.

Пример. Очень успешно прошла в группе техника «Виртуальный ключ». Эта техника соединяет противоположные состояния человека. Она расширяет рамки реагирования на сложные ситуации и создаёт переход к эффективному состоянию. Работа ведется с образами, ощущениями и ключевыми фразами. С помощью этой техники за очень небольшое время каждый участник, как по мановению волшебной палочки, получил устойчивое состояние спокойного реагирования на болезненные ранее ситуации по СуперЭго. Это было настоящим позитивным шоком для группы. Реакции изменились практически мгновенно.

Проведенный мной последний семинар в г.Кременчуге по исследованию модели А показал, что применение методик системной расстановки и НЛП делает изучение соционики живым и практичным. В течение каких-то 16 часов семинара участники группы, имеющие только поверхностные знания о соционике, поняли ее важность и перспективность. Все участники уже в ходе семинара почувствовали произошедшие с ними изменения, осознали, как и почему проявляются трудности при решении ими жизненных задач и что можно сделать для увеличения собственной эффективности. Они получили в свои руки инструмент и навыки успешного владения им. И, разумеется, занялись углубленным изучением соционики. После проведения семинара в городе начал работу соционический клуб.

Поэтому хотелось бы обратить внимание специалистов на то, что соционику можно и нужно делать живой и практичной. Судя по растущей популярности этого течения, его не удержать в узких рамках специальных знаний. Но хочется верить, что у этого направления будущее связано не с увековечиванием шаблонов, а с максимально полным раскрытием лучших качеств человека, его эффективной реализацией, с его Миссией.


(1)Г. Вебер «Практика семейной расстановки» // Москва, 2004.
(2)Инза Шпаррер, Маттиас Варга фон Кибед «От семейной расстановки к системной структурной расстановке» // Сборник «Практика семейной расстановки», Москва, 2004.
(3)Ермак В.Д. ст. «Системы, системные принципы, системный подход» // Как научиться понимать людей, Москва, изд. «Астрель», 2003.
(4)Вера Стратиевская "Как сделать, чтобы мы не расставались"// Москва, 1997
(5)Р.Дилтс «Стратегии гениев» том 1,2,3 // Москва, независимая фирма «Класс».


Приведу несколько примеров навскидку.
Гексли (это мне ближе всего ): необходимость что-то понять и/или объяснить другим приводит, при нормальной работе модели, к более активному использованию ЧИ. Как только возникает запрос "расскажи", начинается интуитивный поиск того, как это сделать, приходит новое понимание, новые идеи. При этом отсутствие шаблонов по БЛ (как правильно) освобождает ЧИ для свободного полёта.
Если задача слишком БЛ-ная, то погружаться в её решение по БЛ, сделав над собой усилие (ЧС) - ошибка. Такое возможно для более простых задач. Чтобы оценить, насколько задача по силам, надо прислушаться к ощущениям. Если начинается перегруз, головная боль, путаница, то правильно - либо избежать задачи, найдя того, кто решит её эффективно (БЭ), или натолкнет на мысль, либо схватить суть и увидеть всё по новому (ЧИ).

Штирлиц: недостаток времени активизирует ЧЛ. Происходит выбор наиболее эффективной последовательности действий.
Попытка контролировать время приводит к неврозу, а вот сосредоточенность на действиях как раз то, что нужно.

Габен: в ситуации эмоционального напряжения ориентируется на ощущения, а не на эмоциональную оценку. Исходя из непосредственного восприятия производит действия.

Достоевский: при волевом давлении находит возможность для этического решения конфликта, переводит человека из силового поля в область отношений. Именно 4-ю ЧС я постоянно наблюдаю, как некий внутренний стержень в человеке. Внешне мягкие представители ТИМов ЛИИ и ЭИИ достаточно несгибаемы и принципиальны в отстаивании своих принципов.

Драйзер: в ситуации неопределенности и перемен сохраняет верность отношениям, принимает волевые решения в интересах своего окружения. При этом ЧС помогает оценить состояние окружающего пространства (опасно - не опасно), а БЭ - дает ориентир (для кого и для чего).

4-я функция часто указывает на те задачи, на которые важно обратить внимание, но решать их следует с помощью многомерных функций (Эго). Правильный СуперЭго можно сравнить с коучером, который задает вопросы, но не дает на них ответ, а предоставляет возможность это сделать тому, кому следует действовать.

ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ СИСТЕМУ НАДО ДЛЯ НАЧАЛА ВЫЙТИ ЗА ЕЕ ГРАНИЦЫ.

Cообщение полностью


Это системный закон. Даже не изменяя ОСОЗНАТЬ, как действует твоя система, изнутри невозможно. В любых практиках духовного роста рядом с человеком присутствуют учителя, способные вывести его хотя бы на короткое время за переделы системы. Иногда человек сам выходит за эти рамки под влиянием сильного стресса. Те методы, о которых идет речь в статье, позволяют не искать шаманов, гуру и не падать с Бруклинского моста, чтобы посмотреть на себя со стороны.
Как по мне, то это менее громоздко для тех, кто стремится к развитию. Правда, к нему стремятся не все. Но тогда вступают в силу внешние обстоятельства, которые так или иначе меняют нашу жизнь.

Yolochka!Вот у меня вчера "глюк" появился, что 4я это СОВЕСТЬ. Не больше не меньше, ессно, у каждого ТИМа своя...
Жду мнений.



Интересная мысль. У Берта Хеллингера есть описание трех видов совести. Об этом у нас на сайте есть статья "Новый перевод Хеллингера". Одна совесть(в той статье - сознание) - личная. Она говорит в нас, когда мы делаем что-то, что не соответствует совести большинства, социума. По мне это соответствует 3-й функции модели. Она следит за выполнением социальных норм. А вот с 4-й есть сложность в том, что она не знает норм. И здесь может возникнуть страх быть отвергнутым социумом (стаей). Вдруг я сделаю что-то, что не примут остальные и от меня отвернутся? Изгнание всегда было страшным наказанием. Но не для всех. А для тех, в ком сильно стадное чувство. Если же мы можем признать себя Личностью, а не пешкой, то эта функция даёт нам степень свободы творчества по четвертой.
Например, в поиске по ЧИ меня не ограничивают шаблоны по БЛ (как должно быть). А вызывать страх может опасение сморозить глупость (вдруг не примут). Если же понимать, что никто не владеет окончательной истиной, то можно и не бояться .
Т.е. личная совесть - это 3-я. А 4-я - страх быть отвергнутым.

Второй вид совести (по Хеллингеру) - системная совесть. Это принадлежность к роду. Её проявления наблюдаются в витальных блоках. Это следование родовым переплетениям и этими вопросами занимается системная семейная расстановка.

Третий вид совести - следование Высшему, великому целому, надсистеме, Миссии. На мой взгляд, следование Миссии раскрывает наиболее полно 1-я функция (блок Эго). Хотя вся модель целиком способствует её выполнению. Но именно через 1-ю функцию мы способны выходить за рамки системы. Этот вопрос мы обсуждали с Ёлочкой на сайте Школы Системной соционики.