PDA

Просмотр полной версии : Соционика в педагогике


Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.11.2007, 00:44
http://tomyself.ru/content/view/76/35/

Дети и их выращивание
16.11.2007 г.
Мальчишки и девчонки! Пирим-пирим-пим-пим!
А также их родители! Пирим-пирим-пим-пим!



То медведю ноги вырвем и уйдем, забыв о нем,
То тихонечко в какого-нибудь зайчика стрельнем


А. И. Иващенко и Г. Л. Васильев




Соционика и дети - очень, очень интересная тема. Гораздо интереснее, чем про взрослых.




Воспитательные традиции

Традиции у нас просто – «тушите свет»! Они основаны на стереотипе, что ребенок это что-то вроде глины или пластилина из которого можно вылепить все, что душе угодно. Если человек чем-то не нравится – явно результат плохого воспитания в детстве.
По нашим традициям, самое главное в воспитании - упорство, дисциплина и творческий подход к манипулированию ребенком, ради его же блага.

Родители, глядя на себя, точно знают, что ребенок должен воплотить в себе родительские достоинства и не воплотить недостатки. Посему детям навязывают свои цели, мечты и занятия, а ремнем и душевыворачивающими беседами искореняют свои же проблемы старательно отысканные.

Вторая отличная традиция такая: «Все люди разные, но это практически ничего не значит, поэтому всех будем учить одинаково!»
Не так давно образовательная система разделила детей на следующие категории:

С отставанием в развитии

Спортсмены

Физико-математики

Гуманитарии

С углубленным изучением английского языка


Сразу видна научная база в классификации. Еще было деление на девочек и мальчиков, но оно было отменено за сложностью применения в сельской местности.

Третья традиция такая: «Во всех педагогических неудачах виноваты родители. Поэтому ребенка надо как следует наказать!» Эта традиция воплощена в многочисленных методиках, которые можно обобщить названием: «метод кнута и пряника».

Оценка способностей ребенка (или взрослого), традиционно, производится по пословице: «Яблоко от яблони не далеко падает».
Если Вам повезло с родителями, то для объективного взгляда на Ваши способности и склонности необходимо нечто экстраординарное, типа сжечь школу или совратить завуча.
Если же не повезло, как бы Вы не старались, окружающие все равно будут ждать какой-нибудь подлянки, пребывая в полной уверенности, что вы хорошо притворяетесь, а в душе мечтаете повторить судьбу отца – токоря-рецидивиста.
Не обращайте внимания на заявления учителей: «У Вас такой замечательный мальчик!» Их этому учат на первом семестре пединститута в курсе «Как послать родителей нах, чтоб не мешали». Остальные пять лет будущие педагоги осваивают магию превращения детей в пушечное мясо с минимальными душевными затратами.

Думаете я сильно утрирую? И не прав по отношению к тем, кто положил свою жизнь на алтарь воспитания подрастающего поколения нашей великой и могучей Родины за нищенскую зарплату?
Анекдот для несогласных:

Исполнитель песни «Черный бумер» Серега, читает письмо:
«Здравствуйте, уважаемый Серега. Пишет вам Клавдия Семеновна Иванова из Урюпинска. У меня есть двадцатилетний сын Ваня. Ему очень нравится ваша песня «Черный Бумер». После того как он послушал эту песню, у нас в доме исчезли все деньги, драгоценности, техника и мебель. Зато у моего сына появился автомобиль BMW черного цвета 1989 года выпуска. Уважаемый Серега, не могли бы вы написать песню «Мозги»?»

Продолжаем разговор…

Посадить дерево, вырастить сына…

Надо сказать, что народная мудрость, которая имеет поговорку на любой случай жизни, очень точно подобрала слово «вырастить» для описания процесса.

Дети растут сами по себе. Взрослые только создают условия, в которых этот рост проистекает.
Любой огородник знает, что урожай зависит, в первую очередь, от того, что посадили.
Посадил дед репку. Что может вырасти? Только репка! Большая-пребольшая, маленькая или сгнившая и съеденная на корню, но только репка! От полива и удобрения сорт не меняется.

Вы уже понимаете, на что я намекаю? Хорошо бы знать, кто родился…
(шепотом) «Соционический ти-ип…» (теперь громко) «Ферштейн?»

Вторая тайна, которую вам может открыть любой огородник: «Каждому растению нужны свои условия». Одним солнце, вторым тень, третьим песок, четвертым навоз… Каждому свое. Создал правильные условия – выросло-расцвело-созрело. Создал неправильные – получите-распишитесь.

Перейдем от общих слов к конкретным условиям выращивания человеков.

Условие понимания и принятия

Очень важно понимать - кто собственно у вас родился и растет. И с этим согласиться. Может быть, у Вас есть собственные приоритеты, но в данном случае их необходимо засунуть куда-нибудь поглубже.
К моменту рождения ребенка хорошо бы как следует разобраться с соционическими типами и научиться видеть типное. И как-то вести себя в соответствии и этим типным.
Признаки типов у младенцев в глаза сразу не бросаются. Возможно, придется подождать весьма долгое время в частичной или даже полной неопределенности. С этим, пока, ничего не поделать… не все сразу…
А когда понимание появится, желательно найти среди взрослых знакомых носителей аналогичного типа. Желательно успешных. Чтоб понимать к чему оно может пойти… И как-то себя подготовить…

Условие развития по сильным полюсам

Очень сложно одного и того же ребенка заставить заниматься бальными танцами, шахматами, макраме, английским, музыкой, горными лыжами, авиамоделизмом и разведением рыбок одновременно. Даже если у родителей на все это хватит бабла и энтузиазма, у ребенка не хватит времени и что гораздо важнее интереса и способностей.

Самое важное предоставить ребенку возможность развивать область, в которой сочетаются сильные полюса.

Примеры:

Сенсориков учим рисовать

Интуитов - сочинять истории

Этиков – ухаживать за животными

Логиков – играть в шахматы и другие интеллектуальные игры

Интровертам даем мелкие игрушки

Экстравертам – пространство

Рационалам устраиваем расписание

Иррационалам – свободный график

Экстравертных этиков учим играть в театр и устраивать представления

Экстравертные этики иррационалы тренируются в импровизации

Экстравертные этики рационалы тренируются в оттачивании мастерства на репертуаре

Экстравертные логики сенсорики тренируются в управлении и организации команд из окружающих. Любые командные спортивные игры.

Логические интуиты – в логических интеллектуальных играх

Этики интуиты – художественная литература, сочинения.


Идеально, когда занятия ребенка, типа кружка или секции, подходит ему по всем четырем дихотомиям.


Условие благоприятного соционического окружения.

Хорошо, когда кто-то в семье дуал, а кто-то тождик ребенку. Но это бывает не часто.
Для гармоничного развития живого дуала и тождика желательно найти. Может из взрослых, может из детей, или из тех и других сразу.

И тот и другой нужны для принятия себя в чувственном опыте. Тождик, что бы ребенок почувствовал, что он не один такой. Дуал, что он нужен именно таким, какой есть. Специальных процедур не нужно. Достаточно простого человеческого общения. Все будет происходить само по себе.

Условие благоприятного соционического окружения 2.

В школе, садике и на всяких факультативных занятиях необходимо тоже обеспечить благоприятный фон. Педагог, неблагоприятный соционически, в три секунды отобьет желание заниматься предметом на долгое время. Особенно обидно, если предмет из серии основных способностей.

В этом вопросе есть один удачный момент, если тип занятия подходит типу ребенка и Вам удалось найти по настоящему хорошего педагога, то, скорее всего, и его тип будет близок к тождественному с ребенком. Т.к. настоящее мастерство в предмете прорастает именно из соционической близости мастера и предмета.

Самая сложная задача – попасть в соционически удачный коллектив в классе. Там ведь подбирают детей вообще без особого смысла.
Желательно попасть в класс, в котором хорошо представлена собственная квадра. Тогда, скорее всего, все обучение пройдет более-менее гладко, без конфликтов и отвлечений на них от учебы.
Если же в классе своей квадры мало, а противоположной – много, то, чем быстрее родители это поймут и поменяют класс, тем лучше.
Дети очень жестоки. Неприятную одиночку обычно травят.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
24.11.2007, 16:43
http://harmony-club.ru/socionics/?go=articles&view=soc_art1165935802

СОЦИОНИКА ЗА СОРОК ПЯТЬ МИНУТ
© журнал "Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество", 01.2001

Звенит школьный звонок и у меня впереди всего лишь 45 минут, чтобы мои ученики сделали еще один шаг вперед в своих академических познаниях, а, может быть, познании себя и окружающих людей. Каков будет этот шаг, большим или маленьким, куда - вперед или в сторону, а может, назад - зависит от обстоятельств, от меня и от...соционики.

Давайте немного пофантазируем: вот они перед вами - веселые и серьезные, хитрые и простодушные, рано повзрослевшие и "вечные дети" - они называются "КЛАСС", 8 "В", к примеру. Обычно мнение коллег о них совпадает: "класс хороший" или "класс плохой". Иногда бывает разнообразие: "очень шумные, но - активные". Или: "они тихие, спокойные, но ничего не делают", и т.д. Бывает, что мнение коллег расходится: "А у меня они ..." Далее следует педагогическая дискуссия. Почему же такие разные классы и разные мнения у педагогов?

Давайте разберемся. Перед Вами шумный, своевольный и непоседливый 7 "Б" - в чем причина? При исследовании классного коллектива выясняется, что преобладающий состав - это иррациональные экставерты, люди неусидчивые и большие любители развлечений. Как у всех экставертов, у них мыслительный процесс заложен в "ногах", т.е. обучаться сидя 45 минут не шелохнувшись не могут. Интересно, что дети сами подсказывают преподавателю как с ними обращаться: "А можно я сотру с доски? А можно я раздам...? А можно...?" Дайте просящему - он все равно не усидит. А вот и вечно отвлекающиеся от темы (но не от собственных мыслей). "Побродить" с такими ребятами "немного в стороне от основной, дороги" займет не так уж много времени и сэкономит массу сил, брошенных на "построение и причесывание" непослушных.

Теперь представьте себя в роли педагога. Вы - рациональный интроверт. Вас раздражает мельтешение любителей что-нибудь стереть или принести, вас выбивает из колеи постоянный "отход в сторону" любителей разного рода "прогулок" и так далее. Как тогда вы "обзовете" этот класс на своих педагогических сборищах? Правильно, правильно! Прибавьте еще парочку нелестных и вполне справедливых колкостей! Вот только стоит ли Вам так напрягаться? Впрочем, возможность выбора есть не всегда. Вот тут-то и начинается поиск золотой середины - "сытых волков" и "целых овец".

Говорят, что правильно поставленный диагноз - наполовину вылеченная болезнь. Определение качеств личности каждого ученика, качественная оценка класса и есть такой "диагноз". Осталось немного: овладеть теорией и применить на практике.

Еще немного о теории и практике, точнее способах усвоения новых знаний. Перед Вами большой любитель приложить руки ко всему и ко всем. Ваши умные слова и замечательные картинки для него пустой звук и ненужная мишура. "Чем будем думать, молодой человек?" - конечно, руками! Дайте ему что-нибудь открутить, иначе вы можете потом не досчитаться ... ножки у стола!

А вот любитель глядеть в окно. Обратите на него внимание, убедите, что проблему мироздания для него решите только вы - нарисуйте для него весь этот мир целиком, как он есть на самом деле, и - вперед, с "небес" на землю! Он должен представлять к чему, в конце концов, вы "гнете".

А этому "блюстителю вкусной и здоровой жизни" должно быть хорошо видно, слышно, чтоб не дуло из окна, чтоб завтрак не остыл, чтобы... Да, чтоб на Вас было красивое платье, и рисовали вы на доске цветными мелками красивые картинки...

"На всех не угодишь" - скажете вы. Для начала попробуем угодить хоть кому-то, не похожему на вас. А остальным поможет... Сосед по парте!

"Я не буду с ним сидеть!" Ну вот: Вы взрослый и мудрый хотели как лучше, а ученик Ваш вредный и упрямый - не хочет пересаживаться к "нему".

Возможно с этим ребенком никто не хочет сидеть, а может быть один боится получить неприятности от другого вместо помощи? Сосед по парте - главный помощник и ценитель всех твоих учебных подвигов (и не только учебных) - какой он? Прежде всего он должен понимать твой "язык" а ты - его; он должен уметь тебе помочь, поддержать в трудной ситуации и ... не выпендриваться если с тобой что-то не так. Итак: ВОЗМОЖНОСТЬ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА, безоговорочная ПОДДЕРЖКА и ... "не наступай на ЛЮБИМУЮ МОЗОЛЬ!"

Мои многолетние наблюдения показывают, что самые продуктивные и долговечные "соседства" - деловые и полудополняющие , как стимуляторы учебы (вовсе не дуальные, как можно было ожидать). Их - примерно 30 %, это немало, если выбирать из 16-ти! Остальные, как дрожжи, бродят по классу, меняются, надолго не задерживаясь. (Здесь нужно отметить тот факт, что начиная с 9-10 класса, ребята все больше задумываются о своем будущем и начинают более серьезно относиться к учебе, поэтому они выбирают соседа не только для развлечения и отдыха, как в случае с дуалом, но и для продуктивной учебы).

Забудем на время об учебе - впереди вечеринка. Поболтать, пoтaнцeвaть вместе, покурить тайком, просто выбежать на улицу "остыть" - эй, "деловые", где вы? У нас образовались новые "парочки". Главное, чтобы твой приятель своим невинным трепом не напрягал "серые клеточки", он рядом, но "не жмет", не мешает веселиться, узнаете "миражные" отношения? Вернемся к статистике ситуации "кто со мной на тусовку?" - получаем те же проценты (опять не дуалы, последние как правило "замыкаются" в узком кругу, а на вечеринке хочется пообщаться со всеми) .

А теперь подведем статистику темы "школьная дружба чудесная..." Наконец-то лидерство взяли отношения полного дополнения! На втором месте (сюрприз!) отношения квазитождества. Да! У бедных школьников много нерешенных проблем, о которых они с удовольствием "поплачут" друг другу. Третье призовое получили отношения погашения или "против кого мы сегодня дружим?"



Но вернемся же, наконец, к нашим извечным сорока пяти минутам. Вы - педагог и задали классу вопрос по изучаемой теме. Взметнулся лес рук - можете выставлять оценки.

"Как?" - удивитесь Вы - "Но ведь еще никто не отвечал?" Не переживайте - Вы ответ знаете сами. Теперь выполняйте ожидания учеников.

Вот тянет руку, слегка покачиваясь на стуле, наш "Вечный Думатель". Ему плевать на Ваш вопрос и на Вашу оценку. Вы ему интересны. Он хочет подискутировать с Вами о последних технических новинках или основах мироздания. (Дон Кихот)

А это чей пронзительный взгляд? Чья уверенная рука? (Не бойтесь, ВЫ - учитель, никто Вас статуса еще не лишал. Вы - сомневаетесь?) Она уверена в своих правах на лидерство! Попробуйте угадать, какую оценку уже нарисовала себе в уме Ваша самостоятельная ученица. Не угадали... Ну что же вы! Сейчас грянет буря... (Наполеон)

- Вы - руку? Нет!!! Не надо!!! Ему же больно! Почему «сам виноват»? Давайте обсудим факты: ясно, что циркуль не для этого (тем более – сзади!). Справедливость – превыше всего! Великий Ньютон изрек когда-то: «Действие равно противодействию».

(Если Маршал поднял руку – атака будет стремительной, но не обязательно на Ваш вопрос.) (Жуков)

"Будете отвечать или вертеть головой по сторонам?" "Ну, поставьте оценочку повыше! - я в следующий раз обязательно буду хорошим и умным! Ответить на вопрос? А что Вы хотите услышать?.." (Гексли)

Браво, педагог! Вы не ошиблись в своих предположениях. Теперь задавайте второй вопрос. Приготовьтесь к длительному разговору, оценки - потом, возможно - не сегодня, возможно беседа затянется на несколько уроков...

"Молодой человек, Вы поняли суть проблемы? Желаете изложить массам на их языке свои взгляды? что ж не буду Вам мешать..." (Гамлет)

"Девушка! Причесываться будете потом! Ах, Вы собрались отвечать..." (Какая экспрессия! Она так стремится к свету в конце тоннеля своих рассуждений...) "Замечательно!" (Гюго)

"Да, конечно вижу, давно держите руку. Конечно поговорим, конечно как два умных человека. (Интеллектуал неугомонный!) Почему мелом по доске несовременно? Что?! Вам нужен компьютер... И чтоб на экране монитора все двигалось, сверкало и бабахало? (Шел бы ты в цирк!) Сделаем обязательно - на дворе и, правда, двадцать первый век... (Джек)

"А Вы чего морщитесь? Что неэкономично!? Не надо здесь никого поучать - на это есть я! Вы считаете, что решение данного вопроса не дает экономического выхода? Возьмите калькулятор и подсчитайте практическую пользу современных научных открытий! Убедились? В следующий раз подготовитесь? Хорошо." (Штирлиц)

Третий вопрос... Уже звонок? Так и должно было быть!

Впрочем, на третий вопрос рук будет значительно меньше. Приготовьтесь угадывать желание отвечать по глазам.

Итак, глаза... Вон там, на третьей парте, их хозяйка весь урок Вас "буравит". В глаза заглянули, теперь - в тетрадь. Вот это да! Как в аптеке. Нет, куда там аптечному порядку! Педагог: внимательней вчитывайтесь в каждую запятую. Правильно, построже, Вы же желаете ей добра. (Иначе в следующий раз можете недосчитаться не только запятых в ее тетради!) (Максим)

«Молодой человек, вам плохо, вы не выспались? Я не хочу Вас обидеть, просто беспокоюсь о Вашем здоровье. Причем здесь здоровье, говорите? (Что там про женщин-математиков?) Вы не согласны с концепцией Ковалевской? Ваша концепция ближе к истине? Изложите ее нам. Пяти авторских листов Вам хватит? Нет?» (Робеспьер)

«А Вы? Будете молчать, как всегда?! Не желаете разговаривать?» Педагог, спокойней. Его улыбка вовсе не дурацкая. Вас никто не считает некомпетентным. Причем здесь вообще Ваши вопросы с давно известными на них ответами. Все равно через каких-нибудь пять миллиардов лет Солнце исчерпает свой запас энергии, и тогда все мы превратимся в... «Достаточно! Следующий вопрос!» (Бальзак)

А зачем он Вам, педагог? Когда закончатся "школьные годы чудесные" обожающая Вас ученица все равно будет вспоминать свой первый и свой последний звонок, как Вы впервые вошли в класс, взглянули на нее, подбодрили, оценили по достоинству и дали ей это понять... Ей так хочется быть всеми любимой, а Вы - вопрос... (Дюма)

Вы когда-нибудь видели переписанную за одну ночь энциклопедию? Каждая страничка на отдельном аккуратном листочке, каждый листочек в отдельном аккуратном кармашке пиджачка… (А пиджачок-то как сидит на ней аппетитно!) Ай-яй-яй, педагог, что за мысли - она всего лишь Ваша ученица, а не... Теперь представьте, что она помнит хотя бы сотую долю своей писанины... Браво, торг здесь не уместен! (Иначе в следующий раз она перепишет такое, что Вам вряд ли понравится.) (Драйзер)

"Вы отвечать? Уже все написали в тетрадке? И главную мысль красным карандашом подчеркнули, а остальные мысли - зеленым? И у соседа в тетради ошибки тоже красным карандашом отметили? А отвечать будет кто? Сосед? Отвечайте, сосед!" (Габен)

"Что? Говорите, пожалуйста, громче!" Педагог! Не терзайтесь понапрасну. Все равно его речь стара, как мир. Он весь предыдущий вечер посвятил этому: писал, размышлял, рассуждал... И он, конечно же, простил Вам и Ваш дурацкий вопрос, и Ваше невнимание к его речам и, заложенным в них, глубоким мыслями, и грубый окрик "погромче!", и ту оценку, что Вы ему поставите, и все то, хорошее, что не сделали, но обязательно сделаете для него, и звонок, прервавший СЛОВО... (Достоевский)

Да, Сорок Пять Минут закончились, мировые проблемы решены, все, кажется, довольны. Впереди - долгожданная улица.

Впрочем, некто «за четвертой, у окна» так и провел "на улице" весь урок. Эх, педагог! Не заметили... Теперь Вы никогда не узнаете, как пахнут капли дождя, как воробьи приветствуют Солнце, как бродячие собачки ждут на улице своих друзей-школьников... Но не огорчайтесь: пройдет каких-нибудь десять-пятнадцать лет, и зерна вашей мудрости дадут в его душе удивительные всходы... (Есенин)