PDA

Просмотр полной версии : Имманентное и трансцендентное


Чу-До
05.12.2008, 02:25
Встретив незнакомые мне понятия, обычно ищу их опредления. И часто нахожу очень интересные для себя сведения.

"Имманентный
Слово «имманентный» (от лат. immanens, in manus) означает букв. «присущий, находящийся в руках». В философии это слово лежит в основе понятия «имманенции» как сферы возможной данности, всякого возможного опыта (внешнего и внутреннего). В этом смысле употребляют также термин «имманентный» для обозначения того, что дано, непосредственно доступно.

Понятие имманенции является соотносительным с понятием трансценденции. Смысл этих понятий выявлен только во взаимном соотнесении. При этом следует отметить, что само наличие противоположности имманентного и трансцендентного порождает вопрос об их взаимодействии, о некоей «промежуточной», синтетической сфере.

Трансцендентный
«Трансцендентный» (от лат. transcendens) означает букв. «выходящий за пределы, переходящий». На основе этого слова используют понятие «трансценденции» как сферы внешней по отношению к имманенции. В соответствии с этим понятием, употребляют термин «трансцендентный», который означает неимманентный, находящийся по ту сторону имманенции.

Исторически термином «трансцендентный» обозначается то, что недоступно опыту, что находится за пределами всякого возможного опыта. Это означает, что трансцендентное удерживается в мышлении только как отрицание имманентного. Такой трансценденцией является, например, вещь-в-себе Канта. Исходя из этой позиции, о трансцендентном ничего сказать нельзя, оно непознаваемо. Последнее следует из самого определения трансцендентного как неимманентного, поскольку всякое познание основано на опыте, т.е. происходит из сферы имманентного.

Однако такое определение «трансцендентного» неэвристично, пусто и мало чем по своему смыслу отличается от понятия абсолютного ничто. Поэтому «трансцендентным» называют также не только абсолютное отрицание всякой имманенции, но и относительное. Конкретный человек имеет конкретную сферу имманенции и соответственно этому сферу трансцендентного. Выход за рамки своей имманентности, например, приобретенным новым знанием или опытом, будет для него выходом в трансцендентное, которое после усвоения этого опыта становится новым имманентным. Такой опыт есть по сути расширение своей сферы имманентного.

Диалектика имманентного и трансцендентного

Трансцендентное абсолютно непознаваемо. Но если так, то само понятие становится бессмысленным. Если же оно имеет смысл, т.е. если ему соответствует некоторое бытие, то:
Трансцендентное познаваемо. Но если бы оно было совершенно познаваемым, то было бы чем-то имманентным, т.е. не имело бы смысла трансцендентного, отсюда:
Трансцендентное относительно непознаваемо. То есть познаваемо частично, опосредованно.

То же самое относительно имманентного:

Имманентное познаваемо. Но быть познаваемым, значит противостоять познающему, т.е. быть ему трансцендентным. Следовательно,
Имманентное непознаваемо, поскольку трансцендентно. Но если бы оно было абсолютно трансцендентным, то потеряло бы смысл имманентности. Отсюда:
Имманентное относительно познаваемо. (не лучшая формулировка, потом доработаю)
Перечисленные позиции равноправны, каждая из них — лишь абстрактный момент, предполагающий остальные моменты."

Источник: http://philosophystorm.org/page/362

С т. зр. личности и ее границ: то что за пределами личности трансцендентно для нее. Личностное- имманентно.
Из диалектики получаем, что процесс познания (расширения) бесконечен и Иное –познаваемо частично опосредованно.
Имманентное -дано, непосредственно доступно. Но возникает противопоставление самой личности (лсп) тому, кто познает. Формулировка «относительно познаваемо» дает некую вероятность тому, что имманентное (данность) не является величиной постоянной, неизменной… Оно до конца тоже непознаваемо, потому что нет конца… ЛСП – тоже постоянно изменяется с расширением границ????

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
05.12.2008, 07:42
РацЭкстрСенсЛог и ИррИнтрИнтЭт (?)

Чу-До
05.12.2008, 10:09
А у меня возникло сомнение: трансцендентное и имманентное - разве не полностью совпадает с внешними хар-ками соционики рациональность и иррациональность? Познанное и непознанное?
Только если бы совпадало - какой смысл вводить новые понятия? А в чем различие - пока не вижу...
Феникс, твоя версия нравится... Подумаю...
Но с т. зр. личности (внтуренних характеристик), это будет как раз характеристики конфликтера:
"Конкретный человек имеет конкретную сферу имманенции и соответственно этому сферу трансцендентного. Выход за рамки своей имманентности, например, приобретенным новым знанием или опытом, будет для него выходом в трансцендентное, которое после усвоения этого опыта становится новым имманентным. Такой опыт есть по сути расширение своей сферы имманентного".