PDA

Просмотр полной версии : Порядок Вэнь-Вана


Чу-До
12.05.2011, 17:29
Последовательность гексаграмм претендует на то, чтобы служить моделью, архетипом мирового процесса развития, космического цикла бытия. И тому подобное. С этой точки зрения совсем не все равно, в каком порядке идут гексаграммы в И-цзине.
При этом многие исследователи, изучая и применяя Книгу Перемен в более широком констексте, устанавливают связи гексаграмм с самыми разными явлениями. Здесь и генетический код, и календарный цикл, и шахматы, и арифметика, и формальная логика. Перечислять - не хватит времени на мой доклад. С одной стороны, здесь нет ничего удивительного в свете того, что я говорил о гексаграммах как методологической основе всего и вся, как своеобразной универсальной матрице. С другой стороны, каждое такое сопоставление есть, говоря языком математики, сопоставление абстрактной модели и конкретной интерпретации.
Последовательность гексаграмм претендует на то, чтобы служить моделью, архетипом мирового процесса развития, космического цикла бытия. И тому подобное. С этой точки зрения совсем не все равно, в каком порядке идут гексаграммы в И-цзине.
Если мы отгадаем загадку И-цзина, мы можем рассчитывать на какие-то открытия в иных областях, как следствие их сопоставления с гексаграммами.
Итак, существует ли и в чем заключается Закона Вэнь-вана? Почему гексаграммы перечислены именно в таком порядке?
По этому поводу есть несколько версий.
Версия 1. Никакого Закона Вэнь-вана не существует, гексаграммы расположены в случайном порядке. Эта версия привлекательна тем, что снимает саму проблему и освобождает силы и время исследователей для других дел. Однако, у нее есть существенный недостаток - она противоречит фактам. А факты таковы, что порядок Вэнь-вана не может быть полностью случайным. Известны несколько закономерностей, которые невозможно игнорировать.
Версия 2. Другая крайность - закон Вэнь-вана безусловно существует, но мы его еще не нашли. Именно эта версия привлекает исследователей к данной проблеме. Против этой версии говорят годы, века и даже тысячелетия безрезультатной работы сотен исследователей. Впрочем, наука знает примеры такого рода, когда решение в конце концов находилось. Правда, как правило, не там, где его искали.
Версия 3. Эта компромиссная версия возникла, по-видимому, из-за отчаяния исследователей. Раз никакие вроде бы обнаруживаемые закономерности в порядке Вэнь-вана не объясняют его целиком, потому что постоянно где-то что-то оказывается расположенным не так, как нам хотелось бы, значит что-то не в порядке с самим порядком Вэнь-вана. Это значит, что закон Вэнь-вана существует и мы даже догадываемся, в чем он заключается, но только этот закон - не для того порядка, который мы называем порядком Вэнь-вана. Настоящий, истинный порядок Вэнь-вана был немного другим, а то, что до нас дошло, есть проявление стандартного закона Истории под названием "Ошибка переписчика". Здесь, конечно, лед тонок, потому что ни доказать, ни опровергнуть подобные теории невозможно. Каждый раз время жизни мифического переписчика отодвигается в те времена, из которых до нас не дошло достоверных письменных свидетельств. Тем не менее, эта теория весьма популярна. Ищут идеальный порядок гексаграмм, подходящий для любимой авторами закономерности, а потом смотрят, насколько он отличается от порядка Вэнь-вана. Если совсем чуть-чуть, то, может быть, и правда виноват переписчик?
Версия 4. Эта версия также компромиссна и основана на идее, которую, насколько я знаю, впервые высказал Давыдов больше 10 лет назад, а я с тех пор повторяю и развиваю. Я думаю, Давыдов меня простит, если я ее выскажу в форме анекдота. Вэнь-ван был очень просвещенным человеком. У него было много идей, и всех их он хотел символически воплотить в Книге Перемен в виде соответствующих закономерностей расположения гексаграмм. Однако, идеи эти, как это обычно и бывает с хорошими идеями, часто друг другу противоречили, поэтому, воплощение идей шло с некоторым трудом. Когда очередная идея не влезала в прокрустово ложе уже имеющей последовательности гексаграмм, Вэнь-вану приходилось слегка поднажать, в результате чего закономерности уже воплощенных идей слегка подламывались. Вэнь-ван был упорным человеком, и, в конце концов, все его идеи были втиснуты в Книгу Перемен. Однако, почти все реализующие их закономерности расположения гексаграмм оказались слегка подпорченными. В результате, как, наверное, замечали многие исследователи Книги Перемен, в порядке Вэнь-вана можно обнаружить много всяких закономерностей, но почему-то почти все они оказываются с единичными нарушениями.
Если же говорить серьезно, то, как выразился в частной беседе Давыдов, в Книге Перемен - все как жизни: нет ни Первозданного Хаоса, ни Божественного Порядка. Все здесь "почти", все "на грани". Вот, казалось бы, мы почти нашли великий Закон Вэнь-вана, вот мы рисуем красивые симметричные картинки, которые должны все объяснить. И вдруг - выражаясь в терминах Книги Перемен - происходит "переразвитие". И наш закон оказывается не всеобщим: он, конечно, выполняется, но "почти", то есть, не везде и не всегда. И-цзин словно играет с нами в салочки, постоянно увиливая от наших так ловко расставленных сетей логики, симметрии и гармонии.
Версия 5. Эта версия является развитием предыдущей. Суть ее в том, что вся совокупность частичных закономерностей, которым удовлетворяет порядок Вэнь-вана, как раз и объявляется искомым Законом Вэнь-вана. Расчет на то, что никакой другой порядок, кроме порядка Вэнь-вана, не удовлетворяет столь же "почти" всем этим закономерностям.
Это можно формализовать, если на множестве всех возможных порядков определить метрику. Например, если один порядок получается из другого с помощью всего лишь одной транспозиции, то есть, перемены местами двух соседних гексаграмм, то расстояние между этими порядками равно 1. Если нужны две транспозиции, то расстояние равно 2. И так далее. После этого введем понятие "достаточно близких" порядков как порядков, расстояние между которыми меньше некоторой "мировой константы". Как определить эту константу - вопрос отдельный. Далее, для каждой закономерности можно найти тот идеальный порядок, где она реализуется стопроцентно, безо всяких нарушений. И если порядок Вэнь-вана "достаточно близок" по нашей метрике к этому идеальному порядку, то будем говорить, что закономерность почти реализуется на порядке Вэнь-вана. Тогда Закон Вэнь-вана гласит: порядок Вэнь-вана - это единственный порядок, на котором почти реализуются все закономерности из некоторой совокупности их. Вот такая программа исследований получается. Нужно только найти эту совокупность закономерностей и правильно выбрать мировую константу минимального расстояния.
Наконец, последняя, шестая версия ставит философский вопрос: а что, собственно говоря, мы имеем в виду, когда говорим о закономерном или случайном расположении гексаграмм? Эта версия доводит известную амбивалентность случайности и закономерности до логического конца, или до абсурда. И утверждает, что один порядок гексаграмм ничуть не лучше другого просто потому, что у нас нет надежных критериев различения хаоса и порядка. Это, конечно, от большого скепсиса и нежелания разбираться с трактатами по проблеме Вэнь-вана, которые и правда в последние годы стали напоминать известные трактаты с доказательствами Великой Теоремы Ферма.
Тем не менее, в исследовании порядка Вэнь-вана действительно есть опасности, связанные с самим понятием закономерности. Это понятие я бы назвал эстетически-статистическим. Если в порядке Вэнь-вана мы нашли какую-то закономерность, то, по крайней мере, мы должны убедиться, что хотя бы большинство остальных порядков этой закономерностью не обладают. Иными словами, вероятность того, что при случайном бросании монет получится порядок гексаграмм с такой закономерностью, должна быть достаточно мала. Однако, с точки зрения теории вероятностей все порядки гексаграмм одинаковы. Поэтому мы должны еще каким-то образом отличать закономерные порядки от случайных. Закономерный порядок - это порядок симметричный, красивый, простой, ясный, легко объяснимый и т.п. Это уже вопрос эстетический.
Я хотел бы указать на три конкретные опасности.
Первая опасность. Приведу пример. Закономерен ли порядок, в котором реализуется такое свойство: при чтении гексаграмм черта за чертой нигде в последовательности 6*64=384 черт не идут подряд более 16 одинаковых черт? Казалось бы, замечательная закономерность! Можно даже придумать соответствующее философское обоснование и найти цитату из китайской классики - что-нибудь вроде "большой ветер не продержится весь день".
К сожалению, такая закономерность реализуется в любом порядке следования гексаграмм. Дело в том, что само множество 64 гексаграмм безотносительно к их порядку обладает целым рядом регулярных свойств и подчиняется целому ряду закономерностей. Естественно, что эти свойства и закономерности как-то проявляются в каждом из порядков гексаграмм. Велика опасность выдать общее свойство множества за особенность именно этого порядка, что и происходит в моем примере.
Вторая опасность связана с малым числом вариантов. Число порядков 64 гексаграмм чрезвычайно велико - 64! Естественно, что среди этих вариантов какие-то мы можем считать построенными по тому или иному закону, алгоритму, а остальные - случайными. Однако, если вы изучаете порядок следования трех гексаграмм, то здесь лед тонок. Число вариантов всего 6 - можно ли разделить их на случайные и закономерные?
Третья опасность - это попытка выдать желаемое за действительное, и частную закономерность - за всеобщий закон. Вообще, чувство порядка - это такое интуитивное, эстетическое чувство. Например, симметричное кажется нам красивым (тщательно выверенная, рассчитанная асимметрия китайского и японского искусства - частный случай такой симметрии). В тоже время симметрия играет большую роль, скажем, в таких точных науках, как физика и математика. В эвристике красота вообще, и симметрия в частности, являются одним из критериев истины. При исследовании И-цзина очень часто получаются разного рода красивые симметричные картинки, целые мозаики и своеобразные хитросплетенные ковры из цифр, значков, иероглифов.
Все это очень хорошо, но рискованно. Симметрия по определению является не полным, а частичным объяснением, поскольку основана всего лишь на сопоставлении: левого и правого, верха и низа, через центр и т.п. Симметрия часто создает всего лишь иллюзию идеального порядка, в основе которого оказывается полный хаос.
Есть даже такая детская игрушка, наглядно демонстрирующая всю коварность симметрии. Называется калейдоскоп. Смотришь в трубочку - вот какая красивая симметричная картинка. Повернешь - другая кратинка, тоже красивая и симметричная. А на самом-то деле, если игрушку разобрать, там всего лишь кучка цветных камушков, случайной формы, случайных размеров. Зато очень ловко расставлены зеркала. Вот и Вэнь-ван бросил в случайном порядке восемь триграмм, а потом хитрыми зеркалами их удвоил и получился И-цзин. Но, скорее, наоборот, восемь триграмм - это зеркала, а камушки - даже не знаю что. Но симметричные картинки получаются.