Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
28.11.2011, 20:38
Эксперименты в области светомузыки в лаборатории Л.С.Термена
Эксперименты в области светомузыки
в лаборатории Л.С.Термена
Л.С. Термен, Казань, 1981
http://www.theremin.ru/archive/termen/light01.jpg (http://www.theremin.ru/archive/termen/light01.jpg)
Автор занимался разработкой устройств цветомузыки с 1920 г. и демонстрировал их на концертах в Советском Союзе, Германии, Франции и США в период с 1922 по 1939 г. Сопровождение мелодии световыми эффектами осуществлялось путем проецирования на исполнителя цвета, соответствующего высоте звучания, с интенсивностью, изменяющейся пропорционально силе звучания.
Автором проводились эксперименты по демонстрации цветостробоскопических изображений с симметрией, соответствующей гармоническим ступеням мелодического звучания, что обеспечивало интересные зрелищные результаты.
http://www.theremin.ru/archive/bute/moritz1_120.gif (http://www.theremin.ru/archive/bute/moritz1_120.gif)
В работах цветомузыкальной лаборатории Л.С.Термена в Нью-Йорке участвовал А.Эйнштейн, который занимался проецированием (совместно с музыкальным сопровождением) цветовых геометрических фигур и участвовал в дальнейшем в работах лаборатории, проводимых сотрудницей Л.С.Термена Мери-Элен Бьют (известный современный американский режиссер беспредметных фильмов).
На проведенные цветоконцертные демонстрации была получена одобрительная реакция публики и рецензентов. Дальнейшие эксперименты Термена в этом направлении проводились с применением электронных схем и поляризованной оптики (1939).
http://www.theremin.ru/archive/termen/light0.JPG (http://www.theremin.ru/archive/termen/light0.JPG)
Автором также осуществлялись опыты применения различных приемов проецирования и использования световых источников с учетом особенностей их психофизиологического воздействия на зрителей и слушателей. В экспериментах было отмечено влияние на зрителей высотных и боковых смещений световых проекций. Очень медленное опускание предъявляемой слушателям проекции на стены зрительного зала создает у зрителей ощущение подъема или взлета, а обратное смещение проекции - падения с различными скоростями. При этом совпадение движений с соответствующими структурами мелодической и гармонической конструкции создает очень сильное психофизиологическое воздействие.
Подача зрителям в совершенно затемненном зале светящихся точек переменной интенсивности и цветности, комбинированных с музыкальными звучаниями, при достаточно длительном воздействии оказывает на некоторых слушателей квазигипнотическое воздействие.
Применение стереоскопических (трехмерных) структур и их вариаций обеспечивает значительное повышение психохудожественных воздействий (по сравнению с использованием обычной плоскостной проекции).
http://www.theremin.ru/archive/termen/RITHMIC0.JPG (http://www.theremin.ru/archive/termen/RITHMIC0.JPG)
Производились также эксперименты по координации светоцветовых восприятий с различными порядками ритмов. Для этих целей применялся звуковой инструмент Л.С.Термена "Ритмикон". Диапазон генерируемых им колебаний ритмов - от 1 до 12 в каждом такте, подаваемых со звуковысотностыо, соответствующей номеру ритма. Выяснилась возможность повышения художественного интереса зрителей к восприятию полиритмии звучаний совместно с оптическими процессами при трех- и пятикомпонентной цветовой системе.
В настоящее время в лабораторной студии Л.С.Термена (МГУ) проводятся эксперименты по координации гармонии звучания многоголосного электромузыкального, инструмента "Терменвокс" с цветностями, соответствующими ступеням мелодического тона.
http://www.theremin.ru/archive/svetomuz.htm
http://www.youtube.com/watch?v=AS9LJK8i1VE&feature=player_embedded
http://www.youtube.com/watch?v=X6lImGpk0wE&feature=player_embedded
http://video.mail.ru/mail/gullwayder/661/p-4486.jpg (http://video.mail.ru/mail/gullwayder/661/4486.html)
01:51
Carolina Eyck - Theremin plays Sting http://video.mail.ru/mail/gullwayder/661/p-4487.jpg (http://video.mail.ru/mail/gullwayder/661/4487.html)
02:02
Dorit Chrysler - Saint-Saens' Aquarium at Electric Eclectics, 2008
Эксперименты в области светомузыки
в лаборатории Л.С.Термена
Л.С. Термен, Казань, 1981
http://www.theremin.ru/archive/termen/light01.jpg (http://www.theremin.ru/archive/termen/light01.jpg)
Автор занимался разработкой устройств цветомузыки с 1920 г. и демонстрировал их на концертах в Советском Союзе, Германии, Франции и США в период с 1922 по 1939 г. Сопровождение мелодии световыми эффектами осуществлялось путем проецирования на исполнителя цвета, соответствующего высоте звучания, с интенсивностью, изменяющейся пропорционально силе звучания.
Автором проводились эксперименты по демонстрации цветостробоскопических изображений с симметрией, соответствующей гармоническим ступеням мелодического звучания, что обеспечивало интересные зрелищные результаты.
http://www.theremin.ru/archive/bute/moritz1_120.gif (http://www.theremin.ru/archive/bute/moritz1_120.gif)
В работах цветомузыкальной лаборатории Л.С.Термена в Нью-Йорке участвовал А.Эйнштейн, который занимался проецированием (совместно с музыкальным сопровождением) цветовых геометрических фигур и участвовал в дальнейшем в работах лаборатории, проводимых сотрудницей Л.С.Термена Мери-Элен Бьют (известный современный американский режиссер беспредметных фильмов).
На проведенные цветоконцертные демонстрации была получена одобрительная реакция публики и рецензентов. Дальнейшие эксперименты Термена в этом направлении проводились с применением электронных схем и поляризованной оптики (1939).
http://www.theremin.ru/archive/termen/light0.JPG (http://www.theremin.ru/archive/termen/light0.JPG)
Автором также осуществлялись опыты применения различных приемов проецирования и использования световых источников с учетом особенностей их психофизиологического воздействия на зрителей и слушателей. В экспериментах было отмечено влияние на зрителей высотных и боковых смещений световых проекций. Очень медленное опускание предъявляемой слушателям проекции на стены зрительного зала создает у зрителей ощущение подъема или взлета, а обратное смещение проекции - падения с различными скоростями. При этом совпадение движений с соответствующими структурами мелодической и гармонической конструкции создает очень сильное психофизиологическое воздействие.
Подача зрителям в совершенно затемненном зале светящихся точек переменной интенсивности и цветности, комбинированных с музыкальными звучаниями, при достаточно длительном воздействии оказывает на некоторых слушателей квазигипнотическое воздействие.
Применение стереоскопических (трехмерных) структур и их вариаций обеспечивает значительное повышение психохудожественных воздействий (по сравнению с использованием обычной плоскостной проекции).
http://www.theremin.ru/archive/termen/RITHMIC0.JPG (http://www.theremin.ru/archive/termen/RITHMIC0.JPG)
Производились также эксперименты по координации светоцветовых восприятий с различными порядками ритмов. Для этих целей применялся звуковой инструмент Л.С.Термена "Ритмикон". Диапазон генерируемых им колебаний ритмов - от 1 до 12 в каждом такте, подаваемых со звуковысотностыо, соответствующей номеру ритма. Выяснилась возможность повышения художественного интереса зрителей к восприятию полиритмии звучаний совместно с оптическими процессами при трех- и пятикомпонентной цветовой системе.
В настоящее время в лабораторной студии Л.С.Термена (МГУ) проводятся эксперименты по координации гармонии звучания многоголосного электромузыкального, инструмента "Терменвокс" с цветностями, соответствующими ступеням мелодического тона.
http://www.theremin.ru/archive/svetomuz.htm
http://www.youtube.com/watch?v=AS9LJK8i1VE&feature=player_embedded
http://www.youtube.com/watch?v=X6lImGpk0wE&feature=player_embedded
http://video.mail.ru/mail/gullwayder/661/p-4486.jpg (http://video.mail.ru/mail/gullwayder/661/4486.html)
01:51
Carolina Eyck - Theremin plays Sting http://video.mail.ru/mail/gullwayder/661/p-4487.jpg (http://video.mail.ru/mail/gullwayder/661/4487.html)
02:02
Dorit Chrysler - Saint-Saens' Aquarium at Electric Eclectics, 2008