Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
18.09.2012, 21:03
http://www.solium.ru/forum/showthread.php?p=135978#post135978
Практика в психологии/упражнения
Упражнения Ирины Шевцовой:
Визуализация «Карта тела» (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_bodymap.php)
вкратце:Упражнение можно проводить на любом тренинге, где исследуются взаимоотношения с собственным телом. Восприятие тела сказывается на нашем здоровье, самооценке, партнерских отношениях. Очень часто люди идут по пути эксплуатации своего тела, предъявляют ему претензии, дрессируют, забывая, что негативное отношение и насилие оборачиваются болезнями и ситуацией, когда тело выходит из-под контроля. Если вы приходите в спортивный зал, тренер укажет на ваши недостатки и заставит вас их исправлять. Если же вы пришли на психологический тренинг, то самый приемлемый путь работы с телом – принятие и забота.
Цель: Исследование отношения к собственному телу. Способствовать принятию своих физических особенностей, пониманию и устранению причин недомогания.
Диалог с болезнью (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_illness.php)
Мой ребенок в образе растения (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_child_plant.php)
(тренинг для родителей)
http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/mychild.jpg (http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/mychild.jpg)
Это упражнение относится к проективной арт-терапии. Отличие от теста заключается в том, что оно является эвристическим, то есть человек сам делает выводы, интерпретирует нарисованное. Образ выбран не случайно: через изображение ребенка в образе растения с большой долей вероятности можно судить о субъективных особенностях восприятия и воспитания ребенка. Кроме того, упражнение вызывает у родителей большой интерес – возможность исследовать самого себя, своё поведение в отношении ребенка. Наблюдайте за процессом рисования, он тоже станет предметом обсуждения. Очень часто люди смущаются - «Я не умею рисовать». Скажите, что в этом упражнении умение рисовать может даже помешать, и чем дальше человек уйдет от художественных штампов, тем лучше.
Цель: Исследование особенностей восприятия родителем своего ребенка, неосознаваемых чувств и установок на воспитание. Способствовать оздоровлению детско-родительских отношений.
Мир глазами моего ребенка (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_child.php)
http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/collage.jpg (http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/collage.jpg)
Данные упражнения хороши тем, что они сразу включают в себя исследовательскую, эвристическую задачу - понять что-то о своем ребенке; и формирующую - принять, позволить ребенку быть таким, какой он есть.
Лучше всего проводить с родителями детей 9-15 лет, того возраста, когда обостряются разногласия и назревают конфликты непонимания.
Цель: Способствовать осознаванию родителем ценностей, потенциалов, проблем своего ребенка. Формировать принятие «иного взгляда», уважение к иному мировоззрению и поведению.
Упражнения с переодеванием (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_dress.php)
http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/dress1.jpg (http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/dress1.jpg)
Упражнения с переодеванием на личностном тренинге встречаются часто. Они могут нести мощный эффект, могут просто развлечь и повеселить, но могут стать настоящей психологической травмой для кого-то из участников.
Переодевание
Поэтому я решила отступить от традиционной формы описания подобного упражнения, и рассказать о данном типе упражнений вообще.
Возможные цели:
Работа с самоуничижением и высокомерием как проявлениями низкой самооценки.
Снятие эмоционального напряжения.
Работа с энергетикой «внутреннего ребенка», потенциалами творчества и игры.
Отыгрывание ролей - потенциалов, не используемых в жизни.
Развитие креативности.
Все в твоих руках (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_laziness.php)
Мы в силах руководить любым своим эмоциональным состоянием. Важно перестать бороться с самим собой, отнестись с вниманием и пониманием к тому, что происходит с нашей психикой. И тогда борьба сменяется диалогом, договором, управлением. Это упражнение направлено на работу с ленью – состоянием, которое для многих является непреодолимым препятствием для дел и достижений.
Цель: исследовать состояние лени и способствовать управлению им.
Карта моей жизни (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_map.php)
http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/map.jpg (http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/map.jpg)
Очень тяжело бывает расставить в жизни приоритеты, понять, что для тебя важнее и чем можно поступиться. Мы тратим время нашей жизни и силы на работу, общение, увлечения, у нас есть обязательства и хобби, которые доставляют удовольствия. Исследовать из чего состоит ваша жизнь, и понять, устраивает ли вас эта картина – значит взять контроль над ситуацией, и строить жизнь по желанному сценарию.
Цель: Исследовать сферы своей жизни и их соотношение. Способствовать гармонизации жизненных приоритетов: семья, работа, учеба, друзья, хобби и т. д.
Волшебники (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_wizards.php)
Мечтать мы учимся в детстве. И именно тогда у нас возникает вера в хорошее или разочарование. Вспомнить детские мечты – значит прикоснуться к источнику радости, а исполнить их – это вернуть себе ощущение чуда. Не стоит пренебрегать возможностью осчастливить себя, даже если прошло уже много лет. Это упражнение дает возможность людям проявить свои самые лучшие качества и проявить себя в роли Внутреннего Родителя. Оно подойдет для группы, в которой дружеская, теплая обстановка и участники доверяют друг другу. Ритуальное упражнение рассчитано на два дня.
Цель: Способствовать оживлению детских переживаний, которые лежат в основе истинных желаний; развивать умение заботиться о себе, уверенность, оптимизм.
Коктейль удовольствия (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_cocktail.php)***
Упражнение придумано участниками Мастерской.
http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/cocktail.jpg (http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/cocktail.jpg)
Удовольствие – это состояние, бесспорно, желаемое, но для многих труднодостижимое. Причина может скрываться в непонимании своих собственных источников удовольствия и стремлении получить его не тем способом. Очень часто люди руководствуются традиционными правилами: отдохнуть, поспать, поесть, сходить на вечеринку, пригласить гостей. Но в итоге получают скуку и усталость вместо ожидаемого удовольствия.
Цель: Исследовать собственные источники удовольствия, их приоритетность и количество. Способствовать осознанному использованию возможных способов получения удовольствия.
Портрет идеальной работы (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_my_work.php)
(тренинг «Психолог как продавец»)
Это упражнение можно использовать на любом тренинге, связанном с поиском работы и профессиональным самоопределением. Часто люди руководствуются шаблонными общепринятыми критериями в поиске работы: режим, зарплата, социальный пакет. «Портрет идеальной работы» - это ответ на вопрос «Что я хочу на самом деле?». И только в этом случае выбранная работа будет удовлетворять и приносить радость. Кроме того, упражнение дает возможность понять и принять факт, что действительность не может соответствовать идеалу на 100 %, чем-то стоит поступиться, от чего-то отказаться.
Цель: Способствовать осознаванию приоритетов в выборе работы и тех потребностей, которые она должна будет удовлетворить.
http://www.solium.ru/forum/images/bk/bk2.gif
Некоторые из этих упражнений подходят и для индивидуальной работы над собой, а некоторые больше для занятий в групе.
Практика в психологии/упражнения
Упражнения Ирины Шевцовой:
Визуализация «Карта тела» (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_bodymap.php)
вкратце:Упражнение можно проводить на любом тренинге, где исследуются взаимоотношения с собственным телом. Восприятие тела сказывается на нашем здоровье, самооценке, партнерских отношениях. Очень часто люди идут по пути эксплуатации своего тела, предъявляют ему претензии, дрессируют, забывая, что негативное отношение и насилие оборачиваются болезнями и ситуацией, когда тело выходит из-под контроля. Если вы приходите в спортивный зал, тренер укажет на ваши недостатки и заставит вас их исправлять. Если же вы пришли на психологический тренинг, то самый приемлемый путь работы с телом – принятие и забота.
Цель: Исследование отношения к собственному телу. Способствовать принятию своих физических особенностей, пониманию и устранению причин недомогания.
Диалог с болезнью (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_illness.php)
Мой ребенок в образе растения (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_child_plant.php)
(тренинг для родителей)
http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/mychild.jpg (http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/mychild.jpg)
Это упражнение относится к проективной арт-терапии. Отличие от теста заключается в том, что оно является эвристическим, то есть человек сам делает выводы, интерпретирует нарисованное. Образ выбран не случайно: через изображение ребенка в образе растения с большой долей вероятности можно судить о субъективных особенностях восприятия и воспитания ребенка. Кроме того, упражнение вызывает у родителей большой интерес – возможность исследовать самого себя, своё поведение в отношении ребенка. Наблюдайте за процессом рисования, он тоже станет предметом обсуждения. Очень часто люди смущаются - «Я не умею рисовать». Скажите, что в этом упражнении умение рисовать может даже помешать, и чем дальше человек уйдет от художественных штампов, тем лучше.
Цель: Исследование особенностей восприятия родителем своего ребенка, неосознаваемых чувств и установок на воспитание. Способствовать оздоровлению детско-родительских отношений.
Мир глазами моего ребенка (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_child.php)
http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/collage.jpg (http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/collage.jpg)
Данные упражнения хороши тем, что они сразу включают в себя исследовательскую, эвристическую задачу - понять что-то о своем ребенке; и формирующую - принять, позволить ребенку быть таким, какой он есть.
Лучше всего проводить с родителями детей 9-15 лет, того возраста, когда обостряются разногласия и назревают конфликты непонимания.
Цель: Способствовать осознаванию родителем ценностей, потенциалов, проблем своего ребенка. Формировать принятие «иного взгляда», уважение к иному мировоззрению и поведению.
Упражнения с переодеванием (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_dress.php)
http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/dress1.jpg (http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/dress1.jpg)
Упражнения с переодеванием на личностном тренинге встречаются часто. Они могут нести мощный эффект, могут просто развлечь и повеселить, но могут стать настоящей психологической травмой для кого-то из участников.
Переодевание
Поэтому я решила отступить от традиционной формы описания подобного упражнения, и рассказать о данном типе упражнений вообще.
Возможные цели:
Работа с самоуничижением и высокомерием как проявлениями низкой самооценки.
Снятие эмоционального напряжения.
Работа с энергетикой «внутреннего ребенка», потенциалами творчества и игры.
Отыгрывание ролей - потенциалов, не используемых в жизни.
Развитие креативности.
Все в твоих руках (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_laziness.php)
Мы в силах руководить любым своим эмоциональным состоянием. Важно перестать бороться с самим собой, отнестись с вниманием и пониманием к тому, что происходит с нашей психикой. И тогда борьба сменяется диалогом, договором, управлением. Это упражнение направлено на работу с ленью – состоянием, которое для многих является непреодолимым препятствием для дел и достижений.
Цель: исследовать состояние лени и способствовать управлению им.
Карта моей жизни (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_map.php)
http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/map.jpg (http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/map.jpg)
Очень тяжело бывает расставить в жизни приоритеты, понять, что для тебя важнее и чем можно поступиться. Мы тратим время нашей жизни и силы на работу, общение, увлечения, у нас есть обязательства и хобби, которые доставляют удовольствия. Исследовать из чего состоит ваша жизнь, и понять, устраивает ли вас эта картина – значит взять контроль над ситуацией, и строить жизнь по желанному сценарию.
Цель: Исследовать сферы своей жизни и их соотношение. Способствовать гармонизации жизненных приоритетов: семья, работа, учеба, друзья, хобби и т. д.
Волшебники (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_wizards.php)
Мечтать мы учимся в детстве. И именно тогда у нас возникает вера в хорошее или разочарование. Вспомнить детские мечты – значит прикоснуться к источнику радости, а исполнить их – это вернуть себе ощущение чуда. Не стоит пренебрегать возможностью осчастливить себя, даже если прошло уже много лет. Это упражнение дает возможность людям проявить свои самые лучшие качества и проявить себя в роли Внутреннего Родителя. Оно подойдет для группы, в которой дружеская, теплая обстановка и участники доверяют друг другу. Ритуальное упражнение рассчитано на два дня.
Цель: Способствовать оживлению детских переживаний, которые лежат в основе истинных желаний; развивать умение заботиться о себе, уверенность, оптимизм.
Коктейль удовольствия (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_cocktail.php)***
Упражнение придумано участниками Мастерской.
http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/cocktail.jpg (http://www.shevtsova.ru/shkola/img/ex/cocktail.jpg)
Удовольствие – это состояние, бесспорно, желаемое, но для многих труднодостижимое. Причина может скрываться в непонимании своих собственных источников удовольствия и стремлении получить его не тем способом. Очень часто люди руководствуются традиционными правилами: отдохнуть, поспать, поесть, сходить на вечеринку, пригласить гостей. Но в итоге получают скуку и усталость вместо ожидаемого удовольствия.
Цель: Исследовать собственные источники удовольствия, их приоритетность и количество. Способствовать осознанному использованию возможных способов получения удовольствия.
Портрет идеальной работы (http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_my_work.php)
(тренинг «Психолог как продавец»)
Это упражнение можно использовать на любом тренинге, связанном с поиском работы и профессиональным самоопределением. Часто люди руководствуются шаблонными общепринятыми критериями в поиске работы: режим, зарплата, социальный пакет. «Портрет идеальной работы» - это ответ на вопрос «Что я хочу на самом деле?». И только в этом случае выбранная работа будет удовлетворять и приносить радость. Кроме того, упражнение дает возможность понять и принять факт, что действительность не может соответствовать идеалу на 100 %, чем-то стоит поступиться, от чего-то отказаться.
Цель: Способствовать осознаванию приоритетов в выборе работы и тех потребностей, которые она должна будет удовлетворить.
http://www.solium.ru/forum/images/bk/bk2.gif
Некоторые из этих упражнений подходят и для индивидуальной работы над собой, а некоторые больше для занятий в групе.