PDA

Просмотр полной версии : оборудование


Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
21.02.2013, 23:43
http://paraglider.ucoz.ru/publ/2-1-0-8
ВЫБИРАЕМ ПАРАПЛАН...
Краткий обзор, или на что обратить внимание при выборе параплана!

Цены.

Парапланы ведущих мировых фирм стоят 1800 - 4000 $.
-Чешские парапланы: 1200 - 1800 $.
-Крупных российских и украинских производителей: 1100 -1600$.
-Мелких отечественных производителей: 700 - 1300$.
Цены на парапланы Б/У могут начинаться и от 300$, если это сильно устаревшая и (или) "убитая" техника.
Все это Вы можете приобрести в любом российском Клубе.
Срок службы параплана в среднем - 5 лет, и сильно зависит от обращения с ним.
Цена параплана зависит от имени фирмы, сертификата (определяет в первую очередь гарантии безопасности), даты разработки, серийности, материалов, сложности изготовления, летных характеристик, моды и тенденций в спорте и на рынке.
Подвесная система и рюкзак предлагаются, как правило, отдельно и стоят:
-Рюкзак: 40-70$.
-Подвесная система: 200-500$.
Парамоторы стоят:
- Импортные: 4500 -6000$.
- Отечественной сборки на базе импортного двигателя: 3200 -3300$
Российские: 1400 - 1850$.

Безопасность.

Парапланы согласно международной системе сертификации делятся на три класса: STANDARD, PERFOMANCE, COMPETITION.

Standard - Наиболее надежный и массовый класс. При складывании параплан открывается за 4 сек. сам без вмешательства пилота, с минимальным отклонением от первоначальной траектории. Рекомендуется для обучения, начинающим пилотам, пилотам -любителям, а также для полетов с мотором.
Последние модели этого класса обладают высокими летными характеристиками, могут успешно использоваться для маршрутных парящих полетов и способны удовлетворить потребности 80-90% пилотов,
Perfomance - Обладает высокими летными характеристиками при достаточной безопасности. Открывается при складывании тоже сам, но с несколько большим отклонением от первоначальной траектории. Для возвращения в нормальный режим желательны определенные действия пилота. Рекомендуется для опытных, регулярно летающих пилотов.
Competition - Только для профессионалов! Летает еще лучше, но требует точных и хладнокровных действий пилота при попадании в нестабильность.


Тенденции:

Приоритет надежности и безопасности. Уменьшение спроса на Competition, увеличение спроса на Standard. Даже на Чемпионате Мира-99 многие спортсмены летали на Perfomance, а не Competition ( например, Чемпион Мира Джон Пендри), а некоторые и на Standard.!

Отечественный или импортный?

Парапланы лучших отечественных производителей уже практически не уступают импортным, а в чем-то даже превосходят их. Например, "Корвет" был сертифицирован по классу Standard с самым большим в мире удлинением - 5,56!
Необходимость сертификата на параплан признана во всем мире. В России только компания "ПАРААВИС сумела получить международный сертификат на свою продукцию. Это парапланы "Танго", "ДЖАЗ" и "Корвет". Все класса Standard. На Украине фирма "АЭРОС" выпускает сертифицированный по классу Perfomance "Rival". Выпускаемые, по цене существенно более низкой, чем у импортных аналогов, эти парапланы выглядят весьма привлекательно.
При прочих равных, мы отдаем предпочтение отечественной продукции. Это связано также с удобством ремонта и обслуживания.

Из всех парапланов, выпускаемых в России и на Украине, в первую очередь мы рекомендуем:

"Танго" (ПАРААВИС) имеет удлинение 4,9, скорость снижения: 1,2 м/с. Класс Standard. Разработка 99-го года. Аппарат обладает высокой надежностью. Это параплан для начинающих, пилотов выходного дня и полетов с парамотором.

Цена параплана площадью 28 кв.м (вес пилота 55-85 кг) - 1190 долл., 31(65-95) - 1250, 36(75-105) - 1400. Подвеска "Классик" - 140. Рюкзак "Профи"- 50. Итого, комплект обойдется Вам в 1380 - 1490 долл.:
"Корвет" (ПАРААВИС): удлинение 5,56 (рекорд для своего класса!), скорость снижения 1,0 м/с. Класс Standard. Разработка 98-го года. Параплан имеет высокие летные характеристики при безопасности класса Standard. Этот параплан позволяет летать маршрутные полеты, успешно участвовать в соревнованиях и способен удовлетворить потребности большинства клубных пилотов. Участвовал в Чемпионате Мира-99.
Цена параплана площадью 28 кв.м (вес пилота 65-90 кг) -1450 долл Цена полного комплекта : 1640
"Корвет-спорт" (ПАРААВИС): В отличии от "Корвета" имеет триммера. Все остальное идентично. Летает лучше, а стоит на 100 долл. дешевле(!) , т.к. формально не имеет международного сертификата. Цена параплана площадью 28 кв. м - 1350 долл., 30 кв.м (85-110) -1390. Хороший вариант!

"Rival" (АЭРОС): удлинение 5,7, скорость снижения 1,0 и менее. Класс Perfomance. Разработка 96-го года. Параплан обладает высокими летными характеристиками при достаточно хорошей надежности. В конструкции применены диагональные нервюры, позволяющие уменьшить количество строп и лобовое сопротивление параплана, но несколько увеличивающие риск "галстука". Хороший параплан для опытного пилота. Последние несколько лет пользуется неизменной популярностью среди пилотов СНГ.

Цена параплана 1600 долл. независимо от площади и вместе с рюкзаком.
Выпускаются парапланы площадью 28 и 29,5 кв.м на вес пилота 60-80 и 70-90 кг соответственно. Цена комплекта со спортивной подвесной системой (225) - 1825.

Подробнее с НОВИНКАМИ этих фирм Вы можете ознакомиться на их сайтах : ПАРААВИС , АЭРОС.


Мелкие производители.

Благодаря более низкой цене изделий, в нашей стране неизменно находят и еще будут продолжать находить своих покупателей.
Плюсы: Низкая цена. Преувеличенно внимательное отношение к каждому потенциальному покупателю. Индивидуальный подход. Любые словесные гарантии.

Ремонт и обслуживание.

Минусы: Непроверенные дешевые, постоянно меняемые материалы. Отличия аппаратов даже в одной мелкой серии. Непонятность или полное отсутствие тестирования. Отсутствие сертификата. Отсутствие реальных гарантий. Необязательность и ненадежность. Возможность проблем.
Самодельный параплан не обязательно хуже серийного. Среди мелких производителей встречаются настоящие мастера своего дела, а некоторые их изделия - настоящие шедевры ручной работы. Однако, продажа самоделок в авиации бесперспективна, с точки зрения формальных гарантий безопасности.


Кое-что еще:

- Змей -буксировщик (СПБ): 200 $.
- Рюкзак "Близнец" : 80$.
- Блочки : 1,5 -2$
- Шлем MDS: 30$
- Замок отцепки: 10$
- Литература:
- "Парадайджест" : 2,5$
- З.Френкель "Введение в параглайдинг": 2,5$
- Журналы: "На грани", "Экс."

Обзор сертифицированных российских парапланов

Еще недавно, в середине 90-х мы не могли об этом и мечтать. Сертифицированные Российские крылья? Их просто не было. Снизу вверх мы смотрели на импортные купола. Вот где летные характеристики, вот где качество, вот где супер материалы, вот где безопасность! А вот и подтверждающий это европейский сертификат AFNOR. Однако к концу 90-х и Россия вышла на передовые рубежи парапланостроения, недаром наши авиационные мозги считаются лучшими в мире. “Корвет”, с его рекордным для класса STANDARD удлинением в 5,56 стал настоящей сенсацией и первенцем среди Российских сертифицированных парапланов. А к 2001 году уже 5 Российских параплана имеют сертификат AFNOR . Это “Танго”, "ДЖАЗ", “Айвенго”, “Корвет” в классе STANDARD и “Дарт” в классе PERFORMANCE. Появился выбор! А выбор, штука сложная, особенно из “Стандартов”, из которых и следует выбирать новичку и пилоту-любителю. Какой параплан вам нужен? “Чтобы мог хорошо парить, был надежным и еще, под мотор годился” – просят новички. Но универсализма не бывает. Любая конструкция имеет минусы, как продолжение плюсов. Чем лучше летает - тем опаснее. Купол максимально безопасный и идеальный для парамотора будет не очень хорош как паритель. Скоростной STANDARD будет иметь отнюдь не выдающуюся скорость снижения, и соответственно хуже выпаривать в слабых потоках. А прекрасный, но медленный паритель будет висеть выше всех, но с трудом пробиваться против ветра и отставать на переходах от потока к потоку. Что вы предпочтете? Задумались? Лучше всего ваши сомнения поможет рассеять курс начального обучения, где целая лекция посвящена выбору параплана, и вы все имеете возможность увидеть и попробовать на практике. А здесь лишь некоторые выводы:

Хотите максимально безопасный купол для начинающих и полетов с парамотором? Это “Танго”. Его девиз “Ты можешь все”.
Летные характеристики:
• Удлинение 4,9
• Минимальная скорость (предсрыв) – 24 км /ч
• Балансировочная скорость – 40 км/ч (!)
• Акселераторная скорость – 50 км/ч (!)
• Выпускаемые площади - 19 (вес пилота 39-55кг), 22 (47-65 кг), 26 (55 – 75 кг), 28 (65-89 кг), 31(75-105 кг) и 36 кв. м (90-120 кг)
Если вы весите 65- 89 кг то ваша площадь 28, если 75-105, то 31 кв.м.
Цена за 28-й – 1190 долл. За 31-й – 1250.
Это быстрое крыло, хорошо пробивающееся вперед даже без применения акселератора. Это очень надежное крыло, на нем я не побоялся бы летать даже без запасного парашюта. В слабых потоках на нем выпарить сложновато, но в средних и сильных потоках оно отлично летает и даже маршрутные полеты. В 2007 году на Юце 13-и летний ребенок Рожков Ваня пролетел на Танго-19 маршрут 13 км! Вот уж действительно “Ты можешь все!”.
Если вы хотите летать маршрутные полеты и быть выше всех, если вы хотите иметь возможность выпаривать в самых слабых потоках, даже когда пилоты других парапланов не могут удержаться в воздухе, то ваше крыло “Айвенго”. Его девиз “Ты выше всех”. Крыло обладает малой скоростью снижения и отличной маневренностью “Само доворачивает в поток” Но это относительно медленное крыло. “Айвенго” самое сложное и дорогое крыло в ряду предлагаемых “Стандартов”, имеет диагональные нервюры, позволяющие уменьшить количество строп и “вылизать” купол. Стоимость 28-го – 1400 долл., 30-го –1450.
Летные характеристики:
• удлинение – 5,3
• минимальная скорость (предсрыв) –22 км/ч
• балансировочная скорость – 34 км/ч
• акселераторная скорость – 42 км/ч
• Выпускаемые площади – 28 и 30 кв. м, под вес пилота 65-89 и 75-105 кг соответственно.
“Айвенго”- одна из новейших разработок. Сертификат 2001 года. Рекомендуем выпускникам парапланерных школ и любителям маршрутных полетов.
А для тех, кто хочет параплан для парящих полетов и маршрутов, но параплан побыстрее, рекомендуем “Корвет”. Его девиз “Маршруты – просто и безопасно”. Его летные характеристики:
• удлинение - 5,56 (!)
• минимальная скорость – 23 км/ч
• балансировочная скорость – 40 км/ч (!)
• акселераторная скорость – 47 км/ч
• выпускамые площади – 24 (вес пилота 50-65 кг) , 26 (вес пилота 58-75 кг), 28 (вес пилота 65-89 кг) и 30 кв. м (вес пилота 85-110 кг).
Подчеркнем, что “Корвет” имеет рекордное для своего класса удлинение и высокие летные характеристики. На этом параплане летают не только любители, но и спортсмены, успешно выступающие на соревнованиях.
Стоимость 28-го – 1350, 30-го – 1400 долл.
Следует иметь в виду, что для всех перечисленных типов парапланов сертификат имеют базовые 28-ые модели. Остальные подобны. Также возможна установка дополнительных аксессуаров, таких как триммера, что расширяет возможности параплана, но может создать определенные трудности для новичка.
А для опытных пилотов, спортсменов и профессионалов существует “Дарт”. Девиз – “Абсолютное оружие”. Это купол моей мечты. Я влюбился в него сразу, как только увидел. Красота и изящность конструкции говорит о совершенстве. Он красив, этот узкий лепесток. Никаких огрехов. Отлично “вылизанная”, гладкая поверхность скоростного крыла. Еще бы ему не быть гладким и красивым, ведь это полный косонервюрник, на создание и доводку которого ушло 2 года работы и испытание десятка прототипов.
Это PERFORMANCE с высоким аэродинамическим качеством, скоростью и великолепной маневренностью. В то же время “Дарт” обладает разумной пассивной и высокой активной безопасностью. Новейшая разработка. Сертификат 2001 года. На Чемпионате России 2001, пилот на “Дарте”, не имел ни одного складывания и сумел занять 5 место из 85, обыграв многих опытных пилотов, летавших на парапланах COMPETITION ведущих Западных фирм. Среди пилотов, вошедших в первую десятку на Чемпионате России, половина летала на “Дартах”. Чемпион России – Николай Шорохов летал на “Дарте”. Великолепный дебют нового крыла.
Летные характеристики:
• удлинение – 5,8
• минимальная скорость (предсрыв) – 23 км/ч
• балансировочная скорость – 39 км/ч
• акселераторная скорость – 54 км/ч
• выпускается пока одна площадь 27 кв.м, на стартовый вес (все что летит) 80-104 кг. Стоимость – 1600 долл.
Этот параплан не может быть рекомендован новичкам.
Мы не называем здесь фирму производителя всех этих парапланов, ведь это будет уже реклама… Впрочем, производитель сертифицированных парапланов в России один, и его и все и так знают.

Сказанное здесь о парапланах – лишь верхушка айсберга. Если вы решитесь подняться в небо, правильный путь – прийти в клуб и пройти обучение, а уже потом приобрести свой параплан.

Небо зовет!

Три супер-игрушки в одном мешке. Что новенького предлагал Дедушка Мороз любителям активного отдыха прошедшей зимой? Хит сезона - зимний джентльменский набор 2009!

Три спортивные революции в одном волшебном рюкзачке! Ха-ха, мой рюкзак - колыбель трех революций!

Не верите? Тогда смотрите, достаю. Опс! Революция в авиации - параплан! Есть! Революция в парусном спорте - кайт! Есть! Революция в лыжах - мини-лыжи! Есть!

В чем прикол? А в том, что все это компактно умещается в одном мешке, который всегда с Вами. И Вы упакованы на все случаи жизни.

Нет ветра. Катаемся на мини лыжах. Бигфуты, сноублейды, сноу фаны - это все про них. Длина: 65см-1м. Радиус поворота: 3-7м. Крепления как под кошки - две скобы. Годятся любые ботинки с жесткой платформой и рантом, например туристские Кофлахи. В чем хожу, в том и катаюсь. Палки не нужны. Обучение - минимум. Встал и поехал. Маневренность - супер! Крутись как хочешь! Прыгать тоже можно. Скорость? Можно просто ехать по прямой не боясь упасть. Мечта чайника! Мой приятель обгоняет на горке 90% лыжников и просто не понимает, зачем вообще нужны длинные лыжи?

Средний ветер. Летаем на параплане. Когда есть ветерок, даже на нашей 30-метровой горке можно летать часами. Стартовать зимой можно на тех же мини-лыжах, благо они всегда с собой, а ботинки уже на ногах.

Готовность к старту -5 минут. Обучение - 4 летных дня. И летай себе как птица (а в это время кто-то внизу второй час собирает на морозе свой дельтаплан:). Мотор не нужен, бензин не нужен, ангар и взлетная полоса не нужна. Документов - минимум. Требований по здоровью, возрасту - минимум. Летают даже 10-летние дети! Клубные пилоты у нас в год до ста часов налетывают. А военные летчики, говорят, на своих истребителях всего 15, - топлива нет:

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
21.02.2013, 23:43
А дальность на этой тряпке до 335 км! А набор высоты до 4500 м! Чего еще надо?

Ветер усилился - достаем кайт. Он же змей, змеюга. Змеюга эта тащит лыжника со страшной силой к большому его удовольствию. Кто испытал этот кайф, тот предпочитает не тратить деньги на подъемники, а гонять с кайфом под кайтом. По полям да по озерам со свистом. А можно и гору заезжать, вместо подъемника. Говорят, народ на кайтах и к Южному полюсу ходит, и на Эльбрус заехать пытается. А, что? Был бы ветер.

А кататься можно на всем, что скользит, хоть на собственной заднице. Зимой по льду и снегу, летом по воде. И жесткий парус не нужен. Кайт - тот же параплан, только маленький.

А вообще приятно, когда за один день сразу три удовольствия получить удается: и полетать, и с гор покататься, и под парусом походить. А что? Волшебный мешок всегда с собой.


"Ваш параплан. Правильный выбор крыла"

Только не называйте параплан парашютом. Мы летаем, а не прыгаем. Аэродинамическое качество современных парапланов достигает цифры 8. Это значит, что на метр спуска вы летите 8 метров по горизонтали ( в безветрие). Скорость снижения 1 - 1, 2 м/с. Горизонтальная скорость 22-55 км/ч. Для сравнения, у дельтаплана качество 12, скорость 40-100 км/ч. Можно сказать, что параплан лишь внешне похож на парашют, а летает почти как дельтаплан. Основные конструктивные отличия от парашюта - большое удлинение, тонкий профиль. Параплан - это узкий изящный лепесток, а не толстый прямоугольный матрас. А еще легкая непродуваемая ткань, более тонкие и жесткие стропы, “вылизанность” всей конструкции. Эта прекрасная хрупкая бабочка не рассчитана на сильные динамические удары и рывки, и может сложиться в воздухе от сильной турбулентности или ошибки пилота. Но ничего страшного. Если вы прошли правильный курс обучения, вы знаете как с этим бороться. А если вы приобрели хорошее надежное крыло, оно выйдет само из любой воздушной передряги.

Какое же крыло выбрать новичку? О, выбор огромен! Здесь вам надо не допустить серьезных ошибок и избежать ловушек. Параплан - это не та вещь, которую можно купить в магазине или с рук, а потом взять и начать летать.

Мой вам совет - вначале пройдите курс обучения, а потом покупайте параплан. Тогда вы сможете сделать это с открытыми глазами, владея информацией и поняв на практике, что вам действительно надо. Во всем мире клубы, летные школы, как правило, являются дилерами фирм-производителей. Они заинтересованы не только продать вам летную технику, но и обучить вас, сделать так, чтобы и в дальнейшем ваши полеты проходили безопасно и с удовольствием. Поэтому лучший способ приобрести параплан - это обратиться в соответствующий клуб. Это позволит сохранить вам здоровье, время и деньги.

Покупка с рук, особенно техники б/у - вариант только для тех, кто хорошо разбирается в парапланах, хорошо знает продавца и предлагаемую технику. Во всех остальных случаях - весьма сомнительный вариант.

Типичная картина. Приходит в клуб человек. - Вот я купил тут какой-то параплан, а теперь хочу его продать, потому что он мне не подходит. - Да, вы сможете его продать, но только по цене в 1,5-2 раза ниже той, по которой вам его продали. Вы не потеряли бы эти деньги, если бы сразу сделали все правильно. - Да , но кто ж знал?.

Прежде всего вам следует знать, что парапланы сертифицируются по трем классам: Standard, Performance, Competition.

Парапланы первого класса сами, без вмешательства пилота за 4 секунды выходят из состояния нестабильности. Внутри этого класса существуют как очень надежные модели для обучения и под парамотор (удлинение 4-5, качество 6,5-7,5), так и более продвинутые крылья( удлинение 5- 5,6, качество 7,5+), позволяющие совершать парящие и маршрутные полеты. Этот класс призван удовлетворить потребности 90% пилотов. Новичку и пилоту-любителю следует летать именно на таких крыльях.

Парапланы второго класса предназначены для опытных любителей и спортсменов. Они имеют большее удлинение (5-6), качество 8+, более высокую скорость, но более строги в управлении и подвержены нестабильности.

Парапланы третьего класса предназначены только для спортсменов-профессионалов. Удлинение 6-7, качество 8,5+. Летает супер. В турбулентность постоянная борьба за жизнь. Внимание! Этот параплан не для вас!

Парадокс: Далеко не каждый мастер спорта и к.м.с. в нашей стране станет летать на таких аппаратах, лично я боюсь. Зато немало чайников, можно увидеть гордо рассекающих до поры до времени небо на “компитишнах”. Смелость незнания купившихся и нечистоплотность втюхавших.

Площадь параплана должна соответствовать вашему весу. Вилка весов на каждой модели обычно составляет примерно 25 килограмм и указана в паспорте на параплан. При недогрузе вы будете летать выше, легче выпаривать в слабых потоках. Но скорость будет меньше, усилившийся ветер будет вас сдувать назад. Параплан будет менее стабилен и хуже управляем. При перегрузе вы будете носиться на большой скорости ниже всех, но управляемость и стабильность будет хорошей. Постарайтесь попасть в середину вилки. Помните о возможности применения балласта, но, как правило, не более 10 кг.

Три насущных вопроса:

Новый или б/у?
Сертифицированный или нет?
Отечественный или импортный?

Лично мой выбор таков - новый, сертифицированный, отечественный.

И это лучший выбор и для вас. Лучший как по безопасности, гарантиям, так и по соотношению цена/качество.

Параплан служит в среднем лет 5. При бережном обращении и 6, и 7 и даже 8 лет. А “убить” его можно и за полгода, причем внешне это может никак не выражаться. Он будет выглядеть “как новый”, но может развалиться в воздухе в любой момент. В этом году на Федерации мы разбирали подобные случаи, в том числе со смертельным исходом. Всем покупающим неновое крыло, без паспорта и гарантий, следует знать это. Песни продавцов, что это “практически новое”, “тестовое”, “демонстрационное” крыло, которое просто по доброте душевной и специально для вас они продают раза в 2-3 дешевле, чем новое, следует воспринимать как ля-ля-ля. Чудес не бывает. “Бэушный” аппарат - это аппарат по меньшей мере с большим вопросительным знаком. Попадаются неплохие варианты. Но никаких гарантий здесь быть не может. Покупая такой аппарат, надо знать его историю. Нижняя граница стоимости “бэушных” крыльев может достигать 300 - 400 долл. И они еще летают! И на них находятся любители! Крыло и человек находят друг друга...

Стоимость нового параплана известных западноевропейских фирм составляет 2,5-5 тысяч долл. за комплект. Здесь вы платите за марку фирмы. Лучших отечественных - 1,5-2. Разницы по надежности, летным характеристикам, материалам, качеству изготовления практически нет. Смело можно сказать, что сертифицированные российские крылья ни в чем не уступают импортным и даже кое в чем их превосходят. Русские авиационные мозги всегда были на высоком уровне. Но, фирма, производящая технику в соответствии с европейским сертификатом AFNOR, в России пока всего одна, а всевозможных парапланов мелкими производителями и индивидуалами-самопальщиками выпускается и успешно продается море. Как не утонуть в этом море?

Сертификат означает, что изделие прошло прочностные и летные испытания на европейской тестирующей фирме по программе AFNOR и ему присвоен соответствующий класс. Только это означает гарантии безопасности и качества. Производитель не имеет права вносить изменения в материалы и конструкцию. На сегодняшний день сертифицированы 4 российских параплана: класс Standard: “Танго”, "ДЖАЗ", “Айвенго”, “Корвет”. Класс Performance: "Дарт”. Год гарантии на все аппараты. Возможность последующего фирменного обслуживания. Отличное качество. Хороший выбор.

Отсутствие сертификата означает, что вы становитесь тест-пилотом, летчиком-испытателем, причем за свои деньги. Мелкий производитель постоянно меняет материалы и на ходу вносит изменения в конструкцию, “улучшая” ее в соответствии со своими, иногда весьма странными представлениями. Часто материалы не качественные, а те, что удалось купить по дешевке. Отсутствие реальных гарантий при полных словесных. Стоимость таких изделий 700-1300 долл. за комплект.

Прогресс в парапланеризме приводит к появлению обновлению модельного ряда ведущих фирм каждые 2 года. Мировая тенденция - приоритет безопасности при сохранении высоких летных характеристик. Сегодняшние “стандарты” летают не хуже вчерашних “компитишнов” и с гораздо большей надежностью. Обсуждается “Формула-1” в парапланеризме, т.е. введение ограничений по безопасности конструкции на соревнованиях. Рынок чутко реагирует на это. “Теперь мой “компитишн” стоит 0 долларов”, - сетуют зарубежные спортсмены. Устаревшие и опасные модели сливаются по дешевке в страны 3-го Мира, в Россию. Будьте внимательны и осторожны. Делайте правильный выбор.

Летайте безопасно!




Источник: http://Просторы интеренета...