PDA

Просмотр полной версии : Пасха


Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
30.03.2013, 22:13
Пасха — путь из ада, или почему в Православной Церкви нет иконы Воскресения Христа (http://www.pravmir.ru/pasxa-put-iz-ada-ili-pochemu-v-pravoslavnoj-cerkvi-net-ikony-voskreseniya-xrista/)


Пасха (http://www.pravmir.ru/pasxa) — это не просто праздник. Это — суть христианства. Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа». Ни разу они не говорят «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых. Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и воскрес. Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство — не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы и проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были.
Но при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и — в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, — потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8,11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть (http://www.pravmir.ru/smert-i-smysl-zhizni/) Его и воскресение «действует в нас» (2 Кор. 4,12).
И с тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»…
Что же мы празднуем в Пасху? О богословии говорить современным людям сложно, поэтому присмотримся к тому, что говорит об этом икона.
Но в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».
Христос на этой иконе как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву. Он только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются (как после стремительного спуска). Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами — точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней — в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами.
«Сошествие во ад» являет нам, как совершается победа Христова: не силой и не магически-авторитарным воздействием, но — через максимальное «Самоистощание», самоумаление Господа. Ветхий Завет повествует, как Бог искал человека. Новый Завет, вплоть до Пасхи, нам говорит, как далеко пришлось пойти Богу, чтобы найти все же Своего Сына.
Вся сложность иконографии Воскресения связана с необходимостью показать, что Христос — не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, — зачем Бог пришел на землю и принял смерть.
На этой иконе дан момент перелома, мгновение встречи двух разнонаправленных, но единых по цели действий: предельная точка Божественного нисхождения оказывается начальной опорой человеческого восхождения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — такова золотая формула православного понимания человека.
Эти (ранее закрытые) возможности преображения открываются для человека стремительно — «во едином часе». «Пасха» и означает «переход», стремительное избавление. В ветхозаветные времена пасхальным хлебом были опресноки — безквасные хлебы, изготовленные наскоро из теста, которое некогда было даже заквасить. Столь же стремительно свершается и освобождение человечества (уже всего человечества, а не только еврейского народа) от рабства (уже не египетскому фараону, но самой смерти и греху).
Главный смысл иконографии Воскресения — сотериологический. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2,11). «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его <в крещении>, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6).
Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Или — победа Христа над нами. Ведь мы сделали все, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И — вопреки нам, но ради нас — Он все-таки воскрес.
Поэтому иконописец, задача которого — передать пасхальный опыт Церкви — не может просто представить саму сценку исхождения Спасителя из гроба. Иконописцу необходимо связать Воскресение Христа со спасением людей. Поэтому пасхальная тематика и находит свое выражение именно в изображении сошествия во ад.
Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4,8-9; Деян.2,31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников.
Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, — это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него.
До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла подвижка, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.
Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» — безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10,21-22). Это скорее состояние тяжкого и бесцельного сна (Иов. 14,12), чем место каких-то конкретных мучений. Это «царство теней», эта мнимость в своем мареве скрывали людей от Бога. Древнейшие ветхозаветные книги не знают идеи посмертной награды, не ожидают рая.
В связи с этим в атеистической литературе встречается утверждение, что здесь пролегает непроходимая пропасть между Ветхим и Новым Заветом: новозаветная ориентация на бессмертие души не находит подтверждения в Ветхом Завете и противоречит ему. Тем самым в очень существенном пункте единство Библии ставится под сомнение. Да, Экклезиаст без всякой надежды вглядывается в пределы человеческой жизни. Псалмопевец Давид с плачем размышляет о скоромимоходящести человеческой жизни: «Человек яко трава, дни его яко цвет сельный, так оцвете, яко дух пройдет в нем и не будет»… И Иов вопрошает, очевидно, не ожидая ответа: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов.14.14).
Да, ветхозаветным людям не было ясно открыто наличие жизни и после жизни. Они могли предчувствовать, жаждать этого — но явно им ничего не было сказано. Ведь говорить, что за смертью их ждет жизнь в Боге, Царство Небесное, — значит утешать их и обнадеживать, но ценой обмана. Ибо до Христа оно еще не могло вобрать в себя мир, и никто из мира не мог вместить его в себя. Но и говорить людям Ветхого Завета правду о Шеоле — значило провоцировать в них приступы безысходного отчаяния или надрывного эпикурейства: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!»
И вот пришло время, когда надежды, казалось бы обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9,2). Ад обманулся: он думал принять свою законную дань — человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы — но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а — Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы — Отец Света.
Впрочем, и смысл, и событийное настроение Пасхи нам не удастся передать лучше, чем это сделал святитель Иоанн Златоуст: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и мертвый ни един во гробе!».
«Свой пришел к своим». Кто эти «свои»? Святые цари и пророки, праведники Ветхого Израиля? Да! Но что говорит Златоуст? Разве говорит он: «Ни единого иудея во гробе» (в духовном гробе, в Шеоле)? Нет, — вообще «мертвый ни един».
Знали ли русские иконописцы, что древнейшие православные святые считали «христианами до Христа» праведных язычников-философов? «Сократ и Гераклит и им подобные, которые жили согласно с Логосом (Словом), суть христиане» (святой Иустин Мученик). Все те, кто искал Единого Бога и во имя Его подавал своему ближнему «хоть чашу холодной воды», чья совесть вела к служению Богу и добру,- все они искали именно Христа (еще не зная Его имени) и были узнаны и признаны Им как Его и спасены. Так считали древнейшие отцы Церкви, и даже во время, когда язычество было еще сильно, они не боялись узнавать правду в ее формально нехристианских облачениях — и воцерковлять ее. Нехристианские мыслители (если они учили добру) почитались неправомочными обладателями не им принадлежащей истины, а сама Истина почиталась Единой и предугадываемой всеми духовно ищущими людьми. И потому — как Моисей приказал еврейскому народу во время пасхального исхода забрать все золото из египетских домов (ибо оно было заработано евреями за столетия их рабства), — так и христиане должны приносить в Церковь все лучшее; все духовное золото, наработанное человечеством вне церковной ограды, «под рабством закона».
Но еще и в «золотую осень» православного средневековья, может быть и незнакомые с Иустином Мучеником, русские и молдавские иконописцы не стеснялись на фресках соборов писать лики дохристианских философов. Может, и на иконах Воскресения Христова они видели и писали не только ветхозаветных праведников, но и всех, заслуживших блаженство «алчбой и жаждой правды». Ведь, как писал ап. Павел, Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4,10). Ведь Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,3-4). Как само Пришествие в мир Слова означает суд, состоящий в том, что то, что было от света, — приняло Свет, потянулось к Нему и просветлилось, а те, чьи дела были злы, возненавидели Его (Ин. 3,19-21), — так не только в этическом, но и в познавательном плане обретение полноты Истины необходимо «судит» все остальные человеческие мнения. «Истинное Слово, когда Оно пришло, показало, что не все мнения и не все учения хороши, но одни худы, а другие хороши» (святой Иустин Мученик).
То, что казалось почти неразрешимым, равнодоказательным; что обладало, казалось бы, одинаковым достоинством полуистины-полулжи — при свете Истины, воссиявшей в сумерках безблагодатного богоискания, оказалось совсем не столь равнозначным. Усталая релятивистская мудрость дохристианского мира оказалась освещенной Солнцем Правды — Христом. И все сразу стало иным. <…>
То, что выдерживало сравнение со Светом, выявляло свое родство с Ним, — соединялось с Ним, и принималось Церковью.
«Свет Христов просвещает всех». Может быть, именно это хотел сказать древний иконописец, помещая на иконе Воскресения среди встречающих Спасителя людей не только с нимбами, но и без них.
На первом плане иконы мы видим Адама и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
30.03.2013, 22:14
Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.
По другую сторону от Христа — Ева. Ее руки протянуты к Избавителю. Но — значимая деталь — они скрыты под одеждой. Ее руки некогда совершили грех. Ими она сорвала плод с древа познания добра и зла. В день падения Ева думала получить причастие к Высшей Истине, не любя саму Истину, не любя Бога. Она избрала магический путь: «вкусите и станете», подменив им трудную заповедь «возделывания»… И вот теперь перед нею снова Истина, ставшая плотью, — Христос. Вновь Причастие Ему способно спасти человека. Но теперь Ева знает, что к Причастию нельзя приступать с самоуверенностью… Теперь понимает: все существо человека должно пронзить «рассуждение», — к Кому дозволено ему причаститься…
И Ева не дерзает самочинно коснуться Христа. Но моля, ждет, когда Он обратится к ней.
Прежде, в раю, одеждой людей была Божественная Слава. «Совлекшись» ее после грехопадения, после попытки стяжать всю полноту этой Славы бесславно-техническим путем, и явилась потребность в материальной одежде. Свет стал обличать обнаженность людей от добрых дел — и от него потребовалась защита, ибо при этом свете, ставшем теперь внешним для них и извне обличающим, «узнали они, что наги» (Быт.3,7). Одежда служила тому же, чему позже станут служить города — самоизоляции, ставшей, увы, необходимой (город — от «городить, огораживать»).
То, что сейчас, в момент, изображенный на иконе, Ева вся, с головы до ног, покрыта одеждой, — это еще и знак ее покаяния, понимание всецелой своей отделенности от Бога (одежда дана людям после грехопадения). Но именно поэтому — и спасена Ева. Спасена, — ибо покаялась.
Иконописец всегда, когда надо показать встречу человека и Бога, Вечного и временного, стремится явить не только сам факт встречи, но и значение человека в ней, его личное, выбирающее, верующее отношение к Встреченному. В данном случае об этом говорят не только лик или жесты, но и одежды.
А поскольку тем самым вводится тема покаяния, икона в душе молящегося совмещает Великую Субботу (когда было сошествие во ад) и Пасхальное воскресение. Совмещает покаянные чувства завершающих дней Великого поста и всерастворяющую радость Пасхи.
«На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели… К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, — ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею» (И. Бунин. Жизнь Арсеньева).
Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека — с его Покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении «усилья» человека и Бога. Так решается судьба человека — та судьба, о которой вопрошал Бунин: «Бог ли человек? Или «сын бога смерти»? На это ответил Сын Божий».
И вновь скажу: это не «мифология» или «теоретическое богословие». Что более соответствует природе человека: христианское свидетельство о пасхальном чуде или тяжеловесная рассудочность «научного атеизма» — легко опытным путем установить в эти пасхальные дни. Вот если я скажу вам: «Христос воскресе!» — всколыхнется ли ваше сердце ответным: «Воистину воскресе!» — или вы прикажете ему промолчать?.. А лучше — поверить сердцу!
Из книги «Школьное богословие» — М.: Фонд «Благовест», 1999

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
22.05.2013, 19:26
http://vk.com/video179506335_165211432
Иудейская Пасха и Славянские праздники

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
18.04.2014, 10:10
Как яйца стали символом Пасхи

Скоро Пасха. Немного о традициях
Обычай дарить крашеные яйца на Пасху существует и у католиков, и у православных христиан. Версий его происхождения и символического истолкования существует множество. Приведем несколько из них.



По одной из версий, красный цвет яиц мог вести свое происхождение из греческой истории. Якобы красный цвет имели яйца, которые снесла курица, принадлежавшая матери полководца Александра Македонского в день его рождения.
По другой — красный цвет символизировал кровь первых христианских мучеников, которых, чтобы заставить отречься от Христа, помещали в своеобразную жаровню в форме яйца. Существует также легенда о Марии Магдалине и императоре Тиберии, согласно которой Магдалина пришла сообщить императору о воскресении Христа и в подтверждение принесла с собой красное яйцо. Ее проповедь затронула сердце Тиберия, и он решил не преследовать христиан. В память об этом событии христиане дарят друг другу окрашенные в красный цвет яйца. Но все эти версии не имеют реальных доказательств.
http://mtdata.ru/u26/photoB7B3/20907803301-0/original.jpg#20907803301 (http://tn.new.fishki.net/26/upload/post/201404/16/1261657/007.jpg)


Скорее всего, традиция есть яйца на Пасху связана с более прозаичным ритуалом. Обычно римляне начинали трапезу с яиц, затем на стол подавались овощи и мясные блюда, а в завершение — фрукты. Отсюда, например, ведет свое происхождение латинское выражение ab ovo usque ad mala — «от яиц до яблок», то есть все подряд, от начала до конца.
По свидетельству римского поэта раннехристианской эпохи Аврелия Пруденция Клемента (348 год — после 405 года), христиане весь пост воздерживались от употребления яиц, ограничиваясь в еде овощами. Только в Пасху впервые после поста подавали полный обед. И естественно, он начинался с яиц.
http://mtdata.ru/u3/photo1B88/20130876150-0/original.jpg#20130876150 (http://tn.new.fishki.net/26/upload/post/201404/16/1261657/006.jpg)


Употребление крашеных яиц у других народов связано с празднованием прихода весны. Например, у иранских и тюркских народов принято дарить друг другу окрашенные в красный цвет яйца в день Навруза (Нового года).
Подобная традиция существует и в Китае. Сегодня она связана с христианством. Но ее история уходит корнями в глубокое прошлое, в эпоху династии Чжоу (1122–255 годы до н. э.). Тогда в праздник Цинмин было запрещено зажигать огонь в течение трех дней. А поскольку в таких обстоятельствах невозможно приготовить горячую пищу, народ запасался вареными яйцами. Было принято посылать друзьям запас яиц, сваренных вкрутую. Со временем этот обычай забылся и возродился только с появлением христианства на территории Китая.

В Греции пасхальными яйцами украшают особый хлеб — чуреки.
Остатки чуреков никогда не выбрасывают, а сушат и едят как сухарики.
http://mtdata.ru/u26/photo4F2B/20684730452-0/original.jpg#20684730452 (http://tn.new.fishki.net/26/upload/post/201404/16/1261657/008.jpg)



Источник: www.vokrugsveta.ru (http://fishki.net/go/?url=http%3A%2F%2Fwww.vokrugsveta.ru%2Farticle%2F2 02942%2F)

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
21.04.2014, 14:25
Интересные традиции празднования Пасхи в мире

«Христос Воскрес! Воистину Воскрес!» – такими словами приветствуют друга друга в пасхальное утро жители многих стран мира. Правда, произносят они это на разных языках и преподносят с учетом разных традиций. Оказавшись за границей, не удивляйтесь, увидев вместо церковной службы карнавал, вместо кулича – жареного цыпленка, а вместо традиционных символов в виде курочек и зайцев – чудных зверюшек билби.
Мы подготовили для вас рассказ о пасхальных традициях в разных странах мира.
http://mtdata.ru/u1/photo8422/20662102088-0/original.jpg#20662102088
Пасхальные яйца с символами праздника

Россия

Точная дата празднования Пасхи по заветам древних церковных канонистов определяется из соотношения лунного и солнечного календарей и с применением сложной математической формулы. Но для большинства все это остается «за кадром», и Пасха ассоциируется исключительно с весной, первой по-настоящему теплой погодой и семейными посиделками за накрытым столом. В этот день принято подавать блюда, которые готовятся специально к Пасхе: кулич, творожная Пасха и крашеные яйца (именно яйцо становится первой пищей животного происхождения после Страстной недели). Приготовление пасхальных блюд – это также часть традиции. Крашение яиц луковой шелухой, замес теста – эти занятия часто объединяют близких людей в предпасхальные дни.
http://mtdata.ru/u18/photo425D/20885174937-0/original.jpg#20885174937
Пасха в России на картине И.И. Смукровича
Важной в России традицией по сей день остается зажжение пасхального огня. Верующие до глубокой ночи ждут схождения Благодатного огня от Храма Гроба Господня, который находится в Иерусалиме. Многие верующие в этот день уносят лампады с огнем себе домой. До революции в России существовала традиция зажигать большой огонь на территории храма, но позже ей перестали следовать, а вот во многих странах Европы она остается и по сей день.
Утром в день Пасхи верующие отправляются в храмы, где проходят службы, и освящают там продукты – яйца и куличи, а после собираются дома за большим столом.
http://mtdata.ru/u18/photo6385/20439029239-0/original.jpg#20439029239
В России принято освящать кулич и яйца утром перед праздничным обедом
Англия

Пасха – главный религиозный праздник в Великобритании. Школы закрываются на две недели на пасхальные каникулы, а семьи с удовольствием проводят время дома или гуляя по городу. В Англии, как и в России, существует традиция угощаться яйцами. Правда, обычные вареные они заменяют шоколадными с начинкой из карамели. Впрочем, и другие лакомства имеют большую популярность – в этот день люди дарят друг другу конфеты и печенье.
Есть и еще одна традиция, которая непременно порадует всех модниц – в Пасху на улицу принято выходить только в новой одежде. Ведь Пасха в Англии, как и везде, это символ весны, первого теплого солнца, пробуждения природы и начала нового этапа. Кстати, королева Елизавета II всегда соблюдает эту традицию, и, посещая церковную службу, всегда наряжается в новые платья и шляпки (которые, впрочем, способны отличить от ее других нарядов только те, кто пристально следят за гардеробом монаршей особы).
http://mtdata.ru/u18/photo4465/20215956390-0/original.jpg#20215956390
Королева Елизавета II и принц Филипп на пасхальной службе
Германия

Традиции празднования Пасхи в Германии уходят в глубокую древность. Именно тут зародились многие распространившиеся по миру обычаи. Например, тут появился один из самых популярных символов праздника – пасхальный кролик.
Проснувшись утром пасхального воскресенья, дети непременно должны услышать слова:
Пасхальный кролик спрятал от вас корзины, вы должны их найти.
Дети будут бегать и искать по всему дому корзину с яйцами и сладостями, которые «спрятал кролик» (разумеется, в роли кролика выступают мама и папа).
http://mtdata.ru/u16/photo0E65/20108247786-0/original.jpg#20108247786
Кролик, как символ Пасхи, зародился именно в Германии
В Германии существует и другой старинный обычай, сохранившийся, правда, только в некоторых регионах страны – традиционное конное шествие. Например, в Баварии, в городке Траунштайн в пасхальный понедельник улицы заполняются всадниками на лошадях. Они участвуют в конной процессии в честь святого Георгия, который считается покровителем лошадей и скота. Всадники движутся к церкви Эттендорф в трех километрах от города, священник которой должен благословить животных.
http://mtdata.ru/u25/photo81E7/20331320635-0/original.jpg#20331320635
Пасхальное конное шествие в Баварии
http://mtdata.ru/u18/photo46AB/20223612031-0/original.jpg#20223612031
Кони в этот день украшаются всевозможными способами
Франция

В том, что касается кулинарных традиций празднования Пасхи, Франция не сильно отличается от других стран. Правда, центральным элементом застолий у французов становится жареный цыпленок. Главным же символом праздника с самых давних времен в стране считается колокольчик. Его звон в этот день можно услышать повсюду, он символизирует продолжение жизни и веселье.
Польша

В Польше Пасху празднуют два дня, устраивая по-настоящему пышные и необычные гуляния. Здесь глубоко почитают корни, поэтому собираться всей семьей, включая младенцев и стариков, считается непререкаемым законом. В центре стола в этот день ставится не кулич, а «пасхальная бабка», которая также готовится из дрожжевого теста.
http://mtdata.ru/u1/photo70FB/20554393484-0/original.jpg#20554393484
Пасхальные гуляния в Польше
А вот следующий день, называющийся «поливальным понедельником», – настоящая забава для молодежи, особенно в деревнях. Парни обливают водой девушек, а те, громко крича, убегают от них. Несмотря на суматоху, обычай очень нравится молодым людям, ведь обливание – это в своем роде признание в чувствах, таким образом девушки узнают, кто «положил на них глаз».
http://mtdata.ru/u1/photoCBDB/20777466333-0/original.jpg#20777466333
«Поливальный понедельник» в Польше
Литва

Католики в Литве составляют около 80 процентов населения, поэтому Пасха здесь отмечается пышно и широко. Жители собираются на праздничных мессах, а затем отмечают день воскрешения Христа торжественным ужином. В Вильнюсе и других крупных городах страны существует обычай устанавливать на главных площадях пасхальные пирамиды. В прошлом году на постройку одной такой пирамиды ушло более 25 000 крашеных яиц.
http://mtdata.ru/u3/photo6E65/20000539182-0/original.jpg#20000539182
Пасхальные яички
Испания

Празднование самого дня Пасхи в Испании мало чем отличается от российского – это утренняя служба и ужин за большим столом, на который попадают крашеные яйца и пирог.
http://mtdata.ru/u18/photo3CC4/20446684880-0/original.jpg#20446684880
Церковная служба в Испании
http://mtdata.ru/u1/photo79E5/20669757729-0/original.jpg#20669757729
Королевская семья Испании каждый год посещает праздничную мессу
А вот всю неделю до воскресенья в Испании проходит Семана Санта, которая в нашей стране называется Страстная неделя. Все это время большинство заведений закрыто, а люди выходят на улицы города в довольно необычных нарядах: все участники процессий (так называемые кающиеся грешники) облекаются в остроконечные колпаки с отверстиями для глаз. Считается, что такой костюм помогает сохранить анонимность кающегося. Все участники шествия держат в руке свечи и поют. У туристов, не привыкших к подобным празднованиям, по многочисленным признаниям, от увиденного по коже бегут мурашки.
http://mtdata.ru/u1/photoC22D/20115903427-0/original.jpg#20115903427
Шествие во время Семанты Санта – невероятное зрелище
Италия

Пасха в Италии – это один из главных праздников, наряду с Рождеством. Несмотря на местную поговорку: «Рождество празднуй с семьей, а Пасху – с кем хочешь!», этот день большинство итальянцев отмечают в кругу семьи. В Италии принято устраивать пасхальный завтрак, полакомиться на котором они любят яйцами, сырным куличом и казатьелло – неополитанским пирогом с яйцами, сыром и колбасой. Не обходится пасхальное пиршество и без жареного молодого барашка или козленка.
В Италии кулинарные традиции очень отличаются в зависимости от региона, и, например, во Фриули центральным блюдом на пасхальном столе окажется сладкая лепешка «по-триестински», а в Лацио – ягненок с потрохами. А жителям и гостям столицы доступна особая радость – выйти на площадь Ватикана, где проходит месса, которую проводит сам Папа Римский.
http://mtdata.ru/u18/photoB5EB/20008194823-0/original.jpg#20008194823
Папа Римский Франциск
Австрия

Празднование Пасхи в Австрии начинается ровно в 3 часа дня. Люди, вернувшиеся с церковной мессы, собираются за столом и обмениваются традиционными подарками – зайцами, которые могут быть шоколадными, сдобными или тряпичными, а также шоколадными или деревянными яицами. Кстати, в Австрии вареные яйца принято красить не в красный цвет, а в зеленый, что символизирует весну и надежду.
http://mtdata.ru/u18/photo58D8/20785121974-0/original.jpg#20785121974
Пасхальный зайчик
Неотъемлемой традицией празднования в Австрии считается пасхальный базар. За неделю до праздника на улицах городов разворачиваются палатки, в которых продаются памятные сувениры, а на площадях устраиваются фестивали и концерты. Помимо яиц и зайцев популярностью на австрийских рынках пользуются изделия из воска – фигурки библейских персонажей и животных.
http://mtdata.ru/u1/photo8EAE/20562049125-0/original.jpg#20562049125
Австрийский пасхальный базар
США

Будучи страной многонациональной, Америка не придерживается одной модели празднования Пасхи, поэтому развлечения и явства в этот день очень различны в разных семьях. Чаще всего на столе американцев в этот день оказывается ветчина, картофель, фруктовый салат и овощи. Столы обильно украшают корзинами с цветами, а символом пасхи считается лилия. Верующие американцы в этот день посещают церковь, а после некоторые из них предаются традиционной забаве – катанию яиц по наклонному газону. Больше всего такая игра по душе, конечно, детям. Самое большое соревнование под названием «Кто дальше прокатит яйцо» проходит на газоне близ Белого дома, сотни семей приходят туда, держа в руках корзины с разноцветными яйцами.
http://mtdata.ru/u18/photo9528/20338976276-0/original.jpg#20338976276
Катание яиц близ Белого дома
http://mtdata.ru/u1/photo98AE/20231267672-0/original.jpg#20231267672
Барак и Мишель Обама с детьми в пасхальное утро
Австралия

В Австралии Пасху принято отмечать на свежем воздухе, например, в лесу или в горах. Жители страны считают, что в этот день воздух становится необычайно чистым, а вода приобретает целебные свойства. Главным блюдом считается жареная баранина или цыпленок, а на десерт они едят торт-безе, украшенный фруктами. Символом праздника в Австралии, в отличие от большинства других стран, считается местный зверек – билби. Именно его изображения украшают пасхальные сувениры.
http://mtdata.ru/u16/photoD630/20454340521-0/original.jpg#20454340521
Символ Пасхи в Австралии – билби
Нигерия

Христиане составляют половину населения Нигерии, поэтому Пасха тут пышно. Карнавальная культура, присущая этому африканскому государству, распространяется и на это торжество. Например, на главной площади города Лагос ежегодно устраивается пышный праздник. Сотням искусных танцоров и буйству красок может позавидовать даже известный бразильский карнавал.
http://mtdata.ru/u1/photo7649/20677413370-0/original.jpg#20677413370
Пасхальный карналавал в Нигерии
http://www.fresher.ru/2014/04/21/interesnye-tradicii-prazdno... (http://www.fresher.ru/2014/04/21/interesnye-tradicii-prazdnovaniya-pasxi-v-mire/)

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
22.04.2014, 10:24
Пасхальные приметы

Наши предки свято верили, что события, происходящие на Пасху полны особого божественного смысла.
В народе существовало множество примет и поверий на Пасху, правдивость которых даже не ставилась под сомнение.
ПАСХА И ПАСХАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ

* Считалось, что перезвон колоколов в день Христова воскресения наделен по-настоящему волшебными силами - ударив в колокол, верующие люди просили хорошего урожая, мира и лада в семье, а девушки красивого и богатого жениха. Если человек говорил свою просьбу от чистого сердца, то она обязательно сбывалась.

* На Руси каждый год в день этого великого праздника в каждом доме ставили около икон кувшинчики с медом, которые назывались канунчики. Хозяева зажигали в них свечи и поминали ушедших из этого мира родных и друзей, чтобы и они могли порадоваться тому, что Христос воскрес. После праздника, на пасхальной неделе, эти кувшинчики относили на кладбище и оставляли на могилах умерших. Также на кладбище брали с собой три пасхальных яйца красного цвета и сказав на могиле "Христос воскрес", крошили крашенки птицам.

* Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали: «Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь».

* Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Это ритуал овевания. Говорят, все грехи сдувает.

* Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки, то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой.

* Так, тот кто первым увидит восход Солнца на Пасху, тот будет не знать бед весь год.

* Девушки, чтобы выйти замуж должны были во время церковной службы на Пасху нужно сказать про себя: «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!».

* Если ребенок родился в пасхальное воскресенье, то он станет известным, знаменитым человеком. Тот же, кто родился на пасхальной неделе, будет обладать крепким здоровьем. Великие люди, которые могут даже изменить ход истории, рождаются не просто в Пасхальное воскресенье, а еще в полдень и в рубашке.

* Смерть в Пасху – это особый знак. Человек, скончавшийся в этот день, Богом отмечен. Его душа сразу устремится в рай, ко святым угодникам. Хоронят покойного с красным яичком в правой руке.

* После утренней службы нужно как можно быстрее добраться до дома и приняться за праздничную трапезу: чем быстрее это сделать, тем успешнее пойдут дела.

* А чтобы малыш рос крепким и сильным, утром в Пасхальное воскресенье его надо поставить ножками на топор и сказать: "Как сталь крепка, так и ты будь крепок и здоров. Аминь.

* Если ваш малыш медленно развивается, на Пасху поводите его босиком по деревянному полу. И зубки быстрее прорежутся, и ножками скорее самостоятельно пойдет, и заговорит раньше.

* Вербой, принесенной на вербной неделе, обмахивали детскую комнату, выгоняя тем самым напасти и хвори.

* Хорошая примета на Пасху услышать кукушку - это предвещает прибавление в семействе, а молодым девушкам — скорое замужество.

* Наши прадеды обязательно крошили кусочек освященного кулича птицам, призывая таким образом удачу и богатство.

* Плохой приметой считается, если во пасхальной службы в церкви гаснет свеча, а вот если она догорела до конца службы и человек сам ее потушил, то это к добру.

* В праздник Пасхи и на протяжении всей недели за ней церковь не венчала молодых - отвлекаться на мирские праздники считалось большим грехом.

* В Великий, или как его еще называют чистый, четверг каждая хозяйка устраивала в доме генеральную уборку и дочиста вымывала всю грязь. В народе говорят, что в грязный дом праздник не приходит.

* Если вы испытываете постоянные трудности с деньгами, на Пасху обязательно подайте нищему монетку - весь год вы не будете знать нужды.

* Девушки в этот день наводили красоту - освященное красное пасхальное яйцо клали в воду, а потом этой водой умывались.

* Влюбленные пары трепетно относились к поцелуям на Пасху. Плохой приметой считалось поцеловаться на пороге - это сулило разлуку. Также если во время поцелуя услышать карканье ворона, то влюбленные могли скоро разойтись. А вот если поцелуй происходил под деревом, то это сулило радостную жизнь.

* Мамы защищали своих детей следующим образом - начиная с Пасхи и всю Пасхальную неделю малышам натощак давали сначала кусочек освященного кулича, а потом только кормили остальной едой.

* А чтобы в семье был мир, лад и никто не ссорился между собой, пасхальную трапезу обязательно нужно начинать всей семьей и каждый должен в первую очередь съесть по кусочку кулича и яйца, которые были освящены в церкви.

* Женщина, у которой никак не получается забеременеть, на Пасху должна поставить рядом с собой лишнюю тарелку положить туда кусочек пасхи со словами: "Кулич для детишек!". После трапезы этот кусочек крошили птицам.

* На Пасху, как и на Благовещение, в знак весенней свободы отпускались на волю птиц. Выпуская, загадывали желание - считалось, что птица это небесное создание, и она передаст его всевышнему.

* Свечи, купленные на Пасху в церкви хранили весь год - ими благословляли молодых, ставили их возле тяжелобольных, изгоняли с их помощью нечистую силу из домов.

* Люди в возрасте всю Пасхальную неделю, расчесывая волосы, говорили следующие слова: «Пошли мне, Господи, столько же внуков, сколь волос на расческе».

* Остатки воска от пасхальных свечей хранили до следующей Пасхи - по народным приметам это служило оберегом дому от пожара, а семье от проклятий.

* Муж и жена должны за завтраком в пасхальное воскресенье ударить крашеные яйца друг об друга, у кого яичко не разбилось, тот и будет "главой" семьи весь год.

* Если ваш ребенок капризен и плаксив, в Пасху родители должны обязательно пойти в церковь замаливать свои грехи.

* Чтобы урожай не пострадал от града, засухи или ливней, крестьяне на Пасху зарывали в землю на поле скорлупу от пасхальных яиц.

* Плохой приметой считалось проспать на Пасху утреннюю службу - это пророчило неудачи.

* Если на пасхальной неделе вы увидели во сне умершего родственника это значит, что в будущем году в семье никто тяжело не заболеет и не умрет;

* Если в доме кто-то находится при смерти, то в церкви в Пасхальное воскресенье нужно было постараться взять пасхальное яйцо из рук батюшки. Уходя из церкви, надо подойти к иконе Богородицы и позвать ее с собой: «Матушка Богородица, идем со мной ко мне домой. С нами ночевать, раба (имя больного) врачевать». Дома нужно было хотя бы часть принесенного яйца скормить больному. Тогда, по народному поверью, он в этот год не умрет.

И, конечно же, люди обращали внимание и примечали погоду в этот светлый праздник.
- Хорошая погода на Пасху считалась предвестником жаркого лета, облачная погода означала холодное засушливое лето;
- Если на небе было видно много звезд, это означало, что еще будут заморозки;
- По народным приметам если на Пасху уже весь снег растаял, значит урожай в этом оду будет богатый.
- Также зажиточный год предвещали сильные дожди на пасхальной неделе.
- Гроза на пасхальной неделе считалась приметой поздней и сухой осени;
- Увидеть на Пасху разноцветный закат считалось отличным предзнаменованием и сулило большую удачу.


http://mtdata.ru/u26/photo882E/20503692968-0/original.jpg#20503692968
Светлой Вам ПАСХИ!

http://www.xa-xa.org/2014/04/21/paskhalnye-primety.html

Tata4ka
27.03.2021, 17:28
Это вкусно - творожная пасха царская (https://www.russianfood.com/recipes/recipe.php?rid=150188).
Царская творожная пасха
https://img1.russianfood.com/dycontent/images_upl/317/sm_316224.jpg
Самая вкусная творожная пасха, которую я пробовала! Пасха по-царски. Рецепт пасхи простой, результат впечатляет, готовить обязательно!
Продукты
Творог (9%) - 600 г
Масло сливочное (размягченное) - 80 г
Яйца отварные (желтки) - 2 шт.
Сливки (33%) - 80 мл
Цукаты (мелкие) - 200 г
Сахар - 150 г + для цукатов (по желанию)
Ванильный сахар - 2 ст. ложки
Лимон (для цедры) - 1 шт.
Апельсин (для цедры и для цукатов)- 1 шт.
*
Для украшения (по желанию):
Шоколад (шоколадная стружка)
Цукаты (апельсиновые домашние и магазинные)

Практически всё, что я люблю, - в одном рецепте! Подготовим все продукты и начнем. Яйца для рецепта нужны отварные. Масло должно быть мягким.
Творог, желтки отварных яиц, размягченное сливочное масло, сахар и ванильный сахар тщательно пробиваем погружным блендером в однородную массу.
Сливки взбиваем миксером. Они жирные (33%), хорошо взобьются и без сахара.
Соединяем взбитые сливки с творожной массой.
Добавляем цукаты (мелкие, магазинные) и натертую цедру лимона и апельсина. Очень ароматно получается. Перемешиваем всё аккуратно и тщательно.
Раскладываем творожную массу по формам. Хорошо утрамбовываем.
Чтобы легче вынуть затем творожную пасху из неразъемных форм, предварительно выстилаем формы полосками нетканки, крест-накрест.
Формы пробую в этом году две новые, небольшие. И ещё наполовину заполнила свою старую разборную форму, также выстелив её нетканым полотном.
Накрываем творожную массу в формах пищевой пленкой. Творожные пасхи ставим на подходящую емкость и оставляем в холодильнике на ночь, пусть уплотнятся и лишняя жидкость стечет.
Из апельсина, с которого мы сняли цедру, делаем цукаты для украшения пасхи.
Нарезаем апельсин кружочками по 2-3 мм. Каждый кружочек обмакиваем в сахаре с двух сторон и отправляем на противень.
Духовка разогрета до 90-100 градусов. Будем сушить апельсины при такой температуре 3-3,5 часа (время сушки цукатов можно регулировать, по вашему усмотрению). Периодически кружочки апельсинов можно переворачивать.
Через 15 часов достаём готовые творожные пасочки из формы.
Украшайте царскую творожную пасху, как вашей душе угодно! Я использовала шоколадную стружку, домашние и магазинные цукаты.
Творожная пасха по-царски готова. Цитрусовая нотка, насыщенный сливочный вкус! В общем, получилось классно!