PDA

Просмотр полной версии : аутизм


Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.11.2013, 00:21
.....................

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.11.2013, 00:22
Разбитые зеркала: теория аутизма


Вилаянур Рамачандран и Линдсей Оберман
______________________________________

Изучение системы зеркальных нейронов мозга поможет ученым понять природу (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%F3) аутизма и разработать новые подходы к его диагностике и лечению

______________________________________

На первый взгляд, ребенок, больной аутизмом, ничем не отличается от своих сверстников. Однако, попытавшись разговорить его, вы скоро поймете, что с ним творится что-то неладное: он избегает вашего взгляда, нервничает, может даже начать биться головой о стену. Охваченный крайним смущением, он не в состоянии поддержать даже самую простую беседу. Ему не чужды чувства страха, гнева и удовольствия, но он глух к переживаниям других людей и не замечает тонких оттенков их поведения, понятных большинству его сверстников.

Аутизм, которым страдает около 0,5% американских детей, представляет собой одну из форм нарушения развития. В 1940-х гг. он впервые был описан двумя специалистами — американским психиатром Лео Кэннером (Leo Kanner) и австрийским педиатром Хансом Аспергером (Hans Asperger). Ничего не зная о работе другого, исследователи, словно сговорившись, присвоили обнаруженному синдрому одно и то же название — аутизм (от греческого слова autos — «сам»). Оно как нельзя лучше отражает сущность расстройства — ведь его основным признаком является выключенность человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а из социальных взаимодействий.

Описав недуг, медики задумались о его причинах. Они установили, что аутизм может передаваться по наследству, однако немалую роль в его возникновении играют другие факторы. В конце 1990-х гг. сотрудники нашей лаборатории в Калифорнийском университете в Сан-Диего решили выяснить, имеется ли связь между аутизмом и недавно открытым классом нервных клеток, получивших название зеркальных нейронов. Именно им человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA) обязан своей способностью распознавать намерения (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%ED%E0%EC%E5%F0%E5%ED%E8%FF) и эмоции других людей, поэтому мы предположили, что некоторые симптомы аутизма могут возникать вследствие дисфункций системы зеркальных нейронов.

ОБЗОР: Зеркальные нейроны и аутизм


• Некоторые из основных проявлений аутизма, например, социальную изолированность и неспособность к сопереживанию можно объяснить нарушением функций зеркальных нейронов.

• У людей с аутизмом в нескольких областях мозговой коры отмечается дефицит активности зеркальных нейронов. По мнению исследователей, ее восстановление с помощью терапевтических приемов позволит облегчить многие симптомы заболевания.

• Второстепенные симптомы аутизма, например, гиперчувствительность, могут быть обусловлены нарушением связей между лимбической системой и другими отделами мозга.

Объяснение симптомов

Основными признаками аутизма считаются социальная изолированность, нежелание смотреть в глаза собеседнику, дефекты речи и неспособность к сопереживанию. Однако расстройство нередко сопровождается и менее явными симптомами. Так, многие больные аутизмом не понимают метафор, иногда воспринимая их слишком буквально, не могут воспроизвести действия других людей. Они могут быть озабочены пустяками, но не обращать внимания на существенные события (особенно социального плана). И, наконец, нередко они испытывают отвращение к определенным звукам, вызывающих у них сильную тревогу.
Теории возникновения аутизма можно разделить на две группы: анатомические и психологические. Эрик Корчесн (Eric Courchesne) из Калифорнийского университета в Сан-Диего и ряд других анатомов обнаружили у детей с аутизмом характерные аномалии в развитии мозжечка — мозговой структуры, ответственной за координацию сложных произвольных движений. Но повреждения мозжечка, обусловленные кровоизлиянием в мозг, обычно вызывают тремор, нарушение походки и аномальные движения глаз, однако при аутизме подобные симптомы наблюдаются крайне редко. И наоборот, показатели, типичные для аутизма, никогда не отмечаются у пациентов с пораженным мозжечком. Таким образом, патологические изменения данной структуры у детей с аутизмом представляют собой скорее всего побочные эффекты работы аномальных генов, а истин (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E8%F1%F2%E8%ED)ные причины расстройства имеют иное происхождение.


Трудности, испытываемые ребенком с аутизмом при общении с другими людьми, могут быть связаны с нарушением функций системы зеркальных нейронов мозга

Наиболее оригинальное объяснение аутизма предложили Юта Фрит (Uta Frith) из Лондонского университетского колледжа и Саймон Бэрон-Коэн (Simon Baron-Cohen) из Кембриджского университета. Главную причину заболевания они усматривают в неспособности человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а «создавать теории о чужой психике». По мнению исследователей, выстраивать сложные гипотезы о психических особенностях других людей нам позволяют особые нейронные цепи в головном мозге, благодаря которым мы предугадываем поведение окружающих. Однако теория Фрит и Бэрон-Коэна не объясняет многообразия симптомов аутизма, на первый взгляд не связанных друг с другом. Исследователям необходимо в первую очередь идентифицировать мозговые механизмы, нарушение которых вызывает аутизм.

Один из подходов к изучению данного вопроса изложен в работе Джакомо Риццолатти (Giacomo Rizzolatti) из Пармского университета в Италии (см. в этом номере: Галлезе В., Риццолатти Д. и Фогас-си Л. Зеркальная часть мозга). В 1990-х гг. итальянские исследователи изучали активность нервных клеток головного мозга макак, выполнявших целенаправленные действия. Как известно, некоторые нейроны премоторной коры (части фронтальной доли мозга) участвуют в управлении произвольными движениями. Так, например, один нейрон генерирует импульсы, когда животное протягивает руку к лежащему рядом арахису, другой — когда оно нажимает на рычаг, и т. д. Данные клетки мозга называют моторными командными нейронами.

Риццолатти и его коллег удивило то обстоятельство, что некоторые популяции моторных командных нейронов генерировали разряды даже в том случае, когда обезьяна не действовала сама, а наблюдала, как те же движения выполняет другая особь или человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA). Как показали дальнейшие исследования с использованием методов нейровизуализации, такие «зеркальные нейроны» присутствуют и в соответствующих областях мозговой коры человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а. Исследователи предположили, что зеркальные нейроны (а точнее, нейронные сети, частью которых они являются) не только посылают моторные команды к мышцам, но и позволяют обезьянам и людям определять намерения (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%ED%E0%EC%E5%F0%E5%ED%E8%FF) других индивидов путем мысленного воспроизведения их действий. Если у животных роль данных систем ограничена предсказанием простых целенаправленных действий, то у человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а зеркальные клетки могут опосредовать способность к интерпретации более сложных намерен (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%ED%E0%EC%E5%F0%E5%ED)ий.

Позже было доказано, что зеркальные нейроны имеются и в других частях головного мозга человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а (например, в поясной и островковой коре), и они могут принимать участие в таких сложных формах эмоционального поведения, как сопереживание. Изучая переднюю область поясной коры бодрствующих людей, исследователи обнаружили, что некоторые нейроны, активизирующиеся в ответ на болевое воздействие, генерируют импульсы и в том случае, когда испытуемый видит, что другому человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)у больно. Не исключено, что зеркальные нейроны отвечают и за подражательные способности, слабо развитые у человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)ообразных обезьян и играющие огромную роль в жизни людей.

Анатомия аутизма

У пациентов с аутизмом отмечается снижение активности зеркальных нейронов в нижней фронтальной извилине — одном из отделов премоторной коры мозга. Данным обстоятельством можно объяснить их неумение распознавать намерения (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%ED%E0%EC%E5%F0%E5%ED%E8%FF) других людей. Дисфункции зеркальных нейронов островковой и передней поясной коры могут обусловливать их неспособность к сопереживанию, а нарушения зеркальной системы угловой извилины — дефекты речи. У людей с аутизмом выявлены и структурные изменения в мозжечке и стволе мозга.

http://www.sqlapp.ru/wp-content/uploads/2010/10/2.jpg (http://www.sqlapp.ru/wp-content/uploads/2010/10/2.jpg)

Аутизм и мю-волны

Однако какое отношение имеет сказанное к аутизму? В конце 1990-х гг. мы заметили, что зеркальные нейроны выполняют как раз те функции, нарушение которых отмечается при аутизме. Если система зеркальных клеток участвует в интерпретации человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)ом сложных намерен (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%ED%E0%EC%E5%F0%E5%ED)ий других, то наиболее серьезную патологию у аутичных людей (дефицит социальных навыков) можно объяснить повреждением этой нейронной сети. Дисфункции зеркальных нейронов могут провоцировать возникновение и прочих важных симптомов данного расстройства: неспособности к сопереживанию, дефектов речи, плохо развитых подражательных способностей и т. д.

Для того чтобы продемонстрировать нарушение функций зеркальных нейронов у детей с аутизмом, нам нужно было найти способ регистрации их активности, не требующий вживления электродов в головной мозг. Проще всего было воспользоваться электроэнцефалографией — одним из методов изучения мозговой ритмической деятельности. Более полувека тому назад ученые обнаружили, что всякий раз, когда человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA) совершает произвольное движение (например, сжимает и разжимает кисть руки), происходит подавление одного из компонентов электроэнцефалограммы (ЭЭГ), называемого мю-ритмом. Любопытно, что мю-волны исчезают и в том случае, когда, испытуемый наблюдает, как то же самое действие совершает другой человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA). Один из авторов настоящей статьи (Рамачандран) и Эрик Альтшулер (Eric L. Altschuler) предположили, что реакцию подавления мю-волн можно использовать в качестве простого, надежного и безопасного инструмента для изучения активности зеркальных нейронов.

Вначале мы решили изучить ЭЭГ ребенка с аутизмом, не обнаруживающего серьезных когнитивных нарушений. Анализ ЭЭГ показал, что при совершении пациентом простого произвольного движения, у него (как и у обычных детей) отмечалось подавление мю-ритма. Но в том случае, когда он наблюдал за выполнением того же движения другим человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)ом, подавления мю-волн не происходило. Мы заключили, что система моторных командных нейронов у ребенка оставалась целой и невредимой, но функции его системы зеркальных нейронов были нарушены. Данное открытие, о котором мы сообщили на ежегодном собрании Общества нейробиологов в 2000 г., стало убедительным свидетельством верности нашей гипотезы.


У детей с аутизмом нарушены функции мозговой системы зеркальных нейронов

Но поскольку делать выводы на основании единичного наблюдения — дело рискованное, сотрудники нашей лаборатории решили провести более углубленное обследование 10 больных аутизмом и контрольной группы из 10 человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA) соответствующего пола и возраста. Когда здоровые участники эксперимента совершали движение рукой или наблюдали аналогичное действие на экране телевизора, в их ЭЭГ, как и следовало ожидать, отмечалось подавление мю-волн. Между тем, у испытуемых с аутизмом подавление этого ритма наблюдалось только в тех случаях, когда они сами выполняли движение.

Полученные данные и результаты других исследований свидетельствуют о дисфункции системы зеркальных нейронов у людей с аутизмом. Ученым пока неизвестно, какие генетические или средовые факторы вызывают нарушение развития данной системы, но в настоящее время предложенная гипотеза обстоятельно изучается во многих лабораториях мира, поскольку она предсказывает и объясняет все симптомы недуга. Так, например, исследователям давно известно, что дети с подобным нарушением нередко испытывают трудности с интерпретацией пословиц и метафор. Когда однажды мы попросили одного из наших испытуемых «взять себя в руки», он воспринял предложение буквально и попытался это сделать. Чем можно объяснить такое нарушение?

Понимание метафор неразрывно связано со способностью находить общее в, казалось бы, совершенно несходных вещах. Рассмотрим, к примеру, знаменитый эффект «буба-кики», описанный более 60 лет назад немецко-американским психологом Вольфгангом Келером. Экспериментатор демонстрирует испытуемым две небрежно нарисованные фигуры (одну с резкими, а другую с плавными очертаниями) и спрашивает, какая из фигур — буба, а какая — кики. На каком бы языке ни говорили испытуемые, 98% из них называют более «мягкий» на вид рисунок «буба», а более угловатый — «кики». Результаты теста наводят на мысль, что человеческий мозг способен каким-то образом соотносить образ объекта с его названием (например, сопоставлять острые очертания фигуры «кики» со звучанием его «имени»). Мы предположили, что подобный тип кросс-зонального отображения (cross-domain mapping) сенсорной информации сродни пониманию метафор и должен опосредоваться нейронными сетями, сходными с теми, что присутствуют в системе зеркальных нейронов. Верность нашего предположения подтверждает и то, что в тесте «буба-кики» дети с аутизмом неправильно ассоциировали форму фигур со звучанием их имен.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.11.2013, 00:22
Но какие области мозга опосредуют данные способности? Наиболее вероятным кандидатом служит угловая извилина, расположенная на стыке зрительной, слуховой и осязательной зон мозга и содержащая клетки со свойствами зеркальных нейронов. Изучая больных, не страдающих аутизмом, но имевших повреждения названной области мозга, мы обнаружили, что многие из них тоже не справлялись с тестом «буба-кики» и испытывали трудности с пониманием метафор. Полученные результаты заставляют предполагать, что способность мозга к кросс-зональному отображению информации, впервые возникшая у приматов, помогала животным выполнять сложные моторные задачи (например, хвататься за ветки деревьев, что требует мгновенного усвоения и переработки зрительной, слуховой и осязательной информации) и в конце концов превратилась в свойственную человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)у способность придумывать и понимать метафоры. Таким образом, благодаря зеркальным нейронам людям стали доступны не только лежащие под рукой орехи, но и далекие звезды.

Регистрация мю-волн

Импульсная активность зеркальных нейронов премоторной коры подавляет мю-волны в электроэнцефалограмме (ЭЭГ). (Частота мю-ритма составляет 8–13 Гц.) Исследователи регистрировали мю-волны у детей с аутизмом и контрольных испытуемых, когда они совершали произвольные движения или наблюдали за такими же действиями по телевизору.

Выполнение действия

Когда человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA) совершает некое движение, моторные командные нейроны генерируют импульсы. Дети сжимали и разжимали правую кисть руки, что, как и ожидалось, вызывало подавление мю-волн в ЭЭГ как детей с аутизмом, так и контрольных испытуемых.
http://www.sqlapp.ru/wp-content/uploads/2010/10/3.jpg (http://www.sqlapp.ru/wp-content/uploads/2010/10/3.jpg)

Имитация действия

Зеркальные нейроны премоторной коры генерируют импульсные разряды и в том случае, когда человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA) наблюдает за выполнением действия другим индивидом. Исследователи регистрировали у детей ЭЭГ во время просмотра видеоклипов с изображением сжимающейся и разжимающейся кисти. Амплитуда мю-волн у контрольных испытуемых резко уменьшалась (красная кривая), а у детей с аутизмом подавление мю-ритма отсутствовало (синяя кривая). Полученные результаты свидетельствуют о нарушении работы зеркальной системы мозга у детей с аутизмом.
http://www.sqlapp.ru/wp-content/uploads/2010/10/4.jpg (http://www.sqlapp.ru/wp-content/uploads/2010/10/4.jpg)
Новые возможности

Если причина аутизма заключается в нарушении функции зеркальной системы мозга, можно попытаться разработать новые подходы к диагностике и лечению этого расстройства. Так, для раннего выявления данного заболевания у детей врачи могут использовать в качестве показателя отсутствие подавления мю-ритма в определенных ситуациях. Чем раньше аутизм будет диагностирован, тем быстрее можно начать его поведенческую терапию. Временной фактор имеет здесь критическое значение: лечение аутизма подобными методами утрачивает эффективность после появления основных симптомов расстройства (обычно в возрасте от двух до четырех лет).

Многообещающим представляется также использование биологической обратной связи. Врачи могут регистрировать мю-волны у ребенка с аутизмом и демонстрировать их родителям на экране. Если функции зеркальных нейронов утрачены не окончательно, то дети могут научиться (методом проб и ошибок, используя зрительную обратную связь) подавлять мю-ритм, глядя на монитор.

Еще один возможный терапевтический подход основан на коррекции химического равновесия, нарушение которого может ухудшать функции зеркальных нейронов у людей с аутизмом. Сотрудники нашей лаборатории предположили, что некоторые нейромодуляторы способны повышать активность зеркальных нейронов, участвующих в эмоциональных реакциях. Согласно гипотезе, характерная для аутичных больных неспособность к сопереживанию стала результатом частичного истощения данных веществ в мозге, а значит, можно подобрать препараты, стимулирующие высвобождение нейромодуляторов или имитирующие их воздействие на зеркальные нейроны. Один из возможных кандидатов — метилендиоксиметамфетамин (МДМА), более известный под названием экстази, способствует повышению эмоциональной близости и общительности людей. Не исключено, что исследователям удастся модифицировать данное соединение и создать на его основе безопасное и эффективное средство для облегчения хотя бы некоторых симптомов аутизма.


Если зеркальные нейроны ребенка не полностью утратили свои функции, работу данной системы мозга можно восстановить.

Все перечисленные подходы позволят добиться лишь частичного облегчения состояния пациентов: гипотеза дисфункций зеркальных нейронов не в состоянии объяснить происхождение всех симптомов аутизма, таких, например, как повторяющиеся движения (раскачивание из стороны в сторону), избегание визуального контакта с собеседником, гиперчувствительность и отвращение к определенным звукам. Для выяснения их природы (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%FB) сотрудники нашей лаборатории (совместно с Уильямом Хирстейном (William Hirstein) из Колледжа Эльм***ста и Поршией Иверсен из некоммерческой организации Cure Autism Now (CAN) в Лос-Анджелесе) разработали так называемую теорию эмоционального ландшафта (salience landscape theory).

Ежесекундно на человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а обрушивается лавина сенсорной информации: зрительные образы, звуки, запахи и т.д. Полученные сведения перерабатываются в соответствующих сенсорных областях коры, а затем направляются в миндалину — главный вход лимбической системы мозга, ответственной за регуляцию эмоционального поведения. Используя знания, накопленные человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)ом на протяжении жизни, миндалина определяет характер его эмоциональных реакций в каждом конкретном случае — например, страх при виде грабителя, возбуждение при виде возлюбленного или равнодушие при виде привычного объекта. Из миндалины поток сигналов направляется в другие отделы лимбической системы и, в конце концов, достигает автономной нервной системы, подготавливающей организм к определенному действию. Если человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA) видит грабителя, его сердце начинает биться чаще, а кожа покрывается испариной, чтобы увеличить рассеяние теплоты, вырабатываемой напряженными мышцами. В свою очередь, возбуждение автономной системы по принципу обратной связи вызывает усиление эмоциональной реакции человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а. Через некоторое время миндалина формирует «эмоциональный ландшафт» внешней среды, своего рода карту значимости всех объектов и событий, окружающих человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а.

Сотрудники нашей лаборатории предположили, что у детей с аутизмом эмоциональный ландшафт окружения искажен вследствие нарушения связей между корковыми областями, перерабатывающими сенсорную информацию, и миндалиной, или между лимбическими структурами мозга и фронтальными долями коры, которые регулируют возникающее в результате поведение. Нарушение связей приводит к тому, что любой пустяк может вызвать у ребенка экстримальную эмоциональную реакцию — настоящую «автономную бурю». Данная гипотеза хорошо объясняет стремление детей с аутизмом избегать зрительных контактов и вообще всех непривычных ощущ (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EE%F9%F3%F9)ений, способных привести их в смятение. Искаженным восприятие (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E2%EE%F1%EF%F0%E8%FF%F2%E8%E5)м эмоциональной значимости окружающих предметов и событий можно объяснить и тот факт, почему многие аутичные дети нередко поглощены пустяками и совершенно равнодушны к тому, что вызывает острый интерес у их здоровых сверстников.

Частичное подтверждение своих предположений мы получили в результате изучения автономных реакций (увеличения кожной проводимости под влиянием потоотделения) у 37 детей с аутизмом. Мы обнаружили, что общий уровень автономного возбуждения у них был выше, чем у контрольных испытуемых. Демонстрация привычных объектов и событий вызывала у них возбуждение, а раздражители, провоцирующие сильные автономные реакции у контрольной группы, они нередко оставляли без внимания.
Но какие факторы могут отвечать за столь сильное искажение «эмоциональных ландшафтов»? Исследователи обнаружили, что примерно у трети детей с аутизмом в младенческом возрасте отмечалась височная эпилепсия (поскольку многие случаи эпилептических припадков в таком возрасте не распознаются, данное соотношение может быть гораздо выше). Судорожная активность мозга, вызываемая повторными «залпами» нервных импульсов, проходящих через лимбическую систему, в конце концов может нарушить связи между зрительной корой и миндалиной, усилив одни соединения и ослабив другие. У взрослых людей височная эпилепсия сопровождается выраженными эмоциональными расстройствами, но не отражается на умственных способностях. Однако у детей эпилептические судороги могут привести к серьезному ухудшению ментальных характеристик.

Сформулированные нами две теории аутизма (концепции дисфункции зеркальных нейронов и искаженного «эмоционального ландшафта») ни в коем случае не противоречат друг другу. Вполне возможно, что какое-либо событие, вызывающее деформацию эмоционального ландшафта, т.е. нарушающее связи между лимбической системой и остальным мозгом, одновременно приводит и к ухудшению функций зеркальных нейронов. Не исключено также, что разрушение связей лимбической системы с другими отделами мозга представляет собой «побочный эффект» работы генов, ответственных и за дисфункцию системы зеркальных клеток. Для проверки высказанных предположений необходимы дальнейшие исследования. Глубинные причины аутизма по-прежнему остаются для ученых загадкой.

Перевод: В.В. Свечников

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.11.2013, 00:23
Теория эмоционального ландшафта

Теория эмоционального ландшафта разработана для объяснения второстепенных симптомов аутизма — гиперчувствительности, избегания визуального контакта с собеседником, отвращения к определенным звукам и т.д. У обычного ребенка сенсорная информация после переработки в коре направляется в миндалину — главный вход лимбической системы мозга, ответственной за регуляцию эмоционального поведения человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а. Используя знания, накопленные ребенком в предшествующие годы жизни, миндалина определяет характер его эмоциональных реакций на каждый раздражитель, постепенно формируя «эмоциональный ландшафт» его окружения. Однако у детей с аутизмом связи между сенсорными областями мозга и миндалиной могут быть нарушены, что приводит к развитию экстремальных эмоциональных реакций на самые обыденные события.

http://www.sqlapp.ru/wp-content/uploads/2010/10/6.jpg (http://www.sqlapp.ru/wp-content/uploads/2010/10/6.jpg)

http://www.sqlapp.ru/razbitye-zerkala-teoriya-autizma/

статья с сайта мамы ребенка аутиста. Она не претендует на научность.

Психологический портрет аутичного ребенка


Основная проблема состоит в том, что для ребенка – аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его появления на свет и до конца жизни. Отсюда восприятие (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E2%EE%F1%EF%F0%E8%FF%F2%E8%E5) действительности всеми органами чувств и ее осмысление происходит особенным образом. Жизненные впечатления местами смешиваются в фантасмогорическую картину, когда звук идет в виде цвета, а тактильный контакт воспринимается как звук. Аутист порой с трудом разбирается в собственных ощущения (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EE%F9%F3%F9%E5%ED%E8%FF)х, что рождает проблемы с туалетом, плохо воспринимает границы своего тела. Слуховое восприятие (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E2%EE%F1%EF%F0%E8%FF%F2%E8%E5) тоже искажено. Временами неясно, как ребенок отреагирует на тот или иной звук. Часто он не откликается на собственное имя, и родителям кажется, что ребенок глухой. Еще в младенческом возрасте они замечают, что малыш часто не идет на прямой зрительный контакт, не смотрит «глаза в глаза». Попадая в незнакомую обстановку, ребенок совершенно теряется и может вести себя как слепой. Аутист не способен быстро переключать внимание от одного источника получения информации к другому. Либо только слушать, либо только смотреть.
Страх неизвестности — главная эмоция, которая будет сопровождать аутиста всю жизнь (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E6%E8%E7%ED%FC). Создание защитного панцыря вокруг себя — вот на что направлены его основные усилия. Уже с раннего возраста ребенок старается отгородиться от внешнего окружения, не любит прикосновений, скупо выражает радость при виде матери. Понимание обращенной к нему речи доставляет аутисту немало трудностей, но еще сложнее ему воспринимать мысли людей, говорящих между собой. На всем протяжении жизни он останется человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)ом со скудной палитрой эмоций. Его раздражает малейшее внесение поправок в распорядок и уклад собственного существования. Близкие, стоит им немного изменить внешний облик, могут стать неузнаваемыми и пугающими ребенка. Стереотипии, как набор повторяющихся действий, присутствуют во всех видах деятельности и взаимодействии с окружением. Питание ребенка предельно однообразно и может зависеть не от чувства голода, а от внешней обстановки. Большое значение для аутиста имеет внешний вид и структура пищи. Пытаясь максимально облегчить свою жизнь (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E6%E8%E7%ED%FC), ребенок стремится » разложить все по полочкам «, каждую вещь держать строго на своем месте, каждый отрезок действия скурпулезно очертить, создав из него ритуал, эхолалично повторяет услышанное, чтоб убедиться, что он все понял правильно. Восприятие действительности разбито на калейдоскоп деталей, которые ребенок — аутист делает главным маяком в познании мира.
Аутист не способен учиться сам в процессе подражания, бессознательно, инстинктивно ухватывать основные составляющие жизненного существования. Его надо учить всему: даже жестам и эмоциям.
Расширение словарного запаса не происходит, как у здоровых детей, спонтанно, в процессе общения, а должно делаться «принудительно».
Развернутая мыслительная деятельность, обобщения, формулировка выводов — все это недоступно аутисту.
Аутисты в литературе именуются «гиперреалистами». У них нет игровой деятельности, как у здоровых детей, с элементами фантазии и творчества. Аутичному ребенку непонятно, как коробка из-под обуви может быть одновременно гаражом для машины, а кукла способна говорить. Если такой ребенок «играет», то это, как правило, представляет собой механический набор однообразных повторяющихся действий. Подарки, сюрпризы, столь любимые всеми детьми, вызывают у аутиста панику своей непредсказуемостью. Лучше его заранее к этому подготовить.
Для аутиста характерно «гиперселективное» мышление в картинках, тогда как обычно мы думаем в виде комбинации слов и обобщений, идя от общего к частному. У аутиста все происходит наоборот. «Я перевожу говоримые и написанные слова в цветное кино, дополненное звуком, которое проигрывается в моей голове подобно видео», — пишет о себе женщина-аутистка Т. Грэндин. (T.Grandin. «Thinking in pictures». My life with autism. New York, 2006.) В ответ на любое высказывание в голове мгновенно возникает зрительный образ конкретного объекта с набором определенных деталей, причем на первое место ставится деталь зачастую не самая принципиальная в данной ситуации. Так при упоминании кошки появляется образ знакомого животного, при произнесении слова « лампа» встает изображение лампы в спальне. Подобная ассоциативность может рождать немало трудностей, когда слова «запускают» неправильную картинку. Так наречие «быстро» напоминает Макдональдс, собака – выход на прогулку. Множество слов вообще не может быть увязано ни с какой картинкой: он, являться, кто, что и т.д.
Дети-аутисты легко группируют предметы на базе видимого сходства по цвету, форме и т.д., но испытывают сложности с распределением вещей по абстрактным признакам: мебель, овощи, фрукты, животные, птицы. Они не могут обобщать как здоровые дети. Пытаясь выделить эти группы понятий, они все равно ищут в них опору на конкретные моменты. Т.Грэндин, будучи ребенком, сортировала кошек и собак сначала по размерам, потом по звукам. Показателен пример маленького Томаса, о котором пишет его мать Хильда де Клерк, работник Образовательного центра по Аутизму в Антверпене, в брошюре «Мама, это человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA) или животное?» Об аутизме. Санкт-Петербург, 2001. Ребенок задал этот вопрос матери, увидев женщину с пышной прической, напомнившей ему голову льва.
Также аутисту сложно группировать предметы по назначению и функциям. Ему непонятно, что любые чашки имеют одинаковый способ употребления: чтоб из них пить. Аутичный ребенок полагает, что чашки не могут быть объединены в одну группу, потому что имеют разный цвет или форму в качестве деталей восприят (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E2%EE%F1%EF%F0%E8%FF%F2)ия.
Подобное преувеличенное внимание к деталям рождает страх и негативную реакцию, если обнаруживается, что какой-то детали или предмета нет на своем месте. Понятие порядка подразумевает собой строго определенное местоположение вещей: красная машинка только на верхней полке слева и никак иначе. Машинка воспринимается как одна из деталей мира.
Аутисты кажутся жутко медлительными, и это тоже имеет объяснение в особенностях их постижения действительности. Они вынуждены каждый раз вновь механистически собирать калейдоскоп деталей, чтоб понять то или иное явление. Каждый момент они борются с хаотичностью и «абсурдностью» этого мира, используя для этого все имеющиеся средства. Это ритуалы, стереотипии, эхолалии – все, что может помочь хоть как-то упорядочить жизнь (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E6%E8%E7%ED%FC).
Аутичный ребенок по своей природе (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EF%F0%E8%F0%EE%E4%E5) идеально послушен. Ему легче подчиниться, чем взять на себя ответственность и проявить инициативу. «Лучшая стратегия, чтобы избежать проблем поведения – это их предварять», — отмечает Хильда де Клерк.
Причины так называемого «плохого» поведения часто носят физиологический характер. Это плохое самочувствие: запор, зубная боль, боль в ухе и т.д. Важно постоянно отслеживать состояние (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F1%EE%F1%F2%EE%FF%ED%E8%E5) здоровья ребенка.
Страх новой обстановки может вызвать истерики и тяжелые приступы агрессии. Чтобы это преодолеть, целесообразно дать аутисту в руки предмет, связанный с ожидаемым событием: продуктовую сумку перед походом в магазин, ключи от мащины перед поездкой и т.д.
Приступ паники может быть также вызван нетипичными звуками, ярким светом, резким запахом.
Если указанные выше причины не наблюдаются, ребенок с помощью неадэкватного поведения пытается
— Общаться
— Привлекает внимание к себе
— Избегает нежелательной ситуации
Аутисты (дети и взрослые) – четкие исполнители. Они неукоснительно следуют инструкциям, командам. Если они способны работать, то скурпулезно выполняют приказы начальства. Правила абсолют (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E0%E1%F1%EE%EB%FE%F2)изируются. Аутисту непонятно, почему в некоторых ситуациях они не срабатывают. Комплексные задачи, типа вождения автомобиля, для них непосильны. Некоторые аутисты отличаются феноменальной памятью, демонстрируют способности в математике, но, как правило, это носит узко направленный характер и с трудом может быть приложимо в решении проблем в рабочем коллективе.
В литературе поднимается вопрос о месте в обществе людей с синдромом Аспергера. Часто бывает сложно отделить странности поведения психически здоровых гениальных людей от аспергеровского синдрома. Выдающиеся представители творческих профессий, как правило, гиперэмоциональны и подвержены перепадам настроения. Гениальность в науке рассматривается как крайняя форма нормы. Главной трудностью взрослых аутистов с сохранным интеллектом остается проблема социализации. Они органично не могут вписаться в современное общество с его внешними условностями, в полной мере усвоить язык общения людей в широком смысле этого слова. Аутистам непонятно, что в общественной жизни важную роль играет внешний облик и манеры человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а, коммуникативные способности. Отмечается, что им легче общаться в блоках Интернета, чем непосредственно с людьми. Проблемы общения являются препятствием к тому, чтобы построить близкие отношения, завести семью. На Западе существуют специальные университетские программы поддержки людей с синдромом Аспергера. Наибольшего успеха они добиваются в программировании. Аутисты демонстрируют и способности в искусстве. Также они могут под руководством наставника выполнять несложную техническую работу типа ремонта. При приеме на работу такие люди, как правило, не могут раскрыться на собеседовании. Им лучше оформлять портфолио.

В заключение, хочется привести слова аутиста об ощущ (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EE%F9%F3%F9)ении себя в окружающем мире, приведенные в брошюре «Мама, это человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA) или животное?» «Страдать аутизмом – не значит не быть человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)ом. Это значит, быть странным. Это значит, что то, что нормально для других, не нормально для меня, а то, что нормально для меня, ненормально для других. В некоторых отношениях, я очень плохо подготовлен, чтобы выжить в этом мире, как если бы я был инопланетянин, приземлившийся без учебника. Но моя личность не тронута. В глубине себя я чистый. Я чувствую большое значение и ценность моей жизни, и у меня нет никакого желания (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E6%E5%EB%E0%ED%E8%FF) быть вылеченным.
Признайте, что мы отличаемся друг от друга, будучи равными, что мой способ существования – это не только искаженная версия вашего.
Давайте вместе работать, чтобы мы смогли построить между нами мосты».


http://autism-mama.ru/samaya-polezna...chnogo-rebenka (http://autism-mama.ru/samaya-poleznaya-informaciya-ob-autizme/psixologicheskij-portret-autichnogo-rebenka)

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.11.2013, 00:24
Мир с точки зрения аутиста

Потрясающе сильный и трогательный фотопроект, созданный отцом для сына-аутиста.

Эли всегда был ребенком, живущим в каком-то своем ритме, понятном только ему. Он часами мог созерцать двери, шланги от пылесоса, механические приводы. Он подолгу копировал многие звуки, наизусть выучил график движения скоростных электропоездов. Когда ему было 5 лет, его отец, Тимоти Арчибальд, чтобы хоть как-то понимать сына и общаться с ним, решил делать совместные фотографии, снимая мальчика в тех ракурсах и позах, которые задавал сам Эли.
Вскоре после начала этого импровизированного фотопроекта, мальчику диагностировали аутизм. Тимоти объяснили, что это такое, рассказали, как общаться с сыном, но самое главное — как наладить необходимый эмоциональный контакт с Эли, его отец уже знал.
Серию фотографий сына Тимоти назвал «Эхолилия» (Echolilia). Снимок за снимком, Арчибальд показывает особое видение мира его сыном, которое очень сильно отличается от общепринятного. Фотографии стали языком без слов, который понимают и Тимоти, и Эли. Вместе рассматривая получившиеся снимки, они обсуждают что на них получилось хорошо, а что плохо, и планируют следующие сцены. Эли участвует в проекте не только как его объект, но также как участник и даже режиссер, которому принадлежат идеи некоторых портретов.
AdMe.ru выбрал самые эмоциональные фотографии проекта с маленькими историями их создания.
http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814555-R3L8T8D-650-2.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814555-R3L8T8D-650-2.jpg)«Когда мы фотографируемся , Эли часто делает что-то неожиданное. То, до чего я никогда не додумался. Потом мы вместе рассматриваем получившиеся снимки и думаем, как можно их улучшить, не поменять ли ракурс».
http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1819405-R3L8T8D-650-4.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1819405-R3L8T8D-650-4.jpg)http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814105-R3L8T8D-650-5.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814105-R3L8T8D-650-5.jpg)«Двери закрываются . Пожалуйста, будьте осторожны».
«Двери закрываются . Пожалуйста, будьте осторожны».
«Эли повторяет это каждый раз, когда мы подходим к дверям. В библиотеке, в автобусе, в магазине. Это произносится автоматически, абсолютно монотонно, и не является выражением мыслей. Это как замкнутая система».
http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814055-R3L8T8D-650-1.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814055-R3L8T8D-650-1.jpg)«В комнате Эли стоял большой пластиковый контейнер и он играл с ним весь день. Я спросил его, хочет ли он сделать несколько фотографий с ним. Он согласился и сначала он встал рядом с контейнером, потом надел его на голову. Но когда понял, что влезет в него целиком, он так и сделал». Эли сказал, что чувствовал себя как будто внутри яйца.
http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814255-R3L8T8D-650-11.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814255-R3L8T8D-650-11.jpg)http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814455-R3L8T8D-650-8.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814455-R3L8T8D-650-8.jpg)«После обеда в доме становится шумно. Машина, приезжающая, чтобы вывезти мусор, громко гудит. Принтер шумит, когда что-то печатает. Гудят двигатели соседских автомобилей, пищит микроволновая печь. Для Эли все эти звуки очень громкие. Он просит их сделать потише и помягче».
http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814205-R3L8T8D-650-10.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814205-R3L8T8D-650-10.jpg)http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814155-R3L8T8D-650-3.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814155-R3L8T8D-650-3.jpg)Эхолалия — это автоматическое повторение слов и действий, услышанных или увиденных у других людей. Эли постоянно что-то повторял, и сначала это раздражало Тимоти. Но благодаря фотопроекту сейчас он относится к эхолалии Эли спокойно.
http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814505-R3L8T8D-650-6.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814505-R3L8T8D-650-6.jpg)http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1819505-R3L8T8D-650-9.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1819505-R3L8T8D-650-9.jpg)http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1819805-R3L8T8D-650-13.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1819805-R3L8T8D-650-13.jpg)http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814405-R3L8T8D-650-7.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814405-R3L8T8D-650-7.jpg)http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814305-R3L8T8D-650-12.jpg (http://files.adme.ru/files/news/part_57/575255/1814305-R3L8T8D-650-12.jpg)"Для меня эти фотографии не о нем, они об отношениях. Я вижу в них три составляющих компонента: его, себя, и то, что находится между нами, то, что невозможно объяснить словами. Это чувство (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%F3%E2%F1%F2%E2%EE), которое возникает, когда мы вместе смотрим фотографии.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.11.2013, 00:24
Тэмпл Грандин
Биографический фильм о жизни Тэмпл Грандин, женщины с аутизмом, которая стала одной из ведущих учёных в области сельскохозяйственной промышленности. Героиня фильма социализируется и находит свое место в жизни. Она спроектировала более половины всех скотобоен в США, и ключевой её целью было наиболее гуманное отношение к животным.

Temple Grandin: The world needs all kinds of minds
Здесь она сама рассказывает и о себе и об аутизме
http://www.ted.com/talks/temple_gran..._of_minds.html (http://www.ted.com/talks/temple_grandin_the_world_needs_all_kinds_of_minds. html)
Можно включить русский перевод в окошке transcript, что под правым нижним углом видео

Цитата Думаю, начать мне стоит с того, что вообще такое аутизм. Аутизм -- это очень широкий спектр, который охватывает как очень тяжелые случаи, когда ребенок не может говорить, так и очень талантливых ученых и инженеров. И здесь я, кстати, чувствую себя, как дома. Потому что здесь полно людей с аутистическими генами. Вам бы не пришло в голову... (Аплодисменты)

Это целый диапазон различных черт. Что отличает обыкновенного чудака от человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA)а с синдромом Аспергера, который является легкой формой аутизма? Эйнштейн, Моцарт и Тесла -- всех их сегодня поместили бы в аутистический спектр. И самое главное, что меня интересует -- это то, как дать этим ребятам возможность стать теми, кто изобретет новые энергетические устройства, как говорил Билл Гейтс сегодня утром.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.11.2013, 00:26
Необыкновенный аутизм

Cиндром саванта - частный случай аутизма

Аутизм - болезненное состояние (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F1%EE%F1%F2%EE%FF%ED%E8%E5) психики; уход индивида от контактов с окружающей действительностью и ориентация на мир собственных переживаний. Аутизм ведет к потере способности к пониманию окружающей действительности, к неадекватному поведению индивида в обществе. Различают ранний детский аутизм Каннера, аутическую психопатию Аспергера, органический аутизм и т.д.
греч. Autos – сам


Термин «аутизм» был введен в психиатрию Э. Блейером в 1920 году. Исследования синдрома саванта проводились ещё в XIX в., а само название для этого заболевания как частного случая аутизма предложил английский психиатр Д. Даун. В наше время большой вклад в изучение феномена савантов внес американский ученый-психиатр Дарольд Трефферт из Университета Висконсин, три десятилетия посвятивший теме савантов и создавший активно посещаемый веб-сайт о них. По его мнению, саванты показывают нам хрупкость мозга и его красоту. Но к сожалению, считает доктор Треферт, хотя строение человеческого мозга изучено и разложено на составляющие, система в целом (big picture) остается тайной.


Одно очевидно - этот серый, ватообразный орган, за 30000 почти неизменный, пронизанный химическими и электрическими синапсами, организован достаточно демократично. Он функционирует подобно идеальному государству, со своей системой сдерживаний и противовесов, исполнительной властью и наблюдательными органами.


Сознательное мышление - это акция исполнительной власти, с планированием, подготовительными и контрольными мерами. Простой пример - составление списка покупок на выходные: хлеб, чай, сыр. Такая крупная "акция" подразделяется на несколько подчиненных, как то: посмотреть в холодильник, прикинуть, сколько хлеба потребуется на выходные; процесс, в общем-то банален, а структура его сложна. Путь к достижению результата небезопасен, потому как нервные клетки, однажды возбудившись, склонны "давать искру", импульс, возбуждая другие клетки - они стремятся образовывать ветви, ассоциации, каскады.


Таким образом, не будь механизма сдерживаний и противовесов, мозг работал бы безостановочно, вплоть до полного разрушения, "взрыва". Здоровый мозг обладает механизмом управления хранилищами, перекладывая в соответствующий ящичек то, что необходимо в данный момент, более ничего. А у савантов, напротив, как предполагается, такого механизма и такого "ящичка" нет, они живут как бы на складе своих воспоминаний, в окружении своих сокровищ, будь то цифры, математические структуры, картины, звуки и слова.


Хотя в настоящее время не существует ни подтверждённых теорий относительно причин этого психического расстройства, ни стопроцентно эффективных методов терапии, известно немало случаев, когда признаки аутизма и синдрома саванта ослабевают со временем.

Аутизм сопровождается различными синдромами. Долгие годы наблюдений показали, что каждый больной незауряден, но по-своему. Например, синдром Прадера - Вилли, присущий многим аутистам, примечателен тем, что человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA), страдающий им, может поглощать пищу без каких-либо ограничений и при этом у него сохраняется постоянное чувство (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%F3%E2%F1%F2%E2%EE) голода. В то же время носители этого синдрома могут разгадывать логические головоломки в два раза быстрее, чем обычные люди.


Едва ли найдется психическое заболевание, которое было бы так раскручено Голливудом и одновременно вызывало бы столь сильное сочувствие зрителей, как синдром саванта. Именно за роль Реймонда Бэббита, безумного гения из фильма «Человек дождя», Дастин Хоффман получил одного из своих «Оскаров». Вживаясь в столь необычный образ перед началом съемок, актер долгое время общался с одним из самых знаменитых савантов современности Кимом Пиком. Этот выбор отнюдь не случаен: работая над сценарием к «Человеку дождя», писатель Барри Морроу сделал Кима Пика прототипом своего героя. Впоследствии, выступая на пресс-конференции, Дастин Хоффман заявил: «Я, возможно, и звезда, но небеса - это Ким Пик». Бэрри Морроу, сценарист "Человека дождя": "Каждый, кто хотя бы пять минут проводил с Кимом, хоть в малом, но пересматривал свой взгляд на самого себя, на окружающий мир, на истин (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E8%F1%F2%E8%ED)ный потенциал человеческого существа".


Действительно, способности Пика поражают воображение. В свои 53 года он знает наизусть более 7 тысяч книг, причем особую слабость питает к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращает на полку в перевернутом виде или ставит ее вверх ногами. Останавливаться на достигнутом американский савант не собирается: ежедневно он по нескольку часов грызет гранит науки в библиотеке своего родного Солт-Лейк-Сити. По объему и глубине своих познаний в точных и естественных науках Ким Пик заткнет за пояс любого профессора, чем активно пользуются американские университеты. Когда савант своим монотонным голосом читает без подготовки лекцию по любой теме, в аудиториях яблоку негде упасть. А производить в уме сложнейшие математические операции для него сущий пустяк: уже в три года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. Остается только гадать, каких интеллектуальных высот достигнет Пик через несколько лет. Ученые заметили, что с годами многие способности Кима Пика стали еще острее. Именно это заинтересовало директора Исследовательского центра НАСА Эймс. С полученными недавно снимками ученые сравнили снимки мозга Пика, сделанные в 1988 году его нейропсихиатром из Университета штата Юта. Но и без этого сравнения отец Кима считает, что сын с годами сильно изменился. Он перестал бояться скопления людей, стал иногда шутить, читать художественную литературу, в частности, книги Стивена Кинга. Причем, он вполне отличает правду от вымысла. В 1996 году отец Кима Фрэнк Пик выпустил книгу "Настоящий Человек дождя"

В отличие от Кима Пика, сверхчеловеческая эрудиция которого снискала ему неформальный титул «мегасаванта», гениальные аутисты чаще всего специализируются на какой-то одной сфере деятельности. Например, 12-летний американец Мэтт Сэведж - музыкальный савант.


Обладая абсолют (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E0%E1%F1%EE%EB%FE%F2)ным слухом, он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один раз услышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя. В возрасте 6 лет Сэведж доводил до белого каления своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов, педагог заявил своему подопечному: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок. Так Сэведж и поступил; к настоящему моменту в его послужном списке уже пять джазовых альбомов.
Среди гениальных аутистов довольно часто встречаются саванты-художники, такие, как британец Стивен Уилтшир. Чтобы продемонстрировать его уникальные способности, телекомпания ВВС организовала специальное шоу. Облетев Лондон на вертолете телевизионщиков, Уилтшир прямо перед камерами нарисовал карту города, по точности и детальности не уступающую аэрофотосъемке.

Еще один английский савант, Кристофер Тейлор, умудрился в совершенстве выучить 30 языков, читая иностранные газеты в местном пабе. Впрочем, чем бы ни занимался савант, феноменальная способность к сложным математическим вычислениям в уме является «визитной карточкой» всех слабоумных гениев.


По подсчетам доктора Гарольда Трефферта безумных гениев со способностями, как у Кима Пика, во всем мире насчитывается не более 25 человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA), а за весь XX век таких людей родилось около сотни. Впрочем, савантов с более скромными интеллектуальными показателями в несколько раз больше: чудесами эрудиции они не блещут, но запросто могут запомнить все карты в колоде, как голливудский «человек дождя» Реймонд Бэббит. Что касается Кима Пика, то, оказавшись в аналогичной ситуации в казино города Рино в Неваде, он не счел этичным подобное использование своих возможностей. О причинах, вызывающих аутизм и его частный случай, синдром саванта, ученые пока могут только гадать. Например, нейрофизиологи из Университета Вандербильдта в Нэшвилле во всем винят генетику: по их мнению, в мужской Х-хромосоме есть несколько десятков генов, отвечающих за рождение ребенка-саванта. Именно так они объясняют тот факт, что савантов мужчин в пять раз больше, нежели савантов-женщин. А профессор Нэнси Миншу из Питтсбургского университета уверена, что ключ к гениальности нужно искать в биохимии. По ее мнению, аномально высокий уровень тестостерона, «гормона мужественности», у новорожденных савантов вызывает усиленный рост мозга, причем одновременно подавляется выработка гормона окситоцина, отвечающего за успешную социализацию. Профессор Эдвин Кук из Чикагского университета, наоборот, пеняет на некий таинственный вирус, вызывающий мутацию нейронов головного мозга. Как бы то ни было, строение мозга савантов действительно уникально: у Кима Пика, например, полушария головного мозга не разделены, как у нормальных людей, а, наоборот, объединены в единую «базу данных». Научные исследования аутистов-савантов - не просто дань праздному любопытству к тайнам гениальности. Неумолимая статистика свидетельствует: число аутистов медленно, но неуклонно растет, причем распространение этого заболевания каким-то необъяснимым образом связано с компьютерами и высокими технологиями. Скажем, в Великобритании 10 лет назад аутизмом страдал один ребенок из 500, в наши дни этот показатель увеличился втрое. По ту сторону Атлантики абсолют (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E0%E1%F1%EE%EB%FE%F2)ный рекорд по количеству аутистов удерживает Силиконовая долина, мировая вотчина компьютерных технологий.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
19.11.2013, 00:26
Разумеется, выдающихся савантов среди них немного, но в среднем коэффициент интеллекта большинства аутистов в два раза выше, нежели у обычных людей. А в окружении компьютеров аутист вообще чувствует себя как рыба в воде; неудивительно, что многие из них достигают блестящих результатов в программировании. Использование недюжинного интеллекта слабоумных гениев в IТ-техно-логиях открывает весьма заманчивые перспективы; первым, кто в полной мере осознал (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%EE%F1%EE%E7%ED%E0%EB) плюсы столь необычной кадровой политики, был Билл Гейтс. По неофициальным данным, штат программистов Microsoft почти на четверть укомплектован аутистами. Впрочем, далеко не всем людям со слабо выраженным синдромом саван-та приходится довольствоваться вторыми ролями. Например, американской аутистке Саре Миллер удалось занять президентское кресло девелоперской компании Nova Systems, a Петер Леви был одним из основателей Accent Technologies. Из душевных излияний Сары Миллер можно узнать, как выглядит мир саванта-компьютерщика изнутри. «Я могу мыслить исключительно в рамках бинарной компьютерной логики, - говорит Миллер, - только черное и белое, ноль и единица, никаких полутонов. Именно поэтому многообразие нюансов чувств и эмоций других людей повергает меня в ужас. Зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языках программирования». Для работы с компьютерами такое мышление просто идеально подходит; Сара Миллер способна отловить «баг» в программе, лишь бросив беглый взгляд на программный код.

Однако на деловых встречах ее неизменно сопровождает личный психолог, помогающий «переводить» слова бизнес-партнеров с общечеловеческого языка на причудливый бинарный язык аутиста.

Пока одни ученые ведут нескончаемую полемику о причинах синдрома саванта, другие готовы чуть ли не завтра поставить производство гениев на поток, причем гениев, не страдающих неприятными побочными эффектами аутизма. Нейрофизиологи Брюс Миллер из Калифорнийского университета и Алан Снайдер из Сиднейского университета независимо друг от друга провели сканирование электромагнитной активности мозга нескольких савантов и получили совершенно идентичные результаты. Оказывается, в мозгу каждого из нас есть «зона гениальности», расположенная в артериальной области левой височной доли. У подавляющего большинства людей она по непонятным пока причинам отключена с рождения - электромагнитная активность в этой части мозга практически равна нулю. Зато при повреждениях других областей мозга организм начинает задействовать резервы, и обычный человек (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA) становится гением. У Кима Пика, например, при рождении была обнаружена гидроцефалия правого полушария головного мозга. Вывод напрашивается сам собой: достаточно лишь принудительно активизировать «зону гениальности». Именно так нейрофизиологи и поступили. Правда, орудовать скальпелями им не позволили, пришлось ограничиться магнитной стимуляцией левой височной доли, методом, применяющимся при лечении бессонницы и депрессии. В ходе эксперимента 5 из 17 подопытных добровольцев в несколько раз улучшили свои показатели в арифметических вычислениях и рисовании. Испытуемые должны были например, рисовать кошек и других животных, распознавать простые числа, сдавать тесты по чтению. "Их креативность возросла на 40%. Испытуемые могли использовать резервуары бессознательного", констатировал Снайдер. Разумеется, результат не слишком впечатляющий, но Миллер и Снайдер и не возлагали особых надежд на столь слабый метод воздействия. Эскулапы уверены, что если бы хотя бы один доброволец согласился на трепанацию черепа и имплантацию нейростимуляторов, то, возможно, Эйнштейнов и Моцартов можно было бы в недалеком будущем создавать прямо на операционном столе.

До эпохи высоких технологий, когда способностями савантов заинтересовались ученые, безумным гениям был открыт только один путь - на подмостки. К середине XX века выступление «человека-калькулятора», способного мгновенно производить сложнейшие вычисления в уме, было неотъемлемой частью развлекательной программы любого солидного кабаре. В начале прошлого века в европейских варьете блистал наш соотечественник Роман Левитан, более известный под псевдонимом Арраго. Выходец из семьи разночинца, он не смог даже получить систематического образования и в юные годы служил в текстильной лавке. Началом своей головокружительной эстрадной карьеры он обязан боссу: владелец лавки пожалел гениального клерка и посоветовал ему попробовать свои силы в кабаре. Затем последовали гастроли по Европе и Америке, признание и слава. Справедливости ради необходимо заметить, что признаки синдрома саванта у Арраго были выражены в слабой степени, и моментальные арифметические подсчеты требовали значительных усилий «человек-калькулятор» несколько раз на сцене терял сознание (http://www.solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%F1%EE%E7%ED%E0%ED%E8%E5) от напряжения, Арраго умер в 1949 году в возрасте 66 лет. В 1940 году на выборах в Конгресс США работал американский «человек-калькулятор» Уильям Дайзарт. Выступая перед радиослушателями в прямом эфире, он мгновенно обрабатывал в уме поступающую из регионов информацию о результатах голосования, выдавая сводку о соотношении политических сил. Чтобы слушатели не заскучали, Дайзарт между делом развлекал их арифметическими трюками, подсчитывая, сколько секунд с момента рождения прожил тот или иной кандидат.

«Как ты понимаешь фразу: «Он пошел по стопам отца?» - спрашиваю его я. Ким секунду медлит: «Он держал папу за руку, чтобы не потеряться в аэропорту».


http://www.dreamkids.ru/interest/text/savant.htm

http://www.solium.ru/forum/showthread.php?t=1998

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
12.02.2014, 20:19
Исследование: аутизм связан с синестезией

12 февраля 2014, 14:29
Профессор Саймон Барон-Коэн и его коллеги из Кембриджского университета провели исследование, результаты которого показали связь аутизма и синестезии, сообщается (http://psychcentral.com/news/2014/02/11/synesthesia-linked-to-autism/65721.html) на портале Psych Cental. Исследование опубликовано в журнале Molecular Autism (http://www.molecularautism.com/).
Ученые протестировали 164 человека с аутизмом и 97 человек без этого расстройства. Синестезию обнаружили у 19% аутистов и у 7% здоровых людей. 31 человек из обладающих и аутизмом и синестезией обладают визуально-слуховым восприятием, то есть «видели» звуки, или «графемно-цветовым» восприятием — видят черные и белые буквы как цветные. Многие также «видят» запахи.
«Я изучал аутизм и синестезию на протяжении 25 лет и не связывал их друг с другом. Результаты этих исследований показали, что мне нужно сменить точку зрения и искать у этих явлений общие причины», — рассказал Барон-Коэн.
Как считают ученые, синестезия может появляться у людей из-за связи между двумя различными участками головного мозга, которые обычно не взаимодействуют друг с другом. Аутизм может быть причиной слишком сильной связи некоторых нейронов мозга. Барон-Коэн добавил, что явления связаны с апоптозом, регулируемым процессом самоликвидации мозговых клеток, необходимым для потери некоторых нейронных связей, устанавливающихся у людей в младенчестве. У аутистов и синестетов апоптоз не происходит так, как у остальных людей, что может являться причиной и аутизма, и синестезии.
Как рассказал соавтор исследования Саймон Фишер из немецкого института Макса Планка, причины этих явлений — генетические. «В возникновении аутизма решающую роль играет генетическая наследственность, и ученые только недавно смогли выделить некоторые конкретные отвечающие за это расстройство гены. Причины синестезии также генетические, однако гены, ответственные за это, определить пока не удалось», — сказал ученый.
Доктор Берит Брогаард из Университета Миссури считает, что у имеющих аутизм синестетов в детстве был слишком высокий уровень серотонина, когда гемато-энцефалический барьер, то есть барьер между центральной нервной системой и кровеносной системой, недостаточно сформирован, что может привести к затруднению выработки серотонина некоторыми нейронами. Как показали результаты электронно-позитронной томографии, у аутистов нередко повышено содержание серотонина в правом полушарии головного мозга и понижено в левом.
По мнению Брогаард, результаты исследований частично указывают на то, что увеличенное содержание внеклеточного серотонина в мозгу аутиста приводит к синестезии.

Подробнее http://rusplt.ru/news/issledovanie-autizm-svyazan-s-sinesteziey-92713.html?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=pad

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
27.10.2014, 07:37
Наушники для больных аутизмом Cumulus

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/09/22/nwedbrwmzudtuemevsl5.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/09/22/nwedbrwmzudtuemevsl5.jpg)

Наушники для больных аутизмом Cumulus

В последнее время появляется все больше гаджетов, способных помочь людям с различными заболеваниями и расстройствами. Наушники Cumulus, разработанные для больных аутизмом взрослых людей, контролируют частоту сердцебиения и ограничивают звуковое окружение, чтобы защитить своего владельца от попадания в стрессовую ситуацию.

Аутизм - заболевание, которому подвержены около 10 миллионов людей по всему миру. Болезнь выражается в дефиците социального взаимодействия и сложности контроля над чувствами. Например, больные аутизмом впадают в стрессовое состояние, находясь в местах скопления людей.

Наушники Cumulus, отслеживают температуру тела и частоту сердцебиения больного с помощью гальванических кожных сенсоров, расположенных на дужке устройства, что позволяет контролировать психическое здоровье владельца и предотвращать возможные стрессовые состояния.

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/09/22/h9xchltftlbefkvlxb.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/09/22/h9xchltftlbefkvlxb.jpg)

Устройство для больных аутизмом Cumulus

Наушники имеют три режима работы: Sound Cancellation, Directional Microphone и Music. Надевая гаджет на уши, пользователь активирует режим Sound Cancellation, который блокирует все посторонние шумы и обеспечивает полную тишину. Directional Microphone отделяет речь от фонового шума, а режим Music транслирует музыку с плеера или смартфона по беспроводному каналу.

Источник (http://www.novate.ru/blogs/080813/23673/)

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
27.10.2014, 07:38
5-летняя художница-аутист создает настоящие шедевры

Аутизм — это не болезнь, а скорее особый тип восприят (http://solium.ru/forum/vbglossar.php?do=showentry&item=%E2%EE%F1%EF%F0%E8%FF%F2)ия окружающего мира, взгляд из другой реальности. Так, 5-летняя Айрис Грейс из Великобритании является прекрасным примером того, какие неожиданные и ценные дарования можно встретить у «людей в себе». Айрис — художница, и ее работы часто сравнивают с полотнами именитого Клода Моне. А все благодаря исключительному вниманию к деталям и феноменальному чувству цвета.
Обнаружился талант почти случайно — с ребенком, который очень медленно учился говорить, занимался логопед, он и посоветовал родителям научить Айрис рисованию. Но учить даже не пришлось — девочка с первого раза уверенно держала кисти и смешивала краски.

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/rsgxha4nbcnbpzfhb.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/rsgxha4nbcnbpzfhb.jpg)

«Мы надеялись, что занятия живописью ускорят речь Айрис и подвигнут ее на общение», — говорит мама девочки Арабелла Картер-Джонсон. «Но тогда мы поняли, что она на самом деле очень талантливая художница с невероятной способностью концентрироваться на процессе — Айрис может рисовать два часа подряд без остановок. Ее аутизм создал стиль живописи, который я никогда не встречала у детей ее возраста. Она чувствует цвета, композицию и то, как они взаимодействуют друг с другом».

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/1ffdxjsexmqctjdhdy.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/1ffdxjsexmqctjdhdy.jpg)


http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/2meqxqfmuzeppkcagmn.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/2meqxqfmuzeppkcagmn.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/w0szaqbzndtzcefw.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/w0szaqbzndtzcefw.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/nhrvxajettrx7uxvuf.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/nhrvxajettrx7uxvuf.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/qxrtglxpgrrqk6eyrz.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/qxrtglxpgrrqk6eyrz.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/uzwhqzbdtabqr8tpfvnwnyzc.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/uzwhqzbdtabqr8tpfvnwnyzc.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/yxdwhgbnjpejjn0swnacahz.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/yxdwhgbnjpejjn0swnacahz.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/qrkuzjxtspjtcqfxxya3.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/qrkuzjxtspjtcqfxxya3.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/nx3mfhahaptamhyner.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/nx3mfhahaptamhyner.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/ztgqyyksyuqtyneg6dcvpy.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/ztgqyyksyuqtyneg6dcvpy.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/fxdh9gxpypslbzlyebphxe.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/fxdh9gxpypslbzlyebphxe.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/qkbgfzwjcerqqrku5dy.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/qkbgfzwjcerqqrku5dy.jpg)

http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/xfpmrtlrybahu5ppws.jpg (http://solium.ru/forum/saveimg/2014/10/27/xfpmrtlrybahu5ppws.jpg)

Источник (http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/5-letnyaya-hudozhnica-autist-sozdaet-nastoyaschie-shedevry-776710/)