Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
03.12.2013, 22:16
Краткое пособие для тех, кто собрался на Чукотку
Пишет Евгений Басов: “Мне повезло. Сфера моей профессиональной деятельности и моё увлечение совпадают. Я работаю в турфирме. Но те кто думает, что туризм на Чукотке – отрасль экономики: с отелями, развитой инфраструктурой, ресторанами, транспортом, готовым отвезти вас туда, где не ступала нога человека, глубоко заблуждаются. В этом посте я попытаюсь рассказать о наиболее часто задаваемых вопросах связанных с путешествиями по Чукотке, дать характеристику некоторых понятий и советов, как оптимизировать свой отдых на Чукотке. Если у вас появится желание приехать на самый дальний Северо-Восток нашей страны, оказаться в прямом смысле слова в другом мире, забыть, что существует Интернет, сотовая связь, котировки валют, телевизор, городская суета и прочие “радости” урбанистики я готов поделиться с вами знаниями, опытом, дать рекомендации о наиболее интересных маршрутах, а при определённых стечениях обстоятельств даже отправиться с вами в самое захватывающее путешествие по стране, имя которой Чукотка.”
http://mtdata.ru/u26/photo3BF4/20693373111-0/original.jpg#20693373111
Источник: Жжурнал/basov-chukotka
Время
На Чукотке нет времени. В смысле его ни то чтобы нет вообще. Оно есть, но измеряется оно здесь не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобиться “классического механического времени”. Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека ” с материка” аксиома. К примеру, для того, чтобы добраться до районного центра может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько времени нужно, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. В этом году в Провидения я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт вылетел в Анадырь только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться уметь ждать.
http://mtdata.ru/u28/photoFD95/20585664507-0/original.jpg#20585664507 1. Другая ипостась времени во время путешествия по Чукотке – это его растяжимость. Уже через два дня (если вы не находитесь в населенных пунктах) вы перестанете воспринимать дни недели, они вам просто станут не нужны, а еще через несколько дней и вовсе потеряете счет календарным цифрам. В силу того что летом на Чукотке полярный день, а окружающее пространство настолько сильно отличаться от всего, чем вы жили до этого, ваши биологические часы будут говорить, что в сутках у вас 28, 35 или даже 48 часов.
Реплика из жизни чукотских туристов: “Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад”.
Погода
http://mtdata.ru/u16/photo2514/20139518809-0/original.jpg#20139518809 2. Главным действующим “лицом” на Чукотке является погода. Это она решает поедите вы, или будите проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню. Особенно капризная она на восточной Чукотке (Провиденский, Чукотский, Иультинский районы) и в бывшем Беринговском районе. Непогода на востоке Чукотки по большей частью связанна с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда. В Беринговском, к облачности добавляется ветер. Именно там (мыс Наварин) находится самое ветреное место на Чукотке. Чукотка очень неоднородна по метеоусловиям. В континентальной её части (Билибино, Марково) лётная погода есть почти всегда, но там очень холодно зимой (за -50) и очень (по местным меркам) тепло летом (за +20). В Певеке с погодой, дела обстоят значительно лучше, чем в Анадыре, но “южак” (ветер дующий со скоростью 30-40 м/с) может заставить сидеть вас дома пару-тройку дней. Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти показатели соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но ветер всё тот же 5-10 м/с.
Реплика из жизни чукотских туристов:
- Почему мы не летим?
- Погода в пункте прибытия плохая.
- А сколько до него 230 км.
- Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара (+27 на солнце), ты наверное что то не договариваешь.
Мне было трудно объяснить (так и не сумел), что 200 км. на Чукотке это уже другой мир. Что говорить про 200 км. В Анадыре может стоять отличная, почти безветренная погода, а в аэропорту (в 20 км.) дуть пурга. Зимой я ехал на “Урале” по дороге из Амгуэмы в Эгвекинот (90 км.). В точке “А” погода отличная, в точке “Э” погода хорошая, а посредине пути мы попали в пургу и вернулись обратно. Фактор погоды всегда нужно иметь ввиду, когда планируешь путешествие по Чукотке. Если время для путешественника имеет значение, то количество дней своего маршрута нужно делить на 2. Одна часть активное путешествие, вторая часть “на дорогу”.
В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно “суровее”. Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.
По Чукотке лучше всего путешествовать с июля по первую половину сентября, назовём это летним сезоном. И с апреля по первую половину мая – зимний сезон. Для любителей фотографии на Чукотку надо ехать с конца августа по первую половину сентября. Безумству красок нет предела. Нужно предельно ясно понимать, что любители хорошей погоды, должны ехать куда угодно, только не на Чукотку. И даже в наиболее благоприятные для путешествия месяцы могут быть ненастными.
Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.
Пограничная зона
Если вы думаете, что вы гражданин России и можете свободно перемещаться по своей стране, я вас огорчу. По стране можете, по Чукотке нет. На территории Чукотского АО введен особый пограничный режим. Слово “введён” не должно никого вводить в заблуждение. Его ввели не вчера, просто еще не отменили с советского времени. Здесь, и частично здесь, я уже высказывался по поводу особого режима въезда на территорию Чукотки. Расскажу с практической точки, как въезжать.
http://mtdata.ru/u16/photoAEF3/20808737356-0/original.jpg#20808737356 3. Мы, жители Чукотки, при въезде предъявляем паспорт, в котором на страничке регистрации стоят заветные буквы “ПЗ” (пограничная зона), которые и делают наше пребывание на территории легитимным. Также свободно, можно приехать гражданам, находящимся в командировке по предъявлению командировочного удостоверения. Что самое интересное, при въезде его проверяют, при выезде нет. Все остальные граждане могут приехать на Чукотку по туристической путевке или по приглашению частного лица, оформленного в Пограничном управлении. Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО. Сегодня компаний-туроператоров на Чукотке 3, в их числе та, в которой я работаю (разумеется, самая лучшая).
Транспорт
Добраться до Чукотки можно только на самолёте. Можно, конечно в летний период на сухогрузе из Владивостока, но это не регулярные перевозки, а уже отдельное приключение.
Прилететь на Чукотку “из вне” можно в 3 аэропорта:
1) В Анадырь. Четыре раза в неделю из Москвы. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 12 до 50 тысяч в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 25 тысяч рублей. Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местных авиалиний “ЧукотАвиа”. Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными “авиаворотами” Чукотки.
2) В Певек. Один раз в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена 25-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь и Билибино (один раз в две недели).
3) В Билибино. 3 раза в неделю из Магадана. Летают на небольших самолётах АН-24 и если не ошибаюсь АН-12. Цена билета в районе 25-30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь и Певек (один раз в 2 недели).
О “ЧукотАвиа”, следует рассказать отдельно. Это единственный регулярный авиаперевозчик на Чукотке. Цены на авиабилеты субсидируются из регионального бюджета, но несмотря на это стоимость билета просто фантастическая. Пятьсот километров отделяющие Провидения от Анадыря обойдутся в 18.000 рублей в один конец! За эти деньги вам в нагрузку предложат еще нести свои вещи из аэропорта в самолёт. Но здесь подвох даже не стоимости билета, а в его наличии. В летний, а за частую и зимний сезон, вы их просто не достанете. Их уже разобрали! Регулярность сообщений, тоже не способствует развитию туризма (людей в отпуск бы вывезти, не до туризма). Частота полётов по большинству направлений 1 раз в неделю. По некоторым направлениям (Певек, Билибино) – 1 раз в две недели.
http://mtdata.ru/u17/photoE549/20362591658-0/original.jpg#20362591658 4. Теперь несколько слов об альтернативе. Она, альтернатива, не богатая. В летний сезон из Анадыря вдоль побережья курсирует теплоход “Капитан Сотников”. Расписание его рейсов появляется за месяц. Поэтому ни о каком средне и долгосрочном планировании здесь не может быть и речи. Добавляем к этому тарифы на перевозку, они хоть и дешевле на 30% самолёта, зато ни о каком комфорте не может быть и речи. Сидячие кресла, один гальюн (туалет) и буфет с постоянными очередями за “Дошираком” и пивом. И ладно, если путешественник идет на теплоходе в п.Эгвекинот или п.Беринговский – 12 ходовых часов. А вот если вы идёте морем в п. Провидения – 24 часа, или еще хуже в с. Лаврентия (36 часов) – готовьтесь! Да, и про качку и морскую болезнь тоже не следует забывать.
Говоря о не регулярных перевозках, договариваться о проезде на которые нужно по понятным причинам в частном порядке, можно назвать сухогрузы-угольщики, которые в летний период обслуживают посёлки Чукотки (Провидения, Эгвекинот, Лаврентия). Фрахт моторной лодки и катера уместен в континентальной Чукотке (река Анадырь, Мал.Анюй, Омолон, Канчалан, Амгуэма) и на восточном побережье (Провиденский и Чукотский районы). Этот вид транспорта относится к маломерному и, как правило, больше 3-4 пассажиров не перевозит. Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: “Чукотавиа” (200.000 руб. час) и “Билибиноавиа” (170.000 час). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке). Автомобильный вид транспорта актуален в Билибинском, Чаунском и Иультинском районах, где есть грунтовые дороги. Но сеть их весьма ограничена. Самый надёжный и везде проходимый вид транспорта – это вездеходы. Но! Найти хороший вездеход, да вдобавок еще с хорошим вездеходчиком это целая проблема. Потому как большая их часть эксплуатируется организациями, которые с большой неохотой отпускают свои транспортные единицы не по профильному назначению.
Деньги
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.
Реплика из жизни чукотских туристов: “Мы предлагали ему двойной тариф (10 тысяч)! А ему было лень утром вставать и ехать!”
Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидеться, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.
Чукотка, очень дорогой регион. Может быть самый дорогой в России. Росстат, к примеру, сообщает, что самый высокий прожиточный минимум в г.Билибино. Цены в магазинах – это первый культурный шок, который возникает у людей впервые приехавших на Чукотку. 9 из 10 приехавших обязательно сфотографируют местные ценники в магазинах. Бананы по 400, яблоки по 200, яйцо (120 в Анадыре, 220-250 в Билибино).
Реплика из жизни чукотских туристов: “И как вы здесь живёте?”.
Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги. Может отключиться связь. Да и в принципе он может не работать. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
В ценовом отношении туры на Чукотку мировыми туроператорами работающими в этом регионе приравнены к Антарктиде. Поэтому если вы рассматриваете Чукотку, как объект туризма будьте готовы к заведомо высоким ценам на турпродукт. Стоимость туров различная, в зависимости от района, сложности, количества дней и прочих факторов. В связи с тем, что туризм на Чукотке еще не является отраслью экономики, нет инфраструктуры и массового потока туристов, каждый тур является эксклюзивным. Стоимость тура может составлять от 100.000 до 400.000 рублей на человека, без учёта стоимости билетов до Анадыря.
Турист “не организованный” потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так “дорого” для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.
Пишет Евгений Басов: “Мне повезло. Сфера моей профессиональной деятельности и моё увлечение совпадают. Я работаю в турфирме. Но те кто думает, что туризм на Чукотке – отрасль экономики: с отелями, развитой инфраструктурой, ресторанами, транспортом, готовым отвезти вас туда, где не ступала нога человека, глубоко заблуждаются. В этом посте я попытаюсь рассказать о наиболее часто задаваемых вопросах связанных с путешествиями по Чукотке, дать характеристику некоторых понятий и советов, как оптимизировать свой отдых на Чукотке. Если у вас появится желание приехать на самый дальний Северо-Восток нашей страны, оказаться в прямом смысле слова в другом мире, забыть, что существует Интернет, сотовая связь, котировки валют, телевизор, городская суета и прочие “радости” урбанистики я готов поделиться с вами знаниями, опытом, дать рекомендации о наиболее интересных маршрутах, а при определённых стечениях обстоятельств даже отправиться с вами в самое захватывающее путешествие по стране, имя которой Чукотка.”
http://mtdata.ru/u26/photo3BF4/20693373111-0/original.jpg#20693373111
Источник: Жжурнал/basov-chukotka
Время
На Чукотке нет времени. В смысле его ни то чтобы нет вообще. Оно есть, но измеряется оно здесь не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобиться “классического механического времени”. Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека ” с материка” аксиома. К примеру, для того, чтобы добраться до районного центра может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько времени нужно, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. В этом году в Провидения я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт вылетел в Анадырь только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться уметь ждать.
http://mtdata.ru/u28/photoFD95/20585664507-0/original.jpg#20585664507 1. Другая ипостась времени во время путешествия по Чукотке – это его растяжимость. Уже через два дня (если вы не находитесь в населенных пунктах) вы перестанете воспринимать дни недели, они вам просто станут не нужны, а еще через несколько дней и вовсе потеряете счет календарным цифрам. В силу того что летом на Чукотке полярный день, а окружающее пространство настолько сильно отличаться от всего, чем вы жили до этого, ваши биологические часы будут говорить, что в сутках у вас 28, 35 или даже 48 часов.
Реплика из жизни чукотских туристов: “Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад”.
Погода
http://mtdata.ru/u16/photo2514/20139518809-0/original.jpg#20139518809 2. Главным действующим “лицом” на Чукотке является погода. Это она решает поедите вы, или будите проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню. Особенно капризная она на восточной Чукотке (Провиденский, Чукотский, Иультинский районы) и в бывшем Беринговском районе. Непогода на востоке Чукотки по большей частью связанна с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда. В Беринговском, к облачности добавляется ветер. Именно там (мыс Наварин) находится самое ветреное место на Чукотке. Чукотка очень неоднородна по метеоусловиям. В континентальной её части (Билибино, Марково) лётная погода есть почти всегда, но там очень холодно зимой (за -50) и очень (по местным меркам) тепло летом (за +20). В Певеке с погодой, дела обстоят значительно лучше, чем в Анадыре, но “южак” (ветер дующий со скоростью 30-40 м/с) может заставить сидеть вас дома пару-тройку дней. Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти показатели соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но ветер всё тот же 5-10 м/с.
Реплика из жизни чукотских туристов:
- Почему мы не летим?
- Погода в пункте прибытия плохая.
- А сколько до него 230 км.
- Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара (+27 на солнце), ты наверное что то не договариваешь.
Мне было трудно объяснить (так и не сумел), что 200 км. на Чукотке это уже другой мир. Что говорить про 200 км. В Анадыре может стоять отличная, почти безветренная погода, а в аэропорту (в 20 км.) дуть пурга. Зимой я ехал на “Урале” по дороге из Амгуэмы в Эгвекинот (90 км.). В точке “А” погода отличная, в точке “Э” погода хорошая, а посредине пути мы попали в пургу и вернулись обратно. Фактор погоды всегда нужно иметь ввиду, когда планируешь путешествие по Чукотке. Если время для путешественника имеет значение, то количество дней своего маршрута нужно делить на 2. Одна часть активное путешествие, вторая часть “на дорогу”.
В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно “суровее”. Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.
По Чукотке лучше всего путешествовать с июля по первую половину сентября, назовём это летним сезоном. И с апреля по первую половину мая – зимний сезон. Для любителей фотографии на Чукотку надо ехать с конца августа по первую половину сентября. Безумству красок нет предела. Нужно предельно ясно понимать, что любители хорошей погоды, должны ехать куда угодно, только не на Чукотку. И даже в наиболее благоприятные для путешествия месяцы могут быть ненастными.
Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.
Пограничная зона
Если вы думаете, что вы гражданин России и можете свободно перемещаться по своей стране, я вас огорчу. По стране можете, по Чукотке нет. На территории Чукотского АО введен особый пограничный режим. Слово “введён” не должно никого вводить в заблуждение. Его ввели не вчера, просто еще не отменили с советского времени. Здесь, и частично здесь, я уже высказывался по поводу особого режима въезда на территорию Чукотки. Расскажу с практической точки, как въезжать.
http://mtdata.ru/u16/photoAEF3/20808737356-0/original.jpg#20808737356 3. Мы, жители Чукотки, при въезде предъявляем паспорт, в котором на страничке регистрации стоят заветные буквы “ПЗ” (пограничная зона), которые и делают наше пребывание на территории легитимным. Также свободно, можно приехать гражданам, находящимся в командировке по предъявлению командировочного удостоверения. Что самое интересное, при въезде его проверяют, при выезде нет. Все остальные граждане могут приехать на Чукотку по туристической путевке или по приглашению частного лица, оформленного в Пограничном управлении. Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО. Сегодня компаний-туроператоров на Чукотке 3, в их числе та, в которой я работаю (разумеется, самая лучшая).
Транспорт
Добраться до Чукотки можно только на самолёте. Можно, конечно в летний период на сухогрузе из Владивостока, но это не регулярные перевозки, а уже отдельное приключение.
Прилететь на Чукотку “из вне” можно в 3 аэропорта:
1) В Анадырь. Четыре раза в неделю из Москвы. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 12 до 50 тысяч в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 25 тысяч рублей. Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местных авиалиний “ЧукотАвиа”. Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными “авиаворотами” Чукотки.
2) В Певек. Один раз в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена 25-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь и Билибино (один раз в две недели).
3) В Билибино. 3 раза в неделю из Магадана. Летают на небольших самолётах АН-24 и если не ошибаюсь АН-12. Цена билета в районе 25-30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь и Певек (один раз в 2 недели).
О “ЧукотАвиа”, следует рассказать отдельно. Это единственный регулярный авиаперевозчик на Чукотке. Цены на авиабилеты субсидируются из регионального бюджета, но несмотря на это стоимость билета просто фантастическая. Пятьсот километров отделяющие Провидения от Анадыря обойдутся в 18.000 рублей в один конец! За эти деньги вам в нагрузку предложат еще нести свои вещи из аэропорта в самолёт. Но здесь подвох даже не стоимости билета, а в его наличии. В летний, а за частую и зимний сезон, вы их просто не достанете. Их уже разобрали! Регулярность сообщений, тоже не способствует развитию туризма (людей в отпуск бы вывезти, не до туризма). Частота полётов по большинству направлений 1 раз в неделю. По некоторым направлениям (Певек, Билибино) – 1 раз в две недели.
http://mtdata.ru/u17/photoE549/20362591658-0/original.jpg#20362591658 4. Теперь несколько слов об альтернативе. Она, альтернатива, не богатая. В летний сезон из Анадыря вдоль побережья курсирует теплоход “Капитан Сотников”. Расписание его рейсов появляется за месяц. Поэтому ни о каком средне и долгосрочном планировании здесь не может быть и речи. Добавляем к этому тарифы на перевозку, они хоть и дешевле на 30% самолёта, зато ни о каком комфорте не может быть и речи. Сидячие кресла, один гальюн (туалет) и буфет с постоянными очередями за “Дошираком” и пивом. И ладно, если путешественник идет на теплоходе в п.Эгвекинот или п.Беринговский – 12 ходовых часов. А вот если вы идёте морем в п. Провидения – 24 часа, или еще хуже в с. Лаврентия (36 часов) – готовьтесь! Да, и про качку и морскую болезнь тоже не следует забывать.
Говоря о не регулярных перевозках, договариваться о проезде на которые нужно по понятным причинам в частном порядке, можно назвать сухогрузы-угольщики, которые в летний период обслуживают посёлки Чукотки (Провидения, Эгвекинот, Лаврентия). Фрахт моторной лодки и катера уместен в континентальной Чукотке (река Анадырь, Мал.Анюй, Омолон, Канчалан, Амгуэма) и на восточном побережье (Провиденский и Чукотский районы). Этот вид транспорта относится к маломерному и, как правило, больше 3-4 пассажиров не перевозит. Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: “Чукотавиа” (200.000 руб. час) и “Билибиноавиа” (170.000 час). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке). Автомобильный вид транспорта актуален в Билибинском, Чаунском и Иультинском районах, где есть грунтовые дороги. Но сеть их весьма ограничена. Самый надёжный и везде проходимый вид транспорта – это вездеходы. Но! Найти хороший вездеход, да вдобавок еще с хорошим вездеходчиком это целая проблема. Потому как большая их часть эксплуатируется организациями, которые с большой неохотой отпускают свои транспортные единицы не по профильному назначению.
Деньги
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.
Реплика из жизни чукотских туристов: “Мы предлагали ему двойной тариф (10 тысяч)! А ему было лень утром вставать и ехать!”
Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидеться, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.
Чукотка, очень дорогой регион. Может быть самый дорогой в России. Росстат, к примеру, сообщает, что самый высокий прожиточный минимум в г.Билибино. Цены в магазинах – это первый культурный шок, который возникает у людей впервые приехавших на Чукотку. 9 из 10 приехавших обязательно сфотографируют местные ценники в магазинах. Бананы по 400, яблоки по 200, яйцо (120 в Анадыре, 220-250 в Билибино).
Реплика из жизни чукотских туристов: “И как вы здесь живёте?”.
Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги. Может отключиться связь. Да и в принципе он может не работать. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
В ценовом отношении туры на Чукотку мировыми туроператорами работающими в этом регионе приравнены к Антарктиде. Поэтому если вы рассматриваете Чукотку, как объект туризма будьте готовы к заведомо высоким ценам на турпродукт. Стоимость туров различная, в зависимости от района, сложности, количества дней и прочих факторов. В связи с тем, что туризм на Чукотке еще не является отраслью экономики, нет инфраструктуры и массового потока туристов, каждый тур является эксклюзивным. Стоимость тура может составлять от 100.000 до 400.000 рублей на человека, без учёта стоимости билетов до Анадыря.
Турист “не организованный” потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так “дорого” для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.