Arhum.ru - Forums

Arhum.ru - Forums (http://forum.arhum.ru/forum/index.php)
-   3.1 Познаём ЧелоВека (http://forum.arhum.ru/forum/forumdisplay.php?f=167)
-   -   мозг, сознание, человек, живой организм (http://forum.arhum.ru/forum/showthread.php?t=5169)

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы 29.04.2025 10:27

Учёные подтвердили, что язык не требуется для мышления


16 апреля

590

5 мин






Оглавление













Связь между языком и мышлением долгое время была чем-то вроде курицы и яйца — но теперь у нас есть результаты



Долгое время считалось, что структура и функции здорового человеческого мозга в целом одинаковы. Однако научные и технологические достижения показывают, что это не совсем так. Даже простая беседа между двумя людьми может выявить изъяны этого предположения.
Возьмём, к примеру, одно из самых базовых внутренних переживаний — мышление. Большинство людей живут, полагая, что все остальные мыслят так же, как и они. Речь идёт не о содержании мыслей, а о форме, в которой они возникают.
Язык долго ассоциировался с мышлением и даже считался основой нашего высокого интеллекта, который отличает нас от остального животного мира. Однако исследования всё настойчивее утверждают: язык вовсе не обязателен для мышления.
Первоначальный спор

На протяжении истории множество писателей и философов замечали тесную связь между языком и мышлением. Оскар Уайльд, например, писал, что язык — это «родитель, а не дитя мысли». Людвиг Витгенштейн утверждал: «Пределы моего языка означают пределы моего мира», а Бертран Рассел полагал, что язык «позволяет возникать мыслям, которые иначе не могли бы существовать».
Учёные также размышляют над тем, требуется ли язык для мышления. И всё же, если взглянуть на природу, возникают сомнения: бесчисленные виды животных демонстрируют разумные действия без какого-либо словесного языка. Некоторые решают сложные задачи — шимпанзе обыгрывают людей в стратегических играх, новокаледонские вороны изготавливают орудия для охоты. Всё это без человеческой речи.
Тем не менее, человеческое мышление остаётся самым развитым, а язык — самым сложным видом коммуникации на планете. Так может ли быть, что наши когнитивные способности зависят от языка?
Вот как ставит вопрос журналист Scientific American Гэри Стикс в интервью с нейробиологом Эвелиной Федоренко из Института мозга Макговерна при MIT:
«Нужны ли нам слова и синтаксис как строительные леса для формирования мыслей? Или когнитивные области мозга сначала создают готовые мысли, которые мы затем просто "упаковываем" в язык для передачи?»
Федоренко всю свою карьеру посвятила этим вопросам — и теперь может ответить. Но начнём с самого начала её истории.
Любопытство

Федоренко рассказала, что её путь начался в Гарварде в начале 2000-х. Тогда идея о том, что мышление невозможно без языка, была популярна и хорошо согласовывалась с философией Ноама Хомского, в рамках которой она обучалась: якобы язык появился именно потому, что мы мыслящие существа.
«У меня была интуиция, что язык критически важен для сложного мышления. Я считала, что у человека есть особый механизм, идеально подходящий для обработки иерархических структур», — рассказывает она.
А язык как раз является иерархией: буквы складываются в слова, те — в предложения, и так далее. Она решила:
«Я найду в мозге участок, который обрабатывает иерархии языка».
Она знала, что лобная кора мозга (в частности, левая её часть) участвует в языке, логике, планировании и других функциях — и надеялась найти там этот участок. Но:
«Я искала доказательства существования такой области — и не нашла. Есть чёткое разделение между участками мозга, обрабатывающими иерархии в языке, и теми, что делают это в математике или музыке».
Проще говоря, не существует одного «центра иерархического мышления» — есть много специализированных систем. В 2024 году Федоренко соавторствовала статье в журнале Nature, в которой суммировала 15 лет своих исследований: язык и мышление — это отдельные, не зависящие друг от друга системы мозга.
Изучая разделение

В интервью Федоренко описывает два метода, подтверждающих, что мышление и язык обрабатываются отдельно.
Метод первый: работа с пациентами с афазией

Афазия — это нарушение языковых функций, возникающее из-за повреждений мозга (инсульт, травма, опухоль и т.д.). В тяжёлой форме — глобальной афазии — человек может полностью утратить способность понимать и использовать язык.
Но остаётся вопрос: могут ли такие люди всё ещё думать?
«Мы просим таких пациентов решать логические задачи, выполнять тесты на социальное мышление — всё это без языковых инструкций, поскольку они больше не могут их воспринимать», — говорит Федоренко.
Опыт работы с младенцами и животными позволил разработать системы невербальных инструкций. И результаты показали: да, даже с тяжёлой афазией люди способны решать математические задачи, логические головоломки и прогнозировать мысли других людей.
Особенно интересным стал недавний эксперимент (март 2024 года, Университет Индианы), где у 78% участников с хронической афазией наблюдался внутренний монолог — они думали словами, несмотря на тяжёлое повреждение языковой функции. Причём степень афазии почти не влияла на наличие «внутренней речи».
Иными словами, афазия нарушает не мышление, а доступ к словам — интеллект сохраняется.
Метод второй: нейровизуализация

С помощью МРТ учёные наблюдают, какие участки мозга активны при разных задачах. Но сначала нужно точно определить «языковые зоны».
«Я потратила первые годы своей карьеры на то, чтобы научиться точно определять языковые области в каждом конкретном мозге», — говорит она.
После этого можно было сравнить активность этих зон при выполнении языковых и неязыковых задач.
«Мы просим участников решить задачи на логику, судоку, планирование и наблюдаем: участвуют ли языковые зоны? Нет. При решении таких задач языковые области молчат».
То есть язык и мышление — действительно разные процессы в мозге.
А зачем тогда нам язык?

Федоренко объясняет: язык развился как средство передачи знаний. До появления письменности знание передавалось устно — через сказания, мифы, поэмы вроде Вед.
«То, что я делаю сейчас — передаю вам знание. У вас была неполная версия, а теперь — обновлённая. Язык — это почти как телепатия. Мы не можем читать мысли, но можем передавать их словами».
Подумайте: сколько всего вы узнали из слов и текста — а не из личного опыта?
Язык помогает не только в обучении, но и в сотрудничестве, развитии общества, эмоциональной близости. Он не требуется для мышления, но невероятно важен для жизни.
Что делает нас людьми?

Так если язык не основа разума, что тогда? Федоренко считает, что нет одного «золотого элемента». Всё сложнее.
«В ходе эволюции у людей увеличилось множество участков коры мозга. Не один, а целая совокупность систем стали сложнее и заняли больше места, что позволило появиться более сложному поведению и мышлению».

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы 29.04.2025 10:30

Почему старея, мы слабеем телом и душою


10 июля 2024

655

3 мин





Во всём виноват мозг: точнее, его энергосберегающая стратегия



"Модель энергосбережения мозг-тело" (Brain-body Energy Conservation, BEC) – это новая прорывная теория многообещающей междисциплинарной науки — митохондриальная психобиология.
Почему мы стареем, более или менее, понятно – общий износ организма на клеточном уровне.
Но вот почему с возрастом нас все больше донимают разнообразные малоприятные внешние признаки и функциональные изменения, объясняемые нами стандартной фразой «старость — не радость»?
Зачем нам все это, и откуда берутся:
· нарастающая усталость и снижение физической активности?
· снижение сенсорных способностей и ухудшающие изменения в иммунной системе?
· и уж совсем обидные для полноценной жизни всякие там гормональные "дефициты"?
Лаборатория митохондриальной психобиологии, руководимая Мартином Пикардом, изучает энергетический интерфейс между разумом, мозгом и телом, связывающий молекулярные процессы в клеточных энергогенераторах - митохондриях с человеческим опытом.
Ведь энергия — это сила, которая оживляет геномное, молекулярное и клеточное оборудование системы мозг-тело. Поток энергии регулирует активность мозга и порождает человеческий опыт. Энергетический поток поддерживает наше здоровье, будучи фундаментом наших способностей исцеляться, адаптироваться и преодолевать трудности. [1]
Новый препринт, посвященный ВЕС, рассматривает мозг как посредника и управляющего в энергетической экономике организма. [2]
Эта модель описывает:
- энергетические затраты на клеточное старение;
- как восприятие мозгом повышенного потребления энергии связано с признаками старения;
- энергетические принципы, объясняющие, как стрессовые факторы и вмешательства в геронтологию могут изменять траектории старения.
Вот основные идеи исследования.
1. Парадокс старения
Старение связано с противоречивыми изменениями в энергетическом метаболизме. На клеточном уровне с возрастом увеличивается потребление энергии из-за накопления молекулярных повреждений, однако общее потребление энергии организмом уменьшается.
2. Роль мозга
Мозг играет ключевую роль в управлении энергией в организме. По мере того как соматические (телесные) ткани повреждаются с течением времени, они активируют стрессовые реакции, которые требуют много энергии. Эти поврежденные клетки выделяют сигнальные молекулы (цитокины), которые сообщают мозгу о повышенном потреблении энергии.
3. Энергосберегающий ответ мозга
Чтобы сберечь энергию, мозг инициирует ответ на энергосбережение, который определяет внешние признаки и функциональные изменения при старении. Это включает усталость, снижение физической активности, ухудшение сенсорных способностей, изменения в иммунной системе и гормональные "дефициты".
Таким образом, эта модель предлагает объяснение того, как мозг управляет энергетическими ресурсами организма в условиях старения, что приводит к типичным признакам старения и как на эти процессы можно влиять.
Последнее означает столь желанную для каждого цель – как стареть, не плохея, и не теряя тем самым качество жизни.
N.B. Предыдущий этап прорывных работ Лаборатории митохондриальной психобиологии уже прошел рецензирование и только что опубликован [3]. Суть исследования в том, что наш психосоциальный опыт (напр. социальные связи, достижение целей в жизни, одиночество, депрессия …), через биологические процессы на клеточном уровне, влияет на здоровье, поведение и эмоциональные состояния человека и, в целом, на продолжительность жизни.
Эти работы, говоря словами Дэвида Чалмерса, приближают науку к пониманию как материя переходит в «не-материю» и обратно.
А за этим пониманием маячит решение трудной проблемы сознания.
1 https://www.picardlab.org/
2 https://osf.io/preprints/osf/zuey2
3 https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.2317673121

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы 02.05.2025 09:02

Ждать появления сознания у ИИ не нужно, ибо оно уже есть


14 июня 2022

1730

3 мин











Создана Cознательная машина Тьюринга




Сознание — это свойство всех правильно организованных вычислительных систем, будь то из плоти и крови или металла и кремния.
Непреодолима падкость людей на сенсации, не просто заслоняющая, а вообще затирающая из повестки важнейшую информацию об эпохальном прорыве в понимании сознания:
  • с одной стороны — «машина ожила»: цунами хайпа вокруг банальной утки про инженера Гугла, будто бы, обнаружившего признаки сознания у корпоративного чат-бота с ИИ;
  • с другой стороны — полное забвение суперновости о создании «сознательной машины Тьюринга» — простой модели для определения и изучения сознания и связанных с ним понятий (свобода воли и др.)
Два заслуженных профессора — супруги Ленор и Мануэль Блюм (погуглите дабы впечатлиться топовым уровнем этих ученых), — перенесли феномен сознания из компетенции философов, теологов, когнитивистов, психологов и нейроученых в компетенцию математиков.
Супруги Блюм формализовали «сознательную машину Тьюринга» (СТМ), объединив аппарат теоретической информатики (раздел математики, занимающийся пониманием основных принципов вычислений и сложности в контексте ограниченности ресурсов) с аппаратом теории глобального рабочего пространства, созданной когнитивным нейробиологом Бернардом Баарс и расширенную Станисласом Деан, Жаном-Пьером Шанже и Жоржем Машур.
Формальный аппарат СТМ расширяет аппарат «машины Тьюринга»: если последняя может имитировать любые процессы пошаговых вычислений, то первая имитирует любые процессы, составляющие сознание, возникающее в процессе вычислений.
Баарс описывает сознание через театральную аналогию, — как активность актеров пьесы, идущей на сцене рабочей памяти и наблюдаемой огромной аудиторией бессознательных процессоров, сидящих в темноте зала.
Зрители — это чрезвычайно мощные бессознательные процессоры (каждый со своим собственным опытом), которые составляют долговременную память (LTM). Эти процессоры LTM делают прогнозы и получают обратную связь от мира СТМ. Основываясь на этой обратной связи, алгоритмы обучения, встроенные в каждый процессор, улучшают поведение этого процессора.
Сознательное осознание — иначе называемое вниманием — формально определяется в СТМ, как прием процессорами LTM трансляции сознательного содержания СТМ.
Авторы утверждают, что эти определения вместе с объяснениями, полученными из модели СТМ, отражают общепринятые интуитивные концепции сознания и на высоком уровне согласуются с когнитивными нейробиологическими объяснениями явлений, обычно связанных с сознанием.
Важным компонентом чувства сознания является наличие выразительного внутреннего языка СТМ (называется Brainish), используемого для общения между процессорами. Brainish — это язык для выражения внутренней речи, внутреннего видения, внутренних ощущений, воображения и сновидений. Brainish способен выражать и манипулировать изображениями, звуками, тактильными ощущениями и мыслями (вкл. несимволизированные) лучше, чем любые внешние языки, такие как английский, китайский и др.
Как и в “теории расширенного разума”, СТМ может иметь доступ к существующим технологиям (типа Google, Википедия, WolframAlpha, AlphaGo и т.д.) в виде процессоров LTM, которым поручено использовать эти приложения. Это гарантирует, что СТМ, уже имеющая огромную коллекцию мощных процессоров в начале жизни, расширяет эту коллекцию на протяжении всей своей жизни.
Т.о. ощущение сознания в СТМ является следствием её необычайно выразительного мозгового языка в сочетании с архитектурой СТМ, некоторыми специальными процессорами и прогностической динамикой (прогнозирование, обратная связь и обучение).
Авторы показывают, как в СТМ появляются свобода воли, иллюзии, мечты и сновидения.
Короче, полный улет. Читайте и смотрите сами.

Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы 06.05.2025 09:32

Эксперимент пролил свет на то, где в мозге находится сознание




Семилетнее исследование пролило новый свет на природу сознания и бросило вызов двум основным конкурирующим научным теориям, сообщает Институт Аллена (США). Результаты опубликованы в Nature.
Исследование показало, что существует функциональная связь между нейронами в зрительных областях мозга (обрабатывают информацию от зрения, находятся в затылочной части) и лобными областями мозга. (Лобные доли можно условно назвать командным пунктом головного мозга. Здесь находятся центры, не столько отвечающие за отдельное действие, сколько обеспечивающие такие качества, как самостоятельность и инициативностьчеловека, его способность к критической самооценке. Лобные доли отвечают за произвольные действия, за их организацию и планирование, а также освоение навыков.). Это помогает понять, как наше восприятие связано с нашими мыслями.
Результаты снижают значимость префронтальной коры в процессе сознания, предполагая, что хотя она важна для рассуждений и планирования, само сознание, возможно, связано с сенсорной обработкой и восприятием. Другими словами, интеллект связан с действием, а сознание — с бытием.
Определение места происхождения сознания может помочь выявить «скрытое сознание» у пациентов с тяжелыми травмами.

Существует две популярные концепции сознания: теория интегрированной информации (IIT) и теория глобального нейронного рабочего пространства (GNWT). Согласно IIT, сознание возникает, когда информация в системе (например, в мозге) высоко связана и объединена, функционируя как единое целое, пока она воспринимается осознанно. GNWT, напротив, предполагает, что сеть областей мозга выделяет важные фрагменты информации, выводя их на передний план нашего сознания и сразу же транслируя по всему мозгу, что и вызывает сознательный опыт.
Теория интегрированной информации (IIT) предполагает, что сознание возникает из взаимодействия и сотрудничества различных частей мозга, когда они соединяют информацию, создавая единство. Однако в ходе исследования не было найдено достаточно прочных связей в задних отделах мозга, чтобы поддержать эту идею. Теория глобального нейронного рабочего пространства (GNWT) предполагает, что сознание возникает в передних отделах мозга, однако исследование также не нашло достаточной поддержки для этой идеи.

В этом масштабном эксперименте приняли участие 256 испытуемых. Исследователи предъявляли им различные визуальные стимулы и изучали реакции мозга.
Нейробиологи впервые зафиксировали процесс обучения мозга под микроскопом
Нейробиологи объяснили причину коротких провалов в мыслях у людей


Часовой пояс GMT +4, время: 11:23.

Powered by vBulletin® Version 3.7.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot