С совершенно неожиданной стороны подошел к проблеме телепатии знаменитый дрессировщик Владимир Леонидович Дуров, проводя уникальные опыты по телепатическому внушению… животным. Эти эксперименты проводились им вплоть до середины 20-х годов совместно с целой плеядой профессоров – Кожевниковым, Кажинским, Леонтовичем, Чижевским, а также академиком Бехтеревым. В общей сложности количество произведенных учеными экспериментов превысило 10 000! Целью исследователей было доказать существование телепатической связи между человеком и животными и, как следует из отчетов, им это вполне удалось.
Вот описание одного из таких опытов, описанное в книге Вольфа Мессинга «О самом себе»:
«В. Л. Дуров и академик В. М. Бехтерев находятся в одном помещении, а собака по кличке Марс в другом, отделенном двумя комнатами. Все двери плотно закрыты... Начинается опыт. Бехтерев передает Дурову листок бумаги с заданием: «Марс должен пролаять 14 раз». Дуров в недоумении: ему не приходилось давать собаке таких заданий, она вообще «умеет считать» только до семи. Тогда он решает разделить задание на два, пишет на бумажке «7 + 7» и приступает к внушению. Сложив руки на груди, он сосредоточивается... Через несколько минут он садится на стул. Появляется Леонтович и сообщает: Марс пролаял семь раз и улегся на полу. Затем вскочил, пролаял еще семь раз и снова улегся».
Дуров осуществлял и другие мысленные внушения животным. Глядя в глаза животному, он думал о каком-либо действии – и собака, как правило, выполняла его.
И все же можно ли считать все вышесказанное бесспорным доказательством наличия у людей или животных такого удивительного «шестого чувства», как телепатия? Скептики приводят свои – и довольно весомые – соображения на этот счет.
Наука «за» – наука «против»
Действительно, у противников телепатии есть немало своих аргументов. Начать с того же Вольфа Мессинга, феномен которого еще в годы его аншлаговых выступлений поспешили объяснить в лучших традициях материализма. По сегодняшний день это объяснение остается популярным и сводится к тому, что любая мысль передает всему организму физический импульс и отражается на движениях мышц, неуловимо меняющих свое напряжение. Мессинг с этой точки зрения должен был обладать способностями своеобразного сверхчувствительного анализатора: держа человека за руку и ощущая эти микроскопические движения, он постоянно анализировал их направление, частоту и множество других данных и таким образом шаг за шагом правильно выполнял поставленную перед ним задачу.
Что же касается многочисленных экспериментов с попыткой передачи мыслей на расстоянии, то в них скептики ставят под сомнение многое, начиная с их научной чистоты и заканчивая моральной чистотой самих экспериментаторов. Отдельной строкой здесь стоит серия экспериментов Льва Дурова с животными – несколько лет назад в одной из центральных российских газет вышла статья, посвященная их разоблачению. Якобы нашелся человек, который шутки ради сумел заставить светил советской науки поверить в телепатические способности собак. Этот человек – дрессировщик, долгие годы работавший в уголке Дурова и решившийся на розыгрыш: в ходе сеансов он незаметно для людей подавал собакам сигналы, повинуясь которым – а отнюдь не мысленным командам – они и выполняли свои задания.
И тем не менее это объясняет далеко не все. Ведь Мессинг не всегда держал индуктора за руку, а личность загадочного дрессировщика вызывает немало недоверчивых вопросов. Трудно представить, что один-единственный человек нашел время, желание, а главное – возможность повлиять на ход десятка тысяч опытов. Тем временем в последние годы наука снова начала проявлять повышенный интерес к телепатии, и некоторые ученые, похоже, уже вплотную приблизились к пониманию природы этого феномена. А помог им в этом самый обыкновенный сон.
Телепаты во сне и наяву
Однажды моя трехлетняя дочь поразила меня. Была ночь, она сладко спала, а я ворочалась рядом с ней на кровати, не в силах избавиться от беспокойных мыслей, связанных с работой. «Кошмар!», – выругалась я про себя, досадуя на некстати навалившуюся бессонницу, как вдруг дочка, не просыпаясь, ясно и четко произнесла вслух это же слово. Да, во сне она повторила слово «Кошмар», как будто бы вдогонку моим мыслям – и это притом, что ночные разговоры ей не свойственны, а данное слово не входит в ее обычный детский лексикон. Я привожу этот случай потому, что ручаюсь за его достоверность, а также потому, что он пересекается с интереснейшими опытами, на которые ссылается мировой авторитет в области психологии, профессор В. С. Ротенберг, в своей книге «Сновидения, гипноз и деятельность мозга». В главе с показательным названием: «Две стороны мозга и парапсихология».
Эти серии опытов производились учеными в разных странах независимо друг от друга. Связывало же их одно: испытуемого тем или иным способом вводили в состояние, когда у него доминировало правое (образное) полушарие, а не левое (логическое), которое обычно доминирует у бодрствующих людей.
Для достижения такого эффекта в одном эксперименте испытуемого просто погружали в сон, а во втором – загружали его левое полушарие бессмысленной информацией, таким образом как бы блокируя его. После этого на расстоянии ему пытались внушить слова или образы, и это с успехом удавалось. К спящему эти телепатически передаваемые образы приходили во сне, а бодрствующий человек с активным правым полушарием просто зарисовывал их на бумаге.
По мнению профессора Ротенберга это может многое объяснить. Ведь если роль телепатического приемника действительно отведена правому, образному, полушарию, тогда становится понятным, почему в обычной жизни мы не слышим чужих мыслей. Днем правое полушарие находится в подавленном состоянии, и уловить слабые телепатические сигналы в потоке логичной левополушарной информации – все равно, что разглядеть свет звезд, когда на небе светит солнце. Но, вероятно, именно это и удается делать телепатам, каким-то образом подавляя сигналы своего левого полушария и усиливая правое.
Этим же можно объяснить и многочисленные примеры вещих снов, когда в сновидении человек вдруг видит и ощущает то, что происходит с его близкими на расстоянии сотен километров. Ведь во сне активно работает именно правое, образное полушарие.
Сильные эмоции также активизируют правое полушарие, благодаря чему влюбленным, например, может одновременно прийти в голову одна и та же мысль, одна и та же фраза.
С такой точки зрения становится понятным, почему случаи спонтанной, бытовой передачи мыслей чаще всего происходят с людьми, обладающими развитым образным мышлением, – с детьми, мечтателями и фантазерами, людьми творческих профессий. Кстати, теория полностью согласуется и с ощущениями Вольфа Мессинга, не раз заявлявшего, что наиболее легкая для телепата задача – это передача образов, изображений. Образ или рисунок, по его словам, воспринимается намного легче и быстрее, чем конкретное слово…
Возможно, эта догадка – первый шаг на пути к тому, чтобы не только объяснить феномен телепатии, но и получить реальную возможность развить у людей такую способность. Вот только я бы, прежде чем обзавестись таким талантом, не раз подумала, вспомнив слова Мессинга:
«Увы! Так много рождается у людей мыслей, которые совсем ни к чему слышать другим и которые обычно не высказывают вслух... Приятно ли слышать о себе бесцеремонные, грубые, лукавые мнения?».
http://1001goroskop.ru/articles/?chisto-nauchnaja-telepatija...