Рудольф Штайнер о человеческой карме. Знаменитый австрийский философ и эзотерик
Люди, с которыми мы впервые встречаемся, знакомимся в среднем периоде нашей жизни, являются, как это ни может показаться странно, теми самыми людьми, с которыми мы имели отношения во время раннего детства в одном из наших предыдущих воплощений. Это установленный оккультный факт, что, по большей части, хотя и не всегда, мы встречаем в среднем периоде нашей жизни, в результате кармического водительства, тех самых людей, которые были однажды нашими родителями.
Рудольф Штайнер
Основополагающее настроение в отношении человеческой кармы.
Фрагмент лекции, прочитанной в Вене 8 Февраля 1912 года, GA 130.
Исследуя законы кармы, мы обнаружим, что причины, вызывающие страдания, часто подобны тому, что может быть описано на следующем примере, касающимся обычной жизни между рождением и смертью. Представим себе, что молодой человек жил до восемнадцати лет за счет своего отца. Затем отец теряет все свое состояние и становится банкротом. Молодой человек должен теперь научиться чему-либо значимому и предпринять усилия для того, чтобы содержать себя самому. В результате жизнь начинает приносить ему одну невзгоду за другой. Вполне понятно, что он не радуется невзгодам, через которые он должен пройти.
Давайте теперь обратимся ко времени, когда он достиг пятидесятилетнего возраста. Вследствие возникшей с банкротством отца необходимости, когда он должен был научиться чему-то в молодости, он становится к этому времени преуспевающим человеком. Он нашел настоящую опору в жизни. Он понимает, конечно, почему он реагировал негативно на невзгоды и страдания, когда они впервые постигли его, но теперь он может думать о них по-другому. Он должен признаться, что страдания и невзгоды не пришли бы к нему, если бы он уже тогда достиг определенной степени зрелости – по крайней мере, до определенного предела, доступного восемнадцатилетнему человеку. Если бы он не подвергся тогда невзгодам, он так и остался бы ни на что не годным. Именно невзгоды явились тем, что трансформировало его недостатки в положительные свойства. Он должен отдать должное этим невзгодам, благодаря которым он становился другим человеком в течение сорока лет. Что же действительно было соединено вместе в то время? Были сведены вместе его недостатки и его невзгоды. Его недостатки фактически, можно сказать, искали встречи с невзгодами для того, чтобы его незрелость была преодолена, чтобы она оказалась преобразована в зрелость.
Рудольф Штайнер
Даже простое рассмотрение жизни между рождением и смертью может привести к такому взгляду. Если мы посмотрим на жизнь в целом и если мы рассмотрим нашу карму, мы придем к заключению, что вся боль, которая нас постигает, все страдания, встречающиеся на нашем пути, обладают такой природой, встречи с которой, можно сказать, ищут наши недостатки. Таким образом, с большей частью нашей боли, невзгод и страданий ищут встречи те несовершенства, что мы вынесли из предыдущих инкарнаций. Так как все такие впечатления мы носим внутри себя, в нас как бы существует еще другой человек, более мудрый, чем мы сами, который избирает дорогу невзгод и страданий. Это действительно один из золотых законов жизни, что все мы все носим в себе более мудрого человека, чем есть мы сами, намного более мудрого. Тот, кого мы обычно называем своим «я», на самом деле менее мудр. Если бы было предоставлено этому менее мудрому человеку в нас выбирать между болью и радостью, он без сомнения выбрал бы дорогу радости. Но более мудрый человек является тем, кто правит в глубинах нашего бессознательного и кто остается недоступен для обычного сознания. Он направляет наш взор прочь от легкого удовлетворения и возжигает в нас магическую силу, которая ищет дорогу страданий без нашего реального знания об этом. Но что означают слова: «без нашего реального знания об этом»? Они означают, что более мудрый человек в нас преобладает над менее мудрым. Он всегда действует таким образом, что наши недостатки направляются к нашей боли, и он заставляет нас страдать, потому что с каждым нашим внутренним и внешним страданием мы устраняем какой-то из наших недостатков и продвигаемся немного по пути преобразования себя в нечто лучшее.
Не очень многое получит человек от этих слов, воспринимая их только теоретически. Гораздо больше может быть достигнуто, если кто-либо создаст в своей жизни некие, можно сказать, священные моменты, в течение которых он соблаговолит использовать всю свою энергию в усилии наполнить свою душу живым содержанием таких слов. Обычная жизнь со всеми ее трудностями, заботами, работой, волнениями и обязанностями предоставляет мало шансов, сделать это. В таких условиях не всегда возможно заставить умолкнуть менее мудрого человека в нас. Но вот мы создаем некий священный момент в жизни, возможно даже совсем короткий, когда мы сможем сказать себе: «Я отодвигаю в сторону все преходящие влияния жизни; я рассматриваю мои страдания таким образом, что чувствую, как мудрый человек во мне привлекается к ним с магической силой. Я понимаю, что сам наложил на себя определенные переживания боли, без которых я не преодолел бы некоторых из моих недостатков». Чувство священной мудрости переполнит нас, мудрости, которая заставит нас почувствовать, что даже если мир и кажется наполненным страданиями, он однако, излучает для нас чистую мудрость. Такое настроение является одним из важных плодов антропософии в нашей жизни. Сказанное, может, конечно быть с легкостью забыто; если же мы не забываем такие мысли, но практикуем их переживание регулярно, мы осознаем удивительный факт, что тем самым мы уже посеяли некое семя в нашу душу. То, что мы привыкли испытывать как чувства горести, как настроения депрессии, станет трансформироваться в положительное отношение к жизни, в силу и энергию для жизни. В такие священные моменты человеческой жизни выпестовываются более гармоничные души и более сильные личности.
Мы можем перейти теперь к следующему шагу в нашем опыте. Человек, вставший на путь духовной науки, можно сказать, предопределен к тому, чтобы сделать этот следующий шаг после того, как он неоднократно обрел утешение в отношении своих страданий только что описанным способом. Опыт, который может быть теперь прибавлен, состоит в рассмотрении каких-либо собственных радостей и всего того, что в той или иной мере переживаешь в жизни как счастье. Тот, кто в состоянии рассматривать свою судьбу без предвзятости и так, как если бы он сам желал своих страданий, обнаружит в себе странное чувство по отношению к своим радостям и счастью. Он не сможет рассматривать их таким же образом, как он рассматривал свои страдания. Тот, кто не верит этому, должен просто предоставить себя опыту.
Оказывается, что может быть трудно сжиться со своими радостью и счастьем. Мы сравнительно легко можем принять настроение, что мы хотели наших страданий; когда же мы относим такое же настроение к радости и счастью, мы не можем не чувствовать стыд за себя. Глубокое чувство стыда будет нами испытано в такие моменты. Единственный способ преодолеть такое чувство – это понять, что мы не являемся теми, кто сам заслужил свои радости и счастье и получил их через законы кармы. Это является единственным лекарством; в противном случае чувство стыда может стать таким интенсивным, что фактически начнет разрушать нас в наших душах. Облегчение может быть найдено в том, чтобы не делать даже того, более мудрого человека в нас ответственным за направление нас к нашим радостям. С такой мыслью можно будет ощутить, что найдена истина, потому что чувство стыда исчезнет. Это – факт, что наши радость и счастье приходят к нам в жизни как нечто предназначенное нам без нашего вмешательства, через мудрое божественное водительство, как нечто, что мы должны принять как милость, как нечто, что должно объединить нас с Вселенной. Радость и счастье будут иметь тогда именно такое воздействие на нас в эти священные моменты нашей жизни, и в эти интимные часы внутреннего самопознания мы будем переживать их как милость, получаемую от божественных сил мира, которые желают принять нас и которые как бы встраивают нас в свое существо.