*Всебог (Ра-М-Ха, Вышний) - Единый
Бог, Непознаваемая Верховная Сущность, связан с понятием Великой Силы. Всебог просыпается (что одновременно и пробуждение и рассыпание на части) в Мир своими ипостасями -
Богами. Изображений или куммиров Всебога никогда не существовало, поскольку Абсолют невозможно изобразить. Также к Нему никогда не обращались напрямую (обращались всегда к конкретной Его ипостаси). Однако все же сохранились некоторые свидетельства, говорящие о том, что Славяне (вопреки утверждениям некоторых современных "ученых") знали о Едином
Боге: "Между различными божествами, во власти которых состоят поля и леса, печали и наслаждения, славяне не отрицают и единого
бога на небесах, повелевающего прочими. Он самый могущественный, заботится только о небесном; а прочие
боги, исполняющие возложенные на них обязанности, происходят от его крови, и чем кто знатнее, тем ближе к этому
богу
богов" (Гельмольд).
*****Род - воплощение творческой Силы Всебога, неотличимый от Него. Персонификация всех
Богов и Предков Славян. Един и множественен одновременно: "Род - Отец
Богов, Род и Мать
Богов..." Если Всебог - суть Великая Сила в потенциале, то Род - процесс истечения сией силы и порождения Мира. В общем же случае грань между Всебогом и Родом весьма призрачна.
*****Белобог - одно из проявлений Великой Силы (Рода), как Силы Живы (жизни). Противостоит Чернобогу. И, вместе с тем, это противостояние можно назвать "Борьба-единство", т.к. только благодаря извечной борьбе этих начал существует Мир. "А эти вот Два находятся во Сварге, и с обеих ее сторон Белобог и Чернобог сражаются. Вот ведь, то и Сваргу держит, чтобы тому Святовиду не быть повержену." ("Влескнига", Дощечка 11а.).
*****Чернобог - проявление Великой Силы в аспекте Силы Мораны (смерти). Чистый изначальный Хаос. Является символом смерти и разрушения, но вместе с тем не следует понимать его исключительно как силу Зла ибо Славянам были чужды понятия Абсолютного Добра и Зла. Чернобог скорее Слепая Стихия, обладающая огромной силой, но не имеющая Высшей Мудрости.
*****Свентовид (Святовит, Световит) - Божество, олицетворяющее Свет Яви и Прави одновременно. Он как бы связующее звено между нашим миром и Сваргой Пречистой. По свидетельству Саксона-грамматика в
богатом арконском капище стоял огромный куммир Свентовида, выше роста человеческого, с четырьмя бородатыми головами (Свентовид также почитался за ипостась Сварога) на отдельных шеях, обращенными в четыре разные стороны; в правой руке держал он турий рог, наполненный вином. Как и у Сварога четыре головы Свентовида обозревали четыре стороны Света Белого. В левой руке держал он меч- молнию; как владыка небесных громов, он выезжает по ночам сражаться с демонами тьмы. "Святки" - игры в честь
Бога Свентовида - были широко распространены у восточных славян.
*****Патар Дий (Дый, Див) -
Бог ночного, звездного Неба. Отец
Богов и людей, правитель Поселенной (Вселенной). Хранитель жизненной силы Матери-Земли и создатель молний. Также считается хранителем Мудрости
Богов и покровителем Слави (Светлой Нави). Патар Дий несет в себе колдовское, жреческое начало, он
Бог магии и обряда. Но магия жрецов Патар Дия более "темная", навья, поскольку они черпают свою силу из недр Матери-Земли.
*****Сварог - светлый лик Патар Дия. Верховный владыка Вселенной, родоначальник светлых
Богов (Асов\Ясуней), Великий, Старый
Бог, Прабог, в отношении к которому все другие
Боги - его дети. От него родились
Боги солнца, ветров, огня и вод. Сварог, как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний и таким образом был творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, ниспосланный на землю в виде молнии. У Сварога было четыре главы, которыми он обозревал стороны света и так следил за порядком и исполнением Законов Прави.
*****Лада (Лата, Латона, Аладо) - женская ипостась Рода, супруга Сварога,
Богородица, мать большинства Светлых Ясуней, она же старшая Рожаница, в космогонии Славян олицетворяющая Силу Духа (энергию) Рода. Покровительница свадеб и замужних женщин. Считается, что именно Лада сохраняет и оберегает брачные союзы. Священное дерево Лады - берёза.
*****Леля (Лелия, Ляля, Алпан, Артимаспа) -
Богиня живой юношеской любви и любовных утех, покровительница влюбленных,
богатства, красоты,
счастья и всяческого благополучия. Младшая Рожаница, олицетворяющая в славянской космогонии Силу Телес (материю) Рода.
*****Триглав - Триединое Божество, выражающее таинство связи трех миров: Прави - Яви - Нави ("Ибо тайна та велика есть: как Сварог и Перун - есть в то же время и Световит"."Велесова книга", Тригл. 12.). У разных народов в Триглав (имеется ввиду Великий Триглав) входили различные
Боги (в Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Световита; в Киеве, видимо, - из Перуна, Даждьбога и Стрибога), кроме того, по всей видимости, вхождение того или иного
Бога в Великий Триглав обуславливалось конкретной зодиакальной эпохой. Божества, стоящие на ниже на иерархической лестнице также объединялись в Малые Триглавы.
*****Огънь Сварожич (Крес, Агни, Царь-Огонь) -
Бог-хранитель и воплощение Живого Изначального Огня Мроздания - Креса. Он представляет собой ту Изначальную Силу, что вдохнула Жизнь во Вселенную. Отображением Огъня в нашем Мире всегда считался неугасимый Священный Огонь, горящий в капищах
Богов. За поддержание сего Огня жрец отвечал своей
жизнью, ибо его угасание сулило великие беды.
*****Кощей (Кош, Кащей, Кощеище) -
Бог Пекельного Мира, управляющий Смертью. Вместе с тем, Кощей связан с землей и плодородием, ибо любая смерть в то же время дает начало новой жизни. Само имя Кощея связано также с понятием Судьбы (ср.: кошь - жребий). Описание святилища Кощея дает Аль-Масуди: "... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе
человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев".
*****Симаргл (Семаргл, СемЕръгл, Огнебог, Семиглав) - один из семи Верховных
Богов древнерусского пантеона. Древнейшее Божество, восходящее к берегиням. Воплощением Симаргла является священный крылатый Волк Симуран, охраняющий семена и посевы, яростно сражающийся с хворями и болезнями в
человеке. Симаргл имеет способность исцелять, ибо он принес с Неба на Землю побег Древа Жизни. Обладает и демонической натурой. Симаргл путешествует в сопровождении своих верных спутников (ипостасей) - крылатого волка Симурана, способного сжигать болезни своим огненным дыханием и огненного сокола (петуха, крылатого змия) Рарога, изображавшегося с искрящимся телом и сиянием, вырывающимся из клюва. Симарглу возводили семиспиралевые жертвенники, а также вешали в домах семилопастные подвески в виде перевернутых петушинных гребней.
*****Макошь (Мокошь, Макоша, Макеша) - Одна из главных
Богинь восточных Славян. Имя ее состояло из двух частей: "ма" - мать и "кошь" - жребий. Макошь - Небесная
Богиня Судьбы. Вместе со своими дочерьми Сречей и Несречей сплетала Она судьбы всех людей и
Богов. Тем, кто следовал Стезею Правой Она сплетала добрую удачу, а того, кто нарушал веления Совести своей оплетала своей нитью
Богиня Несреча. Также Макошь считалась покровительницей ткачества и рукоделия. В ведении Макоши была и судьба урожая. И по сему почиталась она как
Богиня итогов хозяйственного года,
Богиня урожая, подательница благ. Обязательным атрибутом при ее изображении был Рог Изобилия или его символическое изображение - Небесный Ковш из Семи Звезд (Большая Медведица, которая у Славян именовалась Макошью).