Приобретенная энергия — это космическая
(шин ци), духовная
(тин ци) и питательная энергии
(инь ци), а
зрелая — это наследственная
(юань ци) и жизненная
(тхи ци) энергии.
Общее функциональное начало организма — энергия
ци, помимо циркуляции по меридианам и сосудам, имеет определенные места локализации в организме человека, которые носят название
данъ-тянъ. Таких локализаций пять (рис. 8):
верхний данъ-тянъ, в котором накапливается космическая энергия, контролирующая и управляющая всеми остальными видами энергий в организме;
передний данъ-тянъ, в котором накапливается духовная энергия, формирующаяся в процессе зачатия; в
среднем данъ-тянъ локализуется питательная энергия, которая начинает функционировать после рождения; в
нижнем данъ-тянъ локализуется наследственная энергия, которая передает генетические особенности человека; в
заднем данъ-тянъ локализуется жизненная энергия, получаемая человеком до рождения (схема 1).
Итак, в целостном организме между всеми его частями существуют тесные связи. Пища и воздух, поступающие из окружающей среды, пре-
Рис. 8. Расположение пяти
дань-тянь с их ориентировочными точками:
а (вид спереди): верхний
дань-тянь (точка 1 —
инь-тан, точка 2 —
шан-гэнъ) —космическая энергия; передний
дань-тянь (точка 3 —
тань-чжун) — духовная энергия; сред-
пийданъ-тянъ (точка 4 —
ци-хай) — питательная энергия;
б (вид сзади): нижний
дань-тянь (точка 5 —
хуэй-инь) — наследственная энергия; задний
дань-тянь (точка 6 —
мин-мэнь) — жизненная энергия.
вращаются в организме человека в питательный и защитный факторы; питательный фактор циркулирует в сосудах, а защитный — в покрове тела и мышцах. Под влиянием жизненной силы
ци происходит деятельность всего организма. Представление об изменениях и превращениях энергии
ци ниже будет разбираться в учении об органах, а о ее движениях — развивается в учении о меридианах.
В книге первой трактата «Нэй цзин» излагаются принципы сохранения здоровья и долголетия. На первое место поставлено сохранение и поддержание наследственной
ци, жизненной
ци, психической
ци и крови —
хийэт. При этом главным названо следование закону
инь—
ян, умеренность в питании, передвижении и работе. Указывались причины преждевременной (до столетнего возраста) смерти: привычка употреблять вино вместо воды, лгать, иметь половые сношения в состоянии опьянения. Все это истощает наследственную и жизненную
ци. Вино поражает селезенку, ее энергия нарушается, что приводит к повреждению пищеварения. Последнее уменьшает питательную
ци, которая не может в должной степени поддерживать жизненную
ци. Ложь поражает интеллектуальную (умственную)
ци (сохраняющуюся в сердце), половые связи в состоянии опьянения ослабляют наследственную
ци.