Показать сообщение отдельно
Старый 21.10.2015, 14:33   #22
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 73,166
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

http://bori.ru/mehanizmy-otchayaniya-instrumenty-chuda/

Механизмы отчаяния и инструменты чуда

Психотерапия — это не про оценки.
Но оценки — это инструмент.
Психотерапия — это не про советы.
Но советы — это инструмент.
Психотерапия — это не про правильные или неправильные слова.
Но правильные или неправильные слова — это инструмент.
Когда инструменты исчерпаны, иногда происходит чудо.
Психотерапия — это чудо.
Чтобы оно могло произойти, надо исчерпать все инструменты.
Не играть в замену названий, а реально исчерпать.
В этот момент наступает отчаяние.
Отчаяние открывает дорогу чуду.
Но отчаяние нельзя сымитировать.
Как нельзя сымитировать чудо.
***
Психотерапевт не творит чудес, он лишь мешает своим клиентам их не замечать.
***
Искренний интерес к другому человеку — опора любой психотерапии.
Отчаяние от того, что ты ничем не можешь ему помочь — её единственный энергетический рычаг.
Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, на месте психотерапии возникает её имитация.
***
Психотерапия — это не про ясность во всём, а про ясность о том, в чём именно есть неясность.
***
Начинающий психотерапевт — всегда романтик, ведь иначе бы он в эту профессию никогда не пришел.
Чуть более опытный — «технолог», надеющийся на то, что с помощью используемых им приёмов всё произойдёт «само собой» (когда работа начинает приносить деньги, то в этом можно застрять до конца дней).
Но если у тебя действительно есть талант (а таких в любой профессии немного), с возрастом ты вновь становишься романтиком. И хотя твой романтизм уже не имеет того «эзотерически-восторженного» налёта, как в юности, у тебя появляется новая способность: вместо того, чтобы судорожно искать какие-то чудеса, ты начинаешь их просто с любопытством разглядывать. Уже не отмахиваясь различными «техническими мухобойками» от своих Ангелов, когда те пытаются тебе помочь.
***
Профессионализм психолога заканчивается ровно там, где он перестаёт искать что-то новое. Собственно, умение искать что-то новое и есть его главный профессиональный навык.
***
Опытный специалист отличается от неопытного уверенностью в том, что он сможет преодолеть свою неуверенность. Если он просто уверен в себе, то он уже не специалист.
***
Вопросы «как правильно» не входят в компетенцию психотерапевта не потому, что он бежит от ответственности или чего-то боится, а в силу изначальной асимметрии «истинного» и «ложного». Ложь – это искажение истины, но истина не может быть трансформацией лжи. Психотерапевты работают с «защитными механизмами» и «механизмами избегания контакта» исключительно потому, что стараются очистить «истинное» от всевозможных искажений — решать же, как быть с «очищенным остатком», способен лишь сам клиент.
Это есть базовый уровень понимания психотерапевтического процесса, над которым надстраивается всё остальное. Если терапевт осознаёт его первичность, он может с лёгкостью нарушать императивы типа «не оценивать» и «не давать советы», применимые лишь на самом поверхностном и примитивном уровне работы. Ведь как бы нам того ни хотелось, мы всё равно не можем повлиять своими оценками или советами на суть «правильного» — но вполне способны использовать их как один из инструментов, чтобы попытаться очистить его от «неправильного».
Если говорить о динамике подобного «очистительного» процесса, то одним из основных показателей его эффективности является равномерное нарастание сопротивления со стороны клиента. «Равномерное» здесь ключевое слово. Если сравнивать с рыбалкой, резкий рывок при вытягивании лески из воды возникает обычно тогда, когда крючок цепляется за корягу, и является всего лишь «рыболовным эпифеноменом». Поэтому работая на сопротивление как таковое, мы просто навылавливаем «психотерапевтических коряг».
***
Т.н. «психотерапевтический контракт» — это не единый для всех клиентов заранее прописанный на бумаге текст, а внутренняя часть самой психотерапии, зависящая от каждого конкретного случая. Поскольку именно в этом месте терапевт больше всего сталкивается со своей ответственностью за процесс, столь велико желание его максимально формализировать. Если что, так он себя уже изначально за скобки вывел. Только не надо после этого говорить, что «мы работаем собою».
***
Чем меньше конкретных деталей о своей жизни успел рассказать твой клиент, тем проще тебе с ним работать — чем больше человек затратился на доказательство своей правоты, тем труднее ему принять иную точку зрения.
***
Парадоксальность и противоречивость есть основа человеческой природы, сама суть любого личностного движения и развития. Никакой «истины посредине» здесь нет и быть не может, как нет её ни в одной из крайностей. Решение любой проблемы всегда находится где-то «сбоку», в другом измерении, на другой оси координат.
Без понимания этих простых вещей вся психотерапевтическая работа превращается в бесконечный бег по кругу, сопровождаемый ритуальными выкриками терапевта по поводу того, с какими методиками и техниками работы он себя отождествляет. Линейное мышление и психотерапия несовместимы ровно настолько, насколько «генератор случайных фраз» несовместим с живой человеческой речью. Пара незамысловатых вопросов «на понимание» – и уже очевидно, что перед вами всего лишь один из очередных «имитационных механизмов».
***
Главное чувство в терапии — это удивление. Лишь оно открывает дорогу новому. Удивлению предшествуют страх и отчаяние. Любовь? Любовь ведёт, она находится надо всем этим, в другом измерении.
***
Психотерапия — это искусство восприятия себя в контакте с другим, и другого в контакте с собою (при этом для клиента акцент делается на «себя», а для терапевта на «другого»).
***
Запрос клиента не есть лишь ответ на вопрос «Чего ты хочешь?». Его запрос — это то, что целостный организм обратившегося к тебе человека хочет от этого мира в твоём лице.
***
Главный секрет психотерапии довольно прост:
Любая проблема, с которой обращается к тебе человек, воспроизводится им уже в том самый момент, когда он о ней рассказывает. Тебе нужно лишь вовремя это заметить и тем или иным образом ему об этом сообщить. Тогда у клиента появляется шанс узнать, каким именно образом он «создаёт» свои проблемы.
А уж сможет ли он в этом остановиться — исключительно в его собственной власти, но никак не психотерапевта.
***
Операционально в психотерапии «здесь и теперь» — это всегда секунду назад. Иначе его не поймать, уплывёшь слишком далеко в будущее или прошлое от конкретного феномена.
Это может звучать как внутренний вопрос терапевта, задаваемый самому себе: «Я только что что-то упустил… Что именно?»
***
Если терапевт не спешит и не суетится, ему его ангелы сами «сверху» всё в нужный момент и покажут, и объяснят. Важно лишь от них не отмахиваться, а после сеанса поблагодарить.
Ну а кто в ангелов не верит — придётся либо безуспешно мучиться самому, либо столь же безуспешно прописывать своим клиентам таблетки…
***
Дифференцированность, способность ощущать оттенки и нюансы является гораздо более важной характеристикой восприятия, чем примитивные «позитивность» или «негативность». Чем многообразнее восприятие — тем яснее понимание и проще формулировки. Когда на глазах «шоры», направление взгляда не столь важно.
***
Запрещая себе что-то на уровне действия, человек автоматически запрещает себе это на уровне вИдения. Если эту цепочку разомкнуть, восприятие станет намного шире и богаче.
***
Многие терапевты путают жёсткость или мягкость с ясностью или расплывчатостью в своей работе. Опасаясь навредить, они предпочитают не понимать. И перестают замечать простые логические взаимосвязи лишь потому, что не тем озабочены.
***
В процессе психотерапии терапевт ни секунды не должен «почивать на лаврах». Высота (или глубина, если кому-то так больше нравится) достигается лишь тогда, когда над каждым предыдущим шагом надстраиваться последующий. Пытаться профитировать на «остывших инсайтах» — вещь абсолютно бессмысленная. Любое рационализирование на тему «умных мыслей вчерашний дней» рано или поздно обернётся разбитым корытом пустого словесного пафоса.
Другое дело — взять паузу, чтобы позволить своему вниманию немного отдохнуть, а клиенту — закрепиться на новой ступеньке. Когда же и он сделает передышку, процесс восхождения (или погружения) сам толкнёт вас обоих под локоть, важно лишь не проспать данный момент. Именно это и называется для меня «доверием процессу».
***
Психотерапия всегда конкретна. Просто терапевт переводит клиента из пространства одних конкретных действий и выборов в пространство других конкретных действий и выборов.
***
Любая проблема имеет свой линейный алгоритм решения, по поводу которого можно проконсультироваться у соответствующего специалиста. Единственное, где это не работает — если проблемы как таковой не существует, но человек всё равно пытается её решить. Тогда идут к психологу. Удивляет лишь то, что психологи удивляются, когда кто-то из их клиентов не понимает «столь простых вещей». Ведь именно за этим к ним и приходят.
***
Чувства сигналят нам о наших желаниях и задают направления возможных действий. Когда они превращаются в самоцель, то это означает, что человек сошёл с ума.
***
Баланс «мысли-чувства» в работе психотерапевта стоит рассматривать лишь с качественных позиций. Важны не арифметические пропорции, а способы и механизмы взаимосвязи. Если терапевт с периодичностью в пять минут делиться то своими мыслями, то своими чувствами — то это полная чушь.
Можно полчаса вслушиваться в свой эмоциональный отклик на клиента во время сеанса — за одну секунду понять, каким образом он организует взаимодействие с окружающим миром в твоём лице — потратить ещё полминуты на то, чтобы сформулировать это вслух — и вновь погрузиться в наблюдение за своими эмоциональными реакциями на то, как клиент отреагировал на твою обратную связь. И всё это будет и глубоко, и терапевтично.
Можно те же полчаса заниматься тем, что без умолку делиться с клиентом своими рациональными размышлениями — в мгновение ока осознать, что это именно он делает тебя таким умным и разговорчивым — за полминуты поделиться с ним своим удивлением по этому поводу — и надолго задуматься над теми механизмами, с помощью которых он превращает мир вокруг себя в подобие своего старого школьного учителя. И всё это будет не менее эмоционально и эмпатично, чем в первом случае.
Важно не то, кем мог бы выглядеть терапевт в глазах некого стороннего наблюдателя — болтуном или тонко-чувствующим человеком. Значимо лишь то, что происходит при этом внутри него самого. Если это интерес и зачарованность процессом — то это психотерапия, а если это непрерывное составление отчётов для воображаемого критика — то это либо бесмыссленный эмоциональный трёп, либо столь же бессмысленные попытки демонстрации своего интеллекта.
***
Призыв «Не можешь изменить окружающий мир — измени своё отношение к нему!» имеет смысл лишь в качестве одного из шагов по изменению этого самого мира. Когда человек меняет своё отношение к чему-то, то и это что-то с неизбежностью меняет своё отношение к этому человеку, поскольку внешнее и внутреннее неразрывно связаны.
Парадокс в том, что если менять своё отношение к чему-то намерено, ничего не произойдёт. Трюки из серии: «А если я его разлюблю — он меня тогда полюбит?» не работают. Ведь она его всё ещё любит, а если действительно разлюбит, то потеряет к этой теме всякий интерес.
***
Важно не то, что ты думаешь о своём клиенте, а понимание того, что он думает о тебе, как если бы ты был кем-то из значимых для него людей. И даже работая с контрпереносом, не следует ставить телегу впереди лошади. Вернее — в особенности, работая с контрпереносом.
***
В бесконечных танцах вокруг вопроса о «личной ответственности» реально помогает только одно: вместо того, чтобы всеми силами намекать клиенту, что «это его ответственность» — закрыть наконец собственный рот, и признать свою ответственность хотя бы за это затыкание. Конечно, это не всегда просто, поскольку «он-же-тупой-не-понимает-психолог-не-принимает-решений-за-него». Но если сдюжаешь — смотришь, и твой клиент перестанет прикидываться несмышлёным малышом, задавая тебе свои наивные вопросы. Чужой пример-то всегда заразителен, так почему бы не попробовать на своём собственном?
***
Только маленький ребёнок несёт свои крендельки под нос родителям, надеясь их этим порадовать — взрослые люди справляют свою нужду в туалете, закрывая при этом дверь, чтобы не тревожить близких. Психологи, призывающие сразу же вываливать наружу все свои «душевные фекалии» — либо дураки, либо мелкие проходимцы: понимая, что столь животноподобная «откровенность» вызовет ещё больше проблем, они ратуют за неё лишь потому, чтобы человек ходил к ним вечно.
***
Проблема любых «защитных механизмов» в том, что защищая нас от чего-то травматического, они одновременно «защищают» и от всего нового.
***
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием