Как избавиться от вредных привычек
Бросить курить. Сколько людей носится с этой идеей. А сколько мечтают прекратить переедать, избавиться от пристрастия к алкоголю, азартным играм, перестать грызть ногти наконец…
– Доктор, наш мальчик пристрастился к компьютеру.
– Ну что же, будем лечить.
– А чем?
– Как водится: девочки, вино…
Что объединяет все эти вредные привычки?
Навязчивое поведение, то есть когда «вы хотите вот это и совершенно не можете справиться с собой».
Сегодня мы будем учиться такую навязчивость убирать. Но для начала немного теории.
Навязчивое поведение крепко закрепляется в подсознании людей по причинам своей:
- эффективности – человек получает удовольствие с наименьшими затратами;
- надежности – конкретные действия всегда ведут к желаемому результату, этот процесс стабилен и никогда не ломается;
- доступности – предмет, с помощью которого реализуется вредная привычка, всегда находится под рукой.
Например, курение – крайне эффективный и надежный способ отвлечься от текущих проблем и получить удовольствие. Но вот последствия для здоровья…
Навязчивое поведение становится проблемой, когда человек теряет над ним контроль. Сколько людей умеренно потребляют алкоголь, и это не создает им проблем – ведь они контролируют процесс. Но если человек не может с собой справиться и продолжает пить, несмотря на то, что «решил бросить», «жена обещает уйти», «шеф грозит уволить» – это уже проблема.
– Так как мне бросить курить? – спросите вы.
– А мне переедать? – добавит ваша жена.
Решение простое и сложное одновременно: если поведение перестает быть эффективным и надежным, оно перестает быть навязчивым.
Например, вы съедаете много шоколада, удовлетворяя потребности в удовольствии, расслаблении и хорошем настроении. Это конечно лучше, чем алкоголь, но есть опасность превратиться в симпатичную свинку. Хочется найти более безопасный способ получения удовольствия и хорошего настроения.
НО! Шоколад штука коварная. Во-первых, он эффективен. Съели шоколадку – и сразу жизнь улучшилась. Во-вторых – он доступен. Достали из кармана и съели. В-третьих – надежен. Шоколад срабатывает практически всегда.
Единственный недостаток – в больших количествах шоколад вреден. Значит, когда мы будем искать ему замену, нужно найти что-то достаточно надежное, эффективное и доступное, но при этом еще и безопасное.
Например, для получения удовольствия можно: сходить в кино, поговорить с друзьями, заняться сексом, сделать несколько гимнастических упражнений, погулять, подумать о приятном. Для расслабления можно: почитать книгу, принять ванну, попросить мужа сделать массаж. И хотя каждый из способов в отдельности может и не удовлетворять всем требованиям во всех ситуациях (доступность, надежность, эффективность), но подбирая их под контекст, можно получить вполне хороший результат. В субботу сходить в кино, на обеденном перерыве прогуляться, закончив печатать документ пару минут помечтать о предстоящем отпуске…
Теперь кратко о том, что лежит в основе навязчивого поведения.
Намерение
Намерение – это то, ради чего человек ведет себя определенным образом. Ценность, которую он хочет удовлетворить в первую очередь.
За поведением человека стоит определенная цель. Внутренняя потребность. То, что он хочет получить для себя. Намерение еды – насыщение, намерение зарядки по утрам – здоровье.
Намерение положительно для его обладателя. Другое дело – поведение, при помощи которого он это намерение воплощает в жизнь. У грабителя в темном переулке вполне позитивное (для него) намерение – получение удовольствия, благосостояние… Но вот его способ достижения этой цели весьма неприятен окружающим.
Намерение всегда внутри. Поведение направлено наружу. Намерение отвечает на вопрос «зачем», а поведение – «каким образом».
Намерение – сытость. Поведение – купить пирожок и съесть его.
Вторичные выгоды
Вторичные выгоды – какие еще важные потребности человека удовлетворяет его привычка.
Женщина приходит вечером домой и начинает активно кушать. Ее цель – утолить голод. Но попутно она снимает стресс, получает удовольствие от еды, отдыхает и расслабляется.
Мужчина курит для удовольствия. Но также он использует курение для завязывания контактов, получения последних новостей (зашел в курилку – узнал все последние сплетни), для расслабления, общения («пойдем, покурим») и т.д.
При перепрограммировании человека с целью блокирования вредной привычки очень важно помочь ему найти новые способы удовлетворения своих вторичных выгод.
Иногда бывает так. Жил был муж-пьяница. Жена его уговорила на «кодирование». Сходили они в центр, где мужа «закодировали». То есть сделали так, что пить он физически не может. И мужчина изменился. Понятно, что он перестал пропивать зарплату, шляться неизвестно где и с кем и возвращаться домой в три часа утра. Но, одновременно, он перестал быть веселым и общительным, потерял кураж. Раньше он использовал алкоголь для доступа к куче ресурсных состояний: веселости, бодрости. Поведение запретили, но вот других способов вызвать позитивные состояния мужчина не обнаружил…
Ниже приведена очень мощная техника, которая способна превратить навязчивое поведение в контролируемое. Но предупреждаю сразу – ее одной будет мало.
Вы можете убрать навязчивость, но если не помочь человеку найти новые способы удовлетворения своих целей и вторичных выгод (желательно такие же эффективные, надежные и доступные), то он с высокой вероятностью вернется к прежнему поведению.
«Раньше мне достаточно было съесть шоколадку (выкурить сигарету), а теперь: сходить в кино, поговорить с друзьями, сделать зарядку, выпить минералки, помедитировать, прогуляться, вывести жену в ресторан (кино) и т.д. и т.п. Да ну нафиг!».
Поэтому всегда встает вопрос мотивации – насколько сильно человек хочет избавиться от своей зависимости. Полученная им выгода должна быть достаточно весомой. Такой, чтобы ее хватило для преодоления всех трудностей, которые будут сопровождать процесс замены одного поведения на другое.
Часто бывает так, что гораздо больше мотивированы родственники, чем сам обладатель проблемной навязчивости. Жена приводит мужа, и заявляет:
– Он хочет бросить курить!
И муж при этих словах вяло согласно качает головой. Да, правда, иногда страх перед гневом жены может быть весьма эффективной мотивацией. Иногда даже хватает на то, чтобы сменить поведение. Но чаще всего этого мало. Требуется еще и внутренняя потребность, а не только внешнее давление.
– Но ведь есть люди, которые сами бросают курить!
Да, конечно есть. И их, как ни странно, довольно много. Есть люди, которые сами бросают пить. И даже встречаются те, кто сам перестает принимать наркотики. И такое бывает.
Понимаете, то, что мы получаем от навязчивости: удовольствие, расслабление и т.д., мы получаем
прямо сейчас. А то, что нас не устраивает: скандалы с родственниками, проблемы со здоровьем, полнота, выпадение волос – все это произойдет
через какое-то время. Иногда довольно большое.
Для того, чтобы человек сам прекратил курить, пить, переедать, воровать нужно чтобы он осознал, что его потери будут гораздо важнее тех выгод, которые он получает благодаря навязчивому поведению.
Например, для подростков самоутверждение от курения намного важнее, чем некое абстрактное здоровье… Именно поэтому так часто не работают те способы, при помощи которых взрослые пытаются убедить подростков бросить курить (пить и др.).
– Ты испортишь здоровье!
– Да ладно. Для меня это сейчас не важно, в этом возрасте оно у меня приличное, а в моем кругу здоровье не ценится. Здоровье сейчас для меня менее важно, да к тому же я и не верю, что оно может от этого испортится.
– У тебя мозги работать будут хуже, и ты ничего не добьешься в жизни.
– Не врите! Вон сколько всяких олигархов – бизнесменов – крутых ребят курят.
– Курящие девочкам не нравятся.
– Ой, не надо. Как раз наоборот. В фильмах почти все герои курят, а вокруг них куча всяких девчонок вьется.
– Матери не понравится.
– Наконец-то я смогу достать этих взрослых. Курить – это круто!
И так далее. То, что предлагается как альтернатива, может быть важно для взрослых, но совсем не работает для подростков. Им предлагают либо то, что еще просто не успело стать важным, либо просто пытаются обмануть. И после этого взрослые хотят, чтобы им верили.
Но когда есть что-то действительно важное:
– Я хочу поступить в летное училище. А там нужно железное здоровье. И курящих не берут.
– Отец обещал, что если узнает, что я курю, выпорет меня. А рука у него тяжелая.
– Мама очень расстроится, если узнает, что я курю.
В Америке крутят фильм, где показаны курильщики на последней стадии. С раком легким, надсадным кашлем, желтые и изможденные. И как выглядят легкие курильщика в разрезе. В России, в одном достаточно криминогенном городе, подростков возят на экскурсию в зону. Чтобы они пару деньков прожили как зэки. Говорят, крайне убедительно.
Техника «Взмах»
Вот мы и подошли к универсальной технике перепрограммирования поведения личности, которую может использовать даже новичок.
Переход к желаемому состоянию в технике «Взмах» осуществляется за счет изменения сенсорной микростратегии.
Чаще всего эта техника используется для работы с негативным автоматическим поведением, то есть с поступками, которые воспроизводятся машинально и не контролируется человеком, и это не только вредные привычки, но и всевозможные фобии и т.д.
Рассмотрим технику «Взмах» по шагам.
1. Намерение и вторичные выгоды
В начале следует понять намерение и вторичные выгоды проблемного поведения человека.
Для того, чтобы выяснить намерение, задаются вопросы:
– Зачем тебе это нужно?
– Что это тебе дает?
– Для чего ты это делаешь?
В свою очередь, вторичные выгоды извлекаются вопросами:
– Что еще тебе это дает?
– Для чего еще ты это используешь?
– Что еще ты от этого получаешь?
Учтите, что вторичные выгоды чаще всего не осознаются человеком, поэтому с первого раза он может не дать вам полный ответ.
Далее вы выясняете, что получит человек от нового состояния.
– Зачем ты хочешь избавиться от этой привычки?
– Что тебе даст твое новое состояние?
И наконец, узнайте, насколько человек готов изменить свою жизнь:
– Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?
– Согласен ли понести сопутствующие потери?
– Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?
2. Определение ключа
На следующем этапе мы ищем ключ, то есть тот элемент опыта клиента, который обязательно присутствуют в начале его проблемного поведения, чтобы навесить на него новую стратегию.
Например, если это курение – нужно найти момент до того, как человек вставит сигарету в рот и подожжет ее (с этого момента, собственно, и начинается проблемное поведение, которое уже не остановить).
Это даже прослеживается в языке: сначала закуривание, а потом курение. Вы хоть раз слышали, чтобы человек хотел «бросить закуривать»?
Ведь процесс закуривания довольно длинный: сначала человек узнает о том, что пора курить, потом он достает сигарету, потом подносит ее ко рту, потом поджигает… Нам подойдет каждый такой этап, от момента узнавания (включительно) до момента поджигания. Что же выбрать?