Вариант 1. Попытайтесь найти спусковой крючок, запускающий проблемное поведение – его еще называют триггером. То есть каким образом человек узнает, что ему пора бояться, раздражаться, курить, переедать или волноваться.
Два примера:
– Я прихожу домой, захожу на кухню, и у меня в голове возникает образ «Большого Пирожного». Меня к нему тянет и так и хочется откусить.
То есть в данном случае триггер – это образ «Большого Пирожного».
– Когда я вижу начальника, то вспоминаю ситуацию, когда он меня отчитывает, и чувствую себя униженным.
Триггер – образ ситуации, где «начальник меня отчитывает».
Для того, чтобы выяснить триггер, задается вопрос:
– Как ты узнаешь, что пора начать делать это?
Вариант 2. Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа (или звука), который обязательно присутствует в проблемной ситуации.
Примеры:
- курение – образ руки с сигаретой;
- переедание – образ руки с вилкой;
- раздражение – образ разъяренного лица начальника;
- агрессия – характерные «обвиняющие» интонации в голосе и т.д.
Далее найденный триггер (запускающий процесс) или образ (сопутствующий проблемному поведению) вы можете использовать как ключ, к которому будет цепляться новая стратегия.
Важно сделать ключ как можно более универсальным, то есть, чтобы он повторялся во всех ситуациях. В примере с курением триггером будет не конкретная пачка сигарет, а рука с сигаретой. Этот образ человек должен ассоциировать с собой.
3. Образ желаемого состояния
Теперь пусть ваш клиент представит себя в желаемом состоянии: всего светящегося, здорового, бодрого, уверенного в себе. Картинка должна быть яркой, красочной и большой, чтобы понравиться человеку. Но она также должна быть диссоциированной – то есть человек смотрит на нового себя как бы со стороны.
Клиент ярко представляет, что его новый «Я-образ» способен легко удовлетворить все те потребности, которые раньше удовлетворялись за счет проблемного поведения, а также те потребности, которым проблемное поведение мешало.
4. Замена образа
Осталось совсем чуть-чуть: объяснить бессознательному клиента, что вот в этой точке необходимо повернуть на новую дорогу. Для этого нужно сделать связку – клиент замечает ключ, и у него автоматически включается новая программа поведения.
В технике «Взмахе» это делается следующим образом. Предположим, вы определили образ ключа, который присутствует в нежелательном поведении человека, либо вызывает его. Предложите клиенту представить этот образ, потом скажите клиенту резко заменить в своем воображении этот образ на его новый «Я-образ». Пусть клиент посмотрит на нового себя, свободного от вредных привычек. После этого он должен резко стереть (погасить) все образы в своем воображении и отвлечься (посмотреть вокруг и т.д.). Далее все повторяется по-новой: ключ – «Я-образ» – стирание и отвлечение. И так 5-7 раз.
Здесь очень важно сделать замену образов «ключ – «Я-образ»» максимально быстрой. Процессы в бессознательном идут с очень большой скоростью, и если что-то делать медленно, подсознание просто не свяжет эти события между собой.
С каждым шагом ускоряйте процесс замены образов. Клиент достаточно долго может смотреть на образ ключа, на образ «желательного Я», но замена должна происходить очень быстро. Для скорости вы можете помогать ему щелчком пальцев, взмахом руки.
Пример того, как можно переключать образы:
– Представь себе шоколадку (ключ). А в правый нижний угол помести маленький образ Счастливой и Здоровой Ольги («Я-образ»). Ты смотришь на шоколадку, потом резко образ Счастливой и Здоровой Ольги вырастает и заслоняет образ шоколадки. Твой новый образ стал большим, ярким и красочным, ты видишь только его. Смотришь на него и любуешься им. Теперь отвлекись. Посмотри по сторонам комнаты… (пауза) Снова представь шоколадку…
5. Проверка работоспособности
Вы создали человеку новую программу поведения. Теперь нужно проверить, как она работает.
Предложите клиенту вспомнить образ ключа, после чего спросите, насколько легко ему удерживать этот образ в своем воображении. Если перепрограммирование прошло удачно, человеку будет сложно удержать образ.
Пример:
– Представь себе образ руки с сигаретой (шоколадки, большого пирожного). Представил? Что с ним происходит?
– Он тает («Я не могу его удержать», «Образ ускользает от меня», «Он размывается», «Как только представлю, вместо него возникает образ нового себя»).
Другой вариант – поведенческая проверка. Предложите человеку закурить, съесть шоколадку. И отслеживайте его состояние. Если он «зависает», не может поднести сигарету ко рту, вставляет ее в рот – но не знает, что там с ней делать – значит все работает.
Спросите, что он испытывает, как изменилось его поведение. Ответы могут быть следующие:
– Меня совершенно не тянет курить. То есть я могу взять сигарету в рот, но ощущения от нее, как от любого другого нейтрального предмета. С тем же успехом можно ручку в губах зажать.
– Когда я беру в рот сигарету, у меня тут же возникает состояние «перекурил». Чуть ли не до рвоты.
– Я даже не могу сигарету поднести ко рту. Рука застывает, и я не могу двинуть ею дальше.
– Я беру в руку шоколадку, но снять с нее обертку что-то мешает.
– Я откусила шоколад, но он совершенно безвкусный. Я не могу это объяснить, но он стал совершенно неинтересным.
6. Подстройка к будущему
Спросите клиента, может ли новое поведение как-то помешать ему в жизни. Если может – вернитесь на третий шаг (образ желаемого состояния) и внесите туда необходимые коррективы.
Предложите клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых раньше возникло бы проблемное поведение. Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь назад и снова проделайте технику взмаха. Может, вы что-то упустили (подобрали неверный ключ, определили не все вторичные выгоды либо не нашли им замену и т.д.).
Демонстрация
Хорошо, Евгений. Какое поведение тебя не устраивает?
– Я курю.
А чего хочешь?
– Ну как. Бросить курить.
И действительно сильно хочешь?
– Да!
Хорошо. А что ты получишь, если бросишь курить?
– Здоровье. Еще я буду сам себя больше уважать. И еще большее уважение на работе. Вот, смог.
Это все?
– В основном, да.
А не в основном?
– Женщинам буду больше нравиться! (Интенсивная положительная невербальная реакция).
Итак: здоровье, самоуважение, уважение на работе, привлекательность для женщин. Все верно?
– Да. Только я бы сказал, не самоуважение, а уважение себя. Самоуважение - это несколько другое.
Хорошо: здоровье, уважение себя, уважение на работе, привлекательность для женщин?
– Да!
Отлично. А теперь немного о другом. Евгений, зачем ты куришь. Что тебе это дает?
– Да вроде ничего особо не дает.
Если бы совсем ничего не давало, ты бы наверно и не курил бы. Давай подумаем, если ты это делаешь, зачем-то тебе это нужно.
– Привычка, я думаю.
Но любая привычка что-то дает. Например, люди грызут ногти, чтобы успокоиться, а чистят зубы по вечерам, чтобы чувствовать себя лучше и чтобы зубы были здоровыми. А ты для чего куришь?
– Ну, если подумать… Во-первых, это возможность расслабиться. Во-вторых, время разбить. Закончил дело, вышел, покурил и хорошо. Для чего еще? Наверно раньше было самоутверждение, но сейчас это уже не важно. Вроде бы все.
Итак, ты куришь для того, чтобы расслабиться и время разбить?
– Да. (Неуверенно)
Давай подумаем еще. Что еще тебе это дает? Самоутверждение?
– Нет.
Может это возможность познакомиться: вышел в курилку и познакомился. Или способ отвлечься.
– А, да. Наверно это способ получить удовольствие. Иногда выйдешь на балкон, чашка кофе, сигарета…
Итак, расслабиться, разбить время, удовольствие?
– Да! (уверенно)
Хорошо. Давай подумаем, а как по-другому ты можешь получать расслабление, удовольствие и разбивать время? Нам нужно для каждой потребности найти не менее трех новых способов.
– Расслабляться. Так. Могу полежать, сходить в душ. Еще можно почитать что-нибудь легкое, газету или детектив. В компьютерную игру сыграть. В окно посмотреть – довольно забавно наблюдать за людьми на улице.
Для того, чтобы расслабиться, ты можешь: полежать, сходить в душ, сыграть в компьютерную игру, посмотреть в окно?
– Да. Так, удовольствие… Ну, тоже почитать, в душ сходить. Кино посмотреть. Поболтать с кем-нибудь. Порисовать – я рисовать люблю.
Замечательно. Для того, чтобы получить удовольствие, ты можешь: почитать, сходить в душ, поболтать, порисовать?
– Еще можно прогуляться с женой, в кафе с ней зайти или в ресторан. А с чашкой кофе на балкон и без сигареты можно выйти.
Хорошо. Теперь как ты можешь другим способом разбивать время?
– Если на работе – тоже сыграть в игрушку. За окно посмотреть. Еще можно встать и сделать пару упражнений. Наклониться, присесть.
Для того, чтобы разбить время: сыграть в игрушку, посмотреть за окно, сделать несколько упражнений.
– Да, наверно все.
Хорошо. Давай тогда договоримся. Я помогу тебе убрать тягу к курению, но за это нужно заплатить. Временем, усилиями. Ты готов?
– М-м-м. Да!
Хорошо. Что ты больше всего не любишь делать?
– Скандалить.
А из того, что ты контролируешь.
– Пылесосить не люблю. Возиться с этой штукой…
Отлично. Давай договоримся так. Я помогаю тебе убрать тягу к курению, а ты обязуешься: 1) использовать новые найденные варианты поведения для того, чтобы расслабляться, разбивать время и получать удовольствие; 2) ты в течение месяца обязуешься пылесосить свою квартиру в течение часа, за каждую закуренную сигарету.
– О-о-о! Да.
Договорились?
– Да!
Тогда идем дальше. То, что ты перестанешь курить, может тебе как-то навредить в жизни?
– Нет, что вы!
Замечательно. Евгений, а как ты узнаешь, что пора курить. Может, ты чувствуешь ощущение жжения во рту или слышишь внутренний голос, который говорит: «Пора курить».
– Голоса нет точно. А ощущение. Да, есть ощущение. Тянущее такое ощущение в горле.
И когда ты его чувствуешь, тебе хочется курить?
– Наверно.
А ты можешь его сделать сильнее?
– Да, могу. Да, вот сейчас очень хочется курить.
Сделай его менее интенсивным. … Хорошо. А теперь покажи, как ты куришь.
– Вытаскиваю сигарету из пачки, зажимаю губами, щелкаю зажигалкой…
Ты всегда закуриваешь правой рукой?
– Сейчас… Нет, могу и левой.
А держишь сигарету одинаково, двумя пальцами?
– Да, держу всегда одинаково.
Тогда нарисуй следующую картинку в своем воображении: сигарета, зажатая двумя пальцами. Но так, чтобы не было понятно, правая это рука или левая. Просто два пальца. И некая абстрактная сигарета.
– Да, сделал.
Отлично. А теперь представь: ты видишь руку с сигаретой и тут же чувствуешь тянущее ощущение в горле.
– Сейчас. Да, сделал.
Хорошо. Пока этот образ на время забываем. Теперь представь Евгения, который прекратил курить, он такой пышущий здоровьем, очень уважает себя, крайне уважаем на работе. И все женщины от него просто без ума. Это может быть достаточно размытый образ, но ты в него вкладываешь эти характеристики.
– Сейчас. Да… Сделал.
Хорошо, а теперь добавь этому новому образу себя умения расслабляться, получать удовольствие и разбивать время. Просто как способность.
– Сейчас попробую. То есть он там не получает удовольствие, а я просто наделяю его этой способностью?
Да.
– Так. Сделал.
И еще добавь образу способность быть гибким. То есть придумывать, как что-то делать по-другому.
– И это сделал.
Как мы его назовем? Успешный, счастливый, жизнерадостный?
– Пусть будет Успешный.
Что ты еще хочешь этому Успешному Евгению добавить?
– Хотелось бы добавить ему спокойствия, жизнерадостности и энергичности.
Замечательно, добавь.
– Добавил.
Нравится тебе этот образ?
– Ну да…
Сделай его тогда ярким и привлекательным для себя. И пусть он будет на пустом фоне. Только образ Успешного Евгения и все. Знаешь, так в рекламе или в клипах бывает: на экране только модель или певец, и больше ничего. Сплошной белый или серый фон.
– О-о-о. Да. Сделал.
Теперь он тебе больше нравится?
– Больше.
Отлично. А теперь, когда ты на него смотришь, что ты чувствуешь?
– Такую бодрость в теле и распирание в груди.
Отлично. Ты смотришь на него и чувствуешь бодрость и распирание в груди. Теперь дальше. Помнишь, раньше были такие диапроекторы, в которые можно было вставить два слайда. И перещелкивать.
– Да, помню.
Представь: у тебя такой диапроектор. Первый слайд – это сигарета в пальцах. Второй слайд – образ Успешного Евгения. Когда ты смотришь на первый слайд, ты чувствуешь тянущее ощущение в горле. Но ты можешь щелкнуть переключателем, и вместо слайда с рукой появляется образ Успешного Евгения, и ты будешь чувствовать бодрость во всем теле и распирание в груди.
– Так, хорошо.
А теперь я сначала расскажу, а потом ты будешь делать. Ты включаешь первый слайд – чувствуешь тянущее ощущение в горле – щелчок – ты видишь слайд с Успешным Евгением – чувствуешь бодрость и распирание в груди – отвлекаешься и смотришь по сторонам. Так надо сделать 5-7 раз. Ты можешь относительно долго смотреть на образ руки с сигаретой, относительно долго смотреть на образ Успешного Евгения, но щелчок должен быть максимально быстрым. Старайся сделать его с каждым разом все более быстрым.
...
– Да, я сделал.
Отлично. Теперь представь себе образ с рукой.
– Трудно. Он куда-то уплывает, и вместо него появляется вот этот второй образ. Успешный.
Хорошо. Попробуй закурить.
– Черт, рука не идет. Да и не хочется что-то. Я вот сейчас смотрю на сигарету, и совершенно курить не хочется.
Замечательно. А теперь посмотри на Евгения в различных ситуациях, где раньше он бы курил. Пусть это будут ситуации из разных контекстов: дома, на работе, на улице. И по времени тоже – завтра, через неделю, через месяц. Всего три-пять ситуаций. Устраивает ли тебя, что Евгений там делает?
– Посмотрел. В общем, хорошо. Что не курит – точно.
Это то, что ты хотел?
– Да, вполне!
По материалам сайта: https://avernus.ru/korrektsiya-ubezh...#ixzz4e0hgUqER