https://dzen.ru/a/Y9zd_nF4NGRt7Zqr?&...1CTjkwVXoyUQ==
Смотрю на зека: В одной руке фрица несет а в другой вражеский пулемёт - Как вовевали Зеки в Великую Отечественную
3 февраля
62K прочитали
И из тюрем были отважные мужчины на фронте. Они отличались лишь тем, что когда-то пошли по неправильному пути. Большинство из тех, кто ушёл на фронт, так и не вернулся. И в отличии от других солдат, их даже не оплакивали.
Они пусть и получали награды, о них ни слова не сказано в учебниках истории – лишь в мемуарах.
Тем более, большинство вернувшихся с фронта зэков, невольно были заключены обратно в тюрьмы. Потому что некоторые из них вновь встали на кривую дорожку, оттого всех бывших заключённых упекли за решётку, не разбираясь, кто конкретно и что совершил.
Не должны были воевать
Ни по воровским законам того периода, ни по пониманию властей – заключённые
не должны были присутствовать на поле сражения.
За них было некому поручиться. Оттого в дальнейшем, когда красноармейцы сдавали гитлеровцами территории, большинство зэков использовались в качестве разменной монеты.
Вопрос пересмотрели, но осторожно.
И уже в начале осени 41-го около 750 тысяч заключённых с территорий, которые вот-вот оккупируют войска Гитлера, оказались на фронте.
Из-за того, что тех было тяжело эвакуировать. И непрактично.
Тюремные лагера разделились надвое.
Одни были готовы идти на фронт, чтобы получить прощение; другие – следовали тюремным законам, и не были готовы сражаться, потому что «западло».
Ведь тогда они бы начали сотрудничать с властями.
Кроме того, и косвенных причин отправиться на фронт было достаточно.
- Включая ужасные условия содержания узников, возможность охранников применять оружие.
- Да и голод был в военные годы – куда же без него.
Оттого и выбор вражеской пули вместо постепенного загибания от прочих обстоятельств был адекватным. И не мучительным вовсе.
В итоге в начале 42-го года выходит постановление, из текста которого можно сделать простой вывод – те заключённые, что были осуждены на срок менее двух лет,
теперь свободно призываются в ряды красноармейцев.
Исключением стали политические заключённые (их тоже было достаточно) и те, кто сидел за разбои и по прочим подобным статьям.
Всего за период Великой Отечественной, как утверждает историк Рубцов, на фронте наравне с призванными красноармейцами оказалось больше миллиона бывших заключённых.
Некоторые в рядах штрафников, а те, кого посадили на срок менее 2 лет – в рядах обыкновенных частей, с полностью восстановленными правами.
На войне как на войне или разница всё же была?
Во многих мемуарах утверждается, что бывшие заключённые часто сражались гораздо лучше обыкновенных солдат. Они хотели искупить собственную вину.
Один из примером – узники Сорокского лагеря. Им удалось выделиться в сражении, проходящем в направлении Ухты.
Длительное время обороняясь от гитлеровцев, превосходящих по численности, было понятно – чем больше идёт сражение, тем меньше шансов остаётся у красноармейцев на победу.
И Зек, понимая это, сорвался с места и помчался на врага. В его криках
были слышны нецензурные слова. Но этого было достаточно, чтобы поднять моральных дух всех окружающих.
Вслед за ним понесли и остальные, хотя немцы ожидали, что красноармейцы будут обороняться до последнего. И рассчитывали всех потихоньку ликвидировать.
В итоге сами были вынуждены пятиться назад.
К удивлению, потери немецких солдат оказались значительно выше, чем в рядах красноармейцев и бывших заключённых.
Обращаясь к мнению Е. Весника (актёр СССР), который в период ВОВ был командиром, можно узнать следующее:
«Вряд ли мне доводилось видеть таких же солдат среди обычных. Зеки воевали более отважно. И вопреки ожиданиям были значительно более дисциплинированы. Оттого и представлялись мною к многочисленным наградам.»
Но это касается только тех, кого поместили в ряды обычных красноармейцев. Со штрафниками была совершенно другая картина.
Сложности Зеков, попавших в штрафники
Самая очевидная – отсутствие нормальной экипировки. Экономили на всём, а штрафников в общем-то не ценили. Оттого многие дальше первого сражения с гитлеровцами и не проходили.
Но даже несмотря на эти сложности, они сражались отважно.
Текст из мемуара ниже – яркое тому подтверждение:«Бойцам удалось перебраться сквозь реку. Задача выполнена, хотя кругом была бомбёжка.
Немцы были крепки в своей позиции. Перестрелка ни к чему не приводила – только к потерям советских солдат.
Лишь чудом храбрые штрафники смогли пробиться. Враг такого не ожидал и отступал не глядя целых 3 километра.»
Е. Весник говорил и о том, что на его памяти даже среди штрафников не встречалось дезертиров. Они просто выполняли приказы. Подчинялись всему, что сказано.
Разумеется, бывали и другие примеры – как и в любых иных рядах, встречались и предатели, и воры, и пьяницы. Но в большинстве своём вчерашние Зеки были порядочными. Может из-за собственного решения, а может и из-за расстрела за подобные действия.
Но больше всего Е. Веснику нравился другой пример.
Храбрый ЗЭК
В качестве командующего Весник распорядился:
«Ликвидировать вражеский пулемёт».
И отправил на это задание заключённого. Несколькими минутами спустя звуков выстрела из пулемёта уже не было слышно. Когда Кузнецов появился в поле видимости, в руке у него уже был затвор пулемёта.
А сам немец был ликвидирован, его Зек тащил в другой руке. А когда Весник поинтересовался – зачем, тот ответил:
«Думаю, вы бы не поверили. Потому я и фрица принёс, и затвор в качестве доказательства.»
А как считаете вы, достойны ли были Зеки в послевоенные годы ещё одного шанса? Многие ли из них действительно изменились, повстречавшись с врагом?