https://dzen.ru/a/Zn6n6XsBiACv7sMv
Антисталинская повесть И. Ефремова «Путешествие Баурджеда» пролежала в редакции целых 8 лет, до тех пор, пока не умер Сталин
28 июня
1,8K прочитали
Как известно, историко-приключенческая дилогия Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» состоит из двух частей – повести «На краю Ойкумены» (1949 г.) и повести «Путешествие Баурджеда» (1953 г.). Интересно, что оба произведения были написаны почти одновременно – в 1945 году, но первая часть - «Путешествие Баурджеда», написанная раньше второй части – «На краю Ойкумены», - вышла только после смерти Сталина. Дело в том, что Ефремов в «Путешествии» так сильно раскритиковал авторитарный режим древнеегипетских фараонов, что редакторы, усмотрев в этом аналогию со сталинским СССР, решили книгу попридержать. Именно поэтому первая часть дилогии вышла через четыре года после публикации второй и через 8 лет после написания. Также интересно, что отдельной книгой повесть «Путешествие Баурджеда» в СССР выходила только один раз, а потом один раз в Польше (1955 г., на польском языке), и всё. С тех пор она входила только в дилогию и выдержала в этом качестве девять советских переизданий.
Обложки книг двух отдельных изданий повести И. Ефремова "Путешествие Баурджеда" - советское 1953 года и польское - 1955-го
Не все книги Ивана Ефремова я прочитал, хотя в детстве мне их давали читать, а сегодня я их имею в своей библиотеке. Например, не по зубам мне оказалась «
Туманность Андромеды», за 50 лет я ее так и не прочитал, хотя собрал почти все советские издания этого романа, и даже два на украинском языке.
Также не «зашла» мне повесть «
Сердце Змеи» - ну не нравятся мне подобные произведения про всяких коммунистических космонавтов, хоть и с участием пришельцев. Кроме того, есть у Ефремова несколько рассказов, которые как бы ни о чем, и я до конца их так и не осилил. Но они есть во всех авторских сборниках и антологиях, то есть считаются популярными.
Иван Ефремов за работой
Но вот написал Ефремов произведение, которое я за свою жизнь перечитывал раз пять, и оно мне не только нисколько не надоедало, но и с каждым разом нравилось все больше и больше. Это повесть «
Путешествие Баурджеда» - первое произведение Ивана Ефремова, которое я вообще прочитал, и оно мне запомнилось на всю жизнь.
Нет, никакой Иван Ефремов не фантаст. Фантастика у него так себе, если я захочу прочитать какую-то старую советскую фантастику, то я предпочту скорее А. Казанцева или Г. Мартынова – это настоящие экшн-фантасты сталинско-хрущевской эпохи, и если не обращать внимание на некоторые моменты идеологического свойства, то их романы читаются шикарно даже сегодня.
И. Ефремов, "Путешествие Баурджеда", 1953 г., изд-во "Молодая гвардия", 90 тысяч экз.
А вот Иван Ефремов – шикарный историк, и все три его исторических произведения – «
На краю Ойкумены», «
Путешествие Баурджеда» и «
Таис Афинская» - тоже шикарные. Не скажу, конечно, что это лучшие исторические романы в мире, или вообще какие-то гениальные, но то, что они захватывающие сверх всякой меры – это бесспорно.
Итак, где-то в середине 70-х, когда я был уже старшеклассником, или около того, мне в руки попалась не очень тонкая книжонка с древнеегипетским кораблем на обложке, очень старая, затрепанная, да и картинок в ней было мало. Зато на форзаце была изображена карта какого-то путешествия древних мореходов куда-то на юг Африки, и меня это сильно заинтриговало. Я начал читать книгу, и не смог от нее оторваться.
Форзац книги "Путешествие Баурджеда", 1953 г., на котором помещена карта описанного в книге путешествия
Не буду пересказывать сюжет повести, а только приведу рецензию на нее, появившуюся в старом советском журнале «
Знание – сила» в 1954 году. Очень грамотно составлена эта рецензия, несмотря на то, что писалась она еще в те времена, когда даже исторические тексты должны были содержать рассуждения о социалистическо-коммунистической диалектике (ну, как-то так).
Суть повести раскрыта, но очень изящно скрыты детали. Впрочем, произведение больше приключенческое, а все детали, на которых обычно базируется любое приключенческие произведения, в рецензиях нет никакого смысла рассматривать, а то получится просто переписывание текста своими словами..
Вот таким образом, чтобы не пересказывать сюжет повести «Путешествие Баурджеда» своими непрофессиональными словами, я и предлагаю рецензию из популярного журнала, автор которой справился с задачей лучше чем я – раскрыл главное, и скрыл то, что должны раскрывать только читатели произведения.
Заголовок к журнальной рецензии
Журнал «Знание – сила», №6, 1954 г.
ПУТЕШЕСТВИЕ БАУРДЖЕДА
Автор: Л. Воронцов
«
Путешествие Баурджеда» - так называется новая повесть писателя И. Ефремова, выпущенная издательством «
Молодая гвардия».
В книге рассказывается о событиях, происшедших за много столетий до наших дней, в глубокой древности. В предисловии автор указывает, что повесть написана с целью ознакомления читателей с древним периодом развития культуры - древним царством Египта. Автор задался целью воссоздать представление древних египтян об окружающих их государство странах и показать как расширялись знания о мире и разрушалось старое наивное мировоззрение, закрепленное и поддерживавшееся религией.
Несмотря на сравнительно небольшой объем повести, автору удалось справиться с поставленной задачей.
Обложка журнал "Знание – сила", №6, 1954 г., в котором была помещена рецензия на повесть
Весь познавательный материал, включенный в повесть, органически входит в сюжет и становится живой тканью произведения. Сюжет повести приобретает особый интерес от того, что он основан на точных исторических данных.
Древние египтяне были язычниками. Они поклонялись множеству богов, среди которых было восемь главных: бог солнца Ра, бог знания, письма и искусства Тот и др. Жрецы различных богов постоянно соперничали между собой за влияние на фараонов, которое давало им власть и богатство.
Первая страница рецензии
Молодой фараон Джедефра, возведенный на престол жрецами Ра, неожиданно для них отказался от постройки гигантской пирамиды, которую они настоятельно советовали ему предпринять. «Что может быть лучше постройки новой великой пирамиды? - говорили они. - Народ будет все более убеждаться в ничтожестве своей земной жизни и обратит свои мысли к загробному существованию».
Постройка пирамиды Хуфу, предшественника Джедефры, истощила страну. Народ задыхался под бременем непосильных налогов. Оросительная система пришла в упадок. Все это известно Джедефре, но он глух к страданиям народа и не для облегчения его участи отказывается от сооружения пирамиды. Он хочет возвеличить себя обогащением за счет грабежа других стран и начинает подумывать о том, какие сокровища можно добыть оттуда.
Окончание рецензии
В храмах Тота хранились древние книги знания, и Джедефра обратился за советом к Мен-Кау-Тот, - главному жрецу храма. Хитрый и умный Мен-Кау-Тот, почувствовав возможность укрепиться у власти, открыл Джедефре тщательно скрываемые служителями Toтa сведения о величии окружающего мира. Все жрецы хранили в глубокой тайне знания, которые каким-либо образом попадали к ним и пользовались этими знаниями как козырем в борьбе за установление своего могущества.
Древним египтянам были известны только близлежащие страны, такие как Вават и Иэртет (части современной Нубии). По их представлению океан «Великая дуга» окружал сушу, а за пределами обитаемого мира лежала волшебная страна Пунт. В этой стране, рассказывалось в сказках и легендах, всем живется одинаково хорошо. Мен-Кау-Тот открыл фараону, что мир велик и населен множеством народов. «В покорении Великой дуги - будущее счастье земли Та-Кемт» - гласили старинные письмена, отвечавшие намерениям Джедефры.
(
«Земля Та-Кемт» – Черная Земля, так называли древние египтяне свою стран. – прим. ред.).
Титульный лист книги. Переплет, титул и форзацы художника В. Носкова, заставки, концовки и фронтиспис художника Н. Гришина.
Фараон вызвал к себе молодого вельможу Баурджеда, опытного путешественника. «Теперь надлежит тебе следовать в Пунт и быть оком фараона в этой неведомой нам стране духов. Из Пунта надлежит тебе проникнуть еще дальше на юг до пределов земли на берегах «Великой дуги».
Баурджед был крайне удручен приказанием Джедефры... «Неведомый путь в безмерную даль, пугающую страну духов... Что может быть страшнее для сынов Та-Кемт, чем возможность погибнуть на чужбине без погребения по магическим обрядам, обеспечивающим душе вечность. Но он не смел ослушаться Джедефру: фараон живой бог на земле и воля его священна.