Начало первой части повести "Путешествие Баурджеда", 1953 г.
Но вот автор рисует другого человека - кормчего Уахенеба. Несмотря на то, что и его страшит мысль остаться без магического погребения, он по-иному встречает известие о предстоящем плавании. Уахенеб знает жизнь народа, изнемогающего от произвола фараона и чиновников. Побои, непосильная работа, а за недоимки – рабство.
Мечта найти дорогу в страну Пунт питает мужество Уахенеба. «- Я знаю, - говорит он Баурджеду, - давно живет в народе мечта о богатом Пунте, стране, где никто не согнут страхом и голодом, где широка земля и множество деревьев со сладкими плодами. Нет больше страха, как погибнуть в дороге, но не будет и большей славы в веках, если проложить туда пути для сынов черной земли».
Эти слова удивили Баурджеда, но мужество Уахенеба придало ему твердость. Через три недели экспедиция покинула город Белых Стен - Мемфис, столицу Древнего Египта.
Начало второй части повести
Следуя за экспедицией вдоль нильских берегов, автор дает ряд зарисовок жизни Древнего Египта. Вот наказывают раба. Его бьют палками, растянув на горячем песке. Это никого не удивляет, к этому привыкли. Юноша-раб пытается бежать. Пущенной из лука стрелой его убивает сын начальника провинции. И это не вызывает возмущения. Только отец убийцы упрекает сына как нерадивого хозяина.
A вот картина мирной жизни: виноградники. Рабы несут в плетенках, раскачивающихся на палках, кувшины с вином; пастухи гонят стада антилоп, мальчишки загоняют в птичьи дворы журавлей.
Начало третьей части повести
Баурджеду предстояло плыть по Нилу до того места, где река врезалась в пустыню, отделявшую Египет от Красного моря. Отсюда экспедиция должна была пройти по раскаленной пустыне около двухсот километров до гавани Суу (теперь Коссейр на Красном море), где ее поджидали семь кораблей. Здесь и начиналось путешествие Баурджеда в неизвестное.
Шли годы, а об экспедиции не было никаких известий. Давно уже покоился в своей усыпальнице предательски убитый властолюбивыми и мстительными жрецами Ра, фараон Джедефра. По воле этих же жрецов фараоном стал брат Джедефры Хафра. Он затеял постройку гигантской пирамиды, и вновь силы страны были напряжены.
Баурджеда считали погибшим.
Окончание повести "Путешествие Баурджеда" и содержание
Однажды, через семь лет, из гавани Суу был замечен одинокий корабль. Это было все, что осталось от некогда богатой экспедиции. Сам Баурджед выглядел больным, измученным, постаревшим. Большинство его спутников погибло. Среди немногих уцелевших был кормчий Уахенеб.
Холодно встретил Хафра путешественника, но и фараон не был, как прежде, властелином Баурджеда.
«Перед мысленным взором Баурджеда проносились пройденные им земли, бесконечное море, множество виденных им людей разного цвета кожи, разной жизни.
…Величие фараона померкло, фараон не был более богом; впервые предстал он перед Баурджедом только неограниченным смертным властелином своей богатой и могучей, но все же небольшой страны. Впервые почувствовал Баурджед, как мало мог значить фараон во всем большом мире, как ничтожна воля владыки перед ходом жизни этого необъятного мира. Устои обычных понятий рушились...».
Выходные данные книги
Хафра приказал Баурджеду рассказать обо всем, что он видел и узнал.
Страницы, посвященные описанию путешествия, знакомят читателя с древним мореплаванием, они рассказывают о беспомощности древних людей перед силами природы и о том, как постепенно накапливающийся опыт и знания помогали преодолевать грозную стихию. Они знакомят и с лоцией Красного моря и с тем, как, не умея объяснить незнакомые явления, человек приписывал их сверхъестественному, а иногда становился жертвой своего невежества.
Рассказ Баурджеда не мог не произвести впечатления даже на жестокого Хафру, и все же фараона интересовала только возможность наживы.
Вариант книги с темным корешком
Надменная самовлюбленность Хафры вызывала у Баурджеда отвращение. Величие и широта окружающего мира, открывшегося Баурджеду, угрожали божественному величию фараона, и Хафра запретил Баурджеду и его спутникам «рассказывать сказки» о совершенном путешествии.
Жрецы Тота, притесняемые жрецами Ра, предложили впавшему в немилость Баурджеду убежище в своем потайном храме, но и для них он был только орудием в борьбе за власть.
Вариант книги со светлым корешком
В храме Тота, в подземной комнате, на плитах черного диабаза, рабы день и ночь записывали подробную повесть путешествия. Это был мучительный, кропотливый труд. Порча одного иероглифа делала негодной всю плиту и каралась смертью. Баурджед не мог долго оставаться в храме. Бывший знатный царедворец понял, «что даже рабы, сопутствовавшие ему в походе, ближе и дороже ему, чем важные жрецы Тота».
Баурджед тайно покинул храм, но Мен-Кау-Тот не пытался его преследовать, теперь он знал все мельчайшие подробности путешествия, и Баурджед был ему уже не нужен.
Вариант книги с синим корешком
Баурджед отыскал своих друзей, сосланных фараоном на работу в каменоломню. Пользуясь сохранившимся у него перстнем с именем фараона, дававшим власть, он освободил Уахенеба и его товарищей. Это вызвало волнение среди других рабочих, кончившееся восстанием.
Возглавил восстание Уахенеб. Он видел Пунт - и там хорошо жилось только богатым. Теперь он знал, что не в мечте народа об этой волшебной стране лежал путь к лучшей жизни.
Восстание было подавлено. Баурджед не принимал в нем прямого участия, хотя и указал восставшим место хранения оружия. Его считали зачинщиком, но он не пытался скрываться. Попав в руки фараона, Баурджед бесследно исчез.
Ценою неисчислимых бедствий народа, Хафра построил свою «священную высоту». Советский писатель Петр Никитин, недавно побывавший в Египте, пишет в своих очерках об одном из этих сооружений древности: «Пирамида возвышается каменным колоссом у границы безжизненных песков Ливийской пустыни; она стоит памятником силе человеческого труда и неуемной жестокости тиранов».
КОНЕЦ РЕЦЕНЗИИ.
Мягкая обложка книги польского издания повести "Путешествие Баурджеда", 1955 г., издательство "Iskry", Варшава
Вот такое произведение издал Иван Ефремов в 1953 году, еще до того, как прославился своей фантастической «Туманностью Андромеды».
И чем же интересна повесть «Путешествие Баурджеда» с точки зрения библиографа?
Дело в том, что хоть это отдельное произведение, но оно входит в дилогию «На краю Ойкумены», а отдельной книгой было издано только два раза – в 1953 году в издательстве «
Молодая гвардия» (90 тысяч экземпляров, уменьшенный формат 130х165 мм), а потом, в 1955-м – в Польше, в издательстве «Iskry», на польском языке. Об этом втором отдельном издании практически ничего неизвестно, кроме того, что книга вышла в мягком переплете, и имела 147 страниц.
Больше в отдельном варианте повесть никогда не издавалась, а выходила только как вторая часть дилогии «На краю Ойкумены», хотя сюжеты обеих повестей практически не пересекаются, ну за одним мизерным, мало что значащим моментом – берилловой геммы, найденной случайно современными археологами.
Десять советских изданий дилогии "На краю Ойкумены", в которую входила повесть "Путешествие Баурджеда", 1956-1989 гг., общий тираж - 2 миллиона 491 тысяч экземпляров, возможно, некоторые книги имели и дополнительные тиражи
В 1956 году обе повести появились в сборнике И. Ефремова «Большая дуга», но после этого все остальные книги с этой дилогией имели название «На краю Ойкумены», и в СССР они выходили еще 9 раз. В журналах «Путешествие Баурджеда» не печаталась, так что получается, что всего до 91 года повесть была издана 11 раз + один раз в Польше.
К сожалению, в моей библиотеке это первое отдельное советское издание повести «Путешествие Баурджеда» так и не появилось. Я видел эту книгу на барахолке только один раз, но она оказалась сильно потрепанной, без титульного листа, и внутри чем-то забрызгана. В принципе, я мог бы купить хотя бы этот экземпляр, просто чтобы он был у меня до того времени, как появится более новый. Но цену на эту книгу заломили такую, что даже на «Мешке» дешевле – 1000 рублей. Придется все-таки покупать в каком-то Интернет-магазине, хотя на барахолке можно найти в разы дешевле, была бы удача.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Великая Дуга», 1956 г. ~ единственное издание двух известных исторических романов Ивана Ефремова под этим названием
Роман Ивана Ефремова «Таис Афинская» - лучшее фантастическое произведение, нацеленное вглубь эпох
Роман И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» за 33 года был издан общим тиражом 4,5 миллиона экземпляров
Почему на самом деле был запрещен в начале 70-х знаменитый роман Ивана Ефремова «Час Быка»?
Раритетное журнальное издание с иллюстрациями рассказа И. Ефремова «Адское пламя», «Знание - сила», 1954 г., №1