Интеграция нового опыта из
бессознательного в этом случае не предполагает большого психического напряжения и подъёма большого количества
сопротивления первичного процесса. В отличие от этого, работа с сильным краем — это, как правило, работа с глубоко укоренившимися ядерными убеждениями, стоящими за хроническими симптомами, повторяющимися детскими сновидениями, уходом в
зависимости и изменённые или экстремальные состояния сознания. Сильный край предполагает защиту самотождественности на уровне ощущения жизни и
смерти, полное отрицание каких-либо аспектов собственной
психики за пределами этого края.
Сильный край — это разновидность отсутствия восприятия чего бы то ни было по другую сторону края. Оно побуждает нас к самым диким и эксцентричным реакциям, которые только можно вообразить.
Тело сновидения
В своей первой книге Минделл определяет тело сновидения как «высокоэнергичное намерение поля, паттернированый опыт без определенной пространственной или временной размерности» (highly energetic field intensity, that is a patterned experience without definit spatial or temporal dimentions).
«На практике конкретная природа тела сновидения проявляется в зависимости от конкретных условий. Например, для спящего оно проявляет себя в образах сна… танцор переживает тело сновидения как творческий импульс, стоящий за движением, медитатор — как внутреннюю структуру тонкого тела со специфическими центрами… больной — как симптомы заболевания, а умирающий — как внетелесный опыт. Практическая работа с телом сновидения зависит от того, каким образом оно проявляется.»
[20]
«Сновидящее тело — это термин для обозначения совокупной, многоканальной
личности. Часть вас, которая пытается расти и развиваться в этой жизни»
[21].
Если мы работаем в процессуальном подходе с какой-то конкретной
проблемой, то должны быть готовы, что она может проявиться сразу несколькими из перечисленных способов. И с каким бы из этих проявлений мы ни работали, мы выйдем на общую тему, отражающую наиболее актуальный, близкий к осознанию материал из нашего бессознательного. Если, например, бессознательный материал проявляется через телесные симптомы, то «сновидящее тело обычно переживается как помеха реальному телу, и первоначально осознается в форме симптомов»
[22].
Уровни сознания
В процессуально-ориентированном подходе Арнольд Минделл вводит понятие трёх уровней реальности: консенсусный уровень, сновидческий уровень и сущностный уровень, а также рассматривает взаимосвязь между ними.
Консенсусный уровень — (в русском переводе также употребляется как общепринятая, или обусловленная реальность) — это
реальность, в отношении которой в данной культуре существует молчаливое согласие, это общепринятое представление о том, что «реально»; то, что можно «объективно» наблюдать в терминах
пространства, времени,
материи и энергии
[23]
Сновидческий уровень (который Минделл иногда называет «Страной сновидений») представляет собой содержание личного и коллективного бессознательного и проявляет себя через «сновидящее тело». Субъективные переживания
феноменов консенсусного уровня и стоящие за ними энергии, их глубинный личностный смысл — имеют отношение к сновидческому уровню.
Сущностный уровень (который Минделл иногда называет «Сновидение») — это
тенденция, предшествующая всем мыслям и ощущениям, которые можно четко выразить.
«Я буду использовать слово Сновидение с заглавной буквы „С“, имея в виду использование наших чувственных способностей для распознания возникновения опыта еще до того, как он сформируется… „Сновидение“ проявляется в повседневной жизни сперва в виде мимолетных несловесных ощущений, настроений и наитий. Позднее оно проявляется в виде устойчивых сигналов, идей и восприятий, а также снов и видений, которые можно выразить с помощью повседневного языка»
[24].
Мировая работа и глубинная демократия
Мировая работа — это приложение процессуальной психологии в областях, связанных с социальными и групповыми проблемами, конфликтами и лидерством
[25]
Мировая работа направлена на осознание более широкой картины и
сострадание ко всем сторонам конфликта
[26]. Процессуально-ориентированный подход предлагает позитивную модель конфликта — в нем конфликт рассматривается как возможность для роста; Минделл предполагает, что более эффективное решение личных конфликтов может привести к глобальным изменениям. Модель разрешения конфликта включает в себя определение сторон конфликта как
ролей и экспериментирование конфликтующих сторон с выражением всех ролей, сменой ролей и так далее, до тех пор, пока не будет достигнуто большее взаимопонимание.
[27] Конфликт рассматривается, как признак того, что по крайней мере одна точка зрения или опыт в группе не представлены должным образом, и процессная работа направлена на то, чтобы привести этих «призраков» к осознанию и диалогу.
[28]
Эта работа базируется на идее глубинной демократии — «веры в неотъемлемую важность всех частей нас самих и всех точек зрения на окружающий мир». Она направлена на то, чтобы расширить представление о демократии, включив в него не только
когнитивные, рациональные точки зрения, но также эмоциональные переживания и интуицию: «Глубинная демократия приветствует внутренние голоса и использует разнообразие и существующие противоречия для доступа к субъективному опыту, более глубокому видению и ощутимым результатам»
[7]
«Глубинная демократия — это вневременное чувство общего сострадания ко всем живым существам. Это чувство ценности и важности целого, включая, в особенности, нашу личную реальность. Глубиннодемократичные люди ценят каждый орган своего тела, а также свои внутренние чувства, потребности, желания, мысли и мечты.»
[29]
«Глубинная демократия была разработана как средство подхода к отношениям между индивидуальными, организационными и социальными трансформационными изменениями, которые поддерживают коллективное управление. Структура мировой работы Эми и Арнольда Минделла опирается на концепции относительности из физики… Центральной концепцией является рассмотрение субъективного внутреннего и наблюдаемого внешнего опыта как двух сторон одной медали.»
[7]
Мировая работа описана в таких книгах Минделла как «Сидя в огне»
[30] и «Лидер как мастер единоборства»
[31].
Организации
Процессуально-ориентированная психология, представлена профессиональной организацией под названием Международная Ассоциация Процессуально-Ориентированной Психологии (IAPOP). Ассоциация выступает в качестве контролирующего органа по обучению, аккредитации и сертификации процессуально-ориентированных психологов во всем мире. Она признает более 25 учебных центров по всему миру, включая Великобританию, Австралию и Новую Зеландию, Польшу, Швейцарию, Словакию, Ирландию, Японию, Индию, Грецию, Израиль, Палестину, Россию, Украину и США. Первая обучающая организация была основана в Цюрихе в 1982 году и теперь известна как Институт Процессуальной Работы (Institut für Prozessarbeit IPA), аккредитованный учебный институт психотерапии в Швейцарии. Обучающая программа Исследовательского Общества Процессуально-Ориентированной Психологии в Великобритании (RSPOPUK) аккредитована Советом по Психотерапии Соединенного Королевства в рамках секции гуманистической и интегративной психотерапии. В США первый учебный центр был создан в 1989 году в Портленде, штат Орегон, теперь известный как Институт Процессуальной Работы (Process Work Institute). Та же в 2006 году был основан Институт Глубинной Демократии (Deep Democracy Institute), а в 2018 — Немецкий Институт Процессуальной Работы (Institut für Prozessarbeit Deutschland). В России обучение процесс-ориентированной психологии проводят несколько организаций, в том числе создан Международный Институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии (МИПОПП).