Побывала на спектакле по Достоевскому в полной темноте. Это страшно
Если бы требовалось рассказать об этом спектакле в одной картинке, то она была бы такой:
С первой до последней минуты зрительный зал был погружен в полную темноту. Ни сцены, ни актеров — ничего. Только тьма и звук.
Что такое спектакль-невидимка
В конце прошлого года меня пригласили на спектакль-невидимку «Белые ночи», поставленному по одноименной повести Федора Достоевского. Я рассказывала об этом в своем телеграм-канале.
Спектакли-невидимки — особый формат, который придумали в первом в мире Невидимом театре. Все их постановки идут в темноте, зрителей даже просят выключить смартфоны, электронные часы и любые другие гаджеты, которые могут стать источником света.
После этого выключается общий свет или зрителей просят надеть светонепроницаемые повязки — и начинается действо. В зале следят за спектаклем, ориентируясь только на звук, запахи и редкие тактильные ощущения.
В репертуаре театра несколько спектаклей: «Белые ночи», «Чучело» по повести Владимира Железникова, «Все началось со шторки для душа» и другие.
Как это было
У театра нет своего помещения, поэтому организация зрительного зала каждый раз разная. В моем случае были «островки» со стульями, огороженные железными цепочками. Когда зрители заняли места, их «закрыли» и попросили не пересекать ограждение, иначе актеры могут споткнуться. Все действо шло в узких коридорах между «островками».
Спектакль шел полтора часа. Была музыка и звуковые эффекты, была речь актеров, были тактильные ощущения. Допустим, когда мимо зрителей «шли» торговцы, то доносился аромат хлеба и леденцов. А когда мечтатель, главный герой повести, гулял по набережной, то в зал брызгали водой.
Что думаю
Впечатления от действия у меня неоднозначные. Сначала — полнейшая дезориентация и паника. Ты пытаешься открыть открытые глаза и не особо понимаешь, что происходит вокруг. Я боялась, что мне будет слишком страшно, захочется немедленно покинуть зал, но как? От этого паника только нарастала.
Постепенно органы чувств перестроились, в первую очередь начинаешь реагировать на звуки. Они очень хорошо помогают «вынырнуть» из собственных ощущений. Я поняла, что главное — не погружаться мысленно в эту темноту, не зацикливаться на ней, заставлять себя слушать голос актеров. Забавно, что под конец спектакля я уже не понимала, открыты или закрыты у меня глаза.
Я рада, что попала именно на «Белые ночи», то же «Чучело», мне кажется, воспринималось бы гораздо тяжелее.
Отмечу, что актеры великолепны, не представляю, как сложно им было играть в темноте. Это ведь не только физические ограничения, из средств выражения у них остался только голос. Однако все получилось.
https://dzen.ru/a/Z4fXGSFt-Qrm4d7V
https://ateatra.net/?ysclid=m693trccwz805892848 сайт невидимого театра