Геоцентрическая метафизика
Во все древнейшие времена и вплоть до эпохи Коперника и Галилея именно геоцентрическая метафизика служила основной философской мировоззренческой тенденцией.
Геоцентричность её зафиксирована практически во всех мировых религиях на уровне догматическом. Дошедшие до нас мифы Ассирии и Вавилона, Египта, Индии, Китая, Греции и т.д. — все это сплошная геоцентрика. За редкими исключениями.
Ветхий Завет накрепко бетонирует идею первостепенности и исключительности Земли в масштабе всего мироздания. Фирмамент неподвижных звёзд, расположенный над сферами звёзд движущихся, образует купол неба, который окружает твердь земную и отделяет “воды высшие от вод нижних”.
Для этой философии принципиально наличие Творца — или “творцов” — которые запредельны (трансцендентны) по отношению к человеку в силу своей “изначальности”. Все мироздание тут предстаёт как иерархия бесплотных сил, которые в той или иной форме вступают в некоторые отношения с тварным миром, дают ему рождение и определяют развитие. Не важно, сколько конкретно сил полагается “в начале” — Один, Два, Три или некое множество, все они так или иначе рассматриваются как обитатели высших миров и управители судеб мира нашего, земного.
К этой категории можно отнести также последователей целого ряда эзотерических, оккультных учений и доктрин.
То, что в наши дни называют словом “Традиция” в целом вполне можно понимать именно в данном ключе. Однако, при всей своей многовековой проработанности данная концепция очевидно вступает сегодня в противоречия с очевидными фактами: уже нет сомнений, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, что бы кто ни говорил на данный счёт.
Однако, по крайней мере — в отличие от материалистов — геоцентрические метафизики не ограничивают свое мировоззрение рамками материального. Они признают существование высших сил, посмертное бытие души, приоритет духовного над материальным.
Проблема материи
Не вполне очевидно, однако, если вдуматься, то именно в этом все дело: проблема упомянутых выше трёх философских подходов состоит в непонимании и неспособности их внятно определить,
что такое есть материя.
Геоцентрические материалисты в принципе самоустраняются от ответа на данный вопрос. Их аргументация сводится к тому, что материя — это первичная субстанция, которая существует сама по себе, "является причиной самой себя", и следует просто принять этот факт как данность.
Гелиоцентрические материалисты полагают, что материя является следствием Большого взрыва, изначальная “энергия” которого постепенно “уплотнилась” до твердого состояния. По их подсчётам такой материи (они называют ее “бозонной”) во всей вселенной порядка 4%, но остальные 96% — это тоже материя, строение которой, однако, мы пока не можем до конца объяснить.
Геоцентрические метафизики считают, что материи как таковой вовсе не существует. Бог (либо боги) сотворил весь мир “из ничто” (из пустоты), а посему нелепо наделять качествами бытия и саму материю, из которой этот мир создан. Разумеется, это очень грубое обобщение, в рамках различных религиозных и эзотерических систем существуют свои толкования на данный счёт, однако все они сводятся к тому, что реально существует только Высшее, а всё низшее есть лишь своего рода проекция, комбинация неких Высших влияний. Вопрос о материи тут сводится к неким этическим соображениям и упирается в незыблемость догматов.
Безусловно, в каждом из таких подходов имеется позитивное зерно.
Материя, безусловно, существует, отрицать этот факт бессмысленно, ибо вся жизнь наша протекает в условиях материального бытия. И это объективный факт, в том смысле, что мы никак не можем повлиять на него. Происхождение материи связано с космосом, хотя это и не итог хаотической самоорганизации некоей “энергии взрыва”. В этом процессе не обошлось и без высших сил, но не по их произволу ("захотел" и "сотворил"), а в силу самого устройства мироздания, как следствие высших законов и иерархии бытия.
Проблема материи является ключевой именно потому, что ни одна из “философских групп” не может дать внятного, исчерпывающего определения, указать онтологическое место материи в иерархии бытия.
Как раз такую задачу и решает
гелиоцентрическая метафизика.
Гелиоцентрическая метафизика
В основе гелиоцентрической метафизики как философии лежит ряд постулатов, которые прямо вытекают из наблюдаемой нами реальности и не противоречат здравому смыслу.
Прежде всего — это Единый Источник Всего.
Как бы Его ни называли, Источник бытия как такового един, и Он и есть само бытие. Само бытие есть сущность Единого, оно есть единственное условие существования как мироздания в целом, так и каждой индивидуальной его составляющей. Не важно, можем ли мы постичь своим умом этот Первоисточник (а мы и не можем, по вполне понятным причинам), Он всё равно является первоосновой каждого из нас, всякой жизни вообще, и всех возможных миров как способов организации жизни.
Единый Источник всего можно для наглядности (хотя и с большой долей условности) представить себе как сферу, в центре которой находится неделимое Единство (см. рис. 2). По мере удаления от центра по направлению к периферии Единство внутри себя разделяется на “части”, которые при этом сохраняют своё Изначальное Единство как между собой (”горизонтально”), так и со своим Источником и со всеми мирами, которые они в свою очередь порождают (”вертикально”). Таким образом получается, что чем дальше от Центра, тем выше степень индивидуализации и “раздробленности” форм, однако при этом все они едины по самой природе своей, по происхождению, будучи причастны бытию.
Рис. 2. Единый Источник и мироздание.
Второй постулат говорит о том, что мироздание устроено иерархически. Это значит, что то Единство, которое находится в центре, саморазделяется в Себе Самом на индивидуальные составляющие не “как-нибудь”, а строго упорядоченно. При этом образуются уровни бытия, отличающиеся друг от друга степенью и уровнем самоорганизации. Более “высокие” (т.е. “располгающиеся” ближе к эпицентру) уровни “включают” в себя более “низкие”, т.е. находящиеся ближе к периферии.
Понятной аналогией тут будет устройство наблюдаемой нами вселенной. В ней мы выделяем галактики, который состоят из звездных систем, каждая из которых может в свою очередь порождать планетарную систему. Таковы суть три “последних” уровня иерархии мироздания. Человек же тут занимает самую “нижнюю” ступень, человечество как таковое находится на периферии Единого, и потому занимает особое положение в масштабе все иерархии.
Третий постулат состоит в том, что тело вышестоящего уровня иерархии является энергией следующего за ней уровня. Так, тело галактики служит энергий для звезд, тело звезды — энергией для планеты, и та, в свою очередь, даёт энергию человеку.
Именно отсюда и следует определение материи.
С точки зрения гелиоцентрической метафизики
плотная материя есть тело планетарного уровня мироздания. В нашем случае — это сама Земля. Никакой абстрактно существующей материи, которая как-то — непонятно как — самоорганизовалась из “ничего” или начала быть сама собой, в следствие некоего неожиданного стечения обстоятельств, не существует, не может существовать, это нон-сенс.
Сама природа Единого порождает плотную материю. Материя как бы “выкристализовывается” в результате инволюции Его эманаций, последовательно проистекающих из Центра к периферии через многие уровни иерархии. На каждом из уровней “плотность” их возрастает ("плотность", конечно, есть понятие условное, ибо, например, эфир, которые составляет "тело" галактики вообще не имеет никаких материальных свойств, и между тем именно из него образуется свет звёзд в рузультате его "уплотнения"), и пропорционально этому увеличивается множественность форм, т.н. раздробленность. Наконец, на планетарном уровне бытия эти эманации достигают максимума плотности и предельной степени раздробленности, образуя миры, подобные нашему, состоящие из материи планетарных тел.
Из этой-то материи — из тела планеты — и созданы наши с вами плотные тела, и все вообще вещи, которые нас окружают в нашем земном мире, включая космические аппараты, которые мы запускаем на орбиту планеты или в пространство солнечной системы.
Откуда же конкретно она берётся? — Возникает в процессе “уплотнения” тела вышестоящего уровня иерархии, т.е. солнечного/звёздного/астрального. Иными словами,
материя планеты есть — в буквальном смысле! — сгущёный солнечный свет.
См. подробнее об этом тут.
Простое понимание этого очевидного факта способно полностью изменить всё наше мировоззрение и сделать нас гелиоцентрическими метафизиками.
Почему именно гелиоцентрика?
Часто возникает вопрос: но почему бы тогда не говорить о галактикоцентричности или — чего уж там! — о теоцентричности.
Тут нужно заметить, что принцип теоцентричности уже заложен в метафизическом подходе, определяется онтологической данностью. Единый Источник Всего — это собственно метафизическая составляющая.
В космологическом же плане мы суть существа обитающие на планетарном уровне иерархии мироздания. Покуда мы свою планету считаем чем-то исключительным в масштабе всего мироздания, глыбой абстрактной материи, мы пребываем в русле геоцентрики.
Следующий для нас уровень иерархии, который нам необходимо “освоить” по мере “восхождения” к Первоисточнику — звёздный. Для того, чтобы понять свое фактическое место в мироздании, мы должны начать мыслить именно гелиоцентрически.
Понимая самих себя и всю материю окружающего нас планетарного мира как сгущёный солнечный свет, мы обнаруживаем иные перспективы развития как каждого отдельного человека, так и всей нашей планетарной цивилизации в целом. Этот вектор задаёт нам понятное и непротиворечивое направление движения в сторону высших форм самоорганизации и самореализации.
Возможно, и даже вполне вероятно, когда мы уже достаточно уверенно освоим звёздный уровень иерархии мироздания, следующей ступенью нашего эволюционирования как вида сделается уровень галактический. Но до этого нужно еще “дорасти”! И не как нибудь, а последовательно, от планеты — к звезде, от звезды — к галактике.
—