Senior Member
МегаБолтун
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 73,122
Вес репутации: 10
|
https://dzen.ru/a/Z8QYvUQZJ2tPqIig
3 кита вашего жизненного сценария: фундамент, стены и... "крыша" вашей судьбы?
2 марта
240
10 мин
Оглавление
По материалам программы Proпсихология "Секреты сценариев Судьбы"
Структура сценария: фундамент и стены
В предыдущей статье мы подробно разобрали, что такое жизненный сценарий, сценарные паттерны и драйверы, и как именно они влияют на нашу жизнь, порой незаметно направляя нас по привычному кругу. Теперь давайте углубимся в самое сердце сценария и посмотрим, из чего же он состоит, как устроен этот невидимый план нашей жизни.
Жизненный сценарий – это не монолитная глыба, а скорее сложная, многоуровневая система, как дом, который строится постепенно. Сергей Викторович Ковалев, известный психотерапевт, выделяет в сценарии два тесно связанных, но разных аспекта: сценарий счастливости и сценарий эффективности. Сценарий счастливости отвечает за нашу эмоциональную жизнь, за то, насколько мы довольны собой и миром. Сценарий эффективности, в свою очередь, определяет нашу успешность в делах, в достижении целей, в реализации нашего потенциала.
- Сценарий счастливости – это про ваше внутреннее ощущение удовлетворенности жизнью, про умение радоваться, любить, находить гармонию внутри себя и вокруг.
- Сценарий эффективности – это про вашу способность добиваться успеха, быть продуктивным, реализовывать свои замыслы и справляться с жизненными задачами.
Иногда эти два сценария словно "спорят" друг с другом, что приводит к внутреннему разладу и дискомфорту. Часто корни таких конфликтов уходят в наше детство, в те ранние воспоминания и установки, которые глубоко "записались" в подсознании. Давайте же разберемся подробнее, из чего складываются эти сценарные установки, начиная с самого фундамента.
Фундамент сценария: базовые потребности
Основа нашего жизненного сценария закладывается в раннем детстве, и здесь ключевую роль играют наши базовые потребности. Удовлетворение (или, к сожалению, неудовлетворение) этих потребностей оказывает огромное влияние на формирование сценария. Выделим три важнейшие базовые потребности:
- Потребность в безопасности и защищенности. Когда ребенок чувствует себя в безопасности, когда мир вокруг кажется ему надежным и предсказуемым, у него формируется базовое доверие к миру. Если же ребенок постоянно испытывает страх, тревогу, если окружающая среда кажется ему враждебной, это подрывает доверие к миру и может стать основой для "сценария неудачника". Такие люди, в последствии, окружают себя всевозможными "щитами", запираются в "бункерах" (как реальных, так и ментальных), сужая свой круг общения до минимума, что в конечном итоге приводит к добровольной изоляции от социума, или, в худших случаях, может привести к неадекватному восприятию окружающей действительности.
Последствия неудовлетворения во взрослом возрасте: Неудовлетворенная потребность в безопасности в детстве может проявляться во взрослой жизни как тревожные расстройства, фобии, трудности в установлении доверительных отношений, постоянное ощущение напряжения и беспокойства.
Вопрос для самоанализа: Чувствовали ли вы себя в безопасности в детстве? Была ли ваша среда стабильной и предсказуемой? Как вы думаете, повлияло ли это на ваше нынешнее ощущение безопасности в мире?
- Потребность в комфорте и спокойствии. Ребенку важно расти в атмосфере, где есть место и радости, и отдыху, где нет постоянного хаоса, нестабильности и конфликтов. Если же ребенок постоянно находится в напряжении, это может привести к повышенной тревожности, неумению расслабляться и постоянному ожиданию неприятностей. С другой стороны, крайность – когда ребенка чрезмерно опекают, ограждают от любых трудностей и исполняют все его желания. В этом случае формируется инфантилизм, неспособность справляться с трудностями и адекватно оценивать свои возможности.
Последствия неудовлетворения во взрослом возрасте: Недостаток комфорта и спокойствия в детстве может привести к перфекционизму, трудоголизму, неспособности расслабиться, хронической усталости и даже психосоматическим заболеваниям во взрослом возрасте. И наоборот, излишняя опека может сформировать инфантилизм и беспомощность перед лицом жизненных трудностей.
Вопрос для самоанализа: Насколько спокойной и комфортной была атмосфера в вашем доме в детстве? Было ли место для отдыха и радости? Или вы росли в постоянном напряжении? Как это отражается на вашем умении расслабляться и справляться со стрессом сейчас?
- Потребность в любви и принятии. Каждому ребенку необходимо чувствовать себя любимым, желанным и принятым. Если ребенок недополучает любви, ласки, внимания, если его постоянно критикуют и отвергают, у него формируется низкая самооценка, неуверенность в себе и проблемы в отношениях с другими людьми. В результате, такой человек может либо отчаянно искать любовь и одобрение любой ценой, становясь зависимым от других, либо, наоборот, отвергать любовь, считая себя недостойным ее. Это часто приводит к трудностям в общении и построении близких, доверительных отношений.
Последствия неудовлетворения во взрослом возрасте: Недостаток любви и принятия в детстве может привести к низкой самооценке, депрессии, зависимости от мнения окружающих, проблемам в личных отношениях и постоянному поиску одобрения, даже ценой отказа от собственных желаний.
Вопрос для самоанализа: Чувствовали ли вы себя любимым и принятым в детстве? Получали ли вы достаточно внимания и тепла от близких? Как вы думаете, повлияло ли это на вашу самооценку и способность строить близкие отношения?
Эти три базовые потребности – как прочный фундамент, на котором строится наш эмоциональный сценарий. Если этот фундамент недостаточно крепок, если базовые потребности не удовлетворены, сценарий, скорее всего, будет не самым позитивным, тем самым "сценарием неудачника".
Базовые потребности человека
Стены сценария: метапозиции, "поглаживания" и внутренний ребенок
На этом фундаменте, как стены дома, возводятся следующие уровни сценария. К ним относятся:
- Базовая метапозиция. Это то, как вы в целом воспринимаете себя, других людей и мир вокруг. Существует четыре основные метапозиции:
- Я в порядке, другие в порядке, мир в порядке (+/+). Это позиция здоровой, зрелой личности, которая адекватно оценивает себя и окружающую реальность. Такие люди уверены в себе, открыты к миру и готовы к сотрудничеству.
- Я не в порядке, другие в порядке, мир в порядке (-/+). Это позиция "жертвы", человека, который чувствует себя хуже других, недостойным, виноватым. Такие люди часто ищут одобрения, склонны к самокритике и зависимым отношениям.
- Я в порядке, другие не в порядке, мир не в порядке (+/-). Это позиция "преследователя", человека, который считает себя лучше других, винит во всем окружающих, склонен к критике и контролю.
- Я не в порядке, другие не в порядке, мир не в порядке (-/-). Это позиция безысходности и отчаяния, когда человек не видит смысла ни в себе, ни в окружающем мире, чувствует себя потерянным и одиноким.
Обычно, еще в раннем детстве, у нас закрепляется какая-то одна из этих метапозиций, которая и становится основной "линзой", через которую мы смотрим на мир. Конечно, в течение жизни метапозиция может меняться в зависимости от ситуации, но одна из них, как правило, остается доминирующей, оказывая сильное влияние на нашу жизнь.
Метапозиции в отношениях (примеры):
(-/+): Человек в позиции "жертвы" может постоянно искать "спасателя" в отношениях, полностью зависеть от мнения партнера и бояться выразить собственное мнение.
(+/-): Человек в позиции "преследователя" склонен к критике, контролю, обесцениванию партнера, часто провоцирует конфликты, стремясь утвердить свое превосходство.
Вопрос для самоанализа: Какая из четырех метапозиций вам кажется наиболее близкой к вашей? В каких ситуациях она проявляется сильнее всего? Как, по вашему мнению, ваша метапозиция влияет на ваши отношения с другими людьми и на вашу жизнь в целом?
- Баланс "поглаживаний" и "пинков". Это то, как вас оценивали в детстве, как к вам относились, как выражали свои чувства. "Поглаживания" – это проявления любви, принятия, одобрения, теплое внимание. "Пинки" – это критика, наказания, отвержение, холодность и пренебрежение. Баланс между "поглаживаниями" и "пинками", который вы получали в детстве, формирует ваше отношение к себе и к окружающим.Если в детстве вас в основном "гладили", хвалили, поддерживали, вы вырастаете уверенным в себе, любящим и принимающим себя и других. Если же преобладали "пинки", критика и холодность, скорее всего, вы будете чувствовать себя неполноценным, виноватым, будете постоянно искать одобрения или, наоборот, отталкивать других. Важно помнить, что даже негативное внимание ("пинки") может быть лучше, чем полное отсутствие внимания. Дети, которых игнорируют, не хвалят и не ругают, часто вырастают с ощущением собственной ненужности и "невидимости". Взрослея, такие люди могут пытаться "добрать" недополученное внимание эпатажным поведением, нарушением социальных норм, привлекая внимание любыми способами, даже асоциальными. Так они неосознанно пытаются "закрыть гештальт" – восполнить дефицит внимания из детства.
- Тип "внутреннего ребенка". Речь идет о той части нашей личности, которая сохраняет детские черты: непосредственность, эмоциональность, спонтанность, потребность в игре и творчестве. Наш "внутренний ребенок" не взрослеет, он всегда остается внутри нас, влияя на наши чувства, реакции и поведение. Существует несколько типов "внутреннего ребенка", и преобладающий тип во многом определяет наш сценарий счастливости. Подробнее о типах "внутреннего ребенка" мы поговорим в следующей статье.
Четыре метапозиции восприятия
"Поглаживания" и "пинки" в транзактном анализе
Подробно тему "поглаживаний" и "пинков" разработал Эрик Берн в рамках транзактного анализа. Он определил "поглаживания" как любые формы внимания, признания и принятия. Это могут быть как позитивные слова и действия ("Привет! Как ты здорово выглядишь!", "Мне приятно быть рядом с тобой"), так и нейтральные или даже негативные, но подразумевающие, что вы небезразличны окружающим.
Виды "поглаживаний" по Берну:
- Позитивные "поглаживания": Искренние проявления симпатии, поддержки, одобрения, слова любви и восхищения.
- "Пластиковые" "поглаживания": Формальные, неискренние проявления внимания, вежливые фразы, не несущие эмоционального тепла.
- "Поглаживания" с "жалом": Завуалированные оскорбления, критика, замаскированные под комплименты или заботу. Например: "Какое красивое платье! Наверное, на распродаже купила?"
- "Пинки" (негативные "поглаживания"): Открытая критика, оскорбления, проявления агрессии, негативные оценки.
Виды "поглаживаний" по Э. Берну
Четыре "голода"
Берн также выделил четыре вида "голода", которые испытывает каждый человек:
- Сенсорный голод: Потребность в физических прикосновениях, тактильном контакте, ощущениях тела.
- Голод по признанию: Потребность в том, чтобы нас замечали, ценили, уважали, признавали нашу значимость.
- Голод по структурированию времени: Потребность в осмысленной деятельности, планировании, организации своего времени.
- Голод по смыслам: Потребность в понимании своего места в мире, своего предназначения, ценностей и целей в жизни.
"Поглаживания" (даже негативные "пинки") удовлетворяют, как минимум, первые два вида голода – сенсорный и по признанию. Если человек не получает достаточно позитивных "поглаживаний", он может неосознанно провоцировать "пинки", потому что даже негативное внимание лучше, чем полное игнорирование. Вспомните ребенка, которому не хватает внимания родителей. Он может начать плохо себя вести, хулиганить, чтобы хоть как-то привлечь внимание, пусть даже через наказание. В семьях, где принято выражать чувства через критику и претензии, дети вырастают с привычкой "напрашиваться" на "пинки", так как это единственный привычный способ получить хоть какое-то внимание.
Итак, мы подробно рассмотрели фундамент и стены нашего жизненного сценария. Мы увидели, что базовые потребности, метапозиции и баланс "поглаживаний" и "пинков" играют ключевую роль в формировании нашего сценария счастливости. Особое внимание мы уделили теории "поглаживаний" и "пинков" Эрика Берна и типу "внутреннего ребенка", как важным элементам этой структуры. В следующей статье мы подробнее остановимся на различных типах "внутреннего ребенка" и рассмотрим, как именно тип "внутреннего ребенка" влияет на нашу жизнь и сценарий счастливости.
В Институте Инновационных Психотехнологий ежегодно проходит семинар "Психотерапия личной истории", на котором можно в течение двух дней освоить инструменты для переработки сценария своей жизни и освобождения от "гнета" прошлого. В этом году он пройдет... уже сегодня, 2 марта 2025 г. Присоединяйтесь. Запись будет доступна две недели. Возможно именно это решение выведет вас из колеи обыденной жизни и откроет перспективы не жизни От - болезней, невзгод, обид, а жизни Для - счастья, любви и свободы.
В следующей же статье мы продолжим разговор о "стенах" нашего сценария и углубимся в мир "внутреннего ребенка", рассмотрев различные типы и их влияние на нашу жизнь.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Последний раз редактировалось Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы; 31.03.2025 в 18:48.
|