Показать сообщение отдельно
Старый 31.03.2025, 18:51   #38
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 73,122
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

Роли: Жертва, Спасатель, Преследователь

Один из ключевых факторов, определяющих нашу эффективность (или неэффективность), – это те роли, которые мы привыкли играть во взаимодействии с другими людьми. Эти роли, как правило, закладываются еще в детстве, под влиянием семейного окружения и нашего личного опыта, и закрепляются в нашем поведении, становясь привычными шаблонами реагирования.
Часто эти роли описываются в рамках так называемого "треугольника Карпмана" – драматической модели взаимодействия, в которой люди неосознанно распределяют между собой три основные роли: Жертва, Спасатель и Преследователь. Важно понимать, что это динамическая модель: один и тот же человек может в разных ситуациях (или даже в одной и той же ситуации) переключаться между этими ролями.
Рассмотрим каждую роль подробнее:


Жертва

Жертва – это человек, который постоянно чувствует себя беспомощным, обиженным, несчастным, ущемленным. Он ощущает себя неспособным справиться с жизненными трудностями, ждет помощи и поддержки от других, жалуется на судьбу, обстоятельства, других людей, но при этом не предпринимает активных действий для изменения своей ситуации.
  • Пример: Человек может годами работать на нелюбимой работе, постоянно жалуясь на низкую зарплату, плохого начальника, тяжелые условия труда, но при этом не предпринимать никаких реальных шагов, чтобы найти другую работу, повысить квалификацию или изменить свое отношение к ситуации.
Спасатель

Спасатель – это человек, который испытывает острую потребность помогать Жертве, "спасать" ее от проблем и трудностей. Он берет на себя ответственность за решение проблем Жертвы, дает советы, оказывает поддержку, часто – в ущерб своим собственным интересам и потребностям. Однако, как правило, эта "помощь" оказывается неэффективной, а зачастую и вредной, поскольку лишает Жертву возможности взять на себя ответственность за свою жизнь и научиться самостоятельно справляться с трудностями.
  • Пример: Мать, которая гиперопекает своего взрослого ребенка, решает за него все проблемы, контролирует каждый его шаг, ограждает от любых трудностей, тем самым лишая его самостоятельности, возможности учиться на своих ошибках и становиться зрелой личностью.
Преследователь

Преследователь – это человек, который критикует, обвиняет, оказывает давление, контролирует, проявляет агрессию (вербальную или даже физическую) по отношению к Жертве. Он может быть как реальным человеком в окружении Жертвы (родителем, супругом, начальником, коллегой), так и "внутренним критиком" – голосом внутри нас, который постоянно обесценивает, критикует и "пилит" нас изнутри.
  • Пример: Начальник, который постоянно придирается к своим подчиненным, критикует их работу, не дает им проявить инициативу, контролирует каждый их шаг, создавая атмосферу страха и напряжения в коллективе.


Драматический треугольник Кармпана

Люди, находящиеся в этих ролях, постоянно "переключаются" между ними, меняясь местами. Например, Спасатель, устав от своей роли, может начать обвинять Жертву в ее беспомощности и стать Преследователем. Жертва, в свою очередь, может начать "спасать" Преследователя, пытаясь оправдать его поведение или "загладить" его вину. Однако, как правило люди не осознают, что играют в эти игры, и искренне верят в свои мотивы. Жертва действительно чувствует себя беспомощной, Спасатель искренне хочет помочь, а Преследователь уверен в своей правоте. Тем не менее, зная эту модель довольно легко осознать свою роль, стоящую за ней выгоду и трансформировать манипуляции в близкие и открытые взаимоотношения.
"Сказочные" сценарии
Следует отметить, что многие популярные сказки, как это не прискорбно, построены на взаимодействии этих ролей, скорее вредя, а не помогая слушателям.
Например, в сказке "Царевна-лягушка" мы видим Жертву (Царевна, заколдованная в лягушку), Преследователя (Кощей Бессмертный) и Спасателя (Иван-царевич), который, к слову сказать, не отличается ни умом, ни сообразительностью.
В сказке "Золушка" Жертвой является сама Золушка, Преследователем – мачеха и ее дочери, а Спасителем – принц.
Проблема в том, что эти сказочные роли, укореняясь в нашем подсознании, могут оказывать сильное влияние на наше поведение в реальной жизни. Человек, привыкший играть роль Жертвы, будет постоянно попадать в ситуации, где он чувствует себя обиженным и беспомощным. Человек, привыкший играть роль Спасателя, будет искать тех, кого нужно "спасать", зачастую забывая о своих собственных интересах. Человек, привыкший играть роль Преследователя, будет постоянно находить поводы для критики и обвинений.
Игры: манипуляции и уход от ответственности

Еще один важнейший элемент сценария эффективности, тесно переплетенный с ролями, о которых мы говорили ранее, – это психологические игры, в которые мы неосознанно играем с другими людьми. Что же такое эти "игры", и почему они так важны?
Психологические игры – это не развлечения и не забавы. Это серии повторяющихся транзакций (то есть взаимодействий, обменов репликами, действиями, эмоциями) между людьми, которые имеют скрытый мотив и приводят к предсказуемому (и, как правило, негативному) результату. Это своего рода "запрограммированные" сценарии взаимодействия, которые разыгрываются снова и снова, как заезженная пластинка.
В чем суть игр? Внешне игра может выглядеть как обычное общение, но на самом деле ее цель – не достижение какого-то реального, конструктивного результата (например, решение проблемы, достижение договоренности, получение информации), а получение определенных эмоций, подтверждение своих сценарных убеждений, уход от ответственности или манипулирование другими людьми. Игры – это способ "структурировать время", как говорил Эрик Берн, но способ непродуктивный, нездоровый, ведущий в тупик.
Психологические игры коварны тем, что их участники редко понимают, что на самом деле происходит. Кажется, что идет обычный разговор, обмен мнениями, просьба о помощи… Но на самом деле, под поверхностью разворачивается драма, движимая скрытыми мотивами. И эта драма повторяется снова и снова, как заезженная пластинка, с одними и теми же людьми или с разными, но по одной и той же схеме. Исход игры всегда предрешен: она неизбежно приводит к знакомому, болезненному "выигрышу" – тому самому негативному эмоциональному состоянию, которое лишь подкрепляет старые, сценарные убеждения участников.
Примеры распространенных игр:
1. "Пни меня"
В этой игре человек (часто неосознанно) ведет себя таким образом, чтобы спровоцировать окружающих на критику, наказание, отвержение. Он постоянно совершает ошибки, делает глупости, "напрашивается" на неприятности. "Выигрыш" в этой игре – подтверждение своего глубинного убеждения в собственной никчемности, плохости, недостойности.
  • Пример: Человек постоянно опаздывает на работу, забывает о важных поручениях, делает ошибки в отчетах, провоцируя гнев начальника и недовольство коллег.
2. "Да, но..."
В этой игре человек обращается к другим за советом, помощью, поддержкой, но отвергает любые предложенные варианты решения проблемы, находя в них недостатки, изъяны, причины, по которым они "не сработают". "Выигрыш" – подтверждение своего убеждения в том, что его проблема неразрешима, что никто не может ему помочь, что он обречен на страдания.
  • Пример: Человек жалуется другу на проблемы в личной жизни. Друг предлагает разные варианты: познакомиться с кем-то новым, сходить к психологу, заняться собой. Но на каждое предложение человек отвечает: "Да, но...", находя причины, по которым это не сработает.
3. "Я так старался"
В этой игре человек оправдывает свою неэффективность, неудачи, неспособность достичь цели тем, что он "очень старался", "прикладывал все усилия", но у него "ничего не получилось" из-за внешних обстоятельств, других людей или непреодолимых препятствий. "Выигрыш" – снятие с себя ответственности за результат, сохранение "хорошего" образа себя в собственных глазах и глазах окружающих.
  • Пример: Студент, не сдавший экзамен, оправдывается тем, что он "очень много занимался", "зубрил ночами", но "билет попался сложный", "преподаватель придирался" или "просто не повезло".
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием