Показать сообщение отдельно
Старый 31.03.2025, 18:51   #39
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 73,119
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

4. "Все из-за тебя"
В этой игре человек перекладывает ответственность за свои неудачи, проблемы, плохое настроение на другого человека, обвиняя его во всех своих бедах. "Выигрыш" – избавление от чувства вины, стыда, ответственности, перенос негативных эмоций на другого.
  • Пример: Жена обвиняет мужа в том, что она несчастна в браке, что он не уделяет ей достаточно внимания, не помогает по дому, не зарабатывает достаточно денег, тем самым снимая с себя ответственность за собственное счастье и благополучие.
Почему игры так опасны?
Игры мешают нам строить здоровые, искренние, доверительные отношения с другими людьми. Они заставляют нас ходить по кругу, повторяя одни и те же ошибки, наступая на одни и те же грабли, блокируют нашу эффективность, мешают достигать целей, реализовывать свой потенциал и поддерживают наши негативные сценарные убеждения, мешая нам изменить свою жизнь к лучшему.
Родительские предписания: "проклятия", "заклятия", "запреты" и "разрешения"

И, наконец, мы подошли к еще одному важнейшему элементу сценария эффективности – родительским предписаниям. Это те послания, явные и скрытые, которые мы получаем от своих родителей (или других значимых взрослых) в детстве. Эти послания, как вербальные (то, что нам говорили), так и невербальные (то, как к нам относились, как вели себя родители, какой пример подавали), формируют наши глубинные убеждения о себе, о мире, о других людях, о том, как "правильно" жить, чего можно и чего нельзя, чего ожидать от жизни.
Родительские предписания – это не просто слова или поступки. Это мощные внутренние установки, которые, как правило, не осознаются нами, но оказывают огромное, часто определяющее, влияние на всю нашу жизнь: на наши выборы, поступки, отношения, на нашу способность достигать целей и быть счастливыми.
Предписания могут быть как позитивными, поддерживающими, дающими нам ресурс и силу, так и негативными, ограничивающими, лишающими нас веры в себя и возможности жить полной жизнью.
Негативные Родительские Предписания
Негативные предписания – это своего рода "программы", которые "записываются" в нашем подсознании и мешают нам жить счастливо и эффективно. Рассмотрим основные виды негативных предписаний:
1. "Проклятия"
Это самые жесткие и разрушительные предписания – прямые или косвенные пожелания ребенку неудачи, болезни, несчастья или даже смерти. Они могут звучать как открытые угрозы ("Да чтоб ты провалился!", "Чтоб тебе пусто было!") или как "предсказания" с негативным смыслом ("Ты такой же никчемный, как твой отец!", "Ты никогда ничего не добьешься!", "Всю жизнь будешь мучиться!"). Даже если эти слова сказаны в сердцах, в порыве гнева, они могут оставить глубокий травматический след в душе ребенка.
2. "Заклятия"
Это предписания, которые "программируют" жизнь человека, определяя, как он будет жить (или, скорее, не будет). Они задают жесткие рамки, ограничивают возможности, лишают веры в себя.
  • Примеры: "Ты всегда будешь бедным", "Ты никогда не выйдешь замуж/не женишься", "У тебя никогда не будет своего дома", "Ты будешь всю жизнь одна/один", "Ты ни на что не годен/не годна".
3. "Запреты"
Это предписания, которые запрещают ребенку проявлять определенные чувства, желания, потребности, быть собой. Они могут касаться самых разных сфер жизни:
  • Запрет на чувства: "Не злись!", "Не плачь!", "Не бойся!", "Не радуйся слишком сильно!" (запрет на проявление любых сильных эмоций).
  • Запрет на желания: "Не высовывайся!", "Не будь эгоистом!", "Не проси многого!", "Довольствуйся малым!"
  • Запрет на действия: "Не бегай!", "Не трогай!", "Не лезь!", "Сиди тихо!"
  • Запрет на самость: "Не будь собой".
"Позитивные" предписания с негативными последствиями
Иногда родители дают ребенку, казалось бы, "позитивные" установки, желая ему добра. Но эти установки могут иметь негативные последствия, если они слишком жесткие, негибкие, не учитывают индивидуальность ребенка и реальные обстоятельства жизни.
  • Примеры: "Ты должен быть лучшим во всем!", "Ты должен всегда добиваться успеха!", "Ты должен быть сильным и никогда не показывать слабость!", "Ты должен всем помогать!", "Ты должен быть хорошим мальчиком/девочкой!"
Проблема в том, что эти "долженствования" могут стать непосильной ношей для ребенка, лишить его права на ошибку, на проявление слабости, на собственные желания и потребности. Они могут привести к перфекционизму, тревожности, неуверенности в себе, чувству вины и стыда, к страху неудачи и к отказу от любых действий, которые могут привести к "неидеальному" результату. Ребёнок, в таких случаях, не может выработать трезвую оценку происходящего.
Родительские предписания, словно невидимые чернила, впитываются в наше подсознание в детстве, и мы, как правило, совершенно не осознаем их влияния. Мы воспринимаем эти послания как некую безусловную "истину", как "само собой разумеющееся" устройство мира, не подвергая их критическому осмыслению и сомнению. Они становятся частью нашего внутреннего голоса, диктующего, как "правильно" жить, чувствовать и поступать.
Более того, эти предписания могут быть удивительно противоречивыми. Например, мать, с одной стороны, может настойчиво твердить ребенку: "Ты должен быть самостоятельным, сам принимать решения!", а с другой – контролировать каждый его шаг, не давая ему ни малейшей свободы выбора и подавляя любую инициативу. Такие двойные послания создают внутренний конфликт и мешают формированию здоровой самооценки.
К тому же, родительские предписания, как фамильные драгоценности, часто передаются из поколения в поколение. Родители, сами выросшие с определенными установками и ограничениями, неосознанно транслируют их своим детям, создавая замкнутый круг, из которого бывает непросто вырваться.
Путь к свободе: Осознание и изменение сценария

Итак, мы подробно рассмотрели, из чего складывается жизненный сценарий, какие элементы влияют на нашу счастливость и эффективность, и как неосознанные установки, заложенные в детстве, могут определять всю нашу взрослую жизнь. Мы увидели, что сценарий – это не приговор, а скорее, набор привычных шаблонов мышления и поведения, которые можно изменить.
Но как это сделать? С чего начать?
Первый шаг – осознание. Необходимо честно посмотреть на свою жизнь, выявить повторяющиеся ситуации, "грабли", на которые вы постоянно наступаете. Обратите внимание на свои чувства, мысли, реакции в различных ситуациях. Какие роли вы чаще всего играете? Какие игры ведете? Какие родительские предписания вспоминаются в трудные моменты? Попробуйте проследить и отследить закономерности в собственном поведении и реакциях. Это не значит, что вы обязаны моментально препарировать ситуацию и тут же перестроиться - достаточно лишь обратить на это внимание, не вытесняя из памяти и не сваливая на "внешние обстоятельства" Попробуйте отследить связь между вашим детским опытом и тем, что происходит в вашей жизни во взрослом возрасте.
Второй шаг – принятие ответственности. Важно понять, что вы – не жертва обстоятельств, а автор своей жизни. Да, ваш сценарий был сформирован под влиянием внешних факторов, но сейчас, будучи взрослым человеком, вы можете его изменить.
Третий шаг – действие. Недостаточно просто осознать свой сценарий – нужно начать действовать, чтобы выйти за его пределы. Это может быть работа с психотерапевтом, самостоятельное изучение литературы по теме, прохождение соответствующего семинара, освоение новых навыков, изменение своего окружения – словом, любые действия, которые помогут вам сформировать новые, более эффективные модели поведения. Это может потребовать времени и усилий, но результат того стоит.
И помните: вы не одиноки на этом пути. Множество людей сталкиваются с подобными проблемами, и многие успешно их решают. Пробуйте, делайте – и у вас все получится!
А главное – верьте в себя и свои силы!
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием