Senior Member
МегаБолтун
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 73,188
Вес репутации: 10
|
Относительность делает презентизм трудным для принятия в его первоначальной форме. Некоторые изначальные презентисты продолжают отстаивать его, особенно в интерпретации квантовой теории, известной как механика Бома. Они предполагают существование универсального «сейчас» в квантовой сфере, которую мы не можем измерить.
Большинство презентистов просто отказываются от универсального аспекта настоящего и предполагают, что Вселенная презентистская, но у каждого наблюдателя есть свое местное «сейчас». Это требует, чтобы Вселенная распадалась на слои, как буханка хлеба, называемая фоляцией. Итальянский физик и автор бестселлеров «Порядок времени» Карло Ровелли опубликовал ряд научных работ на эту тему.
Этернализм
Второй подход называется этералистским или подходом блочного времени. Эйнштейн поддерживал эту интерпретацию до такой степени, что она стала основной частью его философии жизни. В одной из версий этой интерпретации «сейчас» является иллюзией. Мы — умы, переживающие фиксированную четырехмерную реальность, как человек, сканирующий картину глазами. Наше внимание блуждает по временной шкале, воспринимая то, что есть, чтобы видеть, слышать, осязать, пробовать на вкус и ощущать запахи.
Наше восприятие времени, движущегося в упорядоченном линейном направлении, является иллюзией, созданной нашими мозгами. Ваш ум не может знать ничего, кроме того, что говорит ему мозг, и мозг убеждает ум, что время движется, но, как в кино, оно не движется. Это просто последовательность снимков, представленных уму, с воспоминаниями, чтобы убедить вас, что вы существовали всего мгновение назад.
Эта интерпретация иногда называется B-теорией времени и восходит к книге Дж. М. Э. Мактаггарта 1908 года «Нереальность времени». Она обязательно дуалистична, потому что предполагает существование нематериального ума и приписывает ему восприятие времени. Физический мозг создает иллюзию потока времени. Но ум должен каким-то образом уметь переживать разные моменты и ни два момента одновременно.
Курт Воннегут включил B-теорию времени в свой классический роман о Второй мировой войне «Бойня номер пять». Если что, роман показывает, насколько абсурдной является эта идея.
Этернализм глубоко проблематичен. Он не только предполагает ум, отделенный от тела, но и ум, способный перемещаться по времени, как призрак, возможно, через сверхъестественные средства. Это создает больше проблем, чем решает, и не имеет статуса научной теории.
Странным образом, есть много ученых, которые являются этералистами и не верят в нефизические причины, что ставит их в философское затруднение, которое можно было бы решить с помощью второй временной координаты, как мы увидим.
Полублочное время
Третий вариант — предположить, что время состоит из прошлого, но «сейчас» является границей этого измерения, и оно растет, как верхушка растения по направлению к Солнцу. Полублочное время страдает от тех же проблем, что и презентизм, и поэтому нуждается в многовременной интерпретации, чтобы иметь смысл в рамках теории относительности. Из-за сходства я не буду дальше рассматривать его.
Этернализм с другим временным измерением
Четвертый подход — это этерализм не с одним, а с двумя временными измерениями. Измерение относительности — это измерение событий и истории. Измерение «сейчас» означает текущий момент, движущийся по истории.
Поскольку наше положение в «сейчас» и текущий момент в истории полностью коррелируют, мы теряем (по крайней мере локально) то, что физики называют «степенью свободы», и поэтому Вселенная кажется четырехмерной, а не пяти. Мы не можем двигаться в истории, не перемещаясь в «сейчас» на ту же величину. И единственный способ различить два измерения — это теория относительности.
Наука до сих пор медленно усваивает этот философский вывод. Теории времени, по сути, склонны игнорировать опыт времени в целом — тот факт, что каждая точка времени является «сейчас» в какой-то «точке», и что это требует дополнительного измерения для объяснения, оставлено вне всех уравнений.
Те, кто все же рассматривает это, склонны фокусироваться на многовременном подходе презентизма. Однако не ясно, можем ли мы полностью фолировать Вселенную, включая все типы черных дыр. Существует тип фоляции, называемый «временем Йорка», который может учитывать их. Однако время Йорка должно быть универсальным во всей Вселенной, от космического масштаба до масштаба Планка, чтобы презентизм имел смысл.
Для того чтобы этералистская интерпретация времени имела смысл, необходимо иметь два временных измерения, точка. Невозможно интерпретировать движение по блочному времени без другого измерения для объяснения движения, если не обращаться к сверхъестественному.
Преимущество этерализма с двумя временными измерениями в том, что он допускает геометрии пространства-времени, которые нельзя разделить на слои. Эти включают замкнутые времеподобные кривые (CTCs), червоточины, ведущие в прошлое, которые фоляция исключает. Поскольку мы не наблюдаем ничего, путешествующего назад во времени, это не физическое наблюдение, которое нам нужно учитывать, но потенциально на самых малых квантовых масштабах CTCs могли бы появиться.
Кроме того, квантовая физика естественным образом включает корреляции между всеми точками в пространстве-времени одновременно. Действительно, мы можем показать, что в квантовой теории поля теория относительности нарушается с экспоненциально уменьшающейся вероятностью с увеличением расстояния. Это также может привести к странному эффекту, называемому ретрокаузальностью, когда будущее влияет на прошлое, явлению, которое никогда не наблюдалось, но предсказано стандартной квантовой теорией.
Предсказание возникает, потому что все квантовые теории симметричны по времени. Они не различают будущее и прошлое.
Презентистская перспектива полностью исключает ретрокаузальность, потому что она асимметрична по времени. Тем не менее, CTCs, происходящие на уровне квантовой пены в теории квантовой гравитации, могут сделать кратковременную ретрокаузальность регулярной особенностью нашей Вселенной.
Между тем, этералистский подход с двумя временными измерениями является симметричным по времени, в согласии с квантовой теорией, потому что у него есть еще одно измерение, которое не симметрично и не появляется ни в каких уравнениях (пока).
Ретрокаузальность также имеет философский смысл с точки зрения свободной воли, если у вас есть два временных измерения, но не если у вас одно. В случае с двумя временными измерениями у вас может быть история, включающая все время, в нашем обычном временном измерении с двумя событиями, A и B, так что B происходит позже, чем A, но вызывает A. Например, предположим, что B — это путешественник во времени, отправляющийся в прошлое, а A — это этот путешественник, убивающий своего собственного дедушку.
Теперь, если мы можем наблюдать, что A было вызвано более поздним событием B, у нас есть свободная воля предотвратить B, например, уничтожив машину времени до того, как путешественник во времени сможет ее использовать, создавая временной парадокс. Однако, поскольку мы движемся во втором временном измерении, мы можем предотвратить B и удалить ретрокаузальную связь из истории, поскольку нам позволено «изменить прошлое» без парадокса. Это потому, что вся история может двигаться и изменяться в этом втором временном измерении.
Если квантовые эксперименты покажут, что ретрокаузальность существует, это автоматически исключит презентистскую точку зрения. И по всем вышеупомянутым причинам такое наблюдение также исключило бы одно измерение времени, независимо от того, имеем ли мы свободную волю или нет.
Еще одно преимущество подхода с двумя временными измерениями в том, что он предлагает объяснение проблемы квантового измерения. Я уже писал об этом обширно (ссылки ниже), поэтому не буду вдаваться в подробности здесь.
Таким образом, 5D-вселенная может объяснить две загадки современной физики, время и квантовую теорию, с помощью одной идеи. Это определенно стоит изучения.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
|