<table class="contentpaneopen"><tbody><tr><td class="contentheading" width="100%">
http://www.battlespirit.ru/content/view/513/88/Часть II. Практика. Воздействие на суставы (болевые приемы)
</td> <td class="buttonheading" align="right" width="100%">

</td> </tr> </tbody></table>
Кансет-ваза (воздействие на суставы), как обездвиживание нападающего, является "изюминкой" джиу-джитсу, перекочевавшей в дзюдо, айкидо, самбо и др. Суставы – наименее защищенная часть тела, и они наиболее удобны с точки зрения иммобилизации противника, когда нет необходимости "отключать" его рискованным ударом в жизненно важные точки.
Сила, прилагаемая к тому, чтобы согнуть и выкрутить мизинец руки, незначительна, но уже она может поставить Противника буквально на колени, отбросить его в сторону. Еще более интересно применение палочки – явара, которую вкладывают между пальцев. Ограниченный объем книги не позволяет на этом остановиться подробно, но любознательный человек сам по себе до многого может докопаться и самостоятельно. Хорошо разминайте кисти перед кансетсу-ваза. При применении приемов всегда будет больно, это нормальное явление. Важнее не затягивать болевое воздействие, переходя на щадящий режим, отпуская хватку. Сигналом служит похлопывание по бедру, полу, вскрик. Если у вас есть склонность к нанесению болевых травм, очень скоро партнеры будут избегать вас и будет просто не с кем отрабатывать технику.
Применяя технику обездвиживания, важно уяснить и отработать место приложения техники, направление вращения или сгибания, примерную величину прилагаемой силы.
ТЕХНИКА ПО ТОЧКАМ
Как упоминалось выше, вполне возможно одним нажатием пальцев (в глаз или в пах) вызвать очень резкую боль, останавливающую нападающего (Укэ). Точек воздействия немного, они широко известны, указаны на схеме, основные будут упомянуты в разделе приемов.
ВЫЛАМЫВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ
Являясь слабым местом человеческого тела, суставы пальцев при проведении ключа отзываются болью в кистях и упрощают дальнейшую технику. Надо помнить, что длительное удержание за пальцы – не такое простое дело, как кажется. Тем более что человек в состоянии сильного возбуждения, опьянения, природной слабой чувствительности, религиозного фанатизма, наркотического отравления может запросто, не чувствуя боли, продолжать сопротивление, что приведет к нарушению суставов. Более того, некоторые люди приходят в ярость при одном факте причинения им боли, далее впадая в исступление. К таким применяют бросковую и удушающую технику, что уже более радикально.
Ниже приводятся простейшие болевые воздействия на пальцы (Гюаку-юби):
1 вариант. Болевой на мизинец вкатыванием вовнутрь.
Мизинец сворачивается улиткой, при этом не давать Укэ закрыть ладонь. Здесь можно как сжимать палец, так и вращать его по оси (рис. 41).
2 вариант. Выламывание мизинца от себя, ладонь вниз.
Опираясь большим пальцем в его мизинец, а остальными четырьмя в его запястье, отогнуть палец Укэ от себя. Ладонь Укэ направлена вниз, ваша вторая рука держит его за запястье, не давая вырываться (рис. 42).
3 вариант. Болевой на мизинец, ладонь вверх.
Здесь палец Укэ охватывается всеми пальцами и выламывается от себя, вторая руки придерживает запястье сверху (рис 43).
4 вариант. Болевой на большой палец от себя.
Воздействие на охватываемый палец может быть как на одну верхнюю фалангу, так и на весь палец целиком (рис. 44а, 44б).
5 вариант. Болевой на большой палец наружу.
Одной ладонью держим ладонь Укэ, как будто здороваясь с ним, другой – прижимаем плоскость своей ладони к спинке кисти Укэ, выворачиваем большой палец, зажатый между своим большим и кистью – наружу и немного вниз (рис 45).
6 вариант. Болевой на мизинец и большой, упираясь большими пальцами.
Упираясь большими пальцами в пальцы Укэ, развести их в стороны-назад одновременно. Подобно варианту 4 (рис. 46).
7 вариант. Усиленный болевой на мизинец и большой палец.
Похож на вариант № 4. Тыльная сторона кисти Укэ направлена вверх. Захватив оба пальца всеми своими, отогнуть их один от другого под углом примерно 120 град. Четырьмя пальцами прижимая его запястье вниз, сгибать пальцы Укэ в сторону предплечья (рис. 47).
8 вариант. Болевой на мизинец и большой пальцы, обхватывая.
Пальцы Укэ охватываются более плотно без упора на запястье и отводятся каждый в своем болевом направлении (рис. 48).
9 вариант. Болевой на средний и безымянный пальцы.
Захваченные средний и указательные пальцы Укэ одной своей рукой выламывать по направлению к предплечью, сжимая их плотно и сильно (рис. 49).
10 вариант. Болевой вилкообразный двойной, обхватывая.
Сжав одной кистью указательный и средний пальцы, а другой безымянный и мизинец, развернуть их в стороны и в направлении к предплечью (рис. 50).
11 вариант. Болевой вилкообразный двойной в стороны, с упором в запястье.
Захватив пальцы обратным хватом, надавить большими пальцами у основания захваченных и развести в стороны (рис. 51).
12 вариант. Болевой вилкообразный двойной вверх и на запястье.
Захватив по два пальца, разводим их в стороны к тыльной стороне кисти Укэ, прижимая четыре своих пальца к спинке его ладони (рис. 52).
13 вариант. Болевой на четыре пальца вниз.
Захватив кисть Укэ за запястье одной своей, а второй за четыре пальца, развернуть ее вверх. Упираясь большим пальцем на головки пястных костей, выломать пальцы Укэ, сдвигая свои кисти навстречу (рис. 53).
БОЛЕВЫЕ НА КИСТЬ
Если ладонь раскрыта, болевой на кисть (Тэ-куби) является довольно болезненным приемом. Редко, но встречаются люди, у которых от природы угол изгиба кисти очень велик, большинство же людей, особенно если запястья широкие, испытывают боль сразу же. Прием используется часто при отбирании ножа, палки, пистолета. Может быть успешно проведен, даже если пальцы полностью сомкнуты на рукояти оружия. Лучше, если рука Укэ при этом выпрямлена. На этих ключах требуется уже больше силы, чем на Гюаку-юби, поэтому лучше не растопыривать руки при проведении приема, локти держать ближе к телу.
1 вариант: Болевой на кисть вовнутрь.
Захватив кисть Укэ ладонью к спинке его ладони и своим большим пальцем ниже его большого, а кончики остальных своих пальцев направив в сторону сгибания пальцев Укэ, выломать кисть, сгибая ее в естественном направлении (рис. 54).
2 вариант: Болевой на кисть наружу.
Захватив кисть ладонью к ладони и обхватив его ладонь поперек, выломать в направлении к предплечью в разгибательном движении (рис. 55).
3 вариант: Диагональный, болевой.
Обхватив кисть Укэ со стороны спинки ладони поперек, сильно сжать пальцы и выломать кисть к предплечью, немного вращая (рис. 56).
Кисть Укэ охватывается с тыльной стороны обеими своими и, упираясь большими пальцами в запястье, сгибается в естественном направлении (рис. 57).
4 вариант: Накладной двойной вовнутрь.
Кисть Укэ охватывается одной рукой с тыла, большой палец – вверх. Вторая ложится сверху на свой палец ладонью. Остальные четыре загибают пальцы противника в положение сжатого кулака. Соединяя сгибающее и проворачивающее усилие, выламываем кисть к плечу Укэ (рис. 58, 59).
Из этих основных моделей может быть проведено множество болевых ключей как в положении стоя, так и лежа, что особенно актуально при удержании противника на поду.
Некоторые из этих вариантов мы рассмотрим ниже как составную часть боевого приема.
БОЛЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛОКОТЬ
Выломать локоть (Удэ-гарами) еще сложнее, чем кисть, особенно когда рука Укэ согнута и напряжена. Проще, если рука в локте выпрямлена, болевое воздействие достигается толчком в выпрямленный сустав ладонью, предплечьем или коленом, порой животом. При рычагах желательно все время двигаться (если Укэ стоит) и совмещать болевое выламывающее действие с вращением, не давая Укэ стабилизироваться.
Особенно удобно (чему джиу-джитсу уделяет много внимания) выполнять болевые после того, как противник упал или борьба продолжается в партере либо лежа. Здесь можно воздействовать не только руками, но и всей массой тела, используя скрещенные руки, пропуская руку Укэ подмышку, перегибая через свою ногу.
Вариаций много, приведены некоторые:
1 вариант: узел поперек.
Одной рукой прижимая кисть к полу, просовываем свою правую под локоть Укэ. Обхватывая свою же левую у основания кисти, приподнимаем правым предплечьем левую руку Укэ, проводим болевой. На рисунках 60, 61 показана схема рычага. Белая стрела – направление выламывания.
2 вариант: рычаг локтя при захвате руки двумя ногами.
Укэ на спине. Его правое запястье повернуто ладонью вверх. Одна нога блокирует туловище, а вторая – голову, плотно сжимая. Правая стопа пропускается под его правую лопатку, запястье тянуть к себе-вниз. Не касаться головой пола, откидываясь назад. Рука Укэ должна быть по отношению к туловищу под углом не менее 90 град. (рис. 62).
3 вариант: рычаг локтя плечом и предплечьем. Укэ – на спине, после броска. Стоя на коленях над ним, левым коленом блокировать правое плечо Укэ, правой голенью нажимать на живот. Укэ протягивает руку, пытаясь схватить за отворот. Блокировать его левое запястье между своим правым плечом и головой и двумя руками перегнуть локоть Укэ рычагом (рис. 63).
4 вариант: рычаг локтя грудью.
Укэ лежит на груди. Захватить обеими руками запястье Укэ, протягивая его вверх, грудью перегибая Локоть (рис. 64).
5 вариант.
Укэ, стоя, бьет прямой кулаком в голову. Уклонившись, выломать локоть "ножницами" обоих предплечий (фото 10).
БОЛЕВЫЕ НА СТОПЫ И НОГИ
При проведении подобных приемов (Гатамэ-ваза) следует быть внимательным, чтобы Укэ не мог ударить второй ногой, и учесть, что боль наступает не так сразу, как в вышеприведенных приемах, и травма более реальна. Они Применяются реже, но не следует сбрасывать со счетов, что может быть придется столкнуться с такой ситуацией, и знание этих рычагов будет вашим козырем. Наиболее простые для применения рычаги:
1 вариант: лицом к Укэ. На один голеностоп.
Укэ лежит на спине. Голеностоп Укэ находится подмышкой. Вторая рука, охватывая, помогает давить снизу. Боль можно увеличить, немного откинувшись назад. Вторая ваша нога фиксирует Укэ, нажимая на точку бедра изнутри сверху вниз, либо стопой в нижнюю часть живота, когда вы стоите на одном колене. Другая рука давит сверху на голень (рис. 65).
2 вариант: на два голеностопа.
Укэ лежит на спине. Захватив оба голеностопа, произвести рычаг. Обе ваши руки сцеплены, предплечьями надавливая снизу (рис. 66).
3 вариант: спиной к Укэ. На один голеностоп.
Начав из положения стоя, где Укэ лежал на боку, развернуться, поворачивая Укэ (или он сам разворачивается на живот, а вы следуете за ним). Сесть на ягодицы и откинуться назад, производя рычаг голеностопа и тазобедренного сустава (рис. 67, 68).
4 вариант: на два голеностопа.
Ущемление обоих суставов, держа их подмышками, сидя на Укэ (рис. 69).
5 вариант: вкладывая голень Укэ.
Укэ лежит на животе, вы – присев на одно колено. Захватив за стопу дальней от себя голени лежащего, вложить ее в подколенную впадину Укэ. Затем нажать сверху, опуская стопу второй ноги к его ягодицам. Таким образом, болевой эффект будет и в голеностопе и в коленном суставе (рис. 70). Можно вложить не стопу Укэ, а свою голень или бедро.
6 вариант: перегибая через колено.
Стоя захватить стопу Укэ и перегнуть через свое правое колено-бедро, вовнутрь-вниз (рис.71).
7 вариант: создание рычага своими ногами.
Вы находитесь на полу, подцепите его голень и отведите в сторону-наружу. Одновременно приподнимите голову противника от пола и откиньтесь назад, разводя своими руками колени Укэ в сторону-наружу (рис. 72),
БОЛЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ШЕЮ
Тренируясь, приемы выполнять осторожно, без рывков, не забывая, что Куби-хишиги опасно для шейных позвонков.
1 вариант: прогибание головы назад за подбородок.
Укэ лежит на животе, оседлав его сверху, обеими руками обхватить подбородок. Откидываясь назад, прогнуть шею до болевого (рис. 73).
2 вариант: прогибание назад за лоб.
Проводить прием, оттягивая голову назад ладонями, наложенными на лоб Укэ (рис. 74).
3 вариант: вращение головы набок.
Укэ лежит на животе, вы верхом на его спине. Одной ладонью захватив подбородок, а второй упираясь в боковую сторону головы Укэ, развернуть ее по оси (рис. 75).
4 вариант: прогибание головы к груди.
Укэ лежит на спине. Навалившись на' него грудью, локтями надавить вниз, мешая Укэ свести руки. Одновременно охватив его голову сзади по затылку, потянуть к себе. Свою голову прислонить к голове Укэ, наваливаясь на него сверху или сбоку (рис. 76).