Предприниматель не должен быть «на все руки»
В одном человеке всё соединить всегда невозможно, и любой хороший инновационный бизнес (и стартап как таковой), всегда строится на команде. 3-5 человек, которые «болеют» идеей, и каждый из них готов играть свою роль в проекте. Нельзя быть специалистом во всем: если ты хороший лидер – идеолог проекта, если ты можешь «зажечь» всех и повести за собой - это абсолютно не означает, что ты хороший менеджер.
Помимо человека, который вдохновляет, нужен соратник с процедурным подходом, который следит за тем, чтобы сроки выполнялись, финансами и т.д. Еще в команде должен быть специалист, который мыслит и с точки зрения продукта и его упаковки – маркет-менеджер. Лидер проекта не всегда способен «просчитать» продукт и понять, что нужно потребителю и будет пользоваться спросом.
Проблема отечественных инноваторов в том, что они слишком верят в свои единоличные силы. Им без минимум 2-3 людей, которые смогут поднять проект, не обойтись. Участники команды должны быть единомышленниками, а не просто работать за зарплату. Они должны «болеть» стартапом, как и сам инноватор.
В российской практике часто разработчик идеи встает на пост руководителя проекта, не уступая место менеджеру или маркетологу, позднее пришедшему в проект. Но ведь это не всегда правильно. Проектный менеджер должен быть человеком с отличными организаторскими способностями. У людей, которые с ним работают, должно сложиться ощущение, что их направляют в работе. Так что способности лидерства в инновационном стартапе не всегда свойственны самому изобретателю. Как правило, люди, которые занимаются научной деятельностью, они рассеяны и живут «в другом мире». Они настолько далеки от прагматики, что не готовы быть одновременно ученым и профессиональным менеджером. Такое сочетание крайне редкий, хотя и возможный случай.
Зворыкинский проект часто приглашает зарубежных, в том числе американских, венчурных инвесторов, которые делятся опытом с нашими стартаперами. И я часто слышал от них, что если нет команды, они инвестировать, скорее всего, в проект не станут. Они говорят, что инвестируют в команду - не в идею, не в бизнес-план, а в команду, когда есть пять человек, «болеющих» идеей настолько, что верят, что им удастся сломить все. Тогда мы знаем, говорят они, что инноваторы действительно «сломают» стереотипы на рынке и в сознании покупателей. Возможно, они изначально не столь опытные менеджеры, и инвесторы их постоянно направляют и поправляют, но главное в инновационном проекте - люди.
А когда приходит один человек (может быть, их будет двое) - это командой не назовешь, даже если они пришли с гениальной идеей. Инвестор скажет им «нет», ведь даже прекрасную идею можно всегда испортить ее реализацией. А можно и, наоборот, посредственную идею сделать «конфеткой» при качественном воплощении. И она будет популярна, будет иметь огромный коммерческий успех. Так что от людей всегда зависит больше, чем от самой идеи. Поэтому в США, как мне кажется (в силу того, что люди смотрят и видят, как это вокруг происходит), стартаперы не стараются делать это в одиночку.