Guest
|
Автор Братусь Б.С.
Нормальное развитие — это такое развитие, ко¬торое ведет человека к обретению им родовой чело¬веческой сущности. Условиями и одновременно кри¬териями этого развития являются отношение к дру¬гому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода "человек" (центральное и системообразующее от¬ношение); способность к децентразации, самоотда¬че и любви, как способу реализации этого отноше¬ния; творческий, целетворящий характер жизнеде-ятельности; потребность в позитивной свободе; спо¬собность к свободному волепроявлению, возмож¬ность самопроектирования будущего; вера в осу¬ществимость намеченного; внутренняя ответствен¬ность перед собой и другими, прошлыми и будущи-ми поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни.
Подчеркнем следующее. Во-первых, я отдаю себе полный отчет, что с этим определением можно спо¬рить, можно менять, дополнять предложенные кри¬терии, но главное — та направленность, которую они образуют, высвечивают. Речь в определении не о состоянии, а о тенденции, собственно развитии, т.е. не о некоем месте пребывания, стояния, а о пути, движении, полном риска.
Второе. Конечной, предощущаемой, предвидимой нами цели мы никогда, по сути, во всей предельной полноте не достигаем. Великий Гете, подводя итог своей долгой и столь, казалось бы, многоуспешной жизни, признавался, что у него чувство, будто он ворочал неподъемный камень, пытаясь уложить, ус¬тановить его в некое уготованное для него место. Всю жизнь, с огромными усилиями, но так и не уло¬жил. Ещё раз: норма, прежде всего, — движение туда, а не пребывание там.
И третье. Напомним, что речь в определении — о развитии человека, признаках его нормального бы¬тия, тогда как личность, согласно нашему понима¬нию, — специфический инструмент, орудие этого раз¬вития и в качестве такового оценивается в зависи¬мости от того, как служит своему назначению, т.е. способствует или нет приобщению человека к его сущности. В свою очередь личность необходимо разводить с "психическим", на чем настаивал Алек¬сей Николаевич Леонтьев, говоря о "личностном" как особом "измерении". Поэтому человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запо¬минать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, са-модостаточным и т.п.) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направ¬лять свою жизнь к достижению человеческой сущ¬ности (религиозный мыслитель сказал бы — к Об¬разу Божьему в человеке), удовлетворяться сур-рогатными ценностями и т.п. Кстати, если говорить о тенденциях современного общества, то приходит¬ся с горечью признать, что для все большего коли¬чества людей становится характерным именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен.
Последний раз редактировалось Lira; 24.01.2013 в 19:02.
|