Боги Древней Индии
Боги брахманизма и индуизма
Авалокитешвара — в буддийской мифологии
бог сострадания, олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.
Агни —
бог огня очага и жертвенного костра. Агни считался главным из земных
богов, воплощением священного огня, который возносил жертву на небо языками пламени.
Брахма —
творец и правитель мира, отец
богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных
богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.
Варуна — всеведущий и карающий
бог-судья,
бог неба, наряду с Индрой величайший из
богов ведийского пантеона. Варуна — воплощение мирового порядка и
истины. Он искал виновных, карал их и отпускал
грехи.
Вишну — в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых
богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти: Вишну — хранитель мироздания; величественный и ужасный, но менее грозный, чем Шива.
Ганеша — в индуистской мифологии "владыка ганы" — божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.
Дьяус, в ведийской мифологии
бог дневного неба, персонифицированное небо, муж Притхиви, отец Ушас, Сурьи, Парджаньи, Агни, ашвинов, адитьев, марутов, ангирасов.
Индра —
бог грома, молнии и войны, глава
богов, позднее — локапала. В правой руке
бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем.
Сурья — в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око
богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи — озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.
Хануман — обезьянообразный
бог, сын
бога ветра Ваю. Древние полагали, что Хануман способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, а также обладает божественной силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы.
Шива — в индуистской мифологии один из верховных
богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива —
бог-
творец и вместе с тем
бог времени и разрушения,
бог плодородия и в то же время
бог-аскет.
Яма — владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного
человека, пережившего великий потоп; его сестра и спутница, а также шакти, воплощение его творческой энергии — Ями.
Пантеон
богов Индии исчисляется тысячами, при этом условно их можно разделить на
богов индуизма и
богов ведических. При этом
боги индуистские
боги подразделяются на основных
Богов - Махадевов, к которым относятся Шива, Вишну, Брама; дэвов -
богов второго порядка, и дэвата -
богов локальных и домашних. К ведическим
Богам относятся Индра, Варуна, Ваю, Ума и другие, которым в Индии и странах Индостана также отдают почести. Имена
Богов используются в Индии довольно часто, их произнесение непременный атрибут
богослужений, некоторые мантры состоят из перечисления имен
богов как Шри деви мантра.
Богини
Деви — в индуистской мифологии жена
бога Шивы. Отражает творческую энергию супруга(шакти). В соответствии с двумя ипостасями Шивы,
бога-создателя и
бога-разрушителя, она выступает то в кротком облике, как Парвати, то в грозном, как Кали
Дурга — в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала
богиней-воительницей, защитницей
богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов — уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола [Махиши, изгнавшего
богов с небес на землю.
Кали — в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой
богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой. Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу.
Лакшми — в индийской мифологии ассоциируется со многими
богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого
бога Вишну, воплощение его творческой энергии.
Богиню
богатства и
счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и чистоты.
Парвати — в индуистской мифологии одно из имен супруги
бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного
бога Ганеши, которого создала из своего пота.
Ума — благая ипоставь Деви, жены Шивы. Ума была дочерью ансары Менаки, полубожественного женского существа, обитавшего преимущественно на небесах.
Здесь есть множество изображений индуистских и буддийских божеств
Аватары божеств
Вайрочана — в индуистской мифологии асур, сын Прахлады, царя асуров. Вайрочана и Индра стремились познать Атман, что означает "я", или высшую духовную сущность. В буддийских учениях Вайрочана, главный из пяти дхьяни-будд или "будд созерцания", или "великих будд мудрости", является олицетворением "абсолюта".
Кришна — в индуистской мифологии аватара Вишну, хранителя вселенной, традиционно считается его единственной истинной аватарой. По преданию Вишну явился в мир человеком в облике Кришны, сыном Деваки, сестры царя Кансу.
Рама — в индуистской мифологии седьмая аватара (воплощение) Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тираний царя ракшасов Раваны. Земными родителями Рамы считались царь Дашаратха и его жена Каусалья.
Мифические существа
Гаруда — в индуистской мифологии царь птиц, сын мудреца Кашьяпы и богини ночи Дакши, ездовое животное Вишну. Когда Гаруда родился, боги, ослепленные сиянием его тела, приняли его за Агни, бога огня, и восславили как олицетворение солнца. Гаруда враждовал со змеями-нагами, "пожирателем" которых являлся.
Наги — в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или нескольскими человеческими головами, дети Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Наги являлись владыками подземного мира — паталы, где находилась их столица Бхогавати и где они стерегли несметные сокровища земли.
Шеша — в индуистской мифологии тысячеголовый змей, который поддерживал землю и служил ложем для Вишну, когда тот спал в интервалах между творениями мира.
Якши — в индуистской мифологии полубожественные существа, которые родились из стопы Брахмы одновременно с ракшасами, одним из основных классов демонов. Якши были благожелательны к людям, они охраняли его чудесные сады бога богатства Куберы, а также сокровища, зарытые в земле и пещерах.
Источник