|
Полезные ссылки: 0.Ориентация по Форуму 1.Лунные дни 2.ХарДня 3.АстроСправочник 4.Гороскоп 5.Ветер и погода 6.Горы(Веб) 7.Китайские расчёты 8.Нумерология 9.Таро 10.Cовместимость 11.Дизайн Человека 12.ПсихоТип 13.Биоритмы 14.Время 15.Библиотека |
|
Важная информация |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
07.05.2024, 09:33 | #1 |
Senior Member
МегаБолтун
|
психолингвистика. речь-мышление-психология.
https://dzen.ru/a/ZNyUie9ZBUUol-gl?from_site=mail
ГИПОТЕЗА СЕПИРА - УОРФА 16 августа 2023 450 прочитали Язык не зря считают неотъемлемой частью культуры человека - представителя того или иного народа, национальности, нации. И то, как человек выражает свои мысли, во многом говорит не только о том, как он мыслит, но и вообще о том, как он живёт. В этом смысле испокон веков считалось, что если у людей примитивный словарный запас, то у них и всё остальное примитивное - быт, досуг, верования, кулинария и пр. И наоборот, чем язык богаче, тем более разнообразна, интересна и насыщенна жизнь его носителей. Причём, что очень важно, тут наблюдается на только прямая, но и обратная связь, то есть богатство языка может быть не только следствием, но и причиной всего остального. А ещё древние заметили, что поскольку языки разных народов сильно отличаются по своей структуре, это находит прямое отношение и в мировоззрениях людей, их когнитивных процессах. Позже это было оформлено в виде так называемой "гипотезы лингвистической относительности" или ГИПОТЕЗЫ СЕПИРА - УОРФА. Вкратце её можно изложить в двух предложениях:
Кроме того, есть же языки синтетические, в которых отношения между словами выражаются с помощью падежных окончаний (славянские, балтийские, тюркские, финно-угорские языки, латынь, исландский, ирландский и пр.), и аналитические, в которых грамматические отношения имеют тенденцию к передаче в основном через синтаксис, то есть через отдельные служебные слова (предлоги, модальные глаголы и т. п.) через фиксированный порядок слов, контекст и/или интонационные вариации, а не через словоизменение с помощью зависимых морфем (окончаний, суффиксов, приставок и т. д.). К аналитическим относятся китайский, болгарский, персидский, итальянский, испанский, португальский, французский, датский языки и др. Учитывая это, можно предположить, что на самых ранних этапах изучения языка у ребёнка по-разному формируется система восприятия информации, воображения, запоминания и пр. А значит, и познания окружающего мира в целом. Известно также, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида. Наконец, стоит напомнить банальный факт: пытаясь изменить уже существующий язык в ту или иную сторону, человек самым определённым образом пытается повлиять и на формат мышления, что также отражается на его мировоззрении. Например, если он, по доброй воле или принуждению, использует в своей речи грубые слова и обороты, это подсознательно заставляет его вести себя более грубо и по-мужлански, чем если бы он использовать всякие детсадовско-рыночные деминутивы ("не хотите ли икорки, балычка, рыбки, хлебушка, картошечки, лучка, свеколки?"). Точно так же сегодня массовое сознание пытаются изменить феминистки, агрессивно насаждающие чуждые уху и сердцу варианты "редакторка, фотографка, дирижёрка, докторка" и пр. Эти люди убеждены, что если им удастся повлиять на содержание словарей и нормы написания слов, это изменит и мировоззрение людей в плане большего уважения женщин, ведь у нас так много "мужских" названий и так мало "женских"! (Про "засилье мужских эпонимов в медицине" я писал совсем недавно.) Возвращаясь к самой гипотезе, стоит отметить то, что её название, как ни странно, тоже в определённом слове искажение действительности, ибо учёные-лингвисты Эдвард Сепир и Бенджамин Уорф никогда не были соавторами и никогда не заявляли о своих идеях как о научных гипотезах. Похоже, кому-то просто понравились взгляды этих людей, и кто-то решил запечатлеть их в истории, не особо вникнув в то, кто есть кто. И было бы куда уместнее вспомнить тут, например, великого немецкого учёного Вильгельма Гумбольдта, которые в XIX веке очень много писал о том, как язык влияет на дух нации. Но - увы, это осталось за кадром. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Сепир,_Эдуард Эдуард Сепир (26 января 1884 - 4 февраля 1939) - американский лингвист и антрополог. Член Национальной академии наук США, президент Американского лингвистического общества и Американской антропологической ассоциации. Родился в Лауэнбурге, Германия (ныне - Лемборк, Польша), в семье синагогального кантора. Потом семья переехала в Ливерпуль, а затем в Нью-Йорк. Сепир окончил Колумбийский университет, затем стал профессором Чикагского университета, преподавал в Йельской университете. Занимался описанием нескольких индейских языков запада США (яна, такелма, вишрам и др.), применяя к ним те же строгие методы анализа, которые используются при исследовании индоевропейских и семитских языков. Заведовал антропологией в Геологической службе Канады, исследовал языки индейцев северо-западного побережья, а также навахо, хупа, юте и т.д. Провёл целый ряд широкомасштабных сравнительных исследований. В своих работал Сепир показал, что каждый язык характеризуется основополагающими структурами, которые и определяют наличие в данном языке специфических звуков, слов и грамматических особенностей; эти структурные черты языка-предка являются причиной сходного развития языков-потомков (концепция «дрейфа»). По мнению Сепира, язык, культура и личность сливаются в единое целое; язык - это «символический ключ к поведению», потому что опыт в значительной степени интерпретируется через призму конкретного языка и наиболее явно проявляется во взаимосвязи языка и мышления. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Уорф,_...джамин_Ли.jpeg Бенджамин Ли Уорф (24 апреля 1897 - 26 июля 1941) - американский лингвист, специалист по языкам американских индейцев. Родился в Уинтропе, штат Массачусетс, в семье художника. Окончил Массачусетский технологический институт по специальности "химик-технолог". Основной профессиональной деятельностью Уорфа, которой он занимался всю жизнь, было страхование от пожаров. Хотя языками он интересовался с ранних лет, и в молодости он изучал иврит, чтобы прочесть Библию в подлиннике. Во время служебных поездок он познакомился с индейцами хопи и увлёкся их языком, поразившим его радикальным несходством с европейскими языками. И пришёл к выводу, что оно связано с другим, но не так, как все думают, а иначе, наоборот. Большое влияние на Уорфа оказали лекции Эдварда Сепира, которые он слушал в Йельском университете. Сам Уорф читал лекции там же, не оставляя, однако, своей работы в страховой компании, где он в конце жизни получил должность заместителя директора. Работы этих двух учёных оказали крайне стимулирующее воздействие на развитие таких дисциплин, как этнолингвистика, психолингвистика, общая семантика и грамматическая типология.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
Закладки |
Опции темы | Поиск в этой теме |
Опции просмотра | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
мышление в целом | Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы | 1.3 Мышление | 8 | 14.07.2024 17:16 |
Саногенное мышление | АллатРа | 1.2.1 виды психологических технологий | 2 | 21.02.2024 19:00 |
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ | Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы | 4 Системо-синергетика | 1 | 08.01.2024 21:33 |
познавательно язык, речь, мышление, слова | Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы | 3.4.1 искусство | 53 | 25.11.2020 21:49 |