Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
01.03.2011, 00:23
http://www.solium.ru/forum/showthread.php?p=106041#post106041
Античная философия ФАЛЕС
( ок. 625 - 547 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение Фалеса (логоидеограмма):
- "Бог древнее всего, ибо он не сотворен"
- "Всё полно богов"
- "Что есть всё?"
- "Начало всего есть вода"
- "Душа присуща даже неодушевленным телам"
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image002.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image002.gif)
Вопросы:
1. Каким логическим путем Фалес доказывал, что всё состоит из воды?
2. За какие три вещи благодарил судьбу Фалес?
3. Дайте ответы на данные загадки и сравните затем с ответами Фалеса:
- Что древнее всего?
- Что прекраснее всего?
- Что больше всего?
- Что мудрее всего?
- Что сильнее всего?
Анаксимандр
( 610 -546 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Рождение происходит не через изменение стихии, а через обособление благодаря вечному движению противоположностей"
- "Есть рожденные боги, которые периодически возникают и исчезают "
- "Из чего вещи получают своё рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости "
- "Части изменяются, целое же остается неизменным"
- "Вся материя живая "
- "Вначале человек родился от животных другого вида "
- Апейрон - это не вода, "но какая-то иная, неограниченная природность "
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image003.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image003.gif)
Вопросы:
1. Является ли у Анаксимандра айперон первоначалом в виде стихии или он есть нечто отличное от нее?
2. Каки противоположности, по мнению Анаксимандра, являются причиной рождения и гибели?
3. Истолкуйте выражение Анаксимандра:"Из чего вещи получают свое рождение, в то они и возвращаются, следуя необходимости. Все они в свое время наказывают друг друга за справедливость"
Анаксимен
( ок. 585 - ок. 525 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Дыхание и воздух объемлют весь космос. Из них все возникает, и в них все разрешается "
- "Воздух - начало души, богов и божеств - прозрачная невидимая субстанция "
- "Воздух порождает все вещи ... путем сгущения и разрежения. "
- "Воздух однороден, недоступен чувствам и беспределен."
- " "
http://www.solium.ru/forum/images/statusicon/wol_error.gifНажмите здесь, чтобы посмотреть исходное изображение.http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image004.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image004.gif)
Вопросы:
1.Почему, согласно Анаксимену, воздух производит превращения ?
2. Что возникает вследствие сгущения и разрежегния воздуха? Какой наглядный пример использовал Анаксимен для иллюстрации этого процесса?
3.Выскажите свое мнение о "парадоксе познания" Анаксимена: "Чем больше мы узнаем, тем меньше мы знаем"
Пифагор
( ок. 580 - 500 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Всё на свете, решительно всё на свете гармонично "
- "Космос - небесное живое существо, негибнущее, начало и причина устроения всего миропорядка "
- "Бог един... он всецело пребывает во всем небесном круге, обозревая все порождения "
- "Бог - это число чисел "
- "Природу же начала в вещах трудно усмотреть и познать "
- "Число - начало всего".
- "Начало всего - единица"
http://www.solium.ru/forum/images/statusicon/wol_error.gifНажмите здесь, чтобы посмотреть исходное изображение.http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image005.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image005.gif)
Вопросы:
1. Чем вызвана необходимость использовать числа для объяснения начал по Пифагору ?
2. Почему число 10 Пифагор считал священным ?
3. Истолкуйте выражение Пифагора:"Всё происходит не из числа, но сообразно с числом, ибо в числе - первичная упорядоченность, по причастию к которой и в исчисляемых предметах последовательно упорядоченно первое и второе и т.д."
Парменид
(ок. 540 - 470 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Бытие есть, небытия нет "
- "В основе всего два начала - огонь и вода "
- "Не существует ни прошлого, ни будущего "
- "Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит "
- "Противоречие не соответствует истине "
Вопросы:
1.Можно ли доказать, согласно Пармениду, что несуществующее существует?
2. Что представляет собой бытие по Пармениду?
3. Истолкуйте выражение Парменида:"В познании, откуда бы ни начинать, безразлично, все равно вернешься к началу, ибо истина хорошо закруглена"
Гераклит
( ок. 520 - 460 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Логосу внимая, разумно признать, что все едино "
- "Единое, расходясь, само с собою согласуется: обратно возвращающаяся гармония, как лука и лиры "
- "Образ мыслей человека - это его божество "
- "Все обменивается на огонь, и огонь на все "
- "Все течет "
- "Природа любит скрываться "
- "Идя к пределам души, из не найдешь "
- "Когда мы живем, души наши - мертвы, когда мы умираем, они оживают "
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image006.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image006.gif)
Вопросы:
1. Найдите в древнегреческом-русском словаре значение слова "логос" и сравните с пониманием логоса Гераклитом.
2. Гераклит:"Путь прямой и кривйо один и тот же". Каким термином в истории философии стали обозначать подобный ход мысли?
3. Истолкуйте выражение Гераклита: Бессмертные смертны, смертные бессмертные: друг друга смертию живут, друг друга жизнью умирают."
Зенон Элейский
(ок.490 - ок 430 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Если существует единое, то оно не может быть множественным. "
- Аргументы против множества:
1.Если сущее множественно, то оно должно быть и малым и большим: настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и на столько большим, чтобы быть бесконечным.
2. Если существует многое, то одно и то же будет ограниченным и беспредельным.
3. Если существует многое, то оно должно юыть подобным и неподобным, а это, очевидно, невозможно (диалог Платона "Парменид", 127e).
- Апории (затруднения):
1."Дихотомия" (деление пополам) - движение не может начаться.
2."Ахиллес и черепаха"(Ахиллес никогда не догонит черепаху)
- движение не может прекратиться
3."Стрела" - движущаяся стрела - покоится.
4."Стадий" - сближение тел не есть движение.
Апории Зенона:
1. "Дихотомия"
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image007.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image007.gif)
2. "Ахиллес и черепаха"
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image008.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image008.gif)
3. "Стрела"
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image009.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image009.gif)
4."Стадий"
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image010.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image010.gif)
Вопросы:
1. Какие аргументы выдвигает Зенон для опровержения тезиса о существовании "места" ?
2. А.С.Пушкин:"Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить".
Что бы возразил Зенон коллеге, демонстрирующему таким образом наличие движения, пытаясь оградить свой тезис ("Движенья нет") от подобной критики?
3. Истолкуйте выражение Зенона: "Если миров множество, необходимо полагать, что их столько, столько их есть, не больше и не меньше, а значит их должно быть конечное число; но коль скоро миров множество, они также бесконечны. Ведь между одним и другим можно поместить другие(поскольку всегда делимо до бесконечности пространство между одной и другой вещью), а значит миры бесконечны."
(http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.htm)
Античная философия ФАЛЕС
( ок. 625 - 547 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение Фалеса (логоидеограмма):
- "Бог древнее всего, ибо он не сотворен"
- "Всё полно богов"
- "Что есть всё?"
- "Начало всего есть вода"
- "Душа присуща даже неодушевленным телам"
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image002.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image002.gif)
Вопросы:
1. Каким логическим путем Фалес доказывал, что всё состоит из воды?
2. За какие три вещи благодарил судьбу Фалес?
3. Дайте ответы на данные загадки и сравните затем с ответами Фалеса:
- Что древнее всего?
- Что прекраснее всего?
- Что больше всего?
- Что мудрее всего?
- Что сильнее всего?
Анаксимандр
( 610 -546 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Рождение происходит не через изменение стихии, а через обособление благодаря вечному движению противоположностей"
- "Есть рожденные боги, которые периодически возникают и исчезают "
- "Из чего вещи получают своё рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости "
- "Части изменяются, целое же остается неизменным"
- "Вся материя живая "
- "Вначале человек родился от животных другого вида "
- Апейрон - это не вода, "но какая-то иная, неограниченная природность "
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image003.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image003.gif)
Вопросы:
1. Является ли у Анаксимандра айперон первоначалом в виде стихии или он есть нечто отличное от нее?
2. Каки противоположности, по мнению Анаксимандра, являются причиной рождения и гибели?
3. Истолкуйте выражение Анаксимандра:"Из чего вещи получают свое рождение, в то они и возвращаются, следуя необходимости. Все они в свое время наказывают друг друга за справедливость"
Анаксимен
( ок. 585 - ок. 525 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Дыхание и воздух объемлют весь космос. Из них все возникает, и в них все разрешается "
- "Воздух - начало души, богов и божеств - прозрачная невидимая субстанция "
- "Воздух порождает все вещи ... путем сгущения и разрежения. "
- "Воздух однороден, недоступен чувствам и беспределен."
- " "
http://www.solium.ru/forum/images/statusicon/wol_error.gifНажмите здесь, чтобы посмотреть исходное изображение.http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image004.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image004.gif)
Вопросы:
1.Почему, согласно Анаксимену, воздух производит превращения ?
2. Что возникает вследствие сгущения и разрежегния воздуха? Какой наглядный пример использовал Анаксимен для иллюстрации этого процесса?
3.Выскажите свое мнение о "парадоксе познания" Анаксимена: "Чем больше мы узнаем, тем меньше мы знаем"
Пифагор
( ок. 580 - 500 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Всё на свете, решительно всё на свете гармонично "
- "Космос - небесное живое существо, негибнущее, начало и причина устроения всего миропорядка "
- "Бог един... он всецело пребывает во всем небесном круге, обозревая все порождения "
- "Бог - это число чисел "
- "Природу же начала в вещах трудно усмотреть и познать "
- "Число - начало всего".
- "Начало всего - единица"
http://www.solium.ru/forum/images/statusicon/wol_error.gifНажмите здесь, чтобы посмотреть исходное изображение.http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image005.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image005.gif)
Вопросы:
1. Чем вызвана необходимость использовать числа для объяснения начал по Пифагору ?
2. Почему число 10 Пифагор считал священным ?
3. Истолкуйте выражение Пифагора:"Всё происходит не из числа, но сообразно с числом, ибо в числе - первичная упорядоченность, по причастию к которой и в исчисляемых предметах последовательно упорядоченно первое и второе и т.д."
Парменид
(ок. 540 - 470 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Бытие есть, небытия нет "
- "В основе всего два начала - огонь и вода "
- "Не существует ни прошлого, ни будущего "
- "Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит "
- "Противоречие не соответствует истине "
Вопросы:
1.Можно ли доказать, согласно Пармениду, что несуществующее существует?
2. Что представляет собой бытие по Пармениду?
3. Истолкуйте выражение Парменида:"В познании, откуда бы ни начинать, безразлично, все равно вернешься к началу, ибо истина хорошо закруглена"
Гераклит
( ок. 520 - 460 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Логосу внимая, разумно признать, что все едино "
- "Единое, расходясь, само с собою согласуется: обратно возвращающаяся гармония, как лука и лиры "
- "Образ мыслей человека - это его божество "
- "Все обменивается на огонь, и огонь на все "
- "Все течет "
- "Природа любит скрываться "
- "Идя к пределам души, из не найдешь "
- "Когда мы живем, души наши - мертвы, когда мы умираем, они оживают "
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image006.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image006.gif)
Вопросы:
1. Найдите в древнегреческом-русском словаре значение слова "логос" и сравните с пониманием логоса Гераклитом.
2. Гераклит:"Путь прямой и кривйо один и тот же". Каким термином в истории философии стали обозначать подобный ход мысли?
3. Истолкуйте выражение Гераклита: Бессмертные смертны, смертные бессмертные: друг друга смертию живут, друг друга жизнью умирают."
Зенон Элейский
(ок.490 - ок 430 гг. до н.э.)
Концепты:
Учение (логоидеограмма):
- "Если существует единое, то оно не может быть множественным. "
- Аргументы против множества:
1.Если сущее множественно, то оно должно быть и малым и большим: настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и на столько большим, чтобы быть бесконечным.
2. Если существует многое, то одно и то же будет ограниченным и беспредельным.
3. Если существует многое, то оно должно юыть подобным и неподобным, а это, очевидно, невозможно (диалог Платона "Парменид", 127e).
- Апории (затруднения):
1."Дихотомия" (деление пополам) - движение не может начаться.
2."Ахиллес и черепаха"(Ахиллес никогда не догонит черепаху)
- движение не может прекратиться
3."Стрела" - движущаяся стрела - покоится.
4."Стадий" - сближение тел не есть движение.
Апории Зенона:
1. "Дихотомия"
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image007.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image007.gif)
2. "Ахиллес и черепаха"
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image008.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image008.gif)
3. "Стрела"
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image009.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image009.gif)
4."Стадий"
http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image010.gif (http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.files/image010.gif)
Вопросы:
1. Какие аргументы выдвигает Зенон для опровержения тезиса о существовании "места" ?
2. А.С.Пушкин:"Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить".
Что бы возразил Зенон коллеге, демонстрирующему таким образом наличие движения, пытаясь оградить свой тезис ("Движенья нет") от подобной критики?
3. Истолкуйте выражение Зенона: "Если миров множество, необходимо полагать, что их столько, столько их есть, не больше и не меньше, а значит их должно быть конечное число; но коль скоро миров множество, они также бесконечны. Ведь между одним и другим можно поместить другие(поскольку всегда делимо до бесконечности пространство между одной и другой вещью), а значит миры бесконечны."
(http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/antiq/kisil_antiq.htm)