Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
16.03.2011, 12:02
http://www.vrazvedka.ru/main/learning/razvedka/book01-bulochko/book-09.shtml
Глава IX
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
МЕТОД - это путь к достижению цели. Правильно избранный метод обеспечивает быстрое и успешное разрешение поставленных задач. Поэтому он должен соответствовать целям и задачам.
Обучение разведчика следует рассматривать как процесс воспитания; боец в процессе обучения изучает и совершенствует приёмы и способы действий, тренируется в них, развивая при этом различные морально-волевые и физические качества.
Обучение боевым приёмам и способам действий надлежит проводить в следующей последовательности.
Ознакомление с приёмом или способом: - назвать приём, образцово показать его в боевом темпе, в медленном темпе;
- кратко указать, в каких случаях и как применять его в бою, и, если нужно, ещё раз продемонстрировать его в боевом темпе.
Изучение приёма или способа: - проделать приём несколько раз; в целом под команду или по знаку обучающего; если нужно, выполнить приём по элементам;
- дать задание обучаемым на самостоятельную отработку приёма; в это время проверить каждого бойца или группу бойцов, указать основные недоработанные моменты или ошибки и способы их устранения.
Тренировка в выполнении и применении приёма: - выполнить приём или способ в сочетании с другими изученными приёмами под команду, по сигналу или знаку обучающего;
- применить приём или способ в комплексе с другими приёмами и способами в различной быстро меняющейся обстановке, приближенной к боевой.
Этой последовательности придерживаться как в отношении отдельных приёмов, так и в отношении нескольких способов действий, которые отрабатываются в данном занятии.
Комплексную тренировку в различных условиях местности проводить с разрешением небольших тактических задач, создавая обстановку, максимально приближенную к боевым разведывательным действиям.
При комплексной тренировке наряду с групповыми действиями широко практиковать индивидуальные действия бойцов по заданию командира.
В комплексной тренировке должно сочетаться несколько видов подготовки, построенных в тактически грамотной последовательности, как, например:
бесшумное переползание, подлезание под проволоку, гранатометание, прыжки в траншеи и наряду с этим действия штыком и автоматом, связывание и доставка пленного переноской;
скрытное передвижение в посевах или кустах, преодоление водной преграды вброд, преодоление завала, длительное пребывание в неподвижном положении, спуск с горы и подъём в гору, бесшумные действия ножом в учебном помещении на чучелах, доставка пленного переноской, повторное преодоление водной преграды с "пленным", скрытное и бесшумное передвижение.
В комплексную тренировку должны вводиться такие приёмы и действия, выполнение которых требует от бойца коротких и частых предельных или длительных физических и волевых напряжений.
В методике обучения бойца боевым приёмам и способам следует использовать спортивные виды подготовки. Так, например, для тренировки бойца в ведении рукопашной схватки использовать приёмы борьбы, бокса, фехтования с, применением деревянных винтовок, палок и ножей с мягким наконечником и т. п.
Эти спортивные приёмы в ряде случаев являются основными или подготовительными средствами для выработки прочных навыков и качеств, необходимых бойцам при выполнении боевых действий.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Специальные занятия по физической подготовке в действующих и резервных частях, а также в учебных разведывательных подразделениях проводятся согласно директивным указаниям для этих частей и подразделений и программам.
Командир части или разведывательного подразделения, сообразуясь с обстановкой, местными условиями, ближайшими и последующими задачами и, наконец, со степенью физической подготовленности личного состава, даёт конкретные указания по отдельным, видам подготовки, а также установки по физической подготовке в целом, исходя из плана боевой подготовки.
Курсантам учебных разведывательных подразделений обязательно прививать на специальных занятиях (помимо освоения общей программы) инструкторские навыки по руководству отделением, группой.
Специальные занятия по физической подготовке проводить в повседневной форме; в действующих частях - с положенным оружием и снаряжением, в резервных и учебных частях и подразделениях - в первый период с учебным оружием, во второй период с боевым оружием и снаряжением.
Занятия с разведчиками по физической подготовке, как правило, проводить двухчасовые; в отдельных случаях, в зависимости от боевой обстановки, плана боевой учёбы, расквартирования и задач, занятия могут быть часовые, а при действиях на различной местности в отрыве от баз 3-4-часовые.
Специальные занятия по физической подготовке проводить по плану. План занятий должен предусматривать правильный подбор упражнений и приёмов для разрешения поставленных задач, а также умелый подбор методов., методических приёмов и форм организации занятий.
Схема занятий
Каждое учебно-тренировочное занятие по физической подготовке строить из трёх частей:
Первая часть - подготовительная (от 15 до 30 мин.).
Задачи подготовительной части занятия:
организовать и подготовить бойцов к занятиям (построить бойцов, направить их внимание на занятия, подготовить их к резким движениям и повысить настроение);
специально воздействовать на физическое развитие бойцов и совершенствование отдельных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, смелости и решительности).
Средства для разрешения задач подготовительной части занятия: а) построения и перестроения, объяснение задач занятия, следование к месту, где должно происходить занятие;
б) упражнения для развития быстроты, скорости действий, ловкости и расторопности в сочетании с различной ходьбой, бегом, перебежками и преодолением препятствий;
г) упражнения из индивидуальной или, групповой зарядки;
д) упражнения для развития быстроты и точности зрительных. с духовых и осязательно-двигательных восприятий;
е) упражнения для развития силы и выносливости;
ж) упражнения для развития смелости и решительности.
При необходимости более сильного воздействия на физическое развитие бойцов, более углубленной отработки отдельных качеств на подготовительную часть выделяется до 1 часа.
Все специальные упражнения, включаемые в одно занятие, отбираются не более чем из трёх разделов; при этом из каждого раздела отбираются 2-3 приёма.
Упражнения из индивидуальной или групповой зарядки проводятся.тогда, когда надо разогреть бойца.
Тренируя бойцов в специальных упражнениях, командир должен помнить, что упражнение нужно не изучать, а выполнять и путём многократного и разнообразного повторения его добиваться развития того или иного определённого качества и совершенствования навыка.
Вторая часть - основная (от 30 до 80 мин.).
Задачи основной части занятия:
обучение бойца боевым физическим приёмам и способам действий и доведение навыков в применении, этих приёмов до мастерства;
комплексное применение усвоенных приёмов и способов действий в разнообразной обстановке, приближенной к боевой, с большими физическими и волевыми напряжениями.
Средства для разрешения задач основной части занятия: а) способы передвижения и преодоления препятствий в разнообразных условиях местности и обстановки, при различном грунте;
б) способы передвижения в воде и преодоления водных преград;
в) способы гранатометания;
г) приёмы владения холодным оружием и борьбы в рукопашной схватке;
д) способы связывания д доставки пленного;
е) парные и групповые бои на палках (ножах) с мягким наконечником в виде.коротких эпизодов боя; преодоление полос препятствий, выполнение комплексных упражнений и заданий по действиям в окопах, траншеях, на различной местности, в учебных помещениях, на тренировочном городке, на тренировочной дорожке, учебные состязания и т. п.
В основной части на первых занятиях больше времени уделять обучению бойца основным боевым приёмам и способам, вначале давая более простые по технике выполнения приемы и способы, а затем переходить к сложным.
В начальном периоде тренировки бойца давать больше коротких сильных напряжений, а затем, когда боец получит некоторую подготовку, вводить сильные и длительные предельные напряжения, вырабатывая разностороннюю боевую выносливость.
В основной части занятия чередовать разные виды подготовки, давая бойцу различные напряжения, т. е. ходьбу, бег, переползание, прыжки, где напряжение ложится главным образом на ноги, чередовать с метанием, лазанием, взлезанием, где напряжение преимущественно ложится на руки. В приёмах рукопашного боя чередовать наступательные действия с защитными (в защитных действиях общая нагрузка всегда меньше).; чередовать исполнение быстрых приёмов и способов действий со спокойными и малоподвижными.
В ненастную погоду, тренировать бойцов в умелом использовании неблагоприятных условий.
Третья часть - заключительная (5-10 мин.).
Задачи заключительной части занятия.
Снизить физическую нагрузку бойцов, подвести итоги занятия и закончить их чётким построением или действием.
Содержание заключительной части занятия: а) бесшумная ходьба, перестроения, упражнения на внимание; упражнения в быстроте и точности зрительных и слуховых восприятии;
б) краткие замечания командира, подводящего итоги занятию; индивидуальные указания бойцам, о положительных сторонах и недостатках;
в) уход с занятий бесшумно или с песней, окончание занятий чётким поворотом, бодрой командой или по внезапному сигналу (знаку).
Формы занятий
В действующих частях и разведывательных подразделениях план отдельных занятий может меняться в зависимости от времени, отведённого на специальные занятия по физической подготовке, от условий проведения занятия и, наконец, от задач, стоящих перед подразделением. Если на занятия отводится небольшое количество часов, то подготовительной части уделять 5-10 мин., отводя больше времени на основную часть.
Из материала основной части отрабатывать необходимые для боевых действий приёмы и способы. Если на занятия отводится достаточное количество времени, но обстановка не позволяет проводить их на местности, то проводить занятия в помещении или земляном сооружении и заниматься преимущественно специальными упражнениями, а также приёмами, которыми можно пользоваться в землянках (действия ножом, связывание пленного, бои на палках с мягким наконечником и т. п.).
Организовывать и проводить занятия по физической подготовке можно в трёх основных формах: одновременной, сменной и поочерёдной.
Глава IX
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
МЕТОД - это путь к достижению цели. Правильно избранный метод обеспечивает быстрое и успешное разрешение поставленных задач. Поэтому он должен соответствовать целям и задачам.
Обучение разведчика следует рассматривать как процесс воспитания; боец в процессе обучения изучает и совершенствует приёмы и способы действий, тренируется в них, развивая при этом различные морально-волевые и физические качества.
Обучение боевым приёмам и способам действий надлежит проводить в следующей последовательности.
Ознакомление с приёмом или способом: - назвать приём, образцово показать его в боевом темпе, в медленном темпе;
- кратко указать, в каких случаях и как применять его в бою, и, если нужно, ещё раз продемонстрировать его в боевом темпе.
Изучение приёма или способа: - проделать приём несколько раз; в целом под команду или по знаку обучающего; если нужно, выполнить приём по элементам;
- дать задание обучаемым на самостоятельную отработку приёма; в это время проверить каждого бойца или группу бойцов, указать основные недоработанные моменты или ошибки и способы их устранения.
Тренировка в выполнении и применении приёма: - выполнить приём или способ в сочетании с другими изученными приёмами под команду, по сигналу или знаку обучающего;
- применить приём или способ в комплексе с другими приёмами и способами в различной быстро меняющейся обстановке, приближенной к боевой.
Этой последовательности придерживаться как в отношении отдельных приёмов, так и в отношении нескольких способов действий, которые отрабатываются в данном занятии.
Комплексную тренировку в различных условиях местности проводить с разрешением небольших тактических задач, создавая обстановку, максимально приближенную к боевым разведывательным действиям.
При комплексной тренировке наряду с групповыми действиями широко практиковать индивидуальные действия бойцов по заданию командира.
В комплексной тренировке должно сочетаться несколько видов подготовки, построенных в тактически грамотной последовательности, как, например:
бесшумное переползание, подлезание под проволоку, гранатометание, прыжки в траншеи и наряду с этим действия штыком и автоматом, связывание и доставка пленного переноской;
скрытное передвижение в посевах или кустах, преодоление водной преграды вброд, преодоление завала, длительное пребывание в неподвижном положении, спуск с горы и подъём в гору, бесшумные действия ножом в учебном помещении на чучелах, доставка пленного переноской, повторное преодоление водной преграды с "пленным", скрытное и бесшумное передвижение.
В комплексную тренировку должны вводиться такие приёмы и действия, выполнение которых требует от бойца коротких и частых предельных или длительных физических и волевых напряжений.
В методике обучения бойца боевым приёмам и способам следует использовать спортивные виды подготовки. Так, например, для тренировки бойца в ведении рукопашной схватки использовать приёмы борьбы, бокса, фехтования с, применением деревянных винтовок, палок и ножей с мягким наконечником и т. п.
Эти спортивные приёмы в ряде случаев являются основными или подготовительными средствами для выработки прочных навыков и качеств, необходимых бойцам при выполнении боевых действий.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Специальные занятия по физической подготовке в действующих и резервных частях, а также в учебных разведывательных подразделениях проводятся согласно директивным указаниям для этих частей и подразделений и программам.
Командир части или разведывательного подразделения, сообразуясь с обстановкой, местными условиями, ближайшими и последующими задачами и, наконец, со степенью физической подготовленности личного состава, даёт конкретные указания по отдельным, видам подготовки, а также установки по физической подготовке в целом, исходя из плана боевой подготовки.
Курсантам учебных разведывательных подразделений обязательно прививать на специальных занятиях (помимо освоения общей программы) инструкторские навыки по руководству отделением, группой.
Специальные занятия по физической подготовке проводить в повседневной форме; в действующих частях - с положенным оружием и снаряжением, в резервных и учебных частях и подразделениях - в первый период с учебным оружием, во второй период с боевым оружием и снаряжением.
Занятия с разведчиками по физической подготовке, как правило, проводить двухчасовые; в отдельных случаях, в зависимости от боевой обстановки, плана боевой учёбы, расквартирования и задач, занятия могут быть часовые, а при действиях на различной местности в отрыве от баз 3-4-часовые.
Специальные занятия по физической подготовке проводить по плану. План занятий должен предусматривать правильный подбор упражнений и приёмов для разрешения поставленных задач, а также умелый подбор методов., методических приёмов и форм организации занятий.
Схема занятий
Каждое учебно-тренировочное занятие по физической подготовке строить из трёх частей:
Первая часть - подготовительная (от 15 до 30 мин.).
Задачи подготовительной части занятия:
организовать и подготовить бойцов к занятиям (построить бойцов, направить их внимание на занятия, подготовить их к резким движениям и повысить настроение);
специально воздействовать на физическое развитие бойцов и совершенствование отдельных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, смелости и решительности).
Средства для разрешения задач подготовительной части занятия: а) построения и перестроения, объяснение задач занятия, следование к месту, где должно происходить занятие;
б) упражнения для развития быстроты, скорости действий, ловкости и расторопности в сочетании с различной ходьбой, бегом, перебежками и преодолением препятствий;
г) упражнения из индивидуальной или, групповой зарядки;
д) упражнения для развития быстроты и точности зрительных. с духовых и осязательно-двигательных восприятий;
е) упражнения для развития силы и выносливости;
ж) упражнения для развития смелости и решительности.
При необходимости более сильного воздействия на физическое развитие бойцов, более углубленной отработки отдельных качеств на подготовительную часть выделяется до 1 часа.
Все специальные упражнения, включаемые в одно занятие, отбираются не более чем из трёх разделов; при этом из каждого раздела отбираются 2-3 приёма.
Упражнения из индивидуальной или групповой зарядки проводятся.тогда, когда надо разогреть бойца.
Тренируя бойцов в специальных упражнениях, командир должен помнить, что упражнение нужно не изучать, а выполнять и путём многократного и разнообразного повторения его добиваться развития того или иного определённого качества и совершенствования навыка.
Вторая часть - основная (от 30 до 80 мин.).
Задачи основной части занятия:
обучение бойца боевым физическим приёмам и способам действий и доведение навыков в применении, этих приёмов до мастерства;
комплексное применение усвоенных приёмов и способов действий в разнообразной обстановке, приближенной к боевой, с большими физическими и волевыми напряжениями.
Средства для разрешения задач основной части занятия: а) способы передвижения и преодоления препятствий в разнообразных условиях местности и обстановки, при различном грунте;
б) способы передвижения в воде и преодоления водных преград;
в) способы гранатометания;
г) приёмы владения холодным оружием и борьбы в рукопашной схватке;
д) способы связывания д доставки пленного;
е) парные и групповые бои на палках (ножах) с мягким наконечником в виде.коротких эпизодов боя; преодоление полос препятствий, выполнение комплексных упражнений и заданий по действиям в окопах, траншеях, на различной местности, в учебных помещениях, на тренировочном городке, на тренировочной дорожке, учебные состязания и т. п.
В основной части на первых занятиях больше времени уделять обучению бойца основным боевым приёмам и способам, вначале давая более простые по технике выполнения приемы и способы, а затем переходить к сложным.
В начальном периоде тренировки бойца давать больше коротких сильных напряжений, а затем, когда боец получит некоторую подготовку, вводить сильные и длительные предельные напряжения, вырабатывая разностороннюю боевую выносливость.
В основной части занятия чередовать разные виды подготовки, давая бойцу различные напряжения, т. е. ходьбу, бег, переползание, прыжки, где напряжение ложится главным образом на ноги, чередовать с метанием, лазанием, взлезанием, где напряжение преимущественно ложится на руки. В приёмах рукопашного боя чередовать наступательные действия с защитными (в защитных действиях общая нагрузка всегда меньше).; чередовать исполнение быстрых приёмов и способов действий со спокойными и малоподвижными.
В ненастную погоду, тренировать бойцов в умелом использовании неблагоприятных условий.
Третья часть - заключительная (5-10 мин.).
Задачи заключительной части занятия.
Снизить физическую нагрузку бойцов, подвести итоги занятия и закончить их чётким построением или действием.
Содержание заключительной части занятия: а) бесшумная ходьба, перестроения, упражнения на внимание; упражнения в быстроте и точности зрительных и слуховых восприятии;
б) краткие замечания командира, подводящего итоги занятию; индивидуальные указания бойцам, о положительных сторонах и недостатках;
в) уход с занятий бесшумно или с песней, окончание занятий чётким поворотом, бодрой командой или по внезапному сигналу (знаку).
Формы занятий
В действующих частях и разведывательных подразделениях план отдельных занятий может меняться в зависимости от времени, отведённого на специальные занятия по физической подготовке, от условий проведения занятия и, наконец, от задач, стоящих перед подразделением. Если на занятия отводится небольшое количество часов, то подготовительной части уделять 5-10 мин., отводя больше времени на основную часть.
Из материала основной части отрабатывать необходимые для боевых действий приёмы и способы. Если на занятия отводится достаточное количество времени, но обстановка не позволяет проводить их на местности, то проводить занятия в помещении или земляном сооружении и заниматься преимущественно специальными упражнениями, а также приёмами, которыми можно пользоваться в землянках (действия ножом, связывание пленного, бои на палках с мягким наконечником и т. п.).
Организовывать и проводить занятия по физической подготовке можно в трёх основных формах: одновременной, сменной и поочерёдной.