Arhum.ru - Forums
Тесты IQ, узнай свой уровень IQ прямо сейчас, РОО САЛЮС
руна Гебо
от я к Я через Мы
карманный справочник мессии
Танец на Грани
Встречаясь и Сливаясь с Тенью
на Пути к Себе
О-Со-Знанность через Гармонию Целостно-Непрерывного Движения,
ОбъЕдиняющего конфликтогенные противоположности в Себе=Мы
Технологии Системы Феникс
· Новости · Группа · Фото & Видео · Семинары · Полезное · Система · Контакты ·

подробнее...

Полезные ссылки:
0.Ориентация по Форуму
1.Лунные дни
2.ХарДня
3.АстроСправочник
4.Гороскоп
5.Ветер и погода
6.Горы(Веб)
7.Китайские расчёты
8.Нумерология
9.Таро
10.Cовместимость
11.Дизайн Человека
12.ПсихоТип
13.Биоритмы
14.Время
15.Библиотека


Вернуться   Arhum.ru - Forums > Путь к Себе через ВМЕСТЕ > 3 Исследование с Интересом к ДРУГим и ИНОМУ. > 2 Технологии > 2.4 Технология. Искусство Хозяина и Творца Своей Жизни > 3. Мышление Абсолюта > 4. Эзотерика и Астрология > 4. И Цзин

Важная информация

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 02.03.2011, 13:17   #1
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,839
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию Практические рекомендации в самобытной обработке

http://i-ching.narod.ru/znacheniya.html

http://i-ching.narod.ru/tayczy.html
ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ ЧЖОУ И
(о Великом Пределе)


Я долго думал над тем, как можно было бы подойти к вопросу описания и объяснения такого принципиального понятия как "Великий Предел", и не нашел ничего лучше, как предложить ознакомиться с теми взглядами на него, которые существуют в разных традициях.
Сама философия Перемен гораздо старше техник, в которых она получила развитие. Но в рамках каждой отдельной практики, основные понятия Перемен переосмысливаются на свой лад, соответственно тому, что для конкретной техники более ценно.
Вот несколько таких представлений: …
… Из Беспредельного рождается Великий предел . Из Великого предела рождаются два начала (Небо и Земля), четыре проявления (большое инь, малое инь, большое ян, малое ян) и пять первостихий (металл, дерево, вода, огонь, земля). Нет ничего, чтобы не рождалось отсюда. Покой изменяет движение, движение трансформирует покой. Опустошаясь, наполняемся. Наполняясь, опустошаемся и изменяем тем самым все сущее. Принцип этого неисчерпаем... Нельзя использовать силу, чтобы наладить циркуляцию Ци. Обретаешь состояние пустоты пещеры, отсутствия себя и отсутствия другого. Эти слова содержат покой, но причина его не видна. Эти слова содержат и движение, но не узреть его след. Это - основная форма для регуляции Ци и вскармливания духа. … … Как уже отмечалось, общепринятым в китайской философии является представление о ци как бескачественном протовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, именуемой хунь дунь (Хаос), тай цзи ( Великий предел ), тай и ( Великое единое), тай чу ( Великое начало), тай сюй ( Великая пустота), а начальными формами дифференциации выступают бином инь-ян и концепция у син (пять протостихий), подчиняющиеся императивам единого дао.
В "Чжуан-цзы" (IV в. до н. э.) усилена тенденция сближения дао с небытием, высшей формой которого является "отсутствие даже следов отсутствия" (у у), то есть не будучи вещью среди вещей, оно делает вещи вещами, порождая порождение (шэн шэн). Иерархически дао стоит выше тай цзи, "обладая им", но часто с ним отождествляется.
Великий предел выражает идею предельного состояния бытия, высшей и главной позиции или степени, охватывающее два смысловых значения: 1) "край", "оконечность", "полюс", этимологически восходящие к понятию "край крыши"; 2) "центр". Впервые этот термин встречается в "Чжоу и" ("Си цы чжуань") (V-IV вв. до н. э.), где сказано, что из него путём последовательного удвоения рождаются сначала инь и ян, а затем всё сущее. Ян Сюн (I в. до н. э. - I в. н. э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истока бытия, этого хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей пневмы ци, вплотную приблизившейся к концу пракосмического единства, уже содержащую потенциальную программу мировых трансформаций и готовую к началу космогенеза, заменил понятие "тай цзи" альтернативным термином "тай сюань" ( Великая тайна). В ХХ в.
Сунь Ятсен (1866-1925) считал категорию " Великий предел " синонимичной западному "эфиру". Существует предположение, что известное ныне графическое изображение тай цзи в виде монады, сыгравшее важнейшую роль в традиционной науке, получило распространение в VII-VIII вв. под влиянием буддийских мандал школы Ми. …
(ФЕНОМЕН ЦИГУН В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ Д. В. Сергеев) (так говорят те, кто исследует Ци)
… Помимо этого, просматривается определенная связь между тайцзицюань и конфуцианством, ведь понятие "тайцзи" (" великий предел ") впервые появилось в главном каноне конфуцианского "пятикнижия" - "Чжоуской книге перемен". Чэнь Си в своем труде "Тайцзицюань по Чэню в картинках" указывает, что "для того, чтобы заниматься тайцзицюань, надо быть просвещенным и усвоить хорошие манеры, чтобы обучать, нужно прежде усвоить теорию, учиться". Эти требования, без всякого сомнения, можно отнести к идеям конфуцианства. Мало того, тайцзицюань имеет непосредственное отношение и к "медицинской школе", поскольку в нем большое внимание уделяется биологически активным точкам и энергетическим каналам. … … Тайцзицюань - это один из наиболее известных и наиболее популярных во всем мире стилей китайского у-шу. Hазвание "кулак Великого предела" восходит к одному из основных понятий китайской космогонии - "тайцзи" ("Великий предел"), с которого начиналось происхождение мира. Считалось, что тайцзи разделился на "лян и" ("двоицу образов") - инь и ян, они в свою очередь, разделившись пополам, породили "сы сян" ("четыре формы"), которые, разделившись, дали "ба гуа" ("восемь триграмм"). Восемь триграмм, переходя одна в другую, своими превращениями "дают всю тьму вещей, существующих в мире". … … Тайцзи можно перевести как "Великий Предел", а Уцзи - как "Без Предела ". Уцзи может также означать "Отсутствие Противоположностей". Это означает, что Уцзи бесформенно и неделимо. Например, изначально во вселенной не было никакой дифференциации, и это состояние - Уцзи. С первым же движением вещи разделились на взаимодополняющие противоположности, названные Инь и Ян, и это состояние называется Тайцзи. Из взаимодействия Инь и Ян возникают и развиваются все вещи. Все объекты, идеи, души и т. д. могут быть определены либо как иньские, либо как янские. Тайцзи-цюань был создан на основе этой теории. …
(Тайцзи: теория и боевая сила. Ян Цзюньмина) (таково видение Великого Предела теми, кто практикует Тайцзыцуань)
… Одно, как вариант - Единое,- это порождаемая Дао "изначальная сила" (Юань-Ци). Концепция этой "изначальной силы", первозданного хаоса сил, в общих чертах тождественна и "великому пределу", Тай-Цзи (некоторые все же различают нюансы); а также и самому понятию Дао, определение которого довольно туманно. Можно сказать, что Дао - этот же принцип, употребляемый в другом контексте, в значениях: путь, метод, закон, учение, истина... Очевидно тождество этих понятий абстрактной составляющей Universum'а в нашей системе, без реализации действия в мире.
Даосизм мы уже разобрали. Больше всего, как нам кажется, на роль Единого подходит термин Тай-Цзи - великий предел , категория, выражающая идею предельного состояния бытия. Однако следует иметь в виду, что значение этого " предела " - бесконечность, так что, возможно, более подходит другое понятие, У-Цзи - беспредельность. … … Дело в том, что ряд идеологем, используемых в традиционной интерпретации, получили соответствующее ей смысловое наполнение достаточно поздно, в основном на рубеже Ранней и Поздней Хань (ок. I в. н. э.), хотя и начали формироваться еще в конце Чжань-го. Так, именно в это время окончательно утверждается концепция "изначальной пневмы" (юань-ци), первозданного хаоса ци, приравленного к "великому пределу" (тай-цзи) "Сицы чжуань", а силы инь-ян окончательно вытесняют конкурировавшее ранее с ними "твердое и мягкое" (ган-жоу) и начинают рассматриваться в качестве фундаментальных модальностей, универсальных форм существования единой пневмы (ци).
Для Цзун-ми одно - это великий ветер, появившийся в пустоте и идентичный единой пневме, Великий Предел (тай цзи), т. е. начало телесного оформления пневмы. Два - это "златоцветные облака небес сияния и звучности" (абхасвара), формирующиеся на основе "поддерживающего мир ветра"; дождь, наполняющий небесный адамантовый мир (цзиньган цзе, вад-жрадхату), - это пневма инь; миры от небес Брахмы до Сумеру - Небо; растворенная в первоначальных водах муть - Земля (так интерпретируется Цзун-ми фраза "Одно рождает два"); существа от мира второй дхьяны и ниже - люди ("Два рождают три"). Весь последующий процесс порождения сущего, описываемый буддийской космологией, соответствует - фразе "Три рождают все сущее". ...
(Космогония и космология в даосизме. Лань) (представления о Великом Пределе в даосизме)
… Тай цзи - "Великий Предел" - категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия. Антонимичная категория - У цзи - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Иероглиф цзи-предел охватывает два смысла: "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". В Си цы чжуань сказано, что "перемены (И) имеют Тай цзи", из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - инь и ян, а затем все сущее. Трактуется как синоним Тай чу - "Великое начало", Тай и - "Великое единое" и Дао - "Путь". Обозначает исходно-целостное, хаотически-недифференцированное состояние мирообразующей ци - "пневмы", и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. … … Тай цзи ("высшее начало", "великий предел") - в китайской космологии, натурфилософии и мифологии: одно из основополагающих понятий, категория, выражающая идею предельного состояния бытия (антонимичная категория - у цзи, "отсутствие предела", "беспредельное").
В космологических представлениях 2-й половины I тыс. до н.э. Т.ц. выступает в качестве исходной точки в возникновении "тьмы вещей", всей вселенной. В "Сицы-чжуани" ("Приложенные изречения. Комментарий [к "И-цзину"]", V-III вв. до н.э.) говорится: "Т.ц. рождает две (элементарные) формы (силы инь и ян), которые рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян), порождающие восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля; см. Ба гуа)".
Комментарии, написанные в III и VII вв. н.э., поясняют, что Т.ц. рождает две элементарные формы, ибо бытие непременно начинается в небытии. Т.ц. существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия (эфир) находилась в смешанном (хаотичном) состоянии и была единой, т.е. являлась "великим началом", "великим единством (Тай-и)". Отождествление Т.ц. с Тай-и, с одним из высших божеств, объектом поклонения и жертвоприношений в Древнем, а затем - в танском (VIII в. н.э.) Китае связывает Т.ц. с мифологией.
Понятие Т.ц. стало одним из центральных в неоконфуцианстве. Чжоу Дуньи сопряг Т.ц. с даосским понятием "у цзи" - неисчерпаемая первозданность. Описав космогенез как следствие движения самого Т.ц., Чжоу Дуньи фактически положил начало толкованию этого понятия кит. традиционной наукой как некой программы мировых трансформаций. По Чжу Си (1130 - 1200), Т.ц. есть совокупность всех принципов (ли), одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению Луны на всякой водной поверхности. Интерпретация и изложение Чжу Си понятия Т. завершили его разработку. Независимо от возникновения при этом полярного расхождения между трактовкой "И цзина" у Чжоу Дуньи (близкой к материалистической) и у Чжу Си (идеалистической), в обоих направлениях Т. является праначалом космогонического процесса, создавшего всю вселенную, включая человека. В XX в. Сунь Ятсен использовал термин "Т.ц." для передачи западного понятия "эфир".
Существует предположение, что известное ныне графическое изображение Т.ц. в виде т.наз. монады, т.е. тёмного и светлого зародышей (или "рыбок"), соединённых в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в VII - VIII вв. под влиянием буддийских мандал. В своём графическом выражении понятие Т.ц. широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо, чаще, вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Понятие и эмблема Т. проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку). … (так говорят словари)
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.03.2011, 13:17   #2
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,839
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

… В понятийной системе китайской философии триграмма Гэнь связана с понятием Великого Предела Тай Цзы. Этот образ-понятие равнозначим с такими фундаментальными категориями, как Дао и Дэ, и имеет космологическое значение. Его терминирующие функции достаточно очевидны. Можно предположить, что Великий Предел и Пи@дец - это одно и то же. …
(К.Крылов) … Напомним, что в Книге Перемен природа первоначально обозначена как целое и названа Великим Пределом . Исходным пунктом здесь является деление Великого Предела на два дополняющих друг друга понятия инь и ян. Далее этот простой принцип противопоставления дополняющих друг друга понятий развивается до универсальной системы представления реальности. …
(Система Книги Перемен. Ханджян О.А., Ханджян А.О.) … Предел Небытия (У-Цзы) и Великий Предел (Тай-цзы). Тай-цзы в движении порождает ян. Когда его активность достигает высшей точки, он успокаивается. Посредством спокойствия Тай-цзы порождает инь. Когда спокойствие достигает высшей точки, активность начинается вновь. Так движение и спокойствие чередуются друг в друге, рождая различие инь-ян и утверждая оба начала.
Из превращения ян в его союзе с инь возникают пять стихий: дерево и огонь, земля, металл и вода. Когда эти пять материальных сил (ци) распределены в гармоническом порядке, текут чередой четыре времени года. Пять стихий составляют одну систему инь-ян, а инь и ян составляют Тай-цзы (Великий Предел) - это по сути У-цзы (Непредел). Пять стихий возникают, обладая каждая своей природой. … … Тай-цзы , Инь, Ян - эти три понятия символизируют изменение во вселенной. Точнее говоря изменение, символизирует Тай-цзы , а инь и ян - пограничные состояния. Когда происходит процесс движения, образуется ян (символизирует активное начало, созидание), в покое образуется инь (символизирует пассивное начало, накопление). … … Тай-цзы является исходной, и одновременно конечной точкой циклического космического процесса.
Тай-цзы в китайском искусстве является символом Великого Абсолюта. Он состоит из волнистой линии, делящей круг на две половины, красную и черную. … … - Хорошо, тогда сформулируй, что такое Великий Предел ?
- Еще одно название цели эволюционного процесса. Я уже говорил тебе, что за каждым нашим движением на этой планете, за каждой мыслью, словом и действием стоит Намерение Духа постичь самое себя в Едином, Воля Его устремления к самоосознанию. Она ведет Мир по извечно бесконечной спирали мгновенных колебаний между абсолютно распределенной гармонией Хаоса и абсолютно структурированной гармонией Великого Предела упорядоченности. От потенциальной возможности осознания, распределенной в изначальной однородности Великой Пустоты - к концентрированному упорядоченному самоосознанию. ... … Мне уже приходилось писать, что Запад не знает Великого Предела (кит. Тайцзы), Абсолюта, регулирующего вселенские энергии, придающего сущему определенный порядок: доходя до какой-то точки, явление начинает обратный путь, чтобы не выродиться в свою противоположность. "Великое Дао - оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает Предела . Не достигая Предела , возвращается к истоку" (Даоэцзин). То есть в эмпирическом мире все движется "туда-обратно" (шунь-ми), пульсирует, подобно вдоху-выдоху, приливу-отливу. "Изменения есть образ движения туда-обратно" - сказано в древнем комментарии к Ицзину "Сицычжуань". Само движение двуедино (но принципу электрического тока), двигаясь туда-сюда по горизонтали, восходит одновременно по двойной вертикальной оси или спирали: "Одно инь, одно ян и есть Дао. Следуя этому идут к высшему Добру" (Сицычжуань). Но восходят к Добру, Благу, идя вперед, отступая назад (шунь - правильный, ни - обратный порядок), так что отступление не есть катастрофа ("ни" близко понятию "хаоса" в синергетике), а есть необходимый момент развития, чтобы одностороннее движение не привело к самоистреблению сущего. Одно прибывает, другое убывает, чтобы могло пульсировать целое на уровне макро - и микромира, от клетки до галактики. Недаром к учению о взаимодействующих инь-ян столь велик интерес ученых. Физики сравнивают его с волновой теорией. Н.Бор сделал модель инь-ян своей эмблемой, дополнив латинским изречением - "противоположности дополняют друг друга". ...
(СИНЕРГЕТИКА И ВОСТОК Т. П. Григорьева) (это было ещё несколько цитат, представляющих из себя взгляды на Тай-Цзы …)
Надеюсь, что чтение не слишком утомило. Гораздо больше утомляют размышления на эту тему ( :) ). Все приведённые выше точки зрения и высказывания правомочны в той или иной степени.
И так, далее собственно то, от чего отталкиваются большинство исследователей вопроса о Великом Пределе.
(Нижеследующие фрагменты уже следует относить к ицзинистике.)

------------------------
Объяснение чертежа Великого Предела (Тайцзи ту шо).
Беспредельное, а затем - Великий предел!
Великий предел приходит в движение, и порождается ян. Движение доходит до предела, и наступает покой. В покое рождается инь. Покой доходит до предела, и снова наступает движение. Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.
Разделяются инь и ян - поэтому устанавливаются два образа.
Ян превращает, инь соединяет - происходит рождение воды, огня, дерева, металла, почвы. Пять пневм распространяются в должном порядке - четыре времени совершают свой ход.
Но пять стихий - это только инь и ян, инь и ян - это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!
Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.
Истинное в Беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным образом соединяются, и происходит затвердевание.
"Небесное дао устанавливает мужское, земное дао устанавливает женское" (цитата из "Си цы чжуани"). Две пневмы взаимно возбуждаются и производят 10 тысяч вещей. 10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.
Только человек приобретает все это в совершенстве и наиболее одухотворен. Его тело оформляется, дух начинает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются - возникают 10 тысяч дел.
Совершенномудрый упорядочивает это с помощью срединности, прямоты, милосердия, справедливости (разъяснение Чжоу-цзы: "Дао совершенномудрого - это только милосердие, справедливость, срединность и прямота"), и главенствует покой (разъяснение Чжоу-цзы: "Отсутствие желаний - причина покоя"). Этим устанавливается предел человека.
Поэтому совершенномудрый "с Небом и Землей согласует свою благодать, с Солнцем и Луной согласует свою прозорливость, с четырьмя временами согласует свой распорядок, с демонами и духами согласует свое счастье и несчастье" (цитата из "Вэнь янь чжуани"). Благородный человек совершенствуется в этом и счастлив, низкий человек идет против этого и несчастлив.
Поэтому сказано: "Установили дао Неба - инь и ян, установили дао Земли - мягкое и твердое, установили дао Человека - милосердие и справедливость" (цитата из "Шо гуа чжуани").
И еще сказано: "Истоки начала есть оборотная сторона конца - в этом познается объяснение смерти и рождения" (цитата из "Си цы чжуани").
О, как велики "Перемены"! В этом их совершенство!

Настоящий перевод трактата сделан В.Е.Еремеевым по шанхайскому изданию сочинений Чжоу Дуньи (Чжоу Ляньси цзи. Ч. 1. Шанхай, 1936, с. 2.)
----------------------
Далее ещё одна интересная выдержка, с некоторыми моими комментариями (помеченными как "***").
Схема циклического развертывания мира
в архаическом представлении китайцев
1.У-цзи. Беспредельное
Круг Вечности,Первозданный Хаос в период великого Растворения Космоса-Пралайи.
*** "Беспредельное" не есть бесконечное. Имеется в виду, что в данном состоянии не имеется "Великого предела", тоесть нет того, от чего можно было бы начать отсчёт Переменам. Образование Точки-центра Вселенной,который "здесь и везде",так называемой Лайя точки-точки растворения в Абсолюте. Точка как "окно" в Абсолютное, Нерождённое, в Нирвану, Великую Пустоту.
*** Образование точки - это лишь дань слабости человеческой фантазии, поскольку "возникновение ниоткуда" человеку легче всего представить как разворачивание из какой-то определённой точки взявшейся ниоткуда. 2.Тай-цзи. Великий предел.
Разделение Мира на прошлое и будущее,на пространство и время.Изначальная цифра 10. Вертикальная линия - Янское качество на Водах Вечности (Огненный Змий над чашей Вод).
*** В представлении использован объект "линия", поскольку линия наиболее просто отождествляется у людей с тем, что способно отделить одно от другого. 3.Лян-и. Два начала(двойная церемония)
Дифференциация Мира на Инь и Ян.Зарождение вращения по часовой и против часовой стрелки.
*** Традиционно имеется два изображения пары "Инь-Ян", когда капли закручены по и против часовой стрелки. 4.Сы-сян. Четыре феномена(четыре стихии)
Развертывание Монады.В каждом Инь содержится Ян,а в каждом Ян-Инь.Ассимиляция-диссимиляция. Образование пространственно-временного креста-свастики из двух турбулентов;уходящий в точку Инь-турбулент и уходящий вовне Ян-турбулент.
*** На данном этапе происходит выявление двуграмм в И-Цзин, или можно говорить, что состояния Ян и Инь внутри себя делятся на "старые" и "молодые" состояния (молодой Ян, старый Ян, молодая Инь и старая Инь).
Здесь же говорится о возникновении пяти стихий. Это не имеет прямого отношения к Переменам, а скорее дань всей китайской традиции, поскольку огромное количество практических дисциплин (таких как китайская медицина, У-син, Фэн-шуй и другие) неразрывно связаны с учением о стихях (реально же, учение о стихиях лучшим образом корелируется с Ба-гуа, тоесть со следующим этапом) 5.Ба-гуа. Восемь триграмм(восемь качеств)
Умножение качеств за счет комбинации возможностей.
*** На схеме изображены триграммы расположенные в порядке последующего неба ("посленебесный чертёж"). 6.Люшисы-гуа. Шестьдесят четыре гексаграммы
Зарождение множества вещей.
*** Гексаграммы - основные операторы Канона Перемен. 7.Всё разнообразие бесчисленных форм
*** Этот этап можно уже приравнять к полноценному Бытию, или тому, что вы можете увидеть оглянувшись вокруг.
Схема последовательного порядка образования Восьми гуа пережних небес
[триграммы] Цянь Дуй Кань Чжень Сюнь Ли Гэнь Кунь [диграммы] молодой Ян старый Ян старая Инь молодая Инь [ - ] Ян Инь Великий предел Схема последовательного порядка образования Шестидесяти четырёх гуа пережних небес
Как бы то ни было, принято считать, что Великий Предел - основа Перемен. Именно из ВП рождается вся тьма вещей как это описано. Но это только одна сторона, или одно лицо Великого Предела. Кроме того, что ВП воспринимается как некая стартовая черта, с которой начинается Бытие, но есть ещё и Великий Предел Перемен, который по сути является финишной линией Бытия. Великий Предел настолько велик, что в нём Перемены находят и своё рождение и свою смерть.

Это несколько модифицированный "чертёж возникновения Гуа из Великого Предела".

Рано или поздно, в разворачивании Великого Предела наступает критический момент. Разум оснащенный способностью различать Перемены, уже не может охватить все уровни развёртки, и при даже достаточно большом охвате, возникает сложность в идентификации отдельных гуа на самых больших уровнях развёртки, то есть возникают сомнения о их различимости (настолько мала их индивидуальная отличность друг от друга). В этом случае Перемены достигают Великого Предела в своём развитии, то есть выйдя из Тай-цзы, они уходят снова за Предел что бы найдя опору в чём-то ином снова "вынырнуть" и обрести Великий Предел в своей основе.

В смысле "последнего рубежа" ВП можно понять ещё и посмотрев на него не в направлении развёртки, а в обратном направлении. Если посмотреть на схему рождения гуа из Великого Предела по-европейски (то есть постепенно уменьшая разрядность), то в итоге мы упрёмся в пару Ян-Инь, которую уже не сможем разделить на меньшие составляющие. Это и будет Великий Предел Перемен.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.03.2011, 13:18   #3
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,839
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

http://i-ching.narod.ru/gua.html
ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ ЧЖОУ И
(о фигурах Гуа)


"Фигурой Гуа" (или просто "Гуа") следует называть графическое или вещественное выражение результата гадания, или какой-то сопоставительной деятельности. Применительно к И-Цзин, это гексаграммы, тоесть фигуры, состоящие из шести черт. Гексаграмма, как фигура гуа имеет шесть Яо (Яо - место под черту в фигуре Гуа). Каждая Яо может быть занята превращающейся чертой, целой или прерванной.

Вещественно, Гуа может быть отражена простым записыванием комбинации черт на бумаге (или чём-то другом), либо Гуа может быть изображена посредством специальных устройств. В классическом исполнении инструмент для отображения Гуа - это специальные бруски, которые называют бирками. Бирки прямоугольной формы, имеют квадратное сечение, примерно 2 см в ширине и 10 см в длине. По мере того, как получается та или иная Гуа, она фиксируется бирками, которые на своих сторонах имеют изображение черт Гуа, и поворачиваются соответственно той стороной вверх, которая по изображенной черте совпадает с выпавшей чертой.

Чаще всего Гуа называют триграммы и гексаграммы, но на деле же, Гуа может содержать любое количество черт, которое зависит от гадательной системы. Например, в "книга великой тайны" Гуа состоят из четырёх черт (каждая черта может быть трёх видов), так же Гуа называют сочетания специальных шашек в некоторых системах. Другими словами, Гуа - это элемент полноценной, завершенной символьной системы. В такой системе, количество Гуа строго определено, вид отдельных Гуа известен, не может быть в рамках данной системы никаких дополнительных Гуа, и никакая Гуа не может быть объявлена лишней.

В практических дисциплинах, с наборами Гуа связывают наборы свойств, качеств, состояний, примет и т.д. Так Фен-шуй заимствует качества привязанные к триграммам из И-цзин. Но сами по себе Гуа вряд ли имеют качества, скорее они имеют некие законы взаимоотношений между собой и внутри себя, такие как "принятие", "седлание" (законы отношения черт внутри Гуа).

Про приписывание Гуа каких бы то нибыло качеств можно ещё отметить следующее. Гуа в идеале являются некими принципами, и сами по себе они не имеют качеств, но человек может черпать что-то в Гуа, и тем самым получать качества из Гуа. Это подобно тому как наблюдая море во всей совокупности, мы не различаем отдельных предметов, рыб, водорослей, малюсков, морской воды, подводных рифов и т.д., мы просто называем это Морем, но вот рыба выловленная из Моря, и теперь это уже совершенно отдельная и осязаемая рыба. Так же и Гуа, не следует говорить о Гуа как о чём-то качественном, но любое качество можно почерпнуть из Гуа, именно будучи взятым в том или ином знаке Гуа качество приобретает самостоятельность. "Владыка … трудится как Кань", здесь утверждается, что труд владыки имеет качества знака Кань, тоесть именно от этой Гуа Владыка берёт качества своего труда. "Посредством Ли (знак 10 - Поступь) приводят в согласие действия" - тоесть, берут качества знака Ли для действий.


Ниже преведена словарная статья (попёртая в интернете), которая даёт представление о традиционном восприятии Гуа. ГУА. Триграмма, гексаграмма. Одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм – ба гуа и 64 гексаграмм – люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов скапулимантии – гадания на костях (бу). Это значение гуа отражено в Сюнь-цзы, гл. 9 (4–3 вв. до н.э.). Позднее гуа были связаны с другой гадательной практикой – на тысячелистнике (ши), построенной на получении числовых комбинаций, что широко отражено в Цзо чжуани (4 в. до н.э.). В итоге гуа объединили идеи геометрической символизации и числовой комбинаторики, из чего выросла общетеоретическая нумерологическая методология (СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ). Китайская традиция выводит происхождение гуа из мифических истоков цивилизации – деятельности первого императора (культурного героя) Фуси, который якобы использовал чудесно явленные гуа как парадигмы в созидании основ материальной культуры, сообразных законам природы.
Целостная философская концепция гуа впервые была сформулирована в приписываемой Конфуцию комментирующей части Чжоу и (Си цы чжуань, Шо гуа чжуань). Согласно Си цы чжуани, «предел сокровенного в Поднебесной заключен в гуа», которые, таким образом, выступают воплощением миропорядка. Специфику категории гуа составляет материальная выраженность в двух количественно определенных наборах графических символов – восьми триграммах и 64 гексаграммах. Первые состоят из трех, вторые – из шести черт двух видов (целой – ян и прерванной – инь) во всех возможных комбинациях. Каждой гуа присущи индивидуальное имя (восемь триграмм и их удвоения – восемь гексаграмм – одноименны), образный и понятийный комплексы, стандартные формулы как абстрактного, так и конкретного содержания. Например, двум парам главных гуа и соответствуют имена Цянь и Кунь, образы Неба и Земли, понятия «творчество» и «исполнение» и т.д. Триграммы, гексаграммы и их компоненты во всех комбинаторно возможных сочетаниях образуют всеобъемлющую иерархию классификационных схем. Она в наглядных символах (сян) «распределяет по родам свойства всей тьмы вещей» (Си цы чжуань, II, 2), то есть охватывает любые аспекты действительности – части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные отношения и т.д., позволяя описывать всевозможные ситуации и процессы, фиксировать реальные или умозрительные соответствия между ними и т.п.
Структурно и онтологически гуа представляются продуктами последовательного раздвоения (инь ян) «Единого» – «Великого предела» (тай цзи). Однако исторически гексаграммы могли возникнуть раньше триграмм. В статическом плане каждый из наборов – восемь триграмм и 64 гексаграммы – зафиксирован в двух пространственно ориентированных расположениях, приписываемых Фуси и Вэнь-вану, основателю династии Чжоу (11–3 вв. до н.э.). Последнее реализовано в тексте канонической части Чжоу и. Последовательная смена черт гуа в расположении Фуси подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, создатель которой, немецкий философ и математик Лейбниц, истолковал это подобие как свидетельство предустановленной гармонии и единства Божьего промысла для всех времен и народов. В 1973 в Мавандуе был обнаружен текст Чжоу и (2 в. до н.э.) с третьим видом расположения гексаграмм, типологически более близким к расположению Фуси.
Гуа располагаются в линию, квадратом (символ Земли) и кругообразно (символ Неба), соотносясь по окружности и через центр; делятся на «мужские» и «женские»; образуют пары по двум главным принципам: «обратности» (фань), т.е. перевернутости на 180°, и «супротивности» (дуй), то есть противоположности черт в одинаковых позициях. Эти два вида противоположности в традиционной китайской логике и методологии охватывают все контрарные и контрадикторные (мао дунь) отношения. В динамичном плане взаимопревращения гуа путем трансформации черт в противоположные отражают все фазы цикличности развития космоса в основополагающей для Чжоу и теории «кругообразных перемен» (чжоу и).
В эпоху Хань (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.) при посредстве мистико-натурфилософских построений инь-ян цзя, «школы новых текстов» (или «школы текстов новых письмен»), оракуло-апокрифической (чэнь вэй) традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами – прежде всего «пятью элементами» (у син1), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. В сочинении Лес перемен (И линь) Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1–2 вв.) система Чжоу и была усложнена до 4096 членов – корреляций каждой гексаграммы с самой собой и каждой другой. Ян Сюн (1 в. до н.э. – 1 в.) в Каноне Великой тайны (Тай сюань цзин) предложил альтернативную систему, в которой 64 гуа заменены 81 тетраграммой (шоу – буквально: «голова»). Последние состоят из всех возможных сочетаний черт трех видов (целой, единожды и дважды прерванной) в четырех позициях. Однако система Ян Сюна, возможно также восходящая к древней гадательной практике, не смогла конкурировать с системой гуа, развитие которой достигло апогея в эпоху Сун (10–13 вв.), когда были созданы наиболее яркие образцы нумерологической философии – учения Шао Юна (11 в.) и Цай Шэня (12–13 вв.). Гуа вошли в фундамент не только философии, но и науки (особенно астрономии, хронометрии, топографии, медицины, алхимии), литературы и искусства, всей традиционной духовной и материальной культуры Китая.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.03.2011, 13:18   #4
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,839
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

http://i-ching.narod.ru/inyan.html
ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ ЧЖОУ И
(об Ян и Инь)


Пара "Ян - Инь" возникает после разделения Великого Предела. Можно сказать, что эта пара выходит из него, можно говорить ещё что-то, но вряд ли это будет близко к Истине. Как бы там нибыло, но за неимением лучшего представления сойдёмся на том, что двоица образов Ян и Инь была произведена на свет Великим Пределом. Если же говорить более точно, то произошло вот что …
В бесконечности Беспредельного, в его однообразии, было произведено некое действие, суть этого действия мы никогда не узнаем, но оно имело последствия, как и любое другое действие, которые мы наблюдаем в изобилии в наше время. Не стоит воспринимать это последствие как некую материальную метаморфозу, скорее это последствие принципиального плана. Как бы то нибыло, наличие чего-то изменённого в Беспредельном послужило отправной точкой для привязки к этому некоего понятия об образе, а та часть что была лишена этого условно стала иной. Так появился Ян, который обладал яновостью, и Инь, которая яновостью не обладала, и отсутствие яновости было признано качеством второго образа, тоесть иневостью.
Таким образом, феномен Ян-Инь состоит в том, что любая из этих потенций не что иное, как отрицание своей пары, тоесть "Ян" - это "не Инь", а "Инь" - это "не Ян". Вот собственно и всё, что можно сказать о них.
Часто Ян и Инь приравнивают к таким дуальным понятиям как "Чёрное и Белое", "Добро и Зло", "Огонь и Вода", "Небо и Земля" но само по себе построение таких пар неправомерно, и не несёт в себе дуальности. Правильнее противопоставлять элемент всему тому, что этим элементом не является - Белое-НеБелое, Черное-НеЧерное, тем самым достигается уверенность, что оттенки Серого не уйдут из поля зрения.
Двоица образов подразумевает, что в мире нет ничего кроме этой двоицы. Если что-то объявляется как Ян, то всё остальное следует считать Инь, поскольку всё то что не было объявлено Ян не обладает яновостью, а следовательно обладает иневостью и должно быть принято за Инь.
Строго говоря, наделение Ян и Инь какими-то особенными качествами, как то, мужское и женское, возможно только с целью дальнейшего изучения этих самых качеств путем их противопоставления друг другу, при дальнейших построениях. В других же случаях, наделение Образов качествами приведёт только к ошибкам.

Ян и Инь.

Часто об этих двух потенциях вспоминают как об иллюстрации к выражению "Борьба противоположностей", но уместно говорить и о "Гармоничном сочетании". В самом этом расхождении взглядов видна широта взглядов на пару Ян-Инь.

Не вдаваясь в описание разнообразных взглядов на эту пару, изложу тот взгляд, который считаю наиболее продуктивным.

Ошибка восприятия дуализма состоит в противопоставлении двух элементов - Черное-Белое, Холодное-Горячее, Свет-Тьма, Бог-Дьявол, все эти пары антонимов приводят в логический тупик.

Правильнее противопоставлять элемент всему тому, что этим элементом не является - Белое-НеБелое, Черное-НеЧерное, тем самым достигается уверенность, что оттенки Серого не уйдут из поля зрения.

Феномен Ян-Инь состоит в том, что любая из этих потенций не что иное, как отрицание своей пары, тоесть "Ян" - это "не Инь", а "Инь" - это "не Ян". Вот собственно и всё, что можно сказать о них. Другими словами, это два равноотличимых друг от друга начала, никаких других признаков у Яна и Ини не существует.

Любая попытка присвоить этим силам качества незамедлительно повлечёт за собой шлейф ошибок и недочётов. Только сознательное присвоение первичным потенциям каких-либо признаков, с целью дальнейшего изучения этих самых признаков, может оправдать это присвоение.

Если вы встречаете утверждение, что Ян - мужское начало, а Инь - женское, то имейте в виду, что данное ограничение призвано лишь дать возможность изучить последующую градацию и развитие этих начал, и никак не отражает действительности.

Так триграммы повествуют о восьми "комбинированных" началах, которые нельзя назвать ни мужскими ни женскими, но каждое имеет в своём составе и то, и другое, обозначаемое как Ян и Инь. Даже триграмма состоящая из трёх янских черт, не есть Ян в чистом виде, а лишь символизирует ситуацию, когда доля Инь в комбинации равна нулю.

Если рассматривать дуальное восприятие самих триграмм, то следует прибегнуть к следующему делению по принципу Ян-Инь: если одну из триграмм отнести к Ян, то к Инь следует отнести остальные семь триграмм. Также возможно и более демократичное биение: все "мужские" триграммы отнести к Ян, а все "женские" к Инь. В любом случае, при биении какого-либо множества, необходимым условием является покрытие парой Ян-Инь всего множества, тоесть ни один элемент множества не должен оставаться неотнесённым к одной из потенций.

Означая нечто как одну из потенций, ко второй следует относить её отрицание, или всё то, чем это нечто не является. Если рассуждение проводится в рамках семейных отношений, то уместна пара - "муж-жена", если в рамках человеческих - "индивид-коллектив", в рамках Вселенной - "Я - вся остальная Вселенная".

Кроме признака (равноотличимости и разделённости), Ян и Инь имеют также и качественное действие (тоже единственное), они способны "меняться". Такая простая формулировка не должна вводить в заблуждение, поскольку, при том, что единственным качеством Ян можно считать его "яновость" (отличность от Инь) любое изменение будет означать потерю этого качества, тоесть автоматически превращать "изменившийся" Ян в Инь. Это становится очевидным, если уяснить, что ничего кроме Яна и Ини не существует, и что измениться что-то может только в направлении своей противоположности. Именно из этого и вытекает вся идея о изменчивости Мира, именно это позволяет Миру меняться и развиваться.

Сила дуального восприятия именно в том и состоит, что исходя из вышеописанных примитивов, можно отстроить всю вселенную во всей её многогранности.

Итог:
Ян и Инь, это равноотличные друг от друга первичные потенции способные превращаться в свою противоположность.


Обычно монаду Ян-Инь изображают как взаимопроникающие Белую и Черную части круга с точками противоположного цвета в сосредоточии самих частей. Но такое изображение не совсем верно, хотя и устоявшееся.
Ян традиционно имеет яркий красно-алый цвет, а Инь - черный (по этой причине, часто в таблицах и календарях можно встретить разнообразные знаки окрашенные в красный и черный цвета, что и означает их принадлежность к Ян или Инь), и изображая пару Ян-Инь в момент их появления из Великого Предела правильнее делать это тем способом который указан ниже. Кроме того бывают правозакрученные и левозакрученный монады.

__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.03.2011, 13:19   #5
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,839
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

http://i-ching.narod.ru/dvugrammy.html
ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ ЧЖОУ И
(о Четырёх состояниях)


Четыре состояния, или четыре проявления, или четыре качества. Пожалуй, это самые загадочные операторы Чжоу И. Два образа, и Восемь гуа на слуху у многих, а вот среднее положение, занимаемое Четырьмя, рассматривается достаточно мало, хоть и является одной из основных тем Перемен. Первое что устанавливают Четыре гуа, приходя в Мир, это Цикличность процессов. Именно Четвёрке Перемены обязаны качеством Циклические.
Уже позже, цикличность будет развёрнута и изучена, и введена в календари и философию, а пока, вся цикличность упирается в прохождение по четырём ступеням развития, Потенциальное, Развивающееся, Зрелое и Угасающее.
Как же появились эти четыре состояния?
Было сказано, что Ян потеряв яновость становится Инь, а когда яновость возвращается (или теряется иневость), то Инь превращается в Ян. Так определяется две точки состояний и два перехода этих состояний одного в другое. Таким образом, можно перечислить состояния как "состояние яновости", "состояние превращения Ян в Инь", "состояние иневости" и "состояние превращения Инь в Ян".
Сама по себе разница двух указанных превращений не очевидна. На Западе, где противопоставляется Белое Чёрному, оба эти превращения могут быть приравнены к единому статическому Серому, но в нашем случае, Серое рассматривается как переходный этап, и становится важным что именно впереди у этого Серого, Белое или Чёрное.
Так превращения обретают смысл "приобретения" и "утраты" некоторого качества (яновости или иневости в данном случае), вдобавок к двум устойчивым состояниям "наличия" и "отсутствия". И в любых манипуляциях эти четыре состояния применимы к любым качественным понятиям независимо от их сложности.
Принято устойчивые состояния определять как молодые Ян и Инь, а превращения как старый Ян (переходящий в Инь) и старую Инь (переходящую в Ян). И записывать числами соответственно сИ-6, мЯ-7, мИ-8, сЯ-9. Поскольку в мантике исследуются динамические процессы, тоесть только те места в гексаграмме, которые заняты старыми чертами, то в тексте каждый афоризм к черте предваряет фраза "девятка на первом месте" или "шестёрка вторая" и т.д., тоесть афоризм срабатывает только когда на данном месте есть шестёрка или девятка.
В самом тексте Канона Перемен четыре качества упоминаются как "четыре мантические формулы" Юань-Хэн-Ли-Чжень.

Юань - Начало, Импульс, Включение, Великое.
Хэн - Проявление, Сообщение, Подключение.
Ли - Сообразность, Образование, Пригодность, Урожай.
Чжень - Верность, Стойкость, Удержание, Упорство, Праведность, Разгадывание.
(по переводу Б.Б.Виногродского)
Традиционно же об эти четыре иероглифа сломано огромное количество копий, и трактование их в самом тексте канона отличается крайне большим многообразием.
Вероятно то, что в изначальном текстовом варианте к каждой гексаграмме прилагалось по четыре описания состояния качеств её приписываемых, тоесть давалась гексаграмма в состоянии Прежнего неба, и четыре её состояния Последующего неба (возможно это и был текст называемый Лянь шань "смыкающиеся горы"). В дальнейшем в виду изменения парадигмы самого гадания, афоризмы последующего неба были увеличены числом до шести, и стали приписываться не к четырём состояниям, а к чертам гексаграммы. Попытка реанимировать старинную систему привязки к этапам эволюции и цикличности развития, вынудила расширить мантические формулы до шести соответственно и изменить кол-во этапов развития. Но, увы и ах, выше головы не прыгнуть, и четыре этапа нельзя растянуть на шесть. Так в тексте появляется ещё две странные мантические формулы, теоретически призванные вернуть афоризмы в лоно этапов развития, они звучат как "предназначенность" и "верность" (как вариант перевода В.Е.Еремеева). Поскольку попытка раздвинуть ряд четырёх состояний сама по себе крамольна, то вероятно две эти формулы выстроены в перпендикуляре по отношению к плоскости цикла развития.
Как бы там нибыло, но такой вид текста вероятно и был назван Гуй цзан "возвращение в хранилище".
Но мантическая парадигма взяла своё, и текст всё же претерпел трансформацию в полноценный текст с афоризмами привязанными к чертам, что было названо Чжоу И, это то, что было канонизировано и что мы имеем на сегодняшний день. В тексте И-цзин не следует искать логики превращений по четырём состояниям, хоть следы этой логики и присутствуют, но целостность утрачена полностью.
В древнейших системах при рассмотрении гексаграммы в одном из четырёх состояний, к шести чертам основной гуа добавляли две черты состояния, что бы отличить это же гуа в другом состоянии, поэтому в некоторых источниках упоминается такой загадочный термин как "Ба Яо" (восемь мест под черты для результата гадания). Сейчас же, одну (или несколько) из черт гуа определяют как старую, поэтому надобности в двух дополнительных Яо нет.


Юань-Хэн-Ли-Чжень наследуют способ изображения от изображения монады Ян-Инь.
Их можно изобразить примерно следующим образом:


Иногда к данному изображению добавляют изображения самих диграмм, располагая их по диагоналям от рисунка.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.03.2011, 13:20   #6
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
Senior Member
МегаБолтун
 
Аватар для Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы
 
Регистрация: 02.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 72,839
Записей в дневнике: 4
Вес репутации: 10
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию

http://i-ching.narod.ru/tetro_penta.html
ТЕТРОГРАММЫ, ПЕНТАГРАММЫ

Наверное здесь следует сказать что-то о фигурах Гуа состоящих из четырёх и пяти черт (естественно о Гуа И-цзин).

В И-цзин тетрограммы сами по себе проявляют способы обработки чего-либо. Можно говорить, что основные две тетрограммы не что иное как "накопление" и "использование". На данном этапе уместно говорить о том, что возникают такие феномены как Память, Опыт, Ресурсы и т.д. , тоесть всё что поддается накоплению и использованию. Очевидно, что основополагающих способов обработки, как и тетрограмм шестнадцать. Основные способы обработки имеют возможность возникнуть на данном этапе благодаря развитию триграмм на предыдущем этапе, а точнее, благодаря возникновению "эксперимента" и "действие по аналогии" (можно говорить об "оригинале" и "копии" - основных триграммах, даже если рассматривать триграммы как образы).

Пентаграммы (фигуры Гуа состоящие из пяти черт) появляясь проявляют методы, два основных метода, это "один за другим" и "всё разом". Здесь можно говорить и о манере поведения, или о любых тактических реализациях в процессе. Именно поэтому ниже приведена работа посвященная Стратегемам. Что касается основных методов, то они ложатся в основу таких феноменов как "цепная реакция", "принцип домино" имеющих отношение к методу "всё разом", метод "одно за другим" срабатывает например при раскладе пасьянса, когда каждая карта переворачивается последовательно, или при игре в шашки, когда каждый ход делается независимо. Ясно, что любая тактика основывается на том, какими ресурсами, опытом, памятью обладает тот кто предпринимает процесс и кто распоряжается всем что стало доступным на предыдущем этапе (тоесть с появлением тетрограмм). Остаётся лишь добавить, что пентаграмм 32-е, соответственно и методов столько же.

Китайских стратегем 36, но сами по себе стратегемы не корелируются с пентаграммами напрямую, хотя и по сути относятся к методам и тактике.
(Стратегемы приведены в разделе "дополнительно".)

http://i-ching.narod.ru/geksagramBody.html
РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СТРОЕНИЕ ГЕКСАГРАММ

Первое, что хочу сделать в первую очередь, это сказать, что гексаграммы никогда не были удвоенными триграммами! Гексаграммы как и триграммы возникли из Великого Предела! Что подразумевает наличие независимых (в разумных пределах) триграммных, тетрограммных, пентаграммных и гексаграммных техник. Так уж вышло, что в Фен-Шуй развивалась техника триграмм, а в И - гексаграмм, остальные техники не получили развития. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что триграммы - восемь образцов, что и сделало их востребованными в "Ветре и Воде", а гексаграммы - шестьдесят четыре вида предвидения, что вполне исчерпывает гадательное назначение "Перемен". Пентаграммы, как тридцать два метода в какой-то степени можно увязать с тридцатью шестью Стратегемами, но сама система их утеряна.
Сами гексаграммы можно воспринимать совершенно по-разному.
Во-первых, гексаграммы можно (и нужно) понимать как код (или схему) целостной ситуации. Именно как соотношение нескольких потенций в отдельно взятый момент времени их представляют традиционно.
Все эти представления основаны на восприятии сочетаний нескольких понятий и их составляющих в момент времени.
Наличие старых (изменяющихся) черт позволяет проследить динамическое изменение гексаграммы.
Так обнаруживается тенденция развития ситуации при "молодении" гексаграммы.
Чаще всего (по умолчанию), старая гексаграмма указывает на настоящий момент, а молодая на предполагаемую ситуацию, которая сложится при описываемом разворачивании событий.
По большому счету, обе гексаграммы приобретают своё назначение в зависимости от вопроса. Например, при вопросе "как развивались события?", обе гексаграммы будут отражать прошлое.
Притом, что гексаграмма это соотношение определённых сил, а старые черты занимают позиции внутри какой-либо силы, то уместно и предположение, какая собственно сила ответственна за произошедшее изменение.
Таким образом, к гексаграмме применяется временной фактор в горизонтальном направлении (далее - "горизонтальное время").
Кроме того, если все старые черты обозначить как Ян, а молодые как Инь, то получится "гексаграмма активности", которая будет ничем иным как характеристикой воздействия, в результате которого произошло изменение.
Если на гексаграмму-ситуацию воздействовать одноимённой гексаграммой активности, то естественным образом ситуация помолодеет до "Исполнения", поскольку все Яновые черты изменятся. Апогеем такого процесса можно считать ситуацию, когда на "Творчество"-ситуацию воздействуют "Творчеством"-активностью.
Полезно упомянуть о ещё одном видении гексаграмм, возможно самом древнем из тех, когда к гексаграммам привязывали афоризмы. Лингвистические исследования указывают на тот факт, что самый древний текст Перемен имел только по четыре афоризма к каждой гексаграмме (а не шесть, как сейчас). Это говорит о том, что некогда гексаграммы, воспринимаемые как целостные состояния, имели свой жизненный цикл. Тоесть, каждая гексаграмма имела четыре этапа развития - "изначальное", "развивающееся", "полное" и "распадающееся", и афоризмы привязывались не к чертам, а к этим этапам развитости ситуации. Этот факт трансформировался во фразу "в изначальном развитии благоприятна стойкость".
В таком представлении был уже "зашит" фактор времени, но он не был динамичен, тоесть речь вероятно шла о древних попытках развернуть систему гексаграмм до октаграмм, но это непосильная задача и поныне.
Имеет место и взгляд на гексаграммы без учёта характеристик черт. Такой взгляд возможен при рассмотрении изменения "старая-молодая гексаграмма". Иногда сам вид гексаграммы относится на второй план и наибольшее внимание уделяется смыслу сокрытому в иероглифическом написании названия гексаграммы.
Древние написания названий гексаграмм содержали и основной смысл гексаграммы. Записанные пиктограммами названия, таким образом, содержали в себе элементарные и в тоже время объёмные смысловые сочетания, зафиксированные с помощью схематичных изображений примеров ситуаций, соответствующих характеру гексаграммы.
Например, основным свойством дракона можно назвать его изменчивость, и исторически сложилось, что иероглиф "перемены" ("И" в сочетании И-Цзин) произошол из пиктограммы означающей - "дракон". Таким образом, если проследить развитие иероглифа И ("перемены"), то можно увязать смысл, который передаётся этим иероглифом с идеей о драконьей изменчивости.
Наряду с "горизонтальным", существует и "вертикальное время", которое проходит в гексаграмме сверху вниз (обратно построению гексаграммы, которое проводится снизу вверх, тоесть от будущего к прошлому).
Что бы окончательно вас запутать, сделаю очередную оговорку. Есть техники, в которых при вертикальном положении временного вектора, для целой гексаграммы он направлен вниз, а для триграмм входящих в состав этой гексаграммы - вверх. При этом построение гексаграммы ведётся от прошлого всех потенций (начиная с самой "будущностной" черты гексаграммы) к будущему потенций (тоесть заканчивая самой "прошлостной" чертой гексаграммы). Таким образом получается, что даже зная прошлое всех потенций, прошлое всей ситуации остаётся неизвестным до последнего момента, тоесть пока не выяснится будущее каждой потенции, хотя общее будущее становится известно на самом первом этапе построения.
Такое странное поведение объясняется очень просто – поиском причин нынешнего положения в будущем. Простой пример: я должен сходить в магазин, что бы было чего съесть потом. Так причина (желание поесть), находящаяся в будущем, породила следствие (поход в магазин), находящееся в настоящем.
Такую последовательность причинно-следственной связи можно назвать «субъективной», в то время как обычную – «объективной».
В Переменах есть только одна гексаграмма придерживающаяся «объективной» ПСС, это «Беспорочность». Остальные гексаграммы предполагают «субъективную» последовательность. Система Перемен, как гадательной книги, предполагает схему вопроса – «что нужно, что бы получить желаемое?», тоесть она относит причину (желаемое) в будущее, а следствие (действия по достижению желаемого) располагает в настоящем.
Вернёмся к строению гексаграмм.
Возможно восприятие гексаграмм как своеобразной истории изменения состояния точки с течением времени. То есть, гексаграмма представляет из себя фиксацию шести последовательных состояний объединенных в одно понятие (например: утро+день+вечер+ночь=сутки). Различие между гексаграммами в таком случае представляет из себя разницу в качестве последовательных изменений (например:
дождливый день+ дождливый день+ дождливый день=наводнение,
жаркий день+ жаркий день+ жаркий день=засуха,
жаркий день+ дождливый день + жаркий день=норма,
таким образом, с помощью всего лишь двух состояний и их последовательности, можно обозначить несколько различных, вполне реальных сценариев).
Такое представление гексаграмм возможно исходя из того, что воздействуя на гексаграмму пятикратно «горизонтальным временем», мы увидим, как каждая черта пережила шесть состояний, а последовательно объединив шесть состояний черты в гексаграмму, мы и получим гексаграмму состояния отдельной «точки».
Так мы рассматриваем уже не ситуацию взаимоотношений нескольких потенций, а лишь отдельный атрибут этой ситуации. Акцент здесь ставится не на взаимоотношениях в пространстве, а на изменениях во времени. В этом случае старых черт быть не может, так как развитие идёт поступательно и линейно.
В каком-то смысле, такая изолированность от внешнего мира (неосведомлённость) может показаться регрессом (по отношению к видению ситуации целиком), но это не так. Дальнейшее развитие этой системы позволяет обобщить весь окружающий мир до единого предсказуемого внешнего фактора, и осведомлённость в этом случае становится 100%-ной.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС!
ЗАВТРА может быть ПОЗДНО!
Феникс Джонатанович ДонХуанЦзы вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Закладки

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра
Комбинированный вид Комбинированный вид

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Йога. Практические вопросы-ответы. Лена 1 йога, цигун, тайцзи 13 27.12.2009 00:44


Часовой пояс GMT +4, время: 22:05.


╨хщЄшэу@Mail.ru Rambler's Top100


Powered by vBulletin® Version 3.7.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot