|
Полезные ссылки: 0.Ориентация по Форуму 1.Лунные дни 2.ХарДня 3.АстроСправочник 4.Гороскоп 5.Ветер и погода 6.Горы(Веб) 7.Китайские расчёты 8.Нумерология 9.Таро 10.Cовместимость 11.Дизайн Человека 12.ПсихоТип 13.Биоритмы 14.Время 15.Библиотека |
|
22.11.2011, 01:36 | #1 |
Guest
Сообщений: n/a
|
Классический курс философии
Тематическая структура курса
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Тема 1. Философия и мировоззрение Тема 2. Философия как развивающаяся система знания Тема 3. Философия в духовной культуре общества Раздел II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ Тема 4. Восточная философия: Древняя Индия и Древний Китай Тема 5. Античная философия. Тема 6. Философия Средних веков и Возрождения Тема 7. Новое время - западноевропейская философская классика Тема 8. Неклассическая философия XIX века. Тема 9. Русская философия XIX - начала ХХ века. Тема 10. Философия ХХ века: аналитическая, феноменологическая и экзистенциалистская традиции Тема 11. На рубеже веков: постмодернистская альтернатива в философии Раздел III. ОСНОВНЫЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОБЛЕМНЫЕ СФЕРЫ ФИЛОСОФИИ Тема 12. Онтология: философское учение о бытии Тема 13. Эпистемология: философское учение о познании Тема 14. Философия науки и техники Тема 15. Аксиология: философское учение о ценностях Тема 16. Антропология: философское учение о человеке Тема 17. Социальная философия: философское учение об обществе и его истории Тема 18. Философские перспективы ХХI века http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos/course.html |
22.11.2011, 01:37 | #2 |
Guest
Сообщений: n/a
|
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Тема 1. Философия и мировоззрение Понятие мировоззрения и его проблем. Происхождение мировоззрения. Роль мировоззрения в жизни человека. Вопрос о месте человека в мире как центральная проблема мировоззрения. Мировоззрение: взаимосвязь человека и общества. Структура мировоззрения: познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы. Мировоззренческие убеждения, верования и взгляды. Уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Типы мировоззрения. Принципиальные отличия способов решения проблем в социально-исторических типах мировоззрения: архаическом, мифологическом, религиозном, философском. Пути формирования индивидуального мировоззрения и личностные типы мировоззрения: стихийное, догматическое, рефлексивное. Философские ориентиры мировоззрения. Специфика философского подхода к мировоззренческим проблемам. Понятие философского мировоззрения. Концептуальная обоснованность, системность, универсальность и рефлексивная критичность философского мировоззрения. Мировоззрение в свете исторических вызовов современности. Тема 2. Философия как развивающаяся система знания Философское знание и его специфика. Объект и предмет исследования. Предмет философии: мир как целое. Системная определенность философского знания. Идентификация философского знания. Философия как мудрость. Символы философской мудрости. Интенсивный, глубинно-сущностной характер философского знания. Альтернативно-проблемный характер философского знания. Проблемы науки и философские проблемы. Критицизм и рефлексия в философии. Гуманистическая направленность философствования. Структура философского знания. Теоретическая и практическая философия. Мировоззренческая, методологическая и эвристическая функции философии. Многообразие философских направлений. Подходы к выделению наиболее фундаментальных вопросов философии и главных философских направлений. (Ф.Энгельс и Н.А.Бердяев). Философский плюрализм современности. Развитие философского знания. Конкретно-историческое содержание философского знания и его абстрактно-универсальная форма. Вечные проблемы человеческого бытия. Проблема преемственности в развитии философии. Гегелевская, марксистская и экзистенциально-персоналистская концепции историко-философского процесса. Истина в философии. Фактуальное, концептуальное и методологическое знание, способы установления их истинности. Философия как наиболее абстрактное методологическое знание. Опосредованный и неоднозначный характер проверяемости философского знания. Асимметрия доказательства и опровержения в философии. Тема 3. Философия в духовной культуре общества Философия и жизнь. Дистанцирование от быта (и "злобы дня") и устремленность к бытию. Идеологическое вырождение философии. Существование философии в форме ее преподавания. Историческая востребованность философии: факторы и формы. Философия как компонент духовной культуры. Философская рефлексия над основаниями культуры. Интегративная функция философии в системе культуры. Многообразие форм духовной жизни общества и их взаимосвязи с философией. Философия и религия. Философия и мораль. Философия и политическая идеология. Философия и право. Философия и искусство. Философия и наука. Философия как самосознание культуры. Социокультурный контекст философствования. Историчность философского знания. Философия и культурные универсалии эпохи. Философско-рефлексивная критика ценностных ориентаций, норм и идеалов общества. Философия культуры и культура философствования. |
22.11.2011, 01:39 | #3 |
Guest
Сообщений: n/a
|
Раздел II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ Тема 4. Восточный тип философствования: Древняя Индия и Древний Китай Возникновение философии. "Осевое время" истории и зарождение "философской веры". Судьбы философской веры в Древней Индии, в Древнем Китае и Древней Греции. Парадигмальность вечных проблем Древнего мира. Древнеиндийская философия. Веды и ведийская традиция в духовной культуре Индии. Религиозно-философский комплекс Упанишад. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии. Философская космология. Взаимоотношения Брахмана, индивидуальной души и мира. Сансара и карма. Неортодоксальные философские школы Древней Индии. Буддизм и его основные идеи. Космизм, эзотеризм (сакральность) и альтруизм (ненасилие) как характерные черты древнеиндийской философии. Древнекитайская философия. Особенности становления и развития философии в Древнем Китае. Характерные черты древнекитайской философии. Практическая философия Конфуция. Путь "золотой середины". Конфуцианство как религиозно-этическая философия. Даосизм как вторая по значимости школа "золотого века" китайской философии. Дао как "корень неба и земли", "мать всех вещей", всеобщий мировой закон. Взаимосвязь философии, религии и государства в Древнем Китае. Тема 5. Античная философия Особенности и характерные черты античной философии. Основные этапы и важнейшие центры развития античной философии. Связь становления философии с зарождением науки как системы доказательного знания. Диалогически-доказательный метод философствования. Ранняя античная философия. Попытки построения универсальной системы знания и поиск первоначал бытия и познания. Ионийцы (милетская школа и Гераклит) и италийцы (пифагорейцы и элеаты). Апории Зенона. Противоречия между картинами мира ионийских и италийских философов - гераклито-элейская коллизия. Знание непосредственное и опосредованное. Сущность, явление, видимость. Знание и мнение. Классическая греческая философия. Атомизм Демокрита - Эпикура. Онтология, гносеология, методология и этика атомистов. Роль методологии атомизма в истории науки. Софисты и Сократ. Объективный идеализм Платона. Проблема природы общего. Мир идей. Символ "пещеры". Роль идеального образа и математического моделирования в познании. Философия Аристотеля. Критика идей Платона и натурфилософов. Поиск эффективных путей познания сущности. Формирование системного мышления. Формальная логика Аристотеля. Поздняя античная (эллинистически-римская) философия. Кризис моральных и философских ценностей. Поиски физической и духовной опоры в самом себе. Повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства. Стоицизм, эпикуреизм, эклектицизм, скептицизм, неоплатонизм. Тема 6. Философия Средних веков и Возрождения Истоки и специфика средневековой христианской философии. Зарождение христианства и христианского богословия в античном мире. Соединение эллинской мудрости и иудейского откровения. Этапы развития христианской философии в античности и средневековье. Патристика и схоластика. Теоцентризм средневековой философии. Арабо-мусульманская философия Средних веков. Античные истоки арабо-мусульманской философии. Цивилизационные основания средневековой арабо-мусульманской философии. Калам (спекулятивная теология), фальсафа (араб. - философия) и суфизм (мистико-аскетическое учение) как основные течения арабо-мусульманской философии. Основные философские проблемы средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия Бога. Спор о природе универсалий. Номинализм и реализм. Человек как образ и подобие Бога. Соотношение души и тела. Проблема свободы воли. История как столкновение божественного предопределения и человеческой свободы и как освобождение человеческого духа от природной необходимости. Позднее средневековье и специфика возрожденческой философии. Антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм и эстетизм возрожденческой философии. Подготовка философских предпосылок научной революции в философии эпохи Возрождения. Коперниканская революция в астрономии и ее философское значение. Пантеистическая натурфилософия Дж.Бруно. Научно-философское творчество Г.Галилея и формирование методологической программы экспериментально-математического естествознания. Тема 7. Новое время - западноевропейская философская классика Социально-культурные условия формирования. Антифеодальные революции и формирование буржуазного общества. Научная революция ХVII века и появление методологии экспериментально-математического естествознания. Классическое естествознание ХVII в. и складывание механистической картины мира. Спор эмпиризма и рационализма. Индуктивизм Ф.Бэкона: философское обоснование роли опыта в познании. "Знание - сила". Бэконовское учение о "призраках" или "идолах". Дедуктивная программа построения науки по Р.Декарту. Протяженная (материальная) и непротяженная (духовная) субстанции Декарта и проблема разделения естественнонаучного и гуманитарного знания. Обоснование роли математики в научном познании. Идея универсального метода и ее влияние на развитие науки. Философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую". Номинализм Т.Гоббса и сенсуализм Д.Локка. Идеалистический сенсуализм Дж.Беркли и агностицизм Д.Юма. Натурфилософские концепции французских материалистов ХVIII века и их влияние на развитие научного знания. Немецкий классический идеализм. Сущность коперниканского переворота, совершенного И.Кантом в философии - переход от метафизики субстанций к теории субъекта. Априоризм как обоснование всеобщего и необходимого характера научного знания. Трансцендентальный идеализм Канта. Концепция пространства и времени у Канта и у Ньютона. Антиномии разума. Место веры и знания. Философская система и диалектика Г.Гегеля Гегелевский принцип тождества бытия и мышления. Диалектические категории. Тождество противоположностей. Диалектическая взаимосвязь качества и количества. Отрицание отрицания. Развитие абсолютной идеи в формах природы и духа. Система и метод в философии Гегеля. Социальные идеи новоевропейской философии. Критика средневековой схоластики и религии во французской философии ХVIII века. Идеи равенства, свободы и социального прогресса. "Естественное" и "разумное" в человеческой жизни. Учение Канта о категорическом императиве. Философия истории Гегеля. Тема 8. Неклассическая философия XIX века Европейская философия ХIХ века. Кризис классической рациональности и формирование неклассической рациональности в середине ХIХ века. Основные философские течения XIX века: иррационализм и философия жизни, позитивизм, марксизм. Возрождение классических философских направлений в конце ХIХ века (неокантианство, неогегельянство, неотомизм, "религиозный поворот" в русской философии). Антирационалистическая реакция на гегелевскую философию. С.Кьеркегор как предшественник экзистенциализма О трех стадиях развития личности: эстетической, этической и религиозной. Экзистенциальная диалектика и отношение личности к Богу. Долг человека быть самим собой, обрести самого себя. Возможность, страх и отчаяние. Человек - рыцарь веры. "Философия жизни" Ф.Ницше и ее предшественники (А.Шопенгауэр). Дионисийское и аполлоновское начала культуры. Миф и культура. Тоска по новому человеку. Задача - жить мужественно и достойно. Сверхчеловек как стремление стать человеком в подлинном смысле этого слова. Возвещение "смерти Бога". Нигилизм и прощание с иллюзиями. "Воля к власти" как господство над сущим. О демократии, прогрессе, социализме и анархизме. Философия жизни после Ницше. Интуитивизм А.Бергсона. Фрейдизм и эволюция психоаналитической философии. Марксизм и его эволюция. Исторические условия возникновения марксизма. Структура марксистского учения, место философии в системе марксизма. Отношение к философским предшественникам (Г.Гегель и Л.Фейербах). Проблема отчуждения. Общественная сущность человека. Частная собственность и коммунизм. Марксова теория идеологии. Сознание как осознанное бытие. Исторический материализм, или материалистическое понимание истории. Теория классовой борьбы. Изменение мира как истинная задача философии. Пути развития марксистски ориентированной мысли в ХХ веке. Марксизм и практика тоталитарных режимов ХХ века. Марксизм-ленинизм. Направления и школы неомарксизма. Социальная философия франкфуртской школы (Г.Маркузе, Т.Адорно, М.Хоркхаймер). Тема 9. Русская философия ХIХ - начала ХХ века Историческое развитие философской мысли в России. Историософские идеи в русской богословской и философской мысли в допетровский период. "Русская философия" и "философия в России". Возникновение русской философии: Г.Сковорода, А.Н.Радищев, М.В.Ломоносов. Осмысление самобытного пути развития России: западники, славянофилы, почвенники, евразийцы. Философия русского космизма (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский). Философия В.Соловьева. Философские основания цельного знания. Философия положительного всеединства. Бог как олицетворение всеединства. Учение о Богочеловечестве. Формула Соловьева: абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Любовь как сила, подрывающая корни всякой отдельности. Жизнь как подвиг одухотворения. "Русская идея" Соловьева. О миссии русского народа в мировой истории. Свободная теократия. Персоналистская философия Н.Бердяева. Свобода и бытие. Примат свободы над бытием. Любовь как содержание свободы. Необходимость - падшая свобода. Homo Creatus - Человек Творческий. Самодостаточность творчества. Антроподицея: оправдание человека в творчестве и творчеством. Божественность и святость творчества. "Общение в свободе и любви". Свобода и смысл творчества. Мораль творчества. Критика мещански-буржуазного существования. Общественность по необходимости и общественность по свободе. Творчество как антропологическое откровение. Тема 10. Философия ХХ века: аналитическая, феноменологическая и экзистенциалистская традиции Аналитическая философия. Истоки аналитической философии - феноменализм Юма, позитивизм (О.Конт, Д.Милль, Г.Спенсер). Аналитическая разработка философской проблематики и спекулятивное системосозидание. Критика метафизики. Критерии демаркации научного и ненаучного знания. Принцип верификации (верифицируемости) и принцип фальсицируемости Философия как анализ языковых средств и выражений (науки, обыденного языка и самой философии). Анализ как чистая техника, свободная от идеологии, метафизики и других содержательных предпосылок. Логико-лингвистический характер философских проблем. Языковая "подноготная" псевдопроблем. Позитивистская (неопозитивистская) и сциентистская тенденции в аналитической философии. Проблематика и эволюция логического позитивизма (М.Шлик, С.Франк, Р.Карнап) Критический рационализм К.Поппера и модели развивающегося научного знания в постпозитивизме (Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин). Философия логического анализа и лингвистическая философия как два основных направления аналитической философии (Б.Рассел и Л.Витгенштейн). Феноменология Э.Гуссерля. Феноменология как метод анализа чистого сознания (уяснение его смысловых полей) и априорных структур человеческого существования. Критика психологизма, релятивизма и историзма. Интенциональное сознание: соотносительность предмета и различных актов переживаний. Феномен - не явление чего-то иного, а то, что само себя обнаруживает (в нашем сознании). Феноменология как интуитивное усмотрение идеальных сущностей, т. е. феноменов. Феноменологическая критика натурализма. Феноменологическая редукция. Социальная феноменология: изучение социальной реальности как смыслоозначенного бытия. Учение о "жизненном мире". Экзистенциализм. Многообразие форм экзистенциализма. Основные идеи философии М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю, К.Ясперса. Человеческое существование как философская проблема. Критика рационализма и объективизма. Уникальность, конечность и историчность существования человека. Проблема свободы и ответственности личности. "Человек осужден быть свободным". Свобода и "пограничная ситуация". Экзистенциальный выбор. Одиночество человека. Экзистенция и трансценденция. Подлинное и неподлинное существование. Экзистенция как подлинное существование. Экзистенциальная коммуникация. "Экзистенциализм - это гуманизм". Экзистенциализм как общекультурное (литература, искусство) явление. Тема 11. На рубеже веков: постмодернистская альтернатива в философии Постмодернизм - общая идея. Постмодернизм: слово, термин, понятие. Постмодернизм и постмодерн. "Современный" и "модерный". Рождение постмодернизма из духа модернизма. Постмодернизм как радикальный разрыв с традицией, провозглашение конца или смерти всего и вся: истории, культуры, идеологии, человека. Знаковые формулы-лозунги постмодернизма: "Ничто не слишком", "Забыть!", "Говорю - значит, существую", "Ничто не гарантировано". Мировоззренческо-методологические установки постмодернизма. Подрыв доверия к метанарративам: Разуму, Прогрессу, Свободе. Микрофилия. Микронарративная методология. Антифундаментализм постмодернизма. "Все происходит на поверхности". Метод деконструкции: критика бинарности, бинаризма. Различие, различия, положенные в основу бытия. Ризоматическое мировидение. Социальная теория постмодернизма. Постмодернизм как философия радикального плюрализма. Плюрализм - социальная парадигма современности. Симуляция: стирание граней между моделью и реальностью, копией и оригиналом. "Общество спектакля". Постмодернистское раскрепощение частей. Гетерогенность социального. Интерес ко всему частному, специфическому, нестабильному, случайному, фрагментарному. Языковые игры как социальные связи, образующие ткань общественной жизни. |
22.11.2011, 01:42 | #4 |
Guest
Сообщений: n/a
|
Раздел III. ОСНОВНЫЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОБЛЕМНЫЕ СФЕРЫ ФИЛОСОФИИ Тема 12. Онтология: философское учении о бытии Бытие как исходная категория философского понимания мира. Содержание категории бытия. Бытие и существование. Критерии бытия как существования. Бытие и субстанция. Бытие и реальность. "Превращенные формы бытия". Основные формы бытия: материальное, духовное, человечески-социальное. Системно-многоуровневая организация мира. Синергетический тип самоорганизации мира. Проблема единства мира: монистические, дуалистические и плюралистические ее интерпретации. Пространственно-временной континуум бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Основные свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в живой и неживой природе, в общественных явлениях. Бытие и развитие. Системный характер развития. Нелинейность развития. Развитие и формирование качественно нового. Глобальный эволюционизм. Сознание как особая реальность. Соотношение материи и сознания: теория тождества и теория элиминации. Биологические предпосылки возникновения сознания. Социально-историческая сущность сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания. Идеальная природа сознания. Сознание и бессознательное. Структура бессознательного. Взаимосвязь языка и мышления. Естественные и искусственные языки. Информационный подход к сознанию. Кибернетические модели сознания. Философский смысл вопроса об искусственном интеллекте. Социальная реальность. Способ существования социальной реальности: деятельностная интерпретация. Бытие как подлинная или истинная реальность. Онтология смысла. Виртуальность в структуре социального бытия. Тема 13. Эпистемология: философское учение о познании Познание как предмет философского анализа. Социокультурные предпосылки процесса познания. Эволюционная эпистемология. Субъект и объект познания. Единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании. Познание, переживание, ценностное отношение. Знание и информация. Знание и здравый смысл. Знание и вера. Знание и мнение. Опыт, интуиция, интеллект. Психологическая уверенность и познавательная очевидность. Личностное и коллективное знание. Творческая природа познания. Воображение и творчество. Наивный и критический, или научный, реализм. Реальность и иллюзия. Философская концепция истины. Истина и правда. Объяснение и понимание. Абсолютная и относительная истины. Конкретность и процессуальность истины. Проблема критерия истины. Истина и заблуждение. Истина и оценка. Истина как социальная ценность. Акт познания как акт коммуникации. Истина и коммуникация. Тема 14. Философия науки и техники Особенности научного познания. Наука как система знаний, форма познавательной деятельности и социальный институт. Основные формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Научные и вненаучные формы знания. Критерии научности. Теории эволюции науки. Специфика научного познания социальной реальности. Методология науки. Понятие методологии. Предмет логико-методологического анализа научного познания и его уровни. Общелогические методы всякого познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование). Научные методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, измерение, сравнительные методы, эксперимент). Научные методы теоретического исследования (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования). Общенаучная и философская методология. Эволюция науки. Теории научного роста. Кумулятивная модель роста научного знания. Версии кумулятивизма: эмпиристская (рост эмпирического содержания) и рационалистическая (принцип соответствия Н.Бора). Тезис несоизмеримости теорий. Понятия "парадигмы" и "научного сообщества". "Нормальная" наука, ее кризис и научная революция (Т.Кун). Конкуренция научно-исследовательских программ (И.Лакатос). Структура научно-исследовательской программы: "жесткое ядро", "положительная и отрицательная звристики", "защитный пояс". Развитие науки как частный случай зволюции. "Методологический анархизм" П.Фейерабенда. Причины научного развития. Экстернализм и интернализм. Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Ценности, нормы и идеалы современной науки. Методологическое единство и многообразие современной науки. Классификация наук. Специфика естественно-научного познания. Особенности социально-гуманитарного знания. Наука и мировоззренческие универсалии культуры. Этос науки по Р.Мертону: универсализм, коллективизм, беспристрастность, организованный скептицизм. Реальное поведение и социальные роли ученых. Научное и техническое знание. Сциентификация техники и технизация науки. Античные techne-истоки современного понятия "техника". Социальная природа технических объектов. Интеграционный характер технических наук. Проблема единства естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Компьютеризация современной науки. Гносеологические, социальные и этические проблемы компьютеризации. Научно-технический прогресс, его социальные и гуманитарные последствия. Техника как среда обитания человека. Техника как артефактное инобытие телесности человеке. Техническая гипертрофия тела в ущерб душе (духу). Противоречия современной технотронной эры. Тупики неуправляемого технологического развития. . Технологический детерминизм, технократизм и их альтернативы. Критика инструментального разума. Проекты гуманизации научно-технического прогресса. Моральный облик, профессиональный долг и интеллектуальная ответственность ученого. Тема 15. Аксиология: философское учение о ценностях Ценности и их природа. Ценность и оценка. Критерии оценки. Ценность и норма. Ценностная и истинностная компоненты познания. Ценностное познание и познание ценностей. Инструментальные и гуманитарно-коммуникативные ценности. Ценности и ценностные ориентации. Иерархия ценностей. Конфликт ценностей. Современность как ценность. Эстетические ценности. Художественный образ и действительность. Понятие эстетического идеала. Истина и художественная правда. Эстетическое и этическое. Морально-нравственные ценности. Дихотомия добра и зла в морали. Вездесущность морального. Место и роль морального мотива в поведении человека. Воспитание нравственных чувств. Мораль и наука. Совместимы ли гений и злодейство? Религиозные ценности. Свобода совести. Религиозно-ценностная ориентация в жизни человека. Плюрализм религиозных ценностей. Религиозные ценности и их претензия на абсолютную истинность. Аксиологический релятивизм и общечеловеческие ценности. Аксеологическое измерение истории. Диалектика национального и общечеловеческого в проблеме ценностей. Поиск альтернативных ценностей в условиях глобализации. Тема 16. Антропология: философское учение о человеке Проблема природы человека: диалектика социального и биологического, альтруистического и эгоистического. Человек - венец природы? Исключительность человека как существа, не имеющего предопределенного места в мире. Чувства, разум и воля как основные сущностные силы человека. Историческая непредсказуемость разума и свободы. Описательные (полузверь-полуангел) и нормативные (образ и подобие Бога, духовное существо) концепции природы человека. Природа человека как совокупность его базовых потребностей. Императивность того, что человек "может и должен делать из себя сам" (Кант). Человеческая природа и свобода. "Человекодеятельная" задача истории. Человек - существо, взыскующее смысл. Жизнь, смерть, бессмертие. Смысложизненная определенность со-бытия - человека и мира. Многообразие смыслов жизни: гедонистический, аскетический, религиозный, действенно-гуманистический и т.д. Смысл жизни как непрерывный диалог человека с Человеком. Регулятивно-возвышающая сила идеалов. Смысл жизни человека - смысл жизни народа - смысл жизни человечества. Тема 17. Социальная философия: философское учение об обществе и его истории Общество как целостная и саморазвивающаяся система. Социальная система как система действия (действий). Общество как продукт деятельности людей. Стихийность и сознательность в общественном развитии. Свобода и социальный порядок. Общее, особенное и единичное в историческом процессе. Многообразие и альтернативность исторического процесса. Общество: норма и патология. Существуют ли законы в истории? Историзм общественных законов. Движущие силы развития общества. Волюнтаризм и фатализм. Взаимосвязь общества и природы. Природа как основа существования и развития общества. Антропогенное влияние на природу. Экологические проблемы современности: состояние и перспективы. Возможность коэволюционного развития общества и природы. Перспектива устойчивого развития. Формационный, цивилизационный и миросистемный подходы в социальной науке. "Формационный" тип общества. Марксистская формационная пятичленка истории. Формационный подход и экономический детерминизм. Цивилизация и культура. Теории локальных цивилизаций. Понятие современной цивилизации. Россия как цивилизация. Миросистемная структура мира: центр, полупериферия, периферия. Миросистемный подход и универсалии истории. Тема 18. Философские перспективы XXI века Глобализм как исторический вызов современности. Интеграционные процессы в развитии человечества: "осевое время", модернизация, глобализация. Модернизация как переход от традиционного к современному обществу. Экономические, социальные и политические аспекты модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. Глобализация как постмодернизация. Анклавная структура глобализации. Идентификационные процессы в условиях глобализации. Права и свободы человека как ценностная (моральная и правовая) основа решения глобальных проблем современности. Техногенный характер современной цивилизации: комфорт быта и дискомфорт бытия. Напряжение между наукой, техникой (технологией) и культурой. (Н.А. Бердяев: "Развитие техники ведет к истреблению духовности"). Антропологические границы технического роста. Техническая обустроенность абсурдного бытия. Поиск новых смысложизненных ориентиров в техногенном мире. Перспективы нового гуманизма. Антиматеритальные, нематериальные и постматериальные ценности в структуре человеческой духовности. Диалог культур: основания и современное состояние. Многослойность социально-исторического времени. "Нагромождение времен" как выражение исторической ситуации современности. Факторы единства культур и их взаимодействия. Крайности универсализма и партикуляризма. Культурная самобытность. Культурный релятивизм как требование равенства национальных и региональных (локальных) культур. Понятие кросскультурной рациональности. Информационные технологии и развитие способности к универсальной коммуникации. Человеческая коммуникация в современном мире: толерантность, диалог, взаимопонимание. |
21.07.2015, 12:59 | #5 |
Senior Member
МегаБолтун
|
http://openreality.ru/index.php?area...page=zervastat
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
21.07.2015, 13:00 | #6 |
Senior Member
МегаБолтун
|
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |