|
Полезные ссылки: 0.Ориентация по Форуму 1.Лунные дни 2.ХарДня 3.АстроСправочник 4.Гороскоп 5.Ветер и погода 6.Горы(Веб) 7.Китайские расчёты 8.Нумерология 9.Таро 10.Cовместимость 11.Дизайн Человека 12.ПсихоТип 13.Биоритмы 14.Время 15.Библиотека |
01.08.2014, 13:48 | #11 |
Senior Member
МегаБолтун
|
Фрагмент научного исследования
РАННИЙ ПИФАГОРЕИЗМ Источник: Фрагменты ранних греческих философов Издание подготовил А.В. Лебедев. М., 1989. http://www.nsu.ru/classics/plato/pythagoras.htm#14a 14. ПИФАГОР Древнейшие свидетельства о Пифагоре: а) Ксенофана [21 В 7], б) Гераклита [фр. 16—18 М.], в) Эмпедокла [В 129 DK], г) Иона из Хиоса [36 В 2, В 4] — см. под соответствующими номерами. 1. ГЕРОДОТ, II, 123: Владыками преисподней египтяне считают Деметру и Диониса. А еще египтяне первыми высказали вот какое учение: что душа человека бессмертна и с гибелью тела вселяется [собств. «входит внутрь»] в другое животное, которое всякий раз [в этот самый момент] рождается. Когда же она обойдет всех зем¬ных, морских и пернатых животных, то снова вселяется в [как раз] рождающееся тело человека, причем [полный] круговорот она совершает за три тысячи лет. Некоторые 139 эллины — одни раньше, другие позже — высказывали это учение как свое собственное. Имена их я хоть и знаю, но не пишу. ГЕРОДОТ, II, 81: [Текст Флорентийской семьи: кодексы АВ]: Египтяне носят льняные хитоны. . . а поверх них белые шерстяные одежды. Однако входить в шерстяных одеждах в храмы или хоронить в них покойников не принято: грешно это. В этом они согласуются с так называемыми орфиками и пифагорейцами: посвященному в эти таинства (o]rgia) также грешно быть погребенным в шерстяных одеждах. Об этом, впрочем, существует священное сказание (iJerogov). [Текст Римской семьи: кодексы RVS]: . . Грешно это. Эти [обычаи египтян] согласуются с теми [греческими обрядами], которые называют «орфическими» и «вакхическими», тогда как на самом деле они египетские и пифагорейские: посвященному в эти таинства и т. д. 2. ГЕРОДОТ, IV, 95: [IV, 94: Геты «верят в то, что они не умирают и что погибший отправляется к божеству Залмоксис»]. Но, как я наслышан от эллинов, населяющих побережье Геллеспонта и Понта, Залмоксис этот был [вовсе не богом, а] человеком: он был рабом на Самосе, а именно рабом у Пифагора, Мнесархова сына. Сделавшись в дальнейшем свободным, он нажил богатое состояние и вернулся на родину. Фракийцы живут худо-бедно и придурковаты, а Залмоксис этот знал толк к ионийском образе жизни и отличался более глубоким складом [ума], чем фракийский, так как общался с эллинами, а из эллинов—с далеко не самым захудалым умником [sofisth>v]: Пифагором. [Пользуясь этим], он [по возвращении] соорудил и обставил себе пиршественный покой [по ионийскому образцу], стал принимать в нем знатнейших граждан и, задавая им угощение на славу, поучать, что ни сам он, ни его собутыльники, ни их потомки до бессчетных колен не умрут, но придут в ту страну, где обретут вечную жизнь и все блага. Поступая указанным образом и произнося эти речи, он тем временем сооружал себе подземную комнату. А когда комната была готова, то он исчез из среды фракийцев и, сойдя (kataba>v) вниз, в подземную комнату, жил [в ней] три года; фракийцы же тосковали по нем и скорбно оплакивали его как умершего. На четвертый год он явился фракийцам, и благодаря этому они уверовали в то, чему учил Залмоксис. (96) Вот что он сделал, по словам [греков с Геллеспонта и Понта]. Что касается меня, то я не отказываюсь наотрез верить [рассказам] о нем и о подземной комнате, но и не слишком-то им верю. Думаю, впрочем, что Залмоксис этот жил за много лет до Пифагора. *ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, VIII, 41=ГЕРМИПП, фр. 23 Müller: Гермипп рассказы¬вает про Пифагора еще одну историю. Приехав в Италию, он соорудил себе комна¬тушку под землей и наказал матери записывать на дощечке все происходящее, отмечая при этом время [событий], а затем спускать ему [эти заметки], доколе он не вернется [на землю]. Мать сделала, как он сказал. А Пифагор некоторое время спустя вернулся наверх тощий как скелет, пришел в народное собрание и объявил, что прибыл из Аида, причем зачитал им все, что произошло [за время его отсутствия]. Те были так взволнованы сказанным, что заплакали, зарыдали и уверовали, что Пифагор прямо-таки божественное существо. Дело кончилось тем, что они доверили ему своих жен, чтобы те научились кое-чему из его учений, и их прозвали пифагоричками. Вот что говорит Гермипп. *С0ФОКЛ, Электра, 62: Уже не раз видали мудрецов, Умирающих ложно — на словах: потом, домой Вернувшись, они снискали больший почет. 140 * Схолии к этому месту = СУДА, под словом h]dh, «уже»: Запершись в подземелье, Пифагор велел своей матери распространять слухи о том, что он умер, а затем явился [народу] и стал рассказывать всякие чудеса о новом рождении [палингенесии] и о том, что в Аиде. Живым он рассказывал об их [умерших] близких, с которыми он, по его словам, встречался в Аиде. Благодаря этому он создал о себе мнение, будто до Троянской войны он был Эталидом, сыном Гермеса, потом Эвфорбом, потом Гермотимом, потом Пирром из Делоса, а потом — после всех [перечисленных выше инкарнаций] – Пифагором. На это, очевидно, и намекает Софокл. [spoiler=Спойлер]3. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, VIII, 8 = АРИСТОКСЕН, фр. 15 Wehrli: Аристоксен говорит, что большую часть этических воззрений Пифагор заимствовал у Фемистоклеи, дельфийской [жрицы]. 4. ИСОКРАТ. Бусирис, 28: Пифагор из Самоса. . . прибывши в Египет и отав их [египтян] учеником, первым ввел в Элладу философию вообще и в особенности отличился рвением, с которым подвизался в науке о жертвоприношениях и торжественных богослужениях, совершаемых в храмах, полагая, что даже если ему не будет за это никакой награды от богов, то уж у людей-то он за это сподобится величайшей славы. (29) Так оно и вышло: он настолько превзошел остальных славой, что все юноши мечтали быть его учениками, а старшие с большим удовольствием взирали на то, как их дети учатся у него, нежели на то, как они пекутся о семейных делах. И этому нельзя не верить, ибо еще и поныне молчанию притязающих на звание его учеников восхищаются более, нежели [речам] самых прославленных ораторов. 5. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, VIII, 56 = АЛКИДАМАНТ (Oratores Attici, II, 156 b 6 Baiter–Sauppe): Алкидамант в «Физическом [диалоге]» сообщает. . . что [Эмпедокл; 31 А 1, 56] учился у Анаксагора, и Пифагора: одному [= Пифагору] он подражал в торжественном величин образа жизни и наружности, а другому [= Анаксагору] — в учении о природе. АРИСТОТЕЛЬ. Риторика, В 23. 1398 b 9 = АЛКИДАМАНТ, фр. 5 В.—S.: И как Алкидамант [иллюстрирует примерами положение], что все почитают мудрых: так, паросцы почтили Архилоха, хоть он и клеветник. . . италийцы — Пифагора, а жители Лампсака — Анаксагора, хоть он и чужеземец, похоронили и почитают еще и теперь. 6. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, IX, 38 = ДЕМОКРИТ, фр. 154 Лурье: «Судя по всему, — говорит Фрасил, — он [Демокрит] был приверженцем пифагорейцев; к тому же он упоминает и самого Пифагора, восхищаясь им в одноименном сочинении [«Пифагор»]. Можно было бы даже подумать, что он все у него заимствовал и самого его слушал, если бы этому не противоречила хронология». Так или иначе, но Главк из Регия, который был современником Демокрита, говорит, что он слушал кого-то из пифагорейцев. ПОРФИРИИ. Жизнь Пифагора, 3 = ДУРИС, FGrHist 76 F 23: Дурис Самосский во второй книге «[Самосской] летописи» упоминает также его [Пифагора] сына Аримнеста и говорит, что он был учителем Демокрита. Аримнест, вернувшись из изгнания, посвятил в храм Геры бронзовый посвятительный дар, имевший около двух локтей в диаметре, на котором была написана следующая эпиграмма: Меня посвятил любимый сын Пифагоров Аримнест, открывший много мудреных пропорций. Сим-гармоник уничтожил этот [посвятительный дар] и, присвоив [одну, начертанную за нем] формулу [?], обнародовал ее как свою собственную. Всего [на посвятительном 141 даре] было записано семь пропорций, но из-за одной, которую похитил Сим, исчезли и остальные, которые были записаны на посвятительном даре. 6 а. ПРОКЛ. Комм. к Евклиду, 65, 11 Friedl. = ЕВДЕМ. История геометрии, фр. 133 W. (начало см. 11 А 11, ср. 86 В 12): Следующим после него [Фалеса], кто предался занятиям геометрией, предание называет Мамерка, брата поэта Стесихора… После них Пифагор преобразовал занятия геометрией в свободную дисциплину, изучая ее высшие основания и рассматривая теоремы in abstracto [собств. «в отвлечении от материи», aju>lwv] и ноэтически. Он же открыл теорию иррациональных и конструкцию космических фигур [=правильных многогранников]. Далее по ссылке выше 14a. TEAHO 1. Древнейшие свидетельства (Дикеарх, Тимей) см.: гл. 14, №№ 8а. 13. См. также гл. 17, № 1. 2. ЯМВЛИХ. О пифагорейской ЖИЗНИ, 267 (каталог женщин-пифагореек): .. .Теано, жена Бротина из Метапонта. . . 3. (а) СУДА, под словом «Теано» : Теано, уроженка Метапонта или Фурий, пифагорейка, дочь Леофрона, жена Кариста или Кротона, или Бротина-пифагорейца. Написала: «О Пифагоре», «О добродетели к Гипподаму Фурийскому», «Женские увещевания» и «Изречения пифагорейцев». (b) Там же, «Теано» [2]: Критянка, философиня, дочь Пифонакта, жена великого Пифагора, от которого имела детей Телавга, Мнесарха, Мию и Аригноту. Некоторые пишут, что она была женой Бротина и уроженка Кротона. [Написала]: «Философские записки», «Изречения» и какую-то поэму эпическими стихами. 4. КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, I, 80, 4; II, 52, 12—14 St.: Дидим в сочинении «О пифагорейской философии» передает, что Теано из Кротона первой из женщин стала философствовать и написала стихотворения. 5. ГЕРМЕСИАНАКТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. Леонтион, фр. 2, 85 Diehl у Афинея, 13, 599а: Безумная страсть Теано связала самосца / Пифагора, изобретшего изощренные геометрические спирали / И круг [=«сферу»], которым окружен эфир, / И поместившего весь мир в маленьком шаре [глобуса]. 6. СТОБЕЙ, I, 10, 12 (с. 125 W.=c. 195 Thesleff): Из сочинения Теано «О благочестии»: И многие эллины, как мне известно, думают, будто Пифагор говорил, что все рождается из числа. Но это учение вызывает недоумение: каким образом то, что даже не существует, мыслится порождающим? Между тем он говорил, что все возникает не из числа, а согласно числу, так как в числе — первый порядок, по причастности ко- 150 торому и в счислимых вещах устанавливается нечто первое, второе и т. д. [Другие неподлинные фрагменты (из нравственных писем) см. THESLEFF. РТНР. С. 195—201].
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |