|
Полезные ссылки: 0.Ориентация по Форуму 1.Лунные дни 2.ХарДня 3.АстроСправочник 4.Гороскоп 5.Ветер и погода 6.Горы(Веб) 7.Китайские расчёты 8.Нумерология 9.Таро 10.Cовместимость 11.Дизайн Человека 12.ПсихоТип 13.Биоритмы 14.Время 15.Библиотека |
|
Важная информация |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
17.04.2008, 14:49 | #1 |
Senior Member
МегаБолтун
|
Дзен-(Буддизм) и Суфизм (и кит. первоистоки)
дзен-буддизм
Дзен-буддизм - одно из направлений буддизма. Возник в Китае в 6 в., наибольшее распространение получил в Японии. Основу Д.-б. составляет представление о единстве Будды и всех существ и учение о естественном «пути» - дао, к-рый выше всех теоретических методов. В отличие от др. школ Д.-б. проповедует «мгновенное просветление», постижение истины - сатори. Иррационализм и интуитивизм Д.-б., его экзотическая обрядность привлекают западноевропейских и американских философов, особенно в последние десятилетия. http://filosof.historic.ru/enc/item/.../a000324.shtml Фактически, Дзен-Буддизм - возвращение к ОСНОВАМ, пройдя цикл. Если в начале было некое синкретичное Знание, недосточно О-Со-Знанно управляемое, но Бывшее, со временем, начав оформляться в Китае в Доасизм http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%...B8%D0%B7%D0%BC http://ec-dejavu.ru/t-2/Taoism.html http://ariom.ru/wiki/Daosizm http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/...chinov_dao.htm , но, только начав оформляться ТАК, как водится, перешло в антитезисную форму знания формализованного, наряду с конфуцианством, сочетаясь как формализованная иррациональность и рациональность, более того, как ИррИнтрИнтЛог и РацИнтр(Экстр)СенсЭт(Лог), а после появления Буддизма, пришедшего из Индии, дало возможность для скачка в СИНТЕЗ, вернув и синкретичность и возможность управлять, дав Дзен-Буддизм. Причём, что интересно, по одной из легенд, наиболее близкой по смыслу к Правде, пришедший из Индии БодхиДхарма (Дарума), принёс его в ШаоЛиньский монастырь, создав ДзенБуддизм как практическую дисциплину, как Функциональную составляющую АрхеТипической СИСТЕМы Единых Знаний. После разгрома ШаоЛиня, ДзенБуддизм, как и опять же водится, был формализован в одно из направлений, можно сказать, религиозных, уменьшением акцентов на ДЕЙСТВИТЕЛЬНО его Практической Сути, переводя их на Мудитативный акцент интеллектуальных игр в отрицание интеллекта. А Суть его была теснейшим образом связана с БИ (Боевыми Искусствами), что получило формализованное распространение позже в Японской традиции КоБуДо. http://www.rusmaster.org/fengshui/fsphildb.html http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/...n_buddhism.htm (авторитет ДзенБуддизма в Японии) http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen.htm Не отрицая Теорий и Систем, СоЕдиняя ВСЕ противоположности, Практика опиралась на ...Практику, прежде всего, в её ИррИнт аспектах, в постановку на грань, в проталкивании ЗА пределы и ТЕЛА, прежде всего (БИ и тяжёлый труд) и ИНТЕЛЛЕКТА (Коаны) и ДУШИ (тяжёлые морально условия), вытаскивая развёрнутую СИСТЕМУ Практических Медитаций, от физических до тончайших, технологическую суть, потерянную в УЖЕ формализованной йоги от Патанджали. Здесь сочетались и БИ и Йога, и Магия и Аксиоматика должным образом, но ... после разгрома монастыря ... ДзенБуддизм перестал существовать как Путь в социальной действительности, став лишь религией эзотеризма и войны. Далее, достаточно подробное, УЖЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЕ информирование о ДзенБуддизме в социуме. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B7%D1%8D%D0%BD Дзэн (иногда неточно дзен, от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сон) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление чисто японского буддизма, появившегося в Японии в XII веке и перенявшее учение одноимённой китайской школы чань, которая к тому времени почти исчезла в Китае. Японский дзэн претерпел серьёзное развитие и представлен в Японии несколькими школами. Содержание * 1 Этимология * 2 История * 3 Краткая суть учения o 3.1 Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма * 4 Практики дзэн o 4.1 Сатори * 5 Методы пробуждения o 5.1 Медитативная практика o 5.2 Практика дзадзен o 5.3 Коаны o 5.4 Ступени состояния ума Дзен * 6 Дзен боевых искусств и самурайский Дзен * 7 Этика дзэн * 8 Эстетика дзэн * 9 Влияние Дзен на современный мир * 10 См. также * 11 Ссылки Этимология Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана», означающему «дыхание, сущность, я» объект медитации дзогчен, дзадзен. Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн. «тхиен», кор. «сон»), затем, распространившись в Японии — в «дзэн». В настоящее время словом дзэн обозначают как собственно медитативную практику с целью достижения просветленного состояния (дзадзен), так и дзэн-буддизм. История Принято считать, что свое распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Патриархов буддизма, ставший в последствии первым Патриархом дзэн. Бодхидхарма обосновался в монастыре Шао-Линь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении 6—8 веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев. В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа, Северная Америка). Краткая суть учения Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения персонального просветления. Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками. Главные принципах буддизма, из которых основывается дзэн: * Четыре Благородные Истины: * Восьмеричный путь: Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма В Дзен главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу. Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори. Четыре ключевых отличия дзэн: 1. Особое учение без священных текстов. 2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков. 3. Передача с помощью прямого указания на реальность - особым образом от сердца к сердцу. 4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы. Цитаты: "Не твори письменных поучений" "Передавай традицию вне наставлений" "Прямо указывай на человеческое сердце" "Смотри в свою природу, и станешь Буддой" По преданию, начало традиции дзэн положил сам основатель буддизма - Будда Шакьямуни (V в. до н.э.), который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся («Цветочная проповедь Будды»). Никто, однако, кроме одного человека - Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме. Однажды Будда стоял перед собранием народа па Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить пробуждению (дхарма), но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он еще не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Миг пробуждения Махакашьяпы случился, когда Будда вознес над головой цветок. Монах увидел цветок таким, какой тот есть, и получил «печать сердца», если применить терминологию дзен. Будда передал свое глубокое понимание от сердца к сердцу. Он взял печать своего сердца и сделал ею оттиск на сердце Махакашьяпы. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию. Так, согласно дзэн, началась традиция прямой («от сердца к сердцу») передачи пробуждения от учителя к ученику. В Индии от таким образом пробуждение, передавалась в течение двадцати восьми поколений наставников от Махакашьяпы до самого Бодхидхармы - 28-го патриарха буддийской школы созерцания (инд. дхьяна) в Индии и первого патриарха буддийской школы Чань в Китае. Бодхидхарма сказал: «Будда прямо передал дзэн, который не имеет ничего общего с изучаемыми вами священными писаниями и доктринами». Итак согласно дзэн - истинный смысл буддизма постигается только благодаря усиленному самосозерцанию - «смотри в свою природу и станешь Буддой» (а не вследствие изучения доктринальных и философских текстов), и еще «от сердца к сердцу» - благодаря традиции передачи от учителя к ученику. Для подчеркивания принципа непосредственности этой передачи и для искоренения у учеников привязанности к букве, образу, символу многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзен, поскольку ему нельзя научить посредством символов. Дзен переходит непосредственно от мастера к ученику, от «ума к уму», от «сердца к сердцу». Сам дзен есть некая «печать ума (сердца)», которую не найти в священных писаниях, поскольку она «не основана на буквах и словах» — Особая передача пробужденного сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,— «прямым указанием», неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению. Практики дзэн Сатори Сатори – «Пробуждение», внезапное Просветление. Поскольку все люди изначально обладают способностью к пробуждению, задача практикующего дзэн состоит в её реализации. Сатори наступает всегда внезапно, как вспышка молнии. Пробуждение не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно. Японский глагол «сатору» (яп. 悟る) означает «осознавать», и осознать можно лишь с помощью некого «шестого чувства», которое в чань называют «не-ум» (у-синь, ). «Не-ум» – это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзен-буддизме. Методы пробуждения Считается, что по сравнению с практическим обучением «от сердца к сердцу» - даже наставления самого Будды играют в дзэн-буддизме второстепенную роль. Для современных учеников - помимо передачи от сердца к сердцу также необходимы слушание, чтение, размышления. Прямые методы указания в дзэн эффективнее чтения книг, но не подразумевают совершенного отказа и от чтения. Для обучения мастер может использовать любые методы, но наиболее широко распространены практики дзадзэн (сидячая медитация) и коан (притча-загадка, не имеющая логически обоснованного ответа). В дзэн преобладает мгновенное, внезапное пробуждение, которое иногда возможно вызвать специфическими приемами. Самый знаменитый из них — коан. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение. К коанам - близки диалоги (мондо) и самовопрошание (хуатоу): Некоторые наставники стимулировали пробуждение внезапным криком на ученика или даже ударом палкой по голове. Но основной практикой оставалась сидячая медитация - дзадзэн. Наряду с традиционной сидячей медитацией во многих направлениях дзэн практиковали медитацию и при ходьбе, и при работе. А все дзэнские монахи обязательно занимались физическим трудом, что было необходимо при интенсивной психической нагрузке в процессе медитации. Хорошо известна и связь чань с традицией боевых искусств (начиная еще с первого чаньского монастыря - Шао-Линя). Таким образом, дзэн стал системой тренировки сознания (с помощью медитаций), духа (с помощью повседневной практики) и тела (благодаря занятиям кунг-фу и цигун). Методика обучения дзен - сильное эмоциональное воздействие на ученика, а также переживание всевозможных парадоксов. С европейской точки зрения такой подход порой просто жестоким. Он может быть понят лишь в рамках буддисткой доктрины безразличного отношения к жизни и смерти как таковым. Методы воспитания учеников в дзэн-буддизме широко заимствованы практически во всех видах боевых искусств Востока и оказали глубокое влияние на развитие самурайской этики Японии (см. Риндзай). Медитативная практика Медитация, созерцательность занимает важнейшее место в дзэн-буддизме. Несмотря на различия в подходе к достижению сатори в разных школах дзэн, все они отводят медитации важнейшую роль. Дзен не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться. По сути каждодневные дела, то что вам нравиться делать - могут стать медитацией - но с одним условием: целиком присутствовать в том, что ты делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого – будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может стать способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом ее проявлении в произведение искусства. "В каждом человеке изначально живет художник - "художник жизни" - и этот художник не нуждается ни в каких дополнительных вещах: его руки и ноги являются кистями, а вся вселенная - холстом, на котором он пишет свою жизнь. " Каждый человек - художник своей жизни и у каждого она своя. Ключ - в душе человека. Мастер письма тушью, достигнув наивысшего медитативного состояния сознания Дзен, состояния Духа, "выливает" его на холст или бумагу. Важен не сам результат или данное занятие, а состояние сознания, отразившееся в результате этого процесса. Любое обычное занятие - есть усилие ради чего-то. Это - своеобразная работа. Дзен же максимально очистил эту работу от ощущения усилий ее свершения, максимально выявил "спонтанность" этих усилий и, можно сказать, обратил ее в конечном итоге в парадокс "усилия-без-усилия". Настоящее произведение искусства в традиции чань не может быть создано трудом в прямом смысле этого термина. То же касается и традиционной сидячей медитацией дзадзен. Сидячая медитация – отнюдь не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей “сидение просто так”. Вообще понятие “просто так”, “таковости” (татхата) действия – одно из основных понятий дзен-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: “Так-идущий” (Татхагата) — тот, кто приходит и уходит просто так. (Невольно вспоминаются просветленные мультики советских еще времен, одни герой дарит другому цветы и говорит - "это тебе - просто так"). Дзен - это состояние человека ничего не объясняющего ни себе, ни другому. А действующего - "просто так". Поэтому полного хозяина самому себе. Практика дзадзен {{main|дзадзэн}] Дзадзен – медитация в "позе лотоса" - требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой – умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. “Просто сидеть” и, не обращая внимание ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их. “Совершенный человек пользуется своим умом словно зеркалом: он ничего не хватает и ничего не отвергает. Воспринимает, но не удерживает” Вместо попыток очистить или опустошить ум нужно просто дать ему волю, поскольку ум — это не то, чем можно овладеть. Отпустить ум — это то же, что и отпустить поток мыслей и впечатлений, которые приходят и уходят “в ум”. Не надо ни подавлять их, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Именно в медитации дзадзен практикуется действие даосского “у-синь” - “не-ума”. Коаны Коаны (кит. 公案, гунъань, яп. 公案, ко:ан) — короткие истории, рассказывающие о конкретных случаях достижения просветления, либо загадки-алогизмы, основной задачей которых является пробуждение ума слушающего. Коаны часто кажутся запутанными и даже парадоксальными. Однако, они широко распространены в практике дзэн-буддизма, совместно с медитацией. Коаны присутствовали во всех школах китайского буддизма таких как Риндзай, Ступени состояния ума Дзен Различались несколько ступеней достижения «пустотности» сознания: * «одноточечное сознание» (и-нянь-синь), * «сознание, лишенное мыслей» (у-нянь-синь), * «не-сознание» (у-синь) или «не-я» (у-во). Это — этапы «опустошения» сознания и достижения шуньяты или кун (кит.), т.е. пустоты, ибо одна из целей чаньского искусства состоит в создании особых условий, когда психика оказывается предоставленной самой себе и работает спонтанно, будучи глобально целостной или трансперсональной (в смысле со-бытия или со-знания с другими людьми и с миром). Дзен боевых искусств и самурайский Дзен Совершенно неожиданно способом постижения буддизма стало нечто, что противоречит одному из пяти основополагающих буддийских запретов - "воздерживайся от убийства". Вероятно именно в Китае, где буддизм подвергся освобождающему влиянию даосизма, - Дзен разрушил конвенциально-этические рамки буддизма и как эффективный психотренинг впервые присоединился к воинским дисциплинам. Сегодня Дзен уже применяют к любым областям деятельности, от игры на гитаре до секса. "Из всех собравшихся только ближайший ученик Будды Махакашьяпа воспринял знак Учителя и едва заметно улыбнулся в ответ уголками глаз." Именно из этого признанного каноническим эпизода вырастает вся традиция передачи учения чань/дзен с помощью т.наз. "уловок" - любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая, театральное представление, игра на флейте, искусство экибаны, сочинение. То же касается и боевых исскуств. Впервые боевые исскуства соединились с Дзен в качестве развивающей тело гимнастики, а затем еще и как закаливание духом бесстрашия - в китайском буддийском монастыре Шао-Лине. С тех пор Дзен - это то, что отличает боевое искусство Востока от западного спорта. Многие выдающиеся мастера кэндо (фехтование), каратэ, дзюдо, айкидо были адептами Дзена. Это связано с тем, что ситуация реальной схватки, схватки, в которой возможны тяжелые увечья и смерть, требует от человека именно тех качеств, которые воспитывает Дзен. В условиях боевой ситуации у бойца нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутненное ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций. Такуан Сохо (1573-1644), мастер Дзен и автор трактатов о древнем японском искусстве владения мечом (ныне сохранившемся в техниках кэндо) называет спокойствие воина, достигшего высшего уровня мастерства, непоколебимой мудростью. "Вы конечно, видите меч, собирающийся поразить вас," – говорит Такуан. "Но не позволяете своему уму "останавливаться" на этом. Оставьте намерение контактировать с противником в ответ на его угрожающий выпад, перестаньте строить всякие планы на этот счет. Просто воспринимайте движения противника и не позволяйте своему уму "останавливаться" на этом." Боевые искусства Китая и Японии – это прежде всего именно искусства, способ развития "духовных способностей самурая", осуществление "Пути" ("дао" или "до") – пути воина, пути меча, пути стрелы. Бусидо, знаменитый "Путь самурая" – свод правил и норм для "истинного", "идеального" воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзен-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзадзен, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти. Этика дзэн * Сад камней * фехтование * стрельба из лука * каллиграфия * чайная церемония Влияние Дзен на современный мир Отголоски и влияние Дзен можно обнаружить в современной литературе, искусстве, кино - где угодно. В произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. "дзенский бум" охватил многие американские университеты и придал определенную окраску движению битников. Влияние Дзена испытали многие психотерапевтические школы - такие как гештальт-терапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ. Джон Энрайт, которые многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом - в своей книге "Гештальт ведущий к просветлению" прямо написал, что считает основой целью гештальт-терапии именно мини-сатори - достижение особого инсайта или катарсиса - после которого большинство старых проблем растворяются.
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |