![]() |
|
![]() Полезные ссылки: 0.Ориентация по Форуму 1.Лунные дни 2.ХарДня 3.АстроСправочник 4.Гороскоп 5.Ветер и погода 6.Горы(Веб) 7.Китайские расчёты 8.Нумерология 9.Таро 10.Cовместимость 11.Дизайн Человека 12.ПсихоТип 13.Биоритмы 14.Время 15.Библиотека |
|
Важная информация |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
Senior Member
МегаБолтун
|
![]()
http://www.socionics.ibc.com.ua/shul...tml#Оглавление
Журнал "Соционика, ментология и психология личности", N 6, 1998, N 2, 1999, e-mail: shulman@socionics.ibc.com.ua Аспекты, функции, ТИМы, люди (Психические функции Карла Густава Юнга в моделях психики человека, - из цикла "Фрагменты целостности") Постулируется слияние человека с реалией 1-й функции его типа информационного метаболизма (ТИМа), погружение в эту реалию. С этой точки зрения объясняются некоторые четко фиксируемые поведенческие реакции людей определенных ТИМов. Высказано предположение о способности психических функций (ПФ) К. Г. Юнга воспринимать информацию по всему спектру аспектов тотального информационного потока (АИП). Введены понятия полиаспектности ПФ и "полифункциональности" АИП. Исследованы способность ПФ воспринимать такую информацию и восприимчивость каждой ПФ к различным АИП. Ключевые слова: соционика, типы информационного метаболизма, психические функции Юнга, аспекты информационного потока, реалии окружающего мира, отображение реалий, погружение в реалии, поведенческие реакции людей, мораль, нравственность, полиаспектность функций, "полифункциональность" аспектов информационного потока. Оглавление Введение "Я так хочу!" и "Я сказал!" "Порядок - во всем!" и "Приключениям навстречу!" "Жизнь прекрасна и удивительна!" и "Быть иль не быть: вот в этом весь вопрос" "Объять необъятное" и "Нам нет преград...!" Белая интуиция "Зри в корень!" и "Тем хуже для фактов!" "Возлюби ближнего!" и "Полиция нравов" "Ждать и надеяться (но не бездействовать)" и "Умение по необходимости" Заключение Литература Введение "Я считал, что лес - только часть полена..." Иосиф Бродский "Первая функция - проклятье типа" Аушра Аугустинавичюте "...именно мы творим Тех, которые есть мы сами" Джон Лилли "Давно пора... Умом Россию понимать!" Игорь Губерман Весь мир един, как "да и нет", Как белый-черный, было-будет, Как "лед и пламень", мгла и свет. Кто прав: УСТАВ или Поэт, - Кто разберется, кто рассудит?.. ...Вполне вероятно, что это будет соционика, и что сделает она это, в частности, с помощью психических функций К. Г. Юнга, которые Аушра Аугустинавичюте назвала каналами связи человека с внешним миром и внешнего мира с внутренним миром человека. Нет смысла еще раз излагать не единожды опубликованную трактовку экстравертной и интровертной вариаций тех фрагментов информационного потока, который обрушивается на все без разбора 16 ТИМов социона Аушры. Эта трактовка многократно повторяется в разных вариантах одного и того же. Поэтому я все 12 лет своего пребывания в соционике применяю два названия для всех информационных аспектов: логика (P), этика (E), сенсорика (F), интуиция (I) реальности, или реалии окружающего мира, и логика (L), этика (R), сенсорика (S), интуиция (T) отражения этих реалий как отношения к ним [17]. Смысловое содержание соответствующих функциям аспектов общего информационного потока также много раз описано Аушрой и ее последователями и учениками и также практически без больших различий. В обобщенном виде, на уровне поведенческих реакций, все это может выглядеть следующим образом: "Сенсорика - хорошее ощущение сиюминутной - "сейчасной" - ситуации и себя в ней, "сейчас и здесь", "хочу", "дай"; Интуиция - "не сейчас, не здесь, - несколько раньше или потом, - когда-нибудь"; Мышление (логика )- "да-нетность" (Рейнин), четкость, дискретность, бинарный код, крайние - безоттеночные - ситуации, действие; Эмоции (этика) - "ущербная логика", "ни-да-ни-нетность", плавность, гибкость (в поведенческих реакциях - при жесточайшем внутреннем стержне: в принципиальных вопросах "этика" можно сломить, но не согнуть), непрерывность, оттенки - "пушистое множество" оттенков, без крайних точек и ситуаций, побуждение к действию и оценка его. Следует указать, что за всеми этими терминами сохраняется и их привычное понятийное содержание. Несмотря на то, что в каждом человеке присутствуют все эти свойства психики, привычно все же, как пишет Юнг, доминирует какое-то одно, которому и соответствует первая функция в схеме ТИМа" [17]. В этих заметках, как и вообще в теоретической соционике, речь идет об идеальных типах. И, видимо, пора обозначить понятие "идеального типа" в соционике, по крайней мере, в том смысле, в каком мы говорим об идеальном газе. Попробуем это сделать. Итак, человеком, обладающим идеальным типом информационного метаболизма - ТИМом - можно, по-видимому, в первом приближении, считать дуализированного человека не моложе 30 лет1, полностью соответствующего своему полу по О.Вейнингеру [4], принадлежащего к своему ТИМному социону2 и обладающего ТИМным подтипом, тождественным его ТИМу, выросшего в соционически благоприятных условиях, предусматривающих наличие, как минимум, разнодихотомийной по функциональным подтипам блока ЭГО модели А дуальности [14], собственной квадры в полном ее составе и отсутствие в семье или иной окружающей его длительно изолированной малой группе (ДИМГе [5]) ревизоров и антиревизоров, передатчиков и антипередатчиков [14], конфликтеров и "квазитождиков", человека, уровень развития которого соответствует его возрасту по всем возможным параметрам во всех возможных моделях структуры психики его типа, человека, сущностная ипостась которого, по крайней мере по поведенческим реакциям, с точки зрения всех возможных типологий личности, могла бы считаться идентичной, т.е. во всех отношениях нулевого порядка [14] могло бы быть зафиксировано отношение тождества, иначе говоря, интегральный тип которого был бы тождествен его ТИМу [14], человека, ведущего себя в соционических контактах в полном соответствии с возникающими при них и установившимися во времени интертипными соционическими отношениями, действующими на соответствующих этим отношениям дистанциях3, и не выходящего ни по каким показателям за пределы соционической характеристики своего ТИМа. По-видимому, понятия информационных аспектов и соответствующих им соционических функций, коротко описанные выше, в каком-то смысле тоже идеальны. И единственное, что стоило бы сделать теперь, - это попытаться проранжировать все эти фрагменты окружающего мира, чтобы составить себе хотя бы какое-нибудь представление о его целостности. Можно предположить, что сенсорика реальности (F), или ПРОСТРАНСТВО, вмещает в себя вообще все, что в нем находится. И прежде всего - предметы (объекты, их фрагменты, субъектов и т.п.), - одним словом, логику реальности (P). Видимо, на третьем месте окажется этика реальности (E), - ЭМОЦИИ как энергия взаимодействия между всем содержимым ПРОСТРАНСТВА, равно как и этого самого ПРОСТРАНСТВА со всем своим содержимым тоже. И далее следует интуиция реальности (I) как представление обо всем этом - реально существующем - и о том, что со всем этим может произойти и в какие, приблизительно, сроки, - хотя именно этим интуиция и вырывается за пределы реального пространства, замыкая тем самым круг значимости аспектов и функций. Кроме того мне представляется необходимым уточнение одного фрагмента характеристики функций блока ЭГО модели А (или, что то же - двух первых функций модели Ю). За первой функцией в лексиконе многих социоников прочно закрепилось название "самой осознанной". В общем-то, это не совсем так, мягко говоря. Здесь тема гораздо шире, чем просто разговор о первой функции. Почему нас 16? И почему невозможно осознанно собрать социон (ведь неосознанно - школа, лекции, толпа, наконец, - социон собирается!). Потому и нельзя, что нас 16. Если б было можно, нас не надо было бы РАЗДЕЛЯТЬ на 16 ТИМов - каждый обладал бы СОЦИОННЫМ мышлением! Именно по этой причине невозможно со 100 %-й точностью определить ТИМ человека и, тем более, предсказать его поведенческие реакции в стрессирующей ситуации: все могут всё! (И я думаю, что во время ТВОРЕНИЯ Вавилонского СТОЛПА - Вавилонского СТОЛПоТВОРЕНИЯ, - что стало в русском литературном языке синонимом любой великой сумятицы и неразберихи - Всевышний "наградил" людей не столько разными языками, сколько - в первую очередь - разными ТИМами...) Однако хотя бы по какому-нибудь фрагменту структуры психики мы - ЧЕЛОВЕКИ - должны быть связаны с Космосом, с Космическим Разумом, и связаны мощно, на языке Космического Разума. Поэтому и дается человеку хотя бы один канал высшей иерархии - как минимум - четырехмерной. И, по-видимому, справедливым будет здесь предположение о том, что этим каналом и является первая функция, - это к вопросу о её четырехмерности (А.В.Букалов). Первая функция может считаться осознанной (и даже наиболее осознанной) лишь в том смысле, что иногда можно попытаться понять свои поведенческие реакции по ней после того, что они - эти поведенческие реакции - уже произошли. Но никто и никогда не сможет сказать, как поведет он себя по этой функции накануне необходимых поведенческих реакций! Просто по той "простой" причине, что "этой функции у человека слишком много" (Аушра). Тезис этот - об осознанности первой функции - должен был бы отпасть сам собой после введения А. В. Букаловым понятия "мерности" функций [3], ибо первая функция, согласно этой идее, четырехмерна4 (в нашем трехмерном мозгу, голове, теле, Мире и т.п.). И мы с позиций своей трехмерности никогда не сможем, не ограничивая себя и свои поведенческие реакции (ПР) какой-либо заданностью, охватить весь объем своей первой функции, оценить его, понять и предсказать свои ПР по ней. Недаром любимое сравнение человеческих двигательных ПР у Аушры - с полетом птицы или движением рыбы в воде. После этого сравнения я уже предложил аналогию ПР по второй функции с умением человека летать и плавать, - предварительно захотев это делать, затем - последовательно - научившись проектировать и строить корабли, летающие и плавающие, затем - управлять ими и только после всего этого - летать и плавать. Вот это - работа наиболее осознанной функции человеческой психики - тщательное продумывание поведенческих реакций до того, как они были осуществлены, а не попытка осознания произошедшего! Недаром за второй функцией прочно закрепилось название творческой. Тут все верно, - действительно, именно по этой функции и творят люди . Но приходится иногда сталкиваться с поразительной вульгаризацией этого термина и ситуации. Поясню свою мысль на примере. Гостил я лет десять назад в одном городе Советского Союза (теперь это совершенно другая страна, и для поездки туда нужно оформлять визу ). Как-то мои молодые друзья, но уже достаточно опытные соционики, везли меня куда-то на своей машине и, видимо, по аналогии, кто-то из них сказал, что, вот, дескать, их друг - ИЭИ - ехал в такси и курил, сидя на заднем сидении. Просьбу водителя не курить он демонстративно проигнорировал (молча!). Мне рассказали об этом случае как о примере "умелого" (!!) владения своей творческой функцией. (Это - к вопросу об "этичности" этиков!) Мне стоило больших трудов убедить ребят в том, что здесь имело место не творческое владение своей творческой же функцией, а элементарное хамство и вопиющая невоспитанность их товарища. Я до сих пор не уверен в том, что мне удалось до конца отстоять свою точку зрения (дело в том, что оба моих спутника относились к ТИМу, который приходится соционическим ревизором моему ТИМу , а в сенсорной ситуации - салон легкового автомобиля - в образовавшейся отношенческой диаде подревизные слышны не очень отчетливо, мягко говоря [14, 16]), но восторги по поводу спорной (для них) и бесспорной (для меня) поведенческой реакции этого неэтичного интуитивно-этического интротима стихли. Здесь мы снова возвращается к вопросу о сопоставлении этики как соционической функции и ЭТИКИ как морально-нравственной категории, к вопросу о необходимости соответствия одного другому, к вопросу о необходимости оставаться человеком, в конечном итоге, вне зависимости от своих сильных или слабых соционических функций и вне зависимости от своего ТИМа. Ведь не секрет, что подчас легче дается человеку констатация факта "слабости" своей этической, например, функции, чем попытка ее развития (функции и себя, в конечном итоге!). В этом, кстати, и состоял смысл фразы о том, что за всеми названиями функций сохраняется и их привычное понятийное содержание [17]. В этом месте я с удовольствием в очередной раз называю имя одного из первых социоников, великолепного представителя ТИМа IL (ИЛЭ) - Николая Николаевича Медведева, - который, будучи логиком в соционическом смысле слова, всегда был и остается по сию пору одним их самых крупных этиков в морально-нравственном, человеческом смысле! Это именно та ситуация, при которой для человека характерно такое, как писали братья Стругацкие, "...видение мира, когда любой носитель разума априорно воспринимается как существо, этически равное тебе, когда невозможна сама постановка вопроса - хуже он тебя или лучше, даже если его этика и мораль отличаются от твоей...". Но вернемся к функциям блока ЭГО. Обсуждая их, мы приближаемся к очень интересному моменту в наших рассуждениях. Когда мы говорим о реалиях окружающего мира, отраженных в функциях блока ЭГО модели А соответствующих ТИМов, мы должны обратить внимание на то обстоятельство, что люди этих ТИМов оказываются как бы погруженными в эти самые реалии, воспринимаются частью этих реалий (в особенности, по первой функции). Но это еще не все. Самое интересное заключается в том, что сама реальность, в которую погружены эти люди, ощущается ими как часть их самих (!), видимо, в силу СОМЕРНОСТИ первой функции и надстоящей соответствующей аспектной реалии. Попробуем более подробно остановиться на этом тезисе,- посмотрим, как это проявляется в поведенческих реакциях людей различных ТИМов. "Я так хочу!" и "Я сказал!""Я так хочу!" и "Я сказал!", - FR (СЭЭ) и FL (СЛЭ) - сенсорика реальности, ПРОСТРАНСТВО. И конечно же всё, что в нем находится. Однако пространство само по себе не существует, пространство неразрывно связано со временем, - оно в нем (во времени) существует, - вообще эти два понятия пронизывают друг друга. И сенсорики, будучи частью этого пространства, неминуемо ощущают его ежемоментность, физически чувствуют, как это самое время "проходит" буквально "сквозь пальцы". Отсюда - желание не упустить ни одну секунду этого ускользающего времени для того, чтобы успеть сделать максимум возможного в каждое мгновение. Отсюда - соответствующие поведенческие реакции, которые интуитами, особенно белыми (по первой функции) воспринимаются как исключительно быстрые. Удивительна в этом смысле интерпретация сенсорики одним из TE (ИЭИ), - типом, которому вообще трудно понять, что означает "быстро," понять, зачем и почему нужно быстро (как, впрочем, и людям ТИМа TP (ИЛИ), - см.ниже). В его представлении сенсорика - это "скажено-негайно-зараз!". Дословный перевод на русский язык с украинского - "бешено-немедленно-тотчас" - практически не объясняет сказанное, а идиоматически перевод звучит, примерно, как "Вот сразу, сейчас и прямо ЗДЕСЬ!" - "Что?!" - "А все! И побольше!". Очень точное отображение нашла эта - сенсорная - ситуация в девизе газеты "Замкова гора" (Киев-Львов): "Все i негайно!" ("Все и немедленно!"). В кинофильме "Ленин в Октябре" гению революции приписывают фразу: "Брать-брать-брать!!!". (Дело касалось то ли власти вообще, то ли чего-то другого.) Вне зависимости от достоверности этой фразы (по телефону), она на 100 % типична! Точно так же - непосредственно, как себя самого, - чувствуют сенсорики и пространство. Прежде всего обращает на себя внимание, то ,как это получалось у людей, давших псевдонимы обоим черно-сенсорным по первой функции ТИМам - Г. К. Жукову и Наполеону Бонапарту5. Уровень этого "чувствования" просто не укладывается в мозгу!6 Откуда, как, почему?! Чем? А ничем особенным и сверхъестественным - собой, той частью себя, которую А.Аугустинавичюте назвала первой функцией в структуре человеческой психики! Давайте не будем забывать выдвинутый тезис об ощущении ПРОСТРАНСТВА (в данном случае) как части себя самого. И тогда все становится на свои места. Единственная разница между этими двумя ТИМами заключается в том, что нелогический Наполеон (реальный) "кидался" в битву, "очертя голову" ("главное - ввязаться в "драку", а там видно будет"), а Г.К.Жуков приводил все в систему перед началом битвы- исчерпывающе полно и достоверно. То же наблюдалось и во время сражений. Не могу забыть фразу Г.К.Жукова из кинофильма "Освобождение", когда в ответ на вопрос Сталина о ситуации во время Курской битвы (момент сорванной нашим превентивным ударом немецкой артподготовки) Жуков ответил: "По-моему, они начинают выдыхаться". Неважно сейчас, насколько достоверна была эта фраза, произнесенная в кинофильме М.Ульяновым. Главное, что она - эта фраза - предельно точно отражает то, о чем идет речь. Еще длилась канонада, еще продолжали лететь и рваться снаряды, еще никто ничего не видел и не чувствовал. Кроме Жукова. Который и увидел, и почувствовал ситуацию. И обозначил ее. И с той точки зрения, о которой уже говорилось несколько выше, это все можно легко понять: человек говорил о своем самочувствии, о чувстве себя как части окружающего его пространства и об окружающем его пространстве как части себя. И именно по этой причине, именно эти люди и занимают командные посты практически в большинстве случаев - самопроизвольно, их выдвижение происходит как бы автоматически именно потому, что они быстрее других ориентируются в неожиданно и быстро меняющейся ситуации и сразу же - по постулату об экстравертности - подчиняют ее - ситуацию - себе. Так же подчиняют они себе и людей. Но на первое место в этой диаде, естественно, выходит СЛЭ, поскольку людям ТИМа СЭЭ принимать взвешенные решения сильно мешают подчас эмоции (этика соотношений как вторая функция и собственно эмоции в качестве восьмой - демонстративной, - которая и побуждает СЭЭ их проявлять, на что, естественно, нужно время, - да и соображение тоже, - себя же ж, любимого, ПОДАТЬ надо!). А люди ТИМа СЛЭ "больны", перефразируя Г.Р.Рейнина (см.ниже, - о ТИМе СЭИ), "комплексом естественности", - они абсолютно естественны! Как окружающее и пронизывающее их пространство, частью которого они являются и которое ощущается ими, повторюсь, как часть их организма, их сущности. По этой же причине, в частности, экстравертные сенсорики спокойно оперируют всем содержимым этого пространства. И если такой человек что-то берет, ему не принадлежащее, то это не рассматривается им как воровство или вообще как какое-либо заимствование - человек этот просто прикоснулся к части себя самого! Если вами командует Жуков, Не стремитесь ходить в героях: Затаитесь, скрывая резервы, Не давая считать свои шкуры, Чтоб остаться хотя бы при КОЖЕ! Светлана Небыкова Здесь можно спорить лишь о количественной стороне достаточно зло обрисованной ситуации. Еще точнее звучит эта мысль у Юрия Лореса: ...он, едва родившись, принимает Вселенную за собственное Я. Юрий Лорес ( "Зодиак") (Это фрагмент описания знака Лев, по многим "параметрам" личности весьма напоминающего ТИМ СЭЭ, но это соответствие - тема другой статьи.) Я как-то спросил одного представителя ТИМа СЭЭ, насколько, по его мнению, справедлива моя характеристика людей этого ТИМа из "Афористических портретов" (готовятся к печати): "Легко берет, трудно отдает". Ответ был предельно лаконичен и точен: "А зачем же отдавать, раз это попало в руки?!" Но если люди ТИМа СЛЭ подобным образом обращаются с миром материальных ценностей, то СЭЭ точно так же манипулируют людьми... Конечно, и в этих случаях, как всегда и во всем, все зависит от уровня человека... Но наиболее точно, как мне кажется, мысль о том, что пространство данной реалии является только частью человека, выражена в словах Иосифа Бродского (первый эпиграф). Это поэтическое прозрение мне представляется поистине гениальным. В принципе, это тривиальный философский образ ("Если я - часть Мира, то Мир - часть меня, - ну, "несколько" большая, чем весь я со всеми моими мыслями, - ну и что?!.."). Но в контексте настоящей статьи эта поэтическая сентенция приобретает особый смысл и звучание. Думаю, понятно теперь, почему ужасным посягательством на свою свободу и возможности воспринимается "черными" сенсориками по первой функции любое ограничение в правах на владение пространством, в котором они находятся (хотя СЛЭ гораздо более сдержанны в этом вопросе - выручает вторая функция - L). Видимо, здесь же можно найти и объяснение неприязни СЛЭ к верхней - "воротничковой" - пуговице рубашки, а СЭЭ - особенно это заметно у женщин этого ТИМа и особенно летом - вообще ко всякой одежде. СЭЭ практически совершенно не могут находиться в помещении, откуда у них нет возможности выйти в любое мгновение, например, в гостиничном номере, где неожиданно вышел из строя замок в дверях. Стоить заметить, что у СЛЭ часто настежь открыта дверь их рабочего кабинета. По-видимому, были бы весьма интересны исследования людей с симптомом клаустрофобии (боязнь закрытого пространства) с целью установления их соционического типа. Можно предположить повышенный удельный вес всех четырех ТИМов с сенсорикой на месте первой функции. (Буквально, на основе сказанного в начале статьи: СЭЭ и СЛЭ - вследствие отграничения их от "части себя", а СЭИ и СЛИ - из-за невозможности это самое пространство отражать, получать о нем ежемоментную информацию.) Также можно предположить обостренную негативную реакцию у людей этих ТИМов в условиях сенсорной депривации (резкого сокращения сенсорных раздражителей). "Порядок - во всем!" и Приключениям навстречу!""Порядок - до всего, во всем и после всего (иногда - вместо всего)!" и "Приключениям навстречу!" - Логика реальности, логика факта, логика объектов и обработки их, логика технологии (PS (ЛСЭ) и PT (ЛИЭ)). "ЛСЭ - это руководители предприятий с хорошо отлаженным технологическим циклом производства" (Аушра). Мир фактов. Вселенная фактов. Факты, фактики, "фактищи" (которые тоже - не более, чем факты, поскольку "факты и никаких эмоций по поводу их" - как квинтэссенция ТИМа ЛСЭ). Причем, сначала - в папочку (или в сундучок), - остальное - потом. Когда возникнет ситуация (например, настоящий президентский секс-скандал в США во главе с самым одиозным за всю историю Штатов "отдельностоящим" (или как он там называется) прокурором). Впрочем, "придумывать концепцию и под неё закладывать информацию" (Ю.Семенов) - это тоже здесь. Вернее, именно здесь. Пожалуй, тут будет уместным еще одно отступление по поводу этики как морально-нравственной категории. Приведу два момента из киносериала о прототипе ТИМа ЛСЭ, давшем ему его первый (Аушрин) псевдоним - о Штирлице. Момент первый. Вечер у Штирлица дома, вальс в исполнении фрау Заурих, Штирлиц танцует с Габи. Ответ Штирлица на вопрос Габи о его теплом отношении к фрау Заурих: - "Я всегда с нежностью отношусь к детям и старикам", - Габи: "Я не принадлежу ни к тем, ни к другим?" - Штирлиц: "НЕТ, Габи". Лаконично, четко, исчерпывающе и в высшей степени вежливо (с точки зрения Штирлица). Несколькими днями ранее (или позже, не помню) в соответствующей ситуации такой же информационно исчерпывающий ответ Штирлица той же Габи: "Как шахматный партнер вы меня не интересуете". В обоих случаях этика как человеческая присущность так и сверкает!7 Можно утверждать, пожалуй, что название газеты "Аргументы и факты" - как и сама газета, впрочем,– появилось на свет не без человека (одного, по крайней мере) ТИМа ЛСЭ. Люди этого ТИМа преспокойно обращаются с любыми предметами, наполняющими окружающее пространство. Какой-нибудь "божий одуванчик" этого ТИМа может, стоя в очереди, перещупать полприлавка хлеба или батонов (был период в нашей постсоветской жизни, когда прилавки с хлебом вдруг стали свободно досягаемыми для покупателей), пока очередь не очнется от шока и не зашумит возмущенно. Точно так же - примитивно просто, как с предметами - ведут себя ЛСЭ с людьми (правда, это больше касается тех представителей этого ТИМа, у которых - в которых, вернее, - "ТИМа больше, чем человека."..). А вот для людей ТИМа ЛИЭ люди - это несколько иное, нежели для ЛСЭ. Конечно, генеральная линия та же - главное - дело, которым занят ЛИЭ, а не те люди, которые этим делом заняты вместе с ним ("Мне очень жаль, Билл, что твоя Гнедая сломала ногу, но Боливар не вынесет двоих!"). Справедливости ради следует сказать, что герои Джека Лондона демонстрируют в подобных ситуациях гораздо больше благородства, чем герой этой новеллы О'Генри. Но особенно ярко и интересно работает первая функция ЛИЭ - правда, в неразрывном "тандеме" с "белой" интуицией второй функции (как, впрочем, и у каждого ТИМа - функции не работают изолированно) - в тех случаях, когда жизнь сталкивает ЛИЭ с детьми! (Подробнее я писал об этом в журнале "16" в 1990 году) [18]. Повторю эту мысль коротко. В будущее (T) из нашего "сегодня" реально попадут только именно эти объекты-предметы-субъекты (P). Следовательно, именно в них - и только в них - и нужно вкладывать все то лучшее, что в нас есть, что мы умеем и можем. Отсюда - такая нежная и деловая, вместе с тем, любовь и забота о детях. Это лучшее помещение имеющихся капиталов, вложение их. К слову, "черная" логика (P) - это, по устоявшейся парадигме, - деньги (хотя И.Вахутинский, например, настаивает на том, что деньги имеют наибольшее отношение к "черной" сенсорике (F), что, впрочем, можно принять, если вспомнить о предложенной в начале настоящей статьи иерархии аспектов). Поэтому ЛСЭ заняты преимущественно тем, на что их можно потратить, а ЛИЭ - во что их можно (и нужно!) вложить (это уже к вопросу о вторых функциях двух этих ТИМов). "Жизнь прекрасна и удивительна!" и "Быть иль не быть: вот в этом весь вопрос" "Жизнь прекрасна и удивительна!" и "Быть иль не быть: вот в этом весь вопрос" - этика реальности - эмоции - пространство реальных эмоций, пространство, пронизанное радостью и счастьем - именно таким представляется это многомерное пространство, когда жизнь сводит с людьми ТИМа ES (ЭСЭ) в его лучшем - женском - чистом и "неиспорченном" жизнью варианте. Радость, Любовь, Счастье - все с большой буквы и все в огромном количестве. Именно отсюда - широко - настежь - распахнутые навстречу глаза и душа, и все существо. Приглашение к счастью, к радости, к сопереживанию всего этого, к участию во всем этом. Удивительно заразительный заливистый смех (который в низком варианте женщин этого ТИМа сменяется оглушительным разнузданно-вульгарным хохотом, намертво заглушающим все и вся вокруг). Широта и гостеприимство, человек-праздник. Удивительная, пронизанная светом поэзия. С каким наслаждением переводил своего соционического ревизора - Роберта Бернса (TE (ИЭИ)) - ярчайший представитель ТИМа ЭСЭ С.Я.Маршак (значимость ревизора для подревизного общеизвестна, - особенно на таком далеком временном, прежде всего, расстоянии именно в этой отношенческой диаде). И как же эта функция радости трансформируется у второго члена этой "эмоциональной" (по первой функции) диады, - у ET (ЭИЭ), у которого этика реальности соединена не с пронизанным радостью и светом "белосенсорным" пространством, а с пространством "белой" же интуиции, интуиции опасений и возможных неприятностей (см. ниже). Здесь уже появляется "несколько" иная характеристика этого пространства - судите сами: ЖИЗНЬ Макбет: ...Все завтра, завтра, завтра... Что в том проку? Ползет шажками, медленно, по дням К последнему, всем нам отмеренному сроку. Весь опыт наш осветит дуракам Путь к праху... Прочь, свечи огарок! Жизнь - призраков ползущих вяло тени. О, сколь ничтожен сей паяц и жалок, Что пыжится и лжет свой час на сцене! Вранье его - лишь идиота бред, Неразличимый в ярости и пене, Летящей дням исчезнувшим вослед. (перевод Г.Ш.) Монолог Гамлета (III акт) Быть иль не быть, - вот в этом весь вопрос: Что благороднее, страдать ли молча От стрел и от ударов злой фортуны, Восстав ли против океана бед, Покончить с ними? Умереть? - уснуть, Не более, - и положить конец Сердечной боли, бездне потрясений, Что наша плоть наследует, - мечтать лишь О кончине подобной! Умереть, уснуть - И - спать; а может, - грезить?.. нет, не то здесь, - Какие ж грезы, если мертв наш сон, Отринута мирская суета?.. Здесь есть, над чем подумать, - есть здесь нечто, Что обрекает нас на муки жизни: Кто б захотел принять все эти муки - Обидный гнет и попранную гордость, Боль отнятой любви, неспешность мщенья, Высокомерье сильных и презренье, Что ждет достоинство от недостойных, Коль нужен лишь один удар кинжалом? Кто б захотел нести в поту, стеная, Изматывающей нас жизни бремя? Но этот страх ЧЕГО-ТО после смерти, - Страна неведомая, из которой Возврата нет, смущает нашу волю, Толкает нас в объятья наших бед, - Неведенью мы их предпочитаем... Так в трусость нас ввергает размышленье, И так румянец молодой отваги Сменяет нерешительности бледность, И существо великого мгновенья Тем самым превращается в ничто, - И нет уже поступка... (перевод Г.Ш.) Или следующий отрывок: "...подойдя к борту, можно видеть и воду, бледно-синюю, как глаза убийцы. Оттуда временами выскакивают, пугая неожиданностью, странные летучие рыбы. Ночь еще более чудесна и зловеща. Южный Крест как-то боком висит на небе, которое, словно пораженное дивной болезнью, покрыто сыпью других бесчисленных звезд. На западе вспыхивают зарницы: это далеко в Африке тропические грозы сжигают леса и уничтожают целые деревни... Можно выйти на палубу и забыться спокойным, полным причудливых кошмаров сном". Николай Гумилев, "Африканский дневник" ...Можно только удивляться этим неожиданным и зловещим сопоставлениям. Давно уже примелькавшимся и потому дурно пахнущим литературным штампом стало "небо в алмазах". Но вообразить, что небо... "заболело", ибо покрыто "сыпью... звезд"... Увидеть в зарницах уничтожаемые леса и гибнущие деревни... "Здесь есть над чем подумать, - есть здесь нечто...": полная - черная - безысходность, грязь и мрак у Макбета (понятно, - образ зловещий!); тяжелейшие размышления выбора у Гамлета (тоже понятно, - тоже образ и ситуация его "обретания"), - и... "полный причудливых кошмаров" фрагмент из дневника храброго - почти до безрассудства - кавалериста... Свой дневник Н. Гумилев писал в 1913 году, во время путешествия в Африку. Пройдет двадцать лет, и к власти придет человек - другой ЭИЭ, - который еще через шесть лет начнет самую жестокую из всех войн в истории человечества, в которой будут и горящие леса, и уничтожаемые деревни, и города, и многое, многое другое, - но уже не в "полном причудливых кошмаров сне", а наяву... "Объять необъятное" и "Нам нет преград...!" "Объять необъятное" и "Вперед, не плача!" (IL (ИЛЭ)) и "Нам нет преград...!" (IR (ИЭЭ)) - интуиция реальных возможностей, - следовательно, ИНФОРМАЦИИ об этих реальных возможностях, следовательно, информации вообще. "Информация - это вообще все. Даже пуля, убивающая человека,- это информация, которую человек попросту не сумел "переварить". А "черная интуиция - это все таки время" (по словам Н.Н.Медведева, который продолжает четко и последовательно отстаивать свою точку зрения на семантическое содержание аспектов интуиции). Если оттолкнуться от этого тезиса и от предложенной в начале статьи иерархии аспектов, то все равно мы приходим к выводу, что ближе всего к информации расположен все таки аспект интуиции реальности (I), поскольку об этой реальности - в отличие от остальных, к которым можно "прикоснуться" нашими органами чувств,- у нас имеется только информация. В [16] было сделано предположение о том, что тетрада ИЭИ [13, 17], - ТИЭИ, - это не только информационная, но и творческая тетрада, основанное на тезисе К.Г.Юнга о том, что творчество связано с интроверсией. Позже А.В.Букалов показал, что в контакте с архетипами коллективного бессознательного находятся именно интроверты (об этом тоже сказано в [16]). Оба "черных" интуита по первой функции - IL (ИЛЭ) и IR (ИЭЭ) принадлежат "генетически" к ТИЭИ - по механизму образования ПСС [11, 14]. О том, что одним из двух виртуальных компонентов ТИЭИ у ИЛЭ является интроверсия, придающая творческий характер деятельности ИЛЭ, сказано в [13]. Информационная часть тетрады компонентов ИЛЭ (первые две буквы) составлена из головных компонентов обеих маточных тетрад [13, 17]. (В принципе, разговор об этом - впереди, в статье о соотношении величины проявленности компонентов всех ТИМных тетрад ПСС, - одной из последующих статей цикла "Картина интертипных отношений".) Пока же ограничимся констатацией тезиса о необычайной научной продуктивности ТИМа ИЛЭ. Попробуем провести некоторый анализ этого ТИМа . 1. Иррациональность как априорная готовность ко всему новому, нетривиальному, нестандартному. 2. Ведущие компоненты обеих маточных тетрад. 3. Интуиция реальности как один из этих компонентов. 4. Интровертность как виртуальный компонент Тиэи. 5. И - "завершающий аккорд" - место ИЛЭ в ПСС, - точка золотого сечения социона, его точка бифуркации [16]. Таковы пять (как минимум) составляющих, пять условий, пять свойств, наконец, объясняющих удивительную широту интересов, знаний и творчества людей ТИМа ИЛЭ. К этому нужно добавить еще и необычайную способность к поглощению с пользой для себя огромного количества информации, поступающей по всем информационным каналам человека и усваиваемой им. Здесь же постоянное стремление (деятельное стремление!) к самосовершенствованию - освоение приемов скорочтения, скорописи, включая стенографию, индивидуальной развивающей техники в самых различных направлениях духовной практики. Я думаю, что это все - только в самых общих чертах, - но, по-моему, тоже достаточно, чтобы подтвердить тезис Аушры о том, что во главе НИИ должен стоять именно ИЛЭ [1]. И, конечно, еще и удивительный демократизм этих людей. И второй ТИМ с интуицией реальности, - "черной" интуицией (I) на месте первой функции - IR (ИЭЭ), - "энтузиаст", как назвал людей этого ТИМа Бен Шнейдерман [11]. Приведу цитату полностью: "Горячий энтузиаст, высокодуховная личность, изобретателен, с воображением, умеет делать практически все, что ему интересно. Быстро разрешает личные затруднения и всегда сам готов помочь людям в решении их проблем. Всегда полагается на свою способность моментально импровизировать (выделено мною, Г.Ш.) вместо того, чтобы заранее подготовить работу. Говорит обычно своеобразно, без запинок, свободно и легко". Это восторженное описание ТИМа ИЭЭ можно понять, если сделать поправку на активационную отношенческую диаду (автор и его герой - Бен Шнейдерман - ЛСЭ). Но я обращаю внимание читателя на подчеркнутый фрагмент цитаты из [11] - эта "моментальная импровизация" как раз блестяще иллюстрирует тезис о погруженности в реалию первой функции - тут и импровизировать не нужно, - можно просто "считать" информацию! Если ИЛЭ прекрасно видят, что может получиться из конкретной (или не очень конкретной) идеи, то ИЭЭ могут любому человеку рассказать, на что он способен, могут вдохновить, воодушевить практически любого человека на любое подвижничество, как, впрочем, и сами способны на него, - недаром мы говорим о жертвенности людей этого ТИМа как об одной из основных черт характера. Да, все действительно так и есть. Но меня не перестает удивлять одна особенность людей этого ТИМа. Если никто иной не сможет так вдохновенно рассказать человеку, на что он способен в хорошем смысле, то никто иной, кроме людей ТИМа ИЭЭ, не сможет и очернить человека так, как это может ИЭЭ - и именно по той же причине, - по причине своей первой функции. Причем, если воодушевляющие вещи говорятся в глаза, то гадости о человеке обычно произносится за его спиной. Приведу еще одну цитату [12]. "Иногда - способность очень "точно" и гнусно оговорить человека. "Точно" (в кавычках) - потому что оговор (будучи именно оговором, - т. е. вымыслом) "надевается" на оговариваемого как хорошо пригнанное гимнастическое трико - облегающе, вплотную! Т. е. если бы жертва оговора действительно сделала то, что ей инкриминируется, то это было бы сделано именно так, как об этом рассказывается". Иногда это происходит буквально "на пустом месте" - просто из желания покрасоваться... И еще один аспект погружения "черных интуитов" по блоку ЭГО в информационную реальность. Вспомним начало статьи: погружение в данную конкретную реалию, восприятие ее - данной реалии - как части себя. Следовательно, кто бы и что бы ни сказал, "черный" интуит по блоку ЭГО воспринимает сказанное как часть себя самого! Это, конечно, метафора. Это, конечно, гипербола. "Но именно так все и происходит"! И если не отдавать себе отчет в этом явлении, то мы попросту не сможем поверить, что "черный" интуит по блоку ЭГО действительно не в состоянии подчас запомнить, у кого и что он позаимствовал. Потому что в следующее мгновение после того, что произошел обмен информацией, во время которого и могло иметь место такое заимствование, включается вызванная им цепь собственных ассоциаций, мыслей, воспоминаний, сопоставлений и пр., и пр., и пр. Проходит время - иногда не слишком и большое, - и идея спокойно выдается за свою, причем, совершенно искренне!.. Справедливости ради следует сказать, что если четко известно, кому принадлежит та или иная идея, мысль, предложение, ИЛЭ никогда на нее не претендует, принципиально отказывается от соавторства (ведь не секрет, что идеи чаще всего крадут именно соавторством). Интересно, что ИЛЭ сделает все возможное для того, чтобы помочь автору идеи с ее реализацией, - особенно если он - ИЛЭ - находится во главе организации или подразделения, а ЛИИ при необходимости ее - идею - упомянуть, даст на автора ссылку. Но как всегда и во всем здесь также сказывается уровень культуры этих людей. Я мог бы назвать имя одного достаточно известного в Киеве соционика ТИМа ИЛЭ, о котором говорили не иначе как о хорошем парне, тут же оговариваясь, впрочем, что новой информацией при нем и с ним делиться и обмениваться, конечно же, нельзя ни в коем случае (!!). И именно по указанной причине: любая новая информация, мысли, идеи и т.п. присваивались мгновенно и совершенно естественно. Это ему принадлежит выражение: "Да какая разница, кто из нас что сказал! Главное - соционика выигрывает!". Тоже интересная сентенция, особенно если учесть, что под своими (?) писаниями он ставил всё таки свою фамилию! ИЭЭ также настолько быстро включается "в тему", что порой кажется, что это действительно его тема, о которой он говорил, если не с вами, то вообще (с кем-нибудь). Если вспомнить тезис о погруженности в реальность какого-либо аспекта, если допустить правомочность такой постановки вопроса, если допустить, наконец, что все это так и происходит, то можно прийти к выводу о том, что, какого вопроса ни коснулся бы собеседник "черного" интуита, он - этот собеседник - может услышать в ответ либо продолжение своей мысли буквально с "полузвука", либо сообщение о том, что "а я говорил уже об этом тогда-то и тогда-то". Человек, который начал разговор с изложения осенившего его откровения, очень трудно и враждебно воспринимает такой поворот событий, что вполне естественно и понятно, но это совершенно ничего не меняет. "Черного" интуита (ЧИ) по первой функции очень трудно (если вообще возможно) уговорить, что высказываемые мысли он слышит впервые, и в "прошлый раз" о них говорил не ЧИ, а его собеседник, который снова начал разговор на эту тему. ЧИ может поверить только очень близким людям (друзьям, родственникам, членам семьи) и то с большой неохотой и как бы "делая одолжение". Не намного лучше обстоит дело и с "черными" интуитами по второй функции - ЭИИ и особенно ЛИИ, у которых интуиция реальности - творческая, демонстрируемая функция и для которых попросту важно, что идея согласуется с системой или с концепцией, - входит в нее, но совершенно неважно, кто ее высказал. Через некоторое время идея - точно так же, как это было описано выше, на примере с ЧИ по первой функции - выдается за свою - причем, также совершенно искренне! У многих киевских социоников свежи в памяти случаи прямого плагиата, допущенного (или совершенного!) именно "черными" интуитами по второй функции. Это можно попытаться объяснить и исходя из описанных посылок, но плагиат все равно остается плагиатом чистейшей воды. Поскольку речь идет о ныне здравствующих и работающих в соционике людях, я не считаю возможным еще раз называть их имена. Но строки эти я обращаю именно к ним в первую очередь. Ибо, во-первых, здесь допустимо говорить о невольном плагиате - назовем это так. А, во-вторых, из описанной точки зрения можно сделать, по меньшей мере, два вывода. Первый. Сказанное не следует воспринимать как попытку оправдания "черных" интуитов по блоку ЭГО, как попытку индульгирования их или предоставления им возможности самоиндульгирования! (Это - к вопросу о возможных "заимствованиях" информации.) Вывод второй, накрепко связанный с первым: необходимость для этих людей внимательнейшего отношения к своим собеседникам, к полученной у них (или через них) информации и обязательнейшего фиксирования каждого факта получения такой информации. Для себя же, для собственного спокойствия, для сохранения лица своего как исследователя, как ученого. Потому что, если используется опубликованный источник, на него все-таки обычно делается ссылка. А вот устно переданная информация чаще всего не фиксируется... С точки зрения всего сказанного ранее, можно, пожалуй, попытаться объяснить такую поведенческую черту ИЛЭ как щедрая "раздача" своих идей соратникам и ученикам (правда, речь идет о людях, уже состоявшихся как ученые, достаточно взрослых, скажем так, представителях этого ТИМа). Причем, в указанных случаях ИЛЭ не настаивают на своем авторстве, на ссылках на свое имя, - они как будто забывают о проведенной беседе (или действительно забывают о ней). "А чего там! Информации на всех хватит". И это высказывание вполне можно понять: ИЛЭ погружены в информационную реальность! Белая интуиция Кружится легкий осенний лист. Кем он приходится дальней звезде? "Здесь и сейчас!", - говорит дзен-буддист. Поэт переводит: "Всегда и везде!". Кирилл Ковальджи Конечно, - интуиция... И, конечно же, - "белая"! (Какая еще способна на такое?!..) ...Ни пространства, ни времени... Вернее, как раз наоборот - и пространство, и время - одновременно, одно в другом, - не разъединишь... Эмили Дикинсон УТРО А будет ли утро? Настанет ли день? Дождусь ли я утра и дня? А, может, горы высоченной тень Скрывает его от меня? И как оно движется? В чем оно ходит? Ступни? Как у лилии? В перьях? Как птица? Как мне бы хотелось узнать, где же бродит, Где прячется утро, - и с ним подружиться! А, может быть, странник, мудрец иль моряк, Что многое видел, ответит, Расскажет мне, где и откуда и как Появляется день на рассвете? (перевод Г.Ш.) Какой полет, какая свобода ассоциаций! "В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть..." А это уже прототип предложенного Аушрой псевдонима... "...Иногда мне чудится, что самое непонятное в наш век понятие - ВРЕМЯ - чем-то связано с человеческой интуицией. Кажется, что таинственное движение интуиции к истине питается энергией времени...". Виктор Викторович Конецкий ...Полное радостного воодушевления "А что, если..." и унылое "А разве это кому-нибудь надо?.. кар-р-р...". ИЭИ (TE) и ИЛИ (TP)... "Белая" интуиция. Интуиция мечты и интуиция опасений, интуиция надежды и интуиция возможных неприятностей. • ИЭИ - "Как бы чего не вышло..." • ИЛИ - "Обязательно выйдет, - и именно "это самое". • ЭИЭ - мало того, что обязательно случится, так еще и в та-а-ких подробностях, (что всех окружающих тошнить начинает,-не будем забывать: виртуальный компонент (ВКТ-2) [13] ТЛСЭ у людей ТИМа ЭИЭ - сенсорика, - вот откуда это ошеломляющее количество подробностей!). • ЛИЭ. А вот людей этого ТИМа, которые тоже "больны" белой интуицией и которые также знают, что все негативное, что может произойти, обязательно произойдет, - просто невозможно застать врасплох! ВКТ-2 у них - сенсорика. Правда, как говорит один конфликтер этого ТИМа, т. е. человек, который самой соционикой предназначен для фиксации отрицательных черт ТИМа, - "Джек всегда кого-нибудь "подставит", чтобы самому не пачкаться о неприятность". Но на то он и конфликтер, чтобы так говорить. Да и не в этом же дело, а дело в том, что это - лишнее подтверждение выдвинутого тезиса о роли белой интуиции. И еще одно проявление поведенческих реакций людей с белой интуицией. На сей раз - в ее изначальном варианте - временнОм. В начале статьи говорилось о погруженности экстравертов в реалии своих первых функций. В принципе, точно так же погружены в соответствующее отражение реальности и ТИМы с белыми функциями в блоке ЭГО модели А. Это отметила еще лет 10 назад О. Б. Карпенко. И точно так же - как часть себя самого - воспринимают это отражение реальности эти люди. Отсюда - субъективность оценок, мнений, выводов, положений - не может быть объективно истинным отраженное! Принципиально. По постулату об отражении. Поэтому, в частности, невозможно затолкать белых интуитов - особенно по первой функции (ИЭИ или ИЛИ) хоть в какие-нибудь временные рамки - редуцировать многомерную функцию в трехмерную. И если ИЭИ каждое свое "выпадение" из этих рамок переживает, безуспешно пытается догнать или опередить это самое время, - неудобно ему, видите ли, - то ИЛИ - спокоен, - он чисто логически осознал неосознаваемое: "А, все равно не получится, так чего же нервничать?" Кстати, именно здесь и кроется, возможно, тезис о непонятности людей ТИМа ИЭИ, о непонятности России (буде она действительно к этому ТИМу принадлежит по ментальности своей): поймите-ка Космос! В этом понимании первой функции ИЭИ находим мы объяснение часто встречающегося обвинения людей этого ТИМа в "несвоевременности" некоторых их поведенческих реакций, в так называемом "выпадении" их из времени. Но все ведь наоборот! Это привычный большинству из нас трехмерный социум требует (и ждет!) у (от) людей с "белой" интуицией на месте первой функции их выпадения из родной многомерной стихии в свою - социума - трехмерную реальность, в привычное "болото" трехмерного мира, вынуждая, принуждая, заставляя ИЭИ и ИЛИ укладываться в так называемые временные рамки докладчиков на конференциях, совещаниях и семинарах, приходить на работу вовремя и вообще называть сроки исполнения своих обещаний и взятых на себя обязательств или доверенных и порученных дел. Как же счастливы должны быть те белые интуиты по первой функции (ИЭИ и ИЛИ), которым Небо подарило руководителя, нашедшего возможность создать людям этих ТИМов временн?й режим наибольшего благоприятствования на службе! Я могу назвать, по крайней мере, двух таких людей - в Киеве и в Санкт-Петербурге. За несколько десятков лет своей трудовой деятельности люди эти редко приходили на службу вовремя (правда, им разрешали задерживаться хоть до ночи). Но каков же был "съем" с этих людей. Руководителем одного из них был ЛСИ, очень быстро разобравшийся в сути происходящего и поэтому "закрывший глаза" на указанное нарушение дисциплины; руководитель второго ИЭИ мне неизвестен, но сам ИЭИ занимал в этой организации достаточно высокое положение. И снова все объяснимо в этих двух случаях: двум упомянутым представителям ТИМа ИЭИ не нужно было насиловать свою сильную (в творческом плане, в плане самореализации) функцию, на что, безусловно, уходило бы огромное количество сил организма, его резервов, в конечном итоге, и они - эти люди - могли спокойно выполнять то, что от них требовалось, да еще и с превышением... Вот бы каждому белому интуиту по первой функции предоставить такие условия работы! ..."Но нету чудес, и мечтать о них нечего" (В. Маяковский). А посему, теперь, зная уже, что происходит в жизни и почему (предположим, для кого-нибудь прочтенные строки послужили откровением), нужно попытаться осознанно начать - и поскорее - тренировку своих сильных у ТИМа, но слабых в жизни функций, чтобы все-таки суметь вписаться в пространство окружающей жизни и оставить себе возможность "свободного полета" по сильным функциям. Ибо "невозможностей нет, как нет и безвыходных положений", как было написано в одной мудрой книге... Собственно говоря, свободный временной режим - мечта, по-видимому, каждого интуита. Но наиболее ярко проявляется необходимость в нем - жизненная необходимость - у двух ТИМов: ИЭИ и ИЛИ. И я думаю, что идея скользящего графика на некоторых предприятиях родилась не без участия белой интуиции в чьей-нибудь умной голове... Можно предположить, что именно описанный механизм поведенческих реакций у людей с белой интуицией на месте первой функции ответствен и за так называемый "есенинский"9 шок, хорошо известный соционикам-практикам. Это своеобразный эмоциональный ступор, возникающий как преходящая реакция на сильное нервное потрясение, вызванное, например, резким и неожиданным стрессирующим - сенсорным воздействием. Об одном таком случае мне рассказал Роман Блиндер, один из первых киевских социоников, СЭИ, много лет занимавшийся альпинизмом и горным туризмом, а о втором - другой мой знакомый. В первом случае было сложное восхождение по обледеневшей скале. Первым в связке шел Роман, вторым, страхуя его, - ИЭИ. Когда Роман сорвался и, пролетев мимо своего напарника, стал падать, - к счастью, с не очень большой высоты - ИЭИ, по словам Романа, "спокойно" смотрел на быстро скользящую в его ладони веревку вместо того, чтобы попытаться задержать ее движение и тем самым спасти падающего товарища. Естественно, дело кончилось тем, что ИЭИ также был сорван со скалы, и оба полетели вниз. Оба от удара потеряли сознание, но расшиблись несильно, и первое, что сделал Роман, очнувшись, хорошенько набил напарнику физиономию, а позднее добился его дисквалификации как альпиниста. "Конечно, если бы я знал тогда соционику, ничего бы этого не произошло, я бы просто натренировал парня на поведение в подобной нештатной ситуации", - говорил он потом. Должен сказать, что это замечание было совершенно правильным, - тренировка в этом случае вполне возможна, поскольку интуит, пребывающий - живущий в "узком луче света от собственной фары" (В. Конецкий), т.е. в своей, изученной, оттренированной ситуации, действует быстрее любого сенсорика, иногда - практически всегда, вернее, - эту самую нештатную ситуацию предвосхищая и, естественно, препятствуя ее возникновению. Во втором случае, когда на силовом электрощите вспыхнул и мгновенно загорелся включенный каким-то разгильдяем трехфазный рубильник со снятой дугогасительной камерой, ИЭИ - как он потом рассказывал, - замерев, молча, смотрел, как на щите разбухает достигший к этому времени размеров футбольного мяча огненный шар, полностью отдавая себе отчет в том, какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять. Очнулся он только тогда, когда мимо, чуть не сбив его с ног, промчался к центральному щиту сотрудник и выключил сеть. Только тогда ИЭИ "кинулся" к огнетушителю, но его кто-то опередил. "Кинулся" в кавычках, поскольку двигался этот ИЭИ, как он потом говорил, как в замедленной киносъемке. Здесь та же картина: если бы знания, полученные на занятиях по технике безопасности при работе на высоковольтных установках, были закреплены тренировками, особенно необходимыми интуитам, все было бы в порядке: возникшая ситуация была бы "своей", находилась бы в том самом "луче света от собственной фары", и герой наш действовал бы в полном соответствии с ней. По той же причине, по причине многомерности своей первой функции - белым интуитам невообразимо трудно заниматься различного вида психологической техникой, требующей присутствия их "здесь" и "сейчас" - как, например, занятиями по системе Цигун, подразумевающими полнейшее - абсолютное - сосредоточение на выполняемых элементах этой системы, длительное - до одного-двух часов - неподвижное стояние в "большом дереве", длительное неподвижное сидение в определенных позах и выполнение определенных же мысленных действий при неподвижном теле и пр., и пр. Основная трудность выполнения таких упражнений для людей этих ТИМов (особенно для ИЭИ, поскольку ИЛИ помогает дисциплинирующая логика фактов - его вторая, осознанно сильная функция) заключается в том, что их многомерная первая функция - белая интуиция, интуиция возможных изменений во времени - постоянно отвлекает их, выдергивая из "постылой" для этих людей сенсорной ситуации, ситуации максимально возможного сосредоточения на выполняемом действе. Выручает здесь (да и то не полностью) только глубокое осознание необходимости "надеть" эту ситуацию на себя, сделать ее своей, сродниться с ней (например, жизненные показания, как говорят медики). Тогда ценой неимоверных усилий человек этого ТИМа может добиться некоторых успехов. В Киеве, например, известен случай излечения человека ТИМа ИЭИ, у которого было онкологическое заболевание последней степени, когда уже фиксировались метастазы. Сейчас этот человек работает инструктором Цигун. Видимо, описанными причинами объясняется мнение о людях ТИМа ИЭИ как о людях не от мира сего, "людях воздуха" (Шолом Алейхем). Собственно говоря, людьми "не от мира сего" называют обычно практически всех интуитов (кроме ЛИЭ, конечно, которого из "неотмирасегошности" мощно выдергивает его виртуальная сенсорика - виртуальный компонент тетрады ЛСЭ [13]). Г.Р.Рейнин, например, говорит об интуитах как о гостях в этом мире по сравнению с хозяевами-сенсориками. Но наиболее точно, "по фигуре", "надевается" этот образ - "человека воздуха" - на людей ТИМа ИЭИ, причем, именно в силу отсутствия в блоке ЭГО функций, связывающих этих людей с миром материальной реальности. Иногда это проявляется трудно вообразимым образом (с точки зрения - и воображения тех людей, у которых в блоке ЭГО имеются функции, отсутствующие у ИЭИ: черная сенсорика F - сенсорика реальности и черная логика P - логика реальности, логика реального факта, реальной жизни). Как-то много лет назад ко мне зашел человек, с которым мы учились в одном классе. В руках у него была гитара, как оказалось чуть позже совершенно ненастроенная. Он все же умудрился сыграть на ней что-то, каждый раз для извлечения звука прикасаясь только к одной струне. В ответ на мое предложение попытаться немного ее подстроить меня попросили ни в коем случае не прикасаться к ней в этом смысле, но если я хочу попробовать что-нибудь сыграть, ничего не изменяя, то конечно, пожалуйста... Мне кажется, это очень наглядный пример того, во многом иллюзорного и хрупкого мира, в котором иногда живут представители ТИМа ИЭИ (хотя я и не настаиваю на том, что мой гость принадлежал именно к этому ТИМу). Вообще говоря, контакты людей ТИМа ИЭИ с реальным миром выглядят порой... странновато. Мне рассказывал один молодой человек об одном таком "контакте". Жил он в отрочестве и юности в Киеве на Прорезной (тогда Свердлова), деревья на Владимирской, которую он каждое утро переходил по дороге в школу, были еще невелики, и улица просматривалась в обе стороны на большое расстояние, - в частности, он свободно видел памятник Богдану Хмельницкому, который - памятник - медленно, но неуклонно "вырастал". Характерно, что наблюдал он это не все время, а от случая к случаю, но запомнил. Кому-то он об этом попытался рассказать, его, естественно, высмеяли, чем все тогда и закончилось. Прошло немного (не очень много, во всяком случае) лет, и человек этот нашел разгадку наблюденного феномена: он - этот человек - рос, вырастал, становился выше ростом, и с каждым своим взглядом (а взгляды эти он бросал в ту сторону не каждый день) видел все большую часть памятника, появлявшегося из-за едва видимой обычным глазом выпуклости улицы Владимирской на участке между Золотоворотским садиком и площадью с памятником. Видимо, период "наблюдения" длился не менее одного-трех лет, - время совпало, наверное, с бурным - мальчишеским - увеличением роста. Но что для белого интуита по первой функции "какие-то там" два или три года! Да он просто не заметил, в течение какого периода времени вел свои наблюдения, а потом, естественно, не мог вспомнить... И, пожалуй, еще один пример "выпадения" ИЭИ в реальность окружающего мира. Отец (ИЭИ) с сыном ехали в троллейбусе, о чем-то беседуя. Сын - высокий юноша, на полголовы выше отца. На какое-то время беседа смолкла, потом отец стал с беспокойством оглядываться в проходе, разыскивая что-то, по-видимому, на полу, - во всяком случае, смотрел он вниз. В ответ на вопрос сына: "Кого ты ищешь?" - отец на мгновение замер, потом поднял голову и растерянно ответил: "Тебя..." (Сын вырос на двадцать–двадцать пять сантиметров, примерно, за год). Я прекрасно знаю обоих, в этом рассказе нет и намека на выдумку - эта история стала семейной легендой, - но услышь я об этом не от них, наверно, не поверил бы... Хотя, с точки зрения, высказанной ранее, вполне объяснимо и это... Несколько слов о даре предвидения у людей с белой интуицией как первой функцией. Если у TE (ИЭИ) порой этот дар проявляется как какое-то общее беспокойство по тому или иному поводу, что и вынуждает этих людей совершать какие-то, временами им самим непонятные, "телодвижения", которые и происходят в основном на уровне эмоций, то у TP (ИЛИ) эти "неясные" для ИЭИ предощущения четко организуются его - ИЛИ - творческой логикой второй функции и принимают вид вполне четких выводов, поведенческих реакций и соответствующих рекомендаций (всё таки не без причины лучших финансистов, адвокатов, аналитиков человечеству поставляют люди именно этого ТИМа). "Зри в корень!" и "Тем хуже для фактов!" "Зри в корень!" и "Тем хуже для фактов!" - ЛСИ (LF) и ЛИИ (LI). Присмотримся теперь к "белой" логике,- логике отражения, логике системы, логике отражения реальности. Отражение никогда не бывает полностью адекватным отражаемому объекту или явлению, - если говорить буквально, то хотя бы в силу своей зеркальности. Поэтому не существует ничего более отдаленного от реального положения вещей, чем иные "тезисы" людей, в ТИМе которых логика отражения находится на месте первой функции. В этом месте наших рассуждений, Уважаемый Читатель, мы с Вами сделаем ОТСТУПЛЕНИЕ от основной темы настоящей работы, - отступление, касающееся понятия уровня развития человека, уровня его общей культуры. Простая истина нагая Опасна тогам и котурнам: Осёл, культуру постигая, Ослом становится культурным. Игорь Губерман Примерно, в 50-70-е гг. уходящего столетия сложилось понятие Интеллекта "А" и Интеллекта "Б", или как говорят психологи, интеллекта "чистого" и интеллекта "выученного". Эти понятия начали, по-видимому, проявляться в начале века (работы Пине) и окончательно оформились в указанные годы (исследования Терстоуна, Айзенка, Векслера, Амтхауэра, Равена). Именно оформились, поскольку сущность этих понятий жила в народе гораздо дольше, со значительно более раннего времени (см. ниже). Речь здесь о том, что человеком высокого уровня образования, культуры, развития, - интеллигентности, в конечном итоге, - можно стать только в том случае, если высокий уровень интеллекта "Б" (будем пользоваться этим обозначением) налагается на столь же высокий уровень интеллекта "А". Причем, под интеллектом "А" понимается интеллект генетический, родовой, наследственный, независящий от человека, полученный им при рождении, как аванс, как "carte blanche" своего рода. Таких людей можно очень легко отличить по тому внутреннему свету, тому теплу, которое они излучают, - от этих людей не хочется отходить (пусть они иногда оказываются и не очень уж образованными, - в старых сёлах встречались ранее такие очень пожилые люди...). Если же сколь угодно высокого уровня интеллект "Б" (дипломы об образовании, степени, звания и т.д., и т.п., то есть всё то, что люди приобретают в социуме), налагается на неограниченно приближающийся к нулю или равный ему уровень интеллекта "А", то тогда приходится сталкиваться с ситуацией, о которой в народе говорили: "Из грязи да в князи!" (Россия). На Украине же выражались более жёстко и категорично: "З хама не зробишь пана...". Именно эту тяжелейшую ситуацию, сложившуюся на территории бывшего СССР в результате совершенно определённых процессов, происходивших в течение его существования, академик Д.С.Лихачёв в интервью газете "Известия"10 охарактеризовал фразой: "Культура -наше общее прошлое, и даже Господь Бог не в силах изменить этого", - и чуть далее: "Надо возродить объединения интеллигенции по самым разным и сложным проблемам". Но вернёмся к ЛСИ и ЛИИ. Если, познакомившись с какой-либо ситуацией или создав свою, какие-нибудь действия предпринимает человек ТИМа ЛСИ, то огромнейшее значение здесь будет иметь уровень нашего гипотетического героя. Если уровень развития его достаточно высок, то "неточности", которые могут возникнуть в силу объективной невозможности адекватных поведенческих реакций (вспомним: логика отражения реальности как первая функция), будут немедленно - легко и свободно - скомпенсированы его второй функцией - сенсорикой реальности, и ситуация всё таки сохранится под контролем разума. Именно по этой причине, люди этого ТИМа и способны гораздо быстрее, чем представители иных ТИМов, разобраться в сути происходящих событий и внести соответствующую корректировку. Но жизнь, к сожалению, гораздо чаще, чем это хотелось бы видеть, предоставляет нам примеры совсем иного характера. И в этом случае мы сталкиваемся с совершенно иным проявлением той же самой ситуации... В "Теории интертипных отношений" А. Аугустинавичюте [2] есть глава с названием, которым - главе и названию её - я посвятил одну из своих статей [15]. Если в этом названии изменить одну лишь букву, смысл его приобретёт зловещее звучание: СтраШная судьба "Я всегда ощущаю жизнь, как минное поле, а я минёр на нём..." В.М. Это слова моего сотрудника о себе. Он разрешил мне, не называя его имени, использовать их в описании людей ТИМа ЛСИ. Вдумайтесь: вся жизнь - в напряжённых попытках обнаружить, где заложены мины (а в том, что они заложены, сомнений нет, - иначе не возник бы образ минного поля), разгадать механизм их действия и обязательно обезвредить! Дуал, - если он и находится рядом, ситуацию ничуть не разряжает: впереди только "ГАМЛЕТальные" ужасы. Третий член квадры - СЛЭ - действует только по получении целеуказания, но зато - как! А четвертый представитель квадры - ИЭИ - будет взывать к милосердию, к миротворчеству, пытаясь всем своим существом гармонизировать пространство, но... тщательно хранить традиции своей любимой бета-квадры, её цельности, её завершённости, её стабильности, без которых он просто не может существовать... И если проследить всё историю человечества, все режимы, созданные этой - самой цельной, самой стабильной квадры, - от инков и Шумера [исследования А.В.Букалова] до СССР и III рейха, станет понятно, что у народов, во главе которых находилась эта квадра - в те периоды, когда она находилась во главе этих народов и цивилизаций, - действительно страшная судьба [13, 16] По-видимому, именно в "этом месте" модели структуры психики людей этого ТИМа - и этой системы, системы b-квадрой, в конечном итоге, ибо структура этой системы - это, прежде в
__________________
Твори Любовь ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! ЗАВТРА может быть ПОЗДНО! |
![]() |
![]() |